Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Занковский А.Н. Введение в профессию - файл 1.doc


Занковский А.Н. Введение в профессию
скачать (1674 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1674kb.16.12.2011 07:45скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
Международный консорциум «Электронный университет»
Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики
Евразийский открытый институт

А.Н. Занковский


Введение в профессию
Учебное пособие


Москва 2009




Занковский А.Н. Введение в профессию: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕОАИ, 2009. – 71 с.

© Занковский А.Н., 2009

© МЭСИ, 2009

Оглавление



Тема 1. Психология как научная дисциплина стр.5

§ 1. Мир психологических знаний.

§ 2. Житейская психология.

§ 3. Научная психология.

§ 4. Практическая психология.
Тема 2. История становления психологии как науки стр.11

§ 1. Психологические знания в античности и средние века.

§ 2. Психологические знания в XV — XIX веках.

§ 3. Формирование психологии как отдельной науки.

§ 4. История психологии XX века.

§ 5. Выдающиеся российские психологи и их вклад в мировую психологическую науку.
Тема 3. Отрасли психологии, смежные дисциплины и её место в системе наук. стр.20

§ 1. Отрасли научной психологии.

§ 2. Связи психологии с другими наукам и ее место в системе наук

§ 3. Современные задачи и тенденции развития психологии.
Тема 4. Профессиональная деятельность психолога. Психологи как профессиональная общность. стр.25

§ 1. Психологическая профессия.

§ 2. Научные исследования как вид деятельности психологов.

§ 3. Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов.

§ 4. Обучение психологическим знаниям как вид деятельности психологов.

§ 5. Профессиональные сообщества психологов.
Тема 5. Сферы деятельности психолога. стр.40

§ 1. Психолог в образовании

§ 2. Психолог в юридической сфере

§ 3. Психолог в сфере социальных отношений

§ 4. Психолог-консультант

§ 5. Психолог в медицинской сфере

§ 6. Психолог в спорте

§ 7. Психолог в организации.
Тема 6. Этические, профессиональные и личностные качества психолога стр.55

Этика профессиональной деятельности психолога. Профессиональные качества психолога. Личностные качества психолога.
^ Тема 7. Специфика учебной и профессиональной подготовки психологов стр. 61

Подготовка профессиональных психологов за рубежом. Подготовка профессиональных психологов в России.

^

Список литературы стр. 68




Список рекомендуемой литературы
Глава 1

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА



§1. Мир психологических знаний.
Термин «психология» образован от двух древнегреческих слов psyché (душа) и logos (знание, учение) и в буквальном переводе означает «наука о душе». Психология изучает свойства, механизмы и закономерности развития и существования души, или психики.

Психика – душевный мир человека, который является каждому из нас в форме различных переживаний, мыслей, образов, воспоминаний, желаний, целей, сомнений, чувств, страхов, фантазий и т.п. В такой же мере реальна и многообразна неосознаваемая сторона психики, которая скрыта от самонаблюдения. При определенных обстоятельствах эти «неизвестные» нам психические явления могут стать осознаваемыми. Осознаваемая и неосознаваемая стороны душевной жизни взаимосвязаны и образуют единую систему, которая и называется душой, или психикой.

В отечественной психологии психика определяется как свойство (или функция) высокоорганизованной материи (прежде всего мозга), заключающееся в субъективном отражении объективного мира. Она формируется у человека уже в раннем детстве, активно развивается в первые два десятилетия, подвергается некоторым изменениям на протяжении жизни и погибает вместе со смертью тела.

Существуют и другие определения души (психики). Так, христианской философией и психологией душа рассматривается как особая нематериальная субстанция, которой наделяется новорожденный. В процессе жизни душа развивается, вбирая в себя весь жизненный опыт человека. На протяжении всей жизни душа тесно связана с телом, покидая его в момент смерти.

Психология изучает различные психические явления, процессы и состояния. Ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение, воспроизведение – это познавательные психические процессы, с помощью которых человек познает мир и себя самого. Познавательные процессы могут быть непроизвольными, т.е. протекают как бы сами по себе, или произвольными, т.е. протекают под влиянием сознательных намерений человека.

Важную роль в психической жизни человека играют эмоциональные явления. С их помощью человек переживает свое отношение к предметам и событиям, происходящим в окружающем и внутреннем мирах.

К психическим явлениям относятся также различные стороны регуляции деятельности. Потребности и мотивация описывают систему побуждений человека к деятельности, объясняя причины тех или иных его поступков и особенности поведения в целом. Внимание характеризует особенности сосредоточения человека на выполняемой внешней или внутренней деятельности. Успешность ее выполнения в значительной мере зависит от внимания, которое в свою очередь обусловлено интересом и способностью к волевому усилию (волей). Внимание может быть непроизвольным или произвольным. Именно оно делает познавательные психические процессы непроизвольными или произвольными.

К психическим явлениям относят психические состояния, такие как вдохновение, стресс, усталость и др. Они изменяют протекание психических процессов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок. К психическим явлениям относятся психические свойства человека, такие, например, как темперамент, характер, способности. Они придают своеобразие психической жизни человека. Темперамент характеризует биологически обусловленные типичные динамические особенности психической жизни, которые проявляются постоянно и во многих ситуациях. Характер определяет типичное отношение человека к тем или иным явлениям, вещам, событиям, людям, к себе. Это отношение проявляется в определенных чертах характера, таких, например, как ответственность, исполнительность, настойчивость, аккуратность, отзывчивость, эгоизм, жестокость и др. Способности – это психологические свойства, которые определяют успешность освоения и выполнения каких-либо видов деятельности. Они не сводятся к знаниям и умениям, а проявляются, прежде всего, в быстроте и легкости усвоения знаний и умений, необходимых для успешного выполнения соответствующих видов деятельности.

К психическим свойствам личности относятся также самосознание, представления человека о самом себе, его самооценка и самоуважение, уровень притязаний, целый ряд других личностных особенностей. Понятием личности в психологии характеризуют разнообразные социально обусловленные качества человека. Эти качества формируются в системе социальных (в том числе – деловых) отношений, элементом которой является индивид.

Особенно ярко социальные отношения проявляются в таких психических явлениях, как межличностное восприятие, симпатия, антипатия, совместимость, конфликты, дружба, любовь, внушаемость, лидерство, психологический климат. Как уже отмечалось, психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание – это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет.

Изучая психику, психология исследует поведение человека, его поступки, его деятельность, его бытие в целом, т.е. объективные процессы жизнедеятельности. Однако основным предметом психологии является не объективная, а именно субъективная реальность. Субъективное принадлежит человеку как субъекту, и вся психическая деятельность – субъективна и субъектна, в том числе и та, в ходе которой человек постигает объективные законы природы и общества.
§2. Житейская психология
Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь не только научные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» очень часто встречаются в обыденной жизни и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, два важных типа психологических знаний – житейскую и практическую психологии, которые от научной отличаются методами получения знания и критериями его истинности, а также особенностями построения и обоснования своих положений.

Житейская психология – это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Повторение – мать учения». Богатый психологический опыт накоплен в сказках.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии – их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении.
§3. Научная психология
В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.

Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений.

Научно-психологические факты характеризуются объективностью, то есть независимы от субъективного мнения или позиции ученого. Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов, как систематизированные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов.

Научные психологические знания рациональны и осознанны.

Все это содействует надежности, проверяемости выводов, уменьшает их пристрастность и субъективность. Использование эмпирического и логического доказательства истинности научно-психологических знаний придает им особую весомость. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям.

В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Получение в экспериментах и тестах количественных данных о психических явлениях стало важнейшим методологическим принципом научно-психологического исследования.

В научной психологии широко используются методы математической обработки эмпирических данных, что обеспечивает большую достоверность выводов исследования.

Для научной психологии характерна систематичность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений человека, его личности или какой-либо сферы его психической жизни. Поэтому в психологии придается большое значение построению теорий и классификаций психологических феноменов.

По причине обобщенности получаемых в научной психологии знаний она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности, стресс и др. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения между ними.

Система способов и приемов, с помощью которой осуществляется процесс познания в науке, именуется методом.

Методы психологических исследований – это те приемы и средства, которые используются для получения достоверных сведений о психических явлениях. Специфика последних состоит в том, что они недоступны для внешнего восприятия. Это создает серьезные трудности при их изучении. До второй половины XIX в. психология использовала единственный метод – самонаблюдение, который не позволял получить объективную картину изучаемых психических явлений. В дальнейшем, с открытием первых психологических лабораторий, стали использоваться технические приборы и устройства, позволяющие исследователю ставить и проводить психологические эксперименты. Благодаря применению методов естественных и точных наук полученные факты стали отличаться достоверностью и объективностью. Современная психология располагает множеством методов исследования. Рассмотрим наиболее важные из них.

Наблюдение – это достаточно простой метод психологического исследования. В его основе лежит тот факт, что психические явления обнаруживаются во внешнем поведении человека: в действиях, в движении, в поступках, в речи, в мимике, в жестах и др. Воспринимая и фиксируя их, психолог имеет возможность делать предположения о лежащих в их основе психических явлениях: особенностях внимания, эмоциональном состоянии, чертах характера и т.д. Основной недостаток этого метода заключается в очень низкой достоверности полученных результатов. Поэтому он позволяет лишь формулировать предварительные гипотезы, требующие тщательной проверки с помощью других методов исследования. Тем не менее он является едва ли не самым распространенным в реальной исследовательской практике. Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение – способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, используемое тогда, когда психолог фиксирует протекающие в его сознании психические процессы.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным. Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками. Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. Любые формы опроса не лишены тех же самых недостатков, что и методы наблюдения.

Использование тестов позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз. Тесты бывают трех видов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест-опросник представляет систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание нацелен на оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.

Тесты широко используют в практике для педагогической диагностики, профотбора и для решения других задач.

В современной психологии существуют сотни разнообразных тестов, использование которых требует хорошей теоретической и специальной подготовки.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Эксперимент является основным методом в науке в целом и в психологии деловых отношений в частности.

Главная цель научной психологии – поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений. Кроме указанных в научной психологии также широко используются методы математической обработки эмпирических данных, что обеспечивает большую достоверность выводов исследования.

§4. Практическая психология
Главная цель практической психологоии – психологическая помощь людям. Практическая психология – отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им.

Еще одна особенность практической психологии – целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги. В практической психологии личность психолога – неотъемлемая часть метода.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно излагать материал на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому многие популярные книги по психологии написаны психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, отдельных случаев из профессиональной практики привлекает внимание читателей.
^ Тема 2. История становления психологии как науки.
§ 1. Психологические знания в античности и средние века.

Древнегреческие философы были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Так, согласно представлению Платона, дух, или «душа», обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей».

Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа - это двигатель, обеспечивающий жизнедеятельность живого существа. Она находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. В его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление, знание, интеллект и мудрость. Вместе с представлениями Платона и других философов идеи Аристотеля владели умами вплоть до средних веков.

Иной подход проповедовала христианская религия, утверждая, что сущность человека постигается не через разум и рассудочное мышление, а через веру в бога. Богословы рассматривали философию только как служанку церкви, а естественные науки – как стремление поставить под сомнение веру в бога, стоящую над человеческим разумом. Схоласты и, прежде всего, Фома Аквинский (1228-1274) создали учение, основанное одновременно и на богословии, и на доктрине Аристотеля. Они пытались, таким образом, объяснить мир с помощью разума, «озаренного» верой. Роль философа состоит в том, чтобы раскрыть упорядоченность и иерархическое устройство созданного Богом мира, попытавшись отвести всему сущему его подлинное место.

Одна из тем, вызывавшая вечные дискуссии философов и богословов - это проблема души. В самом деле, как можно рационально изучать нечто такое, что невозможно увидеть и еще менее того - описать? Считалось, что душа помещается в головном мозге, но философы без конца вели споры о ее природе и о способе ее влияния на поведение. Выдвигался даже радикальный аргумент, что физическое существование души невозможно, поскольку она, будучи бессмертной, находится в смертном теле.
§ 2. Психологические знания в XV — XIX веках.

Лишь в XV-XVII веках складываются представления о мире и человеке, близкие к научным. Они были основаны главным образом на разуме независимо от веры. Так, ставя под сомнение догму о божественном сотворении мира, неподвижно покоящемся в центре Вселенной, Коперник (1543), Кеплер (1604) и Галилей (1633) утверждали, что Земля совершает одновременно вращение вокруг своей оси и обращение вокруг Солнца.

Французский ученый Рене Декарт создал теорию, объясняющую механизм поведения человека или животного. Согласно этой теории, информация и образы, получаемые органами чувств, направляются по чувствительным нервам в головной мозг, наполняя его, подобно сосуду. Это позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, заставляя их совершить то или иное действие.

Таким образом, отпадала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты, хотя Декарт и считал, что наличие «разумной души», локализованной в головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает последнему управлять своими страстями и возвышает его тем самым над животными, лишенными разума.

Декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им душа - надолго оставил отпечаток на представлениях о функционировании человеческого организма. И несмотря на то что знания в области анатомии и физиологии в последующие века значительно обогащались, лишь в начале XX века понятие «души», которое сменилось сначала понятием «разума», а затем «сознания», окончательно уступило место монистической концепции, согласно которой поведение человека управляется в основном нервной системой.

Тем не менее, представления Декарта, пусть зачаточные, о функционировании организма и реализации различных поведенческих актов послужили отправной точкой для развития современной психологии.
§ 3. Формирование психологии как отдельной науки.

Психические явления, как уже отмечалось, издавна привлекали внимание ученых и мыслителей, однако лишь в конце XIX века психология становится самостоятельной наукой. В 1879 г. немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832–1920) основал в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Спустя 6 лет, в 1885 г., выдающийся русский ученый Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927) организовал в Казанском университете первую психологическую лабораторию в России.

В качестве основного исследовательского метода Вундтом был избран метод интроспекции, т.е. организованного по специальным правилам самонаблюдения. Цель исследования – получение данных о структуре сознания через выделение «чистых» его элементов. Это научное направление получило название структурализма. Вундт создал международную школу подготовки профессиональных психологов, которая позволила сформировать международную организационную структуру психологической науки.

Почти в то же время в США Уильям Джеймс (1842–1910) развивает направление, получившее название функционализма и объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов в приспособлении к среде. Основываясь на эволюционном учении Ч. Дарвина, Джеймс доказывал биологическую полезность психики и сознания.

В конце XIX в. в США возникло новое научное направление в психологии – бихевиоризм (от behaviour (англ.) – поведение). Оно сыграло исключительную роль в развитии психологической науки, ее экспериментальных методов и связей с практикой. Возникновение этого направления связано с именами Эдуард Торндайка (1874–1949) и Джона Уотсона (1878–1958). На формирование идей бихевиоризма сильное влияние оказали работы русских физиологов Владимира Михайловича Бехтерева, создавшего рефлексологию, и Ивана Петровича Павлова (1849–1936), создавшего учение о формировании условного рефлекса.

Основная концепция бихевиоризма базировалась на том, что предметом психологии является поведение. Поведение выражается в тех или иных поступках, действиях, реакциях и зависит от внешнего воздействия (стимула). Таким образом, можно сопоставлять характеристики стимула и характеристики поведения. Задавая определенные характеристики стимула, можно получить планируемый эффект и при желании закрепить эту связь. В своих исследованиях на животных бихевиористы продемонстрировали, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок при попытках животного решить стоящую перед ним проблему.

Позднее представитель так называемого необихевиоризма Эдвард Толмен (1886–1959) усовершенствовал формулу Дж. Уотсона, введя в нее «промежуточные переменные», под которыми понимал некие события в организме, возникающие в результате воздействия стимула, но при этом не являющиеся в строгом смысле ответной реакцией. По Толмену, такой «промежуточной переменной» могут быть «когнитивные карты», т.е. сформированный образ лабиринта у крысы, предварительно бегавшей в нем, который позволяет крысе ориентироваться в этом лабиринте. Подобной «промежуточной переменной» может, например, также выступать цель.

Другой представитель необихевиоризма Берес Скиннер (1904–1990) доказывал, что поведение может определяться не стимулом, а вероятными последствиями поведения. Он же ввел понятие «оперантное научение». Согласно этому понятию, животное или человек будут стремиться воспроизводить тот опыт, который имел приятные последствия, и избегать поведения, приводящего к неприятностям. Таким образом, получалось, что не сам человек выбирает собственное поведение, а вероятные последствия поведения определяют его окончательный выбор. На данном предположении основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, которое предполагает «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого правильного сделанного шага.

Особым направлением в рамках бихевиоризма являлся социобихевиоризм, возникший в 60-е гг. Его ведущим представителем является канадский психолог Альберт Бандура (1925–1988), создатель теории социального научения. Согласно этой теории, человек может овладевать новыми формами поведения не столько путем собственных проб и ошибок, сколько наблюдая за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения. Причем подкрепление может идти не только от других людей, но и на уровне самоподкрепления (оценка соблюдения внутренних стандартов поведения). Многие положения бихевиоризма не утратили своего значения и сегодня. Они активно используются в организации профессиональной деятельности, обучении, психотерапии и других областях.
§ 4. История психологии XX века.

На рубеже XIX–XX вв. возникает новое научно-практическое направление – психоанализ. Оно расширило понимание психологии как науки о бессознательном (а не только о сознании). Австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939) утверждал, что психическое существует в трёх проявлениях: как сознательное, предсознательное и бессознательное. Ядро личности человека он видел в его скрытых желаниях, страстях, воспоминаниях и конфликтах, которые неподвластны осознанному анализу. Эти подсознательные процессы, по мнению Фрейда, имеют значительно бóльшую власть над поведением человека, чем его сознание. Поэтому действительные причины человеческого поведения можно узнать, лишь исследуя подсознание. Суть психо-аналитического метода состоит в стремлении сделать содержание подсознания достоянием осознанного анализа, например с помощью метода свободных ассоциаций, изучения снов или оговорок человека.

По мнению Фрейда, личность состоит из трех основных систем: id (нем. it, т.е. «оно»), ego (нем. ich, т.е. «Я») и superego (нем. überich, т.е. «сверх-Я»). И хотя каждая из этих систем имеет свои функции и структуру, поведение человека практически всегда является результатом их взаимодействия. Id – это резервуар психической энергии и унаследованных инстинктов, присущих человеку от рождения. Эта система не связана и не подвержена влиянию внешнего мира, она действует по принципу удовольствия, т.е. стремясь ослабить напряжение, избежать боли и испытать приятные ощущения.

Ego развивается вслед за id, как некий судья между инстинктами индивида и требованиями общества. Оно подчиняется принципу реальности, накладывая ограничения на стремления id к удовольствию и призывая к здравому смыслу.

Когда инстинкты id вступают в острый конфликт с социальными нормами, у ego есть средства, чтобы ослабить возникшее психическое напряжение. Этими средствами являются защитные механизмы, обладающие двумя особенностями: они отрицают или искажают действительность и делают это бессознательно. Эти механизмы часто являются болезненными образованиями, которые ведут ко многим эмоциональным и психическим проблемам, однако они защищают еgo и позволяют индивиду адаптироваться к реальности. Личностные особенности, согласно Фрейду, представляют собой различные наборы и проявления защитных механизмов.

Superego формируется в человеке в последнюю очередь, представляя собой голос морали, нормы семейной и общественной жизни и авторитет власти. Superego состоит из идеального ego (тех правил и норм, которые человек считает правильными) и сознания (внутреннего судьи своих поступков). Оно оценивает действия id, испытывая гордость и удовлетворение в случае его нормативного поведения, или ощущая стыд и вину, когда индивид нарушает какие-либо нормы.

Согласно Фрейду, в здоровой нормальной личности все три системы должны быть сбалансированы. Те, у кого id доминирует над ego и superego, импульсивны и эгоистичны. Чрезмерная власть superego выражается в жестком, менторско-авторитарном поведении. Люди со слабым ego демонстрируют неспособность сбалансировать свои личные потребности и желания с ограничениями реальной жизни и долгом.

Со строго научной (экспериментальной) точки зрения многие положения психоанализа не выдерживают критики, однако, несомненно, взгляды Фрейда оказали большое влияние на западную психологию и культуру в целом. Сегодня, по-видимому, уже не осталось ни одного последовательного фрейдиста: многие значительно развили и уточнили положения психоанализа, другие вовсе перешли на иные позиции. Тем не менее без ознакомления с фрейдизмом мы вряд ли сможем понять человеческую личность в современном мире.

В 30–60-х гг. ХХ в. в зарубежной психологии возникли различные направления классического психоанализа. Одно из них основал бывший сотрудник Фрейда швейцарский психолог Карл Юнг (1875–1961), заложивший основы аналитической (глубинной) психологии.

Юнг разработал учение о коллективном бессознательном, согласно которому психика человека содержит личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые травмирующие впечатления), формирующееся в индивидуальном опыте индивида, и коллективное бессознательное (сверхличное бессознательное, архаичная психика человека), сформированное в процессе исторического развития человечества. Формой проявления коллективного бессознательного являются инстинкты и архетипы – национальные и расовые, а также общечеловеческие верования, мифы, архетипические образы и символы. Юнг считал, что под влиянием врожденных программ, архетипов, находятся все сферы человеческой психики.

Юнг выделил два типа личности – экстравертированный и интровертированный. Экстравертированный тип личности отличается некоторой отчужденностью субъекта от себя, собственный субъективный мир не имеет для него первоочередной значимости. Этот тип личности отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, адекватным отражением своих социальных связей, оптимальным уровнем притязаний. Интровертированный тип характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на свой внутренний мир, приданием ему высшей ценности, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде.

Другим направлением психоанализа стала индивидуальная психология, основанная на концепции австрийского психолога Альфреда Адлера (1870–1937) о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремлении к его преодолению. Именно это, по его мнению, является главным источником мотивации. Индивидуальная психология утверждает, что в основе социального характера лежит врождённое социальное чувство, которое для своего полного развития нуждается в воспитании. У невротиков и асоциальных элементов это чувство недоразвито или отсутствует, заменяясь стремлением к неосознанным фиктивным целям. Цель индивидуальной психологии – выявить искажения в поведении людей и помочь им преодолеть биологическую и социальную неполноценность.

Гештальтпсихология – направление психологии, возникшее в Германии в первой четверти прошлого столетия и выдвинувшее в качестве основного объяснительного принципа психологии целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих. Гештальтпсихология связана с именами таких немецких ученых, как Макс Вертгеймер (1880–1943), Курт Коффка (1886–1941), Вольфганг Кёлер (1887–1967). Они установили, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), которые уже не могут быть разложены на сенсорные первоэлементы. Гештальтпсихологи открыли многие закономерности зрительного восприятия: апперцепцию, взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия и пр. Кёлер открыл явление «инсайта» – внезапного схватывания отношений при решении проблемных задач. Экспериментальные методики гештальт-психологии и полученные ею факты обогатили психологию мышления и восприятия.

Гуманистическая психология – одно из основных направлений современной психологии, которое возникло в 50–60-е годы прошлого столетия во многом благодаря усилиям американских психологов А. Маслоу (1908–1970), К. Роджерса (1902–1987) и др. Предметом изучения гуманистической психологии стала целостная личность, способная к развитию, самореализации, самоактуализации, свободе выбора. Эта личность несет ответственность за свои поступки и характеризуется постоянным стремлением к справедливости, красоте, истине, высшим ценностям. В противоположность психоанализу подчеркивается роль сознания и самосознания в детерминации поведения человека. Преобразуясь в мотивы поведения, высшие ценности становятся условием актуализации личностного потенциала человека.

Трансперсональная психология. Термин «трансперсональный» принадлежит американскому философу и психологу У. Джеймсу (1842–1910). Префикс «транс» обозначает расположение за пределами чего-нибудь. Трансперсональная психология – одно из направлений современной психологии, которое обосновывает значимость духовных аспектов психики. Предметом исследования в ней являются «надличностные», «сверхличностные» состояния сознания.

На протяжении человеческой истории во многих культурах и религиозных доктринах с уважением и даже трепетом относились к особым духовным (или «просветленным») состояниям сознания. Стремясь постичь непознанное или непостижимое, люди старались вызывать у себя эти необычные состояния. Большинство людей, с точки зрения трансперсональных психологов, живут в весьма ограниченном круге своего потенциального бытия. Они, как правило, используют лишь очень малую часть своего возможного сознания и ресурсов своей души, «так, как если бы человек, обладая телесным организмом, имел привычку пользоваться и шевелить только мизинцем».

Трансперсональная психология отличается от гуманистической тем, что она стремится преодолеть границы привычного предметного мира и исследовать психологические измерения религиозного и мистического опыта, стремится включить в спектр психологического знания духовные поиски мировых философских и религиозных традиций.

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной психологии. Она сложилась в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века как реакция на бихевиористское отрицание роли внутренней организации психических процессов и принижение психоанализом роли знания в жизнедеятельности человека. Ее основоположниками считаются американские психологи Ульрих Найссер (род. в 1928 г.) и Ричард Аткинсон (род. в 1929 г.).

Предметом изучения в когнитивной психологии выступают процессы приема, переработки и использования информации, т.е. когнитивные процессы. Методологическим основанием этой психологической школы являлась «компьютерная метафора», согласно которой человек выступает как аналог компьютера и его познавательные процессы аналогичны процессам преобразования информации компьютером. В результате были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов – иконическая память, кратковременная память, долговременная память и др.

Когнитивная психология строится на положении о решающей роли знания, когнитивных структур в протекании психических процессов и поведении человека. Исследуются вопросы организации знания в памяти человека, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления, разрабатываются когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

Одним из направлений современной прикладной психологии когнитивного плана отчасти можно считать нейролингвистическое программирование (НЛП), которое пытается моделировать принципы человеческого мышления на основе языка логики. Его основателями были Дж. Гриндер и Р. Бэндлер, которые в 1980-е годы прошлого столетия попытались «смоделировать» модели общения ряда известных психотерапевтов. Им удалось сформулировать основополагающие принципы и разработать техники, позволяющие повысить эффективность общения, оптимизировать процессы обучения и личностного развития. Как правило, практическое овладение указанными моделями возможно лишь в ходе специальных НЛП-тренингов.

В целом, в последние полтора века мировая психология интенсивно развивалась в различных направлениях. Одним из приоритетных направлений становится познание личности и социальной сферы проявления ее активности. Одновременно идет процесс специализации психологического знания применительно к сферам общения и социального взаимодействия, трудовой деятельности, образования, воспитания, здоровья. Разрабатываются методы психологической диагностики и оценки, а также активные методы психологии, предполагающие психологическое воздействие с целью получения положительного для человека результата.
§ 5. Выдающиеся российские психологи и их вклад в мировую психологическую науку.

Развитие психологии в России. Развитие психологии в разных странах, несмотря на общие закономерности, имело свои специфические особенности. Это относится и к отечественной психологии. Последние полтора века психологические идеи интенсивно развивались и в российском научном знании. С 60-х годов XIX века физиологические взгляды на психику разрабатывались И.М. Сеченовым. Как уже отмечалось, первую лабораторию экспериментальной психофизиологии в 1885 г. организовал В.М. Бехтерев, который, развивая идеи Сеченова, сформулировал концепцию психологии как науки, использующей объективные методы, и предложил целостную программу её развития. В это же время всемирное признание получают работы И.П. Павлова (1849–1936) по условным рефлексам. Усилиями этих выдающихся ученых в отечественной психологии был утвержден приоритет рефлексологического подхода, оказавшего влияние на развитие всей мировой психологии.

После Октябрьской революции 1917 г. растет интерес к социально-психологическим проблемам, проблемам личности, возникают новые направления исследований: психотехника, педология, реактология и т.п. В это время Л.С. Выготским (1896–1934) создается культурно-историческая концепция психического развития. Понимая, что объяснить сознание человека законами биологической эволюции невозможно, Выготский обращает своё внимание на орудие как средство специфической человеческой деятельности и формирует фундаментальную идею об опосредственном характере психической деятельности человека: орудием этого опосредствования выступает знак (слово). Если предметное орудие направлено вовне, на внешний объект, то знак направлен внутрь, он является орудием социального взаимодействия людей. Психическое отражение действительности человеком детерминируется закрепленным в слове социальным опытом людей – такова основная идея теории Выготского. Знак (слово, схема, число) – это искусственно созданный человеком стимул сознательной, социально обоснованной регуляции поведения. Сознание в своем генезисе обусловлено социальным взаимодействием. Применение знака, слова как специфического человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические проявления, функции человека.

Механистическая память становится логической, ассоциативные представления трансформируются в продуктивное мышление и творческое воображение, импульсивные действия – в действия произвольные.

Значительное внимание Выготский уделял выявлению структуры сознания, считая, что человеком осознается то, что представлено в социально нормированной форме. Само же сознание – это динамическая смысловая система, функционирующая в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Под сознанием Выготский понимал комплекс высших психических функций.

Вся структура психической организации личности, утверждал Выготский, обусловлена ее реальным социальным взаимодействием. Личность становится для индивида тем, что она представляет собой для других. Психологическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности.

Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено развивающими воздействиями среды. Усвоение общечеловеческого опыта и есть специфическая форма человеческого психического развития. На этих основных положениях формировались отечественная теория психического развития (А.Н. Леонтьев) и педагогическая психология (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Вместе с тем нужно отметить, что в советское время происходит абсолютизация физиологического подхода в изучении психики. К концу 50-х годов XX века сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и раздела психологических знаний в марксистско-ленинской философии.

И все-таки благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов, были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность её дальнейшего развития. Более того, ученые СССР внесли немалый вклад в мировую психологию – это С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов и многие другие.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960) занимался методологией теории деятельности. Основной исходный постулат Рубинштейна – отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. Психика и деятельность едины – психика формируется и проявляется только в деятельности. Но внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы – цели, мотивы. Всеобщим проявлением психологического детерминизма является то, что внешние причины действуют через внутренние условия. Все психические проявления следует понимать как процессы – саморазвивающиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты – психические образы, понятия, принятие решений и пр.

А.Н. Леонтьев разрабатывал деятельностный подход к психике, исследуя ее развитие в фило- и онтогенезе. В структуре деятельности Леонтьев исследовал взаимодействие ее компонентов, мотивов, целей и условий, а в структуре сознания – иерархию системообразующих его компонентов – систему значений и смыслов. Эту иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев выделил в качестве базовой структуры личности.

Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, была обоснована Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907–1972).

Александр Романович Лурия (1902–1977) явился основоположником отечественной нейропсихологии. Он исследовал проблемы мозговой локализации высших психических функций, разрабатывал методы нейропсихологической диагностики (известные в мировой науке как «батарея луриевских методов»), изучал вопросы нейропсихологии памяти и нейролин-гвистики.

В 1959 г. Борис Федорович Ломов (1926–1989) открыл первую в стране лабораторию инженерной психологии (первоначально называвшуюся лабораторией индустриальной психологии). Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных систем управления и многие другие. Эти работы активизировали экспериментальные исследования и дали толчок развитию социальной психологии. В 1962 г. Е.С. Кузьмин организует первую в стране лабораторию социальной психологии, в Ленинградском государственном университете.

Становление инженерной и социальной психологии, расширение поля практического приложения и повышение уровня психологических исследований показали значимость психологической науки и остро поставили вопрос о подготовке психологических кадров. В 1966 г. в Московском и Ленинградском государственных университетах были открыты факультеты психологии, а в 1972 г. создан Институт психологии АН СССР.

1990-е гг. ознаменовали собой освобождение психологии от идеологического догматизма и необоснованных запретов. Российская психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для научных исследований и решения практических проблем психологической помощи людям.

^ Тема 3. Отрасли психологии, смежные дисциплины и её место в системе наук.

§ 1. Отрасли научной психологии.

Современная психология представляет собой разветвленную систему отраслей, среди которых различают фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются.

Основной такой отраслью является общая психология, которая исследует самые общие законы и механизмы развития и функционирования психики человека и животных. В качестве фундаментальной научной дисциплины общая психология занимается изучением вопросов методологии и теории психологии в целом. В общей психологии выделяются разделы, которые представляют познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание), а также психологию личности, рассматривающую такие структурные образования, как характер, способности, эмоции, потребности, мотивы, волю и самосознание. Изучение психологических наук начинается с общей психологии, поскольку без знания основных понятий, законов и механизмов невозможно понимание специальных отраслей психологии.

Специальные, или прикладные, отрасли психологии рассматривают отдельные виды психических явлений и деятельности человека, а их достижения используются на практике. Так, педагогический аспект психологии исследуется педагогической психологией. Она изучает закономерности обучения и воспитания, условия формирования у учащихся познавательных функций, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность усвоения знаний, разрабатывает психологические рекомендации.

Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека, возрастные особенности психических процессов, факторы развития личности и т.п. Она делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (психологию пожилого человека). Одна из центральных проблем возрастной и педагогической психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость.

Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения человека, их зависимость от генотипа. Медицинские вопросы психологии рассматривает такая отрасль, как медицинская психология. Она исследует психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп. Она исследует социально-психологические явления в больших группах, проблемы массовой коммуникации (телевидение, кино, пресса и т.п.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации на различные общности людей, психологию наций, народностей, влияние на людей политических процессов, происходящих в обществе. Социально-психологическая проблематика малых групп включает в себя следующие вопросы: психологическая совместимость в замкнутых группах, межличностные отношения в группах, положение лидера и ведомых в группе, типы групп, восприятия человеком человека и многое другое.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда. В задачи психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов. Психология труда имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями науки. К ним относятся инженерная психология, изучающая деятельность оператора в автоматизированных системах управления, юридическая психология – рассматривает вопросы, связанные с реализацией системы права, военная психология, которая исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические аспекты взаимоотношений офицеров и их подчиненных.

Психодиагностика – наука о методах и правилах постановки психологического диагноза. Психокоррекция рассматривает вопросы, связанные с разработкой методов воздействия на личность с целью исправления тех или иных психических отклонений.

Несмотря на разделение психологии на отрасти и более мелкие дисциплины, они тесно взаимосвязаны, между ними происходит постоянный обмен экспериментально выявленной научной информацией, что позволяет быстрее и более комплексно решать поставленные практические задачи.
§ 2. Связи психологии с другими наукам и ее место в системе наук

Современная психология занимает особое место среди других научных дисциплин, т.к. объединяет в единое целое самые разнообразные знания о человеке. Швейцарский психолог Ж. Пиаже отмечал, что «…психология занимает ключевую позицию в системе наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, лингвистических, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координаций, овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в развитии».

Таким образом, психология становится важным средством взаимосвязи современных наук в сфере познания человека, объединяя естественнонаучные, технические и общественные научные дисциплины (рис. 1).

Согласно точке зрения Б.М. Кедрова, психология занимает центральное расположение в системе других наук, т.к. она, с одной стороны, является интегративным продуктом других наук, а с другой – выступает в качестве источника дальнейшего развития других научных направлений.

Кратко характеризуя взаимосвязь психологии с естественными науками, следует отметить, например, что психология заимствовала из биологии некоторые теории для обоснования закономерностей филогенетического развития психики. Проблема соотношения наследственных и социальных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие индивида, является одной из центральных в психологии.

В связи с этим для нее важны научные данные такой науки, как генетика, предоставляющей материал о механизмах наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и т.п.

Психология тесно связана с физиологией высшей нервной деятельности. Так, психофизиология изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом – мозгом.





естественные науки общественные науки

технические науки
Рис. 1. Место психологии в системе наук
Клинические психологи работают в тесном сотрудничестве с медиками (и, в первую очередь, с невропатологами и психиатрами), разрабатывая проблемы диагностики, профилактики, коррекции, реабилитации больных людей.

Психология тесно связана и с гуманитарными науками. Она долгое время развивалась в рамках философии и многие психологические школы базируются на тех или иных философских системах. Сегодня в психологии разрабатываются многие философские проблемы, такие как отношение материального и идеального, биологического и социального, субъективного и объективного. Психологи активно используют данные истории, антропологии, филологии, языкознания и др. Совместно с социологией – наукой о социальных системах и процессах – психология изучает психологические закономерности взаимодействия личности и ее социального окружения.

Специалисты-политологи изучают поведение индивидов и групп в политическом контексте, поэтому такие проблемы, как разрешение конфликтов, источники власти, её аккумуляция и распределение, являются для психологии чрезвычайно актуальными.

Психология тесно взаимосвязана и с техническими науками. В частности, разработка различных социотехнических систем предполагает учет психических и психофизиологических возможностей человека как самого сложного элемента системы «человек – машина». Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки диагностических результатов психологических исследований. Кроме того, в последнее время широко используется метод моделирования.

Таким образом, психология, с одной стороны, аккумулирует теоретические и эмпирические знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения, связанные с психологическими особенностями человека.
§ 3. Современные задачи и тенденции развития психологии.

К началу второго десятилетия XXI века произошли значительные изменения в психологии как науке и практике, появились новые тенденции ее развития. Рассмотрим некоторые, наиболее существенные из них.

1. Одним из доминирующих направлений современной психологии является когнитивная психология, что во многом обусловлено развитием компьютерных технологий, которые позволяют моделировать познавательные процессы человеческого мозга и дают много новых данных для понимания механизмов психической деятельности человека. Сможет ли в будущем компьютер моделировать психику человека? Ответ на этот интригующий вопрос возможно мы получим не скоро, но дать его может только сотрудничество специалистов в области компьютерных технологий и психологов.

2. Возрастет роль психологии в гуманизации общества. Гуманистическая психология как направление в современной психологии превратится в важнейшее качество всех отраслей психологии, акцентируя ценностный аспект работы психолога в любой сфере.

3. Заметной тенденцией развития психологии станет усиление ее прикладных и практических аспектов, что однако не снизит актуальность изучения общих механизмов психической деятельности, общетеоретических и методологических проблем психологии. Ожидание людьми от психологии непосредственной пользы, надежда на то, что психология поможет им в решение повседневных проблем, стимулирует развитие практической психологии, основанной на прочной теоретической базе.

4. Характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX века стало постепенное стирание границ между разными научными школами и направлениями. Современные психологические теории уже трудно однозначно классифицировать и относить к какой-либо традиционной теоретической концепции. Эклектизм как соединение идей, разработанных учеными разных направлений и научных школ, стал достаточно типичным подходом для новых научных концепций. В современных психологических теориях и эмпирических исследованиях все чаще интегрируются знания из разных психологических концепций: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, генетической, гуманистической и когнитивной психологии. Психология постепенно становится единой научной дисциплиной, а не ареной противоборства конфликтующих концепций.

5. Характерной тенденцией развития современной психологии стала также ее интернационализация. В последние десятилетия расширяются международные контакты ученых многих стран. Разработка общих научных тем, сходный подход к решению актуальных научных проблем, совместные проекты способствуют их сближению. И порой психологи из разных стран, но занимающиеся одной научной проблемой, лучше знают друг друга, чем психологи, живущие в одной стране.

6 Превращение английского языка в язык межнационального научного общения психологов — еще одна существенная тенденция современной психологии. Во второй половине XX века значительно увеличилось количество переводов научных трудов с одного языка на другой. Однако английский язык становится основным в межнациональном общении психологов. Это значительно облегчает и ускоряет обмен научными идеями и результатами эмпирических исследований. Большинство международных научно-психологических журналов выходит на английском; рабочим языком многих научных конференций все чаще становится английский. Все это в значительной степени способствует глобализации психологии как науки, ее обогащению знаниями, полученными учеными разных стран. Поэтому необходимость быть в курсе современных достижений мировой психологии побуждает психологов изучать английский язык.


^ Тема 4. Профессиональная деятельность психолога. Психологи как профессиональная общность.
§ 1. Психологическая профессия.

Современный профессиональный мир – это мир разнообразных организаций, которые определяют или обеспечивают жизнедеятельность людей. Под организацией принято понимать сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей, т.е., по своей сути, организация всегда выступает как инструмент достижения каких-либо целей. Поэтому понятие общей организационной цели (или целей) очень важно для понимания механизмов функционирования как организации в целом, так и конкретной профессии или должности в частности. Представленная в форме утверждения, в котором с большей или меньшей конкретностью отражены некоторые желательные для организации результаты, цель выступает ключевым фактором, определяющим поведение членов организации. Разложенная на более дробные «подцели» и задачи, эта цель выступает основанием организационной структуры: создаются подразделения и службы, формируются рабочие группы, подбираются отдельные работники. Этой же общей целью, в конечном счете, детерминированы как характер взаимодействия между подразделениями и отдельными работниками, так и их функции.

Для того, чтобы организация могла достичь своих целей, должна быть четко определена и увязана с общей целью организации совокупность заданий, обязанностей и действий, которые выполняются каждым отдельным работником. Подобная совокупность, является основным строительным элементом организации и составляет определенную должность. Многие должности, близкие по своим целям и содержанию, являются сходными для всех или многих организаций (напр. должности секретаря или бухгалтера), независимо от их сферы деятельности. Такие должности, как правило, образуют одну общую профессию.

Организационная практика и науки, изучающие труд, накопили огромный опыт в исследовании профессий, и анализ этих достижений применительно к профессии психолога нельзя переоценить.

Понятие профессии характеризуется несколькими основными аспектами.

1. Это общественно-полезная деятельность человека, направленная на выполнение им определенных трудовых функций.

2. Это юридически фиксированная должность, которая предполагает выполнение человеком определенных служебных обязанностей.

3. Это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное).

4. Это деятельность, требующая определенных знаний, умений, навыков и соответствующей квалификации, которые необходимы для ее успешного выполнения.

5. Это общность людей, занятых определенным видом деятельности.

Современная психология несомненно является особой профессиональной деятельностью. По сути дела, ответы на все указанные вопросы содержатся в должностной инструкции психолога, утвержденной соответствующими государственными органами и приведенной ниже.

  1   2   3   4



Скачать файл (1674 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации