Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Введение в арт-реабилитологию - файл 1.doc


Лекции - Введение в арт-реабилитологию
скачать (933 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc933kb.16.11.2011 15:52скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Академия проблем безопасности,

обороны и правопорядка.

Демографическая безопасность России


Введение в арт-реабилитологию



Социальная реабилитация инвалидов

средствами художественного творчества.

Курс лекций, бесед и практических занятий


Краснодар-Москва

2005

Автор выражает благодарность педагогам, сотрудникам «Инва-Студии», а также всем, кто помогал её становлению:


Президенту Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, профессору В.Г.Шевченко.


^ Профессорам: А.А.Хагурову, И.Г.Зайнышеву, И.И.Горловой, В.И.Лях, А.В.Чоговадзе, Б.А.Поляеву, Н.Д.Ткаченко, Т.В.Волосовец, С.А.Абакумову.


Депутатам Государственной Думы: Г.Н.Селезневу, Д.О.Рогозину, Л.Э.Слуцкому, И.М.Ханкоеву, Б.Г.Кибиреву, Н.Н.Губенко, О.И.Мащенко.


^ Доценту Ш.Г.Шаззо.


Предпринимателям: С.Н.Донских, А.С.Яровенко, С.К.Юнину, В.П.Апухтину, А.И.Белову, Л.Б.Невеселовой.


Общественным деятелям, деятелям культуры и искусства: Ю.М.Соломину, В.И.Коршунову, В.И.Лихоносову, В.Т.Спивакову, Е.А.Евтушенко, Н.С.Михалкову, И.Р.Резник.


Председателю Совета директоров ОАО компания «Базовый элемент» О.В.Дерипаска, руководителю БФ «Вольное дело» Т.Д.Румянцевой.


Автор учебного пособия «Введение в арт-реабилитологию» Галкин Николай Николаевич, кандидат культурологии, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, педагог-практик. Более одиннадцати лет он руководит детским социально-реабилитационным центром «Инва-Студия» (ныне СРК «Инва-Академия»), где десятки и сотни детей-инвалидов успешно прошли курс реабилитации.


В книге представлены материалы исследований автора, проводимых за почти 12-летний период работы с детьми-инвалидами, а также взрослыми инвалидами «Инва-Студии». Представленная тема входит в раздел «Демографическая безопасность России» гуманитарного отделения Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.


Содержание


1. Вводная лекция «Актуальные проблемы

социальной поддержки инвалидов» стр. 7-19


2. Лекция «Направления социальной реабилитации» стр. 20-25


3. Лекция «Типология моделей инвалида» стр. 26-37


4. Лекция «Социальная инфраструктура в реабилитации.

Её роль и значение» стр. 38-54


5. Лекция «Художественно-эстетические средства

и методы реабилитации детей-инвалидов стр. 55-72


6. Лекция «Инновационные экспедиции в реабилитации» стр. 73-77


7. Практическая работа «Методика социальной

реабилитации детей-инвалидов средствами

древне-русской живописи» стр. 78-137


8. Лекция «Результаты социальной реабилитации

в работе «Инва-Студии» стр. 138-157


9. Заключительная лекция «Социальная реабилитация

и социальная политика» стр. 158-176


10.Заключительное практическое занятие.

«Учебная помощь, групповые формы учебной

работы (групповой опрос)» стр. 177-183


11. Список литературы стр. 184-194


12. Приложение стр. 195


13. Фотоприложение


Список вопросов и тем,

рассматриваемых в учебном пособии



  1. Актуальные проблемы социальной поддержки детей-инвалидов.

  2. Логико-методологическая основа социальной реабилитации детей-инвалидов.

  3. Инвалидность и социально-культурное значение реабилитационной работы.

  4. Социально психологическая реабилитация.

  5. Культурно-духовная реабилитация.

  6. Профессионально-трудовая реабилитация в области изобразительного искусства.

  7. Типология моделей социально-культурной реабилитации инвалидов.

  8. Традиционная модель инвалида.

  9. Проектная (экспериментальная) модель инвалида.

  10. Социальная инфраструктура.

  11. Проект учебно-реабилитационного комплекса профессионального обучения детей-инвалидов изобразительному искусству (с расчетом необходимых затрат).

  12. Региональный проект социальной реабилитации инвалидов средствами художественных народных промыслов и изобразительного искусства (Южный Федеральный округ).

  13. Художественно-эстетические средства и методы реабилитации детей-инвалидов.

  14. Реабилитационный потенциал изобразительных средств искусства.

  15. Работа с инвалидами с тяжелыми заболеваниями.

  16. Реабилитация семьи.

  17. Работа с детьми с нарушением умственного развития.

  18. Выход ребенка из болезни.

  19. Ранняя профессиональная направленность в художественной работе с детьми - инвалидами.

  20. Воспитание способностей ребенка, воспитание таланта.

  21. Реабилитация средствами канонической древнерусской живописи.

  22. Художественные выставки и реабилитация.

  23. Арттерапия на основе изобразительного творчества.

  24. Реабилитационно-культурологический цикл.

  25. Методика социальной реабилитации детей-инвалидов средствами древнерусской живописи.

  26. О методике художественно-реабилитационной работы с детьми-инвалидами в рамках реабилитационно-культурологического цикла.

  27. Беседы по иконописи.

  28. Художественно-культурологическая арттерапевтическая работа по канону (практическая часть).

  29. Результаты социальной реабилитации.

  30. Социально-психологический аспект реализации проекта.

  31. Краткая информация о детях-инвалидах „Инва-Студии“.

  32. Творческие характеристики детей-инвалидов.

  33. Персональные выставки.

  34. Коллективное творчество.

  35. Арттерапевтический комплекс.

  36. Социальная реабилитация и социальная политика.

  37. Изменение концепции социальной защиты населения.

  38. Индустрия для инвалидов.

  39. Действенная экспертно-аналитическая служба.

  40. Служба экстренной помощи инвалидам.

  41. Координация и взаимодействие работы общественных структур с госу-

  42. дарственными.

  43. Предприниматели и общественные организации инвалидов.

  44. Учебно-реабилитационная работа вузов.

  45. Опыт русской православной церкви в работе с детьми.

  46. Деятели культуры в борьбе за детей.

  47. Формирование социального иммунитета у молодежи.

  48. Реабилитационное образование в школе.

  49. Формирование реабилитационных структур в субъектах Федерации,

  50. Федеральных округах.

  51. Реабилитационный механизм.

  52. Стимулирование реабилитационной работы.

  53. Критерии оценки реабилитационной работы.




^ ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ


Тема: «Актуальные проблемы социальной поддержки инвалидов»


Вопросы:


1. Из истории проблемы.

2. Инвалидность и реабилитология.

3. Актуальные проблемы социальной поддержки инвалидов.

4. Инвалидность и возможности социально-культурной реабилитации.


Инвалидность, как феномен нарушения взаимодействия человека и общества, является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения.

Как социально-биологическая проблема, инвалидность представляет интерес в контексте соотношения биологических и социальных механизмов, адаптации и компенсации.

В наше время, вполне ощутимым процессом стала не только физическая инвалидизация населения, но духовная и социальная.

В течение многих десятилетий отношение к людям с физическими и умственными недостатками было печальной историей непонимания, отвержения, подозрения, страха перед сближением, изоляции. К людям с инвалидностью, особенно, с умственными недостатками, относились враждебно, как к наказанным Богом, проклятым. 1

С середины прошлого столетия в мире возникает новая тенденция в понимании инвалидности: одновременно как феномена физического, психического, социального.

__________________________________________________________________1. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. /Под редакцией Е. Р. Ярской-Смирновой и П. Романова М.: ННИОНРАН, 2002 г./ с. 12.

В 50-60 годы в Британии, Швеции и затем США и Канаде появляются новые социальные образования инвалидов, которые в корне отличаются от традиционных. Это т.н. «групповые дома», различного рода «социальные общины» отличительными особенностями которых является новое отношение к инвалиду, практически перечеркивающее само понятие инвалид (с латинского – «недействительный»). Своего рода первым толчком, инициирующим началом нового социального движения послужили в 20-м столетии Первая и Вторая мировые войны, давшие миру колоссальное количество инвалидов, которые не хотели и уже не могли жить по-прежнему.

К тому же примеры активной жизнедеятельности инвалидов в политике, культуре заставили провести оценку и самооценку возможностей человека с ограничениями жизнедеятельности.

С конца 1960-х начала 1970-х в США, Швеции и ряда других стран (с высоким уровнем социальной защиты населения) развернулась политика т.н. «деинституциализации» в отношении инвалидов, возникло движение т.н. «независимой жизни». Вошли в конфликт «медицинская» модель инвалидности и «социальная». Стали рассеиваться мифы об инвалидности, а прежняя терминология в т.ч. глухой, слепой и пр. восприниматься как ярлыки.1

В Европе и США получили свое развитие:

  1. десегрегация школ;

  2. расширение доступа к образованию (wiclening participation);

  3. интеграция (mainstreaming);

  4. инклюзия (inclusion - включение).

__________________________________________________________________

1. Социальная политика и социальная реабилитация в изменяющейся России, с. 19.

Это позволило, прежде всего, инвалидам, независимо от их национальной, расовой принадлежности, а также заболевания получать наравне с другими полное образование (в обычных школах), работать в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями.

Реализация принципов интеграции, инклюзии дает возможность повышать уровень социальной адаптации общества, его морально-нравственных качеств, прогрессивной динамики.

Новые тенденции в инвалидном движении в Европе и Америке во второй половине ХХ века продолжали развиваться.

Все это не могло не влиять на изменения в отечественном законодательстве. Тем не менее, ещё в начале 90-х годов оно трактовало инвалидность с прежних «консервативных» позиций.

Вместе с тем, с середины 90-х годов, вышел ряд постановлений и законов РФ, которые уже пересматривали прежнее отношение к инвалидам.

Они были дополнены отраслевыми нормативными актами, определяющими медицинские и социальные гарантии инвалидам. Особое внимание уделялось вопросам реабилитации инвалидов. С возможностью разработки индивидуальных программ как фундамента социальной политики.

В контексте нашей темы особого внимания заслуживают два нормативно-правовых документа, принятых в 1948 и 1954 годах. Это всеобщая Декларация прав человека и Декларация прав ребенка, которые послужили своего рода основаниями для разработки международных и национальных программ работы с детьми-инвалидами. В 1989 году они были дополнены Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке, по которой дети имеют равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, информацию, на свободу объединения, личную жизнь, образование.

Инвалидность и реабилитология

В советское время для инвалидов были созданы специальные организации ВОИ, ВОС, ВОГ (Всесоюзное общество инвалидов, Всесоюзное общество слепых, Всесоюзное общество глухих) и др., в задачи которых входила, помимо прочего, и социальная реабилитация. Тем не менее, эти задачи не выполнялись или выполнялись очень ограниченно.

Конечно, нельзя сказать, что в советское время не решали проблем инвалидов, не заботились о них. В силу довольно высокого уровня развития социальной сферы инвалиды получали многое и не только из того, что касается материального снабжения, медицинского обслуживания, сферы услуг (в этом смысле для инвалида в то время делалось, подчас, много больше, чем в настоящее время). Тем не менее, для инвалида как бы изначально многие общественные институты были закрыты. Общество как бы стеснялось показывать своих инвалидов, и организации ВОИ, ВОС, ВОГ и другие были своего рода цивилизованными резервациями – государством в государстве.

Инвалиды были ограничены в образовании, отрешены от основных культурных ценностей.

В наше время, при всех его проблемах, инвалидов перестали стесняться. Их не только стали публично показывать, говорить о них, но дают возможность открыто обсуждать их проблемы, создавать самые различные общественные институты, организовывать международные мероприятия, в том числе спортивные чемпионаты, фестивали, другие форумы. Разработана государственная программа «Дети инвалиды». С начала 90-х годов начинают создаваться научно-исследовательские институты, занимающиеся проблемами инвалидов. В 1996 году в Тюмени состоялся Первый Международный конгресс инвалидов, где были рассмотрены все основные проблемы этой части нашего общества, была впервые разработана и обсуждена региональная комплексная программа реабилитации инвалидов Тюменской области, приняты другие важные документы с учетом современного состояния инвалидов и их перспектив.1 Тем не менее, положение инвалидов остается до сих пор сложным. Они, как правило, ограничены или даже изолированы в обществе от культуры, профессиональной, образовательной, социально- политической деятельности и т. д.

Традиционно сложившиеся структуры, призванные решать их проблемы ВОИ, ВОС, ВОГ и др. не в состоянии сделать это, тем более что они сами, подчас, требуют реформ и перестройки.

По данным наших исследований до 90% инвалидов испытывают острые проблемы в медицинском, материальном, финансовом обеспечении, в культуре. Необходима системная комплексная их реабилитация на государственном уровне.

Культура, как мы уже отмечали, пожалуй, в большей степени, чем другие отрасли человеческой деятельности оказалась недоступной или мало доступной для инвалида. С одной стороны, в силу неадаптированности культурных учреждений, с другой, ввиду её дороговизны, в первую очередь, для инвалида.

Вместе с тем, именно культура, может изменить многое в его жизни. Творческий процесс, в сфере культурной деятельности и, в частности, в области изобразительного искусства, тем боле в духовной сфере, может преобразить человека. Инвалид, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, обретет в


__________________________________________________________________

1. Галкин Н. Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов средствами духовной живописи. Проблем социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов. Тезисы докладов и сообщений международного конгресса по проблемам социальной, медицинской и психологической реабилитации инвалидов. Тюмень 1996 г., с. 79.


культуре и через культуру поддержку – опору в себе и обществе. Овладевая культурными ценностями, добиваясь успехов, скажем, в области изобразительного искусства, он по-новому осознает себя и перестает быть «социальным изгоем».

Слово «культура» - калька с латинского (лат. –culture, англ. – culture, нем. – die culture). Уже в древности (в классической латыни) имело разные смысловые оттенки или даже различные значения, в зависимости от контекста: «возделывание», «обработка», «воспитание» и т.п. 1

В реабилитологии культура – отрасль человеческой деятельности, которая, может оказать влияние (по принципу возделывания), изменить образ жизни, состояние и положение человека в обществе.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция быстрой инвалидизации общества. В мире, по данным ВОЗ, 10% населения – инвалиды.2 В России эта цифра значительно выше (данные специалистов-реабилитологов). Основные причины инвалидизации известны, тем не менее, последствия могут быть непредсказуемы. Совершенно очевидно, что необходима система социальной реабилитации не только со стороны государственных организаций, но в первую очередь, общественных.

«Реабилитация, по определению ВОЗ, «комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного (инвалида) к деятельности на максимально возможном для него уровне». Это определение оптимально учитывает не только состояние, но и интересы инвалида в обществе.

Реабилитология, как наука, занимается восстановлением жизненных способностей инвалидов. В настоящее время она достаточно широко представлена направлениями:

__________________________________________________________________

1. Никитин В. А. Основы православной культуры, М., с. 37.

2. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. По редакцией Е.Р.Ярской-Смирновой и П.Романова, с.17.


  • медицинским;

  • спортивным (медико-спортивным);

  • психофизическим;

  • социально-психологическим;

  • психологическим;

и в меньшей степени:

  • социокультурным;

  • духовно-культурным.

В данном исследовании мы рассматриваем процесс реабилитации детей-инвалидов через область изобразительного искусства, отчасти древнерусской живописи, и психофизическое влияние культуры и искусства на них. Эта область науки называется арт-реабилитология или реабилитация через или посредством изобразительного искусства, художественного творчества.

^ Актуальные проблемы социальной поддержки инвалидов

Ограниченность государственных ресурсов, бюджетный дефицит и всевозрастающие затраты на удовлетворение потребностей семей, имеющих детей инвалидов, не позволяют осуществить многие социальные проекты.


Так, например, известная программа «Дети инвалиды» долгое время не финансировалась вообще. В настоящее время на неё выделены средства, но и они крайне ограничены. Например, в 2004 г. на культурную часть программы выделено из федерального бюджета всего 500 тысяч рублей. Количество же инвалидов, в первую очередь детей, очень быстро растет. Встает вопрос необходимости изменения всей государственной политики в отношении инвалидов.

Необходимо привлечение дополнительных государственных и негосударственных неправительственных средств, для решения этой проблемы. Тем не менее, главным мы считаем активное включение инвалидов в процесс самоподдержки и самообеспечения. В моделях социальной защиты инвалидов развитых стран значительная часть средств на эти цели аккумулируется, благодаря благотворительной поддержке со стороны бизнеса, различных коммерческих структур, религиозных конфессий. Приоритетная роль в этом процессе принадлежит общественным объединениям. Одним из фундаментальных принципов политики в развитых странах является принцип партнерства, субсидарности и приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной защиты людей с особыми нуждами. Такой подход дает возможность привлекать финансовую поддержку из самых различных источников, что позволяет более оперативно решать актуальные проблемы. При этом общественные организации делают социальную помощь более конкретной и адресной, так как являются независимыми носителями истинных потребностей каждой категории населения. Знание конкретных проблем и нужд дает возможность общественным объединениям делать формы работы более разнообразными и создавать инновационные модели социальных служб инвалидов, направленных на адаптацию их и активную интеграцию в т.н. здоровое общество.

В нашей стране уже начала складываться система неправительственных общественных реабилитационных служб.1 В России насчитывается 120 тысяч общественных организаций. Значительная часть из них занимается проблемами социальной реабилитации инвалидов. В Краснодаре таких организаций более 1000. Опыт работы этих организаций отражает социальный заказ и может служить основой для разработки технологий и создания моделей взаимодействия общественных структур с государственными и частными структурами по решению вопросов оказания социально-бытовой помощи детям с особыми нуждами и координации их действий.

В цивилизованных странах уже давно это поняли, поэтому создают условия не только для инвалидов, но и для тех, кто помогает им . Культурные центры, выставочные залы, обширные программы позволяют включать в социальную деятельность даже инвалидов с мутацией мозга.

К сожалению, в настоящее время можно констатировать, что для нормальной интеграции инвалидов в современное общество в России еще не создана, прежде всего, необходимая социальная, образовательная, культурологическая инфраструктура. То есть существующие и названные институты, организации, структуры пока еще не адаптированы для работы с инвалидами.

По нашему мнению, важнейшей в настоящее время является проблема комплексного обеспечения социальной реабилитации детей- инвалидов, направленности на гармоничное сочетание индивидуализации и социализации культуры. В существующих ныне системах абилитации и реабилитации аспект индивидуализации игнорируется, внимание уделяется только социализации.


^ Инвалидность и возможности социально-культурной

реабилитации


О влиянии искусства на человека, на его положение и даже физическое состояние знали давно. Уже на заре цивилизации люди проводили прямую связь между изображаемым и реальным, придавая мистический смысл рисункам, их цветовому содержанию, композициям. Возможности влияния на то или иное событие и его героев. В античные времена была разработана теория гармонического развития человека, включавшая физическое, духовное, культурологическое воспитание. В учебных заведениях Древней Греции и Рима детям давали физическую подготовку, преподавали риторику, поэтику. Принимались законы,

__________________________________________________________________

1. Ким Е. Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики. Проблемы семьи и детства в современной России. Ч.2, М., 1992, с. 51.

выполнение которых было делом государственной важности. Академия Платона, лицей Аристотеля остались в истории некими образцами обучения и воспитания.1 Академия просуществовала как учебное заведение почти тысячелетие. Сам её основатель Платон (в переводе на русский язык «широкий») был не только высокообразованным человеком, философом, но как олимпийский чемпион воплощал в себе гармонию физического и духовного. Толкование знаменитого постулата «в здоровом теле – здоровый дух», рассматривался по-разному, но именно это наводит на мысль о необходимости взаимовлияния духовного на физического в человеке.

В средние века великий Леонардо да Винчи выводит едва ли не ключевое понятие для реабилитации: искусство не только может, но должно влиять на человека и его душу. 2

В творчестве Микеланджело в особенности проявляется гармония физического и духовного.

В период новой и новейшей истории определились две концепции, назовем их «оптимистическая», утверждающая положительную роль культуры и искусства для человека и общества и «пессимистическая», которая отводит культуре и искусству место и роль в жизни человека и общества не более любого другого рода человеческой деятельности. Представителями первой были французские энциклопедисты, а также великие европейские ученые от Иммануила Канта до Ю.М. Лотмана. Пожалуй, самым ярким представителем второй концепции можно считать Льва Николаевича Толстого, который не только отрицал положительное влияние культуры и искусства на человека, но создал своеобразный художественный антипод, свою знаменитую «Крейцерову сонату», в которой подверг беспощадной критике современное ему т.н. культурное общество.

__________________________________________________________________

1. Никитин В. А. Основы православной культуры, с. 93.

2. Фрейд З. Леонардо да Винчи М., 1912, с. 14.

В 20-м столетии выдающийся советский психолог Л.С.Выготский исследует искусство с точки зрения личностной и общественной психологии.1 Для работы реабилитолога важен его вывод о психофизическом влиянии искусства на человека, а также вопрос социологии культуры в целом.

В культурологии нашей страны важное место занимает тема православной культуры. Известный теолог, профессор отец Рафаил (Карелин) пишет, что культура не может быть православной. Известный современный ученый, академик РАЕН В.Никитин возражает: «Православие не может и не должно уходить от мировой, тем более, отечественной культуры». Это чревато негативными последствиями, в первую очередь, для самой церкви и православия в целом. 2

В работе мы представляем материалы наблюдений, влияния иконописного канона и в целом изобразительного творчества на ребенка-инвалида. Данная проблема рассматривается в контексте общей проблематики арттерапии и социальной реабилитации художественным творчеством инвалидов.

Наука арттерапия (лечение и реабилитация средствами изобразительного искусства и художественного творчества) еще достаточно молодая. Она сложилась всего несколько десятилетий назад, но уже твердо заняла свои позиции и стала едва ли не приоритетной среди других направлений социальной реабилитации.3 В силу своей специфики она может быть отнесена и к культурологии, и к медицине, и к социологии, и к еще более молодой науке психотерапии, ибо занимает как бы пограничное, промежуточное положение среди этих наук. В этом ее не только особенность,

__________________________________________________________________

1. Выготский Л. С. Психология искусства, М.: 1998, с. 81.

2. Никитин В. А. Основы православной культуры, с. 19.

3. Практикум по арттерапии под редакцией А.И.Копытина, Санкт-Петербург, 2000, с.15.

но перспектива, т.к. черпает она свои резервы и возможности из всего, что касается проблем человека и его отношения к искусству и творчеству. В западноевропейской и североамериканской научной литературе арттерапия уже несколько десятилетий занимает, как было уже отмечено, прочное, если не приоритетное положение. Первые элементы арттерапевтической теории стали появляться в 1940-1960 годы. Исследования видных специалистов по арттерапии А.Хилла (Великобритания), М.Наумбурх (США) показали, что человек через изобразительное художественное творчество может восстанавливать не только свое психофизическое состояние, но адаптироваться как в большом, так и в малом социумах, становиться равноправным членом общества.

1960-е – 1980-е годы оказались решающими в становлении арттерапии как науки (А.И.Копытин). В настоящее время можно говорить о том, что арттерапия обладает достаточно солидной теоретической базой. Известные специалисты М.Мацро, М.Либман, К.Дьюкер, С.Льюис, Д.Байер, П.Лузатто заложили основы различных направлений арттерапевтической науки.1

Разработанные этими специалистами практикумы лечения изобразительным искусством (и, в первую очередь, сложных психических заболеваний), послужили началом крупных реабилитационных центров в ряде стран Запада. Особенности арттерапии, отмеченные авторами, заключаются в ее экологичности (в отличие, скажем, от медикаментозных средств лечения), а также универсализме, возможности лечения людей любого возраста. Отечественная наука арттерапия находится на этапе становления. Среди теоретиков и практиков отечественной арттерапии следует, прежде всего, выделить психиатра и психотерапевта профессора А.И. Копытина, который сумел обобщить теоретические исследования и практическую работу ряда зарубежных ученых арттерапевтов, подготовить

__________________________________________________________________

1. Выготский Л. С. Психология искусства, М.: 1998, с. 17.


практикум по арттерапии. А также известных арттерапевтов Р.Б. Хайкина и М.Е. Бруно и других российских специалистов-реабилитологов.1

В последние годы в России стал выходить специализированный журнал «Исцеляющее искусство», формируются школы отечественной арттерапии в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Особую роль в развитии отечественной арттерапии сыграла международная конференция «Арттерапия 2000: образование, исследования, политика и практика», прошедшая 17-20 сентября 1999 года в Мюнстере (Германия), на которой одной из ключевых была проблема использования единых стандартов арттерапевтического образования в Европе и мире.

Отечественная арттерапия находится в настоящее время на пути не только осмысления и использования мирового научного опыта, но уже внесла свое оригинальное видение ряда ее проблем и, в частности, комплексного подхода к вопросам лечения и реабилитации средствами искусства.


__________________________________________________________________

1. Практикум по арттерапии под редакцией А.И. Копытина, Санкт-Петербург, 2000, с. 18.

ЛЕКЦИЯ


Тема: «Направления социальной реабилитации»


Вопросы:


1. Социально-психологическая реабилитация.

2. Культурно-духовная реабилитация.

3. Профессионально-трудовая реабилитация в области изобразительного искусства.


В данной работе нами выделено несколько направлений (моделей) социальной реабилитации инвалидов, связанных с культурой, изобразительным искусством и творчеством, наиболее важных для нашего исследования.

Это социально-психологическая реабилитация, духовно-культурная и профессиональная.

^ Социально-психологическая реабилитация. Под социально-психологической реабилитацией понимается системный процесс восстановления (формирования) способностей инвалида, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли и иметь возможность быть реально включенным в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности. Ее смысл заключается в восстановлении оптимального функционирования психологических механизмов социальной интеграции инвалидов, которые ответственны за процесс усвоения социальных норм и правил поведения, социокультурного опыта в целом и выполняют регуляторную функцию наиболее сложных форм поведения и деятельности, обеспечивают эффективность адаптации в различных средовых условиях.

Социально-психологическая реабилитация специфична, так как она является неотъемлемым элементом различных реабилитационных мероприятий.1 Это связано с наличием социального эффекта любого реабилитационного воздействия и с субъективным отношением к последнему со стороны инвалида. Важно, что ее потенциальные ресурсы за счет гибкости, пластичности механизма психической деятельности, их высоких компенсаторных возможностей являются практически неисчерпаемыми и их рациональное использование позволяет достигнуть необходимого эффекта и в тех случаях, когда результативность других реабилитационных мероприятий оказывается низкой.

Следует считать, что социально-психологическая реабилитация может рассматриваться в виде связующего элемента в отношении всего комплекса реабилитационных мероприятий, который придает и обеспечивает им системность и целостность. Это обусловлено наличием социально-психологического эффекта от любого реабилитационного воздействия и его непосредственной направленности на интеграцию инвалидов в общество.2

Составляя программы по различным направлениям изобразительного искусства, мы учитываем каждый элемент художественного творчества, возможности и особенности влияния его на ребенка-инвалида.

Арттерапия, как одно из направлений науки и практики, продвинулась дальше других реабилитационных наук. Поэтому во все наши проекты мы включаем арттерапевтические программы.

^ Культурно-духовная реабилитация (КДР). Культурно-духовная реабилитация – это восстановление способности детей-инвалидов воспринимать, а также воспроизводить культурные и духовные ценности общества. Находить через культуру, искусство, в том числеизобразительное, возможности не только восстановления, укрепления здоровья, но и свою

__________________________________________________________________

1. Yalomg. The theory and Practice if group Psychotherapy New York. Basic books, 1975, p. 11.

2. Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых. Социологические исследования 1993 №1, с. 56.


нишу и, в первую очередь, в активной социальной, трудовой, профессиональной деятельности.

Среди прочих форм реабилитации, КДР занимает особое место, т.к. не всегда зависит от заболевания, (исключение составляет инвалидность с мутацией мозга). Она тесно связана с психологической реабилитацией и, в известной степени, с профессионально-трудовой и медицинской. КДР зависит от возрастных особенностей человека, среды его обитания, обучаемости, восприимчивости и ряда других факторов. Вместе с тем, при известных условиях, она может стать базовой, особенно при сложных психофизических заболеваниях, когда духовное состояние начинает оказывать сильное, а, подчас, решающее воздействие на физическое. Процесс духовно-культурной реабилитации более длителен по времени и сложен по формам и методам работы реабилитолога.

Нами выделено несколько групп (категорий) инвалидов (в первую очередь в связи с заболеваниями), которые требуют специальных условий и программ при их реабилитации через изобразительное искусство. Это инвалиды-ампутанты, с ослабленным слухом, опорники, а так же инвалиды, требующие постоянного терапевтического вмешательства и наблюдения.

Для некоторых категорий, скажем, для ампутантов и опорников реабилитация через рисунок, изобразительное искусство, живопись, как бы изначально была заказана.

Вместе с тем они, как и другие т.н. здоровые люди могут обладать художественными способностями, обучаться, становиться художниками. В музее Московской духовной академии экспонируется икона, написанная инвалидом, (не имевшим верхних и нижних конечностей), зубами. В «Инва-Студии» разработана методика обучения опорников и ампутантов, которая дает положительные результаты, и дети имеют возможности не только приобщаться к культурным ценностям, но и к профессиональной художественной работе.

В студию часто обращаются врачи, специалисты других реабилитационных центров, родители с просьбой об оказании реабилитационной помощи. Студия провела работу в 3-х детских клиниках города Краснодара по арттерапевтическим программам, а так же с детьми-инвалидами, неспособными к самостоятельному передвижению (на дому). Уже второй год в соответствии с договором городская экспертная медицинская комиссия направляет в студию всех детей-инвалидов города, склонных к творческой, художественной работе. Совместно с городским ортопедическим предприятием «Протезный завод» студия организовала подготовительное отделение для инвалидов-ампутантов, поступающих в ВУЗы. В феврале 2004 года „Инва-Студия“ совместно с СРЦ „Отрадное“ (г. Москва) открыла совместное отделение для работы с социальными инвалидами.

^ Профессионально-трудовая реабилитация в области изобразительного искусства. Важным условием эффективности профессиональной реабилитационной работы с инвалидами, является определение медико-социальных критериев

В основе методики разработки критериев профориентации находится оценка трудового прогноза инвалида в качественном и количественном выражении и алгоритм ее построения применительно к степени нарушения в различных системах организма.1

Интересен опыт профессиональной трудовой реабилитации инвалидов в дореволюционных центрах народных промыслов и особенно иконописных мастерских.

Народное искусство выработало уникальные формы, а также методы творчества в различных его жанрах. Весь мир восхищался и восхищается работами мастеров Палеха, знаменитой Хохломой, Дымковской лепной игрушкой, Городецкой деревянной росписью, Хотьковской резьбой по дереву, кости, росписями из Жестово, Федоскино и др.

__________________________________________________________________

1. Малева Т., Васин С. Инвалиды в России – Узел старых и новых проблем, „Proetcontra“ 2001, т., 6 №3, с. 81.

В дореволюционной России в развитии прикладного искусства, когда превалировал, естественноисторический путь, интенсивно развивались центры народных промыслов, иконописные центры, социальная реабилитация инвалидов становилась естественной органической частью общего художественно-трудового процесса. В этом была ее сила и, что очень важно, процесс реабилитации инвалидов не только усиливал, интенсифицировал развитие народного творчества, но придавал ему высокий нравственный характер.

В студии за 10 лет мы по существу добились подобного. После посещения нашей выставки и встречи с детьми (на приеме в Кремле) супруга президента РФ Л.А.Путина сказала:

-Дети в студии перестают быть инвалидами-

В контексте арттерапии и социальной реабилитации населения в массовых ее формах, в том числе инвалидов, по-особому высвечивается опыт иконописных центров, а также центров народных промыслов России.

Сами центры народных промыслов начали формироваться и развиваться не только и не столько на базе народного искусства, но большое влияние на их самоорганизацию оказывали военные действия, которые велись на территории Руси, а затем России, начиная с татаро-монгольского нашествия. Из разрушенных, разоренных городов художники, ремесленники бежали в леса, где организовывали мастерские, исходя из возможностей и природных условий тех мест. Хохлома, знаменитая дымковская игрушка, хотьковская резьба, городецкие расписные кони и другая утварь – все это как бы синтетический результат, возникший в том жизненном котле, где жизнь сама предоставляет все необходимые художественные, творческие и социальные ингредиенты. Высокая культура, искусство народных промыслов восхищали многих иностранцев. Они (народные промыслы) шли, как бы, от земли. И процесс обучения в народных мастерских также основывался на народных традициях. С 17-го столетия, наряду с развитием мастерских в центрах народных промыслов стали формироваться и народные школы подготовки мастеров. Только в начале 20-го столетия, на основе их выросли государственные школы, но программы, главные традиции обучения «мастер-ученик» остаются до сих пор. Например, знаменитая акварельная школа Андрияки в Москве.

В советское время государство берет на себя художественную подготовку подрастающего поколения в центрах народных промыслов. Это было положительным примером и несмотря на негативы, связанные с чрезмерной идеологизацией в центрах народных промыслов велась серьезная системная комплексная образовательно-художественная работа. Культура творчества именно в советское время достигла высочайших результатов. Центры народных промыслов стали известны во всем мире. Искусство мастеров Палеха, Холуй, Мстеры, Семенова и др. отмечено на всех международных конкурсах и выставках самыми высокими наградами. Знаменитые художники И.И.Голиков, И.М.Баканов, А.И.Зубков, А.В. и В.В.Котухины, И.П.Вакуров, Д.Н.Буторин, Н.М.Зиновьев, Б.Н.Кукулиев и многие другие, вышедшие из центров народных промыслов стали гордостью отечественной культуры.1


__________________________________________________

1. Н.М. Зиновьев, Стилистические традиции искусства Палеха. Л., 1981 г., с.9

ЛЕКЦИЯ


Тема: «Типология моделей инвалида»


Вопросы:


1. Традиционная модель инвалида и её основные черты.

2. Проектная (экспериментальная) модель инвалида.


Общество основано на разделении людей на группы, выделяемые по характерным признакам. Среди этих признаков есть такие, которые обладают нормативным статусом. Люди не соответствующие этим признакам, оказываются в особой маргинальной позиции. Ее особенность в том, что ”нормальное” большинство традиционно рассматривает этих людей как «ненормальных», которые в общепринятые нормы не вписываются. По отношению к инвалидам, имеющим телесные или умственные особенности, массовая психология формируется, как уже было отмечено, по стереотипному принципу «жалость плюс участие» или «брезгливость плюс отторжение». Психологический механизм такого отстранения в конкретном случае может быть разным: незнание или неумение обращаться с инвалидами, глубокая тревога за свое здоровье, обостряющаяся в их присутствии, индивидуальная неспособность выносить чувство сопереживания, душевная черствость и пр. Но общее здесь – стремление изолировать инвалидов в своеобразных, как мы уже отметили, «социальных резервациях» (спецшколы, всевозможные общества – ВОГ, ВОС ВОИ, артели и т.п.).

Если следовать классификации Шпрангера, то инвалидов можно выделить в особую социокультурную категорию, которая зависит от внутреннего состояния (психофизического) и ближайшего внешнего окружения (в первую очередь своей семьи), где вырабатываются своя культура общения, мышления, даже ментальность.1

Законы, определяющие жизненные условия инвалида в государстве не учитывают его компенсаторных возможностей и способностей, которые могут позволить инвалиду занять достойное место в обществе.

В настоящее время мы можем говорить о двух противоположных типах, моделях инвалидности (инвалидов): традиционной, отражающей реальное состояние (и количественно пока еще доминирующей) в обществе и нетрадиционной инновационной (экспериментальной), за которой, на наш взгляд, будущее.

Традиционная модель инвалида. Рассмотрим в контексте существующего законодательства и условий (реальных и экспериментальных) ту и другую.

К началу 90-х годов в России доминирующим оказался тип т. н. традиционной модели инвалида, укоренившийся в обществе, завуалированный в определениях, документах, которые законодательно ограничивают инвалидов в обществе.

Разберем определение инвалида, данное в нормативных государственных актах, в частности в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. Оно не единично, но весьма показательно:

„Инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью». Казалось бы, определение весьма

__________________________________________________________________ 1. Социальная политика и социальная реабилитация в изменяющейся России, с. 25


гуманно, но именно в нем заложено то, что влияет на статус инвалида в обществе и, в конечном итоге, его отношение к самому себе.

По существу именно это определение отражает и закрепляет т.н. «традиционный тип» или «традиционную модель» инвалида, которая в настоящее время доминирует в обществе. Она тесно связана с рядом ограничений жизнедеятельности (ОЖ): от способности к самообслуживанию до способности к трудовой деятельности.1 Все это в конечном итоге, влияет на поведенческие функции человека-инвалида (ребенка) и определяет, в конечном итоге его общественный статус, который выглядит следующим образом: «Инвалид – это человек с физическими и умственными ограничениями; ограничениями в базовых отраслях жизнедеятельности, зависимый от ряда факторов таких, как механические устройства, медикаменты, специальное питание и т.д. и т.п. В силу этих ограничений, он ограничен в трудовой и других формах жизнедеятельности, в том числе и социальной“. Определение на первый взгляд гуманно и выражает интересы инвалида, но именно оно культивирует пассивный тип, ту традиционную модель, которая, утвердилась в обществе и постоянно психологически довлеет над инвалидом. Преодолеть её инвалиду самостоятельно практически невозможно. Проводимые периодически показательные мероприятия, где инвалиды проявляют «иные качества», на наш взгляд, те исключения, которые только подтверждают правило.

Как мы уже отметили, традиционная модель – есть продукт тех условий, в которых оказывается инвалид со дня его рождения. Мы провели обследования множества семей, прежде всего членов нашей общественной организации, с выявлением факторов формирования тех или иных качеств у детей, в том числе роли культурной жизни и влияния ее на формирование характера ребенка-инвалида.

__________________________________________________________________

1. Социальная политика и социальная реабилитация в изменяющейся России, с. 22.

Нами выделены объективные и субъективные факторы:

- к первым отнесем условия жизни инвалидов,

- ко вторым - факторы, зависящие от родителей, педагогов; в целом от системы воспитательной работы.

Традиционная модель инвалида сложилась на основе того типа инвалида и инвалидности, которые сейчас преобладают, прежде всего, количественно, в силу тех условий, которые определены, с одной стороны, нашими условиями и законами, с другой, сложившимися как бы негласными правилами считать инвалида, если не балластной единицей общества, то человеком, как говорят, с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Основные черты традиционной модели:

  • преобладание пассивной социальной позиции,

  • отсутствие стремления к получению образования,

  • любимой профессии,

  • веры в свои силы в достижении тех или иных целей и, соответственно,

  • более низкий уровень культуры,

  • образования,

  • занятости в производстве и, в первую очередь, интеллектуальном. Как следствие этого:

  • иждивенческая позиция инвалида, что, с одной стороны, наносит вред обществу, с другой самим инвалидам, постоянно формируя

  • синдром социальной пассивности и ненужности инвалида в обществе.

Представитель т.н. «традиционной модели» не имеет возможности самостоятельно преодолеть те барьеры, которые ставит на его пути неадаптированное общество. Они бывают:

  • внешние, те, что можно чисто внешне определить как недостатки неадаптированного общества, т.е. неспособность культурными учреждениями принять инвалида (пандусы, спец. туалеты, спец. аппаратура и т.п.)

  • внутренние, сущностные (психология общества, его традиции и т.д.)

Кроме того, если говорить о «традиционной модели» (моделях) инвалида, то необходимо сразу же провести разделение по половому, национальному и возрастным признакам. Хотя здесь могут быть в известных случаях нивелирующие начала. Отмечено, что в ряде случаев мужчина-инвалид, скажем, имеет некоторые реальные преимущества перед женщиной-инвалидом. Как правило, мужчины-инвалиды чаще имеют семьи, в большей степени профессионально ориентированы.

В тоже время женщины-инвалиды в большей степени (как все женщины) самостоятельны в самообслуживании, среди них в меньшей степени распространены алкоголизм, наркомания.

Эмпирическим путем выделено несколько групп, категорий инвалидов, в зависимости от условий, форм работы с ними, а также их физиологических и других особенностей. Это:

  • инвалиды с ослабленным слухом;

  • ампутанты;

  • больные ДЦП;

  • опорники;

  • инвалиды, требующие постоянного терапевтического вмешательства или наблюдения;

  • инвалиды с психическими расстройствами.

Обобщив «за» и «против» - основные проблемы, стоящие перед инвалидами в работе по их социальной реабилитации, мы выделили следующее:

а) зависимость (в той или иной степени) от заболевания;

б) зависимость от материальных факторов (коляска, костыль, климат и т.п.)

в) влияние ряда психологических факторов:

  • комплекса неполноценности;

- собственной неадаптированности в обществе;

- неадаптированности общества по отношению к инвалидам;

г) низкий уровень образования;

д) невозможность в силу различных условий выбора профессии по способностям, интересам, наклонностям;

е) неразвитость ряда этих способностей;

ж) отсутствие достаточно широких социальных связей;

з) более низкий уровень культуры;

и) сложность внутрисемейных отношений.

Проектная (экспериментальная) модель инвалида.

Начиная с 1993 года (год создания студии) мы попытались изменить традиционное положение инвалида (хотя бы в рамках студии), включив, во-первых, компенсаторные способности его организма и, во-вторых, создав для его продуктивной творческой, художественной и социальной деятельности необходимые условия.

Инвалиды стали показывать результаты не меньшие, если не большие, чем т.н. здоровые дети. За прошедшие годы «Инва-Студия» практически без государственной поддержки реализовала свои социальные программы. Дети-инвалиды «Инва-Студии» фактически завоевали новый статус. О них заговорили как о талантливых, назвали гордостью России, хотя в студии нет отбора, сюда принимают практически всех детей-инвалидов. На основе практики работы с этими детьми (в том числе и взрослыми инвалидами) сложился новый инновационный проектный тип модели инвалида со следующим определением: «Инвалид – это человек с особенностями физического и умственного характера, способный при правильной организации условий его жизнедеятельности решать трудовые, социальные и другие задачи».

Социальная реабилитация инвалидов через культуру и изобразительное искусство стала базовым условием достижения и реализации проектного типа модели инвалида.

Культура, изменила многое в жизни инвалида. В области изобразительного искусства, инвалид по-новому осознает себя. Более того, его начинают замечать, им начинают восхищаться, гордиться. Он перестает быть «социальным изгоем».

Заданные, проектные качества экспериментальной модели инвалида определяются программами центров, студий, в частности «Инва-Студии». Они требуют постоянного совершенствования, использования новых подходов, приемов и методов работы педагогов, реабилитологов. Очень важно, чтобы сам инвалид, а также его семья были активно включены в данный процесс реабилитации (самомотивация). Реабилитационная работа по формированию инновационной (экспериментальной модели инвалида проводится в рамках т. н. реабилитационного цикла (РКЦ)).

Реабилитационной культурологический цикл позволяет инвалиду не только выйти из психологического состояния болезни (т.е. психологической зависимости от своего заболевания), но, вопреки заболеванию, заниматься нормальной активной общественной деятельностью, получать образование, профессию, идти по пути развития своих природных задатков, становиться мастером своего дела, завоевывать те общественные позиции (высоты), которых добиваются т.н. здоровые люди. РКЦ предусматривает прохождение ребенком последовательно ступеней, этапов духовного, культурного, образовательно-профессионального развития, возможность (через художественное творчество) адаптации в малом и большом социумах, завоевания своей общественной ниши.

Следует различать формы социальной реабилитации в зависимости от содержания, художественно-культурной направленности РКЦ. Первоначально в студии был разработан реабилитационный цикл на основе творческой работы по программе курса древнерусской живописи с духовным образованием детей-инвалидов.

В студии была организованна Воскресная школа, которой до сих пор руководит монахиня м. Варвара (О. И. Ершова), где дети изучают Основы Православия.

Как показывает опыт, реабилитация средствами духовной живописи – это наиболее эффективная форма социальной реабилитации, и мы рекомендуем ее для более широкого использования не только в работе с инвалидами, но вообще в социальной реабилитации детей и молодежи.

Вместе с тем в силу различных обстоятельств, в том числе, принадлежности к различным религиозным конфессиям, семейным традициям и т.д. можно использовать реабилитационный цикл без включения в него программы древнерусской живописи и основ православия, но на основе общехудожественных программ.

Такие программы можно использовать в системе социальной реабилитации молодежи и детей, так называемой группы риска.

Программы арттерапевтической работы, включенные в систему реабилитационного цикла, дают возможность инвалиду противостоять своему заболеванию через художественное творчество. Особенно важно использовать их в случаях тяжелых затяжных заболеваний детей, когда инвалиду ежедневно, а порой ежечасно приходится бороться с болезнью.1

В студии найден принципиально новый подход в арттерапевпической работе с детьми-инвалидами.

Уже несколько лет, как с городской экспертной медицинской комиссией г. Краснодара «Инва-Студией» заключен договор и педагоги работают по различным направлениям, используя следующие формы:

    1. консультации родителей

    2. мастер - классы для детей и родителей (в условиях студии)

______________________________________________________________

1. А.И. Копытин Многообразие форм арттерапевтической работы. Практикум по арттерапии, с. 6.

3. консультирование на дому (педагогами студии)

  1. организацию работы на дому, с помощью родителей

  2. организацию работы на дому силами педагогов студии.

  3. организацию работы в условиях студии.

  4. работа в детских клиниках и интернатах.

В результате проведенного эксперимента, /в течение 10 лет/ мы разработали новую проектную модель инвалида с новыми социальными качествами: высокой социально-творческой активностью, хорошей работоспособностью, стремлением к духовно-культурной и другим сферам социальной деятельности.

Прежде всего, это касается профессиональных её качеств, в том числе, – развитие способностей инвалида в освоении профессией, с учетом его заболеваний, физических и других особенностей, возможности включать те или иные компенсаторные способности. Например, инвалид-ампутант без одной или обеих верхних конечностей может стать хорошим художником, вопреки т.н. ограничениям.

Формирование проектной (инновационной) модели инвалида потребует от общества, пересмотреть свое отношение к нему.1 Принимая инвалида как равного (один из основных принципов, сформулированных Н.Кюнком), мы должны понимать, что необходимо создавать условия для развития способностей инвалида. Он должен иметь те же, но (адаптированные в силу особенностей) общественные институты, законы, дающие возможность ему нормально развиваться, жить, трудиться, заниматься общественными делами, политикой, семьей.2


  1. Социальная реабилитация и социальная политика в изменяющейся России, с. 69.

2. Социальная реабилитация и социальная политика в изменяющейся России, с. 68.

С одной стороны, инвалида не следует отделять от общества, т. е. имея свои организации, инвалиды не должны отторгаться (как резервациями), но иметь полную свободу выбора, доступ к любым государственным структурам, адаптированным к инвалидам.

С другой стороны, для инвалидов должна быть создана особая инфраструктура, целая индустрия, которая позволит инвалиду полноценно творчески трудиться, приносить пользу обществу. Только в этом случае инвалид, как человек, как личность может почувствовать себя равноправным членом общества, обретет статус полноценного гражданина своей страны.

В рамках нашего центра мы разработали экспериментальную модель инвалида, которая на наш взгляд, отражает задачи, поставленные временем перед инвалидами и в целом обществом. Мы шли в своей работе, как бы от противного, т. е. стремились, прежде всего, снять внутренние проблемы, психологические синдромы и барьеры инвалида и на их основе формировать вполне адаптированную для общественной жизни экспериментальную модель. Первое и главное: инвалид не должен чувствовать себя в обществе не только изгоем, но и необычным человеком. Он такой, как и другие, имеет, как и все его окружающие люди, свои особенности.

В силу этого необходимо, прежде всего, снять главный синдром инвалидности. Сформировать «качество-чувство» абсолютного равенства в социуме.

^ Вторым важнейшим качеством для инвалида должна стать также его способность адаптации к заболеванию. Компенсаторные возможности организма огромны. Вместе с тем необходимо найти, (открыть их) и поставить на службу своей работе.

Например, в Студии инвалид - Д. Барсов (с тяжелой черепно-мозговой травмой), совместно с педагогами год работал над постановкой непослушной руки. И. Воронцова (отсутствие правой руки, глухота) потратила не меньше усилий по освоению Канона слабой левой рукой. Помимо общих приемов и методов, каждый инвалид вырабатывает свои индивидуальные способы адаптации. Очень важно помочь инвалиду материальными средствами адаптации: специальные приспособления (кисти, мольберты и т.п.).

Следующим важнейшим качеством адаптации должно стать умение инвалида учиться, а также умение и желание осваивать профессию. Учиться у педагога, товарищей, по книгам, методическим пособиям.

Уровень образования инвалида в настоящее время, как мы отмечали, значительно ниже уровня образования здорового человека.

Работая с детьми–инвалидами в студии мы выделили в программах важнейшие разделы, которые инвалид может и должен освоить, базовые знания и смогли нивелировать существующий разрыв.

Очень важным качеством является для инвалида способность к социальной активности и установлению социальных связей. На протяжении многих лет педагоги инициируют общение через творчество, социальную активность детей-инвалидов.

В результате дети становятся более общительными, откликаются на все самые важные события в жизни. Студийцы оказывают поддержку детям-сиротам детских домов и приютов в крае и за его пределами, передали несколько икон родным и близким погибших моряков подводного атомохода «Курск», помогли беженцам из Чечни, детям Югославии.1

Ф. Рысухин сразу же после событий 11 сентября написал 2 картины «Трагедия 11 сентября» и «Памяти 11 сентября», в которых отразились те социальные качества юноши, которые мы считаем важнейшими в т.н. нетрадиционной модели инвалида. 2


1. Русская православная икона, Ростов, с. 93.

2. Русская православная икона, Ростов, с. 94.


В нашей работе мы опираемся также на важнейшее человеческое качество - духовность. Оно оказывает влияние на социальный иммунитет ребенка, способность противостоять тем негативным воздействиям, которые существуют в современном обществе. Важнейшим условием адаптации инвалида в современном обществе является этика и эстетика его поведения. Многие отмечают вежливость и одновременно высокое чувство собственного достоинства детей «Инва-Студии».

Набор качеств можно продолжать. Тем не менее, мы выделили базовые, которые формируются в рамках т.н. реабилитационного цикла, о котором будет сказано подробнее.

Подводя итоги, можно сказать: на основе практики работы с детьми-инвалидами (в том числе и взрослыми инвалидами) сложился новый инновационный проектный тип модели инвалида: «Инвалид – это человек с особенностями физического и умственного характера, способный при правильной организации условий его жизнедеятельности решать сложные духовно-культурные, трудовые, социальные и другие задачи».


^ ЛЕКЦИЯ


Тема: «Социальная инфраструктура в реабилитации.

Её роль и значение»


Вопросы:


1. Роль и значение социальной инфраструктуры.

2. Проектные модели социальной инфраструктуры (извлечения).

2.1. Проект учебно-реабилитационного комплекса профессионального

обучения детей-инвалидов, разработанный специалистами «Инва-

Студии» и Кубанского гос.университета.

2.2. Региональный проект.

2.3. Проект социально-реабилитационного комплекса в Чеченской

республике.


Для системной, комплексной социальной реабилитации детей-инвалидов необходимо создание достаточно емкой и разветвленной инфраструктуры социально-культурного характера, включающей помимо традиционных общественных и государственных организаций, банк информации, инновационные площадки, центры социальной реабилитации, пункты и центры экстренной помощи инвалидам, а также иные, но не менее важные подразделения: художественные студии, школы, реабилитационные мастерские и т.д.

Разветвленная социально-реабилитационная инфраструктура позволяет включить в реабилитацию максимальное число детей-инвалидов, помочь им в адаптации и интеграции в современном обществе.

На протяжении рада лет в «Инва-Студии» разрабатывались и формировались реабилитационные структуры, в рамках которых инвалиды могли проходить социальную реабилитацию. Это, прежде всего, художественная студия как первичное звено социальной реабилитации с возможностью образовательной, профессиональной, учебно-практической деятельности. Социально-реабилитационный художественный центр с несколькими направлениями социальной реабилитации и, наконец, сложный многопрофильный социально-реабилитационный комплекс с возможностью получения профессионального, в том числе высшего профессионального образования. В комплексе дальнейшей работы на макроуровне необходимо формирование инновационной инфраструктуры, которая позволит расширить сферу реабилитационной деятельности до рамок города, края (области), региона.1

В нее входят: информационный центр с банком информации, аналитической инновационной лабораторией, системой инновационных площадок, передвижные реабилитационные классы, посредством которых в работу можно включить инвалидов, живущих в самых отдаленных уголках региона.

В рамках крупных реабилитационных комплексов возможна организация системного художественного образования: от общего художественного до профессионального средне-специального и высшего образования.(См. схему 1)

В данной работе даны характеристики базовых инновационных структурных подразделений, в том числе инновационной площадки, студий центра, регионального социально-реабилитационный комплекса.

Инновационные площадки играют, с одной стороны, роль инициирующих начал социальных новаций, с другой, координирующую, обучающую роль, а также роль коллективного организатора инновационной социально-реабилитационной работы на местах. Они становятся как бы центрами системной реабилитационной работы.

__________________________________________________________________

1. Русская православная икона, Ростов, с. 45.


Комплексы, включающие банк информации, инновационную площадку и подразделения непосредственной социальной реабилитации позволят организовать систему работы на разных уровнях: районном, городском, региональном.

Региональный социально-реабилитационный комплекс (СРК), включает систему инновационных площадок и реабилитационных центров, а также более мелких реабилитационных подразделений: студий, классов, реабилитационных экспериментальных площадок при больницах. Необходимо учитывать географический фактор для инвалидов, проживающих в отдаленных районах (станицах, хуторах), в рамках СРК необходимо организовать передвижные реабилитационные классы, а также использовать формы дистанционной учебно-реабилитационной работы. СРК может иметь реабилитационные отделения, где дети-инвалиды старших групп могут получать художественно-реабилитационное образование с учетом характера заболеваний, способностей и интересов инвалида; а также отделения педагогов-реабилитологов, на которых необходимо готовить специалистов-реабилитологов, способных организовать реабилитационную работу в различных условиях: при больницах, учебных заведениях, в условиях стационара, интернате и даже дома для детей с тяжелыми физическими и психическими заболеваниями, с нарушением умственного развития. Помимо этого для организации системы реабилитационной работы необходимо разработать достаточно эффективные программы, учитывающие условия реабилитационной работы и включающие возможности как стационарной подготовки педагогов - реабилитологов в вузах, так и ускоренную курсовую подготовку специалистов, педагогов, медиков, психологов для работы с детьми-инвалидами.

Для использования резервных возможностей общества, в первую очередь экономических и материальных, впрочем, как и других ресурсных, необходимо создавать смешанные структуры, где держатели собственности не теряют ее, но работают совместно в системе реабилитации инвалидов. Это холдинговая система, точнее – реабилитационно-холдинговая. Инва-студия достаточно продвинулась на этом пути, объединив в реабилитационной работе усилия банков, производственных предприятий, культурных и образовательных учреждений.

Специалистами реабилитационных центров предложены модели социально-реабилитационной инфраструктуры:

-социально-реабилитационная художественная студия,

-социально-реабилитационный центр

-социально-реабилитационное объединение,

-региональный социально-реабилитационный холдинг (комплекс).

Необходимость инновационной социально-реабилитационной инфраструктуры продиктована, прежде всего, тем, что традиционная инфраструктура (в том числе государственные и негосударственные организации) не в силах справиться с тем объемом работ, задач и проблем, которые возникли в последние десятилетия, которые ставит наше время.

Традиционная инфраструктура нуждается в реформе.1

Существующие реабилитационные центры и комплексы необходимо реформировать с учетом современных задач.

Значительную часть работы, если не большую (по объему), необходимо передать общественным негосударственным организациям, центрам, студиям, комплексам.

Государство, как мы уже отмечали, не в силах обеспечить всех инвалидов, организовать с ними работу. Необходима, параллельная государственной, общественная инфраструктура, опирающаяся в работе на внебюджетные средства, волонтерские силы.

Государство должно принимать участие, а работе общественных инфраструктур, помогать им инициировать позитивные процессы, контролировать, но не мешать, не сковывать творческую инициативу. Работа

__________________________________________________________________

1. Социальная реабилитация и социальная политика в изменяющейся России, с. 45.

общественных организаций должна стать системой, в этом залог ее продуктивности.

Важной частью системы должна стать работа по раннему профессиональному обучению детей-инвалидов с учетом социально-реабилитационных задач. Социальная реабилитация через профессию – важнейшая после медико-психологической реабилитации инвалидов. Вокруг профессии, специальности, как вокруг стержня вращаются все основные интересы человека. Через профессию человек утверждается как личность, формируется благополучие инвалида и его семьи.

Поэтому в социально-реабилитационную инфраструктуру должны войти подразделения и организации, в том числе учебно-реабилитационного характера, которые позволят инвалидам получить профессию и в дальнейшем работать по специальности с учетом их заболевания и состояния здоровья.

Ниже представлен проект учебно-реабилитационного комплекса, разработанный совместно «Инва-Студией» и художественно- графическим факультетом Кубанского государственного университета, представленный в 2002 году в Министерство образования. На его основе, на базе указанных организаций открывается Министерством образования федеральная экспериментальная площадка. Проект уже в значительной степени реализуется. Следует отметить также, что Региональная инфраструктура включает инфраструктурные подразделения субъектов региона и создает условия для их развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (933 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации