Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Диагностика нравственного развития - файл 1.doc


Контрольная работа - Диагностика нравственного развития
скачать (345.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc346kb.17.12.2011 23:18скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования Российской Федерации
Тольяттинский Государственный Университет
Факультет "Дошкольная педагогика и психология"

Контрольная работа по предмету:

Диагностика нравственного развития
Тема: "Становление этических инстанций и социальных чувств в дошкольном возрасте"


Выполнила:

студентка гр.ДПз – 442

Ковригина И.Н.
Проверил:

преподаватель




Тольятти 2007

СОДЕРЖАНИЕ


1. Развитие морального сознания

3

2. Формирование морального поведения

4

3. Развитие социальных чувств

5

4. Психолого – педагогические аспекты этического воспитания дошкольников

7

Практическое задание:

11

Список использованной литературы

27

1. Развитие морального сознания (Ж.Пиаже, Л.Кольберг)
Становление этических инстанций и социальных чувств. Дошкольный возраст – период интенсивного морально – нравственного развития ребенка. Именно в этот период складываются первичные этические инстанции, которые во многом определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям. Становление внутренних этических инстанций происходит по нескольким линиям. Во-первых, это развитие морального сознания, во-вторых — становление моральной саморегуляции поведения и, в-третьих развитие социальных нравственных чувств.

Важным свидетельством развития морального сознания являются этические оценки. Моральным суждениям детей посвящено немало интересных исследований, основа которых была заложена Ж. Пиаже.

Изучая моральные суждения детей, Пиаже, как и при исследовании детского мышления, использовал метол клинической беседы: он предлагал детям решать различные моральные проблемы. Он сделал заключение о том, что от 5 до 12 лет моральные представления детей меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм — это твердое, однозначное понимание добра и зла, в котором понятие о справедливости подтверждается авторитетом взрослого. Нравственный релятивизм, присущий детям примерно с 11 лет, основан на убеждении что каждый имеет право на уважение. Младшие дети полагают, что законы морали незыблемы, они установлены властью старших, их нельзя менять и они не допускают исключений.

В период нравственного реализма дети оценивают действия по их последствиям, а не по намерениям людей.

Идеи Пиаже о развитии моральных суждений расширил и углубил Л.Кольберг, который выделил три уровня нравственных суждений: доусловный, традиционный и посттрадиционный. Дети до 10—11 лет остаются преимущественно на доусловном уровне, когда они дают оценку тем или иным действиям, исходя из их последствий. Ж. Пиаже и Л. Кольберг полагали, что смена стадий нравственного развития связана с общим когнитивным развитием ребенка.

Вместе с тем известно, что уровень моральных суждений и оценок ребенка далеко не всегда отражается на его конкретных поступках.
2. Формирование морального поведения (В.М. Холмогорова, С.Г.Якобсон)
В исследовании В. М. Холмогоровой детям от 3 до 6 лет предлагалась ситуация, в которой нужно было поделиться конфетой со сверстником Результаты показали, что уже в 3-4 года все дети демонстрируют правильные моральные суждения и оценки. Однако в реальной жизненной ситуации способны поделиться со сверстником лишь немногие.

Одним из наиболее эффективных методов формирования Морального повеления является развитие представлений ребенка о собственном соответствии положительным моральным эталонам и способности к моральной оценке своих поступков.

Так, в одном из исследований С. Г. Якобсон детям предлагалось распределить между собой красивые игрушки. Дошкольники, как правило, забирали большую часть игрушек себе. Тогда экспериментатор предложил им оценить свои действия и сравнить их с поведением хорошо известных персонажей - Буратино и Карабаса-Барабаса.

В тех случаях, когда этого не происходило, психолог старался внушить ребенку, что все окружающие считают его настоящим Буратино, который все делит поровну. Этот аргумент оказался достаточным, чтобы все дети преодолели свою жадность и начали делить игрушки справедливо. Основным мотивом их действий при этом было стремление «быть хорошим», соответствовать положительному моральному эталону в глазах окружающих и в своих собственных глазах.

В этих исследованиях моральное поведение рассматривается как конфликтное, осуществляемое вопреки непосредственным желаниям ребенка. Такое поведение является произвольным и опосредованным моральными нормами.

В отличие от этого, моральное поведение, основанное на нравственных чувствах.

Переживания другого человека которые воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение и принятие чужих переживаний как своих. В дошкольном возрасте просоциальное поведение выражается в способности ребенка помочь товарищу, уступить ему, поделиться с ним важными для самого ребенка предметами (игрушками, вещами, сладостями) и пр. Именно в этом типе поведения реализуется действительно гуманное, нравственное отношение к другому.
3. Развитие социальных чувств в дошкольном возрасте изучалось в работе Е.О.Смирновой и В.Г.Утробиной
Основная задача работы состояла в исследовании возрастной динамики отношения ребенка к сверстнику на протяжении дошкольного возраста. В качестве методики использовались естественные и субъективно значимые проблемные ситуации, в которых ребенок мог проявить просоциальность собственных действий эмоциональную вовлеченность.

Результаты экспериментов позволили выявить существенные различия в отношении к сверстнику у детей на разных этапах дошкольного возраста. В младшей возрастной группе для детей наиболее характерным было значительное количество просоциальных действий при общем индифферентном отношении к другому ребенку.

Трехлетние дети были безразличны к действиям сверстника. В то же время они легко решали проблемные ситуации в пользу других: уступали очередь в игре, делились игрушками. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

В 4-5 лет спокойное, индифферентное отношение к ровеснику сменяется напряженным вниманием к нему.

В этот же период сопереживание ровесникам становится особенно сильным.

Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляются амбивалентность и застенчивость.

Эти факты позволяют говорить о качественной перестройке отношения к сверстнику. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности, как у трехлеток, а на противопоставление себя и другого. Только через сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя «в глазах другого». Потребность в признании, уважении сверстника становится главной и как бы закрывает потребности и состояния другого ребенка.

К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется. К 6 годам значительно возрастает количество просоциальных действий и усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становится более выраженным и адекватным. К 7 годам снижаются острота и напряженность конфликтов дошкольников. Многие факты свидетельствуют о том, что просоциальные действия старших дошкольников совершаются не только и не всегда из стремления выполнить моральную норму и что эти действия направлены в основном не на поддержание собственной положительной оценки (или оценки взрослого), а непосредственно на другого ребенка.

Ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью, а его настроение и желания становятся целью действий ребенка. Такое восприятие сверстника является основой нравственных чувств (сопереживания, печали и радости) и нравственного поведения ребенка.
4. Психолого – педагогические аспекты этического воспитания дошкольников (О.М.Беляева)
Психологи и психотерапевты отмечают, что уже к 2 - 3 годам у малышей могут появляться как здоровые эмоционально нравственные свойства, так и невротические.

Окруженные лаской, вниманием, требовательной заботой, малыши проявляют доброжелательность, заботливость, отзывчивость, инициативность. А их сверстники, в семьях которых нравственно-эмоциональный климат оставляет желать лучшего, отличаются нерешительностью, скованностыо, замкнутостью, неуверенностью в себе либо агрессивностью, чрезмерной плаксивостью.

Поступление ребенка в детский сад достаточно быстро обнажает его достижения и проблемы в нравственном развитии и воспитании. Жизнь в группе сверстников востребует от каждого ребенка эмоционально - нравственной культуры поведения: нужно заботиться о других, делиться, проявлять внимание и сочувствие, уступать, договариваться, благодарить.

Педагоги - практики, наблюдая процесс адаптации ребенка к детскому саду фиксируют, что для одних она проходит легко, в краткие сроки а для других - затягивается на недели. Если адаптация представляет большую трудность, это означает, что в семейном воспитании ребёнка допущены просчеты: не развита самостоятельность, активность, уверенность, инициативность, эмпатийность.

Детский сад предоставляет широкие возможности создания необходимых условий для эмоционально-нравственно го воспитания детей. Под руководством педагога и, особенно, в групповом взаимодействии дети интенсивно усваивают нормы морали, социально одобряемые способы поведения. Педагог в работе с детьми имеет огромную возможность использовать их эмоциональную отзывчивость, подражательность поощрение хороших добрых дел и поступков, акцентируя на них внимание всех детей.

Особое внимание приобретают вопросы формирования доброжелательности по отношению к взрослым и сверстникам; гуманного отношения ко всему живому на земле.

В отечественной науке вопрос этического воспитания затрагивался многими авторами. Так, В.А. Сухомлинский утверждал, что с самых малых лет очень важно воспитывать чувства ребенка, учить его согласовывать свои интересы и желания с желаниями и интересами других.

Позднее А.В.3апорожец говорил, что развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитании в этой связи его чувств указывал, что это является не менее важной задачей, а в каком-то смысле, даже более важной, чем воспитание его ума.

В "Концепции дошкольного воспитания" - основном нормативном документе по дошкольному образованию - раскрыты принципы гуманизации образовательной работы с детьми отмечена самоценность дошкольного детства, намечены пути оптимизации работы с дошкольниками. Концепции декларируется требование уважать личность ребенка, любить детей, способствовать их своевременному и полноценному психическому и физическому развитию: «Каждый ребенок имеет право на счастье. Пора превратить это право в обязанность взрослых и не утешаться верой в счастливое детство наших детей».

В ДОУ № 130 «Родничок» г.Тольятти разработана и внедрена программа этического воспитания детей 3-7 лет «Лучики доброты». Она предусматривает четкие направления работы в коллективе, организации работы с родителями, создание развивающей среды, формы взаимодействия с дошкольниками.

В ней раскрываются основы этического воспитания как целостного процесса, в котором все стороны личности дошкольника развиваются и формируются комплексно. Основными задачами работы нашего ДОУ по этическому воспитанию являются:

1. Развивать эмоциональную сферу детей.

2. Воспитывать у детей интерес, доброе отношение к окружающим (взрослым и сверстникам); развивать взаимоуважение, взаимодоверие.

3. Развивать у детей оценочную деятельность, позволяющую адекватно анализировать собственное поведение и поступки других людей.

4.Дать детям элементарные представления о таких нравственных категориях, как: добро - зло, честность - хитрость, смелость - трусость, лень -трудолюбие, хвастовство - скромность, щедрость - жадность, жестокость - доброжелательность.

5.Через создание специальных ситуаций упражнять детей в проявлении гуманных чувств по отношению к сверстникам, взрослым, миру природы и миру предметов: сочувствия, сопереживания, отзывчивости, бережному отношению.

6.Через овладение необходимыми знаниями и опытом нравственных ценностей помогать детям формировать и развивать оптимальные межличностные взаимоотношения.

7.Учить осознанному применению знаний этических норм и правил в повседневной жизни. *Ч

Через мир игрушек, вещей, книг, предметов быта ребенок учится отношению к окружающему.

Наглядность в дошкольной педагогике всегда ценилась очень высоко. Ее использование рекомендуется педагогами в различных видах деятельности: учебной, игровой, познавательной, художественно - творческой, досуговой. В ДОУ для решения этой задачи имеются широкие возможности. Мы предлагаем примерный перечень центров детской деятельности и конкретного практического развивающего материала, способствующих эффективному этическому воспитанию детей.

Предполагается, что педагога, занимающегося этическим воспитанием, должны отличать профессионализм и педагогическое мастерство, высокая нравственная культура.

Очень важен общий микроклимат в группе, стиль общения между взрослыми и детьми. Результат во многом зависит от того, насколько педагог эмоционален, приветлив, искренен, доброжелателен в своих проявлениях к детям.

Практическое задание

Методы и организация исследования.

Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы экспериментально доказать, что в старшем дошкольном возрасте возможно формирование способности к сопереживанию через направляющее воздействие. В результате формирования способности к сопереживанию изменяется эмоционально- нравственная сфера ребенка.

В исследовании приняли участие 10 детей экспериментальной и 10 детей контрольной группы. Констатирующий эксперимент и измерение результатов после формирующего эксперимента включали следующие методики:

1) Метод опроса. Методика «Социальные эмоции». Лаврентьевой М.В.

2) Метод наблюдения в различных видах деятельности. (Схема наблюдения «Изучение эмоционально - обусловленного поведения детей в группе сверстников» Г.А.Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной).

3) Методика «Не намочи ног» (Т. Марковой) выявляет способность детей к сопереживанию.

1) Метод опроса

При определении уровня сформированности знаний о социальных ориентациях была использована методика «Социальные эмоции» Лаврентьевой М.В. Данная методика предназначена для детей 3-7 лет.

Проведение исследования опрос проводится в индивидуальном порядке, проводят две серии вопросов.

Подготовка исследования заключалась в выучивании экспериментатором вопросов и ситуаций наизусть. Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

1 .Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?;

2.Можно ли обижать животных? Почему?;

3.Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?;

4.Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?;

5.Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?;

6.Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли в дочки – матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». - Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» - ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Кое и сказала: «Не шуми пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему? Далее оцениваются ответы ребенка на ситуации:

0 баллов - Ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл - Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла - Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла - Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

На основании полученных результатов делается вывод об уровне развития социальных эмоций.
2) Метод наблюдения

Как известно в дошкольном возрасте основным методом исследования является наблюдение. Приведенная ниже схема наблюдения предложена Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной (1995). Целью данного наблюдения является выявление эмоционально – обусловленных особенностей взаимоотношений детей среднего и старшего дошкольного возраста. В своем наблюдении мы постарались охватить максимальное количество видов деятельности, в которых участвует ребенок:

- наблюдение за свободной игровой деятельностью детей, в группе и на прогулке (осуществлялось во всех возрастных группах)

- наблюдение за детьми во время одевания (младший и средний дошкольный возраст) наблюдение за детьми на занятиях в группе и в специально-организованных помещениях: МУЗО (все возрастные группы), хореография, ФИЗО, ИЗО (средний и старший дошкольный возраст) наблюдение за детьми во время праздников и утренников наблюдение за детьми во время посещение театра, зоопарка Наблюдение за детьми велось в течение трех месяцев, по 2 часа в день в каждой возрастной группе. Наблюдение не являлось включенным. Экспериментатор для детей был незнаком. Он был представлен в качестве помощника воспитателя, ответственного за выполнение технической стороны учебно-воспитательного процесса. Фиксация результатов проводилась в процессе наблюдения (в группах письменная деятельность экспериментатора объяснялась «подготовкой сценария к празднику», «переписью песен и стихотворений»). Наблюдая за детьми, экспериментатор имел определенную схему, т.е. наблюдения являлось стандартизированным.

В ходе наблюдения экспериментатор фиксировал не интерпретацию каких-либо действий, поступков или высказываний, а конкретные действия, поступки и высказывания, делая о них вывод в результате качественного анализа. Результаты интерпретации были представлены в виде таблицы. Обработка результатов: Анализ результатов наблюдения проводится по схеме:

1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему. Носят ли эти предпочтения постоянный характер.

2. Оказывает ли другому помощь и, по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого), как он это делает (охотно, помощь действенная, неохотно, формально, начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает).

3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, в чем оно выражается и в каких ситуациях.

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.

5. Проявляет ли заботу в отношении сверстников и как (постоянно, время от времени, эпизодически), что побуждает его заботиться о других, в каких действиях выражается эта забота.

6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче).

3) Метод моделирования ситуации

Для выяснения того, являются ли проявления эмпатии ребенка избирательными по отношению к сверстнику мы использовали методика Т.Марковой «Не намочи ног». Данная методика рассчитана для детей 4-6 лет. Для того, чтобы это выяснить нами были сформированы пары детей, каждый ребенок должен был поучаствовать в смоделированной ситуации с остальными детьми. С каждой парой детей эксперимент проводился в индивидуальном порядке, в кабинете психолога.

Данная методика имеет своей целью выяснить способность детей к сопереживанию.

Материал: по 3 листа бумаги, заменяющих дощечки, на каждого участника эксперимента.

Инструкция: нужно вместе перебираться через болото, не замочив ног, каждому дается по три «доски» - листы бумаги. По дощечкам - мостикам все дети по очереди должны перейти через болото (предварительно показывается, как выполнять движение). Каждый ребенок кладет одну доску на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке. Затем кладет вторую в направлении движения, идет дальше и т.д. Третья доска остается, как правило, лишней, но ребенок должен иметь ее при себе.

Заметим, что инструкция данной методики не предполагает соревновательного характера.

Данная ситуация является ситуацией, в которой дети имеют возможность проявить эмпатию (нами искусственно была создана ситуация несправедливости, требующая сочувствия и сопереживания).

Экспериментатор фиксирует, как поведет себя второй игрок: заметит ли, что его товарищ попал в беду, или забудет о нем.

Оценка:

Высокий уровень – игрок поделился одной из своих дощечек.

Средний уровень – игрок заметил, что товарищ «тонет», продолжает путь, подбадривая его, и передает ему дощечку, перебравшись на другой берег.

Низкий уровень – игрок заметил, что произошло какое-то событие, на время прерывает движение, смущается, но все-таки продолжает путь до другого берега, или игрок не обращает внимания на ситуацию на игровом поле и заканчивает свое движение. Результаты заполнялись в таблицы.

Результаты исследования влияния сопереживания на формирование нравственной сферы детей дошкольного возраста.

Рассмотрим результаты диагностического измерения уровня сформированности сопереживания и нравственной сферы дошкольников контрольной и экспериментальной групп до и после экспериментального воздействия.

Согласно выдвинутой гипотезе, целенаправленное формирование сопереживания у детей дошкольного возраста определяет изменения в нравственной сфере детей. Исследование нравственной сферы проводилось с использованием методик «Социальные эмоции» и наблюдения за детьми. Исследование уровня сформированности сопереживания проводилось с помощью методики «Не намочи ног».

Таблица 1.


Результаты проведения методики "Социальные эмоции" (контрольная группа) до эксперимента. Вторая серия.

Среднее значение показателей по группе 2.41.

Таблица 2.

Результаты проведения методики «Социальные эмоции» (группа экспериментальная) до экспериментального воздействия. Вторая серия.

Имя ребенка


Вопросы/Полученные баллы

1

2

3

4

5

6

7

Среднее значение

1. Глеб К.

2

2

3

2

3

3

2

2,42

2. Миша Б.

2

2

3

3

2

2

3

2,42

З.Катя Д.

2

2

3

2

3

3

3

2,57

4. Слава П.

3

2

3

2

2

3

3

2,57

5. Марк М.

3

2

3

3

3

3

3

2,85

6. Алина З.

2

2

3

2

3

3

2

2,42

7. Лиза Р.

2

3

2

2

3

2

3

2,42

8. Илья П.

1

1

1

2

1

1

3

1,43

9. Кристина К.

2

2

3

2

3

2

2

2,28

10. Кирилл К.

2

1

1

1

1

1

2

1,26


Среднее значение по группе 2, 26.

Таким образом, результаты исследования уровня социальных эмоций в контрольной и экспериментальной группах до начала эксперимента примерно одинаковы, в контрольной группе несколько выше.

Таблица 3.

Сравнительная таблица результатов проведения методики «Социальные эмоции» (контрольная и экспериментальная группы)



С целью выявления особенностей взаимоотношений детей среднего и старшего дошкольного возраста мы использовали схему наблюдения «Изучение эмоционально-обусловленного поведения детей в группе сверстников», предложенную Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Г.А. В своем наблюдении мы постарались охватить максимальное количество видов деятельности, в которых участвует ребенок.

В старшем дошкольном возрасте чувство долга по отношению к сверстникам проявляет чаще всего, в ситуациях, требующих помощь. Эмоциональное состояние другого сверстника замечают, когда находятся непосредственно с ними в контакте. В ответ на эмоциональное неблагополучие другого пытаются оказать помощь.

На успех и неудачи другого дети данной группы реагировали по-разному. В случае, когда какая-либо деятельность носила соревновательный характер (например, рисование на заданную тему) реакцией на похвалу другого, чаще всего было обещание сделать еще лучше.

В случае, когда ребенок оказывается в ситуации неудачи дети стараются ему помочь. На эмоциональное состояние другого дети данного возраста реагировали исключительно в случае, когда это был значимый для него сверстник. На успех и неудачи другого дети данной возрастной группы также реагировали избирательно.

Выводы по результатам наблюдения:

Дети старшего дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группа) в основном имеют предпочитаемых сверстникам. У них практически сформированы постоянно функционирующие микрогруппы. Количество детей, не включенных в микрогруппы в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаково.

И в той и другой группе дети оказывают взаимопомощь своим сверстникам, однако чаще всего избирательно, в зависимости от того, значим ли для него сверстник. Тоже самое можно сказать и о том, каким образом они замечают эмоциональное состояние другого. Но это делается по принципу «кто ты и что ты для меня значишь».

Таким образом, по результатам наблюдения, мы можем сделать вывод о том, что эмпатийные проявления проявляются избирательно и зависят от того, значим ли ребенок, на которого эти проявления направлены. Однако для того, чтобы подтвердить выводы, полученные в результате наблюдения, проведена методика «Не намочи ног» Т.Марковой.

Для выяснения того, являются ли проявления эмпатии ребенка избирательными по отношению к сверстнику мы использовали методику Т.Марковой «Не намочи ног». После проведения данной методики были обнаружены следующие результаты

Таблица 4.

Сравнительная таблица результатов проведения методики «Не намочи ног» (до эксперимента)




Таким образом, в результате проведения данной методики мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте в ситуации, требующей сопереживания и содействия, оказало помощь 50% детей экспериментальной и контрольной групп. Оказали помощь «перебравшись на другой берег», или по каким-либо другим причинам не сразу поделились «дощечкой» примерно одинаковое количество детей той и другой групп. Таким образом, выборка испытуемых однородна. Дети в контрольной и экспериментальной группах характеризуются примерно равными показателями уровня сопереживания и формирования нравственной сферы.

Повторная диагностика детей контрольной и экспериментальной групп проводилась спустя месяц после окончания коррекционно- развивающей работы, представленной циклом этических бесед по сказкам. Предложенным программой Е.А. Алябьевой «Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» [2] (см. Приложение 1).

Таблица 5.

Результаты проведения методики «Социальные эмоции» (контрольная группа) спустя месяц после окончания эксперимента.

Вторая серия

Имя ребенка


Вопросы/Полученные баллы

1

2

3

4

5

6

7

Ср.знач.

1. Сережа Б.

3

2

3

3

3

2

3

2.5

2. Аня Т.

2

2

3

3

3

2

j

2.2

З.Саша П.

2

2

3

2

3

2

2

2.5

4. Надя 3.

3

2

3

3

2

2

3

2.4

5. Антон Б.

3

2

3

3

2

3

3

2.9

6. Максим Л.

2

2

3

2

3

3

2

2.4

7. Никита У.

2

j

2

2

2

2

2

2.6

8. Денис М.

2

3

3

2

2

2

2

2.3

9. Света Н.

2

2

2

2

3

2

2

2.42

10. Арина С.

2

2

3

3

2

2

2

2.6


Среднее значение показателей по группе 2.38, что несколько ниже по сравнению с началом эксперимента - 2.41. Следовательно, показатели уровня социальных эмоций в контрольной группе остались на прежнем уровне.

Таблица 6.

Результаты проведения методики «Социальные эмоции» (группа экспериментальная) спустя месяц после экспериментального воздействия. Вторая серия

Имя ребенка


Вопросы/Полученные баллы

1

Г2

3

4

5

6

J7 ,

Ср. знач.

1. Глеб К.

3

3

3

2

3

3

2

2.57

2. Миша Б.

2

2

3

3




3

3

2.57

З.Катя Д.

2

3

3

3

3

3

3

2.85

4. Слава П.

3

2

3

3

3

3

3

2.85

5. МаркМ.

3

2

3

3

j

3

3

2.85

6. Алина 3.

2

2

3

2

5

о

J

2

2.42

7. Лиза Р.

2

3

2

3

3

3

3

2.57

8. Илья П.

1

2

2

2

2

2

3

2

9. Кристина К.

3

3

3

3

3

2

2

2,43

10. Кирилл К.

2

3

2

3

2

1

2

2,14


Среднее значение по группе 2, 62, что выше значения до эксперимента. Таким образом, результаты исследования показали положительную динамику владения социальными эмоциями детей экспериментальной группы.

Результаты наблюдения также подтверждают, что дети экспериментальной группы проявляют большее сочувствие и сопереживание всем детям. Проявление сочувствия и содействия «оттесненным» и «отверженным» в контрольной группе встречаются гораздо реже, по сравнению с экспериментальной. Взаимоотношения детей в экспериментальной группе преобразуется в деятельность взаимодействующую, обладающую общими целями, содержанием, задачами, она становится кооперативной.

Таблица 7.

Сравнительная таблица результатов проведения методики «Не намочи ног» (через месяц после эксперимента)




Кол-во детей, которые помогли сразу (в

%)

Кол-во детей, которые помогли добравшись до берега (в %)

Кол-во детей, которые не помогли

(в %)

Эксперимен­тальная группа

80% (8 чел.)

20% (2чел)

0% (Очел)

Контрольная группа

50% (5 чел.)

30% (3 чел)

20% (2 чел.)


Результаты исследования показали, что уровень сопереживания детей в экспериментальной группе значительно возрос, а в контрольной остался практически на прежнем уровне. Таким образом, на основании результатов методики «Не намочи ног», мы можем сделать выводы о том, что в экспериментальной группе дети активно сопереживают и содействуют сверстникам в трудной ситуации, гораздо чаще, чем дети контрольной группы.

Выводы:

Знания о социальных нормах в дошкольном возрасте и проявления социальных эмоций можно целенаправленно формировать через стимулирование детей к проявлению сочувствия и сопереживания своим сверстникам.

Изменения в уровне проявления сочувствия и содействия произошедшие у детей экспериментальной группы, подтверждают и результаты наблюдения.

Дети экспериментальной группы проявляют большее сочувствие и сопереживание всем детям, в том числе «оттесненным» и «отверженным», в различных видах деятельности. Взаимоотношения детей в экспериментальной группе преобразуется во взаимодействие, имеющее общие цели, содержание.

Конспект проведения традиции в старшей группе «Итог дня».

Составитель: Ковригина И.Н.

Программное содержание:

Показать непривлекательность плохих поступков, используя сказочные ситуации; вызвать желание активно противостоять им; сформулировать вместе с детьми правила поведения детей дома, в группе.

Ход:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой сегодня день недели (пятница).

- А что мы по пятницам делаем? (дети не успевают ответить) Стук в дверь.

Воспитатель выходит в раздевалку, громко там разговаривает и быстро возвращается с Карлсоном (кукла). Карлсон:

- Здравствуйте, ребята! (ответ)

- Это детский сад «Родничок»? (ответ)

- А какой номер детского сада? (ответ)

- Молодцы, всё знаете. Я специально к вам прилетел. Говорят, у вас все ребята хорошие, друг другу помогают, товарищей не обижают.

- Это так? (обращается Карлсон к воспитателю)

- Да, у нас все ребятишки очень хорошие.

- Это так? (обращается Карлсон к детям)

Это так? А можете рассказать о добрых поступках своих товарищей. (Несколько желающих детей рассказывают).

Карлсон:

- Захотелось мне посмотреть на вас. Я по свету летаю высоко, вижу далеко. То, что видел, вам расскажу. А вы мне скажите, может быть, и у вас такое бывает?

Слушайте внимательно:

«Двум мальчишкам - драчунишкам

Не играется с утра.

Ни в хоккей, ни в мяч, ни с книжкой

Не хотят побыть «друзья».

Кулаками размахались

Слёзы мажут по лицу

И кричат: «Сейчас побью!»

- Есть у вас такие? (ответы)

- Правда? А как вы этого добились?

Ребенок:

- У нас есть правило: «Никогда, никого не обижай и тебя никто не будет обижать. Всем на свете драчунам стыд и срам!»

Карлсон.

- Прекрасно. Мне понравилось ваше правило. Я полечу и расскажу всем о нем.

- А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу, в одной группе сидят на полу игрушки и грустную песенку хором поют:

«Мы, бедные игрушки, поломанные!

Мы, бедные игрушки, не сложенные!

Нелюбимые и забытые

Кто на полки нас посадит?

Кто на место отнесет?

Кто нам платьице поправит?

В косы ленты заплетет?

Ой! Аи! Ой! Аи!»

- Ребята, скажите, ваши игрушки такие песни не поют? (ответ). Молодцы.

Воспитатель предлагает детям рассказать Карлсону о том, где живут их игрушки, как они с ними играют, заботятся о них. В заключении все вместе выводят правило: «Каждая игрушка живет в своем домике».

Карлсон.

- Молодцы! Какие вы молодцы! Как вы любите свои игрушки. И игрушки любят вас.

- Как-то пролетал я мимо одного детского сада. И увидел такую картину: на полу лежит малыш, от крика весь красный, ногами об пол стучит, руками машет: «Не хочу я кашу есть, не хочу я чаю!» Вызвали доктора: не заболел ли мальчик? Но доктор сказал: «Здоров!»

- А среди вас есть такие детки?

Варианты ответа: а) нет б) есть.

Карлсон:

а) «Молодцы! Я так и думал. Ведь мне так хвалили ваш детский садик и вашу группу!»

б) Назовите их имена. Я полечу и расскажу о них другим детям.

Воспитатель беседует с детьми о том, как трудно готовить, сколько много времени проводит мама на кухне; вспоминают экскурсию на кухню. Какие там большие, тяжелые кастрюли. Для большого количества людей еще труднее готовить. Постепенно подводить детей к тому, что съедать надо всё. Правило: «Посуда любит чистоту!» Воспитатель.

- А теперь скажите: «Кто в течении всей этой недели не забывал об этом правиле? Хорошо ел? (ответы).

Карлсон.

- Вот и прекрасно. Я очень рад, что прилетел именно к вам. Вы мне очень понравились! А сейчас мне пора. До свиданья. Я к вам еще прилечу!

Литература:


  1. Беляева О.М. Психолого – педагогические аспекты этического воспитания дошкольников /Психолого – педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Всероссийской научной конференции (12 – 13 ноября 2003 года). – Тольятти: Изд – во ТГУ, 2003. – С.72 – 76.

  2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С.327 – 333.



Скачать файл (345.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации