Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности - файл 1.docx


Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
скачать (12254 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx12255kb.16.12.2011 05:58скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Алексеева А.И., ВАсильев Ю.В., Малеева А.В., Ушвицкий л.и. 2010
СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Роль комплексного анализа в управлении. Содержание комплексного управленческого анализа и последовательность его проведения

Глава 1. Характеристика комплексного экономического анализа

1.1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЕГО НАУЧНЫЙ АППАРАТ

1.2. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЕГО СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

1.3. Задачи экономического анализа хозяйственной деятельности

Глава 2. Организация аналитической работы

2.1. Система показателей экономического анализа

2.2. Метод и методика экономического анализа

2.3. Особенности использования факторного анализа

2.4. Информационное обеспечение и последовательность экономического анализа
Раздел II. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных показателей

Глава 3. Роль анализа в комплексном планировании бизнеса

3.2. Значение анализа во внутрипроизводственном планировании

3.3. Пределы планирования

3.4. Мониторинг основных плановых показателей

Глава 4. Структура, содержание и принципы разработки бизнес-планов

4.1. Инвестиционный бизнес-план

4.2. Современные стандарты управления

4.3. Система планирования и контроля производства
Раздел III. Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет (бюджетов)

Глава 5. Бюджетирование как система планирования деятельности организации

5.1. Цели и задачи бюджетирования

5.2. Процесс бюджетирования

5.3. Состав операционных бюджетов

5.4. Состав финансовых бюджетов

Глава 6. Технология составленияи контроля бюджетов организации

6.1. Исходные данные для составления бюджетов

6.2. Составление операционных бюджетов организации

6.3. Составление финансовых бюджетов

6.4. Контроль выполнения бюджета организации и анализ отклонений
Раздел IV. Анализ в системе маркетинга

Глава 7. Сущность и концепции маркетингового анализа

7.1. Основные понятия маркетингового анализа

7.2. Информационное обеспечение маркетингового анализа

Глава 8. Методы маркетинговых исследований

8.1. Цели и порядок проведения маркетингового исследования

8.2. Общая характеристика методов маркетинговых исследований

8.3. Методы полевых исследований

8.4. Методы обработки и обобщения данных

Глава 9. Анализ в стратегическом маркетинге

9.1. Процесс стратегического планирования маркетинга

9.2. Методы анализа рынка

9.3. Применение SWOT-анализа для определения маркетинговых стратегий организации

9.4. Применение методов маркетингового анализа для прогнозирования рыночных 

тенденций
Раздел V. Анализ и управление объемов производства и продаж

Глава 10. Анализ объема производства и продаж

10.1. Цели и задачи анализа производства и продаж товаров

10.2. Порядок анализа объемов производства и продаж

Глава 11. Обоснование формирования и оценки эффективности ассортиментных программ

11.1. Ассортиментная политика и планирование ассортимента

11.2. Анализ выполнения планов по номенклатуре

11.3. Анализ влияния структуры и структурных сдвигов

Глава 12. Анализ обновления продукции и ее качества

12.1. Критерии оценки новых товаров

12.2. Анализ показателей качества товара

Глава 13. Анализ факторов и резервов увеличения объема производства и продаж товаров

13.1. Анализ ритмичности производства

13.2. Анализ факторов увеличения объема продаж

13.3. Анализ сбыта товаров
Раздел VI. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства

Глава 14. Оценка и анализ уровня организации производства и управления

14.1. Анализ технико-организационного уровня

14.2. Показатели экстенсивности и интенсивности развития производства

Глава 15. Анализ эффективности использования средств труда

15.1. Цели анализа основных средств организации

15.2. Анализ состояния и движения основных средств

15.3. Характеристика использования машин и оборудования по времени и по производительности

15.4. Анализ эффективности использования основных средств

Глава 16. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов организации

16.1. Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами

16.2. Анализ использования рабочего времени

16.3. Резервы роста производительности труда

16.4. Анализ производительности труда

16.5. Анализ влияния использования труда рабочих на объем выпуска продукции

Глава 17. Анализ создания и использования материальных ресурсов организации

17.1. Оценка планов материально-технического снабжения

17.2. Оценка потребности в материальных ресурсах и эффективности их использования
Раздел VII. Анализ и управление затратами

Глава 18. Управление затратами

18.1. Классификация затрат

18.2. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью

Глава 19. Анализ себестоимости продукции

19.1. Цели и содержание управления себестоимостью

19.2. Факторный анализ себестоимости

19.3. Анализ затрат на один рубль произведенных товаров

19.4. Анализ использования материальных ресурсов и их влияния на себестоимость продукции

19.5. Анализ использования труда и его влияния на себестоимость продукции
Раздел VIII. Финансовый анализ деятельности организации

Глава 20. Финансовые результаты и рентабельность активов коммерческой организации

20.1. Цели и задачи финансового анализа организации



20.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

20.3. Факторный анализ рентабельности активов коммерческой организации

20.4. Анализ финансовых результатов и рентабельности активов организации на основе финансовых коэффициентов

Глава 21. Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа

21.1. Цели и содержание управления финансовым состоянием коммерческой организации

21.2. Анализ структуры имущества организации
и его источников формирования в разрезе разделов и статей баланса

21.3. Анализ имущественного положения организации на основе финансовых показателей

Глава 22. Анализ эффективности использования оборотных активов организации

22.1. Общая оценка оборачиваемости активов организации

22.2. Анализ продолжительности производственно-коммерческого цикла и источников его финансирования

22.3. Анализ движения денежных средств

22.4. Анализ дебиторской задолженности

22.5. Анализ кредиторской задолженности

Глава 23. Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости организации

23.1. Анализ ликвидности

23.2. Оценка текущей и перспективной платежеспособности

23.3. Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования

23.4. Оценка рыночной финансовой устойчивости на основе финансовых коэффициентов

Глава 24. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений

24.1. Основы инвестиционной деятельности организации

24.2. Задачи оценки инвестиционного проекта

24.3. Методы оценки эффективности инвестиций

24.4. Варианты оценки инвестиционной привлекательности
Раздел IX. Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности организации

Глава 25. Методы комплексного анализа уровня использования экономического потенциала хозяйствующего субъекта

25.1. Цели и задачи комплексного анализа экономического потенциала организации

25.2. Оценка производственного потенциала организации

25.3. Оценка финансового потенциала организации

Глава 26. Оценка бизнеса

26.1. Основные подходы и методы оценки бизнеса

26.2. Российская практика оценки бизнеса

26.3. Оценка бизнеса на основе экономической добавленной стоимости (EVA)

Глава 27. Оценка деятельности организации на рынке ценных бумаг

27.1. Цели деятельности организации на рынке ценных бумаг

27.2. Характеристика ценных бумаг организации

27.3. Учет и анализ ценных бумаг в организации

27.4. Дивидендная политика организации

27.5. Методика рейтингового анализа эмитентов


Раздел I. Роль комплексного анализа в управлении. Содержание комплексного управленческого анализа и последовательность его проведения
Глава 1. Характеристика комплексного экономического анализа

Контрольные вопросы

1. Что является предметом комплексного экономического анализа?



2. Какие характерные черты свойственны комплексному экономическому анализу?

3. Назовите основные научные подходы, используемые в экономическом анализе.

4. Каковы важнейшие принципы при использовании системного подхода?

5. В чем особенности комплексного подхода в экономическом анализе?

6. Какие взаимосвязи исследуются при применении интеграционного подхода к экономическому анализу?

7. Какие критерии являются приоритетными при применении маркетингового подхода?

8. В чем сущность функционального подхода к экономическому анализу?

9. Какие основные элементы могут быть выделены при использовании воспроизводственного подхода?

10. На чем основывается нормативный подход в экономическом анализе?

11. Перечислите виды экономического анализа и укажите особенности их применения.

12. Какие признаки являются наиболее значимыми при классификации видов экономического анализа?

13. Какие основные направления определены схемой комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организации?

14. С какими смежными дисциплинами взаимосвязан комплексный экономический анализ в процессе изучения?

15. Какие задачи решаются посредством экономического анализа?
^ 1.1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЕГО НАУЧНЫЙ АППАРАТ

Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.

Известно, что каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы коммерческих организаций, их социально-экономическая эффективность и конечные экономические и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов.

В соответствии с положениями ст. 11 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее  НК РФ) организации  это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Характерной чертой экономического анализа является не только выявление тенденций и закономерностей функционирования и развития организации, резервов, упущенных возможностей, но и разработка практических предложений и рекомендаций по совершенствованию их деятельности. Однако выявить отклонения от глобальных тенденций нарушения экономических закономерностей, диспропорции в работе отдельных организаций нелегко. Таким образом, только экономист, хорошо знающий и понимающий общие законы экономического развития, сумеет правильно и своевременно заметить проявление тенденций, определенных закономерностей в каждом конкретном случае. Как врач по отдельным симптомам, не известным подчас самому больному, может определить болезнь человеческого организма, так и хороший экономист по не заметным еще для других признакам сможет уловить перебои в деятельности организации и своевременно принятыми мерами предотвратить хозяйственные и финансовые потери. Постоянное и сосредоточенное изучение экономики организации, ежедневное наблюдение за ходом выполнения заказа-плана с использованием всех источников информации создают необходимые условия для выявления скрытых резервов, а раскрытие и использование их без эффективного экономического анализа невозможно.

Значимость экономического анализа в управлении организацией, сложность исследуемых явлений и процессов предопределяют разнообразие научного аппарата. Анализ теории и практики 

экономического анализа позволил установить множество используемых научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, предметного, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного и др. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует только один из аспектов экономического анализа.

При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход способствует адекватной постановке проблем и выработке эффективной стратегии их разрешения. В виде системы может выступать любая организация, ее подразделение, отдел и т. д.

Системный анализ представляет собой совокупность определенных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Анализ в узком плане представляет собой разделение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое разделение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Таким образом, можно выделить следующие важнейшие принципы системного подхода (системного анализа):

1) процесс принятия решений начинается с определения важнейших проблем и четкого формулирования конкретных целей системы;

2) при рассмотрении проблемы в целом следует выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

3) определить и исследовать возможные альтернативы путей разрешения проблемы и достижения цели;

4) цели отдельных подсистем должны быть согласованы с целями всей системы;

5) в процессе анализа целесообразно перейти от абстрактного к конкретному (от формулировок  к количественным оценкам);

6) необходимо выявлять связи между элементами системы, исследовать их взаимодействие.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты деятельности и их взаимосвязи. Так, если упустить один из обязательных аспектов анализа, то проблема не будет полностью решена. К сожалению, на практике не всегда соблюдается это требование. Например, при проектировании новых производств показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому производства сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых или реорганизации старых структур не всегда учитывают социальные и психологические аспекты. Эффективность инвестиционных проектов будет низкой либо отрицательной, если даже при превосходном решении технических проблем будут упущены экологические аспекты.

^ Интеграционный подход к экономическому анализу нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

а) между отдельными подсистемами и компонентами системы стратегического менеджмента (формирование стратегии организации, оперативное управление реализацией выработанной стратегии);

б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (маркетинг, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т. д.);

в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, организация, ее подразделения);

г) между субъектами управления по горизонтали (планирование производства и снабжения, организация производства, кадровое, энергетическое, информационное, финансовое обеспечение и др.).

^ Маркетинговый подход предусматривает ориентацию экономического анализа на потребителя. 

Выбор стратегии организации должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуги, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, а также механизма действия закона конкуренции. Маркетинговый подход следует применять при решении различных задач в любом подразделении организации.

В этом случае приоритетами выбора критериев экономического анализа целесообразны следующие:

1) повышение качества товаров в соответствии с нуждами потребителей;

2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества товаров;

3) экономия ресурсов при производстве товаров за счет реализации фактора масштаба, научно-технического процесса, совершенствования системы менеджмента.

Сущность функционального подхода к экономическому анализу заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создают несколько альтернативных товаров для выполнения этих функций и выбирают тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития товара: потребности, функции, показатели будущего товара, изменение структуры системы.

В настоящее время широко применяется предметный подход, при котором объектом анализа является существующий товар. При этом товар совершенствуется путем доработки по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей, и перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества мирового уровня.

Наряду с преимуществом, у данного подхода существует ряд недостатков. Во-первых, конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудновыполнимых задач. Мировой уровень потребностей к моменту использования товара у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и в результате анализа мирового рынка нашли лучший образец. Однако этот образец несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте, и так как еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца, за этот период мировые достижения в данной области уходят далеко вперед. Таким образом, применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры никогда не выйдут на мировой уровень.

Динамический подход предполагает рассмотрение организации в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных организаций (например, за 10 лет) и прогноз ее развития (например, на 5 лет).

^ Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими совокупными затратами на единицу полезного эффекта по сравнению с лучшим аналогичным товаром на данном рынке.

Элементами воспроизводственного подхода являются:

1) применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого товара, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения товара потребителем, базы, удовлетворяющей требованиям потребителей не к моменту планирования или разработки товара, а к моменту его приобретения потребителем;

2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта;

3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей товара в координатах времени и программы выпуска;

4) обеспечение по возможности пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды системы стратегического менеджмента (макросреды, инфраструктуры 

региона, микросреды организации).

^ Процессный подход рассматривает процессы экономического анализа как взаимосвязанные. При этом анализ является суммой взаимосвязанных непрерывных действий по маркетингу, планированию, организации производства, учету и контролю, мотивации, регулированию и др.

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов по всем подсистемам экономического анализа:

а) целевой подсистемы (нормативы качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей природной среды);

б) обеспечивающей подсистемы (нормативы эффективности использования ресурсов, обеспеченности работников всем необходимым и др.);

в) функциональной подсистемы (нормативы по всем функциям воспроизводственного процесса);

г) управляющей подсистемы (нормативы по психологии и социологии менеджмента, разработке и принятию стратегического управленческого решения).

Перечисленные нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и по времени.

Нормативами функционирования компонентов внешней среды организация не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов ее внешней среды. Так, чем больше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов, тем выше эффективность экономического анализа на всех уровнях управления.

Суть количественного подхода заключается в переходе от качественных (обобщенных) к количественным оценкам при помощи инженерных расчетов, математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. В экономическом анализе важно применять наиболее точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения.

Применение различных подходов в экономическом анализе имеет некоторые особенности. Так, на длительный период весьма трудно прогнозировать состав и требования нормативных актов различного уровня, социально-психологические особенности жизни коллектива, ситуации, при которых будут реализовываться тактические управленческие решения. Только для условий правового государства с развитыми и устоявшимися рыночными отношениями можно с достаточной точностью спрогнозировать изменения параметров этих подходов. Для экономики с формирующимися рыночными отношениями необходимо выбирать наиболее рациональные подходы с учетом их особенностей, относящихся скорее к организации разработки товаров, но не к их прогнозируемым параметрам.
^ 1.2. ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЕГО СВЯЗЬ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

В рамках общей экономической теории принято выделять макро- и микроэкономику. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальных экономических систем на основе формирующихся макропропорций (объекты изучения: общий уровень цен, занятость, национальный продукт, государственный бюджет, рынки продуктов, труда и капитала и др.). Микроэкономика исследует поведение отдельных экономических закономерностей и (или) субъектов (объекты изучения: цена отдельного ресурса, издержки, механизм функционирования организации, полезность, конкурентность, мотивация труда, действия потребителя и др.). Совокупности аналитических процедур в системе макро- или микроэкономики называются соответственно макроэкономическим и микроэкономическим анализом.

Основой микроэкономики является оценка поведения фирмы как основной экономической ячейки любой национальной экономики, так как в этом случае с неизбежностью затрагиваются и все другие объекты изучения  цена, издержки, мотивация труда и т. п. Таким образом, можно сформулировать понятие анализа экономики организации, понимая под ним анализ в системе управления деятельностью организации. Так как управленческие действия в отношении 

хозяйствующего субъекта весьма разнородны и разноплановы (например, анализ оптимальности бюджета капиталовложений, анализ себестоимости и анализ оптимальности ресурсных потоков между подразделениями организации), для последующей градации в качестве критериального можно выбрать признак денежного измерителя.

В соответствии с этим признаком анализ экономики организации целесообразно подразделить на технико-экономический анализ (критерии и показатели не обязательно в стоимостной оценке) и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (доминанта денежного измерителя в конструировании ключевых критериев и показателей), который может быть подразделен на финансовый и управленческий.

^ Финансовый анализ проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутренней информации, т. е. основа его информационной базы  доступная бухгалтерская и финансовая отчетность.

Управленческий анализ (анализ в системе управленческого учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри организации. Данное определение носит общий характер и нуждается в конкретизации, что несложно сделать путем формулирования содержания этого научно-практического направления. В содержательном плане экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации представляет собой целенаправленную деятельность аналитика, состоящую в идентификации показателей, факторов и алгоритмов и позволяющую дать определенную формализованную характеристику, факторное объяснение и (или) обоснование фактов хозяйственной жизни и систематизировать возможные варианты действий.

В зависимости от потребностей в его проведении и результатах экономический анализ имеет множество оснований для классификации его видов (табл. 1.1).

^ Таблица 1.1

Классификация видов экономического анализа


В практике изучения хозяйственной деятельности используют различные виды анализа:

 по времени проведения относительно плана  предварительный, текущий (оперативный), последующий или периодический;

 по степени охвата  комплексный (полный) и тематический;

 по широте сравнения  межхозяйственный и внутрихозяйственный.

^ Предварительный экономический анализ позволяет оценить ожидаемое выполнение плана за текущий период, когда еще нет полной отчетности, на основе отчетных данных о работе организации за истекшие месяцы и предполагаемых данных выполнения плана до конца года.

^ Текущий (оперативный) анализ хозяйственной деятельности организации основан на систематическом наблюдении и изучении хода выполнения плановых заданий на день, неделю, декаду, сезон для оперативного управления хозяйственными процессами. Он проводится ежедневно и позволяет быстро выявлять недочеты в работе и принимать меры по их устранению. Для того чтобы быть наиболее действенным, он должен быть непрерывным по всем основным показателям деятельности организации и в первую очередь по наиболее важным, быстро подвергающимся изменениям. К таким показателям относятся объем продаж товаров в целом и по отдельным товарам, товарные запасы и др.

Последующий, или периодический анализ, проводится после изучения всех данных за отчетный период (квартал, год) в целях получения экономической оценки хозяйственной деятельности 

организации в отчетном периоде по всем основным показателям. Этот вид анализа наиболее сложный, его можно провести только при наличии полной отчетности.

^ Комплексный (полный) анализ охватывает всю деятельность организаций и проводится после окончания отчетного периода. В ходе его проведения оценивают результаты хозяйственной деятельности, включая выполнение планов, рассматривают экономические условия, в которых протекает хозяйственная деятельность, измеряют влияние отдельных факторов на результативные показатели, намечают конкретные меры, предусматривающие улучшение этих показателей.

^ Тематический анализ предполагает детальное изучение одной или нескольких сторон хозяйственной деятельности, характеризующих наиболее актуальные ее проблемы, например эффективности использования основных или оборотных средств организации или и тех и других, уровня обслуживания населения и др.

^ Внутрихозяйственный анализ исследует хозяйственно-финансовую деятельность лишь данной организации или ее подразделений, а при межхозяйственном анализе сопоставляются показатели работы данной и другой организации или группы организаций.

Рассмотрим схему комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, отражающую обобщенный подход к структуризации этого понятия.
Рис. 1.1. Схема комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности организации

Приведем краткую характеристику выделенных блоков схемы.

^ Анализ управления производством и продажей товаров. Деятельность любой организации является целесообразной, и значимость целей может существенно меняться на разных этапах ее развития, однако в большинстве случаев доминируют экономические цели.

Производственная программа является результатом согласования следующих целей фирмы:

 получение максимальной прибыли;

 учет реальных финансовых и иных ресурсных возможностей;

 полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;

 максимальное снижение производственных затрат, оптимальное использование производственной мощности организации.



Следовательно, при разработке конкретной производственной программы следует учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и равномерную загрузку производственных мощностей. Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) все разделы комплексного плана предприятия. Оптимизация производственной программы заключается в согласовании противоречивых требований выполнения календарных сроков поставок по договорам с потребителем и снижения производственных расходов с учетом изменяющихся ограничений по ресурсам.

Необходимость соответствовать требованиям рыночного спроса к производимому товару обусловливает потребность постоянной аналитической работы организаций по оценке объема производимых товаров, их ассортимента и качества. Организации изготовляют товары исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разрабатываемых плановых заданий по ассортименту, количеству и качеству подлежащей к выпуску продукции, постоянно уделяя внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширения ее ассортимента, равняясь на потребности рынка.

Известно, что увеличение объема производства товаров, повышение их качества непосредственно влияют на величину затрат, прибыль и рентабельность. Анализ выпуска товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и продаж, определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Особенно важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, так как это гарантирует сбыт продукции и своевременную ее оплату.

Анализ ассортимента производимых товаров состоит в основном в установлении параметров  распространенности, однородности, степени устаревания. Расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения заказчиков с различными потребностями. Изучение степени устаревания товаров стимулирует деятельность по разработке и выводу на рынок новых товаров.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

^ Анализ технико-организационного уровня и других условий производства. С позиции оценки ресурсного потенциала организации как способности выполнять предусмотренный технологический процесс и генерировать требуемые результаты удобно подразделять всю совокупность ресурсов на три группы: основные средства (долгосрочные ресурсы, обусловленные сущностью технологического процесса), материальные и трудовые ресурсы. Именно эти три вида ресурсов, объединяясь в производственно-технологическом процессе, обеспечивают достижение заданных целевых установок.

Ресурсы двух первых групп представлены в балансе, т. е. имеют однозначную стоимостную оценку. Трудовые ресурсы представлены в статистической отчетности организации (форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»).

^ Основные средства представляют собой лишь часть активов организации, однако это наиболее значимая часть, определяющая, в частности, отраслевую принадлежность данной организации и определенную способность генерировать выручку и прибыль в требуемых объемах. Основные средства следует анализировать по трем основным направлениям:

1) наличие и состояние;

2) поступление и выбытие;

3) эффективность использования.

Детальный анализ может быть выполнен только в рамках внутреннего анализа. Основные средства могут быть оценены в натуральных и стоимостных показателях: поступление и выбытие в целом, по видам, подразделениям; возрастной состав; степень физической и моральной изношенности; уровень прогрессивности оборудования; фондоотдача; значимость отдельных групп по видам; соответствие фондообеспеченности среднеотраслевым нормативам; сменность 

оборудования; степень загруженности производственных мощностей и т. п.

Сырьевые и материальные ресурсы являются не менее важным компонентом технологического процесса с разнообразной структурой. Соответствующие показатели должны отражать обоснованность плана материально-технического снабжения; оптимальность доставки запасов; ритмичность поставки запасов в целом, по видам запасов и поставщикам; соответствие внутренним нормативам и среднеотраслевым показателям по величине запасов в различных разрезах; оценку неликвидов, неходовых и залежалых товаров; оценку движения запасов с учетом сезонности и пиковых нагрузок; материалоемкость и др. Оценка делается как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

^ Трудовые ресурсы отличаются необходимостью их вознаграждения, поэтому их анализ выполняется по четырем направлениям:

1) наличие и состояние;

2) движение;

3) использование;

4) стимулирование.

Соответствующие показатели должны характеризовать: состав и структуру работников; уровень образования и квалификации; долю управленческого персонала; текучесть кадров в различных разрезах; производительность труда и среднюю заработную плату в целом, по категориям работников и подразделениям; эффективность использования рабочего времени; темпы изменения средней заработной платы в сравнении с темпами изменения объемов производства и прибыли; эффективность систем переподготовки кадров и др.

Оценка рассмотренных факторов производства должна выполняться регулярно в рамках внутреннего анализа и базироваться на данных оперативного и бухгалтерского учета и внутренней отчетности. Анализ может выполняться по традиционной схеме:

 идентификация показателей и алгоритмов их расчета;

 определение информационных источников (вид информации);

 определение информационных потоков (кто, когда и кому предоставляет исходные и результатные данные);

 установление (по возможности) технически и (или) научно обоснованных норм (аналитических нормативов, плановых заданий);

 оценка отклонений фактических значений от нормативов (планов);

 оценка динамики показателей;

 оценка факторов, вызвавших отклонения от нормативов и в динамике.

Результаты анализа, как правило, оформляются в виде совокупности взаимосвязанных таблиц, последовательно раскрывающих влияние того или иного фактора.

Безусловно, в рамках тематического анализа могут обособляться и подвергаться периодической оценке иные виды ресурсов; в частности, для крупных организаций особую значимость имеет организационная структура управления в целом, по функциональным и линейным подразделениям.

^ Анализ и управление затратами. Эффективная работа организации характеризуется ростом прибыли. Несомненно, спады, сопровождающиеся плановым снижением прибыли или временными убытками, возможны, но лишь в контролируемом размере или в течение непродолжительного времени. Прибыль определяется как превышение доходов над расходами (затратами). Таким образом, речь идет о выявлении и оценке значимости факторов повышения доходов и снижения расходов.

В целях повышения доходов проводится анализ выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах, ритмичности производства и продаж, эффективности ценовой политики и др.

Задача снижения расходов подразумевает планирование и контроль исполнения плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку ресурсов организации, использованных в процессе производства и реализации данной продукции.



Выше была приведена обобщенная характеристика ресурсного обеспечения производственной деятельности, однако когда речь идет об осуществлении конкретного производственного процесса, большое значение имеют отдельные виды активов, средств, расходов. Так, для изготовления некоторого вида товаров можно использовать ту или иную материально-техническую базу, различные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, разнообразные технологии производства, схемы снабжения и сбыта и т. п. Поэтому очевидно, что в зависимости от выбранной концепции организации и реализации производственного процесса уровень себестоимости может ощутимо варьировать и оказывать существенное влияние на прибыль организации. Именно этим определяется значимость методик анализа и управления себестоимостью как в системе управленческого учета, так и с позиции управления деятельностью организации в целом.

Управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный процесс, в ходе которого постоянно изыскиваются возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. Безусловно, затраты, которые организация вынуждена нести в ходе производственного процесса, объективны, и организация сама определяет себестоимость продукции. Вместе с тем государство в определенной степени регулирует этот процесс путем нормирования затрат, относимых на себестоимость и принимаемых во внимание при исчислении налогооблагаемой прибыли.

При проведении конкретного анализа с учетом отраслевой специфики это понятие должно быть уточнено, специфицировано и, кроме того, могут быть обособлены отдельные его стадии. Например, для машиностроительного предприятия в целях анализа можно отделить процессы производства и сбыта готовой продукции, для торговой организации производственно-технологический процесс трансформируется в торгово-технологический, при этом возникают иные критерии и показатели (качество обслуживания, формы торговли, виды резервов и др.). Подобная спецификация имеет важное значение, прежде всего для внутрипроизводственного анализа.

Финансовый анализ деятельности организации является существенной составляющей комплексного анализа. Он включает разделы, относящиеся в основном к виду аналитических работ, которые, во-первых, имеют ретроспективный характер и, во-вторых, не предназначены для внешних пользователей, т. е. имеют определенный уровень конфиденциальности. Но результаты такого анализа являются открытыми для всех заинтересованных лиц, так как эти показатели сводятся в публичную отчетность.

В данном случае речь идет о так называемых конечных финансовых результатах, т. е. результатах, подводящих итоги деятельности организации за истекший период и позволяющих дать комплексную оценку ее системообразующих характеристик, имеющих значимость прежде всего с позиции долгосрочной перспективы.

К таким характеристикам относятся: степень финансовой устойчивости; структура активов, в которые вложен капитал и которые, по сути, определяют возможность устойчивого генерирования прибыли; оптимальность структуры источников финансирования как с позиции стабильности текущей деятельности, так и с позиции долгосрочной перспективы; сравнительная динамика капитала, выручки и прибыли и др. Оценка данных характеристик может быть выполнена в данном блоке, а соответствующие алгоритмы оценки и анализа поддаются определенной унификации.

При оценке финансовых результатов рассчитывают показатели прибыли и рентабельности, т. е. отражается результативность и эффективность работы за отчетный период. При оценке финансового состояния рассчитываются показатели, характеризующие ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость. Анализ деловой активности включает показатели, характеризующие оборачиваемость средств. При анализе инвестиционной деятельности исследуются показатели, оценивающие эффективность финансовых вложений, доходных вложений в материальные ценности и др. В отличие от разделов, посвященных анализу ресурсов и производственного процесса, обращают особое внимание в основном на показатели финансового характера.

Аналитические процедуры именно этого блока, безусловно, могут быть стандартизованы и унифицированы, а результаты анализа поддаются понятной интерпретации и множественному представлению в виде, доступном для понимания пользователями различной степени подготовки в области учета, анализа, финансов (вариабельность с ориентацией на запросы пользователей в рамках 

унифицированной системы отчетных данных).

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности изучают в тесной взаимосвязи со смежными дисциплинами: теорией анализа, бухгалтерским учетом, статистикой, математикой, планированием, маркетингом и управлением и др.

Бухгалтерский учет явился родоначальником экономического анализа  достаточно новой отрасли научных знаний. Бухгалтерский учет и отчетность являются основными «поставщиками» экономической информации о хозяйственной деятельности организаций и объединений (ее доля в общей массе информации составляет более 70%). Это первичная документация, содержащая исходные данные о хозяйственных операциях, записи в регистрах аналитического и синтетического учета, наконец, бухгалтерская отчетность.

Взаимосвязь экономического анализа и статистики выражается, во-первых, в том, что статистическая отчетность служит для анализа необходимой информационной базой; во-вторых, в том, что статистическая наука, разработавшая методы средних, группировок, индексов, корреляции, регрессии и другие, существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов.

Связь экономического анализа и математики определяется тем, что для той или другой области знаний характерно изучение количественных соотношений. Применение математики в экономических исследованиях и расчетах распространяется в первую очередь на область переменных величин. Изучение переменных величин, измерение зависимости одних переменных величин от других сводятся к определению значения функции. Связь между переменными величинами математически выражается в виде функциональных уравнений, например, уравнение функциональной связи двух переменных имеет следующий общий вид: у f(x), где у является функцией аргумента x. К функциональным, по существу, относятся дифференциальные и интегральные уравнения.

В экономике часто приходится иметь дело с переменными величинами. Экономические переменные, имеющие качественную и количественную определенность, могут находиться в функциональной зависимости друг от друга. Однако связь между экономическими явлениями и показателями не всегда выражается в функциональной форме. Часто приходится иметь дело с вероятностной зависимостью. Эта зависимость характерна тем, что, помимо изучаемых основных, на данный показатель влияют и побочные факторы, выделить и методологически изолировать действие которых не всегда возможно. Такие связи изучаются с помощью корреляционного и регрессионного анализа, опирающегося на значительный математический аппарат.

Применение математики в экономике принимает форму экономико-математического моделирования. С помощью экономико-математической модели с использованием соответствующей символики изображается тот или иной действительный экономический процесс. Такая модель может быть сконструирована на основе глубокого теоретического исследования экономической сущности процесса. Разумеется, только в этом случае она адекватна экономическому процессу и объективно отражает его.

В экономическом анализе хозяйственной деятельности применяют интегральное и дифференциальное исчисление, математические теории игр и массового обслуживания, линейное, динамическое программирование и др.
^ 1.3. Задачи экономического анализа хозяйственной деятельности

Задачи экономического анализа определяются в первую очередь содержанием этой науки и сводятся к следующему.

1. Повышение обоснованности плановых решений по количеству, структуре и качеству выпускаемой продукции (выполнения работ и оказания услуг) с точки зрения выявления и удовлетворения спроса, бесперебойности, ритмичности производственных процессов, а также контроля и всесторонней оценки результатов исполнения планов.

Продолжая и завершая контрольные функции учета, используя данные бухгалтерского и статистического учета, материалы других источников, экономический анализ характеризует 

выполнение заказов и планов как в текущем периоде, так и по завершении отчетного периода, выявляет отклонения от плановых предположений, их причины и следствия.

В организации при оценке выполнения плана основное внимание обращается на объем оптовой и розничной продаж, ассортиментную структуру, рациональное соотношение запасов, поступление и выбытие материальных ценностей. Очень важно, чтобы анализ осуществлялся оперативно, в ходе выполнения плановых заданий. Только в этих условиях можно выявить и устранить отрицательные моменты в работе организации. Анализ по истечении отчетного периода имеет большое значение для дальнейших оценок деятельности организации на перспективу.

2. Оценка использования организациями своих материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Наиболее рациональное и эффективное использование ресурсов  важнейшая экономическая задача.

На основе экономического анализа дается оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В промышленности, например, в этом плане исследуются эффективность использования средств и предметов труда, зданий и сооружений, технологического оборудования, инструментов, сырья и материалов; эффективность живого труда (по численности и профессиональному составу работников, по основному, вспомогательному, обслуживающему и управленческому персоналу, по производительности труда и т. д.); эффективность использования финансовых ресурсов (собственных и заемных, основных и оборотных).

3. Оценка финансовых результатов деятельности организаций, соизмерение доходов и расходов.

При оценке финансовых результатов деятельности организаций используются в органической связи количественные и качественные показатели. Так, размер прибыли организации в промышленной сфере определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. Прибыль организации зависит как от выполнения плана продаж (по объему и структуре), так и от фактически сложившейся структуры затрат, от соблюдения режима экономии, рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов требует подразделения факторов, оказавших влияние на исследуемые показатели, на зависящие и не зависящие от организации.

В том случае, если произошло, например, изменение цен (что от организации, как правило, не зависит), то соответственно изменяются и финансовые результаты.

4. Выявление неиспользованных резервов.

Экономический анализ (с его подчас довольно сложными и трудоемкими расчетами) оправдывает себя в конечном счете тогда, когда он приносит обществу реальную пользу. Полезность экономического анализа заключается, главным образом, в изыскании резервов и упущенных возможностей на всех участках планирования и руководства организацией. Изыскание внутренних резервов приобретает в настоящее время огромное значение.

Выявление резервов в процессе экономического анализа происходит путем критической оценки принятых планов, сравнительного изучения выполнения планов различными подразделениями организации, однородными организациями данной системы, родственными организациями различных систем путем изучения и использования передового опыта внутри страны и за рубежом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22



Скачать файл (12254 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации