Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Качество выпускаемой продукции - файл 1.doc


Контрольная работа - Качество выпускаемой продукции
скачать (161.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc162kb.16.12.2011 09:12скачать

содержание

1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТНЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОСИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление качеством»

на тему 1 «Качество выпускаемой продукции»
Студент: Аржинеева Екатерина Ивановна

Специальность: Менеджмент организации

Группа: 4 курс, дневная

№ зачетной книжки: 06ммб02892

Руководитель: Прошкина Л.А.

ПЕНЗА – 2008

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие и показатели качества продукции.

  2. Стадии, на которых формируется качество продукции.

  3. Методы оценки качества продукции.

Заключение.

  1. ^ ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами [6, с. 283].

Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов.

Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:

1.Экономические

1.1.Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходован­ных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

1.2.Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум —плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элевато­ры), плохие коммуникации, плохая связь).

1.3.Дополнительные затраты на ремонт техники.

1.4.Дополнительные затраты времени у населения на ремонт
бытовой техники.

1.5.Потери природных ресурсов в результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.

1.6.Недополученная валютная выручка из-за низкой доли экспорта готовой продукции.

1.7.Дополнительная потеря валютных средств для импорта
техники и товаров народного потребления.

1.8.Дополнительные затраты материальных и трудовых ресур­сов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

2.Социальные

2.1.Дефицитность отечественной продукции.

2.2.Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.

2.3.Недостаточное удовлетворение потребностей производст­венно-технического и личного плана.

2.4.Снижение темпов роста благосостояния населения.

2.5.Нерациональная трата свободного времени населения на уст­ранение дефектов изготовления товаров народного потребления.

2.6.Ухудшение морального климата в коллективе.

2.7.Уменьшение прибыли предприятия.

3.Экологические

3.1.Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна,
водного бассейна, земельных ресурсов.

3.2.Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.

3.3.Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за
недостаточного качества воздуха, воды и почвы.

3.4.Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ре­монт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воз­душной среды.

С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции — относительной характеристики качества про­дукции, основанной на сопоставлении значений показателей, оп­ределяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями [5, с. 165].

Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производитель­ность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремон­топригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от осо­бенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности мо­гут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безот­казность может быть основным, а иногда и единственным показа­телем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электра приборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ре­монтопригодность определяют такие показатели, как сред­няя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется ве­личиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высо­кой производительности труда при изготовлении и ремонте про­дукции. Именно с помощью технологичности достигаются массо­вость выпуска продукции, рациональное распределение затрат ма­териалов, средств, труда и времени при технологической подго­товке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными со­ставными частями, а также уровень унификации по сравнению с дру­гими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифи­цированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

Эргономические показатели отражают взаимодействие челове­ка с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляю­щихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необхо­димые для управления трактором, расположение ручки у холо­дильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположе­ние руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, за­пыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.

Эстетические показатели характеризуют информационную вы­разительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия. Показатели транспортабельности выражают приспособлен­ность продукции для транспортирования.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При опреде­лении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных приме­сей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности про­дукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремон­те, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потреб­ности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показа­телей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономи­чески оптимального качества, или экономически рационального ка­чества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, ком­пенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затра­ты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается соот­ношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

Q

Копт = — ,

C

где Копт — экономически оптимальное качество;

Q — качество изделия;

C — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке ка­чества продукции [3, с. 42].

Итак, качество продукции в условиях современного производ­ства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора пред­приятия до конкретного исполнителя любой операции. Все про­цессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

  1. ^ СТАДИИ, НА КОТОРЫХ ФОРМИРУЕТСЯ КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ.

Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, надежность продукции и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания [4, с. 129].

Идея анализа затрат на качество заключается в том, что относительно небольшие вложения в деятельность по предупреждению производства некачественной продукции или услуг приводят к значительным сокращениям потерь от брака как внутренних, так и внешних [7, с. 4 - 9].

Исследуя затраты на предпроизводственном этапе, иногда выделяют виды затрат по этапам жизненного цикла продукции. Известно, что, например, на стадии эскизного проектирования автомобиля и подготовки технического задания достигается 20 - 30% дополнительного гарантированного качества продукта. И лишь 10 - 15% качества достигается на стадии планирования производственного процесса.

Предпроизводственный этап создания автомобиля включает 10 последовательных стадий, отражающих цепочку процессов (Приложение 1).

10 стадий предпроизводственного этапа играют значительную роль при формировании качественной продукции с относительно низким уровнем затрат на ее производство при условии качественного составления конструкторской документации, т.е. являются предпосылкой решения задач для удовлетворения поставленной перед предприятием цели.

Рассмотрим содержание каждой стадии производственного этапа на примере разработки новой модели автомобиля.

1. Разработка концепции продукта. Основные характеристики качества формируются на основе сравнительного анализа с аналогами разрабатываемой продукции; полноте описания ожидаемых характеристик; предполагаемой стратегии присутствия на рынке; прогнозе развития продукта; стержневой идее проекта.

2. Составление технического задания. Показателями качества этой стадии являются полнота и качество составленного технического задания, оценка необходимости частных технических заданий, план предприятий-исполнителей отдельных частей концепции.

3. НИОКР, т.е. разработка состава продукта, выбора комплектующих и их доводки. Здесь выделяются следующие характеристики процесса: аудит эскизного проекта; оценка его защиты; аудит уровня приобретаемых комплектующих и лицензий на право их производства; оценка и переоценка результатов маркетинговых исследований на стадии 1; оценка сроков реализации концепции и экономического обоснования концепции с принятием необходимых корректирующих согласованных решений.

4. Проектирование продукта и комплектующих, их компоновки, макеты, варианты, расчеты, модели. Основные характеристики проектирования определяются по результатам аудита технического проекта и оценки его защиты.

5. Разработка и оформление конструкторской документации. На этой стадии:

оценивается соблюдение требований ГОСТов на оформление конструкторской документации, ее технологическая пригодность для предполагаемых производственных возможностей;

исследуются несоответствия конструкторской документации, выявленные при ее проверках и предварительной технологической экспертизе конструктором-руководителем, нормативным контролем, метрологическим контролем;

анализируются экономические затраты на производство продукта по проектной документации при заданной производственной программе (серийности).

6. Создание опытного (макетного) образца продукта. Здесь необходимо обратить внимание на выявленные принципиальные крупные несоответствия производимых технологических операций при изготовлении деталей, сборке узлов, продукта в целом конструкторской документации, а также на технологичность операций обслуживания продукта и его использования (свойство эргономичности).

7. Предварительные испытания опытного образца продукта и его составных частей, комплектующих и узлов. Характеристики качества на этой стадии строятся на основе оценки соответствия полученных результатов заданным в техническом задании требованиям по всем параметрам без исключения, полноты и качества испытательных программ и методик, эргономичности продукта, эстетичности конструкции; безопасности эксплуатации изделия, трудоемкости обслуживания, экспортных возможностей продукта; качества испытательной работы специализированной организации.

8. Доработка продукта. На этой стадии качество характеризуют соответствие полученных результатов заданным в техническом задании требованиям по проверяемым и уточняемым параметрам, полнота и качество специальных испытательных программ и методик, уровень испытательной работы специализированной организации, эффективность доработок продукта на предшествующих стадиях.

9. Технологическое согласование конструкторской документации с учетом предварительных и приемочных испытаний. На этой стадии рассматриваются: технологические замечания к конструкторской документации и объем вынужденных изменений в ней; конструкторская документация межведомственной комиссии и количество записанных в акте комиссии особых мнений предприятий-смежников, поставщиков комплектующих; пригодность конструкторской документации к многократному тиражированию и ее сохранности; готовность производства к освоению и выпуску продукта в указанные сроки и в конкретных рамках уровня затрат..

10. Выпуск первой установочной партии продукта и ее эксплуатация под контролем конструкторского отдела. На этой стадии изучаются следующие качественные характеристики: несоответствия, выявленные при производственной сборке установочной партии продукта; необходимость и объем дополнительных доработок по результатам производственного изготовления и сборки продукта; соответствие характеристик продукта условиям технического задания, полученным на периодических испытаниях изделий из первой производственной партии; отзывы от эксплуатирующих предприятий по результатам подконтрольной эксплуатации с заданной периодичностью; необходимость серьезных доработок продукта [2, с. 12].

Чтобы обеспечить необходимый уровень качества продукции, необходимо его поддерживать на протяжении всего «жизненного» цикла продукции.

Жизненный цикл – это совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от формирования исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации или потребления.

Первый уровень жизненного цикла можно разделить на стадии: исследование и разработка; изготовление; реализация и обращение; эксплуатация.

Исследование и разработка продукции. Цель данной стадии – формирование перспективных требований к качеству новой продукции; воплощение в конструкторских и других видах документов технических решений, обеспечивающих реализацию этих требований наиболее экономичным способом. Факторы качества на данной стадии играют значительную роль в формировании качества продукции.

Общая схема разработки продукции. Разработка продукции в соответствии с ГОСТом 15.001 «Система разработки и постановки продукции на производство» предусматривает:

  • разработку технического задания;

  • разработку технической и нормативной документации;

  • изготовление и испытания образцов продукции;

  • приемку результатов разработки.

Изготовление продукции состоит из трех этапов: постановка на производство; установившееся производство; снятие с производства [6, с. 289].

Обращение и реализация – часть жизненного цикла продукции: от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем. При обращении должно быть обеспечено максимальное сохранение объемов и качества готовой продукции, установленных плановым заданием и нормативной документацией, в период транспортирования, хранения и подготовки к реализации.

Эксплуатация продукции – стадия жизненного цикла продукции, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество. Эксплуатация изделия включает в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

5. Производство

6. Контроль проведения испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение продукции.

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь и обслуживание.

11. Утилизация после испытания. (Приложение 2)

Таким образом, обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет анализ [4, с. 51].

  1. ^ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.

Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.

Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки [5, с. 96].

Измерительный метод основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. С помощью измерительного метода определяются следующие значения: масса изделия, частота вращения двигателя, размер изделия, скорость автомобиля, сила тока.

Расчетный метод базируется на использовании информации, получаемой с помощью теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей производительности, мощности, прочности и другие.

Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. С помощью органолептического метода определяются показатели качества кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции.

Регистрационный метод основывается на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат, например отказов изделия при испытаниях. Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др.

Рассмотренные методы могут применяться совместно на различных стадиях жизненного цикла продукции. Так, измерительный и регистрационный используются на стадиях разработки, производства и эксплуатации (потребления) продукции производственно-технического назначения и бытовой техники, органолептический и измерительный — на стадиях разработки и производства предметов потребления.

В зависимости от источника информации методы определения значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.

Традиционный метод осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений (к ним относятся специализированные лаборатории, полигоны, испытательные стенды).

Экспертный метод оценки показателей качества продукции реализуется группой специалистов-экспертов, например дизайнеров, дегустаторов, товароведов. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами. Этот метод используется при определении значений некоторых эргономических и эстетических показателей.

Социологический метод определения показателей качества продукции используется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем опросов или с помощью специальных анкет-вопросников, выставок, конференций [5, с. 112].

Методы оценки уровня качества продукции одного вида могут быть: дифференциальным, комплексным, смешанным.

Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции осуществляется сравнением показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями.

Встречаются случаи, когда трудно оценить уровень качества. В таких ситуациях все показатели целесообразно разделить по значимости на две группы. В первую группу следует включить показатели) определяющие наиболее существенные свойства продукции, а в другую — второстепенные. Если в первой группе все относительные показатели больше или равны единице, а во второй — большая часть показателей также не меньше единицы, то можно сказать, что уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового образца. В противном случае оценку уровня качества необходимо проводить другим методом, например комплексным.

Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества. Этот метод применяется в случаях, когда оказывается целесообразным уровень качества выразить только одним числом. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение продукции, интегральным или средним взвешенным.

Если имеется необходимая информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей.

Интегральный (обобщенный) показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции.

Средние взвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной степенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей.

Сложность комплексной оценки заключается в объективном нахождении обобщенного показателя.

Дифференциальный и комплексный методы оценки уровня качества продукции не всегда решают поставленные задачи. При оценке сложной продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В этих случаях для оценки уровня качества продукции применяют единичные и комплексные показатели качества, одновременно используя и комплексный, и дифференциальный методы, то есть производят смешанным методом. Сущность и последовательность оценки этим методом заключается в следующем:

1. Единичные показатели качества объединяют в ряд групп, для которых определяют групповой комплексный показатель качества.

Наиболее значимые единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать отдельно. Объединение показателей в группы должно производиться в зависимости от цели оценки.

2. Найденные величины групповых комплексных и отдельно выделенных наиболее важных единичных показателей подвергают сравнению с соответствующими значениями базовых показателей, то есть применяют принципы дифференциального метода [2, с. 148].

Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному, уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) останавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.

Базовый образец – это образец продукции, представляющий передовые научно-технические достижения и выделяемые из группы аналогов оцениваемой продукции.

В результате оценки продукцию относят к одному из трех уровней:

  • превосходит мировой уровень;

  • соответствует мировому уровню;

  • уступает мировому уровню.

Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту [3, с. 49].

Этапы оценки технического уровня продукции включают:

А. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки. Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Исходя из значений этих показателей образцы, имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой продукции. Оценочные показатели применяются непосредственно для сопоставления оцениваемого образца с базовыми и характеризуют потребительские свойства, надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства.

Б. Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. В группу входят :

  • При оценке разрабатываемой продукции – перспективные и экспериментальные образцы, поступления которых на мировой рынок прогнозируются на период выпуска оцениваемой продукции;

  • При оценке выпускаемой продукции – образцы, реализуемые на мировом рынке, значения показателей которых устанавливаются на основе имеющейся на них документации и (или) по результатам испытания.

  • В. Выделение базовых образцов из группы аналогов. Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

  • Аналог не может быть признан образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу по совокупности оценочных показателей, т.е. уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его не по каким из остальных;

  • Оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим – второй, при этом значение некоторых показателей у аналогов могут совпадать.

В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.

Г. Сопоставление оцениваемого образца с базовыми осуществляется поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значений ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т.п.; стандартам, и техническим условиям и другим действующим нормативным документам на продукцию. Продукция, не соответствующая любому из этих требований, признается уступающей мировому уровню. При выполнении указанных требований переходят ко второму этапу. На втором этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом по значениям оценочных показателей на основе метода попарного сопоставления. При этом сопоставление может привести к одному из следующих результатов:

  • Оцениваемая продукция выступает базовым образцом, если она уступает ему хотя бы по одному из показателей;

  • Оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если она превосходит его хотя бы по одному показателю, не уступая ему ни по одному из оставшихся показателей;

  • Оцениваемая продукция равноценна базовому образцу, если значения всех его показателей совпадают со значениями базового образца [1, с. 53].

Результат сопоставления оцениваемой продукции совокупностью базовых образцов на этом этапе формируется следующим образом:

  • Продукция превосходит мировой уровень, если она превосходит каждый образец;

  • Продукция соответствует мировому уровню, если она равноценна хотя бы одному базовому образцу;

  • Продукция уступает мировому уровню, если она уступает каждому базовому образцу.

В приведенных выше ситуациях продукцию относят к одной из трех градаций. В случае, когда оцениваемая продукция:

  • Превосходит хотя бы один, но не каждый базовый образец – она не уступает мировому уровню;

  • Уступает хотя бы по одному, но не каждому базовому образцу – она не превосходит мировой уровень.

В том и другом случае имеется неопределенность отнесения к одной из трех градаций. Если в результате сопоставления оцениваемой продукции с каждым базовым образцом и с совокупностью базовых образцов выявлена неопределенность отнесения продукции к градациям, то проводят последующие этапы сопоставления. По итогам проведения этих этапов оценки технического уровня продукции дают заключение о принадлежности продукции к одной из трех градаций.

В случае, когда не существует аналогов оцениваемой продукции, она считается соответствующей мировому уровню, если характеризуется принципиально новыми техническими решениями, которые защищены авторскими свидетельствами и (или) патентами.

В заключение в зависимости от поставленных целей и полученных результатов подготавливают предложения для принятия решения по разработке, постановке на производство и совершенствованию продукции [5, с. 136].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценить уровень качества продукции можно по качественным и количественным признакам. Если они соответствуют стандартам, то продукцию следует сертифицировать. Конечная цель проведения сертификации – это не только повышение качества продукции и услуг, но и гарантии безопасности живущим сегодня и сохранение здоровой среды обитания для тех, кто будет жить завтра.

Низкое (неконкурентноспособное) качество продукции – не абстрактная категория, а вполне конкретная причина нежизнеспособности предприятия. Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая проблема. Способность предприятия достигать своих целей, обеспечивая конкурентноспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на нем системой организации и управления – системой управления качеством.

Проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров или услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Идея необходимости борьбы за качество зародилась в Америке, ее подхватила, расширила, углубила и стала внедрять в практику Япония и достигла больших успехов. Весь мир признает качество японских товаров. Для нашей экономики проблема качества - одна из главных.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Амиров Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика // Стандарты и качество. 1992 №10. с. 53-55.

  2. Гиссин В.И. Управление качества продукции: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 256 с.

  3. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд. Стандартов.1988. 80с.

  4. Ильенков С.Д. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 199 с.

  5. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб. пособие для студентов вузов. Минск. 2003г. – 214 с.

  6. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика. 1998. – 640 с.

  7. Шоттмиллер Дж. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // Методы менеджмента качества, 2003, N 2.

Приложение 1

┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Стадия 1. │ │ Стадия 10. │

│ Разработка концепции│ │ Выпуск первой │

│ продукта │ │ установочной партии │

│ │ │ продукта и контроль │

└──────────┬──────────┘ │ за ее эксплуатацией │

\│/ └─────────────────────┘

┌─────────────────────┐ /│\

│ Стадия 2. │ ┌──────────┴──────────┐

│ Составление │ │ Стадия 9. │

│технического задания │ │ Технологическое │

└──────────┬──────────┘ │ согласование │

\│/ │ конструкторской │

┌─────────────────────┐ │ документации │

│ Стадия 3. │ │ и подготовка │

│ НИОКР │ │производства продукта│

│ (состав продукта, │ └─────────────────────┘

│ выбор комплектующих │ /│\

│ и их доводка) │ ┌──────────┴──────────┐

└──────────┬──────────┘ │ Стадия 8. │

\│/ │ Доработка опытного │

┌─────────────────────┐ │ образца продукта │

│ Стадия 4. │ │ с учетом изменений │

│ Проектирование │ │ конструкторской │

│ продукта │ │ документации │

│ (компоновки, макеты,│ │ и предварительных │

│ варианты, расчеты, │ │ испытаний │

│ модели) │ └─────────────────────┘

└──────────┬──────────┘ /│\

\│/ ┌──────────┴──────────┐

┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │ Стадия 7. │

│ Стадия 5. │ │ Стадия 6. │ │ Предварительные │

│ Разработка │ │ Создание опытного │ │ испытания опытного │

│ и оформление ├──>│ (макетного) ├──>│ образца продукта, │

│ конструкторской │ │ образца продукта │ │его составных частей,│

│ документации │ │ или его группы │ │комплектующих и узлов│

└─────────────────────┘ └─────────────────────┘ └─────────────────────┘

Рис. 1 Стадии предпроизводственного этапа жизненного цикла продукции.
Приложение 2

Рис. 2 «Петля качества».






Скачать файл (161.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации