Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Болонский процес и система образования Украины - файл 1.doc


Болонский процес и система образования Украины
скачать (203.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc204kb.16.12.2011 09:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
План

Введение

  1. Болонский процесс

  2. Болонский процесс и Украина

  3. Болонский процесс интеграция в Украине

  4. Система образования в Украине

Заключение
Введение
Высшая школа занимает свое ведущее место в системе непрерывного образования. Она прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Поэтому ее развитие является важной составной частью стратегии общего национального развития.

Необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть высшее профессиональное образование и специалист, выпускаемые высшей школой в ближайшее и отдаленное будущее.

И тем не менее нельзя не признать, что при бесспорных достижениях в развитии высшей школы, качество наших специалистов не отвечают современным требованиям. Об этом свидетельствует тот факт, что располагая одним из крупнейших в мире инженерным корпусом, мы значительно отстаем по качеству продукции, по средней производительности общественного труда, от наивысшего уровня, достигнутого в мире. Это обусловлено во много квалификацией специалистов. У нас избыток специалистов с дипломами и недостаток кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи.

Известно, что требования к подготовке специалиста формулируются вне системы образования. Они исходят из общих экономических и общественных целей государства.

Умение предвосхищать и предвидеть развитие высшего профессионального образования – одно из важнейших условий успешности его функционирования.

Научное предвидение возможно постольку, поскольку будущее рассматривается как продолжение прошлого. Но требование к специалисту, содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий характер по сравнению со сложившейся теорией и практикой.

Главная цель опережающих квалификационных требований – обеспечение соответствия между изменениями личностных, общественных потребностей и перспективами развития науки, техники, экономики, культуры и отражением их в целях и содержании подготовки.

По определению, принятому 20-й сессией ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает сознательной зрелости и индивидуального роста. В мировой образовательной практике в последние десятилетия выявились две противоположные и вместе с тем неотрывно связанные тенденции. “С одной стороны, роль образования в жизнедеятельности народов, стран, индивида неуклонно возрастает; с другой, наблюдается кризис образования и его структур, довольно часто обусловленный дефицитом прежде всего финансового обеспечения. Последнее характерно для отсталых и слаборазвитых стран. Отчасти такая слагаемая кризиса наблюдается и в нынешней Украине. Бюджетные расходы на образование у нас стали одними из самых низких в мире. Но кризис - не всегда следствие финансовой недостаточности; нередко он - результат непонимания роли образования, значения его в гуманистически ориентированном социальном прогрессе. В большинстве западных стран, а также в Японии кризис проявляется как неадекватность уровня, характера, направленности образования постиндустриальному вектору цивилизационного развития. Именно поэтому столь оживленно дискутируются проблемы перестройки образования, его содержания, социального смысла и институциональных структур”.

«В настоящее время... есть все основания говорить о кризисе образования», - писал Б.Саймон еще в 1985 году. О кризисе пишут отечественные и зарубежные исследователи, европейцы и африканцы, американцы и японцы, представители экономически развитых стран. «Запущенность образования» - говорят о себе японцы, «растущая волна посредственности» - оценивают американцы свое образование.

Моя задача выявить все за и против Болонского процесса, а также разъяснить структуру и особенности этого процесса в Украине. Что сулит применение данного процесса в Украине, и не вызовет это ещё больший кризис в системе образование. На эти и другие вопросы по Болонскому процессу и системе образования в Украине я попытаюсь ответить в своей курсовой работе.

^ 1. Болонский процесс

Динамика Болонского процесса

"Болонский процесс" получил своё название 19 июня 1999 года после подписания министрами 29 европейских стран, ответственными за образование, Болонской Декларации о создании единого европейского пространства высшего образования.
Дальнейшие официальные вехи Болонского процесса:
• Встреча европейских министров образования в Праге 2001 года.
• Конференция европейских министров образования в Берлине 2003 года.
• Конференция европейских министров образования в Бергене, Норвегия (планируется в мае 2005 года).
В 2003 году на Конференции в Берлине к Болонскому процессу официально присоединилась Россия. Ожидается, что в Бергене в "Болонский клуб" будут приняты ещё четыре страны, среди них Украина и Молдавия.

^ Обязательства участников

Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе.
Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.
Некоторые обязательства ограничены сроками:
• С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
• До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

^ Обязательные параметры Болонского процесса

• Трёхуровневая система высшего образования.
• Академические кредиты ECTS.
• Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
• Европейское приложение к диплому.
• Контроль качества высшего образования.
• Создание единого европейского исследовательского пространства.

^ Рекомендательные параметры Болонского процесса

• Единые европейские оценки.
• Активная вовлечённость студентов.
• Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
• Образование в течение всей жизни.

^ Факультативные параметры Болонского процесса

• Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
• Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
• Модульная система.
• Дистанционное обучение, электронные курсы.
• Академические рейтинги студентов и преподавателей.

^ Культура Болонского процесса

Трёхуровневая система высшего образования


• Вводятся три уровня высшего образования:
Первый уровень – бакалавариат (степень "бакалавр").
Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
Третий уровень – докторантура (степень "доктор").
• Корректными в Болонском процессе признаны две модели:
(бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения)
3 + 2 + 3
4 + 1 + 3.
• Нынешняя российская модель 4 + 2 + 3 специфична.
• Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.
• Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.
• Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.
• Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.
• Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".
• Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.

^ Академические кредиты

• Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.
• За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.
• За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.
• Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).
• Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).
• Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.
• Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).
• Количество начисляемых кредитов по дисциплине от оценки не зависит.
• Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.
• При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).
• Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.
• Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:
А – "отлично" (10 процентов сдающих).
В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).
С – "хорошо" (30 процентов сдающих).
D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).
Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).
F (FX) - "неудовлетворительно".

^ Академическая мобильность

• Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.
• Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.
• Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.
• Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).
• В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.
• Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.
• Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.

^ Европейское приложение к диплому

• Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.
• Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).
• Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

^ Контроль качества

• Министерство образования использует систему сертификации.
• Вуз контролирует качество обучения.
• Вуз контролирует весомость кредитов, порядок начисления кредитов за семестр или за учебный год, взаимозачёт кредитов.
• Вуз контролирует качество заполнения европейского приложения.
• На заявительной основе возможен европейский контроль качества обучения в данном вузе.

^ Автономность вуза

• В существующих условиях в рамках ГОС ВПО вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр.
• Вуз определяет методику обучения.
• Вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины).
• Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).
• ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.

Срок завершения основных "болонских" преобразований в странах-участниках – не позднее 2010 года.

^ 2. Болонский процесс и Украина
Украина присоединилась к Болонскому процессу. Такое решение 19 мая 2005 г. было принято на конференции министров образования стран Европы в норвежском Бергене. Об этом сообщает пресс-служба Министерства образования и науки.

Украинская делегация во главе с министром образования и науки Станиславом Николаенко после подписания документов продолжила вместе с другими участниками форума работу над определением приоритетов в процессе создания единого европейского пространства высшего образования до 2010 года.

Начало процесса сближения и «гармонизации» систем образования стран Европы можно отнести еще к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. С 1999 года, когда министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация, этот движение получило название Болонского процесса. Целями процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:


  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;

  • повышение престижности в мире европейской высшей школы;

  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние;

  • достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;

  • повышение качества образования;

  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.


Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:


  • С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

  • До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Обязательные параметры Болонского процесса

  • Трёхуровневая система высшего образования.

  • Академические кредиты ECTS.

  • Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.

  • Европейское приложение к диплому.

  • Контроль качества высшего образования.

  • Создание единого европейского исследовательского пространства.


Рекомендательные параметры Болонского процесса

  • Единые европейские оценки.

  • Активная вовлечённость студентов.

  • Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

  • Образование в течение всей жизни.


Факультативные параметры Болонского процесса

  • Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.

  • Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.

  • Модульная система.

  • Дистанционное обучение, электронные курсы.

  • Академические рейтинги студентов и преподавателей.


Трёхуровневая система высшего образования


  • Вводятся три уровня высшего образования:


Первый уровень – бакалавариат (степень "бакалавр").
Второй уровень – магистратура (степень "магистр").
Третий уровень – докторантура (степень "доктор").

  • Корректными в Болонском процессе признаны две модели:


(бакалавриат + магистратура + докторантура, годы обучения)
3 + 2 + 3
4 + 1 + 3.
Нынешняя украинская модель 4 + 2 + 3 специфична.

  • Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.

  • Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.

  • Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.

  • Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень м

  • Степень "специалист" не вписывается в Болонскую систему.

  • Бакалавр – самодостаточное высшее образование первого уровня.

  • Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра.

  • Допускается "интегрированная магистратура", когда абитуриент при поступлении обязуется получить степень магистра, при этом степень бакалавра "поглощается" в процессе магистерской подготовки.

  • Учёная степень (третий уровень высшего образования) называется "доктор наук".

  • Медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе моноуровневых моделей.


Автономность вуза


  • В существующих условиях вуз определяет содержание обучения по уровням бакалавр/магистр.

  • Вуз определяет методику обучения.

  • Вуз определяет количество кредитов за учебные курсы (дисциплины).

  • Вуз сам принимает решение об использовании нелинейных траекторий обучения, кредитно-модульной системы, дистанционного образования, академических рейтингов, дополнительных шкал оценок (например, 100-балльной).

  • ЕГЭ не имеет прямого отношения к Болонскому процессу.


Европейская система перевода кредитов


Краткая информация об академических кредитах:

  • Академический кредит – единица трудоёмкости учебного труда студента.

  • За семестр начисляется ровно 30 академических кредитов.

  • За учебный год начисляется ровно 60 академических кредитов.

  • Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не менее 240 кредитов (четыре года обучения).



  • Для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения).

  • Количество кредитов за дисциплину не может быть дробным (в порядке исключения допускается начислять 0,5 кредита), так как сложение кредитов за семестр должно давать число 30.

  • Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.).

  • Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.

  • Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.

  • При начислении кредитов в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка ("контактные часы" по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов, и т.п.).

  • Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется.

  • Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:

А – "отлично" (10 процентов сдающих).
В – "очень хорошо" (25 процентов сдающих).
С – "хорошо" (30 процентов сдающих).
D – "удовлетворительно" (25 процентов сдающих).
Е – "посредственно" (10 процентов сдающих).
F (FX) - "неудовлетворительно".
Введение ECTS — Европейской системы перезачета кредитов — является одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, и х содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, структуры, кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам.

За последние 15 лет введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. По данным доклада «Тенденции в высшем образовании-III», в настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Однако было бы неправильным сделать вывод из этих цифр, что две трети вузов сегодня применяют систему ECTS и что задача сводится лишь к вовлечению в этот процесс остальной трети.

Признание кредитов ECTS за сроки обучения за границей изначально предполагалось на основе предварительных соглашений между академическим персоналом об уровне, содержании и учебной нагрузке программ курсов. Система ECTS требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но также, и этим аспектом часто пренебрегают, детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании, методологии обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах поддержки международных студентов.

Болонская декларация упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой европейской системы не появилось. Наоборот, система ECTS быстро распространилась по всей Европе и была включена во многие новые законы о высшем образовании. Ее основные достоинства:

  • Облегченное признание сроков обучения за границей

  • Большая степень прозрачности реальной студенческой нагрузки

  • ECTS в наибольшей степени соответствует представлениям о необходимых реформах

  • Большая гибкость в определении индивидуальных программ обучения.


Использование системы ECTS для перезачета кредитов особенно широко распространено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81.5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%, Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании (45.5%) и Турции (58%). В некоторых странах, сравнительно большой процент не использует ни систему ECTS, ни иную аналогичную систему: например в Португалии (34%), Болгарии (38.5%) и Венгрии (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов.

Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации.
^ Академическая мобильность
Одним из компонентов Болонского процесса является обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей. В частности, предполагается следующее:

  • Студент должен проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год.

  • Он обучается на языке страны пребывания или на английском языке; на этих же языках сдаёт текущие и итоговые испытания.

  • Обучение за рубежом по программам мобильности для студента бесплатно - принимающий вуз денег за обучение не берёт.

  • Студент оплачивает сам: дорогу, проживание, питание, медицинские услуги, учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение языка страны пребывания на курсах).

  • В базовом вузе (в который студент поступал) студенту засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована с деканатом; он не досдаёт никаких дисциплин за период учёбы за рубежом.

  • Вуз вправе не засчитывать в счёт своей программы академические кредиты, которые студент получил в других вузах без согласования с деканатом.

  • Поощряется получение студентом совместных и двойных дипломов.


^ Европейское приложение к диплому
Приложение к диплому подготавливается университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой, включающей экспертов Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон существует на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и ее результатах, информации о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информации о национальной системе образования. Приложение к диплому повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда. Одновременно с этим, защищая автономию университетов, приложение к диплому предлагает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об университетских программах партнерские образовательные организации и граждан, способствует продвижению университетов за рубежом. Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.

Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).

Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов. См. образец приложения к диплому, разработанный Европейской Комиссией, Советом Европы, ЮНЕСКО/CEPES
^ Контроль качества образования
Болонский процесс усиливает европейский акцент оценки и контроля качества, аккредитации, берет курс на сближение стандартов и процедур оценки. В ряду важнейших реформ, провозглашенных Болонской Декларацией, названо развитие европейского сотрудничества на основе выработанных сопоставимых критериев и методик. В резолюции съезда европейских ректоров вузов (г. Саламанка, 29–30 марта 2001 г.) качество определено как «краеугольный камень», «основополагающее условие» доверия, релевантности, мобильности, совместимости и привлекательности. Ректоры подтвердили свои намерения добиваться взаимно признаваемых механизмов оценки, контроля и сертификации качества.


^ Это предполагает ряд условий.

Первое: выработка совместимых систем контроля, ориентированных на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников (результаты), но не временные и содержательные параметры процесса. Иными словами, в пороговых стандартах, как нормах качества высшего образования, должно произойти смещение акцентов с количественно-затратных показателей на показатели результата: компетентность, обученность, знания. Не трудно видеть, что уже с точки зрения этого первого условия, отечественная высшая школа рискует оказаться на периферии общеевропейского процесса, если государственные образовательные стандарты устойчиво будут придерживаться концептуальной установки на нормирование содержания образования, его продолжительности и условий организации образовательного процесса.

Второе: создание систем независимого оценивания, которое может привести к европейским знакам качества для широких предметных областей высшего образования (контроль качества без национальных границ). Здесь, скорее всего, окажется привлекательным путь формирования таких аккредитационных структур, которые будут независимыми от государственных и общеевропейских органов власти. Особая роль отводится существующим и будущим общеевропейским сетям по предметам (профилям, специальностям, направлениям подготовки). Предполагается, что эти аккредитационные структуры станут устанавливать минимальные стандарты для отдельных дисциплин или их совокупностей, а также инициировать процедуры измерения скорее на уровне отдельных образовательных программ (предметов), нежели на уровне высших учебных заведений. Им будет дано право присуждать Знаки качества, основанные на европейских стандартах, не искаженных национальными табелями о рангах (national league tables).

Третье: координирование подходов к стандартам качества транснационального образования (франчайзинг, оффшорные структуры; кампусы и их сети; частно-тренинговые компании; твиннинг; провайдерные университеты и агентства; виртуальные университеты и т.д.). Транснациональное образование стремительными темпами охватывает Европу. Не за горами его интенсивное распространение и в Украине.

В условиях нарастающего предложения образовательных услуг сетью провайдеров транснационального образования крайне актуальной становится проблема качества поставляемого ими образования. Следует заметить, что зачастую соответствующие аккредитационные органы стран, где «прописаны» те или иные организации-поставщики, не заботятся о качестве экспортируемого образования, а сами поставщики не проявляют должного ответственного отношения к стандартам качества образовательных услуг. Уже сейчас Европа готовит себя к тому, чтобы выработать критерии легитимизации транснационального образования, коллективными усилиями найти меры по предотвращению открытия в европейских государствах транснациональных «фабрик дипломов». В рамках Совета Европы и CEPES (UNESCO) были организованы две рабочие группы: одна опубликовала рекомендации по международным квалификациям (international access qualification); другая решает вопросы, связанные с транснациональным образованием. Характерной является тенденция к созданию новых систем и процедур контроля качества высшего образования. Она проявляется через многообразие их моделей. В одних случаях организуются единые системы оценивания для всех секторов высшего образования (университетского и неуниверситетского уровней). В других — предпочтение отдается специализированным органам оценивания для каждой предметной области (профессии, образовательной программы). Но главными их чертами остаются: независимый характер оценивания; непреложность послеаккредитационных последствий при решении вопросов о выделении государственных субсидий (принцип управления и финансирования "по результатам").

Аккредитация — явление новое в европейской образовательной культуре. Впечатляет интенсивность процесса формирования аккредитационных органов в Европе. Только за последние годы структуры оценивания на национальном уровне возникли в 11 странах.

К основным позитивным сдвигам, достигнутым в рамках Болонского процесса, относится создание Европейской сети агентств качества высшего образования (ENQA) 2000 г. на основе рекомендаций Совета министров образования стран Евросоюза. Сеть свободна для присоединения других государств. От нее ждут заметного вклада в части обеспечения качества в европейском образовательном пространстве. Но, как считают некоторые западные эксперты, этот "аккредитационный бум" чреват опасностью, что Европа, выбравшись из джунглей степеней, может попасть в другие джунгли — джунгли агентств, стандартов и процедур контроля и оценки качества высшего образования.
^ 3. Болонский процесс интеграция в Украине

Процессы европейской интеграции охватывают все больше сфер жизни, в том числе и высшее образование. Украина четко определила ориентир на вхождение в образовательное и научное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований, настойчиво работает над практическим присоединением к Болонскому процессу.
     В 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята Лиссабонская конвенция о признании квалификаций высшего образования Европы, которую подписали 43 страны (Украина в том числе). Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность разнообразных образовательных систем и ставит целью создание условий, в которых все большее число людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, смогут быть мобильными на европейском рынке работы.
     25 мая 1998 года министры образования Франции, Италии, Великобритании и Германии на конференции, посвященной 800-летию Парижского университета, подписали так называемую Сорбоннскую декларацию "О гармонизации европейской системы высшего образования", задача которой – создание открытого европейского пространства высшего образования, которое может стать более конкурентноспособным на мировом рынке образовательных услуг. Основная идея этих документов – двухступенчатая структура высшего образования, использование системы кредитов (ECTS), международное признание бакалавра как уровня высшего образования, которое предоставляет лицу квалификацию и право продолжать обучение по программе магистра согласно положениям Лиссабонского соглашения. Таким образом постепенно создавались условия для интеграционных процессов в сфере высшего образования европейских стран. Украина была и есть активным участником этих процессов.
     19 июня 1999 года министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, главной целью которой провозглашалось создание до 2010 года общеевропейского пространства высшего образования (The European Higher Education Area), в котором преподаватели и студенты смогут беспрепятственно передвигаться, а их квалификации будут признаваться. Эти два документа, которые стали проявлением понимания общих проблем и стремления к построению европейского пространства высшего образования, формально начали Болонский процесс, который охватил сегодня большинство стран Европы.
     Следующий этап Болонского процесса начался в Праге 19 мая 2001 года, где представители 33 стран Европы подписали Пражское коммюнике. Саммит подтвердил позиции относительно целей, определенных Болонской декларацией, высоко оценил активное участие в процессе Европейской ассоциации университетов (EUA), национальных студенческих союзов Европы (ESIB) и конструктивную помощь со стороны Европейской комиссии. Страны-участницы высказали свои замечания относительно дальнейшего процесса, принимая во внимание разные цели Болонской декларации.
     Третий этап Болонского процесса стартовал в Берлине 18–19 сентября 2003 года. Принципиально новое решение Берлинского саммита – распространение общеевропейских требований и стандартов уже и на докторские степени. Установлено, что в странах-участницах Болонского процесса может быть одна докторская степень – "доктор философии" в соответствующих сферах знаний (естественные науки, социогуманитарные, экономические и др.). Была предложена формула трехступенчатого образования (3-5-8), в соответствии с которой не менее трех лет осуществляется обучение для получения уровня "бакалавр", не менее 5 – "магистр" и не менее 8 – "доктор философии".
     Болонскому процессу предшествовала деятельность Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО, ряда европейских университетов, а также европейской сети информационных центров. Болонский процесс географически не ограничен рамками Европейского Союза, его участниками могут стать страны-члены Европейской культурной конвенции, которые докажут свою готовность придерживаться цели и принципов Болонского процесса в своей системе высшего образования. На сегодня 40 европейских стран, в том числе Россия, подписали Болонскую декларацию. Очевидно, что альтернативы для Украины нет, участие в Болонском процессе – это шанс реализации стратегии евроинтеграции, содействия повышению качества образования, решения проблемы признания украинских дипломов за границей. Основной задачей является внедрение предусмотренной Болонской декларацией системы академических кредитов, аналогичной ЕСТS (Европейской кредитно-трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов для перехода от одной учебной программы к другой, включая программы последипломного образования, а также реформирования учебных программ и передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Важным моментом внедрения аккумулятивной кредитной системы является возможность учитывать все достижения студента, а не только учебную нагрузку, например, участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.п.
    Определение содержательных модулей обучения по каждой дисциплине, согласование кредитных систем оценивания достижений студента должно стать основанием для решения еще одной задекларированной в Болонье цели – создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей по территории Европы.
     Обязательным также считается наличие внутренних и внешних государственных и общественных систем контроля качества образования.
     Определяющими критериями образования в рамках Болонского процесса являются: качество подготовки специалистов; укрепление доверия между субъектами образования; соответствие европейскому рынку работы; мобильность; совместимость квалификации на вузовском и послевузовском этапах подготовки; усиление конкурентноспособности Европейской системы образования.
     Учебная программа развития высшего образования Украины рассчитана на студентов, которые обучаются по образовательно-квалификационным программам подготовки магистра, аспирантов, а также для слушателей факультетов повышения квалификации и переподготовки. Она может быть использована для проведения научно-методических семинаров с педагогическими работниками высших учебных заведений, а также среди педагогической общественности.
     Программа построена согласно требованиям кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях и согласована со структурой содержания учебного курса, рекомендованной Европейской кредитно-трансферной системой (ECTS).
     Основные задачи и принципы создания зоны Европейского высшего образования (шесть целей Болонского процесса): введение двухциклового обучения; внедрение кредитной системы; формирование системы контроля качества образования; расширение мобильности студентов и преподавателей; обеспечение трудоустройства выпускников и привлекательности европейской системы образования.
     Дальнейшие действия для достижения целей Болонского процесса: принятие системы понятных и адекватных степеней; принятие системы двухциклового образования (двухступенчатое и последующее обучение); внедрение системы кредитов – системы накопления кредитов (ECTS) или других совместных с нею систем, которые способны обеспечить как дифференционно-различительную, так и функции накопления; содействие мобильности студентов и преподавателей (устранение препятствий свободному передвижению студентов и преподавателей); обеспечение высококачественных стандартов высшего образования; содействие европейскому подходу к высшему образованию (внедрение программ, курсов, модулей с "европейским" содержанием); обучение на протяжении всей жизни; общая работа высших учебных заведений и студентов как компетентных, активных и конструктивных партнеров в учреждении и формировании Зоны европейского высшего образования.
     Приказом Министерства образования и науки Украины от 15.06.2004 г. № 481 Национальная академия ГНС Украины включена в перечень высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации, которые участвуют в педагогическом эксперименте по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса. В соответствии с приказами ГНА Украины и Министерства образования и науки Украины, с 1 сентября 2004 года для магистров и аспирантов в учебный процесс введена учебная дисциплина "Высшее образование и Болонский процесс" в объеме 36 часов. Согласно приказу ректора создан и действует координационный совет, в функции которого входит сопровождение и обобщение результатов реализации положений Болонской декларации. Утвержден состав шести рабочих групп по направлениям работы по внедрению положений и требований Болонской декларации.
     Планируется внедрение следующих мероприятий: создание электронных курсов учебных дисциплин и разработка методики их изучения; обеспечение вхождения научно-педагогической элиты вуза в международное научное сотрудничество; организация и проведение языковых курсов для студентов, аспирантов и сотрудников; организация стажировки студентов вуза в подразделениях МИД Украины; отладка с помощью МИД Украины контактов с учебными заведениями Австрии, Германии, Швейцарии, Великобритании (университет г. Ноттингем) и др.
     Первый этап эксперимента (2003–2004 гг.) предусматривает разработку учебно-методических материалов, содержания образования, форм организации учебного процесса и т.п., их апробацию в экспериментальных группах, определенных направлениях подготовки, специальностях. С 1 сентября 2004 г. на финансовом факультете проводится педагогический эксперимент по кредитно-модульной системе организации учебного процесса.
     Второй этап (2005–2008 гг.) должен осуществить внесение корректив в экспериментальные материалы и их апробацию на большем массиве участников эксперимента.
     Ректором Национальной академии ГНС Украины 30 августа 2004 года утверждено "Временное положение о системе итогового контроля, оценке знаний и определении рейтинга студентов". Система итогового контроля и оценки знаний и определения рейтинга студентов, внедренная вузом как эксперимент в рамках Болонского процесса, не предусматривает обязательных семестровых экзаменов для всех студентов. На протяжении учебного семестра студенты проходят модульный контроль, выполняют индивидуальные задания, рефераты, их знания оцениваются по 100-балльной шкале. Студенты, которые по результатам контрольных мероприятий набрали по конкретным учебным дисциплинам не меньше установленного минимального количества баллов, аттестуются по этим дисциплинам с выставлением им государственной семестровой оценки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "неудовлетворительно") в соответствии со шкалой перевода. Студенты, аттестованные с оценкой "неудовлетворительно", обязаны сдавать семестровые экзамены. Семестровые экзамены могут сдавать также студенты, которые желают повысить оценку, полученную по результатам модульного контроля. Оценка знаний на экзаменах осуществляется по 100-балльной шкале с последующим переводом в государственную оценку.
      С целью обеспечения педагогического эксперимента по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса на финансовом факультете созданы рабочие группы организационного и методического сопровождения эксперимента и разработки методических материалов по адаптации учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин; проводятся семинары для научно-педагогических работников.
     Для студентов образовательно-квалификационного уровня "магистр" внедрен учебный курс: "Высшее образование Украины и Болонский процесс". Ход педагогического эксперимента постоянно рассматривается на заседаниях Ученого совета университета, научно-методического совета, ректоратах.
     Продолжается работа, с учетом требований ЕСТS, по разработке учебных планов, программ, зачетно-экзаменационных ведомостей, зачетной книжки, журнала учета индивидуальной работы студента и т.п.
     В 2004–2005 у. г. были проведены: Международная научно-практическая конференция "Единое экономическое пространство: сущность, проблемы и механизмы реализации", ряд кафедральных конференций, круглых столов, диспутов, касающихся интеграции Украины в европейское образовательное пространство.
     12 –13 мая 2005 г. прошли третьи Ирпенские международные педагогические чтения "Проблемы гуманизации обучения и воспитания в высшем учебном заведении", на которых широко освещалась проблема вхождения Украины в Болонский процесс.
Работа, проведенная на финансовом факультете, показывает, что использование модульной формы организации обучения положительно влияет на интенсификацию учебного процесса, систематизацию освоения учебного материала, повышение мотивации и ответственности студентов за результаты обучения, обеспечение стабильного психологического состояния студентов благодаря проведению сквозного контроля и сдаче семестровых экзаменов по личному желанию с целью повышения полученной итоговой оценки, или в случае получения неудовлетворительной оценки – по результатам модульного контроля.
     Вместе с тем промежуточные результаты педагогического эксперимента, проводившегося на финансовом факультете, показали ряд проблем, противоречий, недостатков, над которыми в данное время работает весь научно-педагогический персонал. Основное внимание обращается на такие вопросы: 1) разработка нового поколения научно-методического обеспечения учебных дисциплин, в т.ч. методическое обеспечение дистанционной формы обучения (модульные программы и модульные технологии преподавания курсов); 2) усовершенствование организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов и курсантов; 3) разработка новых средств контроля знаний (в том числе с помощью ПЭВМ); 4) увеличение времени на консультирование и контроль за выполнением самостоятельных, индивидуальных занятий за счет уменьшения времени аудиторного обучения; 5) повышение уровня знания студентами иностранных языков, учитывая возможность обучения за границей, участия в международных семинарах, конференциях; 6) укрупнение учебных дисциплин с целью избежания дублирования, уменьшение количества дисциплин и количества часов меньше одного кредита; 7) разработка структурно-логических схем, обусловливающих определенную последовательность в изучении тех или иных дисциплин, распределение учебного времени по определенным этапам; 8) обеспечение библиотеки иностранной литературой и др.
     Повышение рейтинга знаний студентов и курсантов может быть достигнуто при условии успешного решения комплекса вопросов, которые требуют нового видения и переосмысления многих проблем как на уровне государства, высшей школы, так и непосредственно вуза.
     С целью организации проведения педагогического эксперимента по внедрению кредитно-модульной системы организации учебного процесса в Национальной академии ГНС Украины приказом № 809 от 29.04.2005 года "О проведении педагогического эксперимента" принято решение с 1 сентября 2005 года на всех факультетах дневной формы обучения ввести кредитно-модульную систему организации учебного процесса.
Согласно приказу ректора № 640 от 05.04.2005 г. "О подготовке и выпуске информационных пакетов", высшее учебное заведение должно иметь три основных элемента ECTS: информационный пакет; договор об обучении между студентами и высшим учебным заведением; академическую справку оценивания знаний по системе ECTS. Заведующим кафедрами (за исключением факультета военной подготовки) поручено разработать и утвердить в установленном порядке рабочую программу для каждой дисциплины с учетом кредитно-модульной системы организации учебного процесса.
     Учитывая необходимость повышения уровня знания иностранных языков, были организованы курсы изучения иностранных языков для профессорско-преподавательского состава, работников вуза и студентов. На протяжении 2004–2005 у. г. на курсах английского и немецкого языков для сотрудников было создано 7 групп, которые посещают свыше 100 человек. Проводятся также платные курсы и дополнительные занятия для студентов по польскому, французскому, английскому и немецкому языкам. Работает клуб знатоков английского языка среди студентов "Top Success", членами которого являются 25 студентов всех факультетов. Начиная с сентября 2005 г. планируется внедрение обучения студентов английскому языку по программе "British Council" для профессионального общения.
     В марте 2005 г. было проведено тестирование 73 студентов и 2 аспирантов всех факультетов (компьютерный вариант TOEFL). В результате студенты с лучшими результатами получили рекомендации для участия в международных образовательных программах. В мае 2004 г. было проведено тестирование 31 сотрудника на предмет владения ими иностранными языками, лучшие из них рекомендованы для участия в международных программах обмена. Совместно с Британским Советом в Украине и кафедрой иностранных языков 8 декабря 2004 г. проведен межвузовский научно-методический семинар "Современные инновационные технологии в преподавании иностранных языков".
     В 2004 г. в МИДе Украины стажировалось 9 студентов, в 2005 г. – 5.
Налажено сотрудничество отдела международных связей вуза с Департаментом международного сотрудничества и европейской интеграции Министерства образования и науки. Достигнута договоренность о возможности участия университета в программах обучения в иностранных учебных заведениях, начиная с 2005 года.
     На 2005–2006 у. г. правительством Республики Польша объявлен очередной, третий, тур Стипендиальной программы, начатой в 2003 году, для молодых научных сотрудников ряда стран Европы и Азии, в том числе Украины. Стипендиальная программа предназначена для молодых научных сотрудников в следующих областях: международные отношения, история, политология, социология, этнология, культуроведение, общественная психология, администрация и управление.
     Подписано соглашение с Высшей школой учета и коммерции г. Познань (Польша), налаживается сотрудничество с университетом им. М. Складовской-Кюри (г. Люблин, Польша); ведутся переговоры с Налоговой академией Южно-Африканской Республики.
Постоянно осуществляется поиск и мониторинг международных образовательных программ. Объявлен конкурс по программам: ДААД (ФРГ), "Программа обмена будущими лидерами" Американской ассоциации международного образования, образовательная программа Фонда им. Фулбрайта для выпускников высших учебных заведений (США), Британская стипендия для последипломного образования в Великобритании, Магистерская и кандидатская программы им. Эдмунда Маски Департамента по вопросам культуры и образования США и Совета научных исследований и обменов (США), Евразийская программа обмена студентами Департамента по вопросам культуры и образования США и Совета научных исследований и обменов (США). Преподавателем кафедры "Экономика предприятия" Паентко Т.В. представлена заявка на участие в летней школе IREX.
     Заключен меморандум о сотрудничестве между университетом и Европейским коллегиумом польских и украинских университетов; подписано соглашение о научном и учебном сотрудничестве с Высшей школой администрации и управления в Пшемышле (Польша), налажены партнерские отношения с Женевским университетом.

^



4. Система образования в Украине


Система образования в Украине состоит из учебных заведений, научных, научно-методических и методических учреждений, научно-производственных предприятий, в соответствии со ст. 28 Закона об образовании.

Закон об образовании устанавливает общие принципы образовательных услуг в Украине. Однако каждая сфера образования дополнительно регулируется специальными законами и нормативными документами, а именно (см. таблицу 1):

Таблица 1

п/п

Вид

учреждений

Структура заведений

Нормативный документ

1

Дошкольные

К дошкольным учебным заведениям относятся: ясли, ясли-сады, детские сады, ясли-сады компенсирующего типа, дома ребенка, детские дома интернатного типа, ясли-сады семейного типа, ясли-сады комбинированного типа, центры развития ребенка

Закон

№ 2628

2

Средние

учебные

К средним учебным заведениям относятся: средние общеобразовательные школы; школы (школы-интернаты) специализированные, общеобразовательные, специальные, санаторные; гимназии; лицеи; коллегиумы; вечерние (сменные) школы; школы социальной реабилитации

Закон

№ 651

3

Внешкольные учебные

Внешкольными учебными заведениями являются: дворцы, дома, станции детского, юношеского творчества; кружки, секции, клубы, культурно-образовательные, спортивно-оздоровительные, научно-поисковые объединения на базе общеобразовательных учебных заведений; межшкольные учебно-производственные комбинаты, клубы и объединения по месту жительства независимо от подчинения, типов и форм собственности; детские юношеские спортивные школы и другие подобные заведения, учреждения

Закон

№ 1841

4

Профессионально-технические учебные

В число профессионально-технических учебных заведений входят: профессионально-техническое училище соответствующего профиля; профессиональное училище социальной реабилитации; высшее профессиональное училище; профессиональный лицей; профессиональный лицей соответствующего профиля; профессионально-художественное училище; художественное профессионально-техническое училище; высшее художественное профессионально-техническое училище; училище-агрофирма; высшее училище-агрофирма; училище-завод; центр профессионально-технического образования; центр профессионального образования; учебно-производственный центр; центр подготовки и переподготовки рабочих кадров; учебно-курсовой комбинат; учебный центр; другие типы учебных заведений, которые предоставляют профессионально-техническое образование или осуществляют профессионально-техническое обучение

Закон

№ 103/98

5

Высшие

учебные

К высшим учебным заведениям относятся: техникум, колледж, институт, консерватория, академия, университет и прочие. Существует четыре уровня аккредитации (статуса) высших учебных заведений: I уровень - техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения; II уровень - колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения; III и IV уровни (в зависимости от результатов аккредитации) - институт, консерватория, академия, университет

Закон

№ 2984

6

Последипломного образования

Учебными заведениями последипломного образования являются: академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования, учебно-курсовые комбинаты; подразделения высших учебных заведений (филиалы, факультеты, отделения и другие); профессионально-технические учебные заведения; научно-методические центры профессионально-технического образования; соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях

Закон об образовании
^

Условия создания учебных заведений


Данный вопрос урегулирован ст. 18 Закона об образовании и Порядком № 228. Учебные заведения могут создаваться как органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (учебные заведения государственной и коммунальной собственности), так и предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами Украины при наличии у них необходимой материально-технической, научно-методической базы, педагогических кадров, а также при наличии соответствующего размера уставного фонда.

В соответствии с п. 2 Приказа № 228 размер уставного фонда учебного заведения не может быть меньше расчетной стоимости обучения слушателей, количество которых обусловлено объемом приема, который заявляется учебным заведением.

Решение о создании учебных заведений, основанных на общегосударственной или коммунальной собственности, принимается КМУ, МОН (Министерством образования и науки Украины), другими ведомствами и министерствами, правительством Крыма, местными органами исполнительной власти. Порядок согласования и принятия разрешения на создание учебного заведения зависит от вида учебного заведения (ВУЗ, школа, ПТУ и т.п.) и его формы собственности (общегосударственная или коммунальная).

Решение о создании учебных заведений, основанных на других формах собственности, принимаются учредителем (учредителями) при наличии разрешения соответствующего Совета народных депутатов.

Учебные заведения действуют на основании собственных уставов, которые в зависимости от формы собственности и вида учебного заведения подлежат утверждению:

- МОН, если учебное заведение основано на общегосударственной собственности и находится в его системе;

- министерствами, ведомствами Украины, которым подчинены учебные заведения, основанные на общегосударственной собственности, по согласованию с МОН;

- МОН относительно высших учебных заведений, основанных на других формах собственности;

- местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления относительно государственных учебных заведений, которые являются коммунальной собственностью, и учебных заведений (кроме высших учебных заведений), основанных на других формах собственности.
^

Лицензирование учебных заведений


В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона об образовании деятельность учебного заведения начинается при наличии лицензии на предоставление образовательных услуг.

Выдача лицензий осуществляется в соответствии с Порядком лицензирования.

Лицензированию подлежат следующие услуги (см. таблицу 2).

Таблица 2

п/п

Сфера образования

^ Виды услуг, подлежащие лицензированию

1

Дошкольное образование

Присмотр за детьми дошкольного возраста;

развитие, воспитание, учеба детей дошкольного возраста;

коррекция психологического и физического развития детей дошкольного возраста

2

Общее среднее образование

Предоставление начального общего образования;

предоставление базового общего среднего образования;

предоставление полного общего среднего образования

3

Внешкольноеобразование

Обучение по художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, эколого-натуралистическому, научно-техническому, исследовательско-экспериментальному, физкультурно-спортивному или спортивному, военно-патриотическому, библиотечно-библиографическому, социально-реабилитационному, оздоровительному, гуманитарному направлениям

4

Профессионально-техническое образование

Курсовое профессионально-техническое обучение;

первичная профессиональная подготовка;

переподготовка рабочих;

повышение квалификации рабочих;

подготовка (в том числе первичная профессиональная), переподготовка и повышение квалификации иностранцев, которые прибыли в Украину на учебу

5

Высшееобразование

Подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней по направлениям (специальностям);

военная подготовка студентов высших учебных заведений по программе офицеров запаса;

переподготовка по специальностям;

специализация, расширение профиля (повышение квалификации);

подготовка иностранцев к вступлению в высшие учебные заведения;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранцев;

подготовка к вступлению в высшие учебные заведения

Лицензирование предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют услуги в сфере профессионально-технического образования, проводится с учетом специфики учебы и при условии выдачи лицам, которые учатся, документа об образовании государственного образца. Подготовка и переподготов- ка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней лицензируется при условии включения таких направлений и специальностей в перечень, по которому осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, утвержденный Постановлением № 507.

Лицензирование услуг по последипломному обучению в сфере профессионально-технического и высшего образования (за исключением переподготовки) осуществляется в случае, когда предусматривается выдача документа об образовании государственного образца.

Лицензирование услуг осуществляется на основании заявления учебного заведения с приложенными к нему документами, перечень которых установлен п. 12 Порядка лицензирования. Орган лицензирования в течение 15 календарных дней после получения заявления формирует экспертную комиссию для проведения лицензионной экспертизы.

Органами лицензирования являются:

- МОН - относительно услуг в сфере профессионально-технического и высшего образования;

- министерство образования Автономной Республики Крым, органы управления образования областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций - относительно услуг в сфере дошкольного, общего среднего и внешкольного образования.

Учебное заведение должно возместить командировочные расходы членов экспертной комиссии и оплатить их работу за время проведения экспертизы из расчета 5 часов в день, но не более 15 часов (председателю комиссии - 6 часов в день, но не более 18 часов), исходя из соответствующей ставки поча- совой оплаты труда. Кроме того, учебное заведение обязано возместить расходы, связанные с обеспечением проведения лицензионной экспертизы, в размере двадцати четырех необлагаемых минимумов доходов граждан (408 грн.). Возмещение расходов, связанных с обеспечением лицензионной экспертизы услуг, которые предоставляются физическими лицами-субъектами предпринимательской деятельности в сфере дошкольного образования, осуществляется за их счет в размере пяти необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн.).

Оплата расходов, связанных с лицензированием услуг в сфере дошкольного, общего среднего, внешкольного и профессионально-технического образования, осуществляется заявителями с внесением средств на счета региональных экспертных советов, а услуг в сфере высшего образова- ния - на счет Государственной аккредитационной комиссии.

Лицензия должна быть выдана (или получен мотивированный отказ) в течение 2-х месяцев со дня получения заявле- ния от учебного заведения. Лицензия выдается на срок от 3-х до 12-и лет. Учебным заведениям, которые прошли аттестацию или аккредитацию, лицензия выдается на срок действия свиде- тельства об аттестации или сертификата об аккредитации.

Учебные заведения, получившие лицензии, включаются в Государственный реестр учебно-образовательных учреждений Украины.
^

Аттестация учебного заведения


Аттестация представляет собой основную форму государственного контроля за деятельностью учебных заведений. Аттестация высших учебных заведений производится в соответствии с Положением № 165, профессионально-технических учебных заведений - в соответствии с Положением № 200, общих средних, дошкольных и внешкольных учебных заведений - в соответствии с Порядком № 553.

Основными задачами аттестации являются:

- выявление реального состояния организации и осуществления учебного процесса;

- оценка условий работы учебного заведения, материально-технической, научно-методической базы и потенциала учебного заведения;

- определение уровня подготовки лиц, проходящих обучение, их соответствие установленным в Украине государственным стандартам;

- оценка качественного и профессионального уровня педагоги- ческого состава.

Периодичность проведения аттестации устанавливается указанными выше нормативными документами. Например, в сфере общего среднего, дошкольного и внешкольного образования аттестация проводится не реже 1-го раза в 10 лет. В высших учебных заведениях обязательная государственная аттестация проводится не реже 1-го раза в 5 лет, если заведение получает госзаказ (п. 4 Приказа № 165) или, если ВУЗ третьего или четвертого уровня аккредитации проводит научную деятельность (п. 5 ст. 62 Закона о высшем образовании).

При успешном прохождении аттестации учебному заведению выдается свидетельство об аттестации.

Учебное заведение может быть не аттестовано, если результаты его образовательной деятельности или имеющиеся условия организации учебного процесса не соответствуют установленным государственным стандартам. Для устранения выявленных недостатков учебному заведению может быть установлен срок, но не более двух лет. Если по прошествии указанного срока несоответствия так и не будут устранены, то лицензия учебного заведения аннулируется, и заведение исключается из Государственного реестра учебных учреждений Украины.

Заключение
Только 7% ВУЗов Украины соответствуют критериям Европейской сети обеспечения качества образования, которая должна провести экспертизу отечественных высших заведений после присоединения Украины к Болонскому процессу. Об этом заявил один из лидеров блока Народно-демократических партий, лидер Христианско-демократической партии Украины Виталий Журавский. Журавский считает, что в первую очередь надо развенчать миф о том, что у людей, получивших образование в Украине нет проблем с академическим признанием таких дипломов в Европе, в мире: проблема состоит в качестве образования. По мнению Журавского, миф о том, что присоединение к Болонскому процессу может открыть для всех наших студентов "зеленую улицу" в любой престижный ВУЗ Европы, следует развенчивать. Журавский отмечает, что многие "украинские ВУЗы занимаются наукой косвенно", а само количество отечественных ВУЗов поражает европейцев (в Украине 233 ВУЗа ІІІ-І уровня аккредитации, 82 имеют статус "национального"). В мае 2005 года Украина присоединилась к Болонскому процессу. Болонский процесс формирует модель Европейского высшего образования с учетом специфики и традиций национальных образовательных систем, он призван способствовать росту качества образования, повышению конкурентоспособности ВУЗов и взаимному признанию дипломов стран-участниц Болонского процесса. Учасники Болонского процесса ставят за цель выработать единые стандарты высшего образования: программу, методику и критерии оценки знаний. Особенно это касается технических специальностей.

В заключение приведем их же суждение: "Существует единодушное мнение, что Европа не должна создавать единый орган по контролю качества, который бы обеспечивал соблюдение некой совокупности критериев. Ранжирование и единообразие процедур не является ни желательным, ни необходимым. Децентрализованный подход, предложенный Германией (Аккредитационный совет ФРГ, как правило, непосредственно не аккредитует программы, но дает разрешение аккредитовать их региональным или предметным агентствам — модель так называемой метааккредитации), может стать вдохновляющей идеей для будущей архитектуры контроля качества, которая учитывала бы разницу систем и предметов и не была бы бременем университетов. Понятия европейской "платформы" или "центра анализа и синтеза информации", основанные на критериях, которым должны соответствовать органы контроля качества/аккредитации, а также на взаимном признании заключений этих органов, — это возможный путь к будущему европейского пространства высшего образования". Заметим, что в упомянутом выше приложении к диплому (diploma supplement) необходимо будет указывать не только статус учебного заведения (как обеспечивающего образовательную программу, так и присваивающего академическую и профессиональную квалификацию), а также кем оно аккредитовано.

Список литературы.

    1. Закон Украины "Об образовании" от 23.05.91 г. № 1060-XII.

    2. Закон Украины "Об общем среднем образовании" от 13.05.99 г. № 651-XIV.

    3. Закон Украины "О профессионально-техническом образовании" от 10.02.98 г. № 103/98-ВР Закон Украины "О дошкольном образовании" от 11.07.2001 г. № 2628-III.

    4. Закон Украины "О внешкольном образовании" от 22.06.2000 г. № 1841-III.

    5. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М., 1979.

    6. Глузман А.В. Университетское педагогическое образование: опыт системного исследования. К., Издательский центр «Просвiта», 1997.

    7. Ефименко Г.Г., Красников В.М., Новоминский А.Н. Высшая школа Украинской ССР. Успехи, проблемы развития. К., 1978.

    8. История Украинской ССР. «Наукова думка», К., 1984, Т.2-10

    9. Украинская Советская Энциклопедия. Главная редакция УСЭ, К., 1985.

    10. Порядок создания, реорганизации и ликвидации учебно-воспитательных заведений, утвержденный постановлением КМУ от 05.04.94 г. № 228.

    11. Постановление КМУ "О лицензировании образовательных услуг" от 29.08.2003 г. № 1380.

    12. Положение о государственной аттестации высших учебных заведений, утвержденное постановлением КМУ от 22.05.96 г. № 165.

    13. Положение об аттестации профессионально-технических учебных заведений, утвержденное постановлением КМУ от 12.02.96 г. № 200.

    14. Порядок государственной аттестации общеобразовательных, дошкольных и внешкольных учебных заведений, утвержденный приказом МОН Украины от 24.07.2001 г. № 553. .

    15. Закон Украины "О высшем образовании" от 17.01.2002 г. № 2984-III.

    16. Постановление КМУ "О перечне направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по определенным образовательно-квалификационным уровням" от 24.05.97 г. № 507.






Скачать файл (203.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации