Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Проективные методы исследования - файл 1.doc


Реферат - Проективные методы исследования
скачать (130.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.17.12.2011 22:26скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Содержание.


  1. Введение………………………………………………………………………………………….3 стр.

  2. Развитие взглядов на понятие “Проекция”. ……………………………………………………4 стр.

  3. Стандартизированные методы психодиагностики (тесты).…………………………………..4 стр.

  4. Тест Роршаха. …………………………..……………………………………………………….8стр.

  5. ТАТ……………………………………………………………………………………………. .12 стр.

  6. Сравнение ТАТа и теста Роршаха. ……………………………………………………………14 стр.

  7. Заключение……………………………………………………………………………………...15стр.

  8. Литература………………….…………………………………………………………………...16 стр.

1. Введение.


Проективные методики – один из самых популярных способов психологического тестирования. Варианты методик крайне разнообразны: тест чернильных пятен Роршаха, ТАТ и его многочисленные производные, тест “Завершение предложений”, рисунок человека и “дом, дерево, человек”, рисунок семьи, рисование пальцами и многие другие. Наибольшее распространение проективные тесты получили в 30-х – 40-х годах ХХ века, да и сейчас эти методики не утратили своей актуальности. Первоначально считалось, что, сталкиваясь с неопределенным стимульным материалом, тестируемый, сам того не зная, полностью раскрывает свое бессознательное, и тестирующему не нужно тратить колоссальных сил, чтобы до него добраться. Практика показала, что это далеко не всегда. Так, например, Г.Олпорт считал, что здоровый человек, в отличие от невротика и психотика, может сам про себя рассказать и нет нужды прибегать к проективным тестам – достаточно и непроективных. В процессе своего развития проективная психология была не раз подвергнута критике самыми известными психологами, но, несмотря на это, продолжала развиваться и довольно успешно применяться в самых различных отраслях человеческой жизни.

Даже внутри проективной психологии нередко встречаются противоречивые мнения психологов по поводу трактовки тех или иных ответов, но всегда проективные тесты были направлены на получение целостной картины всей личности, а не ее отдельных черт и, благодаря этому, в момент своего наибольшего развития данные методики несколько потеснили традиционные методы психодиагностики. Довольно трудно определить, какое влияние на интерпретацию ответов тестируемых оказывает большой простор для размышлений самого психолога, который получает возможность толковать результаты, ориентируясь на определенную научную школу и собственный опыт.

Вообще, проблемы проективной психологии и возможные области ее применения являются настолько обширными и актуальными темами, что будут рассмотрены более подробно далее в работе.

Итак, проективные исследования, как относительно новая отрасль науки, обладают широким спектром пока неразрешенных вопросов, которые, на мой взгляд, весьма актуальны для современной психологии, поэтому, выбирая тему для исследования, я остановилась на этом направлении. По-моему, возможность получить целостный портрет личности, пусть и с некоторыми неточностями – уникальный шанс, который редко предоставляется психологам в других областях.
^

2. Развитие взглядов на понятие “Проекция”.


Теоретическое обоснование проективных методик базируется на понятии “проекция”, причем существуют разница между психоаналитическим и психодиагностическим пониманием этого феномена. В психоанализе проекция – это (в первую очередь) механизм защиты, заключающийся в неосознанном приписывании другому неприемлемых для самого себя свойств, мотивов, чувств и другого, а в психодиагностике проекция понимается как процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно нейтральным неструктурируемым материалом, в ходе которого осуществляется идентификация и собственно проекция, то есть наделение собственными мыслями, чувствами и переживаниями. Из этого следует, что продукты деятельности испытуемого несут на себе отпечаток его личности.

Вообще, термин “проекция” был введен Фрейдом в 1894 году в статье “Невроз страха”, а в 1896 году, работая далее над проекцией, он дал ей довольно четкое, состоящее в том, что проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и установок другим людям или внешнему миру в качестве защитных механизмов, позволяющих не осознавать “нежелательных” явлений в самом себе. Несмотря на то, что проекция, таким образом, была порождена психозами и неврозами, Фрейд в последствии применял ее и к другим формам поведения, например, к формированию религиозных побуждений (“Будущее одной иллюзии” и “Тотем и табу”).

Затем широчайшее использование термин “проекция” получил в области клинической психологии в связи с проективными техниками, такими, как тест Роршаха, ТАТ, тест “Завершение предложений” и многие другие. Основной смысл этих тестов заключался в том, что испытуемому предъявляли некий стимульный материал с последующим предложением прореагировать на него, причем допускалось, что субъект проецирует собственные потребности и процессы, что должно проявляться как реакция на неоднозначные стимулы.

Сейчас полагается, что при истинной проекции тестирующий имеет дело с приписыванием свойств и отношений, не только остающихся бессознательными в целях защиты, но и являющимися неприемлемыми для этого и, следовательно, приписываемых объектам внешнего мира. Это означает, что они и не могут быть осознанными, кроме как с помощью длительных терапевтических процедур.

Столкнуться с хорошо видной проекцией можно, например, в случае, выраженном как “Я его ненавижу, потому что он меня ненавидит”. Ситуация следующая: Джо хочет взять у Джима сенокосилку, но не знает, как ее попросить, поэтому рассуждает следующим образом: “Джон скажет, что, когда я прошлый раз брал у него какую-то вещь, то вернул ее грязной”. Затем этот человек воображает себе весьма яростный спор и, когда он в результате приближается к дому Джима, который, стоя на крыльце, приветствует соседа, Джо сердито отвечает: “Можешь оставить себе свою чертову газонокосилку!”. (статья Л. Беллака “О проблемах концепции проекции”).

Анализируя эту ситуацию, можно увидеть, что Джо хочет что-то взять, но вспоминает прошлый отказ. Он усвоил (от родителей, братьев, сестер и так далее), что на просьбу можно не получить согласия и из-за этого злится, поэтому он воспринимает Джима, как разозлившегося на него и ответ на воображаемую агрессию звучит как “Я ненавижу его, потому что он ненавидит меня”.
^

3. Стандартизированные методы психодиагностики (тесты).


1. Определение понятия психологического теста

В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них. “Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения”. “Тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий”. “Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения”. Все определения содержат следующие общие моменты:

1) тест - один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.;

2) это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;

3) это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности.

Объективность, валидность и надежность - требования, которым должен удовлетворять каждый тест. Рассмотрению этих понятий посвящены следующие параграфы.

^ Психологический тест как объективное измерение

Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых “сырых баллах”.

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

1) единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;

2) единообразие оценки выполнения теста;

3) определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования (см. здесь “третий этап стандартизации”).

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

^ Этапы стандартизации

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1) условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

3) Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные - с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

4) Временные ограничения выполнения данного теста.

5) Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

6) Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7) Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка “правильного ответа” и др.

8) Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:

1) разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.

2) устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.).

3) устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего- признака - возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса и др. Например, для теста Векслера на интеллект нормы ограничены возрастными рамками.

4) разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше нормативного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уровне развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.

^ Определение норм для теста

На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данной группе принято считать нормой. Средний результат - это не единственное число, а диапазон значений. Существуют определенные правила формирования такой группы испытуемых, или, как ее иначе называют, выборки стандартизации.

Правила формирования выборки стандартизации:

1) выборка стандартизации должна состоять из респондентов, на которых в принципе ориентирован данный тест, то есть если создаваемый тест ориентирован на детей (например, тест Амтхауэра), то и стандартизация должна происходить на детях заданного возраста;

2) выборка стандартизации должна быть репрезентативной, то есть представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам, как возраст, пол, профессия, географическое распределение и т.д. Под популяцией понимается, например, группа дошкольников 6-7 лет, руководителей, подростков и т.д.

Распределение результатов, полученных при тестировании испытуемых выборки стандартизации, можно изобразить с помощью графика - кривой нормального распределения. Этот график показывает, какие значения первичных показателей входят в зону средних значений (в зону нормы), а какие выше и ниже нормы. Например, на рис.1 изображена кривая нормального распределения для теста “Прогрессивные матрицы Равена”.
Чаще всего в руководствах к тому или иному тесту можно встретить выражения нормы не в виде сырых баллов, а в виде стандартных производных показателей. То есть нормы к данному тесту могут быть выражены в виде Т-баллов, децилей, процентилей, станайнов, стандартных IQ и др. Перевод сырых значений (первичных показателей) в стандартные (производные) делается для того, чтобы результаты, полученные по разным тестам, можно было сравнивать между собой.

Производные показатели получаются путем математической обработки первичных показателей.

Первичные показатели по разным тестам нельзя сравнивать между собой по причине того, что тесты имеют различное внутреннее строение. Например, IQ, полученный с помощью теста Векслера, нельзя сравнивать с IQ, полученным с помощью теста Амтхауэра, так как эти тесты исследуют разные особенности интеллекта и IQ как суммарный показатель по субтестам складывается из показателей разных по строению и содержанию субтестов.

3. Валидность

Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности.

Помимо общего значения в понятие валидности входят многие другие сведения. Существуют разные типы и виды валидности, в которых отражены эти сведения. Ниже приведены некоторые типы.

1) Практическая валидность характеризует тест не столько со стороны его психологического содержания, сколько с точки зрения его ценности в отношении достижения определенной практической цели (прогнозирования, диагностики). Выделяют подтипы практической валидности: прогностическая и совпадающая. Тест с высокой прогностической валидностью позволяет сделать прогноз, насколько успешно испытуемый будет выполнять определенную деятельность впоследствии. Тест с высокой совпадающей валидностью позволяет ответить на вопрос: “Какова вероятность того, что индивид Х обладает свойством У в настоящий момент времени?”

2) Валидность по объему отражает степень, в какой объем теста выборочно репрезентирует тот класс ситуаций или учебного материала, относительно которого должны быть сделаны выводы. Валидность по объему показывает, в каком объеме, в какой мере психическое свойство отражено в методике.

3) Оценочная валидность выражает степень корреляции (соответствия) между показателями, полученными испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойства со стороны экспертов. Например, при валидации (проверке теста на валидность) тестов оценки умственных способностей школьников в качестве экспертов обычно выступают учителя.

4) Внешняя валидность означает, что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержанию метода.

Эффективная методика может быть создана, если она прошла все этапы валидации, то есть когда приняты меры для придания ей как содержательной валидности (см. общее значение понятия валидности выше), так и практической.

4. Надежность

О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:

1) при повторном применении метода к тем же самым испытуемым в одних и тех же условиях через определенный интервал времени результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой.

2) Действия случайных посторонних факторов не оказывают существенного влияния на результаты тестирования.

В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещенность помещения и др. Такие посторонние случайные факторы еще называют факторами нестабильности измерительной процедуры.

3) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым через определенный интервал времени в измененных условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под измененными имеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др.

Существуют различные методы оценки надежности:

1) Ретестовый метод - повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Полученная высокая корреляция может быть результатом тренированности испытуемого на заданиях подобного типа; низкая корреляция может быть результатом происшедших изменений с испытуемым, а также может свидетельствовать о ненадежности теста.

2) Надежность взаимозаменяемых форм - повторное тестирование выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя параллельными формами теста. Высокий коэффициент корреляции и большой интервал между двумя испытаниями свидетельствуют о высокой надежности теста.

Возможный обман со стороны испытуемого, его искушенность, события, происшедшие в интервале между тестированиями, не оказывают особого влияния (как в ретестовом методе) на степень надежности теста. Если фактор тренировки снижен при тестировании параллельными формами, то эффект переноса принципа заданий часто имеет место. Эффект переноса следует учитывать при построении параллельных форм.

Требования к построению параллельных форм:

а) параллельные формы должны быть независимо построенными тестами, но отвечать одним и тем же требованиям;

б) должны содержать одинаковое количество заданий со сходной степенью трудности;

в) эквивалентность параллельных форм необходимо проверять ретестовым методом.

4) Метод расщепления состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части. Респондент выполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двух результатов (например, тест Равена содержит две части: четные и нечетные задания).

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя этими частями. Он называется коэффициентом внутренней согласованности теста.

^ Валидность и надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно - остается под вопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, как содержательная, так и практическая.
Учитывая все выше перечисленное можно перейти к анализу проективных тестов и убедиться на конкретных примерах насколько они соответствуют данным критериям.

^

4. Тест Роршаха.


Тест чернильных пятен Роршаха был назван по имени его создателя швейцарского психиатра Г. Роршаха. Книга “Психодиагностика”, где был изложен основы и опыт вышла в 1921 году.

Новизна данной методики состояла в том, что ответы испытуемый давал самостоятельно, а не выбирал из числа предложенных, что позволяло избежать внешней детерминированности ответов, которые в данном случае оказываются обусловлены особенностями восприятия и прошлым опытом испытуемого. Роршах счел, что в следствие этого теста можно установить связь между продуцируемым фантазийным материалом и типом личности.

Роршах опирался не на содержательный аспект ответов, а на процесс продуцирования ответов, то есть а том, как испытуемый воспринимает стимульный материал.

Анализируя ответы, который были получены и от больных, и от здоровых людей, Роршах отметил, что с помощью теста можно оценить уровень интеллекта испытуемого, дифференцировать ответы и выделить различия между ответами людей, страдающих разными видами психических заболеваний.

В ходе экспериментов были выделены два типа ответов: двигательный и цветовой, которые затем соотнесли с экстраверсивной и интроверсивной тенденцией. Так, преобладание ответов по движению Роршах соотнес с интроверсивной тенденцией, а по цветам – с интроверсивной. По его мнению, данные тенденции характеризуют не столько уровень адаптации индивида, сколько индивидуальные механизмы ее реализации, а основное отличие между тенденциями – зависимость либо от внешних переживаний, либо от внутренних впечатлений.

Вообще, тест чернильных пятен является практически универсальным и почти не изменился за время своего существования, все доработки касались в основном уточнения показателей и способов кодирования, поэтому ознакомление (как минимум) с этим тестом должно быть актуально для любого желающего научиться приемам проективного тестирования.
^

4.1. Описание теста.


Стимульный материал теста представлен 10 стандартными таблицами с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями - пятнами. Примеры карты представлены в приложении. К одной из них приложены три интерпретации: таблица III теста Роршаха. Под ней три необычные интерпретации. 1. Испытуемый (больной шизофренией с острым чувственным бредом) объединяет в одном ответе центральное красное пятно, нижний черный участок и белый промежуток между ними. Он увидел во всем этом “медведя на горшке”. Налицо три странности: выделение пятен необычной конфигурации; смещение фигуры и фона; алогичность самой ситуации. 2. Другой испытуемый (чудак) выделил в той же таблице только три красных пятна: “пряди волос” и “галстук-бабочку”. Их он дорисовал до “человека”. Изображение строится в белом пространстве над таблицей и выходит за ее пределы. 3. “Поминальное целование” — именно так истолковала перевернутую на 180° таблицу больная шизофренией с острым чувственным бредом. Она увидела в пятнах трех человек: в центре “умершую старушку” (в саване, украшенном красной лентой) и двух целующих ее “родственниц”. Очертания “тела старушки” не соответствуют контурам пятен. Специалисты определяют такие толкования как ответы с нечеткой формой. В интерпретации отражено тревожное состояние больной. На этом примере видно, насколько различаются ответы тестируемых и как можно интерпретировать их, так как многое зависит от человека, проводящего тест. Как и во многих других методиках, предполагаются доброжелательные отношения между тестирующим и тестируемым.

В целом, эксперимент состоит из нескольких этапов:

  1. Процедура проведения.

Экспериментатор садится так, чтобы видеть таблицы одновременно с тестируемым, изображения предъявляются в основном положении с 1 по 10. Одновременно испытуемому задается вопрос: “Что это вам напоминает?” или похожий на него, нет никакого ограничения по времени, а после ответа задается еще один вопрос: “Что вы еще можете добавить?”. Все ответы заносятся в протокол с отметками о мимике, восклицаниях и поведении тестируемого, а также время, которое требуется испытуемому на ответ.

  1. Опрос.

Цель этого этапа – уточнение ответов. Задаются вопросы следующего типа: “Покажите, где находится...”, “Как у вас возникло такое впечатление?” и так далее. Дальнейшие вопросы зависят от ответов испытуемого.

  1. Определение границ чувствительности.

Данный этап считается дополнительным, и необходимость в нем возникает при малосодержательных предыдущих этапах. Здесь на испытуемого оказывается давление, задаются более конкретные вопросы. Возможна проверка реакции на цветовой стимул и другое.
После эксперимента идет стадия шифровки (кодирования) ответов. Под этим термином подразумевается оценка и классификация ответов с учетом следующих категорий: локализация, детерминанты, содержание, оригинальность – популярность, уровень формы. Цель этого процесса – формализация ответов для последующего анализа и интерпретации.

Следует отличать ответ от комментарий или замечаний. Ответ – те высказывания, которые сам испытуемый признает в качестве ответов и которые продуцированы спонтанно. Замечания и комментарии ответами не считаются.
^ 4.2. Локализация ответов.

Она определяется соотнесением образа с той или иной частью пятна. Если испытуемый интерпретирует таблицу целиком и охватывает все пятно, то ответ – целостный (W – whole). Например, ответ “Летучая мышь” или “шкура животного” к таблице VI. Конечно, могут быть и более сложные варианты сложных ответов, когда испытуемый приходит к ним постепенно, через несколько сменяющихся образов, которые приводят к единому целому. Целостным также считается ответ, когда отдельные небольшие части пятна игнорируются.

Конфабуляторный целостный (DW) – ответ с опорой на какую-то изолированную деталь и домысливанием до целого без учета остальной части пятна.

Ответ на обычные крупные и хорошо заметные детали, замечаемые чаще всего обозначается D, некоторые исследователи выделяют отдельную категорию d – ответы на мелкие обычные детали. Ответ на необычные детали (не на целое пятно, не обычные детали и не белое пространство, а на редко воспринимаемые фрагменты) обозначается Dd. Ответы на белое пространство (ответ не на детали пятна, а на свободные промежуточные области) – S. Если белое пространство воспринимается вместе с темными фрагментами, то, в зависимости от ситуации, идет обозначение WS или DS.

4.3. Детерминанты.

Это качественные характеристики ответа – форма, цвет и оттенки. Они сигнализируют о способе восприятия испытуемого, избирательности по отношению к тем или иным аспектам окружающего мира. Одна из детерминант считается основной, остальные – дополнительными.

F – детерминанта, свидетельствующая об обусловливании ответа формой пятна, его контуром. Существуют ответы с хорошей формой – F+, когда образ соответствует конфигурации пятна. Другой вариант определения ответа с хорошей формой дается по статистическому критерию – то есть, те, которые даются здоровыми людьми. F- - неточные и неопределенные ответы.

М – движение. За этой детерминантой, которая не вытекает из свойств самого пятна, всегда стоит идентификация. М – ответы, в которых передается человеческая деятельность, даже если она приписывается животным, статуям, карикатурным персонажам и т.д. m – деятельность животных.

С – детерминанты цвета. FC – доминирует форма (“красные носки”), CF – доминирует цвет, а форма отходит на второй план (“облака”), С – детерминирование только цветом, Cn перечисление цветов при отсутствии содержания, C’ – ахроматические цветовые ответы, при сочетании с формой выглядят, как C’F или FC’.

Оттенки. Эта терминанта соответствует ответам, в которых фигурируют хроматические или ахроматические светотени, благодаря которым образ приобретает глубину, структуру или перспективу. Записывается, как Fc, cF, c.

Если в ответе выражается впечатление трехмерности и глубины, он шифруется как K (диффузные состояния – туман), FK (деревья в воде, один объект перед другим), KF (неопределенная форма, “облака, похожие на людей”).

Ответы, характеризуемые восприятием трехмерного пространство, проецируемого на двухмерную плоскость, зашифровываются, как Fk (рентгеновские снимки), kF (карта, не соотносящаяся с конкретной страной), k (просто “рентгеновский снимок” без формы не менее трех раз).

^ 4.4. Содержание ответов.

На этом этапе ответы соотносятся с той или иной категорией классификации: человеческие фигуры, целые или почти целые – H, человеческие фигуры как карикатуры, мифологические персонажи и т.д. - (H), части человеческой фигуры, представленные как карикатуры или детали фантастических фигур – Hd, фигуры животных, целые или почти целые – A, фигуры мифологических зверей и чудовищ - (A), детали тела животных -Ad .ю детали тела фантастических животных - (Ad), внутренние органы человека – At, внутренние органы животных – Aat, половые органы, указания на сексуальную деятельность – Sex, предметы- Obj, предметы из животного материала – Aobj, пища – Food, пейзажи, ландшафты – N, карта, острова – Geo, ратсительность, деревья, овощи и фрукты – Pl, архитектура – Arch, детский рисунок – Art, абстракции – Abs, кровь – Bl, огонь – Ti, облака - Cl. Редкие ответы, не попадающие под конкретную категорию, обозначаются целыми словами.

^ 4.5. Оригинальность – популярность ответов.

Ответы дифференцируются на две категории: наиболее распространенные (популярные) и наиболее редкие (оригинальные). Популярные (Р) – те, которые даются каждым третьим испытуемым. Оригинальные (О) – встречающиеся приблизительно один раз на 100 ответов. Существуют также ответы О+ и О-, а также ®О.

^ 4.6. Уровень формы.

Оценка уровня формы производится по трем компонентам: (1) – четкость ответов (четкие и нечеткие), неопределенные ответы подразумевают ссылки на предметы, не имеющие конкретной формы, так что почти любая часть пятна или само пятно могут соответствовать им, (2) – разработка (спецификация) ответов, при которой форма разрабатывается более подробно, (3) – организация.

Форма оценивается по шкале от –2,0 до +5,0. Сперва выносится основная оценка, затем либо добавляется 0,5 очка за каждую конструктивную разработку, либо отнимается 0,5 за каждую “размывающую” разработку. Оценка 1,0 – четкий ответ (популярные или не требующие особого воображения ответы), 1,5 – концепции, превышающие минимальное требование четкости, что означает 4 или более характеристик формы, 0,0 – неопределенные по форме ответы (C, Cn, c, C’, K, k и т.д.), а 0,5 за ответы, не отрицающие форму полностью (CF, C’F, cF, KF, kF), -0,5 присваивается в случае, если определенному полю приписывается неопределенная концепция, -1,5 – ответ конфабулярен (DW), 2,0 – оценка не совпадает с пятном и не производится никаких усилий по сопоставлению. Любая снижающая разработка ведет к уменьшению основной оценка на 0,5 баллов. Если основная оценка уже имеет знак минус, дальнейшего вычитания не производят.

4,0 – очень высокие интеллектуальные способности, 3,0 – высокие, 2,0 – средние или несколько выше.

С помощью взвешенной оценки формы рассматривается уровень общих способностей испытуемого. Все оценки, равные 2,5 или выше при этом умножается на 2, к ним плюсуются все оценки ниже 2,5, а полученная сумма делится на общее количество ответов. Уровень формы от 1,0 до 1,4 – средний интеллект, от 1,5 до 1,9 – интеллект выше среднего, 2,0 – высокий интеллект.

4.7. Интерпретация.

Значение локализации показателей.

Локализация ответа свидетельствует о том, как индивид подходит к познанию объектов и явлений окружающей реальности, демонстрирует ли он стремление охватить ситуацию во всем ее масштабе. Ответ (WF+) свидетельствует о высоком интеллекте, указывает на склонность к фантазированию и честолюбию. (DW) и (WF--) – показатели интеллектуальных нарушений или критичности (наблюдается у дебилов, маниакальных больных, эпилептиков, шизофреников или в случае органического поражения мозга. Нормальное соотношение целостных ответов 20-30% от общего числа. Большое количество W при малом D указывает на склонность индивида к абстрактному мышлению, фантазированию и неприятию объективной реальности. Обратная ситуация указывает тяготение к логике и здравому смыслу. Нормальные показатели D – 45-55%, d – 5-15%. Преобладание мелких деталей (d>15%) может указывать на излишний педантизм или симптом навязчивости. Редкие детали (Dd) могут указывать на неуверенность и тревожность. При F+ может означать любознательность и оригинальность мышления. Акцент на (dd) интерпретируют, как при признак мелочности, педантичности, навязчивости или как знак тонкой наблюдательности. Опора на белый фон (S, WS, DS) у экстравертов - негативизм и противостояние миру, у интровертов – неуверенность и чувство неполноценности. В сочетании с указанием на цвет – агрессивность вовне, а при сочетании с движением – на себя. F+ - важнейший компонент интеллекта, показатель четкого ассоциативного процесса и устойчивости внимания. Если акцент сначала идет на целое, а потом на детали, то это показатель упорядоченного подхода к реальности (при постоянном повторении – ригидность, стереотипность мышления), если все ответы, кроме одного-двух, начинаются с W, то такая последовательность называется упорядоченной, если же преобладает нерегулярность, при которой нет вообще никакого порядка, то это может быть связано с нарушением адаптации.

^ Значение основных детерминант.

Форма F чаще всего обуславливает ответы. F+ - проявление сознательных конструктивных тенденций личности, способность контролировать силы эго. Преобладание F-ответов свидетельствует о ригидности, чрезмерном самоконтроле. 100% F наблюдается у педантов и депрессивных больных. F<20% - недостаток контроля, понижение F+ наблюдается у эпилептиков, олигофренов и при органическом поражении мозга.

Движение привносится самим испытуемым, значит, этот показатель – проекция глубинных слоев подсознания. Ответы по движению связывают с творческими способностями, развитым интеллектом и воображением. В норме число М прямо пропорционально продуктивности интеллекта, богатству ассоциаций и т.д. М приписывается способность принятия индивидом своего “я”. Роршах различал активные кинестезии (фигура в движении), указывающие на активную установку и пассивные кинестезии (сгибание), указывающие на бегство от мира. Здоровые испытуемые должны давать по крайней мере три М ответа. FM может указывать на незрелость личности.

Цвет (C, C’), выступающий в качестве детерминанты ответов, расценивается, как признак эксраверстированной тенденции. В сочетании с формой может указывать на степень зрелости аффекта. FC – менее поддающаяся контролю эмоциональность, раздражительность, чувствительность и внушаемость, С – импульсивность, близкая к патологии. При переходе от черно-белых таблиц к цветным некоторые испытывают “цветовой шок”, впадая в эмоциональный и ассоциативный ступор, что расценивается, как признак невротического угнетения аффекта. Ахроматичные ответы (С’) указывают на пессимизм и тревогу.

Оттенки указывают на восприимчивость испытуемого к тонким нюансам его отношений к окружающим. Fc – актуальность для испытуемого таких нюансов, способность учитывать потребности других. FK, KF, K – указание на осознание тревоги и поиск путей выходы из нее. При К больше трех, уровень фрустрации высок, но нет адекватных способов ее преодоления.

Категория “популярные ответы” рассматривается, как признак стереотипного мышления, консервативного мышления, а также хорошей социальной адаптации. Количество популярных ответов в 25% - оптимально. Движение неодушевленных предметов – признак внутренней напряженности и конфликта, ощущение страха и беспомощности. Такие ответы свойственны в основном шизофреникам и шизоидам. Частое упоминание о перевернутых объектах свидетельствует о повышенной инфантильности.
^

Вывод из теста.


Несмотря на широкие диагностические возможности методики, тест Роршаха – проективная методика. Сталкиваясь с малоструктурированным объектом испытуемый проецирует на него свой способ восприятия, свое отношение к жизни, стремления, мотивы, комплексы, переживания. Необходимость организовать неструктурированное поле приводит к созданию проекции индивидуального мира личности. Таким образом, испытуемый выражает то, что скрывает или не может сказать, отчасти потому, что сам не знает и не осознает.

^

5. Тематический апперцептивный тест (ТАТ).


Вероятно, этот тест, разработанный Генри Мюрреем и Кристиной Морган, имеет наибольшую известность среди проективных методик. Он состоит из фотографий, на каждой из которых изображены какие-то сцены. Большинство карточек показывают одного или двух человек в какой-то важный жизненной ситуации, хотя есть несколько более абстрактных картин. Испытуемого просят сочинить рассказ по каждой сцене, которую он видит на карточку, включая описание того, что происходит в данный момент, мысли и чувства участников сцены, то что привело к ней и возможные последствия. Так как стимульный материал часто неопределенн и допускают множество истолкований, то при сочинении историй они дают достаточно простора для выражения индивидуальности.

Некоторые карточки ТАТ предъявляются и мужчинам, и женщинам, другие – представителям только одного пола.

Истоки теста связаны с психодинамическими представлениями. По Мюррею Тат обычно используется, чтобы вскрыть бессознательные и подавленные тенденции. Предполагается, что испытуемые не осознают, что на самом деле ведут речь о себе, и поэтому их защитные механизмы могут быть обойдены.

Ответы можно обрабатывать по схеме, созданной Мюрреем или по многим другим, которые были созданы впоследствии. ТАТ применяется как в клинической практике, так и в экспериментальных исследованиях мотивации. Предполагается связь между фантазиями и скрытой мотивации. Проверка этого предположения привела к двояким результатам: фантазия может сопровождать проявления мотива в реальном поведении, а может и замещать его.
^

Проведение ТАТ.


В процессе проведения теста испытуемый должен чувствовать себя свободно, между ним и тестирующим должно быть установлено соответствующее непринужденное взаимопонимание. Испытуемый может либо сидеть на стуле, либо лежать на кушетке. Проводящему тест желательно расположиться за спиной тестируемого, можно сбоку, чтобы наблюдать за мимикой испытуемого. Не стоит проводить тест с подозрительным человеком или ребенком.

Желательно дать испытуемому следующую инструкцию: “Я буду показывать вам картинки, и я бы хотел, чтоб вы рассказали мне, что происходит, с каждой из них, что было до этого и чем все закончиться. Я хочу, чтобы ваши истории были интересными, яркими, чтобы вы импровизировали”.

В соответствии со стандартной процедурой испытуемый должен был рассказывать свои истории в устной форме, а тестирующий должен записывать его слова от руки или с помощью диктофона. Полезно сообщить о том, что каждый рассказ должен включать в себя порядка трехсот слов и быть как можно более спонтанным.


^

Интерпретация ТАТ.


Оригинальная техника интерпретации, применяемая Мюрреем и его коллегами была основана на анализе историй по схеме “потребность-пресс”. Каждое предложение анализируется с точки зрения потребностей главного действующего лица (героя) и внешних сил (прессов), воздействию которых он подвергается. Таким образом, в соответствии с потребностями и прессами анализируется каждый рассказ и подсчитывается средневзвешенный результат по каждой потребности и прессу. После этого может быть создана стройная иерархическая система потребностей и видов прессов и составлена соответствующая таблица (см. приложение). Помимо страницы для записей количественных данных по потребностям-прессам существует также страница для записи самых основных качественных данных, не подходящих под определенные категории, описанные в рекомендации по интерпретации, приведенные ниже.

Роттер предлагал три этапа для интерпретации ТАТ, первый из них связан с одиннадцатью аспектами рассказов, которые предстоит интерпретировать:

  1. Автобиографичность, связность, согласованность, преобладающее настроение, подход к вопросам пола и секса, окончание и соответствующее отношение с рассказами, повторяющиеся темы, употребление нетипичных слов, отношение к миру, характеристики центрального персонажа, типичные способы решения проблем, персонажи, ассоциирующиеся с членами семьи и т.д.

  2. Провозглашение пяти принципов интерпретации: частота встречаемости идеи, оригинальность, тенденции идентификации, тенденции стереотипизации, предложение альтернативных интерпретаций.

  3. Предложение для качественного анализа личностных тенденций, что и является заключительным этапом интерпретизации.



^

Рекомендуемый метод интерпретации ТАТ.


Так как по мнению многих авторов эффективность ТАТ обусловлена его способностью выявлять содержание и динамики межличностных отношений и психодинамические паттерны, то и предлагаемые техника и категории оценивания направлены на получение именно этой информации.

Необходимо иметь в виду, что испытуемый рассказывает не о реальных людях, а о персонажах на картинке, а значит, здесь повышается вероятность того, что рассказы испытуемого будут отображением его внутренних переживаний. Но нельзя ставить диагноз на основе только рассказа, поэтому рекомендуется идти дальше, применяя другие методики.


^

6. Сравнение ТАТ и теста Роршаха.


Вряд ли данные методики можно считать конкурирующими. Большинство психологов предпочитают использовать обе этих методики. Тест, разработанный Роршахом имеет большие преимущества в качестве формальной перцепт-аналитической методики, т.к. великолепно раскрывает внешнюю, экспрессивную природу мыслительных процессов эмоциональной организации, кроме того, выявляет паттерны, в большей или меньшей степени типичные для определенных психических заболеваний, и ход развития болезни. Контент-анализ теста Роршаха, разумеется, имеет некоторые ограничения в применении, но не все техники могут обеспечить необходимый для теста Роршаха уровень анализа.

ТАТ же, в свою очередь, имеет некоторые отличия. Он больше работает с содержанием и более подробно, чем любой другой тест, раскрывает актуальные динамики межличностных взаимоотношений. Сам характер картинок позволяет собрать основные данные, касающиеся отношения испытуемого к авторитетным фигурам мужского и женского пола, сверстникам обоих полов, часто дает представление о развитии отношений в семье. Он не настолько эффективен, как тест чернильных пятен, в области выявления страхов, зато может определить их характер, помогает выстроить иерархию потребностей и структуру компромиссов между “я” и “супер я”. ТАТ, как и тест Роршаха во многих случаях может выступать в качестве диагностики.

7. Заключение.


Рассмотрев с разных сторон две проективных методики и сравнив ее с пятифакторной моделью, можно сделать несколько выводов:

  • И тест Роршаха, и ТАТ отвечают поставленным их авторами задачам, а именно позволяют выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности, способствуют определению уровня скрытых тенденций, которые субъект, или пациент, скрывает или не может показать вследствие их неосознанности.

  • Каждый из тестов имеет определенный набор уникальных характеристик и позволяет находить то, что не выявляет ни один другой тест.

  • Акцент в данных проективных методиках делается на выявление богатства личности человека в как можно более полном объеме.

  • Тест чернильных пятен Роршаха и ТАТ успешно используются как диагностики психических заболеваний.

  • Каждый из тестов имеет свои минусы и ограничения. Особенно это касается ТАТа, так как для него создано огромное количество способов интерпретации и рекомендаций, многие из которых недостаточно проверены для масштабного использования.

Так как тест чернильных пятен и ТАТ используются для диагностики психических заболеваний, то они все более широко применяются в клинической психологии и психиатрии.

Каждый из этих тестов может помочь любому человеку выявить “проблемные” темы и лучше разобраться в собственном внутреннем мире, разумеется, с помощью опытного специалиста-психолога. И еще раз можно подчеркнуть, что рекомендуется использовать не одну, а сразу несколько методик, особенно для выявления заболеваний, так как в этом случае значительно уменьшается возможность появления неточностей, связанных с одной и той же методикой, тем более, что они хорошо дополняют друг друга и это видно в классическом случае Джима.

В итоге можно сказать, что, несмотря на все проблемы, связанные с использованием проективных методик, каждая из них по своему уникальна и полезна, а значит, в ближайшее время область их применения будет расширяться, а сами методики – совершенствоваться.



8. Литература.




  1. Л. Первин, О. Джон. Психология личности. Теория и исследования. М., 2001.

  2. “Проективная психология”, хрестоматия, М., 2000.

  3. Г. А. Мюррей, ТАТ. Руководство. Гарвард, 1971 .

  4. Соколова Е. Проективные методы исследования личности. М., 1990.

  5. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М., 1998.



Скачать файл (130.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации