Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Лизинг - файл 1.doc


Контрольная работа - Лизинг
скачать (823 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc823kb.16.12.2011 06:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический университет

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

Контрольная работа

по Деньги, кредит, банки
Тема: Лизинг

Исполнитель: студентка гр. ФК-10

Руководитель: к.э.н., доцент Прокофьева Е.Н.

Екатеринбург

2011

Содержание


Введение

Активизация инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики и ее эффективность остаются одними из основных проблем в России. Несмотря на постоянное увеличение доли заемных средств в последние годы, основным источником инвестиций остаются собственные средства предприятий, на долю которых приходится больше половины всех инвестиций. Собственных средств для осуществления большинства инвестиционных проектов даже у крупных предприятий явно недостаточно, и тем более у малых и средних.

Необходимые преобразования в промышленности во многом ограничиваются не столько возможностями предприятий использовать заемные финансовые средства, недостатком капитала, его утечкой за рубеж, но и низкой эффективностью реализации проектов, отсутствием жесткого контроля за целевым использованием средств. Дальнейшая динамика показателей инвестиционных процессов во многом будет определяться тем, насколько прозрачными станут отношения между участниками российского рынка — финансирующими организациями и предприятиями.

Для успешного развития инвестиционных процессов в промышленности действующие в России формы инвестиций должны активно дополняться финансовыми механизмами, обеспечи вающими закрепление денежных потоков в реальном секторе экономики и их эффективность.

Необходимо осуществить институциональные преобразования для улучшения общего инвестиционного климата и формирования новой системы экономических взаимоотношений, развития управленческих механизмов, обеспечивающих взаимовыгодное сотрудничество финансовых институтов и предприятий реального сектора экономики, а следовательно, использования адекватных для России финансово-кредитных инструментов, положительный опыт применения которых накоплен в странах с рыночной экономикой.

Один из таких инструментов — лизинг, широко применяемый в мировой практике и весьма ограниченно — в России. С одной стороны, лизинг представляет собой новый финансовый продукт, предлагаемый субъектами финансовой деятельности, а с другой — рыночный финансовый инструмент, который стимулирует оживление экономической жизни, в том числе реального сектора экономики, предпринимательской деятельности, малого бизнеса. Однако до настоящего времени потенциал лизинга в России используется недостаточно и, несмотря на увеличивающийся интерес хозяйствующих субъектов к новому рыночному инструменту привлечения капитала, до сих пор его значение недооценивается.

^ 1.1 Сущность, виды и значение лизинга
В Российской Федерации согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» лизинг определен как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Закон также дает определение и таким понятиям, как договор лизинга (в соответствии с гл. 34 Гражданского кодекса РФ), лизинговая деятельность:

договор лизинга — договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Однако до настоящего времени попытки уточнить терминологию и определить место и положение и перспективы лизинга в России не прекращаются. Во многом это связано с новизной факта использования лизинга в российской экономике, разнообразием форм осуществления и особенностями организации схем лизинга и управления ими. Кроме того, реализация лизинга в России имеет множество аспектов (экономический, финансовый, коммерческий, правовой, инновационный и др.), еще требующих глубокого изучения.

Классический лизинг предусматривает участие в нем трех сторон: лизингодателя, лизингополучателя и продавца (поставщика) имущества (Рисунок 1).


^ Рисунок 1 - Схема лизинговой сделки и финансовых потоков1
Суть лизинговой операции заключается в следующем. Потенциальный лизингополучатель, у которого нет свободных финансовых средств, обращается в лизинговую компанию с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает его лизингополучателю во временное владение и пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора, в зависимости от его условий, имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.

Состав участников сделки сокращается до двух, если продавец и лизингодатель, или продавец и лизингополучатель являются одним и тем же лицом. В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и др.). Общая схема лизинговой сделки и финансовых потоков приведена на Рис. 2.


Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Однако не могут быть предметом лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое законом запрещено для собственного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Субъектами лизинга являются:

• лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю собственности на предмет лизинга. Эти функции выполняют лизинговые компании, коммерческие банки, другие кредитно-финансовые организации, а также производители лизингового имущества;

• лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

• продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового соглашения (ст. 4 Закона о лизинге).

Экономические отношения, возникающие между сторонами договора лизинга, проявляются через следующие функции:

• производственно-снабженческие — приобретение во временное использование необходимого имущества;

• финансово-экономические — более целесообразное использование имеющихся финансовых ресурсов и экономия за счет лизинговых налоговых льгот.

Поскольку отношения по договору лизинга являются разновидностью кредитных отношений, они реализуются на основе трех принципов: 1) возвратность, 2) платность и 3) срочность. Согласно Закону о лизинге, лизингом является «инвестиционная деятельность по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».

В лизинге как форме инвестирования ссудодатель и заемщик используют капитал не в денежной, а в товарной форме. При этом реализуется система таких отношений, как поручение, аренда, купля-продажа, товарное кредитование, инвестирование, страхование и др. Таким образом, лизинг включает в себя кредитные, инвестиционные и арендные отношения.

Лизинг имеет следующие преимущества для лизингополучателя:

1) более высокая гибкость, доступность и надежность, чем кредит, поскольку:

• участники сделки имеют возможность выработать наиболее удобную схему выплат и более упрощенную систему оформления;

• имущество, передаваемое в лизинг, выступает в качестве залога;

• появляется возможность обновлять основные производственные фонды, приобретя их за часть стоимости; лизинговые платежи совершаются равными долями и постепенно;

2) более высокая экономическая эффективность, так как:

• уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость продукции;

• ускоренная амортизация позволяет сократить общий период уплаты налога на имущество;

• НДС, уплаченный лизинговой компанией, уменьшает платежи НДС в бюджет.

Лизинг можно классифицировать по количеству участников сделки; типу имущества; сектору рынка; форме лизинговых платежей; объему обслуживания; сроку использования имущества и связанных с ним условий амортизации. Полная классификация лизинговых сделок указана на рисунке 21.

В зависимости от количества участников (субъектов) сделки различают:

• двухсторонние лизинговые сделки (прямой лизинг), при которых поставщик имущества и лизингодатель выступают в одном лице;

• многосторонние лизинговые сделки, при которых имущество в лизинг сдает не поставщик, а финансовый посредник, в качестве которого выступает лизинговая компания. Классическим вариантом этого вида сделки является трехсторонняя (поставщик - лизингодатель - лизингополучатель).

По типу имущества различают:

• лизинг движимого имущества (рабочие машины и оборудование для различных отраслей промышленности, средства вычислительной и оргтехники, транспортные средства и т.п.);

• лизинг недвижимого имущества (производственные здания и сооружения).

В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, выделяют:

• внутренний лизинг, при котором все участники сделки представляют одну страну;

• международный лизинг, при котором лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах. Продавец имущества может находиться в одной из этих стран или в другом государстве.

В свою очередь международный лизинг может быть:

• экспортным;

• импортным.



^ Рисунок 2 - Классификация лизинговых сделок
В зависимости от формы лизинговых платежей различают:

• лизинг с денежным платежом, при котором выплаты производятся в денежной форме;

• лизинг с компенсационным платежом (или так называемый компенсационный лизинг), при котором лизингополучатель рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе, или путем оказания встречных услуг;

• лизинг со смешанным платежом, при котором часть платежа поступает в денежной форме, а другая в виде товаров или услуг.

По объекту обслуживания передаваемого имущества лизинг подразделяется на:

• чистый (сухой);

• мокрый.

Чистый (сухой) лизинг (net leasing) - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.

Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др.

Основными видами лизинга, признанными во всем мире, являются:

• финансовый лизинг (finance lease);

• операционный лизинг (operating lease). У нас в стране "operating lease" больше известен под названием оперативный лизинг.

Оперативный (операционный) лизинг (operating lease) характеризуется тем, что срок договора лизинга существенно короче, чем нормативный срок службы имущества, и лизинговые платежи не покрывают полной стоимости имущества. Поэтому лизингодатель вынужден его сдавать во временное пользование несколько раз, и для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. В связи с этим при всех прочих равных условиях размеры лизинговых платежей при оперативном лизинге гораздо выше, чем в финансовом лизинге.

Финансовый лизинг - (finance lease) представляет собой операцию по специальному приобретению имущества в собственность с последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой сделки.
^ 1.2 Преимущества и недостатки лизинга


Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгод всем участникам договорных отношений.

Преимущества лизинга для лизингополучателей:

1. Лизинг дает возможность предприятию – лизингополучателю расширить производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств.

2. Лизинг обеспечивает финансирование лизингополучателя в точном соответствии с потребностями в финансируемых активах. Это особенно выгодно мелким заемщикам, для которых невозможно столь удобное и гибкое финансирование посредством ссуды или возобновляемого кредита, какое получают более солидные компании.

3. Многие лизингополучатели имеют долгосрочные финансовые планы, в течение реализации которых их финансовые возможности в значительной степени ограничены. Лизинг позволяет преодолеть такие ограничения и тем самым способствует большей мобильности при инвестиционном и финансовом планировании.

4. При лизинге вопросы приобретения и финансирования активов решаются одновременно.

5. Лизинг повышает гибкость лизингополучателя в принятии решений. В то время, как при покупке существует только альтернатива «покупать - не покупать», при лизинге лизингополучатель имеет более широкий выбор. Из лизинговых контрактов с различными условиями можно выбрать наиболее точно отвечающий потребностям и возможностям лизингополучателя.

6. Поскольку лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, лизингополучатель имеет больше возможностей координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации продукции, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем это имеет место при покупке оборудования.

7. Частью обеспечения возвратности инвестированных средств считается предмет лизинга, являющийся собственностью лизингодателя, поэтому проще получить контракт по лизингу, чем ссуду на приобретение активов.

8. При использовании лизинга лизингополучатель может задействовать больше производственных мощностей, чем при покупке того же актива. Временно высвобожденные финансовые ресурсы лизингополучатель может направить на другие цели.

9. В случае низкой доходности или нехватки оборотных активов лизингополучатель может воспользоваться возвратным финансовым лизингом для увеличения своих оборотных активов, также дающим возможность получения льготного налогообложения прибыли.

10. Возможность получения высокой ликвидационной стоимости предмета лизинга.

11. Все лизинговые платежи у лизингополучателя относятся на себестоимость, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

12. Как правило, в Российской практике, находясь на балансе лизингодателя, объект лизинга не увеличивает размер налога на имущество лизингополучателя. Тем самым лизингополучатель, возмещая лизингодателю расходы по уплате налога на имущество, у себя также относит их на себестоимость.

13. Предмет лизинга числится у лизингополучателя на забалансовых счетах. Как в случае, если бы это имущество приобреталось на ссудные средства, в его бухгалтерском балансе не происходит увеличения кредиторской задолженности. Данное обстоятельство позволяет лизингополучателю увеличить свой кредитный рейтинг в финансовых структурах.

Преимущества лизинга для лизинговых компаний:

1. Право собственности на передаваемое в лизинг имущество дает существенные налоговые льготы. Компании с высоким уровнем налогооблагаемой прибыли не забирают часть налоговых льгот у лизингополучателей с льготным режимом налогообложения прибыли через более низкую ставку арендной платы, чем проценты по кредиту на приобретение того же актива.

2. Высокая ликвидационная стоимость после ускоренной амортизации предмета лизинга. Возврат ее части после реализации предмета лизинга может принести достаточно большую прибыль.

3. Помощь в продаже продавцу предмета лизинга со стороны лизингодателя. В соответствии с такими соглашениями продавец от лица лизингодателя предлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощью лизинга.

4. Инвестиции в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижают риск невозврата средств, так как лизингодатель сохраняет право собственности на переданное в лизинг имущество.

5. Основная роль при подготовке и проведении лизинговой операции остается за лизингодателем. Стоимость этих услуг занимает немалую долю комиссионного вознаграждения лизингодателя.

6. Лизингодатель имеет возможность изыскивать дополнительные финансовые ресурсы для продолжения и расширения своей деятельности, закладывая сданное в лизинг имущество или уступая право требования лизинговых платежей.

7. Лизинг направляет финансовые ресурсы непосредственно на приобретение материальных активов, тем самым, снимая проблему нецелевого использования кредитных средств (т.е. обеспечивает прозрачность сделки).

8. Инвестиции в производственное оборудование посредством лизинга гарантируют генерирование дохода, покрывающего обязательства по лизингу.

Для поставщиков оборудования партнерство с лизинговыми компаниями дает следующие преимущества:

1. Лизинг - финансовый инструмент, с помощью которого поставщик оборудования может значительно увеличить объемы своих продаж, так как потенциальный покупатель оборудования, имея лишь 25-30% от его стоимости, с помощью лизинговой компании и ее средств может приобрести оборудование за его полную стоимость.

2. Лизинг влечет за собой интенсивное расширение клиентской базы - клиенты, которые не могли или не хотели отвлекать оборотные средства на покупку оборудования, теперь могут стать также клиентами поставщика. У поставщика, сотрудничающего с лизинговой компанией, появляется лизинговый механизм финансирования для своих клиентов.

3. Формирование у поставщика сильного конкурентного преимущества. Лишь немногие поставщики оборудования на российском рынке предлагают лизинг для своих клиентов. Обращение к рынку с заявлением о наличии подобной услуги (продажи оборудования в лизинг) - это мощный рывок вперед, позволяющий привлечь клиентуру конкурентов.

4. Лизинг создает возможность получения дополнительных доходов на сервисе оборудования, переданного в лизинг, а также при повторной продаже изъятого лизингодателем у лизингополучателей – неплательщиков и возвращенного поставщику оборудования. Необходимым условием совместной работы является обязательство обратного выкупа оборудования поставщиком по заранее согласованной дисконтированной стоимости в случае дефолта со стороны клиента после изъятия его лизингодателем.

5. Одним из преимуществ сотрудничества с лизинговыми компаниями является то, что они могут посоветовать своим клиентам не только самое лучшее оборудование, но и предложить реальный способ финансирования этой покупки.

6. Сделка для продавца выглядит менее рискованной, так как лизингодатель берет на себя риск возврата стоимости имущества через лизинговые платежи.

Для банков, участвующих в лизинговых операциях, возможны следующие преимущества:

1. Существенные налоговые льготы, которые позволяют значительно снизить стоимость сделки. Именно этот фактор способствовал развитию лизинга в западных странах. Более низкая стоимость сделки дает возможность повысить вероятность осуществления проектов и снижает бремя долгов для заемщиков, повышая качество предоставляемых займов.

2. Второе преимущество, действующие на территории России в настоящее время, заключается в том, что законодательные акты еще недостаточно проработаны для того, чтобы принятая процедура по обращению взыскания на обеспечение не превращалась в затруднительный процесс, занимающий подчас долгое время и в итоге не приносящий ощущения полной уверенности в положительном результате. Лизинг, отчасти, может устранить указанную проблему, поскольку кредитор сохраняет за собой право собственности на обеспечение лизингового имущества. Возможность усиления прав банка по обращению взыскания на обеспечение должна привести к качественному улучшению кредита и сделать жизнеспособными большее число инвестиционных проектов.

3. Передача в лизинг оборудования, произведенного за рубежом, позволит привлечь более дешевые денежные средства от иностранных финансовых учреждений или денежные фонды государств, заинтересованных в экспорте продукции своей промышленности в Россию.

4. Лизинг - относительно новый вид финансирования для нашей страны, способствующий организациям (клиентам банка) осуществлять реорганизацию производства, не отвлекая при этом больших денежных ресурсов из оборотных средств.

5. Возможность банка достичь более высокой степени ликвидности кредитного портфеля.

Вместе с вышеперечисленными преимуществами, лизинг имеет и недостатки, проявляющиеся прежде всего в финансово - кредитной сфере и нерешенных бухгалтерских проблемах:

1. От долгосрочного кредита лизинг отличается повышенной сложностью организации, которая заключается в большем количестве участников.

2. Для лизингополучателя лизинг может нести в себе ряд недостатков, таких как:

• при финансовом лизинге арендные платежи не прекращаются до конца контракта, даже если научно-технический прогресс делает лизинговое имущество устаревшим;

• лизингополучатель не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования;

• возвратный международный лизинг, построенный на налоговой основе, периодически оборачивается убытками для страны лизингодателя;

• при международных мультивалютных лизинговых сделках отсутствуют полные гарантии от валютных рисков, т.е. проблемы переносятся с одного участника на другого.

Однако положительных моментов, присущих лизингу, намного больше, чем отрицательных, а исторический опыт развития лизинга во многих странах подтверждает его важную роль в обновлении производства, расширении сбыта продукции и активизации инвестиционной деятельности. Особенно привлекательным лизинг становился с введением налоговых и амортизационных льгот.

^ 1.3 Лизинговые платежи
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом — предметом договора лизинга.

В лизинговые платежи включаются: амортизация лизингового имущества за весь срок действия договора лизинга, компенсация платы лизингодателя за использованные им заемные средства (за исключением лизинга, проводимого за счет собственных средств), лизинговая премия лизингодателя (комиссионное вознаграждение), плата за дополнительные услуги, предоставляемые лизингодателем, например, по договору страхования, а также стоимость выкупаемого имущества, если выкуп и порядок выплат стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей предусмотренных договором.

При начислении лизинговых платежей стороны могут выбрать один из трех методов (способов):

1) равных платежей — оплата всей суммы лизинговых платежей равными частями в течение всего срока договора с периодичностью, оговоренной сторонами в договоре. Может применяться при использовании линейного способа расчета амортизационных отчислений, в то время как при нелинейном способе необходимо производить оплату в соответствии с фактическим возникновением затрат, что приближает этот метод к методу потока денежных средств (ПДС);

2) стандартный — оплата всего комплекса услуг, предоставляемых лизингодателем в соответствии с моментом их возникновения;

3) с авансом — внесение лизингополучателем авансового платежа при заключении договора; в дальнейшем выплаты осуществляются в соответствии с методом равных платежей или стандартным.

Периодичность выплат и сроки внесения платежей устанавливаются договором лизинга (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, еженедельно). При этом договором может быть предусмотрено изменение размера лизинговых платежей, но не чаще чем один раз в три месяца (п. 2 ст. 20 Закона о лизинге).

Способы уплаты определяются соглашением сторон и могут осуществляться равными долями в уменьшающихся или увеличивающихся размерах.

Общая формула для расчета лизинговых платежей имеет следующий вид1:
Sлп = АО + ПК + ЛП + ДУ+ НДС, (1)

где Sлп — общая сумма лизинговых платежей;

АО — величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю;

ПК — плата за использованные кредитные ресурсы;

ЛП — лизинговая премия лизингодателю за предоставление имущества;

ДУ — плата лизингодателю за дополнительные услуги, предусмотренные

договором лизинга;

НДС — налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя; не уплачивается, если организация соответствует требованиям, указанным в ст. 145 НК РФ.

В связи с тем что Закон о лизинге предусматривает возможность договорного определения сроков и размеров уплаты лизинговых платежей, целесообразно рассчитать общую сумму выплат по договору лизинга, хотя в большинстве случаев выплаты осуществляются в сроки, совпадающие с выплатами по кредиту.

^ 1.4 Развитие лизинга в России
Российский рынок лизинга не имеет ни специализированного регулятора, ни ощутимо значимых лоббистов, в результате чего его законодательное регулирование осуществляется в хаотичном режиме.

В 2010 году банки, в принципе, готовы финансировать лизинговые сделки в больших, чем в предыдущем году, масштабах, но активно работают с финансовой арендой только кредитные учреждения, имеющие дочерние лизинговые компании. Впрочем, таких сегодня на рынке очень много, они занимают до двух третей всего его объема и не испытывают проблем с ликвидностью и, следовательно, с финансированием сделок. Более того, зачастую банки охотнее предлагают компаниям именно лизинговое финансирование в случае, если клиенту необходимо приобретение основных средств. Все дело в том, что объект лизинга остается в собственности банковской группы, что снижает риски на потери по ссудам и делает весь процесс более удобным и быстрым для клиента. Не следует также забывать и о налоговых льготах, которые дает лизинг.

Как и в 2009 году, банки анализируют финансовые показатели деятельности лизинговых компаний, в том числе размер и структуру лизингового портфеля, качество и сбалансированность по срокам кредитного и лизингового портфелей, прибыльность, рентабельность, размер собственного капитала и источники его формирования, соотношение объема финансируемой сделки с объемом всего лизингового портфеля компании. Риски снижаются, так как количество лизингополучателей с просроченной задолженностью уже не растет. Но банки по-прежнему готовы финансировать лизинговые сделки только с финансово устойчивыми лизингополучателями.

Кризис наиболее серьезно затронул базовые отрасли промышленности, металлургию, строительный сектор, автотранспорт. Ощутимо сократились железнодорожные и авиаперевозки. Самое серьезное сокращение объемов зафиксировано в 2008 году в сегменте лизинга железнодорожного транспорта. В 2009 году железнодорожная и авиатехника отвоевали утерянные лидерские позиции, чего нельзя сказать о лизинге легкового и грузового автотранспорта, а также строительной техники. Финансовая аренда автомобилей после рекордного падения продаж в первой половине 2009 года начала восстановление во второй половине 2009 — начале 2010 годов.

По итогам 2009 года отрицательную динамику по объему сделок продемонстрировали 33 сегмента рынка из 37 выделяемых агентством «Эксперт РА» в рамках своих исследований. Положительные темпы прироста наблюдались лишь в четырех сегментах рынка. При этом если в сегментах оборудования для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и техники для авиационной отрасли позитивный прирост — следствие эффекта «низкой базы», то в сегментах морских и речных судов, а также оборудования для газодобычи действительно были реализованы крупнейшие сделки за последние три года.

Банки готовы работать с компаниями всех секторов экономики с хорошим финансовым состоянием и понятными перспективами развития. Отраслевые предпочтения по финансированию лизинговых операций сместились в сектора, продемонстрировавшие лучшую устойчивость в период кризиса, а также те, в которых наблюдается быстрое восстановление спроса. В первую очередь это экспортоориентирорванные сектора, получающие поддержку за счет государственного финансирования. Однако наличие положительных экономических тенденций не всегда означает готовность конкретного банка кредитовать компании данного сектора. Управление кредитным портфелем банка также налагает свои отпечатки на приоритетность отраслей. Лизинговые компании сегодня работают с учетом этой специфики.

Лучшие клиенты в 2010 году работают в секторах экономики с господдержкой. А если в качестве лизингополучателя выступает компания с государственным участием, то привлечение кредитных ресурсов по таким сделкам возможно на весьма выгодных условиях. В свою очередь, игроки российского лизингового рынка, работающие с компаниями негосударственного сектора, отмечают, что все более привлекательной для лизинга становится отрасль торгового оборудования. Если компания стабильная и прибыльная (не принципиально, малая она или крупная), а проект интересный и хорошо структурированный, то он будет профинансирован вне зависимости от того, идет ли речь об эксклюзивном энергетическом оборудовании или о простой легковой машине. Безусловно, есть различия в политике формирования кредитных портфелей банками — кому-то интересна крупная энергетика, кто-то более охотно входит в инновационные проекты, кто-то в большей степени ориентирован на малый и средний бизнес. Но, в конечном счете, все определяется качеством клиента и проекта.

Наиболее популярный традиционно — лизинг автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта. Это наиболее простой и прозрачный вид лизинга, хорошо урегулированный законодательно, характеризуемый высокой ликвидностью объектов финансовой аренды. Этот вид лизинга предоставляют абсолютно все компании. Менее распространен лизинг оборудования, так как и платежеспособный спрос здесь ниже, и готовность компаний финансировать приобретение различного оборудования не так высока, в связи с тем, что многие его виды либо имеют очень низкую ликвидность, либо вовсе не могут быть перепроданы и повторно установлены на производстве. В зачаточном состоянии до недавнего времени находился лизинг недвижимости, в основном из-за несовершенного законодательства. Тем не менее, этот вид лизинга имеет колоссальный потенциал и, скорее всего, уже через несколько лет опередит по объемам все остальные виды лизинга вместе взятые.

Многие участники рынка лизинга уверены, что отрасль коммунального хозяйства — одна из главных точек роста для лизингового рынка, выяснил «Эксперт РА». Среди сегментов рынка с наименьшей долей в портфеле лизингодателей, лизинг оборудования для ЖКХ, по мнению большинства топ-менеджеров (40%) нуждается в дополнительном стимулировании и должен использоваться более масштабно. Еще 28% экспертов считают недооцененным сегментом, применение лизинга в котором должно быть существенно расширено, сегмент водного транспорта (речных и морских судов).

Вопреки оптимистичным прогнозам монетарных властей и несмотря на прямые указания от правительства, у банков плохо получается наращивать кредитные портфели. Избыточная ликвидность идет на фондовый рынок и на межбанк. Сравнивая прямое кредитование корпоративного сектора с опосредованным кредитованием через лизинговую компанию (предоставление заемного финансирования лизинговой компании для реализации сделок с участием корпоративного сектора), можно выделить следующие основные преимущества финансирования лизинга с точки зрения банков. Во-первых, лизинговая компания, как правило, финансирует не единичные сделки, а пул однородных сделок, объединенных, например, по типам лизингополучателей. Это позволяет банку, предоставляющему кредитные ресурсы, диверсифицировать риски по кредитному портфелю и одновременно минимизировать временные и иные издержки на подготовку кредитной сделки, поскольку на стороне заемщика выступает одна лизинговая компания, а не несколько лизингополучателей.

Во-вторых, лизингодатели, формирующие свой портфель заказов, облегчают банкам путь к интересным инвестиционным проектам, осуществляя их профессиональный отбор с учетом сложившихся требований кредиторов к заемщикам. После кризиса лизинговые компании начали более внимательно оценивать платежеспособность компании лизингополучателя. В свою очередь, банки заинтересованы финансировать в длинные и доходные инвестиционные проекты, которые прошли хорошую предварительную проверку на предмет минимизации рисков.

По сравнению с кредитованием финансовая аренда на сегодняшний день остается крайне привлекательной для компаний, реализующих крупные инвестиционные проекты, которые предусматривают существенное обновление основных фондов. В инфраструктурных секторах, энергетике, телекоме такие проекты есть. Высокий интерес к лизинговым сделкам ощущается у среднего бизнеса, где, как правило, наиболее востребован лизинг автотранспорта.

При этом если меры поддержки рынка реализуются точечно, то негативные законодательные новации носят значительно более масштабный характер.

Позитивное влияние на рынок в последнее время оказала проводимая государством поддержка отдельных отраслей экономики, а именно возмещение части затрат лизингодателей (по привлеченным кредитам) и лизингополучателей (по лизинговым платежам) при осуществлении лизинговых сделок с отечественной авиатехникой, оборудованием для рыбопереработки и автотранспортом российского производства.

В то же время вопреки проводимой государством поддержке спроса на автотранспорт в 2008 году был принят закон, отменивший возможность применения ускоренной амортизации имущества 1-3 амортизационных групп (куда в частности входят автомобили с объемом двигателя до 3,5 литров).

Принятие указанного закона обусловило целый ряд негативных последствий.

Во-первых, произошло снижение спроса на лизинг имущества 1-3 амортизационных групп (в том числе и на автомобили).

Во-вторых, по действующим договорам лизингодателям пришлось вручную менять норму амортизации, пересчитывать для клиентов графики платежей. При этом возможности пересчета графика лизинговых платежей в сторону увеличения минимальны не только согласно условиям договоров, но и в связи с ухудшением платежеспособности клиентов в целом. Лизингодатели, старавшиеся удержать клиентов и сохранить тарифы без изменений, столкнулись с сокращением собственной маржи.

В-третьих, отмена ускоренной амортизации привела к дополнительным расхождениям налогового и бухгалтерского учета в лизинговых компаниях, увеличению налоговой нагрузки за счет роста налога на прибыль, формированию налогового убытка при передаче предмета лизинга в собственность лизингополучателя по окончании договора лизинга.

Первое полугодие 2010 года принесло рынку еще более шокирующую новость. В конце мая Министерство финансов опубликовало «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации по всем группам имущества.

Представляется, что на фоне потребности экономики в масштабных инвестициях в модернизацию производства и значительного сокращения в кризис лизингового рынка вопрос отмены возможности применения ускоренной амортизации в нашей стране поднимать преждевременно.

По данным Росстата, уровень износа основных средств в российской экономике на конец 2008 года составлял 45,3%, при этом объем полностью изношенных фондов оценивался в 13,1%. Исходя из общей стоимости основных фондов (74,47 трлн рублей на конец 2008 года), немедленной замене подлежит имущество на сумму 9,7 трлн рублей. Даже при условии восстановления докризисных объемов рынка для обновления этих фондов потребовалось бы 9 лет.

Высокая степень износа основных фондов в России означает колоссальный потенциал развития лизинговой отрасли. При этом доля лизинга в ВВП России в 2009 году составляла всего 0,81%.

В случае отмены ускоренной амортизации рынок лизинга хотя и не исчезнет полностью, однако кардинально сократится, а значит, затормозится и процесс модернизации основных фондов в стране. Неизбежное удорожание лизинговой услуги и лишение лизингополучателей возможности сократить отвлечение оборотных средств на оплату НДС, которую предоставляет лизинг, снизит их заинтересованность в обновлении производственного оборудования.

Рынок лизинга начал восстанавливаться после кризиса. Эффект «низкой базы» после значительного сокращения объема рынка лизинга в 2009 году, стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в нынешнем году позволили участникам лизингового рынка быстро нарастить масштабы сотрудничества. Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов.

Объем нового бизнеса по итогам 1 полугодия 2010 года составил 255,5 млрд рублей (таблица 1), темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 183,6%. Сумма стоимости всех предметов лизинга (без НДС) по вновь заключенным сделкам составила примерно 159 млрд рублей (в 3,2 раза больше, чем за 1 полугодие 2009 года), а суммарный портфель лизинговых компаний – 1 037 млрд рублей.
^ Таблица 1 - Индикаторы развития рынка лизинга


Основной тенденцией в деятельности лизингодателей в 1 полугодии 2010 года стал переход от работы с просроченной задолженностью к наращиванию объемов нового бизнеса. Деятельность ранее стабильных клиентов, просроченная задолженность у которых возникла в связи с кризисными явлениями в экономике, восстанавливается. В связи со стабилизацией экономики возросла потребность предприятий в обновлении и расширении основных фондов, соответственно, и повысился спрос на лизинговые услуги».

По мнению большинства лизингодателей, проблема просроченной задолженности потеряла прежнюю остроту. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в 2009 году были проведены реструктуризации графиков лизинговых платежей. У лизингополучателей, с которыми не удалось договориться, либо имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, техника была изъята и, по оценкам лизингодателей, в большинстве своем продана на вторичном рынке. В среднем по рынку продажа изъятой техники на вторичном рынке составила примерно 90%, а передача ее новым лизингополучателям – около 10%.

Тройку лидеров рынка по объему новых сделок в 1 полугодии 2010 года сформировали дочерние компании крупнейших финансовых институтов страны – «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно компании обеспечили 34,4% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (30,07 млрд рублей) был заключен компанией «ВТБ-Лизинг». Примечательна жесткая конкуренция между указанными компаниями – впервые за последние пять лет между достигнутыми результатами ведущих лизингодателей образовался такой минимальный разрыв.

Концентрация на лизинговом рынке в 1 половине 2010 года незначительно снизилась: если в 1 полугодии 2009 года на крупнейшую компанию приходилось 12,7% объема новых сделок, то в нынешнем году – 11,8%. В 1 половине 2008 года доля новых сделок крупнейшего лизингодателя на рынке составляла 7%. При этом концентрация бизнеса на 10 крупнейших компаний увеличилась с 43,8% в 1 половине 2009 года до 56,8% в 1 половине 2010 года.


^ Рисунок 3 - Профиль участников исследования в 1 половине 2010 года в разрезе собственников1
В географическом разрезе существенный прирост объема новых сделок на рынке пришелся в основном на Москву и Центральный ФО (рисунок 3). Хотя доля изношенного оборудования в столице ниже, чем в регионах, удельный вес регионального нового бизнеса сократился.

Доля Москвы в объеме заключенных в 1 половине 2010 года сделок увеличилась на 6,8 п. п. до 41,36%, доля Центрального ФО выросла на 0,8 п. п. до 14,02%. Наиболее сильно сократилась доля Уральского ФО – на 5,4 п. п. и Сибирского ФО – на 3,8 п. п. Тройку лидеров по объему сделок в Москве составили компании «Сбербанк Лизинг», «ВТБ-Лизинг» и «ВЭБ-Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 62% новых сделок, приходящихся на столицу.


^ Рисунок 4 - Географическое распределение объема новых сделок в 1 половине 2010 года
Рынок лизинговых услуг Урала и Западной Сибири может вернуться к докризисным объемам еще до конца текущего года. Его двигают крупные компании и отрасли, где сконцентрирован конечный потребительский спрос.

Итоги первого полугодия-2010, по данным очередного рейтинга аналитического центра «Эксперт-Урал», оказались для лизинговых компаний Урала и Западной Сибири обнадеживающими: сумма вновь заключенных сделок компаний-участниц выросла в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в два с половиной раза.

При этом участники рейтинга за первые шесть месяцев текущего года заключили новые контракты в объеме, равном объему всего 2009 года - 7,3 млрд рублей. Количество заключенных сделок выросло с 1081 (в первой половине 2009-го) до 1961 (за шесть месяцев этого года). Для рынка лизинговых услуг, который в период экономического спада провалился существенно больше других финансовых сегментов (кредитования, факторинга), это безусловный оптимизм.

Как известно, большинство региональных лизинговых компаний используют в качестве основного источника привлечения средств кредиты. В 2009 году банки остановили финансирование отрасли. Но как только со второго квартала 2010 года рынок кредитования начал восстанавливаться, острота проблемы ресурсной базы постепенно исчезала. У кредитных организаций появилась избыточная ликвидность, они стали охотнее финансировать лизинговые проекты. По данным рейтинга, доля долгосрочных кредитов в структуре финансирования лизингодателей увеличилась с 59 до 65%. Помогла и вовремя подошедшая помощь со стороны государства - реализация программы поддержки отрасли, запущенная через Россий­ский банк развития. Весь 2009 год, когда лизинговым компаниям нужны были средства, эти программы оттачивались и дорабатывались. Но в 2010 году игроки начали активно к ним подключаться и получать деньги. В результате условия лизинговых сделок (сроки, размер аванса, удорожание) практически вернулись к докризисным показателям.



^ Рисунок 5 - Структура источников финансирования лизинговых сделок
Оживился и клиент. Под влиянием общего улучшения экономической конъюнктуры, предприятия восстанавливают бизнес, заканчивают отложенные проекты, а значит, ищут способы финансирования поставок техники, оборудования, транспорта. Пока, если судить по данным рейтинга и опросам участников рынка, спрос формируют в основном крупные клиенты: их доля увеличилась с 23% (в первом полугодии-2009) до 35% (за шесть месяцев 2010-го). Малый бизнес сохранил свою долю в 29%. Спрос со стороны малого бизнеса немного увеличился, малые предприятия приобретают сейчас в основном транспорт, заявки на оборудование поступают несколько реже, чем до кризиса.



^ Рисунок 6 - Структура лизинговых сделок по субъектам бизнеса
Отраслевая структура стала менее разнообразной. Как правило, за финансированием обращаются предприятия, связанные с пищевой промышленностью (производство, фасовка, торговля), то есть там, где сконцентрирован потребительский спрос. Самый большой объем сделок (38%) приходится на легковые и грузовые автомобили.

Часть заявок, причем существенно большую, чем в 2007 - 2008 годах, лизинговые компании вынуждены отсеивать: качество лизингового портфеля важнее доли рынка. Лизинговые компании еще не забыли уроки 2009-го, в течение которого они только и занимались дебиторской задолженностью, возникшей из-за неспособности клиентов обслуживать договоры. Причина банальна - недостаточно жесткий анализ лизингополучателей. Новых проблемных сделок в 2010 году не появилось, осталось небольшое число старых задолженностей, на управление которыми требуется намного меньше времени, чем в 2009 году. Но пока все это не забыто, открывать финансирование недостаточно обеспеченным клиентам операторы не спешат.



^ Рисунок 7 - Структура нового бизнеса по сегментам в 1 полугодии 2010 года
Инфраструктурная беда, с которой столкнулся сегмент в условиях спада, - недостаток площадок для реализации техники. В России не хватает цивилизованных аукционов подержанной техники, аналогичных тем, которые функционируют в Европе, Японии, Америке. Развитие таких институтов во многом поспособствовало бы формированию прозрачного рынка подержанных автомобилей и помогло бы продавцам и покупателям совершать выгодные сделки», - считает директор департамента маркетинга Carcade Лизинг Юлия Тарасова. Частично эти потребности сейчас закрывает интернет, где создано уже немало специализированных площадок. Но на развитии этого направления, по мнению Юлии Тарасовой, сказывается отсутствие в регионах культуры торговли через интернет: клиенты предпочитают технику «потрогать» - лично увидеть и проверить покупаемый транспорт.

Наконец сказываются потери в «живой силе». Пока подсчитать банкротства региональных лизинговых компаний в результате неплатежеспособности их клиентов сложно: рынок не имеет органа, который вел бы эту статистику. Это один из немногих сегментов, который не регулируется ни государством, ни участниками. Судя по экспертным оценкам рейтингового агентства «Эксперт-РА», в течение 2009 года заявления о банкротствах поступили в отношении как минимум 40 лизинговых компаний. В связи с этим в профессиональной среде в очередной раз начал подниматься вопрос о целесообразности введения института саморегулирования и даже появился конкретный проект, предложенный подкомитетом по лизингу Торгово-промышленной палаты.

Если судить по прогнозным оценкам участников рейтинга (самые пессимистичные закладывают рост в 25% к уровню 2009 года, оптимистичные - 200%), до уровня как минимум 2008 года этот сегмент дорастет.

Заключение
Одним из главных факторов, ограничивающих использование лизинга хозяйствующими субъектами, являются трудности экономической оценки эффективности лизинговых схем, их потенциала в стратегическом развитии предприятия, отдельных направлений его деятельности. В той или иной степени это связано с закрытостью лизинговых компаний (в частности, лизинговые компании, как правило, используют собственные методики для оценки лизинга), отсутствием доступной, полной информации в области коммерческих вопросов использования лизинга и др.

Дальнейшее развитие лизинга в России невозможно без стандартизации в этой области. Решение о принятии лизинговой схемы зависит от конъюнктуры рынка, прибыльности конкретных проектов и связанных с ними денежных потоков.

С другой стороны, являясь гибким инвестиционным инструментом, лизинг может обеспечить достаточно высокую эффективность финансово-экономических результатов у всех сторон договора. Однако в настоящее время и это преимущество лизинга используется далеко не полностью.

Лизинговые платежи составляют реальную основу финансово-экономических взаимоотношений субъектов лизинга. Отличительной особенностью и одновременно преимуществом лизинга является то, что платежи могут осуществляться на основе разных схем: лизингополучатель и лизингодатель выбирают и согласовывают наиболее удобный для обеих сторон способ по срокам платежей, а также определяют характер периодических выплат и их сумму.

Статистика подтверждает, что лизинг в России развивается ускоренными темпами. При этом он чрезвычайно востребован малым бизнесом. Половина от совершенных лизинговых сделок происходит с участием малых фирм и предпринимателей. И это не удивительно. Использование имущества по лизинговому договору влечет существенное облегчение налогового бремени, которое выражается:

– в отнесении расходов по оплате лизинговых платежей на себестоимость;

– в экономии по уплате налога на имущество;

– в уменьшении налога на прибыль за счет применения ускоренной амортизации имущества, передаваемого в лизинг.

Наконец, заключение лизингового договора влечет повышение эффективности использования оборотных средств за счет минимизации первоначальных расходов на приобретение имущества. Омрачают ситуацию лишь трудности лизинговых компаний, связанные с возвратом НДС. К примеру, в случае с возвратным лизингом налоговики занимают обвинительную позицию, подозревая контрагентов в создании схемы по извлечению прибыли исключительно за счет возмещенного НДС, и фирмам приходится по нескольку лет ожидать возврата налога. При этом ревизоры, невзирая на презумпцию невиновности, возлагают на налогоплательщика обязанность доказывать, что он не собирался уклоняться от уплаты налога.

Напомним, на середину прошлого года невозмещенный НДС по российским лизинговым компаниям составил порядка миллиарда долларов. Нельзя не признать, что эта ситуация самым пагубным образом сказывается на развитии лизинга в России. Решение столь актуальной проблемы выходит уже на общегосударственный уровень, учитывая катастрофическое обветшание основных фондов российских предприятий. Поэтому скорейшее восстановление статус-кво (с возмещением НДС лизингодателям) позволило бы абсолютному большинству субъектов малого бизнеса получить нешуточный резерв для роста.

Лизинг находится на стыке между рынком заемного капитала и реальным сектором. Будущее лизинга зависит от доступности рынков капитала для заемщиков и от намерений реального сектора модернизировать производственные активы и расширять инвестиционные программы. Невозможно рассматривать финансовую аренду в отрыве от банковского кредитования — доминирующего источника финансирования деятельности лизинговых компаний. Не существует предпосылок к такому положению, когда кредитование корпоративного сектора буксует, а лизинг при этом растет утроенными темпами. Проблема насыщения корпоративного сектора финансовыми ресурсами как таковыми, вне зависимости от конкретных источников или инструментов, — общая для всего рынка. Негативные последствия кризиса еще ощущаются. Но в целом участники рынка верят в хорошие перспективы лизинга.

Список использованной литературы


  1. Бюллетень «Эксперт РА» «Рынок лизинга в 1 полугодии 2010 года» от 29.09.2010

  2. Газман В. Лизинг. Статистика развития. М.: ГУ ВШЭ, 2009.

  3. Горемыкин В.А. Лизинг. М.: Информцентр XXI века, 2009.

  4. Ковалев В.В. Лизинг. Финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты. М.: Проспект, 2010.

  5. Корнейчук Г.А. Договор аренды, найма и лизинга. М.: Дашков и Ко, 2010.

  6. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (принят ГД ФС РФ 11.09.1998) // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [М., 2010].

  7. Философова Т.Г. Лизинг. М.: Юнити-Дана, 2008.

  8. Шабашева В.А. Лизинг: основы теории и практики. М.: Кнорус, 2005.

  9. Щеголева Н.Г. Лизинг. М.: МФПА, 2005.

  10. Эксперт-Урал № 37 от 20.09.2010.




1 Щеголева М.П. Лизинг. М.: МФПА, 2005. С. 6

1 Щеголева М.П. Лизинг. М.: МФПА, 2005. С. 11

1 Философова М.Г. Лизинг. М.: Юнити-Дана, 2008. С. 165

1 Бюллетень «Эксперт РА» «Рынок лизинга в 1 полугодии 2010 года» от 29.09.2010



Скачать файл (823 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации