Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Сущность государственного регулирования экономики - файл 1.doc


Лекции - Сущность государственного регулирования экономики
скачать (419.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc420kb.16.12.2011 08:23скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...


Сборник лекций
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
План.

1. Понятие и взаимосвязь категорий общество, экономика, государство.

2. Функции государства в рыночной экономике.

3. Механизм реализации государственной экономической политики.
1. Понятие и взаимосвязь категорий

общество, экономика, государство
Общество - исторически сложившиеся отношения между людьми в процессе их совместной деятельности, отношения социальные, политические, культурные, хозяйственные. Общество - это сложно структурированный организм, отдельные элементы которого неразрывно переплетаются между собой и взаимно влияют друг на друга.

Экономика представляет собой здесь часть целого, включает в себя как отношения между хозяйствующими субъектами, так и определенную взаимосвязанную структуру отдельных производств, отраслей, территориальных комплексов, а на более высоком уровне - и национальных хозяйств. Хозяйствующие субъекты, экономические отношения и определяющие их уровень производительные силы суть основополагающие элементы экономической системы.

История человечества знала различные типы экономических систем, каждая из которых проходила ряд стадий, в ходе которых шел процесс существенной трансформации как в сфере экономических отношений, так и в механизме регулирования экономической жизни, менялась социальная структура, виды и формы хозяйствующих субъектов. В пределах той или иной экономической системы можно выделить многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Предметом нашего исследования станет современная рыночная экономика и модель переходной экономики (Россия и страны бывшего социалистического лагеря).

Выделяют следующие хозяйствующие субъекты: домашние хозяйства, бизнес (фирмы), государство.

Домашние хозяйства и частный сектор не в состоянии охарактеризовать все многообразие экономической жизни. На современном уровне общественного развития это под силу только государству.

Государство - определенная форма организации жизни общества, основанная на функционировании публичной власти, осуществляющая функции по поддержанию и защите его экономической и политической системы и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.

Основные признаки:

1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих механизм государства;

2) наличие права, то есть обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционированных государством и образующих правовую систему общества;

3) наличие определенной территории, пределами которой ограничена власть данного государства.

Существуют различные типы государства, отличающиеся формами правления, особенностями взаимоотношения общества и государства, устройством основных институтов власти и т.д. Смена исторических форм государственной власти - объективный и закономерный процесс, отражающий зависимость от уровня социально-политического и экономического развития общества.

Долгое время в отечественной экономической теории господствовало определение государства как аппарата диктатуры правящего класса. Не отрицая в конечном счете влияния, которое оказывает на принятие государственных решений наиболее экономически и политически сильные социальные группы, приходится признать относительную самостоятельность современного государства. Эта самостоятельность обусловлена наличием потребности со стороны всего общества в целом ряде функций, которые могут быть представлены только государством.

Ограничивая возможность реализации особыми интересами того или иного социального слоя, вырабатывая механизм формирования компромисса, государство может выступать как выразитель общенациональных интересов. Естественно, это предполагает возможность и готовность со стороны различных социальных групп отстаивать свои интересы при попытке их ущемления, т.е. наличие гражданского общества.


^ 2. Функции государства в рыночной экономике
1. Создание правовой основы для стабильного функционирования хозяйственной системы, разработка и принятие законов, определяющих право собственности и регулирующих экономическую деятельность. Для контроля за соблюдением законов создаются специальные государственные органы.

2. Осуществление эмиссии денег и создание для этого необходимых экономических структур.

3. Политика по макроэкономической стабилизации экономики. Используя различные рычаги, государство старается не допустить возникновения различных кризисных явлений, а при их проявлении стремится в как можно более короткие сроки добиться ситуации экономического равновесия.

4. Организация производства товаров и услуг, которым не заинтересован заниматься частный сектор.

5. Управление государственным имуществом и государственным предпринимательством.

6. Насыщение рынка информацией, макроэкономическое и социальное планирование.

7. Реализация долгосрочных экономических программ в области НТП, структурной и инвестиционной политики.

8. Участие в решении региональных проблем, разрабатывая для этого региональную государственную политику.

9. Путем перераспределения доходов, обеспечение минимума социальных гарантий.

10. Регулирование во внешнеэкономической сфере: внешнеторговая политика, контроль за миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы и т.п.

11. Налоговая и бюджетная политика.
^ 3. Механизм реализации государственной экономической политики
Экономическая политика есть совокупность государственных мероприятий по воздействию на хозяйственный процесс с целью решения определенных задач.

С одной стороны экономическая политика отражает процесс изменения хозяйственной ситуации, с другой - перемены экономического решения.

Экономическая политика должна сочетать методы решения как перспективных, так и текущих задач.

Т.к. макроэкономическое регулирование народного хозяйства реализуется через систему органов государственной власти и управления, необходимо четко определить субъектов государственного регулирования и зоны их ответственности:

1. Законодательный орган (парламент) обеспечивает правовое оформление экономических и социальных процессов, определяет границы и формы вмешательства государства в экономику. Основной рычаг влияния - рассмотрение и принятие государственного бюджета.

2. Исполнительная власть (правительство) осуществляет оперативное регулирование народного хозяйства, разрабатывает долгосрочные планы социально-экономического развития.

3. Относительно самостоятельный субъект рыночной экономики - Центральный Банк. Его функции: эмиссия денег и регулирование денежного рынка.

4. Судебная система обеспечивает охрану экономических прав и разрешение хозяйственных споров.
Рычаги государственной экономической политики.

Различают методы прямого и косвенного воздействия государственного регулирования.

Прямые методы: административно-юридические методы, государственное предпринимательство, социальная политика.

Косвенные методы: финансовая политика (политика государственных расходов, политика государственных доходов, политика оптимизации государственного бюджета); кредитно-денежные рычаги (учетная ставка Центрального Банка, политика банковских резервов, эмиссия и реализация государственных ценных бумаг); индикативное планирование.
^ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
План

1. Капитализм свободной конкуренции и классическая экономическая теория.

2. Государство "всеобщего благосостояния" и кейнсианство. Государственный дирижизм.

3. Современное рыночное хозяйство и неоконсерватизм.
^ 1. Капитализм свободной конкуренции и

классическая экономическая теория.
Классическая экономическая теория зародилась в период интенсивного развития рыночных отношений в производственной сфере. Господствовавшая до этого первая рыночная доктрина - меркантилизм - отражая интересы торгового капитализма, соответствовала периоду первоначального накопления капитала. Богатство страны для меркантилизма - золото и серебро, которые можно получить через неэквивалентный обмен во внешней торговле. Роль государства в регулировании внешней торговли и осуществление протекционистских мер была высока. Первые представители классической школы (У. Петти) также выступали за активную протекционистскую роль государства, но в производственной сфере.

Однако основным лозунгом классиков стало требование экономического либерализма. Отражая интересы нового экономического уклада, они выступали против ограничения рыночного механизма со стороны государства и остатков институтов средневекового общества (торговые монополии, ремесленные цеха, феодальные землевладения). Они требовали невмешательства в экономику и неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Теоретическое обоснование этой концепции дали английские экономисты А.Смит и Д.Рикардо. Они исходили из той точки зрения, что механизм свободной конкуренции обеспечивает равенство спроса и предложения в условиях высокой взаимозависимости и гибкости цены, заработной платы и процента. Продолжительное и глубокое нарушение этого процесса невозможно. Такие нарушение имеют место только в результате внеэкономических факторов (войн, неурожаев, политических катаклизмов). Следовательно, отрицалось и какое-либо вмешательство государства (кроме правовых и фискальных функций) в рыночный механизм.

Однако к концу XIX - началу XX вв. начинают проявляться недостатки данной хозяйственной системы. Реальностью стали глубокие экономические кризисы, быстро шел процесс концентрации капитала и производства, формирование монополистических объединений, ослабление конкурентных механизмов, нарастание классовых противоречий. Шел процесс созревания теоретических предпосылок преодоления классической экономической теории (институционализм, марксизм).

Первый серьезный удар был нанесен Первой Мировой Войной с ее механизмом государственного монопольного военного регулирования. Однако большинство экономистов и политиков рассматривало эти действия государства, как случайные и вынужденные, вызванные чрезвычайными обстоятельствами, а не как тенденцию, обусловленную объективными причинами, Поэтому после окончания войны произошел возврат с небольшой корректировкой к прежней экономической системе. Усиление же экономической роли государства в Советской России рассматривалось как отклонение от общего вектора развития. Но великая депрессия 1929-1933 гг. окончательно ввергла в кризис систему капитализма свободной конкуренции и разрушила основы классической школы, построенной на идее саморегулирования рынка и невмешательства государства.
^ 2. Государство "всеобщего благосостояния" и кейнсианство.

Государственный дирижизм.
Кризис капитализма свободной конкуренции привел к различным моделям вмешательства государства в экономику с целью стабилизации хозяйственной и политической системы. Ряд стран перешли к открытой диктатуре с сильным огосударствлением и милитаризацией экономики, хотя и с сохранением частнокапиталистических элементов (Германия, Италия, Япония). Однако данная модель оказалась недолговечной, и после Второй Мировой Войны прекратила свое существование.

Гораздо более социально и экономически эффективной показала себя система “социального” рыночного хозяйства или “государства всеобщего благосостояния”. Начало этому процессу положил опыт президента США Рузвельта по выводу страны из кризиса 1929-30 гг. (Новый курс). Первоначально этот опыт не был связан с какими-либо теоретическими концепциями, но после опубликования в 1936 году книги английского экономиста Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег” и распространения этих идей среди экономистов, близких к правительству США, данная политика получила свое теоретическое и обоснование. С этого момента идеи Кейнса и его последователей стали господствующими в экономической теории и практике на протяжении последующих 40-ка лет - кейнсианская революция.

В основу данной концепции положено признание того факта, что рыночное хозяйство не способно к саморегуляции при существенном нарушении макроэкономического равновесия и поэтому необходима активная государственная политика регулирования политики в эти периоды. Центральный пункт концепции - понятие эффективного спроса. Задача государства состоит в том, чтобы, используя определенные рычаги, добиться увеличения платежеспособного спроса, что должно послужить основой экономического развития.

После окончания Второй Мировой войны кейнсианская модель антикризисного регулирования была дополнена неокейнсианской концепцией экономического роста. Однако на рубеже 70-80-х гг. кейнсианская теория и основанная на ней практика макроэкономического регулирования оказалась в кризисе.

Причины:

1) Возникшая как реакция на кризис 30-х гг. кейнсианство абсолютизировало проблему антициклического регулирования на технологически стабильной производственной базе и не выработало механизма структурной перестройки экономики, что стало актуальным в 70-80 гг. Попытка использовать механизм эффективного спроса привела к нарастанию инфляционных процессов.

2) Интернационализация производства перешла на качественно новый уровень, что послужило основой конфликта с традиционно-национальным механизмом регулирования экономики.

3) Произошло накопление отрицательных последствий забюрократизированности и зарегулированности хозяйственной жизни, снижение эффективности функционирования государственных структур и рост расходов на их содержание.

В результате, кейнсианство и как теоретическая система и как экономическая политика оказалось оттеснено с былых позиций и находится сейчас в оппозиции к господствующей сегодня неоконсервативной доктрине. Однако достоинством кейнсианской школы является выработка основ теории макроэкономического регулирования и создание на этой основе социально-экономической системы государства “всеобщего благосостояния”, что выражалось в достаточно стабильном экономическом росте, отсутствии серьезных экономических кризисов, постоянном повышении уровня жизни основной части населения, создания системы всеобъемлющих социальных гарантий.

Потребность структурной перестройки экономики и повышение конкурентоспособности национального капитала в условиях отсталой экономической структуры вызвал к жизни так называемый государственный дирижизм (Франция, Япония, некоторые страны Юго-Восточной Азии). Теоретик данного направления - Франсуа Перру. Основные рычаги: индикативное планирование, государственная собственность, бюджетный и денежно-кредитный механизм.
^ 3. Современное рыночное хозяйство и неоконсерватизм.
С середины 70-х гг. нашего столетия произошло как бы возрождение, естественно в современной интерпретации, идей традиционного либерализма о тенденции рыночной экономики к равновесию, гибкости и взаимосвязанности цен, заработной платы, процентных ставок, безальтернативности механизма свободной конкуренции, пагубности вмешательства государства в рыночные процессы.

С этих позиций выступил ряд теоретических школ: монетаризм, теория предложения, новая неоклассическая школа, теория общественного выбора и т.д., объединяемые в рамках неоконсервативного направления экономической мысли. Мы рассмотрим монетаризм и теорию предложения.

Если в кейнсианстве паритетной задачей было достижение стабильного роста и полной занятости посредством бюджетного регулирования, то монетаризм основное влияние обратил на денежную политику. Основываясь на своем опыте историческо-статистического анализа денежной системы США лидер монетаризма М. Фридман пришел к выводу между динамикой денежной массы и динамикой экономического развития. Отсюда тезис, что стабильный рост денежной массы обеспечивает стабильный рост производства.

Следовательно, основная задача государства - устойчивый прирост денежной массы в независимости от изменения конъюнктуры (для США - 3-4% в год). Это позволит экономике динамично развиваться на здоровой рыночной основе. Диспропорция же же в рыночном механизме возможна лишь в результате внешнего вмешательства, в т.ч. и в ситуации некомпетентного государственного регулирования.

Прямым противопоставлением кейнсианской теории спроса выступала неолиберальная теория предложения. Здесь в центр анализа поставлены факторы, влияющие на предложение ресурсов (капитала и труда). Для этого предполагается снижать налоги, что должно привести к увеличению сбережений и, соответственно, к снижению процентной ставки, которая служит главным стимулом роста накоплений и инвестиций.

Аналогичное действие оказывает снижение налогов на рынок труда, увеличивая привлекательность дополнительной работы. Потери бюджета предполагается компенсировать за счет расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов, в т.ч. и социальных выплат. Социальные расходы с т.з. неолибералов не только увеличивают нагрузку на бюджет и провоцируют увеличение налогового бремени, но и порождают социальный паразитизм, ослабляют стимулы к труду. Поэтому, программы обязательного социального обеспечения должны распространяться лишь на тех, кто не в силах обеспечить себя сам. Остальное население должно пользоваться в основном системами частного социального страхования. Одновременно с требованием разгосударствления социально-экономической сферы неолибералы выдвигают требования усиления политической роли государства (соблюдение законности и порядка, обеспечение условий для частного бизнеса и т.д.). При этом подчеркивается необходимость сдерживания роста бюрократического аппарата (лозунг дешевого и компактного государства).

Наиболее известные государственные деятели, применившие идеи неоконсервативной школы в реальной жизни, - президент США Рональд Рейган и премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер. В третьем мире наиболее известен опыт режима генерала Пиночета.

Однако практическая реализация данных концепций, несмотря на риторику, претерпели существенные изменения. Современная неолиберальная хозяйственная политика многое усвоила из предшествующего опыта государственного регулирования.


^ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
План

1. Налоги и налоговая политика.

2. Государственный бюджет.

3. Денежно-кредитные средства регулирования и контроль банковской сферы.
^ 1. Налоговая политика.
Налоги - основная форма дохода госбюджета, представляют собой обязательные и принудительные сборы, устанавливаемые государством на основе законодательства и уплачиваемые хозяйствующими субъектами и населением.

Комплекс мероприятий, при помощи которых государство обеспечивает установление налогов и платежей, порядок их взыскания, размеры ставок и т.д., называется налоговой политикой.

Налоги как инструмент государственной политики выполняют три функции:

1) фискальную (обеспечение государственных расходов);

2) социальная (перераспределение национального дохода в зависимости от социально-политических приоритетов в пользу тех или иных групп населения;

3) регулирующая (государственное регулирование экономики).

Нет четкого разграничения последствий принимаемых в налоговой сфере решений.

Государство через налоги оказывает воздействие на процесс воспроизводства, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или сужая платежеспособный спрос, усиливая или ослабляя накопление капитала, поощряя или сдерживая использование новой технологии, современной техники.

Регулирующая функция налогов осуществляется по трем направлениям:

1. Выбор системы налогообложения. Три базовых варианта система налогообложения: а) ресурснорентная (земля, вода, ископаемые ресурсы); б) система, ориентированная на труд и капитал (налог на прибыль, налог с оборота и т.д.); в) от конечного потребления (налог на заработную плату, акцизы, на наследство).

Налоговые системы могут также различаться большей ориентацией на прямые налоги (подоходный, соц. взносы и т.д.) или косвенные (НДС, акцизы и т.д.), упором на налогообложение корпоративных или индивидуальных доходов.

Важной характеристикой систем налогообложения, особенно для федеративных государств, являются пропорции распределения налогов по различным бюджетным уровням (бюджетный центризм, федерализм).

Выбирая определенную систему налогообложения, государство может усиливать те тенденции в экономике, которые оно считает прогрессивными, а также учитывать простоту и доступность расчета и выплаты налогов, минимизацию затрат на их сбор.

С другой стороны на выбор модели налогообложения оказывают влияние особенности каждой отдельной стороны, специфика ее эконом., соц., полит. развития.

Однако смена модели не может быть частой. Это достаточно сложный процесс, тем более что для нормального функционирования экономики требуется стабильность налоговой системы.

2. Гораздо более гибкой является политика установления налоговых ставок. Опыт стран с развитыми рыночными отношениями показывает зависимость роста производства от уровня налогообложения. С одной стороны, слишком высокие ставки налогов искажают стимулы хозяйственной деятельности, создают неправильное распределение между функцией накопления и функцией потребления и фактически выступают экономическими антистимулами. С другой стороны, низкие налоговые ставки не обеспечивают пополнение доходной части бюджета в желательном для государства размере. Однако если повышение налоговых ставок сначала приводит к росту доходов бюджета, то затем, начиная с определенного уровня, повышение налоговых ставок сокращает государственные доходы, так как происходит сужение налоговой базы.

Государство, если существует необходимость стимулирования государственной конъюнктуры, проводит политику общего снижения налогов. Для недопущения перегрева конъюнктуры налоги повышаются. Еще больший простор для государственного регулирования предоставляет возможность дифференциации налоговых ставок.

3. Политика в области налоговых льгот. Налоговые льготы:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов налога или снижение ставки налога;

- освобождение от уплаты налогов определенных лиц или категорий налогоплательщиков, определенных видов экономической деятельности;

- налоговый кредит (компенсационная или безвозмездная отсрочка налоговых платежей).

Необходимым условием стабильного функционирования налоговой системы является принцип обязательности уплаты налогов, в том числе, наличие системы государственного контроля и санкций в отношении юридических и физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

Служба внутренних расходов Министерства Финансов США насчитывает свыше 100 тыс. сотрудников. Ежегодно они обрабатывают более 100 млн. налоговых деклараций части лиц и около 1 млрд.- фирм и учреждений. Декларации заполняются самими налогоплательщиками и пересылаются в местное отделение налоговой службы. В ней указываются сведения обо всех доходах за предыдущий год, а также об убытках от предпринимательской деятельности и стихийных бедствий, сообщается о всех видах имущества, счетах в банках и имеющихся акциях и облигациях. За неверно заполненную налоговую декларацию полагается денежный штраф. Умышленное занижение размеров доходов карается штрафом и тюремным заключением до 5 лет. К тому же налогоплательщик обязан выплатить вновь начисленные налоги и неустойку в размере 50% от суммы налога.
^ 2. Государственный бюджет.
Государственный бюджет - план доходов и расходов государства за год. Он разрабатывается и вносится на обсуждение в парламент правительством, где после внесения изменений принимается к исполнению. Неутверждение бюджета может послужить достаточной причиной отставки правительства. По завершению финансового года исполнительная власть отчитывается о выполнении бюджета. Кроме бюджета существует ряд фондов целевого назначения, формирующихся за счет специальных налоговых займов. Они не включаются в бюджет. В условиях рыночной экономики государственный бюджет становится одним из основных рычагов воздействия правительства на экономику. Это реализуется через бюджетную политику, которая включает в себя выработку концепций развития бюджета, принципов и форм его организации, а также эффективной системы мобилизации ресурсов и их распределения. В реальной экономической практике большое влияние на процесс принятия и реализации бюджета оказывает соотношение сил между различными политико-экономическими группами, действующими в обществе и стремящихся использовать политику в области доходов и расходов в своих целях (лобби).

Налоги дают до 90% всех доходов государственного бюджета, остальное составляют доходы от государственной собственности.

На уровне местных органов власти за счет налогов обеспечивается до 70% всех поступлений. Остальное - субсидии правительства, денежные штрафы, сборы. Государственный бюджет выполняет задачи социального, политического и хозяйственного регулирования через политику правительственных расходов.

Бюджетные расходы:

1. Социальные расходы.

2. Хозяйственная деятельность.

3. Прямые военные расходы и связанные с ними затраты.

4. Расходы на административно-управленческие функции.

В последние годы в связи с обострением проблемы бюджетного дефицита значительная доля расходов идет на покрытие государственного долга.

Расходы могут также делиться на текущие и инвестиционные.

Размеры структуры государственных расходов воздействуют на величину спроса и инвестиций, отраслевую и региональную структуру экономики, темпы НТП, развитие инфраструктуры.

Затраты из государственного бюджета направляются на поддержку некоммерческих организаций и учреждений.

Согласно теории антициклического регулирования, государственные расходы в период экономических трудностей должны увеличиваться с целью стимулирования спроса, а в периоды экономического подъема - уменьшаться, чтобы не допустить перегрева экономики. Государственные расходы выступают в форме правительственных закупок, субсидий, субвенций. Правительственные закупки (государственные заказы): государство, как правило, устраивает конкурсы на получение заказов. Существует целый ряд товаров и услуг, право закупок которых монопольно закреплено за государством (боевая техника, химическое и бактериологическое оружие и препараты).

Субсидии - часть средств государственного бюджета, передаваемая в безвозвратном порядке бюджетам вышестоящих органов власти, а также некоммерческим предприятиям и организациям для сбалансирования результатов их хозяйственной деятельности.

Субвенция - целевые платежи государственного бюджета нижестоящим бюджетам. Подразделяются на текущие и инвестиционные. В отличие от субсидий субвенции, не использованные в срок или использованные не по назначению, подлежат возврату.

Важная проблема государственного регулирования экономики - проблема бюджетного дефицита. В послевоенные годы при господстве кейнсианской экономической доктрины бюджетный дефицит не рассматривался как самостоятельная проблема и увязывался с вопросом достижения общего макроэкономического равновесия (50гг.- вторая половина 70-х).

В настоящий период в условиях господства неолиберальных концепций задача сокращения бюджетного дефицита становится самодостаточной и приоритетной. Добиться снижения дефицита можно только двумя путями: снижение расходов и увеличение доходов. Остальные меры ведут к инфляции или росту государственного долга (внутренние и внешние займы) - лишь изыскание средств для его покрытия. Поэтому в ряде стран введена система автоматического сиквестра расходов по незащищенным статьям при повышении законодательно установленного уровня дефицита бюджета к ВВП. На повышение доходов и сокращение расходов направлены также реформы в социально-инвестиционной политике, сокращение гос. аппарата, программы широкой приватизации госсобственности.
^ 3. Денежно-кредитные средства регулирования.
Ключевое звено государственной макроэкономической политики в денежно-кредитной сфере - Центральный Банк РФ.

Задачи ЦБ РФ:

1. Сдерживание роста денежной массы и обеспечение стабильной покупательной способности национальной валюты.

2. Обеспечение достаточных гарантий от кредитных рисков.

3. Использование денежно-кредитных рычагов в антикризисном регулировании.

Функции ЦБ РФ:

1. Монопольное право на денежную эмиссию. В условиях современной системы безналичных расчетов и монополии ЦБ на выпуск только наличных банкнот этот механизм регулирования потерял свое былое значение.

2. Регулирование учетной ставки. Учетная ставка представляет собой плату за предоставление дополнительных резервов коммерческим банкам со стороны Центрального Банка.

3. Установление и изменение размеров обязательных резервов. Обязательные резервы - это финансовые ресурсы, которые обязаны хранить кредитные учреждения, как правило, на беспроцентных счетах в Центральном Банке. В некоторых странах обязательные резервы разрешается держать частично или полностью в виде вложений в государственные ценные бумаги. Это прямое ограничение кредитных возможностей коммерческих банков. Другая важная функция обязательных резервов - страхующая функция. В случае экономических затруднений коммерческий банк может получить часть средств с резервного счета для обеспечения текущих платежей на основе специального соглашения с Центральным Банком.

4. Операции на рынке государственных ценных бумаг. Этот метод, основанный на операциях с государственными ценными бумагами, характерен для довольно высокой степени развития денежной системы. Он предполагает эмиссию государственных обязательств, торговлю ими и погашение их. Особенно важны - для регулирования сумм наличных денег и банковских резервов со стороны Центрального Банка - операции по купле-продаже государственных обязательств. Приобретая ценные бумаги у коммерческих институтов, ЦБ увеличивает ресурсы в банковской сфере и стимулирует механизм экономического роста.

5. Регулирование валютного курса. Основной инструмент, который здесь использует ЦБ - это валютная интервенция.

Важной задачей ЦБ является контроль банковской сферы. Здесь ставится цель добиться стабильного функционирования кредитной системы и через это не допустить дестабилизации в целом.

Направления контроля:

1. Квалификация управленческого персонала. Способность четко и в срок выполнить обязательства перед клиентами.

2. Качество использования капиталов с т.з. риска и доходности.

3. Соотношение собственных и привлеченных средств.

4. Степень диверсификации выдаваемых кредитов.

5. ЦБ регулярно проводит ревизию коммерческих банков, постоянно анализирует значительный массив статистической информации, полученной в обязательном порядке от денежно-кредитных учреждений.

6. В определенных ситуациях ЦБ может давать официальные гарантии платежеспособности кредитных учреждений или оказывать им финансовую поддержку.

В ряде стран ЦБ имеет право отстранить от руководства попавшим в сложную экономическую ситуацию банком администрацию с последующим назначением своей администрации.

Обоснованием государственного регулирования денежно-кредитной сферы служит ряд законодательных актов (банковское право), в первую очередь “Закон о ЦБ”.

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР
План

1. Государственное предпринимательство.

2. Проблемы приватизации и огосударствления.

3. Опыт стран с переходной экономикой.
^ 1. Государственное предпринимательство.
Основная особенность государственного предпринимательства - это его мотивы. В отличие от частного капитала, целью которого является получение прибыли, государственная собственность, не отрицая задачи достижения максимальной рентабельности, ориентируется в первую очередь на создание условий макроэкономической стабильности. Следовательно, государственная собственность получила наибольшее развитие в отраслях так называемых естественных монополий: транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство и т.д. Активно государство также в секторах малорентабельного или даже убыточного, но народнохозяйственно важного производства.

Устанавливая относительно низкие цены на товары и услуги этих отраслей, государство добивается снижения издержек в частном секторе и повышения его конкурентоспособности, создает условия для экономического роста. Большое внимание уделяется развитию капиталоемких производств с длительными сроками окупаемости. Во многих странах госсобственности остаются предприятия и отрасли, обеспечивающие политическую и экономическую безопасность страны, являющиеся основой национального народного хозяйства.

Большую роль государственное предпринимательство играло в проведении активной структурной и технической политики. Осуществляя национализацию отраслей и производств с устаревшей технологической базой, правительство за счет бюджета проводило их модернизацию и реконструкцию. Одновременно за счет собственных средств создавались новые наукоемкие производства, фиксировался большой объем НИОКРа. Лидерские функции играл гос. сектор в социальной сфере на производстве. Здесь впервые отрабатывались новые формы и методы оплаты труда, социального страхования, отношения трудовых коллективов с администрацией и т.д., которые позднее внедрялись на предприятия частного сектора.

При государственных предприятиях создавалась сеть социально-культурных учреждений (детсады, клубы и т.д.).

Через систему государственных предприятий правительство может напрямую воздействовать на хозяйственную ситуацию: увеличивать или уменьшать капиталовложения, создавать дополнительные рабочие места, реализовывать проекты с большой долей экономического риска, проводить антиинфляционную политику, развивать производство в депрессивных районах, участвовать в структурной перестройке и т.д. При этом государство создает определенные преимущества своим предприятиям (защита от банкротства, различного рода дотации, правительственные закупки, распространение на работников государственных предприятий социальных льгот государственных служащих и т.д.).

Выделяет несколько типов предприятий государственной и смешанной форм собственности:

1) непосредственно государственные предприятия под прямым контролем государственных органов управления;

2) акционерная собственность со 100%-ным участием государства;

3) предприятия со смешанным государственно-частной формой собственности с контрольным пакетом в руках государства;

4) акционерное участие государства в капитале частных фирм.

В некоторых странах объекты госсобственности передаются в хозяйственное пользование и управление частным компаниям при сохранении юридических прав государства на эту собственность. С другой стороны частные компании, особенно в жизненноважных отраслях народного хозяйства, ограничиваются таким количеством административных и законодательных правил, что оказываются под более жестким контролем, чем государственные структуры. Разграничение прав собственности между различными уровнями государственного управления. Как правило, критерием разграничения служит функциональная направленность и регион действия предприятия, район распространения результатов его деятельности.

Процесс создания государственного сектора шел по следующим направлениям:

1) безвозмездная конфискация государством объектов, находящихся в частной собственности;

2) добровольный или принудительный выкуп государством собственности у частного капитала;

3) создание новых предприятий и объектов за счет собственных средств государства.

Величина государственного сектора в каждой стране различна и зависит от ряда факторов: исторического пути развития каждой из стран, современных тенденций ее развития, общемировых тенденций, соотношений между различными политическими и социальными силами общества.
^ 2. Проблемы приватизации и огосударствления.
Одним из основных пунктов неолиберальной программы оздоровления экономики стало требование широкой денационализации предприятий государственной собственности. Главный аргумент: изначальная неэффективность государственных предприятий, их малая прибыльность, низкая производительность, забюрократизированность.

Однако понятие эффективности на государственных и частных предприятиях во многом различно. Поэтому ухудшение хозяйственных показателей многих государственных компаний в 70-80-х гг. было вызвано требованием правительства поддержать общеэкономическую стабильность даже вопреки их собственным интересам, от чего частный бизнес был освобожден. Поэтому в результате отказа от общественных обязательств, массового сокращения персонала и других мер жесткой экономии на приватизированных предприятиях удается достаточно быстро повысить доходность. Остается вопрос: на сколько это исчерпывает понятие эффективности. Здесь проявляется противоречие двух теоретических подходов.

Сторонники максимума приватизации исходят из той т.з., что повышение рыночной эффективности каждого отдельного предприятия даст неизбежный макроэкономический эффект для всего народного хозяйства. Соответственно, такой результат возможен только у хозяйственных субъектов, присваивающих максимально возможный результат своей деятельности, и в то же время, несущими полную материальную ответственность за свои экономические решения. Их оппоненты считают необходимым различать макро- и микроэкономическую эффективность. Наличие секторов экономики и видов деятельности, невыгодных частному бизнесу, но необходимых всему обществу. К тому же, эффект от управления частного собственника возникает только на уровне малого и частично среднего бизнеса. На уровне же крупной корпорации в условиях диффузии собственности и размывания прав владения и распоряжения на первый план выдвигается проблема профессионального управления. Соответственно, как для частной, так и для государственной компании через установление законодательных рамок могут быть созданы одинаковые условия и стимулы хозяйственной деятельности.

Исторический взгляд на проблему также не дает возможности выделить какую-либо одну наиболее эффективную форму собственности для всех времен и всех сфер деятельности. Развитие рыночного хозяйства знало периоды ускоренного развития государственной собственности, массовой национализации, жесткого регулирования частного капитала со стороны государства.

Следовательно, можно говорить о конкретном историческом характере преобладания тех или иных форм собственности, их соотношения и взаимодействия на определенных этапах развития общества.

Процесс огосударствления собственности вплоть до середины 70-х годов носил объективный характер и отражал особенности и потребности крупного индустриального производства.

Причины массовой приватизации конца 70-х - 80-х годов:

1) жесткий хозяйственный механизм регулирования государственной собственности оказался неадекватным экономическим решениям, вызванным технологическими переменами 70-80-х годов. Формирование инновационного типа экономики потребовало гораздо более высокой степени гибкости и экономической ответственности;

2) высокая степень концентрации и централизации частных капиталов позволяла теперь решать проблему мобилизации ресурсов без привлечения сил и средств государства;

3) формирование транснациональных производств сдерживалось в тех секторах экономики, где господствовала национально-государственная форма собственности;

4) потребность борьбы с бюджетным дефицитом заставила использовать продажу государственной собственности как дополнительный источник финансовых ресурсов.

Кроме этих объективных экономических факторов, определенное, хотя и не определяющее, значение оказали идеологические принципы, получившие распространение среди наиболее политически и экономически активных слоев населения.

Характерная особенность 70-х - 80-х годов - апелляция к понятиям справедливости и моральности. Выдвигаются лозунги: устранение противоречия между собственниками и работниками, представление труженикам их доли в общественном богатстве, устранение неэффективного государственного аппарата от перераспределения национального дохода. Для реализации подобной стратегии приватизации принимается ряд законодательных актов, стимулирующих мелких акционеров, увязывающих доходы наемных работников с результатами коммерческой деятельности их фирм и т.д. С другой стороны сторонники обобществления собственности связывают неудачи прежних моделей гос. предпринимательства с недемократическим характером проводимых в свое время национализаций и забюрократизированности систем управления гос. имуществом.
^ 3. Опыт стран с переходной экономикой.
Первой на пути массированной приватизации среди экономически развитых стран запада стала Великобритания. 1979 год - доля госсектора в экономике 19%. Действует 51 государственная корпорация, на которых занято более 2 млн. человек. 3 этапа приватизации:

1). 1979-84 годы - приватизация прибыльных фирм. Использовались 3 формы приватизации: продажа акций на фондовой бирже, продажа предприятий с торгов, продажа администрации или работникам предприятия. Приватизация занимала 2-3 года, в течение которых проводилась экспертиза фирмы, оценивался возможный спрос на акции, проводилась подготовительная работа среди работников предприятия и общественности. По каждой компании принимался специальный закон.

2). 1984-89 годы - приватизация компаний, не являющихся конкурентами, в т.ч. естественных монополий.

3) С 1989 года - активная политика структурной перестройки приватизированных предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

К началу 90-х годов более половины промышленной государственной собственности Британии было приватизировано.

Гораздо более сложно шел процесс приватизации во Франции. Столкнувшись как и большинство развитых стран запада с серьезными трудностями в конце 70-х годов, Франция попыталась найти свои методы решения этих проблем, отличные от неолиберальных рекомендаций.

После победы левых сил на президентских выборах 1981 года была проведена масштабная национализация, охватившая 11 крупнейших промышленных групп, 36 банков, 2 финансовые компании. С учетом уже существующего госсектора Французское государство стало крупнейшим владельцем национ.-эконом. потенциала из всех стран запада. Одновременно были проведены реформы в социальной сфере, направленные на повышение уровня жизни широких слоев населения. Результатом стало массовое бегство капиталов из страны и резкое ухудшение экономической ситуации. Это привело к победе правых партий на парламентских выборах 1986 года и принятию закона о денационализации. По сравнению с Великобританией приватизация во Франции характеризовалась гораздо более крупными масштабами и темпами. Основные полномочия, не требующие дополнительной законодательного подтверждения, были сосредоточены в руках министра экономики, финансов и приватизации. В результате реализации закона о денационализации госсектор во Франции сократился даже по сравнению с 1981 годом.

Россия.

Программа широкой приватизации занимает одно из центральных мест в системе правительственных мероприятий по переходу к рынку.

Два этапа приватизации:

1) Декабрь 1992 г. - июнь 1994 г. - “ваучерная приватизация”.

2) С июня 1994 г. - денежная продажа объектов гос. собственности.

Началу приватизации предшествовала широкая компания по пропаганде ее основных целей и преимуществ.

1). Ломка монополии гос. собственности.

2). Повышение эффективности работы предприятий.

3). Создание конкурентной Среды.

4). Привлечение в производство инвестиций.

5). Создание миллиона новых собственников.

Социальная справедливость декларировалась через наделение всех граждан России приватизационными чеками номиналом 10000 руб. в ценах 1992 года.

Ваучер мог быть единовременно использован по одному из 4-х вариантов:

1). Приобретение акций на аукционах.

2). Приобретение акций по месту работы.

3). Вложение в инвестиционные фонды.

4). Свободная продажа по рыночным ценам.

Для работников и администрации предприятий существует возможность выбора между тремя моделями приватизации, различающихся количеством акций, передаваемых трудовому коллективу и механизмом осуществления этой передачи.

Большинство предприятий выбрало так называемый “2-ой вариант” приватизации, при котором работники администрации имели право на приобретение 51% обыкновенных акций.

Для общего регулирования процесса разгосударствления создано 2 правительственных органа:

1) Государственный комитет по управлению гос. имуществом.

2) Российский федеральный фонд имущества.

Функции “Госимущества”:

- подготовка ежегодных государственных приватизационных программ, а также законов и подзаконных актов в данной области;

- общий контроль за процессом приватизации и деятельностью аналогичных комитетов на местах.

РФ ФИ и фонды имущества на местах выступали в качестве временных собственников гос. предприятий до их приватизации.

Особенности Российской приватизации.

Жесткое административное регулирование данного процесса, осуществление его в крайне сжатые временные сроки без достаточного учета специфики каждого региона и производства. Лишь нескольким регионам (Москва, Татарстан, Якутия) удалось настоять на учете своих особенностей и интересов.

Фактически приватизация в России преследовала политические цели, связанные с желанием ликвидировать основы прежней социальной и экономической системы, создать необходимую социально-политическую базу, поддержки радикальных реформ.

Большинство целей, провозглашенных в начале приватизации, достигнуто не было. Реальностью стало формирование системы “бюрократического капитализма”, когда руководители предприятий и чиновники органов власти используют свое положение для присвоения госсобственности.

Коммерческие успехи тех или иных частных фирм зависят не от способности удовлетворять общественные потребности, а от степени близости к тем или другим властным структурам.

Все это периодически вызывает призывы не только приостановить процесс приватизации, но и провести национализацию тех или иных предприятий.
  1   2   3



Скачать файл (419.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации