Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная - Организация системы внутреннего контроля в организациях различных форм собственности - файл 1.doc


Контрольная - Организация системы внутреннего контроля в организациях различных форм собственности
скачать (131.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc132kb.16.12.2011 06:11скачать

содержание

1.doc

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Понятие и классификация системы внутреннего контроля 5

2.Требования к системе внутреннего контроля 10

3.Основные этапы и составляющие системы внутреннего контроля организации 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 23

ВВЕДЕНИЕ
Контроль - объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне управления экономической единицей, различают внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность), и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности - одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:

- устойчивое положение организации на рынках;

- признание организации субъектами рынка и общественностью;

- своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.

Понятие «внутренний контроль» тесно связано с понятием «управление коммерческой организацией». Без эффективной системы внутреннего контроля нет рациональной системы управления.

Внутренний контроль - экономи­ческая наука трактует как наблюдение, обследование и про­верку соответствия процесса функционирования объекта контро­ля законам, стандартам, планам, нормам, правилам, приказам, дру­гим принятым управленческим решениям. Выявляя отклонения и устанавливая причины их возникновения, контроль позволяет оперативно разработать и реализовать на практике мероприятия, нацеленные на оптимальное функционирование проверенного объекта, повышение эффективности его работы.

Контролем в организации занимается система внутреннего контроля, которая может иметь различ­ные конфигурации в зависимости от бизнеса организации, струк­туры ее управления, наличия обособленных подразделений и т.д. На современном этапе развития рыночной экономики система внутреннего контроля явля­ется неотъемлемой частью системы управления многих организа­ций по следующим основным причинам.

Анализ тенденций развития системы внутреннего контроля в российских организаци­ях позволяет сделать вывод, что собственниками и высшим ру­ководством организаций крупного и среднего бизнеса в России достигнуто ясное понимание того, что создание системы внутреннего контроля на современ­ном этапе формирования рыночных отношений является достой­ным ответом на обострение конкурентной борьбы и рост требова­ний к повышению качества управления организациями.

  1. ^ Понятие и классификация системы внутреннего контроля


Под системой внутреннего контроля подразумевается существующая политика предприятия и все связанные с ней процедуры, направленные на выявление, исправление и предотвращение существенных ошибок и искажений информации, которые могут появиться в бухгалтерской отчетности. В общем виде система внутреннего контроля – это комплекс мер, принимаемых руководством организации для предупреждения и выявления негативных событий. Такой контроль позволяет руководству предприятия осуществить правильное и эффективное ведение бизнеса, обеспечить соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, разработать методы защиты и сохранности активов, предотвратить и обнаружить мошенничество и ошибки, обеспечить точность, полноту и защиту учетных записей и своевременную подготовку достоверной бухгалтерской и финансовой отчетности.

Чтобы глубже понять сущность системы контроля как важ­ной управленческой категории, раскрыть механизм функциони­рования выражаемых ею отношений, выявить особенности раз­личных ее составляющих, необходимо ее классифицировать в соответствии с различными признаками.

Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля - формальный. В экономической литературе на данный момент нет общепринятого определения понятия формы внутреннего контроля и общепризнанных выделений его форм по сравнению, например, с формами бухгалтерского учета.

В качестве форм внутреннего контроля организации нужно выделить:

- внутренний аудит;

- структурно-функциональную форму внутреннего контроля.

Выбор формы внутреннего контроля зависит от:

- сложности организационной структуры;

- правовой формы;

- видов и масштабов деятельности;

- целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;

- отношения руководства организации к контролю.

Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, в основном обладающим следующими особенностями:

- усложненной оргструктурой - дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации;

- многочисленностью филиалов, дочерних компаний;

- разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

- стремлением органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.

Кроме задач контрольного характера внутренние аудиторы могут решать задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования.

К институтам внутреннего аудита относят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством. Этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах.

Во многих организациях нет отдела внутреннего аудита и ревизионной комиссии (ревизора). В этом случае для осуществления внутреннего контроля целесообразно использовать структурно-функциональную форму внутреннего контроля организации. Понятие "структурно-функциональная форма внутреннего контроля" отражает необходимые взаимодействия единиц оргструктуры (линейно-функциональной, дивизионной, матричной), соответствующие их контрольным функциям. Например, осуществление контроля, непременно входящее в должностные обязанности любого руководителя, должно включаться в функции любого ответственного лица. Данная форма, соответствующая содержанию первичной ступени развития внутреннего контроля, применяется всеми организациями наряду с более развитыми формами и независимо от них.

Особое место занимает классификация по типам внутреннего контроля.

Известны следующие типы внутреннего контроля:

- неавтоматизированный;

- неполностью автоматизированный;

- полностью автоматизированный.

Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств.

Неполностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.п. (например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей).

Полностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется полностью в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля. Примеры этого типа внутреннего контроля: автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладной компьютерной программой; работа программ, обеспечивающих выделение или перечисление тех пунктов, которые не соответствуют установленным критериям, работа контрольных модулей корпоративных систем; самодиагностика программных средств.

Прежде чем классифицировать внутренний контроль в аспекте иерархичности объектов, необходимо дать определение объекта внутреннего контроля и его предмета.

Объект внутреннего контроля организации - это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты внутреннего контроля организации:

- человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации;

- средства и системы информатизации;

- технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов;

- управленческие решения;

- процессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней какое-либо отношение;

- результаты функционирования организации;

- аспекты времени.

Объекты внутреннего контроля выбираются в соответствии с его целями.

Необходимо разграничивать объект внутреннего контроля и предмет внутреннего контроля. Предметом внутреннего контроля является наличие, состояние и действие управляемого звена системы управления организацией. Какие-либо материальные ресурсы организации - это объекты внутреннего контроля; фактическое наличие данных ресурсов, их состояние, аспекты их функционирования - это предметы внутреннего контроля.

Целесообразно различать контроль системы объектов в целом (т.е. всей организации), контроль ее подсистем и контроль элементов (отдельных объектов). Такой подход позволяет рассматривать функцию контроля в связи с объектами любой сложности и целевой ориентации.

Внутренний контроль целесообразно классифицировать по значимости субъектов внутреннего контроля с точки зрения их участия в общей, т.е. совокупной, деятельности по внутреннему контролю на предприятии.

Субъект внутреннего контроля организации - это работник или участник (владелец) организации, совершающий контрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей либо только на основании соответствующих прав.

Если член ревизионной комиссии не является участником или работником данной организации, он считается субъектом внутреннего контроля в период исполнения соответствующих обязанностей.

Всех субъектов внутреннего контроля целесообразно распределить по следующим уровням с точки зрения значимости в совокупном контрольном действии:

1) субъекты внутреннего контроля первого уровня - это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов);

2) субъекты внутреннего контроля второго уровня. В их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования);

3) субъекты внутреннего контроля третьего уровня - выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров);

4) субъекты внутреннего контроля четвертого уровня. В их обязанности входят контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности);

5) субъекты внутреннего контроля пятого уровня. В их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов входного и технического контроля и т.п.).


^ 2. Требования к системе внутреннего контроля
К основным требованиям, обусловливающим эффективное функционирование системы внутреннего контроля, относятся:

- ^ Подконтрольность каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации. В должностных инструкциях необходимо предусматривать, чтобы качество выполнения контрольных функций каждого субъекта могло быть проверено другим субъектом внутреннего контроля. В надлежащем исполнении контрольных функций ряда субъектов внутреннего контроля (председатель правления, президент, вице-президент, главный исполнительный директор, неисполнительный директор, главный аудитор, главный контролер, председатель ревизионной комиссии) заинтересованы прежде всего владельцы организации. Поэтому деятельность таких субъектов должна контролироваться собственниками организации посредством услуг независимых экспертов раз­ного профиля, в том числе внешних аудиторов.

- ^ Ущемление интересов. Необходимо создавать специальные условия, при которых те или иные отклонения ставят какого-либо работника (подразделение) организации в невыгодное положение и побуждают их к регулированию «узких мест».

- ^ Недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица. Сосредоточение первичного контроля в од­них руках может привести к злоупотреблениям.

- ^ Заинтересованность администрации. Функционирова­ние системы внутреннего контроля не может быть эффективным без честности, должной заинтересованности и участия должнос­тных лиц управления.

- ^ Компетентность, добросовестность и честность субъек­тов внутреннего контроля. Если персонал организации, в слу­жебные функции которого входит осуществление контроля, не об­ладает этими характеристиками, то даже идеально организован­ная система внутреннего контроля не сможет быть эффективной.

- ^ Приемлемость (пригодность) методологии внутреннего контроля. Ставящиеся перед центрами ответственности конт­рольные цели и задачи должны быть рациональными. Распреде­ление контрольных функций, программы внутреннего контроля и применяемые методы должны быть целесообразными.

- Приоритетность. Абсолютный контроль над обычными незначительными операциями не имеет смысла и только отвлекает силы от более важных задач.

- Оптимальная централизация. Динамичность, устойчивость, непрерывность функ­ционирования системы внутреннего контроля обусловливаются единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации. Оргструктура должна соответствовать размерам и степени сложности организации.

- ^ Единичная ответственность. Каждая контрольная фун­кция должна быть закреплена только за одним центром ответ­ственности.

- Потенциальное функциональное замещение. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры. Для этого каждый работник (субъект внутреннего контроля) должен уметь выполнять конт­рольную работу вышестоящего, нижестоящего и одного-двух ра­ботников своего уровня во избежание потери адекватной связи с объектом контроля за время их выбытия. Данный принцип рас­пространяется и на центры ответственности.

- Регламентация. Эффективность функционирования сис­темы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько под­чинена регламенту контрольная деятельность в организации.

- ^ Взаимодействие и координация. Контроль должен осуществляться на основе четкого взаимодействия всех подразделений служб организации.

- Предотвращение несанкционированного доступа к активам и файлам. Такая система должна включать: схему выдачи решений на доступ сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну; оформление обязательств о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну.

- ^ Лимиты полномочий при заказе товаров (услуг, работ). Решения по заказам, превышающим установленный уровень, дол­жны приниматься на совете директоров либо на со­брании управленческих работников верхнего звена (заместителей директора по экономическим, ком­мерческим, финансовым, производственным вопросам и др.). По крупным сделкам решения необходимо принимать на общем со­брании собственников.

- Безопасность активов и файлов. На случай стихийных бедствий следует хранить копии важных документов в несгора­емых сейфах и в других помещениях, иметь огнетушители, ин­струкции, определяющие порядок действий. На случай перебо­ев в электроснабжении, умышленных повреждений, выхода из строя аппаратных средств и программного обеспечения следу­ет хранить копии банка данных и важных файлов на магнитных носителях, предусмотреть дублируемое питание, резервное обо­рудование.

- ^ Регламентация деятельности на основе специальных схем последовательности операций. Такие схемы должны содер­жать необходимую информацию о разделении обязанностей, сан­кционировании операций, процедурах контроля, а также прави­ла, определяющие порядок какой-либо деятельности.

- ^ Внедрение новых информационных технологий в учет­ную и контрольную деятельность. Крупным организациям кор­поративного типа (т.е. с множеством относительно самостоятель­ных подразделений), имеющим достаточно устойчивую органи­зационную и финансовую структуру, с резервами роста, нала­женными процессами снабжения и сбыта, целесообразно поэтап­но переходить на новые качественные программные технологии, в том числе полнофункциональные, реализованные на основе единого информационного пространства.

- ^ Документальное подтверждение выполнения контрольной работы. Каждое должностное лицо, исполняющее важные контрольные функции, должно регулярно отчитываться в письменной форме и ставить подпись, подтверждающую, что эти функции исполняются. Выполнение этого правила позволяет координировать и контролировать работу звеньев системы внутреннего контроля.

- ^ Периодическое перераспределение обязанностей между внутренними контролерами (ревизорами, внутренними ауди­торами, бухгалтерами). Периодическое перераспределение обязанностей бухгалтеров позволяет:

а) снизить риск длительных злоупотреблений;

б) уменьшить вероятность необнаружения ошибок благода­ря взаимному контролю бухгалтерами фактического со­стояния учета на принимаемом (передаваемом) участке;

в) снизить вероятность ошибок и повысить производитель­ность бухгалтерского труда в результате снижения утом­ляемости от монотонности работ на одном и том же учас­тке учета;

в) более гибко использовать бухгалтерский персонал.

- Всесторонний контроль. Управление организацией и ее развитие при наличии необходимых для этого ресурсов невоз­можны без эффективного всестороннего контроля над всеми зве­ньями ее деятельности.

- ^ Понимание взаимосвязи объектов контроля. Если в про­цессе контроля объекта выявлены отклонения, превышающие до­пустимый уровень, целесообразно подвергнуть контрольным процедурам объекты, непосредственно связанные с «проблем­ным». Такой подход позволяет установить причины отклонений и предотвратить их повторное появление.

- ^ Приоритет предварительного контроля. Необходимо усиливать превентивное начало в контроле, чтобы предупреждать возникновение отклонений, ухудшающих состояние управляемого объекта. Это позволит исключить возможные поте­ри и затраты на приведение объекта контроля в требуемое состоя­ние.

- ^ Использование информации об отклонениях, полученной в предыдущих проверках. В каждой текущей процедуре контроля предполагается использование информации об отклонениях, вы­явленных предыдущими процедурами контроля этого же объекта.

- ^ Непрерывность развития и совершенствования. Со вре­менем даже самые прогрессивные методы управления устарева­ют. Система внутреннего контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее «настраивать» на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования организации, и обеспечить возможность ее расширения и модернизации.
^ 3. Основные этапы и составляющие системы внутреннего контроля организации
Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием следующих факторов:

- отношение руководства к внутреннему контролю (т.е. насколько правильно понимает руководство роль внутреннего контроля в управлении организацией);

- внешние условия функционирования организации, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;

- количество и региональная неоднородность (разветвленность) месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;

- стратегические установки, цели и задачи;

- степень механизации и компьютеризации деятельности;

- ресурсное обеспечение;

- уровень компетентности кадрового состава.

В любом случае организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля - это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:

1) Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

2) Разработка и документальное закрепление новой (соответствующей изменившимся условиям хозяйствования) деловой концепции организации, а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике.

3) Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям.

4) Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансово-хозяйственной деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

5) Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).

6) Определение путей совершенствования системы внутреннего контроля с учетом перманентного развития организации и непрерывно меняющихся внутренних и внешних условий ее функционирования.

В соответствии со стандартами аудиторской деятельности под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упо­рядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри дан­ного экономического субъекта его силами надзор и проверку соблюдения требований законодательства, точности и полноты до­кументации бухгалтерского учета, своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности, предотвращения ошибок и искажений, исполнения приказов и распоряжений, обеспече­ния сохранности имущества организации.

^ Цель системы внутреннего контроля - своевременно пре­дотвратить нерациональные или неправильные действия, а так­же ошибки при обработке информации.

Система внутреннего контроля состоит из пяти связанных компонентов:

- контрольная среда;

- оценка рисков;

- информация и сети;

- мониторинг;

- существующие контрольные процедуры.

Система внутреннего контроля обеспечивает только разумную (не абсолютную) уверенность в достижении целей, учитывая следующие ограничения, свойственные системе внутреннего контроля:

- человеческий фактор, который может включать в себя си­стемные ошибки или ошибки при использовании автома­тизированных средств контроля;

- преднамеренный сговор лиц, осуществляющих контроль;

- неприятие средств контроля руководством;

- влияния фактора затраты-выгоды.

Под контрольной средой понимаются осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внут­реннего контроля.

Состояние контрольной среды зависит от позиции руководства и собственников организации по созданию и функционированию системы внутреннего контроля.

Контрольная среде включает в себя такие факторы, как:

- честность и этические качества людей, которые создают, руководят и контролируют систему внутреннего контроля:

- компетентность руководства, которая выражается в знаниях и умениях, необходимых для выполнения опреде­ленный работы;

- участие совета директоров или комитета по внутреннему аудиту, включая оценку их знаний, опыта, ранг и независимость от руководства, а также степень вовлеченности в процесс;

- философия и стиль управления руководства в отношении подхода к рисковым ситуациям, его действия в отноше­нии представления финансовой отчетности и обработки информации, а также желание достигать финансовых и операционных целей;

- организационная структура, в рамках которой экономи­ческий субъект планирует, осуществляет, контролирует и проверяет свою деятельность, включая установление ключевых сфер полномочий и ответственности, а также подотчетности;

- назначение полномочий, ответственности и учета;

- политика по подбору и работе с персоналом, ориентиро­вание, учеба, оценка, продвижение по службе, компенса­ции и социальные мероприятия.

Для достижения своих целей организации должны идентифицировать и анализировать риски, связанные с их деятельностью:

- оценка риска организацией для целей подготовки финансовой отчетности включает определение, анализ и управление рисками, уместными для подготовки достоверной к финансовой отчетности в соответствии с общепринятыми стандартами;

- соответствующие бухгалтерские риски включают в себя, например, возникновение внутренних и внешних собы­тий и обстоятельств, которые могут неблагоприятно повлиять на возможность организации инициировать, учи­тывать, обрабатывать и представлять в отчетности фи­нансовую информацию.

^ Компьютерные сети обеспечивают идентификацию, хране­ние и обмен информацией в современной и подходящей форме.

Информационная система охватывает систему бухгалтерско­го учета, а также другие методы и записи, которые:

- идентифицируют и отражают все действительные опера­ции;

- описывают операции в современной манере и с доста­точной детализацией для целей правильной классифи­кации;

- оценивают и учитывают реальную денежную стоимость операций;

- определяют и гарантируют надлежащий учет операций и событий за соответствующий период времени;

- представляют операции и соответствующие раскрытия в финансовой отчетности.

Компьютерные сети обеспечивают понимание каждой роли и обязанностей, имеющих отношение к системе внутреннего конт­роля при подготовке финансовой отчетности.

Мониторинг - это процесс, который оценивает организа­цию системы внутреннего контроля, структуру и.своевременную работу средств контроля, а также принятие решений по осуще­ствлению необходимых исправлений.

Руководство проводит мониторинг средств контроля, чтобы определить, что они работают, как и предполагалось, и достаточ­но ли они модифицированы соответствующим образом для отра­жения изменений в условиях.

Процесс мониторинга включает:

- средства текущего мониторинга, встроенные в нормаль­ные повторяющиеся операции, включая регулярное вовлечение руководства и контролеров;

- работу комитета по внутреннему аудиту, которая предпо­лагает как оценку системы внутреннего контроля, так и рекомендации по ее улучшению;

- оценку средств коммуникации внешними сторонами (по­купателями, регулирующими органами и независимыми внешними аудиторами).

^ Контрольные мероприятия - это политика и процедуры, которые помогают гарантировать, что распоряжения руководства выполняются, и необходимые шаги для предотвращения риско­вых ситуаций сделаны.

Контрольные мероприятия включают:

- своевременные и соответствующие проверки по выпол­нению:

- сравнения фактических данных с бюджетами, прогноза­ми и предыдущими периодами;

- сопоставления финансовой и нефинансовой информации;

- проверки и оценки функций и видов деятельности;

- обработку информации по общим и определенным сред­ствам контроля для гарантии того, что операции право­мерны, соответствующим образом санкционированы, в полной мере и аккуратно отражены.

Физические средства контроля по сохранности активов включают:

- физическое разделение и охрану активов, средств защи­ты, связанные и независимые хранители (то есть банки, депозитные ячейки, сейфы, независимые склады);

- авторизованный доступ к активам и записям (использова­ние электронных кодов доступа, нумерация документов);

- периодическую инвентаризацию и сравнение фактичес­ких активов с суммами, отраженными в бухгалтерском учете (т.е. физический подсчет и проверка активов, свер­ка и проверка пользователем отчетов, подготовленных компьютером);

- распределение обязанностей по санкционированию опе­раций, их учету и поддержание сохранности соответству­ющих активов для целей сокращения возможностей у оп­ределенного служащего, на определенной должности, со­вершать или скрывать ошибки или мошенничать при нор­мальном ходе дел.

Применение и необходимость компонентов системы внутреннего контроля зависят от размера экономического субъекта, от сложности методологии информационной обработки данных, ха­рактеристик руководства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, следует сказать, что организация эффективной системы внутреннего контроля позволит:

- обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях конкуренции;

- сохранить и эффективно использовать ресурсы и возможности организации;

- своевременно выявлять и минимизировать коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски в управлении организацией;

- сформировать адекватную современным перманентно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

В связи с этим особую актуальность приобретают задачи разработки типовых программ организации, развития и совершенствования системы внутреннего контроля (для различных организаций в плане организационно-правовых форм, видов и масштаба деятельности, размеров, организационных структур управления). Данные программы должны быть разнообразны. Их следует разрабатывать с учетом: различных начальных условий и возможностей организаций; тенденций развития экономики страны в целом и действующих механизмов ее функционирования; сложившихся национальных и местных традиций; менталитета персонала. Со временем в России должны быть созданы "библиотеки" таких программ для различных типовых условий.

^ Список литературы
1. Бурцев, Владимир Владимирович. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В. В. Бурцев. - М.: Маркетинг, 2000

2. Контроль и ревизия : учеб. пособие / под ред. М. Ф. Овсийчук. – М. :

КНОРУС, 2005.

3. Маренков Н. Л. Практика контроля и ревизии : учеб. пособие / Н. Л.

Маренков, Т. Н. Веселова. – М. : КНОРУС, 2005.

4. Мельник М. В., Пантелеев А. С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль : учеб.

пособие / под ред. М. В. Мельник. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2006.

5. Носова С. С. Экономический контроль: Сущность и формы проявления. –

М. : Экономика, 2006.

6. Терехов А. А., Терехов М. А. Контроль и аудит: основные методические

приемы и технологии. – М. : Финансы и статистика, 2006.

7. Федотова Е. С. Контроль и ревизия : учеб.-метод. комплекс. – М. : Экзамен,2004.


Хозяйственная ситуация №1

По результатам первого полугодия отчетного 2010 года было принято решение руководителем ОАО «Восток» о выплате дивидендов. В бухгалтерском учете начисление дивидендов отражено 30.08.2010г. корреспонденцией по Д 99 «Прибыли и убытки» - К 75 «Расчеты с учредителями» и их выплата произведена 10.09.2010г. без удержания налога с доходов физических лиц.

Ответ: При проверке обоснованности принятия решения по выплате дивидендов установлено следующее.

В нарушение ст. 42 ФЗ РФ от 26.12.1995г. № 208-ФЗ принято решение руководителя о выплате дивидендов. Решение о выплате дивидендов, в т.ч. решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории, принимаются общим собранием акционеров. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного Советом директоров общества. Решение о выплате дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и девяти месяцев финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода. Следовательно, принятие решения руководителем ОАО «Восток» незаконно. В ОАО «Восток» начисление дивидендов отражено 30.08.2010г., т.е. ранее трех месяцев после полугодия. Ст.42, п. 2 установлено, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества. Начисление должно отражаться по Д 84 «Нераспределенная прибыль» - К 75 «Расчеты с учредителями».

В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка НДФЛ устанавливается в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организации. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание НДФЛ с дивидендов должно отражаться по Д 75 «Расчеты с учредителями» - К 68 «Расчеты с бюджетом».

Выявленные нарушения будут рассмотрены ревизором, как негативный момент системы внутреннего контроля организации, с принятием соответствующих мер и отражением данного нарушения в акте ревизии.
^ Хозяйственная ситуация №2

В проверяемом периоде 2010г. Имели место представительские расходы: банкеты по случаю ухода на пенсию, по случаю юбилея. Отсутствует программа мероприятий. Приложены оправдательные документы : чеки ресторанов, пробитые через кассу, от 23.11.2010г. в сумме 75200 руб., вся сумма отнесена на расходы по производству мебели (т.к это является основной деятельностью организации) и учтена в целях налогообложения и бухгалтерского учета.

В состав представительских расходов включены расходы на обеды руководства, общая сумма за 4 квартал отчетного года составила 27 200руб.

Ответ: При проверке расходов организации установлено нарушение требований ПБУ 10/99, гл. 25 НК РФ. В составе расходов по данным проверяемой организации отражены представительские расходы – 102 400руб.

Представительские расходы по данным проверяемой организации включают: банкеты по случаю ухода на пенсию, по случаю юбилея, расходы на обеды руководства. Сумма затрат включена в состав расходов по обычной деятельности организации. В соответствии с п.5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. П. 7 ПБУ 10/99 определено, что расходы по обычным видам деятельности формируют: расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов, расходы, возникающие в процессе переработки материально-производственных запасов для целей производства продукции. Исходя из вышеизложенного. Данные расходы не могут быть признаны в учете как расходы по обычным видам деятельности. Внутрифирменными положениями могут быть предусмотрены такие расходы, но они должны будут учтены в составе прочих расходов.

П. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на оф. Прием или обслуживание представителей других организаций, участвующих в целях поддержания взаимного сотрудничества. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечение заболеваний. Представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда в этот отчетный период. По данным проверяемого лица расходы, признанные в составе представительских, в целях налогообложения не могут быть признаны таковыми. Следовательно, имеет место завышение затрат на сумму 102 400руб. Ревизор обязательно отразит данный факт нарушения в акте ревизии.
^ Хозяйственная ситуация №3

При аудите формирования финансовых результатов на ОАО «Восток» установлено, что фонды накопления, потребления формировались в отчетном году корреспонденцией Д 99 «Прибыли и убытки» - К 88 «Фонды» в суммах, определенных приказом руководителя Иванова И.А.

На предприятии отсутствуют сметы по данным фондам. Средства расходуются на усмотрение администрации предприятия без согласия акционеров. В связи с этим 31.12.2010г. в балансе показан непокрытый убыток в сумме 629 932 руб. При проверке установлено, что расходы, т.е. отчисления в фонды за счет прибыли за 2010г. Превысили сумму полученной прибыли, в результате чего был получен убыток.

Ответ: При проверке финансовых результатов установлено, что в проверяемом периоде формировались фонды накопления, потребления на основании приказа руководителя ОАО «Восток», без согласия акционеров. По данным проверяемого предприятия была выполнена корреспонденция Д 99 «Прибыли и убытки» - К 88 «Фонды». В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» решение о порядке распределения прибыли принимает собрание акционеров. Решение руководителя в данном случае неправомерно. При наличии решения о распределении прибыли должна производиться корреспонденция Д 84 «Нераспределенная прибыль» К 88 субсчет «Фонды».

Установлено, что средства фондов направлены на погашение штрафов за нарушение налогового законодательства, другие цели не в соответствии с целевым назначением. В связи с этим расходы по сч.99 «Прибыли и убытки» превысили доходы по данному бухгалтерскому счету. Сформированный неправомерно убыток был отражен в форме №1 «Бухгалтерский баланс». В соответствии с требованием законодательства штрафы, пени за нарушение НК РФ должны отражаться в учете за счет нераспределенной прибыли.

Выявленные нарушения будут рассмотрены ревизором, как негативный момент системы внутреннего контроля организации, с принятием соответствующих мер и отражением данного нарушения в акте ревизии.


Скачать файл (131.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации