Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Россия и СНГ в новых геополитических условиях - файл 1.doc


Контрольная работа - Россия и СНГ в новых геополитических условиях
скачать (58 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc58kb.16.12.2011 05:56скачать


1.doc

1. Распад СССР и геополитическая ситуация в постсоветском пространстве.

На территории бывшего СССР возникли 15 независимых государств с вакуумом влияния, с разными экономическими параметрами, с разными векторами поиска покровителей. Постсоветское пространство сразу же привлекло к себе внимание многих внешних сил. Новыми политическими игроками в этом пространстве стали США, Германия, Турция, Иран и Китай. У Америки общие интересы с Турцией, обе стремятся доминировать в Средней Азии и Закавказье. Турции в этом регионе противостоит Иран со своей идеей создания мусульманской империи. США стараются изолировать Иран от мирового сообщества и помешать его региональным устремлениям. Мощным геополитическим игроком в постсоветском пространстве становится Китай, привлекаемый энергоресурсами региона. Прибалтику, контролируют США и Германия.

Россия еще слаба, чтобы закрыть это пространство от внешних сил, и пока бедна, чтобы организовать евразийские территории собственными силами.

2. Образование СНГ: приобретения и проблемы.

В постсоветском пространстве возникло новое образование - содружество независимых государств (СНГ), объединившее 11 бывших советских республик. В него вошли РФ, Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. Не вошли в состав СНГ Литва, Латвия, Эстония, Туркмения.

СНГ обеспечил (1) решение вопроса о российском правопреемстве ядерного статуса СССР; (2) предотвратил неконтролируемый распад ядерной сверхдержавы; (3) локализовал и перевел в процессы переговоров вооруженные конфликты на разломах советского пространства. Принадлежность к СНГ повышала престиж правящих режимов новых государств, способствуя их легитимации. СНГ выступил залогом стабильности для тех стран, которые оказались втянутыми в конфликты,

Геополитическая недальновидность российского руководства 90-х годов стала причиной того, что шанс для России утвердиться естественным центром Содружества был упущен. В последующие годы из-за распада экономик всех без исключения стран СНГ возможностей укрепить его на прежних основаниях почти не осталось. В формировании пространства СНГ накопились проблемы: (1) нет стратегического единства в этом пространстве ни в политических, ни в экономических вопросах, ни в культурно-языковых; (2) для российского бюджета отношения со странами СНГ остаются затратными; (3) обозначилось четкое геостратегическое размежевание: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан сохранили свое членство в ДКБ — договоре коллективной безопасности (1992); Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова создали организацию ГУУАМ, нацеленную на ограничение влияния России в Закавказье, каспийской и черноморской зонах; (4) расширились пространства демодернизации, архаизации, жестких политических режимов, особенно в Туркмении.

В ближайшем зарубежье проживает ок. 65 млн. русских, только на Украине их ок. 10 млн. Эта линия культурного влияния России на ближнее зарубежье постепенно размывается: русский язык вытесняется из образования и официального обихода, русскоязычное население мигрирует из постсоветского пространства. В некоторых государствах культурный вакуум заполняется исламским фактором.

3. Интеграционные процессы в пространстве СНГ.

В пространстве СНГ в отношении России по-прежнему обнаруживают себя на только центробежные, но и центростремительные тенденции. Вторая тенденция реализуется пока больше в организационных формах, в образовании Таможенного союза (1995), который за 5 лет трансформировался в ЕврАЗЭС (2000) — Евразийское экономическое сообщество пяти государств: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана; в провозглашении Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном создания Единого экономического пространства (ЕЭП), в подписании 2 декабря 1999 года договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. Реальные же процессы воплощения в жизнь содержания всех интегративных договоров развиваются медленно. Мешают проблемы передела собственности и политическая борьба внутри государств, внешние геополитические игроки, нестабильность в приграничных районах, неравномерное экономическое и политическое развитие новых государств.

И все же некоторые успехи реинтеграции постсоветского пространства отмечаются: начал более активно действовать ЕврАЗЭС; наметились тенденции трансформации антитеррористического центра СНГ (2000) в центр военно-политической интеграции.

4. Территориальные проблемы.

Проблема границ между новыми странами была решена на основе принципа «оставить все как есть», тем более, что был создан Союз независимых государств (СНГ), который был призван обеспечить «цивилизованный развод» республик бывшего Союза. Геополитические просчеты и легкомыслие российского руководства 90-х годов привели к тому, что накопилось много и территориальных проблем. С обретением независимости республик Закавказья и Средней Азии в некоторых местах юго-восточная граница России была оттеснена в северном направлении более чем на тысячу километров. У России сейчас 16 пограничных соседей, а только в двух парах соседства нет пограничных претензий: Литва —Латвия, Россия — Белоруссия.

5. Вестернизация России в 1 половине 90-х годов и ее геополитические последствия.

В результате вхождения в европейский дом», а по сути — вестернизации России в начале девяностых годов, страна утратила привлекательность для своих евразийских соседей. Экономическое и политическое ослабление России поставило новые государства перед необходимостью искать покровителей на стороне. В дружественном нам Казахстане, например, 90% крупнейших уникальных производственных мощностей страны оказались проданными или переданными зарубежным фирмам. Культурная ориентация России на западные стандарты посеяла недоверие к ней у мусульманских народов на территории СНГ, переориентировав мусульманские республики на государства, где живую единоверцы. Таким образом, вестернизация России стимулировала дезинтеграцию постсоветсткого пространства.

6. Отношение западных стран к объединению бывших советских республик в рамках СНГ.

Сразу же после образования Союза независимых государств политика Запада была направлена на то, чтобы, устанавливая партнерские отношения с новыми независимыми государствами, ограничить в них российское влияние и не допустить реинтеграции постсоветского пространства.

Сегодня уже активно продвигается в практику идея установления прямого политического контроля в зоне СНГ, что было успешно апробировано в Грузии Запад намерен и дальше добиваться насаждения в странах СНГ режимов, прямо зависящих от Америки и ее союзников. Просматриваются следующие пути реализации этой цели:

• обеспечение условий для «бархатной» или «цветной революции» в независимом государстве;

• подготовка послушного Западу кандидата в лидеры независимого государства; развертывание компаний по дискредитации лидеров тех государств — членов СНГ, которые устремлены к союзу с Россией (эта работа активно «запущена» по дискредитации президента Белоруссии).

7. Россия и геополитика европейских стран СНГ.

Россия и Белоруссия — это, пожалуй, самое дружественное пространство на постсоветской территории и в славянском треугольнике «Россия — Белоруссия — Украина». Это безусловные союзники в международном пространстве. Белорусский лидер Александр Лукашенко — неизменный сторонник интеграции с Россией. Между Россией и Белоруссией подписано соглашение о создании Союзного государства. У этого союза множество противников за рубежом, это и понятно: от состояния долгосрочных российско-белорусских отношений будет зависеть национальная безопасность России. Специалисты подчеркивают, что медленное продвижение к Союзному государству требует не столько геополитического, сколько политического анализа, так как антиинтеграционная деятельность в этом вопросе однозначно антироссийская и антибелорусская.

Россия и Украина геополитически составляют единое целое, поэтому самоопределение Украины стало наиболее серьезным ударом по целостности исторического пространства. Нынешнюю политику Украины в отношении России специалисты определяют как «маятниковую»: то следуют заявления о стратегическом партнерстве, то о европейской идентичности Украины.

Субъектность Украины интересует Запад только с позиции противодействия России, в остальном существование самостоятельной Украины не имеет для Запада никакого смысла. В самой Украине существует фактор опасности территориального раскола: региональная специфика национального состава населения определила тяготение Северо-Запада Украины к Европе, Юго-Востока — к России. Политическое руководство Украины и поддерживающие его силы ориентируются на США, устремлены в ЕС и НАТО. После «оранжевой» революции (2005) для Украины характерны политическая и экономическая нестабильность, что сильно ослабляет государство. Между Россией и Украиной существует проблема Крыма: территориально он уже более десяти лет входит в состав Украины, а геополитически остается островным, не вписывающимся в пространство украинского государства. В Крыму расположена база Черноморского флота России — Севастополь.

На острове часты антиправительственные выступления, накапливаются этнические противоречия между местным, в основном русскоязычным населением и в массовом порядке пребывающими на поселение крымскими татарами: те и другие считают Крым своей исторической территорией.

За последние десять лет осложнились отношения России и Молдовы. После распада СССР в этом новом независимом государстве активизировалась идея объединения с Румынией, чтобы вместе с ней интегрироваться в Европу. Молдова и Румыния культурно родственны, их населяют православные народы с культурой, основанной на языке латинской группы. По своему геополитическому качеству это совместное пространство объективно не враждебно российскому. Осложняет отношения между Россией и Молдовой тлеющий молдавско-приднестровский конфликт. Суть его в том, что самоправозглашенная Приднестровская республика, где компактно проживает многонациональное русскоязычное население ориентируется на автономное развитие с последующим присоединением к России, а молдавские власти отказываются признать самоопределение Приднестровья. Руководство Молдовы надеется, что этой проблемой после «вхождения в Европу» может заняться НАТО.

8. Россия и Кавказский регион.

В этой зоне сфера геополитического влияния постсоветской России сокращается. Отношения с Грузией ухудшились, особенно после «розовой» революции и прихода к власти в Грузии проамериканской политической группы. Такое положение ведет к утрате Россией контрольных возможностей на Черном море. Сейчас Россия имеет лишь маленькую полосу Черного моря, при этом существует спор с Украиной по поводу Крыма, конфронтация с Грузией; нерешенные проблемы государственной принадлежности Абхазии. К этому важно добавить свершившийся факт американского присутствия с регионе.

Подобные изменения геополитической роли России отмечаются в зоне богатого нефтью Каспийского моря, которое было по сути внутренним озером Советского Союза с небольшой южной полосой, принадлежащей Ирану. Теперь у Каспия — пять претендентов на его богатства: Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран. Определенны е успехи дипломатии пока позволяют каспийской пятерке находить пути взаимодействия и сотрудничества по Каспию. Многое зависит от того, как будут складываются отношения России с государствами Закавказья. Внутреннее положение региона не стабильно Сохраняется угроза «замороженного» конфликта между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха, не погашен очаг напряженности в Чечне и по линии грузино-абхазского вооруженного конфликта.

9. Россия и страны Центральной Азии.

По определению К.Макиндера и Д.И. Менделеева территория, которую занимают сегодня постсоветская Россия и новые государства Центральной Азии — это и есть стягивающий» мир Хартленд, сердцевина Земли, С распадом СССР Центральная Азия стала объектом жесткого геополитического союзничества ведущих держав и глобальных центров силы. Современная Центральная Азия и связанные с нею через Каспий Южный Кавказ рассматриваются как северная часть богатого углеводородами (до 70% мировых запасов) единого ресурсного пространства от Персидского залива до Северного Прикаспия и от Туркмении до границ с Китаем. Здесь сосредоточены запасы цветных и редкоземельных металлов и других полезных ископаемых. Центральная Азия с Каспийско-Черноморским регионом являются перекрестком коммуникационных линий мировой значимости: Север — Юг, Запад — Восток.

Будучи южной территорией бывшего СССР, Центральная Азия пока сохраняет некоторые пространственные особенности, обусловливающие стремление ее к связям с Россией. Вместе с тем «вакуум влияния» после распада СССР обеспечил региону и новые связи с заинтересованными мировыми державами и южными соседями. Эта двойственность определяет современный геополитический лик Центральной Азии.

Обозначились четыре вектора приложения геополитических сил в регионе: северный — Россия, западный — США и Турция, восточный — Китай, южный — Пакистан, Иран, Саудовская Аравия. Историческое единство с Россией и объективная взаимная привлекательность составляют факторы российского влияния в регионе. Россия взаимодействует с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном на двусторонней и многосторонней основе, контролирует газопроводы на территории демонстративно нейтральной Туркмении, менее всего доступен российскому влиянию Узбекистан. Вместе с тем в регионе растет американское присутствие: военные базы размещены в Киргизии, Таджикистане, американцы переоснащают вооруженные силы Узбекистана, американские кампании контролируют нефтяные месторождения Казахстана.

10. Расширение националистических тенденций как угроза геополитической стабильности.

Одной из угроз целостности российского исторического пространства являются растущие в нем националистические тенденции. Так, например, украинские националисты претендуют на Кубань, часть Ставрополья, районы Брянской, Ростовской и Воронежской областей, некоторые южные районы Белоруссии. Эстонские националисты заявляют о претензиях на Печерский район Псковской области и Кингисеппский в Ленинградской, Латвия претендует на Пыталовский район Псковской области. Обострение национализма всегда сопровождается различными способами самоутверждения националистических элит, в том числе территориальными претензиями с аргументами, ведущими к переделу пространственных влияний. В любом случае — это отход от традиции Просвещения, это путь геополитической дестабилизации и войн.

11. Перспективы СНГ.

Несмотря на трудности, СНГ свой интегративный ресурс не исчерпал. У него есть будущее при условиях (1) полного восстановления интегрирующей роли России в постсовестском пространстве и (2) создания идейного интегрирующего пространства, общего для многокультрного и многомерного евразийского сообщества.

В.А.Дергачев подчеркивал как важнейший стратегический ресурс России ее социокультурную пространственную рубежность. Не топливно-энергетические ресурсы, а культурно-языковые, помноженные на рубежную энергетику являются главными трансляторами диалогов в постсоветском пространстве. От пространственной организации территории СНГ во многом зависит будущее России. А.С.Панарин выдвинул идею постэкономической цивилизации, суть которой в балансе между экономикоцентризмом, раскалывающим мир на «сверхчеловеков» и «недочеловеков», и культуроцентризмом, раскалывающим мир на «своих» и «чужих». Основными чертами этого баланса должны стать (1) не классовый, не этнический, а гражданский уровень социальной активности; (2) социоцентризм, предполагающий нерасторжимость экономики, культуры и морали; (3) социальная солидарность, сотрудничество и ответственность как главные принципы развития.


Скачать файл (58 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации