Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Инновационный менеджмент в комплексе менеджмента организации - файл 1.doc


Инновационный менеджмент в комплексе менеджмента организации
скачать (130 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc130kb.16.12.2011 08:55скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание:
Введение………………………………………………………………………… 3

1. Инновационный менеджмент в комплексе менеджмента организации……………………………………………………………………..

1.1 Основные понятия инновационного менеджмента………………….

1.2 Особенности инновационной стратегии предприятия в условиях рынка……………………………………………………………………………..

2. Роль руководителя в процессе инноваций ………………………………

3. Анализ влияния инноваций на эффективность производственной деятельности предприятия……………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………

Введение
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В данных условиях актуальной становится проблема выделения основополагающих факторов конкурентоспособности компаний. Дей­ствительно, ответить на вопрос, что представляет собой современная преуспевающая компания, достаточно сложно. Не существует уни­фицированной системы рекомендаций, которая позволила бы опти­мизировать деятельность любой компании, вне зависимости от внут­ренних и внешних условий. Однако на основе изучения деятельности ведущих компаний на международном рынке можно с определенной долей уверенности выделить ряд общих характеристик, отличающих большинство успешных компаний. Это: четкое фокусирование бизнеса, глобализация деятельности и высокая инновационная активность.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

В данной работе я хочу рассмотреть инновационный менеджмент, как эффективное развитие системы, под эффективным развитием системы подразумевается эффективное развитие предприятия с помощью системного видения в инновационном менеджменте.

Цель исследования:

- Изучить инновационный менеджмент, как эффективное развитие системы;

- Выявить особенности инновационной стратегии предприятия;

- Изучить основные понятия инновационного менеджмента;

- Рассмотреть роль руководителя в процессе инноваций;

- Проанализировать влияние инноваций на производственную деятельность предприятия.

Для достижения поставленных целей, я предполагаю решение следующих задач:

- Изучить стратегию планирования инноваций;

- Рассмотреть этапы принятия стратегических решений;

- Выявить формы инновационного процесса;

- Изучить руководителя, как движущую силу инновационного процесса.


  1. ^ Инновационный менеджмент в комплексе менеджмента организации.

Одной из наиболее значимых характеристик внешней среды функ­ционирования компаний в современных условиях является ее высо­кая подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, эко­номике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим стано­вится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

Таким образом, одной из важнейших управленческих задач стано­вится повышение инновативности компаний, а именно их способно­сти четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуриза­ции, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий.

В результате, инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпораций, а инновативность — мощнейшим конкурентным преимуществом.

Современная инновационная деятельность компаний выходит да­леко за рамки только лишь научно-технической политики, основан­ной на разработке и внедрении нового продукта. Продуктовые инно­вации были и остаются важным стратегическим фактором развития, однако все чаще компании в процессе конкурентных действий исполь­зуют целый комплекс нововведений, затрагивающий все сферы и об­ласти управления. Внедрение новых маркетинговых мер и подходов, реструктуризация компаний, переход к новым типам и методам управ­ления корпоративными ресурсами также становятся стратегическими целями компании, причем наиболее эффективная инновационная по­литика строится на одновременном параллельном внедрении различ­ных типов нововведений.

На основе комплексного подхода к инновационному процессу мож­но предложить определение инноваций как целенаправленно проводи­мых изменений во всех сферах хозяйственной деятельности компа­нии для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании. Инновации в широкой интерпретации — это научно-технический прогресс в рамках отрас­лей, стран и регионов. А в узком смысле под инновациями следует понимать конкретные нововведения на фирме.

Такое понимание «инноваций» дает возможность выделения ин­новационного менеджмента как процесса управления нововведения­ми, основанного на применении присущих менеджменту принципов и функций.
^ 1.1 Основные понятия инновационного менеджмента.
Решение проблемы эффективного использования инноваций, требует особой организации, мотивации, управления, координаций усилий многих людей и коллективов, комплексного ресурсного обеспечения процессов нововведений на предприятиях, в корпорациях, регионах, национальной экономике.

В экономической литературе можно встретить разнообразные опреде­ления таких категорий, как инновация, инновационный процесс, научно-техническая и инновационная деятельность, нововведение, инновацион­ная политика, инновационный менеджмент. Это разнообразие обусловлено в основном различиями в исходной методологической базе.

Инновационная деятельность — это деятельность по преобразова­нию результатов научной и научно-технической деятельности в иннова­ции и эффективному использованию для обновления производительных сил, организационно-экономических отношений и взаимодействия в хо­зяйственных системах.

Инновационная деятельность является продолжением научной и на­учно-технической деятельности в едином научно-инновационном цикле рождения, трансформации и использования в хозяйственной деятельно­сти инноваций.

Инновация — одна из форм проявления НТП, наиболее приспособ­ленная для использования на производственных и распределительно-об­менных стадиях воспроизводственных процессов для обновления основ­ных элементов производственного аппарата, экономических отношений и укрепления существующих или формирования новых ниш рынка и обес­печения на этой основе качественного экономического роста.

Синонимом слова «инновация» может быть слово «нововведение», хотя в некоторых публикациях данная категория трактуется как процесс ис­пользования инноваций.

На современном этапе НТП особую роль играют технологические инно­вации: во-первых, они более системны и обладают большей преобразова­тельной силой по отношению к производственному аппарату; во-вторых, они в основном предопределяют состояние и смену технологических укла­дов; в-третьих, формируют новую специализацию, кооперирование и кон­центрацию труда; в-четвертых, становятся объективной основой обнов­ления организации трудовых процессов в производстве и на других стадиях воспроизводительного цикла.

Инновационный процесс—совокупность последовательных действий, связанных с окончательным приспособлением, комбинированием продук­тов научно-технической деятельности для применения в производствен­ных и инвестиционных процессах и использованием инноваций для обнов­ления всех или части составляющих хозяйственной деятельности.

Инновационный процесс включает в себя различные виды иннова­ционной деятельности в их последовательном и пропорциональном соот­ношении.

Все виды научной, научно-технической и инновационной деятельности должны быть взаимосвязаны в рамках единых научно-воспроизводствен­ных процессов, которые отличаются длительностью, высокой степенью неопределенности (особенно в начальных стадиях) конечных социально-экономических, в том числе коммерческих, результатов (инновационно-инвестиционные риски), достаточно высокой в большинстве своем энерго и ресурсоемкостью. Эти научно-воспроизводственные процессы обеспе­чивают функционирование науки, техники, производства и рынка как

единой системы.

По вышеназванным причинам инновационная деятельность и инновационные процессы нуждаются в особых регулировании и поддержке.

Научно-техническая политика — составляющая социально-экономи­ческой политики, в своей основе имеет отношение государства к науке, научно-технологическим факторам развития, научно-технологическому потенциалу экономики, научной и научно-технической деятельности. Она проявляется в деятельности государственных органов, властных структур по определению, законодательно-нормативному закреплению и органи­зационно-управленческому обеспечению тактических и стратегических целей, принципов и задач государства по развитию науки, техники, тех­нологий ради преобразования всех сфер жизнедеятельности человека. Одновременно государственные органы вырабатывают направления, спо­собы, а также определяют ресурсы достижения целей.

Все это и составляет содержание научно-технической политики госу­дарства в лице его федеральных и региональных (субъектов Федерации) органов власти.

Инновационный менеджмент—это особая организационно-управлен­ческая деятельность, направленная на получение экономических, соци­альных и экологических результатов функционирования социально-эконо­мической системы путем создания (приобретения) и преимущественного использования в производственно-коммерческой деятельности инноваций в качестве основных продуктов, а также факторов эффективного труда.

Инновационный менеджмент призван гарантировать наиболее пол­ное использование современных инноваций для обеспечения инновацион­ного типа развития хозяйственных систем и устойчивого экономического положения фирм, корпораций в динамичной рыночной среде. Инноваци­онный менеджмент — менеджмент преимущественной инновационной направленности функционирования и развития фирмы, это менеджмент фирмы-лидера или фирмы, стремящейся стать лидером в определенной сфере, виде деятельности, на рынке конкретных товаров и услуг.

При формировании инновационного менеджмента необходимо учи­тывать ряд методологических положений.

Каждая социально-экономическая система развивается в условиях современного регулируемого рынка в направлении инновационного типа — особой разновидности интенсивного типа. Эта эволюция объективна, но она не осуществляется автоматически, а требует особого механизма исполь­зования усложняющихся инновационных факторов.

Управление осуществляется не инновациями, а их производством, трансформацией и использованием, т.е. инновационными процессами, придавая этой работе воспроизводственный характер.

Инновационные процессы объективны, так как предопределены ло­гикой развития современных производительных сил, а следовательно, не только экономическими, но и естественно-научными законами и зако­номерностями.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новше­ство, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

  • обладать новизной;

  • удовлетворять рыночному спросу;

  • приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества и его распространение;

2) диффузия нововведения.

Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

^ 1.2 Особенности инновационной стратегии предприятия в условиях рынка.

Общая стратегическая ориентация предприятия оказывает непосредственное влияние на формирование инновационной стратегии. Система инновационных стратегий должна учитывать различные варианты инновационной деятельности предприятия и факторы, которые оказывают на нее влияние.

Основной целью стратегического планирования на фирме являет­ся создание долгосрочного преимущества, а основным методом — по­стоянная адаптация к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде.

Понимая под инновационной стратегией ту или иную модель по­ведения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две группы стратегий: активные и пассивные.

Первый вид стратегий, часто именуемый технологическим, пред­ставляет собой реагирование на происходящие и возможные изме­нения во внешней среде путем проведения постоянных технологи­ческих инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, фирма выбирает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи. Среди активных инновационных страте­гий можно выделить два принципиально различных типа стратегий: лидерства и имитации. Если технология, воплощенная в новом про­дукте или услуге, является совершенно новой для рынка, то фирма реализует стратегию технологического лидерства. В случае, когда тех­нологическая идея уже известна рынку, но используется впервые са­мой компанией, тогда речь идет об имитационных стратегиях. Пассивные, или маркетинговые, инновационные стратегии пред­ставляют собой постоянные инновации в области маркетинга. Фирма может выбрать стратегию нововведений в области дифференциации товара, выделяя все новые и новые его конкурентные преимущества. Стратегия сегментации предполагает перманентный поиск новых ры­ночных сегментов или целых рынков, а также использование новых для рынка или фирмы методов охвата данных групп покупателей. Избрание компанией пассивных инновационных стратегий может означать и такой способ реагирования на изменения во внешних ус­ловиях, как постоянные нововведения в области форм и методов сбы­та продукции, коммуникационной политики.

Использование той или иной стратегии на различных стадиях разработки нового товара имеет ряд закономерностей. Так, на ста­дии генерирования идей предпочтительным видится использование стратегии «блокирования» доступа конкурентов к результатам иссле­дований с целью обеспечения будущей монополии на новые научно-технические знания. На стадии разработки концепции товара и со­здания опытных образцов, напротив, многие компании стимулируют распространение новой технологии для формирования на ее основе отраслевых стандартов. На стадии внедрения результатов R&D в про­изводство новатор может как блокировать доступ потенциальных конкурентов на рынок, так и приступать к новому этапу инновацион­ной деятельности с целью опережения конкурентов.

Таким образом, выбор комбинации инновационных конкурентных стратегий зависит от следующих показателей:

  • типа инновации;

  • этапа создания нового продукта;

  • целей инновационной деятельности;

  • рыночных возможностей компании;

  • особенностей отрасли, в которой функционирует фирма;

  • важности временного фактора

Крупные компании, использующие систему стратегического пла­нирования инноваций, имеют возможность постоянного осуществле­ния инновационной деятельности по определенной схеме (или стра­тегии). По современным международным стандартам инновации яв­ляются постоянными при их осуществлении, как минимум, раз в 1-3 года. Кроме того, для крупных компаний свойственно использо­вание сочетания нескольких стратегических линий, что обеспечивает высокую мобильность и эффективность инноваций.

Таким образом, в качестве основной задачи стратегического пла­нирования инновационной деятельности выступает построение схе­мы инновационного поведения компании на рынке (рис. 1.).

^ Планирование инновационной деятельности
















Стратегическое планирование




Текущее планирование






















Цель

Метод

Ресурсы




Бюджеты проектов

Планы подразделений

Финансовые планы

Бизнес-планы
















Стратегии


























Активные (технологические) стратегии




Пассивные (рыночные) стратегии

Рис. 1. Планирование инновационной деятельности

Современное стратегическое планирование инноваций охватыва­ет период от 3 до 10 лет (в зависимости от отрасли) и заключается в разработке комплекса мероприятий компании по адаптации, пред­видению и конструированию изменений во внешних условиях путем внедрения инновационных проектов.

Система стратегического планирования охватывает:

  • анализ рынка;

  • постановку целей;

  • разработку альтернативных стратегий;

  • составление стратегического плана.

При разработке стратегии достижения целей фирма опирается на изучение шансов, опасностей и возможных вариантов развития (SWOT-анализ), а также динамики оборота по изделиям и их видам, клиентам, секторам рынка.

Результаты всестороннего анализа показывают направления рас­ширения ассортимента, параметры необходимых усовершенствова­ний, номенклатуру новых изделий и сроки их освоения. Эти общие выводы детализируются с привлечением конструкторов, производст­венников, технологов, маркетологов.

^ Рассмотрим этапы принятия стратегических решений. Организация процесса освоения нововведения и предварительного расчета возможной его эффективности требует не только плана соответствующих работ, но и комплексного учета ожидаемой рыночной конъюнктуры, прогнози­руемой прибыли с учетом имеющихся на фирме ресурсов, источников финансирования, возможностей риска, а также наиболее целесооб­разных методов управления. Исходя из этих положений, последова­тельный процесс принятия стратегических инновационных решений имеет ряд этапов.

^ На первом этапе проводится комплексное исследование рынка, а именно исследование товарной и фирменной структуры рынка, ана­лиз потребительских предпочтений и мотиваций, сегментация по­требителей и возможное определение рыночных окон, изучение мак­росреды компании, анализ практики торговли и коммерческих норм поведения, изучение законодательной базы.

На втором этапе определяются собственные возможности компа­нии и выявляются рамки использования той или иной инновацион­ной стратегии.

На третьем этапе в силу нестабильности рыночных факторов и наличия тех или иных внутрифирменных лимитов разрабатывают­ся альтернативные стратегии (желательно не менее трех) по адапта­ции компании к новым условиям внешней среды. Особое внимание на данном этапе уделяется сопоставимости альтернатив общим целям и глобальным стратегиям компании, а также их корригированию с ин­формацией, полученной на первом этапе процесса принятия решений.

^ На четвертом этапе руководство компании производит затратную и целевую оценку каждой альтернативы, рассматриваются возможно­сти финансирования выбранного решения.

^ Пятый этап предполагает составление плана мероприятий для осу­ществления выбранной инновационной стратегии. На этом же этапе назначается руководитель проекта и составляется бизнес-план с уче­том всех возможных рисков по проекту- (экономических, политиче­ских, технических.). Довольно часто к работе привлекаются консуль­тационные фирмы. При принятии решения по внедрению новой продукции пользуются услугами консалтинговых фирм, несмотря на то, что стоимость такого рода услуг дорогая. Это объясняется тем, что у консалтин­говых фирм имеются обширные базы данных альтернативных проек­тов, кроме того, при решении потенциальными кредиторами вопросов финансирования проекта большую роль играют имя и известность фирмы, консультирующей проект.

Организация принятия решения — шестой этап, на котором про­исходит:

  • конкретизация заключений и выводов, сформулированных на выс­шем уровне руководства;

  • доведение положений решения до всех уровней управления;

  • распределение функций;

  • делегирование полномочий нижестоящим руководителям.

Для этого формируется определенная инновационная структура в виде проектно-целевых групп, координационных центров по разра­ботке новых продуктов, венчурных подразделений. Во многом дан­ный этап зависит от умения руководителей создавать инновационный климат на фирме, нейтрализовать возможное внутреннее и внеш­нее сопротивление и мотивировать всех внутрифирменных субъек­тов к достижению намеченного результата.

  1. ^ Роль руководителя в процессе инноваций.

Руководитель компании является центральным звеном и основной движущей силой любого инновационного процесса. Его деятельность затрагивает все этапы инновационного менеджмента, начиная с разра­ботки инновационной идеи и планирования до осуществления контро­ля над ходом внедрения инноваций. Именно поэтому в современных условиях претерпевает значительные изменения система требований, предъявляемых к менеджерам всех звеньев управления и, особенно, к руководителям высшего управленческого эшелона компаний.

В процессе инноваций руководство компании осуществляет все функции, связанные с управлением: стратегическое и текущее пла­нирование процесса нововведений, принятие решений относительно распределения функций и формирования проектно-целевых групп, проведение кадровой политики и создание инновационного климата на фирме. К оперативному управлению инновациями можно отнести осуществление контроля над ходом выполнения инновационных проектов, распределение финансовых ресурсов, утверждение бюджета ин­новационной деятельности и своевременную корректировку планов.

Одним из основных условий эффективности деятельности компа­нии и ее инновативности является «эффективность» самих руково­дителей.

Безусловно, для проведения серьезной перестройки всей деятель­ности компании руководителю необходимо обладать такими личны­ми характеристиками, как самоуверенность, способность убеждения и интеллигентность. Ключевыми чертами также являются профессио­нализм и опыт.

Руководить компанией в современных условиях означает, прежде всего, рисковать, а значит, и нести повышенную ответственность за результаты деятельности. Следовательно, для привлечения руково­дителей нового типа необходимо создать соответствующие условия, в частности адекватное материальное стимулирование.

Исследования инновационной деятельности компаний позволяют сделать вывод о том, что при всем единстве выполняемых руководи­телем компании функций имеются определенные различия в требо­ваниях к высшему руководству и характере управления в целом, в за­висимости от приоритетов в выборе инновационных стратегий.

При осуществлении маркетинговых инноваций для руководителя важны: опыт маркетинговой деятельности и знание рынка, желание рисковать и возможность анализировать значительный объем инфор­мации.

Компании, ориентированные на технологические изменения, склон­ны ставить во главу фирмы руководителя-либерала, понимающего необходимость децентрализованного руководства и создания твор­ческой среды на фирме. Исследование инновационных процессов в высокотехнологичных компаниях свидетельствует о том, что инициа­торами являются талантливые инженеры, снабжающие идеями сред­нее звено управления, которое, в свою очередь, преподносит готовые проекты руководству фирмы.

В настоящее время наблюдается еще одна тенденция в изменени­ях требований к руководству — это переход от узкоспециализирован­ных и профессиональных знаний к знаниям рыночным.

Еще одной важной задачей руководителя при внедрении иннова­ций является установление «дипломатичных» отношений с предста­вителями внешней среды, активно влияющими на успех всего про­цесса. Здесь идет речь, в первую очередь, об установлении отношений с конкурентами, поставщиками, профсоюзами, акционерами, государ­ственными органами и средствами массовой информации, что требу­ет от руководителя общественного и политического мировоззрения и способности видеть не только собственные корпоративные выгоды, но и осознавать преимущества объединения усилий для удовлетворе­ния потребностей своей компании и общества в целом.

Дипломатия становится на первое место при реализации межфир­менных проектов, когда руководители кооперируются с конкурентами в торговые ассоциации и стратегические объединения с целью обме­на информацией и технологиями. Возрастает роль высших руково­дителей в качестве социально ответственных представителей бизне­са. Различного рода презентации и благотворительность стали самой обычной статьей расходов наряду со спонсорством и экологическими программами.

Однако даже самый эффективный руководитель не способен еди­нолично осуществить инновации. Для успеха этого процесса необхо­димы эффективные коммуникации и распределение полномочий во внутрифирменной управленческой иерархии. Таким образом, у высшего руководителя появляется принципиально новая функция деле­гирования полномочий нижестоящим звеньям управления.

Выполняя задачу адаптации фирмы к изменившимся условиям, руководителям, зачастую, приходится самим адаптироваться к новым условиям, иногда полностью меняя стиль управления и максимально мобилизовать свои усилия.

Стратегические инновации требуют от руководителя осознавать роль менеджеров среднего звена, а так же включать в процесс инноваций и низовое звено кампании, людей непосредственно контактирующих с рынком товаров и услуг.

Оптимальное сочетание полномочий и власти в руках менеджеров и высших руководителей предприятий обеспечивает благоприятные условия для внедрения инноваций. Тем не менее существует ряд полномочий, которые не следует делегировать. Так, за высшим звеном управления должны оставаться:

- разработка инновационных стратегий и планов;

- обеспечение финансовой поддержки инновации;

- координирование деятельности нижестоящих руководителей и центров прибыли;

- контроль над ходом выполнения проектов.
^ 3. Анализ влияния инноваций на эффективность производственной деятельности предприятия.

Конкурентная политика, основанная на инновативности компании, требует создания гибкой организационной структуры, позволяющей оптимизировать процесс разработки и внедрения инноваций.

Одной из целей инновационного проекта является доказательство потенциальным партнерам того, что фирма будет в состоянии реально производить необходимое количество товаров с более высоким качеством.

Основными задачами инновационного проекта на уровне организации являются:

- определение основных целей проекта, вида инновации (реконструкция, внедрение новых технологий и т.д.) и доказательство соответствия проекта общим целям фирмы;

- изложение конкретных результатов реализации проекта (увеличение объема продаж на X млн. рублей; получение чистой прибыли на X млн. рублей; увеличение доли фирмы на существующем рынке от X до Z% и т.д.);

- выбор инновационной стратегии фирмы по достижению поставленных целей реализации проекта;

-определение конкретных мероприятий для реализации в рамках принятой инновационной стратегии;

-определение возможных форм участия инвесторов в осуществлении инновационного проекта;

- определение новых видов товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой в результате разработки и реализации проекта;

- определение источников финансирования;

- расчет уровня прибыльности;

- определение примерного срока окупаемости;

- расчет примерного жизненного цикла инновационного проекта;

-определение перспективы дальнейшего развития фирмы на основе данного проекта.

Инновационный проект ориентирован на разработку определенного рынка, а также на конкретного потребителя. Главным действием для преуспевания фирмы на рынке являются постоянные разработки нововведений, которые связаны как с сокращением жизненного цикла товаров и изменения спроса потребителей, так и с обострением конкуренции, в частности, разработкой новых видов изделий и услуг, а также других действий конкурирующих фирм.

При разработке инновационных проектов нужно учитывать, что современные инновационные проекты, как правило, требуют значительных инвестиций, которые не всегда имеются. Поэтому вопрос об инвестициях является наиболее трудно решаемой проблемой, так как требуется доказать необходимость, выгодность и эффективность данного проекта. Главным в этом случае является выбор источника финансирования, его объем, уровень платы по времени и т.д. В этом случае требуется доказать своему инвестору суть своего проекта, продемонстрировать преимущества партнерства и, самое главное, доходы, которые они получат, как минимальные, так и максимальные. Все эти показатели следует соответствующим образом оформлять, чтобы убедить инвесторов вложить свой капитал.

Инновационный проект должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные инвесторы смогли получить полное представление о предполагаемой программе и понять ее цели. Состав и степень детализации инновационного проекта зависят от размеров будущей программы и сферы, к которой она относится. Например, если предполагается наладить производство какой-либо продукции или внедрение технологических инноваций, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого конечного продукта инновационной программы и сложностью рынка этого продукта. Состав инновационного проекта также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив использования результатов программы.

Основы знаний инноваций раскрывают глубинные причины сме­ны технологических укладов в экономике общественного производства и чередования деловых циклов в функциони­ровании капиталов. Важнейшими из них считаются круп­ные открытия и изобретения, приводящие к инновацион­ному обновлению капитала за счет технологических, орга­низационных и управленческих нововведений, появление новых рынков сбыта, источников сырья.

Зарождение и формирование нового технологического ук­лада происходит в недрах предыдущего, когда инновации создают монополию нового товара, называемую эффектив­ной монополией отдельных фирм и компаний. Эффектив­ную монополию характеризует возможность получать более высокую прибыль на определенном этапе, что обеспечива­ется законодательными актами об охране интеллектуаль­ной и промышленной собственности.

Развитие договорных отношений между научно-техничес­кими и промышленными организациями приводит к тому, что большинство исследований и разработок при­обретает товарную форму, отражая тем самым ценност­ный аспект инноваций. Осознание ценностей производится на практике человеком как главным инициатором дого­ворных отношений.

Индивидуализация производства и потребления за счет перехода к гибким производственным системам в организациях промышленности является одним из главных преимуществ современного технологического уклада. Она существенно снижает риск инвесторов в инно­вации. Многофакторная оценка инноваций позволяет при­нимать обоснованные управленческие решения о конкрет­ном направлении инновационной деятельности на различных этапах инновационного процесса.


Скачать файл (130 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации