Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Информационные технологии управления - файл 1.doc


Информационные технологии управления
скачать (236.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc237kb.16.11.2011 16:03скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева.


Контрольная работа

По предмету «Информационные технологии управления»


Выполнил:

Проверил:


Красноярск, 2010


Вопросы:


  1. Понятие управляющая и управляемая система 3

2. Управленческая и информационная пирамиды 5

  1. Роль информационного менеджмента в достижении

конкурентных преимуществ 9

4. Технологический процесс обработки управленческой

информации 12

5. Информационные технологии управления проектами 18


Список использованной литературы 32


1.Понятие управляющая и управляемая система.

Управляемая система - система, являющаяся объектом управления; часто в том же смысле употребляются термины управляемая подсистема, объект управления.



Управляющая система это система, обеспечивающая управление предприятием или отраслью бизнеса на основе автоматически передаваемой, перера6атываемой и анализируемой информации.


Прежде всего, надо четко представить себе различие понятий «автоматическая», и «автоматизированная» система. Первая осуществляет только технологическое управление, вторая организационно-административное. При автоматизации технологических операций памятью автоматического регулятора служит сам объект. Регулятор должен только преобразовывать поступающую информацию, получаемую от датчиков, и пересылать ее на дополнительное устройство. Для различного рода автоматизированных систем подобный способ уже невозможен. Необходимы информационные модели объекта в памяти самой машины. Автоматизированная система управления - организация сложная.

Проектируя ее, одновременно разрабатывают особые обеспечивающие подсистемы: информационные, математические, технические - комплекс условий, положений, методов, устройств, без которых система неэффективна, неработоспособна. При внедрении управляющей системы важно иметь четкую технологию управления, умело перевести на язык машин процессы принятия окончательных решений.
Чтобы такую трудную задачу осуществить, в систему управления закладывают программу, которая учитывает все мыслимые ситуации и на каждую ситуацию содержит приказ об определенном действии.
В программе формулируются цели управления. Они должны предусматривать мгновенную «фотографию», состояния управляемого объекта и возможную динамику развития событий.
Вопросы управления всегда сложны. Сложность их главным образом в трудности анализа быстротекущих событий.
Вначале для автоматизации управления использовали разного рода вычислительные машины. Новый этап наступил, когда стали широко применять микропроцессоры и персональные компьютеры, подключенные к главной вычислительной машине. Они придают управляющей системе большую гибкость и доступность для пользователей. Это очень важно, так как на производстве, особенно там, где сложная современная технология, появились новые процессы, которые требуют для управления ими использования огромных, во много раз превышающих прежние, массивов данных.
Чтобы учитывать все, что связано с таким сложным технологическим процессом, и применяют микропроцессорную технику, не персональные компьютеры, другие виды вычислительных машин, собранных в управляющие системы. Кроме того, при управлении производством приходится принимать во внимание затраты ресурсов, влияние человеческого фактора, взаимодействие с окружающей средой.








2. Управленческая и информационная пирамиды.


Управленческая пирамида - схема, иллюстрирующая иерархию отношений подчинения в организациях.


Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и не руководителей, обычно имеют большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (например, начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга). Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, вертикально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления.

Уровни управления.

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация. Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении следующих категорий руководителей (управляющих):

  • руководители низового звена (down management), или операционные управляющие

  • руководители среднего звена (middle management)

  • руководители высшего звена (top management).




2. Информационная пирамида

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. Управление - это целенаправленная деятельность, использующая главным образом информационный поток. На Рис. 4.1. представлена информационная пирамида, отражающая информативность данных и характеризующая степень удовлетворения потребностей в информации различных уровней системы управления.

В условиях директивного планирования информационная система не предоставляла нужную информацию ни для оперативного, ни для концептуального управления предприятием. Она лишь фиксировала и анализировала (и то с опозданием) в основном прошедшие события, откликаясь на требования бухгалтерского учета, контроля за выполнением плана и централизованной статистики. Однако и тогда имелись немногочисленные предприятия, связанные с западными рынками. Философия их информационных систем была совершенно иной - близкой или идентичной философии рынка.

Созданные в условиях централизованного планирования информационные системы позволяли лишь отслеживать ход производства, но не давали необходимой информации для динамичного развития предприятия. Так, эти системы не пригодны для анализа ценообразования и причин изменения цен, инновационных процессов, развития такой информации связано с большими затратами труда, ее обработка очень сложна и требует глубокого анализа. Качество получаемых результатов не гарантировано, хотя они важны для развития предприятия.






Пирамида, характеризующая степень удовлетворения информационных потребностей различных уровней управления рынка, стратегии конкуренции и т. п.

Происходящие изменения в современном обществе вызывают необходимость совершенствования систем управления, переключения основного внимания с оперативного на стратегическое управление, ориентированное в будущее. Это соответствует перемещению центра тяжести к вершине информационной пирамиды.



  1. Роль информационного менеджмента в достижении

конкурентных преимуществ.


Информационный менеджмент – совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью информации деятельностью предприятия (организации).

Цель информационного менеджмента ­– обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности.

Задачи информационного менеджмента:

1. качественное информационное обеспечение процессов управления в организации;

2. осуществление управления информационными ресурсами;

3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;

4. обеспечение управления коммуникациями.

Объектом управления в информационном менеджменте являются:

  • информация в разных формах ее существования;

  • информационные системы и информационные технологии;

  • информационная индустрия и информационный рынок;

  • кадры, реализующие функции производства, использования и хранения информации.

Субъектами управления выступают специальные федеральные и региональные органы, реализующие государственную политику в области управления информацией и службы управления информационными ресурсами учреждений, организаций и предприятий.

Место и структура информационного менеджмента представлены на рис. 1.
























Создаваемые АИС


Среда для формирования информационного ресурса


Менеджерские

информационные системы















Технологии информационного менеджмента







Рисунок 1 - Место и структура информационного менеджмента


Выделяют три вида информационного менеджмента (рис. 2.):

  • управление предприятием (организацией);

  • управление внутренней документацией;

  • управление публикациями.

Управление предприятием включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.











Рисунок 2 - Виды информационного менеджмента


В соответствии с протяженностью задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ).

Понятие «стратегический» в отношении информационного менеджмента предполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных целей по всем направлениям (на срок 3-5 лет), с другой стороны – выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации.

Выбранные решения долгосрочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. наиболее краткосрочного уровня (в сфере обработки информации – это период времени до одного года).

В круг задач менеджмента входят разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами.

Итак, информационный менеджмент превращается в базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах информационного общества.


4. Технологический процесс обработки управленческой

информации.


Технологический процесс (ТП) обработки информации представляет собой комплекс взаимосвязанных операций по преобразованию информации в соответствии с поставленной целью с момента ее возникновения (входа в информационную систему) до момента ее потребления пользователями. Сложность и многообразие вариантов технологических процессов обусловливают необходимость их деления на этапы и операции.

Этапы технологического процесса – это его укрупненные части: относительно самостоятельные, характеризующиеся логической законченностью, пространственной или временной обособленностью. Этапы делятся на технологические операции, различаются их составом и последовательностью выполнения. Технологическая операция – это взаимосвязанная совокупность действий, выполняемых над информацией на одном рабочем месте в процессе ее преобразования для достижения общей цели технологического процесса. При этом важными являются время преобразования и качество результатной информации. Технологические операции обычно выполняются целыми совокупностями, образуя этапы.

Технологический процесс принято делить на этапы: первичный, подготовительный и основной. На первичном этапе обеспечивается сбор первичной информации, ее регистрация и передача на обработку. На подготовительном этапе осуществляется перенос первичной информации на машинные носители для автоматизации ее последующего ввода в технические средства. Реализация основного этапа позволяет выполнять обработку информации и получать необходимые результаты. На всех этапах выполняется максимум контрольных операций для достижения достоверности и полноты преобразования информации.

По содержанию и последовательности преобразования информации различают следующие технологические операции: сбор и регистрация информации, ее передача, прием, запись на машинные носители, арифметическая и логическая обработка, получение результатной информации, выпуск выходных документов, передача их пользователям.

Сбор информации – обеспечение системы управления таким объемом сведений, который позволяет выполнить поставленные задачи. Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автомати­зированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и т.п., где производится сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта. Не менее сложна эта процедура и в финансовых органах, где происходит оформление движения денежных ресурсов.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.), в банках – при совершении финансово-кредитных операций с юридическими и физическими лицами. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявления брака и т.д.

В процессе сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, подсчет денежных купюр, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации, как правило, регистрируется, т.е. информация фиксируется на материальном носителе (документе, машинном носителе) вводом в ПЭВМ. Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими, а процесс автоматизации документооборота – по-прежнему актуальным.

В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накопления и передачи информации по каналам связи, ввод ее непосредственно в ЭВМ для формирования нужных документов или накопления полученных данных в системе.

Передача информации – функция обмена данными, перенос информации в пространстве. Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылки по почте, доставки транспортными средствами, дистанционной передачи по каналам связи, с использованием других средств коммуникаций. Дистанционная передача данных по каналам связи сокращает время их движения, однако это удорожает процесс из-за необходимости применения специальных технических средств. Предпочтительным является использование технических средств сбора и регистрации, которые, автоматически собирая информацию с установленных на рабочих местах датчиков, передают ее в ЭВМ для последующей обработки, что повышает ее достоверность и снижает трудоемкость.

Дистанционно может передаваться как первичная информация с мест ее возникновения, так и результатная – в обратном направлении. Последняя фиксируется дисплеями, табло, печатающими устройствами. Поступление информации по каналам связи в центр обработки в основном осуществляется двумя способами: на машинном носителе или непосредственно вводом в ЭВМ при помощи специальных программных и аппаратных средств.

Дистанционная передача информации с помощью современных коммуникационных средств постоянно развивается и совершенствуется. Особое значение этот способ приобретает в многоуровневых межотраслевых системах, где применение дистанционной передачи значительно ускоряет прохождение информации с одного уровня управления на другой и сокращает общее время обработки данных.

Машинное кодирование – процедура машинного представления (записи) информации на машинных носителях с помощью кодов, принятых в компьютере. Кодирование информации производится путем переноса данных первичных документов на магнитные диски, информация с которых затем вводится в компьютер для обработки. Запись информации на машинные носители осуществляется на компьютере как самостоятельная процедура или как результат обработки.

Хранение информации – перенос информации во времени. Обеспечивает накопление опыта, запоминание информации о ходе развития процессов. Хранение и накопление экономической информации вызвано многократным ее использованием, применением условно-постоянной, справочной и других видов информации, необходимостью комплектации первичных данных до их обработки. Информация хранится и накапливается в информационных базах, на машинных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному в процессе проектирования поименованному порядку.

С хранением и накоплением непосредственно связан поиск данных, т.е. выборка нужных данных из хранимой информации, включая поиск информации, подлежащей корректировке либо замене. Процедура поиска выполняется автоматически на основе составленного пользователем или компьютером запроса на нужную информацию.

Обработка информации – выработанная последовательность действий оформляется в виде документов: конструктивных программ и управленческих технологий. Выполняется для обоснования решений и целесообразных способов действий.

Обработка экономической информации производится на компьютере, как правило, децентрализованно. В местах возникновения первичной информации организуются автоматизированные рабочие места специалистов той или иной управленческой службы (отдела материально-технического снабжения и сбыта, отдела главного технолога, конструкторского отдела, бухгалтерии и т.п.). Обработка, однако, может проводиться не только автономно, но и в вычислительных сетях с использованием набора компьютеров, программных средств и информационных массивов для решения функциональных задач.

Доведение информации до пользователя – преобразование сведений в течение процесса производства и сведений, влияющих на ход этого производства, в форму, обеспечивающую оперативное и безошибочное восприятие их пользователем.

В ходе решения задач на ЭВМ в соответствии с машинной программой формируются результатные сводки, которые печатаются машиной или отображаются на экране. Печать сводок может сопровождаться процедурой тиражирования, если документ с результатной информацией необходимо предоставить нескольким пользователям.

Принятие решения в автоматизированной системе организационного управления, как правило, осуществляется специалистом с применением или без применения технических средств, но в последнем случае – на основе тщательного анализа результатной информации, полученной на компьютере. Задача принятия решений осложняется тем, что специалисту приходится выбирать из множества допустимых решений наиболее приемлемое, сводящее к минимуму потери ресурсов (временных, трудовых, материальных и т.д.). Благодаря применению персональных компьютеров и терминальных устройств повышается аналитичность обрабатываемых сведений, а также обеспечивается постепенный переход к автоматизации выработки оптимальных решений в процессе диалога пользователя с вычислительной системой. Этому способствует использование новых технологий экспертных систем поддержки принятия решений.

По степени механизации и автоматизации операции бывают ручные (выписка первичного документа), механизированные (используются технические средства, но преимущественно выполняются человеком например регистрация на пишущей машинке), автоматизированные – в большей степени выполняются техническими средствами, но предполагается и участие человека (запись данных на магнитные носители с помощью средств, в которых автоматизирован контроль), автоматические – без участия человека (передача информации по линиям связи).

По роли в технологическом процессе различают рабочие и контрольные операции. Рабочие операции обеспечивают получение конечного результата, а контрольные – надежность рабочих операций.


5. Информационные технологии управления проектами.


Наиболее популярные программы управления проектами.

К наиболее популярным непрофессиональным (или их еще называют настольными) программам относятся: Scitor Project Scheduler, Timeline, CA SuperProject, Suretrak.

Из профессиональных программ наиболее популярны Microsoft Project, Open Plan, Primavera Project Planner, Spider Project.

Чтобы не ошибиться в выборе, нужно, прежде всего, составить перечень своих требований к пакету и оценить, насколько эти требования удовлетворяются возможностями пакетов. Ключевые требования связаны с функциональными возможностями пакетов. Все перечисленные пакеты позволяют управлять проектами, состоящими из тысяч работ.

Профессиональные системы предоставляют более гибкие средства реализации функций планирования и контроля, но требуют больших затрат времени на подготовку и анализ данных и, соответственно, высокой квалификации пользователей. Второй тип пакетов адресован пользователям-непрофессионалам, для которых управление проектами не является основным видом деятельности. От пользователей, использующих пакеты планирования лишь время от времени при необходимости спланировать небольшой комплекс работ или ввести фактические данные по проекту трудно ожидать серьезных затрат времени и усилий на то, чтобы освоить и держать в памяти какие-либо специфические функции планирования или оптимизации расписаний. Для них более важным является простота использования и скорость получения результата.


Профессиональные программы управления проектами


Microsoft Project

Назначение MS Project заключается в том, чтобы предоставить среду и все инструменты для разработки, представления и редактирования планов реализации проектов.

Для начала необходимо определиться с целями и жизненным циклом нового проекта. На их основе формируется перечень работ. Microsoft Project позволяет задать последовательность выполнения работ, что делает расписание более гибким, наглядным и упрощает планирование.

Для определения периодов выполнения задач Microsoft Project позволяет создавать календари и определять время начала или завершения работ, выходные и праздничные дни.

На следующем шаге необходимо описать детальный состав работ: нужно указать длительность их выполнения и последовательность (этой информацией должен располагать сам менеджер проекта). Основываясь на этих данных, Microsoft Project автоматически рассчитает даты начала и завершения работ, используя метод критического пути. Планировать сроки работ можно как начиная с некоторой точки, так и к определенной дате.

Функция «Рамки задач» поможет найти фактор (например, зависимость задачи, календарные ограничения, плановая дата или время отпуска), определяющий начальную дату задачи так, чтобы вы могли просмотреть цепочку факторов назад и найти основную причину, вызвавшую конкретную задержку.

Расчет продолжительности работ и, соответственно, сроков можно также поручить системе. Для этого нужно ввести трудоемкость работ и указать, сколько для них мы готовы выделить исполнителей.

Второй важный элемент планирования – ресурсы, используемые в работах проекта. Microsoft Project позволяет создавать и планировать использование в работах трех типов ресурсов:

  • трудовые – возобновляемые ресурсы: персонал и оборудование;

  • материальные – расходуемые предметы;

  • финансовые – деньги.

Трудовые ресурсы назначаются для работы в определенный период и с указанием процента их возможной занятости в проекте. В некоторые моменты трудовой ресурс (например, ценный специалист) может оказаться назначен на несколько задач одновременно или вообще не иметь возможность выйти на работу. Чтобы не возникало перегрузки ресурсов (т.е. план работ невыполним), Microsoft Project предоставляет возможность выравнивания загрузки ресурсов в проекте. Средства ресурсного планирования оптимально распределяют работы по имеющимся ресурсам, чтобы проект можно было завершить в самый короткий срок с учетом имеющихся ограничений по ресурсам. А благодаря функции многоуровневой отмены действий можно безопасно экспериментировать с различными сценариями типа «что если...».

Для каждого ресурса указывается стоимость: для трудовых это ставка оплаты за единицу времени, а для материалов – цена единицы товара. На основе этих ставок и объема использования ресурсов Microsoft Project автоматически рассчитывает стоимость каждой работы и проекта в целом. При этом пользователю доступна информация о затратах с разбивкой по периодам.

Помимо затратной части, следует знать и доходную часть проекта, а также иметь отчет о его рентабельности. Microsoft Project позволяет считать поступление денежных средств и создавать отчет о движении денежных средств, используя специальный класс ресурсов – бюджет.

После того как календарный график работ будет спланирован и оптимизирован, Microsoft Project позволяет зафиксировать исходные значения в виде базового плана. Текущий план может меняться в ходе проекта из-за опережений и срывов сроков, замены исполнителей. А базовый план всегда позволит увидеть исходную картину и получить отчет по отклонениям.

План работ - только исходная часть: необходимо отслеживание фактических сроков выполнения работ, расходования ресурсов и постоянная проверка, или актуализация, графика. Для каждой работы Microsoft Project позволяет вводить прогресс хода выполнения; для назначения ресурса можно учитывать фактическое использование; для трудовых ресурсов можно учесть сверхурочные работы и их оплату по повышенной ставке.

На всем протяжении проекта необходимо анализировать первичные проектные данные для получения усредненной, агрегированной информации и выявления тенденций. Microsoft Project содержит большое количество метрик по разнообразным аспектам хода проекта, кроме того, можно самим создавать уникальные метрики для своего проекта, путем настройки пользовательских полей на основе формул. Графические индикаторы помогут быстро и наглядно предупредить о возникновении отклонений. Представления информации могут быть произвольно сгруппированы, отфильтрованы и отсортированы. Полученные данные можно распечатать в виде наглядных отчетов и представить руководству.

Microsoft Project обеспечивает управление ходом работ на всем жизненном цикле проекта, помогая завершить его в срок, в рамках бюджета и с надлежащим качеством.

Среди плюсов программы нужно отметить высокую, даже несколько чрезмерную, гибкость, т.е. существование большого числа настроек, что при полном изучении позволяет описать средствами MS Project практически любую возможную жизненную ситуацию. Поражает в программе также разумная организация процесса разработки проекта, т.к. она написана с использованием знакомых стандартов стратегического планирования. Хорошей чертой MS Project, впрочем, как и всех приложений MS Office, является обширная помощь, в которой можно найти ответы на многие вопросы, и стандартный инструментарий MS Office, сокращающий время адаптации к программе.

Среди минусов можно отметить нелокализованность программы для России, хотя, обладая достаточно скромными знаниями английского, можно быстро в ней разобраться.

Использовать MS Project можно рекомендовать специалистам и руководителям, занимающихся разработкой планов реализации тех или иных проектов, в том числе и в рамках стратегического планирования. С его помощью решаются многие проблемы, связанные с данной процедурой регулярного менеджмента, например, определение и корректировка нагрузки структурных подразделений в определенный период времени. Решать с помощью MS Project задачи планирования можно всем, так как программа не требует мощного аппаратного комплекса и отлично работает на персональном компьютере.

Microsoft Project обеспечивает управление ходом работ на всем жизненном цикле проекта, помогая завершить его в срок, в рамках бюджета и с надлежащим качеством.

^

Open Plan и другие: семейство программных пакетов Welcom


Программные пакеты, которые будут здесь рассмотрены, начали свою историю в 1983 году и наиболее известным из них в нашей стране является система Open Plan. Однако в настоящее время он является лишь одним из продуктов, составляющих семейство Welcom одноименной компании.

Первоначальное распространение программные продукты семейства Welcom получили на предприятиях авиакосмической и оборонной отрасли США, но впоследствии стали применяться для управления проектами в самых различных отраслях.

В настоящее время в это семейство продуктов входят:

  • Open Plan – система календарного планирования и контроля, предназначенная для управления реализацией как отдельных проектов, так и сложных проектных программ в срок и в рамках бюджета;

  • Cobra – система управления бюджетом проектов, позволяющая планировать и контролировать стоимость реализации проекта, а также проводить анализ и прогнозировать ход выполнения проекта на основе показателей освоенного объема;

  • WelcomHome – Web-ориентированный инструмент для создания виртуального офиса проекта, позволяющий значительно повысить качество коммуникаций между членами распределенной команды при совместной работе над проектом.

Особенностью семейства продуктов Welcom является их тесная интеграция между собой, а также открытая архитектура и богатые возможности по обмену данными с другими приложениями. Это позволяет строить эффективные системы управления проектами на предприятиях с уже сложившейся информационной инфраструктурой.

В основе подхода Welcom к построению единой системы управления проектами на предприятии лежит создание интегрированного решения. Это, в частности, подразумевает наличие единого хранилища данных проекта и доступ к этим данным из разных приложений в соответствии с правами доступа и ролью пользователя в проекте. Причем доступ возможен как в локальной сети, так и удаленно через Internet.


Структура данных

Структура данных очень важна. Именно она определяет возможности моделирования ситуаций, складывающихся в реальных проектах. При отсутствии возможностей для использования исходной информации о реальных характеристиках операций, ресурсов и взаимосвязей работ проекта, а также ограничений, влияющих на его план и бюджет, нельзя получить компьютерную модель проекта, адекватно отражающую реальную картину, и использовать эту модель для принятия управленческих решений.

Основными элементами компьютерной модели проекта являются операции проекта, их взаимосвязи, ресурсы проекта и их назначения на исполнение операций, а также иерархические структуры работ и ресурсов и структуры затрат. При этом основными элементами управления являются ресурсы и именно моделирование их работы в наибольшей степени влияет на адекватность отображения в компьютерной модели реальных ситуаций. Здесь мы остановимся только на основных элементах структуры данных, принципиальных для понимания идеологии и отличий подходов к моделированию проектов.

Операции

В большинстве известных пакетов операции характеризуются длительностью их исполнения. В Spider Project наряду с длительностями можно задавать физические объемы работ на операциях. Длительность определяется пакетом в процессе составления расписания работ в зависимости от производительности назначенных ресурсов. Такой подход имеет много преимуществ. В частности, он позволяет использовать проектные базы данных, в которых заложены нормативы по расходам материалов и затратам на единичные объемы работ различных типов, производительностям ресурсов на типовых назначениях.

Взаимосвязи работ

В Spider Project используются те же типы взаимосвязей, что и в других известных пакетах. Отличия имеются в определении задержек. Наряду с положительными и отрицательными временными задержками, можно использовать и объемные задержки. При этом мы считаем использование объемных задержек предпочтительным. Действительно, проблема с временными задержками заключается в том, что если работа началась, но исполняется медленнее, чем было запланировано, временная задержка может исчерпаться раньше, чем будет выполнен запланированный объем работ. Временные задержки требуют внимания и регулярной корректировки.

Ресурсы

Отличия в задании ресурсов наиболее значительны. Ресурсы подразделяются на возобновляемые (люди, механизмы) и невознобляемые (материалы). В большинстве пакетов те и другие задаются вместе, отличия обычно заключаются лишь в задании стоимости их использования - в час или за единицу. В Spider Project эти виды ресурсов задаются отдельно. При этом можно задать, что возобновляемые ресурсы потребляют материалы (пример: автомобиль потребляет бензин). Тогда назначив ресурсы на исполнение операций проекта вы автоматически учитываете попутное потребление необходимых материалов. Кроме отдельных ресурсов можно задать мультиресурсы и пулы. Мультиресурсы - это группы ресурсов, которые выполняют работы вместе (например, бригада, экипаж, автомобиль с шофером и т.д.). Мультиресурсы можно назначать на исполнение операций целиком, что означает назначение всех ресурсов, которые в них входят. Пулы - это группы взаимозаменяемых ресурсов. Основное отличие от подходов, используемых в других пакетах, в которых имеется skill scheduling, заключается в том, что ресурсы пула могут иметь различные производительности.

Календари

Календари можно задать для всех операций, ресурсов и задержек. При этом мы считаем важным для моделирования проекта наличие всех перечисленных календарей.

Назначения

Очень серьезные отличия имеются в назначениях ресурсов на исполнение операций проекта. В Spider Project при назначениях ресурсов на исполнение операций проекта появляется понятие команды, то есть группы ресурсов, выполняющих работы вместе. В команду могут входить как отдельные ресурсы, так и мультиресурсы и пулы. Если у операции исходной информацией является объем работ, необходимо задать производительность хотя бы одного из назначенных ресурсов, чтобы пакет вычислил длительность работы.

Ресурсы, принадлежащие различным командам, работают на операции независимо. При этом можно задать объемы или длительности работ для каждой команды, а можно этого и не делать. Последнее означает, что команда будет работать, пока операция не будет выполнена. При этом к ней могут присоединяться и другие назначенные команды, но может создаться и ситуация, когда работа будет закончена до того, как некоторые из назначенных команд приступят к исполнению операции. Такой подход позволяет эффективно моделировать сменную работу. Ресурсы могут быть назначены на исполнение операции частично. Тогда в Spider Project задается процентная загрузка назначенных ресурсов наряду с количеством. Тем самым не создается ситуация, обычная для других пакетов, когда необходимое количество ресурсов остается неизвестным (две единицы ресурса с 50% загрузкой в других пакетах эквивалентны одной единице, загруженной полностью). Существенным отличием Spider Project является и то, что в пакете моделируется не только потребление, но и производство ресурсов и материалов на операциях и назначениях.

Центры

Часто бывает необходимым контролировать группы материалов, ресурсов и затрат. Для этой цели служат центра материалов, ресурсов и стоимостей, которые в Spider Project можно создавать в неограниченном количестве. В центр материалов можно включить любую группу материалов, в центр ресурсов - группу ресурсов и получать отчеты об общем количестве ресурсов или материалов по соответствующему центру. В стоимостной центр можно включить определенные стоимостные составляющие, ресурсы и материалы. Тогда будут подсчитываться суммарные расходы только по выбранным стоимостным составляющим, включая (или не включая) фиксированные стоимости работ на операциях (назначенные напрямую), а также те ресурсы и материалы, которые вошли в стоимостной центр. В западных системах аналогов нет.


Вычисления

Задачи, решаемые с помощью пакетов управления проектами обычно включают: а) разработку расписания исполнения проекта без учета ограниченности ресурсов, б) разработку расписания исполнения проекта с учетом ограниченности ресурсов, в) определение критического пути и резервов времени исполнения операций проекта, г) определение потребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании в любые периоды времени, д) определение распределения во времени загрузки возобновляемых ресурсов, е) анализ рисков и планирование расписания и других характеристик проекта с учетом рисков, ж) ведение учета исполнения, з) анализ отклонений хода работ от запланированного и прогнозирование основных параметров проекта.

А) Задача составления расписания исполнения проекта без учета ограниченности ресурсов имеет точное математическое решение (метод критического пути) и для аналогичных исходных данных решается всеми пакетами одинаково. По остальным задачам имеются существенные отличия в подходах и получаемых результатах.

Б) В большинстве пакетов под расписанием с учетом ограниченности ресурсов понимается расписание, в котором учитывается ограниченность возобновляемых ресурсов. При этом традиционно используются самые простые эвристики, которые не обеспечивают ни получения расписания, близкого к оптимальному, ни устойчивости этого расписания. В лучшем случае пользователям предоставляется возможность выбора критериев при назначении ресурсов в процессе составления расписания, что позволяет выполнить перебор и выбрать лучшее из полученных решений. Однако и такой перебор не обеспечивает получения приемлемых результатов. В Spider Project используются значительно более совершенные эвристики, которые позволяют устойчиво получать более короткие расписания исполнения проекта при тех же ресурсных ограничениях, чем в других пакетах.

В) Традиционное понятие критического пути работает только при наличии неограниченных ресурсов. При ограниченных ресурсах традиционные способы определения критического пути теряют смысл. Это же относится и к понятию полного резерва. Полный резерв, определяемый большинством пакетов, показывает резерв времени исполнения операций, если пренебречь ограничениями на количество имеющихся ресурсов. Практически такие резервы использовать нельзя. В Spider Project вычисляется ресурсный критический путь и резервы сроков исполнения операций с учетом ограниченности ресурсов.

Г) В большинстве пакетов вычисляются потребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании на базе составленного расписания проекта. Если требуемое финансирование или поставки материалов не могут быть обеспечены, то пользователи вынуждены корректировать графики вручную. В пакете Spider Project можно моделировать не только расходы финансовых средств, но и доходы, не только потребление материалов, но и поставки. Кроме того, в Spider Project можно рассчитать расписание исполнения проекта с учетом не только ограниченности возобновляемых ресурсов, но и графиков поставок и финансирования, причем не только по суммарным затратам, но и по отдельным составляющим и центрам затрат и материалов.

Д) Принципиальным отличием возможностей Spider Project от других пакетов является то, что при расчетах учитывается и количество, и процентная загрузка ресурсов на операциях проекта. Таким образом, даже при неполной загрузке ресурсов на отдельных операциях результаты расчета расписания работ при ограничениях на общее количество ресурсов остаются достоверными. Соответственно и отчетность получается не только по времени загрузки ресурсов, но и по количеству загруженных ресурсов.

Е) В западных программах существуют специальные пакеты для моделирования рисков. Встроенный анализ неопределенностей есть в пакете Open Plan. Независимо от того, используется ли метод PERT или метод Монте Карло, при моделировании рисков предполагается, что длительности операций не коррелированы между собой. В жизни это не так. Как правило, отклонения длительности исполнения операций связаны с неправильным определением производительности назначенных ресурсов, а значит и отклонения длительности исполнения операций, использующих те же ресурсы взаимосвязаны. Поэтому при моделировании рисков в пакете Spider Project исходят из оптимистических, пессимистических и ожидаемых оценок не длительностей операций, а производительности назначенных ресурсов. Тем самым, моделируются не последствия, а источники рисков, и результаты получаются значительно более понятными и достоверными.

Ж) Учет исполнения и корректировка расписания оставшихся операций проекта в пакете Spider Project также отличается от общепринятого. Прежде всего, учет основан на регистрации не только отработанной длительности, но и выполненных объемов. Это позволяет пакету рассчитать длительности и расписание исполнения оставшихся операций проекта, основываясь на объективной информации. Учет выполненных объемов и отработанной длительности позволяет откорректировать первоначальные оценки производительности ресурсов проекта и соответственно скорректировать расписание исполнения оставшихся операций. Пакет ведет архивы учета и предоставляет пользователям возможность получать отчетность по исполнению за любой промежуток времени и по любой иерархической структуре работ проекта.

Базы данных

Характерной особенностью не только пакета, но и технологии управления проектами в России является интенсивное использование в проектах всевозможных норм и стандартов. Раньше использование норм (особенно в строительстве) регламентировалось государством, сейчас все больше используются корпоративные нормы и стандарты. Такие нормы обычно относятся к единичным объемам работ различных типов и производительностям ресурсов на типовых назначениях.

В пакете Spider Project заложена возможность поддержки таких норм. Пользователи Spider Project могут создать в пакете или импортировать из других программ всевозможные справочники и сделать их проектными базами данных. Типичные справочники включают нормы расхода материалов на единичных объемах работ различных типов, стоимости единичных объемов работ (по составляющим), производительность и процентная загрузка ресурсов на типовых назначениях. Применение проектных баз данных обладает целым рядом преимуществ. Так, например, это позволяет разработать и использовать в различных проектах корпоративные стандарты, унифицировать внутри организаций оценки производительности ресурсов, потребности работ в материалах, стоимостные оценки единичных объемов работ и т.д.

Кроме того, использование проектных баз данных позволяет быстро и эффективно вносить изменения в проекты при изменении исходной информации, что значительно облегчает также и анализ «что если», и анализ рисков (при этом обычно создаются и используются оптимистические и пессимистические базы данных, поочередное применение которых позволяет получить оптимистическую и пессимистическую версии проекта). Другим эффективным инструментом для анализа «что если» и внесения изменений в проект является использование мультиресурсов. Изменив состав мультиресурса и применив это изменение к проекту пользователи могут изменить состав назначений для всех операций, где был использован этот мультиресурс.

Очень важным инструментом для создания корпоративной культуры и корпоративных стандартов управления проектами является библиотека типовых фрагментов. Типовой фрагмент - это небольшой проект, определяющий технологию выполнения типового участка работ определенного объема. Этот проект включает все необходимое для включения его в состав ведущихся в компании проектов - и материалы, и ресурсы, и стоимостные составляющие.

Отчеты

Наряду со стандартными графическими отчетами - диаграммой Гантта, сетевой диаграммой, диаграммами загрузки ресурсов, расхода материалов и графиками затрат по проекту и отдельным фазам, Spider Project предлагает пользователям Ресурсную диаграмму Гантта и Линейную диаграмму. Ресурсная диаграмма Гантта аналогична диаграмме Гантта операций с тем отличием, что на ней отображаются не периоды исполнения операций, а периоды загрузки ресурсов. В табличной части отображается иерархическая структура ресурсов, в графической - периоды загрузки ресурсов и подразделений.

Линейная диаграмма - ясный и компактный способ отражения расписания работ проекта. На этой диаграмме по вертикали отображается время, а по горизонтали - метрика проекта (это могут быть километры, этажи и любая другая метрика, определяемая пользователями). Пользователи могут выбирать, какие виды работ отображать на линейной диаграмме. Линейная диаграмма показывает, какие работы и в какое время планируется провести в каждом месте трассы. Кроме того можно запустить анимацию и просмотреть на линейной диаграмме процесс исполнения проекта с любым временным шагом. Можно выделить любой участок и просмотреть детальный план исполнения проекта.


Список использованной литературы.


  1. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

  2. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  4. http://rus-lib.ru/book/38/men/21/index.html

  5. http://www.osp.ru

6. http://www.tekora.ru


Скачать файл (236.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации