Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема - файл 1.doc


Контрольная работа - Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема
скачать (74 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc74kb.16.12.2011 07:01скачать

содержание

1.doc

Содержание:

  1. Введение

  2. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.

  3. Причины и последствия детского алкоголизма.

  4. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.

  5. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

  6. Заключение.

  7. Список литературы.

Введение

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

- быстрое привыкание к спиртным напиткам.

- злокачественное течение болезни.

- принятие ребенком больших доз алкоголя.

- быстрое развитие запойного пьянства.

- низкая эффективность лечения.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Далее рассмотрим основные причины и последствия детского алкоголизма, уровни развития алкогольной зависимости у детей, а также детский алкоголизм как: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.
^ Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.



Существует несколько определений алкоголизма. С медицин­ской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напит­кам[2,c.10]. С социальных позиций алкоголизм — форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности[1,c.117]. Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоян­но растет. Осо­бенно тревожным фактором является раннее приобщение и быст­рое привыкание к спиртному детей и подростков.
Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезней­ших социально-педагогических проблем. О нём говорят в том случае, когда его при­знаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд харак­терных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам, принятие ребенком больших доз алкоголя, быстрое развитие запойного пьянства, низкая эффективность лечения. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их от­клоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ос­лабляет самоконтроль.

Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях: большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии, многие преступления совершаются с целью добычи спир­тного или средств для его, пьянство способствует формированию у несовершеннолет­них мотива и умысла на совершение многих преступлений, пьянство способствует созданию криминальной ситуации; пьянство выступает как средство приобщения несовершен­нолетних к группе сверстников с антиобщественным поведени­ем; пьянство является способом вовлечения несовершеннолет­них в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.


^ Причины и последствия детского алкоголизма.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные уче­ные: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причи­ны алкоголизма у детей, а также его последствия. Приобщение к спирт­ным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно про­ходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошколь­ного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

1 период — раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

2 период — дошкольный и младший школьный воз­раст. В этот период наиболее существенными причинами являются две — педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интере­са к спиртному. Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. Биологическими исследованиями доказано, что сам алкого­лизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль иг­рают дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

3 период — подростковый и юношеский возраст. В ка­честве основных причин можно назвать следующие семь:

небла­гополучие семьи;

позитивная реклама в средствах массовой информации;

незанятость свободного времени;

отсутствие зна­ний о последствиях алкоголизма;

уход от проблем; психологи­ческие особенности личности;

самоутверждение.

В этот период происходит физическое влечение к алкоголю, которое пере­растает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкоголь­ной зависимости ребенка. В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка­, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголиза­цию: 1) дети с завышенной самооценкой, перенявшие у родите­лей убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне кри­тики; 2) дети с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышен­ной опеки со стороны родителей; 4) дети, подверженные депрес­сиям и паранойе. В общем виде последствия алкоголя, с точки зрения наносимого им вреда, можно разделить на четыре группы: 1. Социально – экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличе­ние производственного и бытового травматизма, затраты на раз­личные противо алкогольные мероприятия и т. д.); 2. Социально – психологические (разрыв семейных, школь­ных, трудовых или иных Социально – положительных связей, ду­ховное и нравственное крушение личности, ухудшение нрав­ственно-психологического климата микросреды и т. д.); 3. криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание неблагоприятных ситуаций, способствующих криминализации, и т. д.); 4. физические (наносится вред не только здоровью конкрет­ных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью буду­щих поколений).

Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама.
Нравствен­но – эмоциональная сторона семейных отношений — важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отноше­ний выступает в качестве главного обстоятельства благополу­чия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания. Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок начи­нает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семь­ях: 1) конфликтные семьи, когда отношения между членами се­мьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротическо­го дополнения. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. 2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев анти социальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью. Такая семья активно формирует у детей агрес­сивно-оборонительное отношение к внешнему миру. В таких семьях отсутствует контроль за ребенком. У ребенка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребенок чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным. Ребенок видит несоответствие между тем, что говорят и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у ребенка формируется чувство вины и по­ниженная самооценка. Дети в алкогольных семьях могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или наси­лия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подав­ленность.

У детей и подростков в неблагополучных семьях, как прави­ло, не развита культура общения. Отсутствие душевной близо­сти с родителями и контактов со сверстниками из благополуч­ных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где подростки име­ют реальные возможности для самоутверждения и прежде все­го через приобщение к алкогольным традициям компании.

^ Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков - усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

^ Алкоголь как реклама. Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. “Социологи США считают, что примеры пьющих телегероев, а в основном, они играют положительные роли, - наиболее действенная форма вовлечения подростков в пьянство”[2,c.67]. "Польза" алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми зарубежными и отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья - дело обыденное и непредосудительное.

^ Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т. д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

^ Алкоголь как времяпрепровождение. В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями. Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.
^ Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

Уровни вов­леченности старшеклассников в процесс алкоголизации:

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной уста­новке на полную трезвость. Мотивы отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.

^ Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребле­ние алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощуще­ний, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употреб­ления алкоголя следующие: приобщиться к миру взрослых, посту­пать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца.

^ Уровень эпизодического употребления алкоголя характери­зуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысить коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.

^ Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело прове­сти время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев. Под дей­ствием алкоголя у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает активность, агрессивность. Устанав­ливаются контакты с выпивающими подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состоя­ние опьянения от взрослых. Принятие спиртного провоцируется компанией, доступностью спиртного в семье, наличием свободных денег, избытком незанятого времени. На данном этапе выявляе­тся склонность, но еще не зависимость от алкоголя.

^ Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регу­лятор поведения и настроения. Мотивы: временно уйти от ре­-ости, повысить уверенность в себе. Психическая зависи­мость формируется в течение 1,5 лет. Формируется психическая зависимость от алкоголя. Изменяется суточный ритм приема спиртного. Суточная доля приема возра­стает, часто меняется настроение, проявляется конф­ликтность и агрессивность. Они превращаются в активных ини­циаторов выпивок, вовлекая в это младших детей. Наряду с педагогическими и воспитательными воздействия­ми здесь необходимы медицинские меры — обращение и лече­ние у нарколога.

^ Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие вследствие предыду­щей выпивки, отключиться от ре-ости, повысить жизнен­ный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления спиртных напитков, происходит одновременно усиление психи­ческой зависимости наряду с физ и изменение ее содержа­ния, четко выражен похмельный синдром. В пери­од Похмелья отмечается тревожно-подавленное настроение, обид­чивость, плаксивость, нарушение физиологических функций организма. Замед­ляется интеллектуальное развитие. Дети часто пропускают заня­тия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.

^ Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимо­стью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние. В этом случае также необходимо срочное стационарное лече­ние.

Заключение

Итак, можно сделать следующий вывод о том, что пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:- большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии (22% краж личной собственности, 76% хулиганских действий, 61% изнасилований, 56,6% разбоев)[4,c.59]. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;

- многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5% подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

- пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин "пьяная" мотивация);

- пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

- пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

- пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Список литературы:

  1. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.,1993.

  2. И. В. Гельн. Алкоголь и дети. М:. Медицина 1982.

  3. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.

  4. Касмынина Т. В. Влияние алкоголя на организм подростка. М., 1995.

  5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.



Скачать файл (74 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации