Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Основы организации финансового учета - файл 1.doc


Лекции - Основы организации финансового учета
скачать (81 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc81kb.17.12.2011 22:22скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

План

  1. Бухгалтерский учет в информационной системе управления предприятием

  2. Сущность, задачи БУ и требования, предъявляемые к нему

  3. Обусловленность организации БУ на предприятии требованиями пользователя информации

  4. Основные правила, принципы ведения БУ

  5. Финансовый и управленческий учет, цели, сравнительная характеристика, области использования подготавливаемой информации

  6. Системы нормативного регулирования финансового учета в Российской Федерации

  7. Учетная политика предприятия, принципы её формирования и раскрытия

  8. Концепция развития БУ и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу



(1) Информационная система предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем:

  1. конструкторской

  2. технологической

  3. экономической

  4. прочая информация

Среди перечисленных подсистем экономическая занимает наибольший удельный вес по объему и значимости для предприятия. В свою очередь экономическая информация подразделяется на следующие группы:

- плановая (используется при составлении планов, смет, бюджетов)

- нормативная (нормы, нормативы, тарифные ставки, ценники)

- учетная (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета)

- прочая информация (материалы аудиторских проверок, ревизий, объяснительных и докладных записок, переписок с другими организациями)

В общей совокупности экономической информации около 2/3 всего её объема составляют данные БУ.

Хозяйственная д-ть предприятия – это непрерывные взаимосвязанные хозяйственные процессы снабжения, производства продукции, её сбыта и продажи. И эти процессы в учете отражаются 3 видами учета:

  1. Оперативный учет, который осуществляется на местах производства работ, выполнения различных хоз.функций (участок, цех, склад). И сведения оперативного учета ограничиваются рамками предприятия. Данные используются для текущего повседневного руководства и управления предприятием.

  2. Статистический учет – это наблюдение за общими процессами производства на макроуровне, а не на уровне конкретного предприятия. Статистика подходит к предприятию, как к части экономического пространства страны. Статистическая информация формируется на основе данных не только БУ, но и специальных приемов, таких как выборки и переписи.

  3. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного документального учета операций.

(2)

вопрос взять из Теории БУ

(3)

Организация БУ – это такое его построение, которое создает условие для полноценного контроля за деятельностью предприятия для осуществления анализа хоз.деятельности с наименьшими затратами труда и времени и возможности своевременного и качественного составления расчетов и форм отчетности для всех пользователей информации.

Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на 3 группы:

  1. Администрация организации (Представляет собой совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Представители администрации – это основные пользователи бухгалтерской информации. Состав информации для каждого представителя определяется в зависимости от функции, выполняемых представителем и уровня должности, занимаемой им. Собственников, совладельцев и первых руководителей больше интересует прибыльность и ликвидность предприятия – соотношение платежных средств и обязательств. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, уровня себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.д.)

  2. Сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом (Это сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, которая содержится в бухгалтерской отчетности и на основе её данных делают выводы о финансовых перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации).

  3. Сторонние пользователи информации с непрямым, косвенным финансовым интересом (Это налоговые органы, казначейства, контрольно-ревизионное управление МФ РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат, пенсионный фонд, фонд социального страхования, медстрах, а также органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и др.пользователи – фондовые биржи, покупатели, работники профсоюзов. Пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней информации обязаны хранить коммерческую тайну организации)


(4) Основные правила (принципы) ведения БУ определены Федеральным законом о БУ №129-ФЗ, Положением 34-Н о ведении БУ, ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Основные правила-требования к ведению БУ:

    1. БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ в рублях

    2. БУ ведется непрерывно с момента регистрации организации до ликвидации или реорганизации.

  1. БУ ведется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах БУ

  2. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах БУ без каких-либо пропусков или изъятий.

  3. Текущие затраты на производство и капитальные вложения учитываются раздельно.

  4. Основанием записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после её окончания и содержать обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом №129-ФЗ.

  5. План счетов предусматривает ведение только собственных средств предприятия, а имущество, принадлежащее другим организациям должно учитываться на забалансовых счетах.

Формирование учетной политики предприятия должно осуществляться в соответствии с допущениями и требованиями, установленными ПБУ 1/98:

  1. Имущественная обособленность организации – это имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.

  2. Непрерывность деятельности организации – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у неё отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности.

  3. Последовательность применения учетной политики – учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

  4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности – факты хозяйственной деятельности отражаются в БУ и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени, связанного с этими фактами.

Существуют также и требования к ведению БУ:

  1. Требования полноты – означает необходимость отражения в БУ всех фактов хозяйственной деятельности.

  2. Требование осмотрительности (осторожности, консерватизма) – означают большую готовность к учету потерь расходов и пассивов, чем возможность отражения доходов и активов, не допуская скрытых резервов. Проявлением данного требования является ассиметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его существовании.

  3. Требование приоритета экономического содержания перед юридической формой – означает, что в БУ факты хозяйственной деятельности должны отражаться не только из их правовой основы, но и экономического содержания фактов и условий хозяйствования, например, выдача кредита руководителю в период неустойчивого состояния предприятия.

  4. Требование непротиворечивости – это тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число каждого месяца.

  5. Требование рациональности – это необходимость рационального, экономного ведения БУ, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

  6. Требование нейтральности – не выделение информации в пользу одних участников перед другими.


(5) В международной практике, особенно на крупных предприятиях учет практически делится на управленческий и финансовый. Управленческий учет ведется в целях управления. Потребителями информации являются пользователи на всех уровнях контроля, задействованного на предприятии.


Области сравнения

Финансовый учет

Управленческий учет

1. С точки зрения закона

обязательное

необязательное

2. Решаемая задача

финансовая

экономическая

3. Обзор предприятий

общий

детальный

4. Время охвата событий

прошедшие

настоящие, будущие

5. Природа наблюдаемого явления

внешние

внутренние

6.единицы измерения

руб.

любая денежная или физическая единица измерения

7. типы систем записи

система двойной записи

любая система, обеспечивающая функционирование

8. классификация расходов

по экономической природе

по статистической калькуляции

9. правило

жесткие нормы

гибкие

10. Сроки представления отчета

периодически на регулярной основе

по мере необходимости

11. Требования к надежности информации

точная, подтвержденная документально

быстрая, по существу, приближенная

12. Объекты анализа

коммерческая предпринимательская д-ть в целом

различные участки коммерческой, предпринимательской и производственной д-ти


(6) В настоящее время сложилось 4 уровня нормативного регулирования БУ:

1 уровень – законодательный. Законы прямого действия (№129-ФЗ «О БУ», Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Финансовый кодекс, указы Президента и Постановления Правительства.

2 уровень – стандарты или положения по БУ. Учетный стандарт можно определить, как свод основных правил, устанавливающих порядок учета объекта или их совокупности. Учетные стандарты в отечественном учете – это ПБУ, которые призваны конкретизировать Закон о БУ. В настоящее время действует 20 ПБУ.

3 уровень – методические рекомендации, указания, которые призваны конкретизировать учетные стандарты. Методические рекомендации разрабатываются МФ РФ. А существующие Министерства разрабатывают методические указания для своих подведомственных предприятий.

4 уровень – рабочие документы самого предприятия по БУ. И в первую очередь это приказ «Об учетной политике организации», а также распоряжение Руководителя, связанные с ведением БУ.
(7)

Учетная политика (УП) – это двухуровневое понятие. Различают общенациональную учетную политику и учетную политику предприятия.

Общенациональная УП представлена в ПБУ 1/98 «УП организации» и на основании этого Положения каждая организация составляет свою УП. УП организации после выхода гл.25 НК РФ предполагает формирование 2-х блоков:

    1. УП для бухгалтерского учета

    2. УП для налогового учета

Так как гл.25 НК РФ предлагает организациям самостоятельно формировать таблицы для расчетов по Налогу на прибыль, т.е. появились регистры налогового учета, которые необходимо зафиксировать в УП. Рассмотрим только порядок формирования УП для БУ.

УП организации – это правило, порядок и традиция осуществления хозяйственных операций.

УП организации оформляется организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением). Вновь созданная организация оформляет УП до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня её государственной регистрации (п.10 ПБУ 1/98). В названии приказа может и не быть указаний на год её применения, т.к. предполагается последовательность её применения однажды принятой УП в последующие годы с внесением в случае необходимости изменений и дополнений. Содержание приказа об УП для БУ принято подразделять на 2 группы вопросов:

  1. Организационно-технические

    1. организация учетной работы (кто ведет на предприятии БУ);

    2. вопросы функционирования филиалов (выделены ли они на отдельный баланс или находятся в составе организации);

    3. разработка единого рабочего плана счетов;

    4. если в альбоме унифицированных первичных документов отсутствуют документы, необходимые организации, то они должны быть утверждены в УП организации;

    5. перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

    6. разработка порядка организации документооборота;

    7. выбор формы ведения БУ и технологии обработки учетной информации;

    8. разработка наменклатуры учета МПЗ;

    9. порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

1.10. утверждение внешней и внутренней отчетности организации;

1.11. оформление других решений, необходимых для организации ведения учета.

  1. Методические

Представляют собой совокупность способов ведения БУ. К способам ведения БУ принятых при формировании УП организации и подлежащих раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся способы начисления амортизации ОС и материальных активов и иных активов, оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции, работ и услуг и др.способы).

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об УП организации по конкретным вопросам БУ устанавливаются соответствующими ПБУ. Существенные способы ведения БУ подлежат раскрытию в Пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. В ПБУ 1/98 определены Правила внесения изменений в УП. Изменения возможны согласно п.16 ПБУ1/98 в случае:

  1. реорганизации;

  2. смены собственников организации;

  3. изменение нормативной базы или законодательства по БУ;

  4. разработки новых способов ведения учета как МФ РФ, так и самой организацией;

  5. иного существенного изменения в деятельности организации.

(8)

Переход к рыночным отношениям заставляет по-новому подойти к организации БУ и потребителям новых форм ведения и организации БУ, поэтому в 1997 г. вышло одобрение МФ РФ и методологического совета при МФ РФ – Концепция БУ и отчетности в РФ – дала общее направление развития БУ на десятилетие. В рамках этой концепции была утверждена Программа реформирования БУ в соответствии с МСФО. В этой Программе была определена цель реформирования БУ – приведение национальной системы расчетов в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО. В соответствии с этой целью была поставлены задачи:

1. сформировать систему стандартной отчетности, обеспечивающих полезную информацию для пользователей

2. обеспечить привязку с основными тенденциями на международном уровне

3. методологическая помощь организациям по внедрению реформированной модели БУ

В соответствии с вышеназванными задачами были разработаны основные направления реформирования по каждому конкретному направлению были

1.Законодательно-нормативное регулирование на уровне Президента

2. Формирование нормативной базы (20 стандартов)

3. Методы обеспечения – инструкции, методологические указания к ПБУ.

4. Кадровое обеспечение – перенимается программное обучение специалистов разных уровней.

5. Международное сотрудничество – работа общественного рабочего органа с международными специалистами организации БУ
10.11.05.

раскрывается информация об афилированных лицах, событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, об обесценении финансовых и других активов и учет по сегментам. Но кроме положительных моментов в Концепции отмечаются и недостатки, которые проявляются в:

  1. отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по международным стандартам финансовой отчетности

  2. формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям БУ

  3. неоправданно высокие затраты хозяйственных субъектов на подготовку консолидированной отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)

  4. слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе невысокого качества аудита бухгалтерской отчетности

  5. недостаточность участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности в регулировании бухгалтерской отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии

  6. низкий уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков использования информации, подготовленной МСФО

Концепция предполагает создать приемлемые условия и предпосылки для перехода на МСФО и называет срок – 2004-2010 гг., разбивая на 2 этапа:

1 – 2004-2007 гг.: переход организации на МСФО, кроме организаций, которые составляют отчеты по требованиям национальных стандартов (организации, имеющие дочерние, зависимые общества или сами являющиеся дочерними зависимыми обществами, организации с вкладами в уставный капитал иностранных партнеров)

2 – 2007-2010 гг.: переход всех организаций на МСФО.

И для того, чтобы выполнить эти направления необходимо дальнейшее развитие БУ и отчетности по следующим основным направлениям:

1. повышение качества информации, формируемой в БУ и отчетности;

2. создание инфраструктуры применения МСФО;

3. изменение системы регулирования БУ и отчетности;

4. усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5. существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением БУ и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Концепцией отмечено, что современный БУ представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица и консолидированную финансовую отчетность.


Скачать файл (81 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации