Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по дисциплине История менеджмента - файл 1.doc


Контрольная работа по дисциплине История менеджмента
скачать (114.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc115kb.16.11.2011 16:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Контрольная работа

По дисциплине: «История менеджмента».


За 2 курс


На тему: Современный менеджмент».

2курса (3 семестр)

Специальности 080507 ПФО - 2007

Ваганова Игоря Анатольевича.


Срок представления


Работы по графику Дата отправления


_________________2008 ________________2008


Содержание.


Введение. 3

Глава. 1 Основные дисциплины менеджмента. 4

1.1 Стратегическое планирование. 4

1.2 Маркетинг. 6

1.3Управление качеством. 7

1.4 Логистика. 10

1.5 Управление проектом и управление затратами. 11

1.6 Консалтинг. 11

1.7 Новые области менеджмента. 18

1.8 Управление персоналом и требования к менеджеру. 19

Заключение. 21

Список литературы. 22


Введение.


При рассмотрении темы Современный менеджмент у меня возникло два вопроса. Так кто же такой современный менеджер, и что такое современный менеджмент? В настоящее время у многих это понятие различное. Кто-то считает, что менеджер - это продавец, я не раз слышал это во многих магазинах и от друзей. Моё мнение менеджер - это человек, который занимает руководящее место в компании на предприятиях и т. д. Современный менеджер в какой-то степени – полиглот. Он должен знать всё, что касается положения его компании, и владеть наукой о том, как добиваться наилучшего положения для всей компании, как привести её к успеху.

Западный менеджер – это человек, умело оперирующий незримыми факторами успеха. Он не является собственником, и у него нет такого мощного оружия, как капитал. Он не является инженером и поэтому не властен над современной техникой и технологией. Правда, он немного экономист, который тоже оперирует незримыми факторами процветания. Но менеджер не является профессиональным экономистом, хотя экономическая подготовка входит в программу его обучения.

Менеджмент – это наука, которая обладает широким багажом эффективных инструментов успеха.


4

^ Глава 1. Основные дисциплины менеджмента.


1.1 Стратегическое планирование.

До сих пор мы касались одного, хотя и очень важного, инструмента – управления персоналом. Таким инструментом выступает стратегическое планирование, или стратегическое управление. Под стратегическим управлением подразумевается совокупность программ, принципов, методов и примеров, при помощи которых высшее руководство планирует развитие компании на среднесрочную или долговременную перспективу [1; с. 132]. Обычно составляется план с 5-летним горизонтом планирования.

В отличие от привычного нам экономического и социального планирования, которое получило особенно широкое распространение в 70-е годы, стратегическое планирование не является чисто формальной процедурой. У нас планирование было самоцелью, а не средством развития. Главное – больше показателей, помасштабнее задачи и грандиознее темпы развития. В формальном планировании важнее красиво отчитаться, даже дутыми цифрами, мнимыми показателями.

Напротив, в стратегическом планировании важнее всего дать правдивый анализ внутреннего состояния дел и внешнего положения компании на рынке. В соответствии с этим выделяются два раздела. В первом ключевыми выступают такие вопросы: заинтересован ли персонал в снижении экономических потерь, и какие барьеры здесь встречаются, правильно ли и своевременно удовлетворяются нужды потребителей, как они обслуживаются, каков уровень издержек в сравнении с основными конкурентами, какие изделия и услуги наиболее рентабельны? Рационально ли используются сырьё и ресурсы, рациональна ли методика распределения накладных расходов?

Экономический план в различных компаниях и в различных странах может включать самые разные показатели и инструменты. Он не унифицирован и не сведён к единому стандарту, не превращен в абсолютную догму, мешавшую аффективному управлению.

5

Стратегически план может состоять из таких разделов, как:

а) продукция и рынок,

б) средства производства,

в) ресурсы,

г) организация труда и распределение работ,

д) система управления,

е) программа мотивации и поощрения.

Разумеется, только экономист способен рассчитать такие нормативы, как доход на акцию, приращение собственности, отдача от вложенного капитала, прибыль, доходы, и оборотный капитал, доходы на одного занятого, прибыль на одного занятого. Специалисты по экономике входят обычно в функциональный штаб, приданный в помощь менеджеру. Они в совершенстве владеют экономической методологией и методикой, разрабатывают модель и программу стратегического плана.

Но что же в таком случае делает стопроцентный менеджер? Он занимается делом, он не терроризирует, а организует. Самые прекрасные задумки экономистов могут развеяться как дым, если в них не вдохнёт жизнь менеджер. Он воплощает слово в дело. Только ему известными способами добивается, чтобы цели компании стали задачами персонала, были принятыми как свои собственные.

Грош цена экономическим программам «Внутрифирменного хозрасчета», если рабочие отвергают их или уровень доверительности к начальству крайне низок. Поэтому к чисто экономическим методикам распределения накладных расходов менеджер добавляет в план программу вовлечение персонала в управление, его сплочения, методы обеспечения благоприятного психологического климата, предлагает новые методы организации и стимулирование труда.

Стратегическим планированием будет лишь тогда, когда менеджер не гонится за сиюминутной выгодой, а строит отношение с персоналом на перспективу.

6

Ибо приводной механизм такого планирования вовсе не экономика, капиталы или техника. Самый эффективный механизм – персонал. Поэтому настоящий менеджер интересуется не тем, поставлено ли новое оборудование и какого оно качества, как в результате улучшилась работа. На то есть технические специалисты. Он интересуется другим: какова доля улучшения в работе, осуществлённых по инициативе персонала? Что делается для обучения и повышения квалификации персонала? Способствует ли действующая система стимулирования сотрудничеству между группами или она ещё больше обостряет конфликты? Повторяю, изобрести новую систему вознаграждения, разработать методы обучения или наладить производственный процесс могут и должны специалисты. Менеджер все это прикладывает к людям, он – начальник работы персонала.

Вторая часть плана посвящена анализу положение компании на рынке. В частности, речь идёт об исследовании сегментации рынка, выявление возможностей увеличение объёма продаж за счёт ценовой конкуренции, опережающей поставке на рынок более совершенной продукции, привлечении потребителей к разработке новой продукции [2; с. 124, 125, 127].

1.2 Маркетинг.

На западе давно развивается специальная область менеджмента - маркетинг. Маркетинг (англ. Marketing, от market - рынок) – специальная отрасль (теория и практика) управления, занимающаяся разработкой новой продукции, производства и сбыта товаров (или оказания услуг). В числе проблем и функции маркетинга обычно вызывают изучение спроса, ценообразование, рекламу, стимулирование сбыта, планирование товарного ассортимента и другое.

Иными словами, маркетинг – целостная система организации управления, направленная на обеспечение максимального сбыта продукции, достижение высокой эффективности операции и расширение рыночной доли.


7

Наконец, маркетинг является особой управленческой концепцией и одновременно формой взаимоотношения компании с заказчиком. [1: с. 31]

Современный глоссарий терминов маркетинга содержит около 2,5 тыс. слов. Таков уровень нынешнего развития важнейшей. В развитых индустриальных странах маркетинг преподается практически во всех школах бизнеса. Дипломированный управляющий маркетингом и коммерцией должен знать не только сугубо экономические дисциплины или владеть навыками на компьютере. В курс обучения входит изучение динамических контактов, методов общения с работниками, интервьюирования, основ ораторского искусства, ведения деловых контактов. Это менеджер высокой квалификации.

Современный маркетинг – динамически развивающая область менеджмента. В ней постоянно возникают новые темы и проблемы, углублённое изучение которых приводит к образованию самостоятельных направлений и подотраслей. Таким направлением стала концепция жизненного цикла продукции, которая чаще всего оперирует регрессионным анализом с использованием коэффициентов коррекции на основе статистических данных о выпуске продукции, способе и предложении, бюджете расходов и т. д.

^ 1.3 Управление качеством.

Точно также самостоятельной областью исследований стала концепция управление качеством продукции. Кроме статистического анализа здесь широко применяются анкетирование и интервью. Прежде считалось, что качеством должно заниматься специальное подразделение и больше никто. Но в ведущих фирмах мира на достижение высокого качества нацелены все службы предприятия. Ключевую роль в повышении качества играют требования покупателей, информация о неисправностях, просчётах и ошибках, оценки потребителей. Специальные исследования показывают, что в плохо работающих компаниях на исправление брака может уходить до 60% времени, в нормально функционирующих фирмах – не более 20%, а в лучших – менее


8

5% либо вообще нисколько времени не тратится на исправление ошибок своих коллег.

Повышение качества продукции сегодня становится стратегическим ресурсом и решающим фактором сохранение и повышении конкурентоспособности компании. Специалисты говорят о зарождении новой управленческой дисциплины, которая может или должна внести принципиальные изменения в существующую систему менеджмента. Это достаточно широкое явление, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчётной документации, качество выполнения производственных операций.

Япония же стала родоначальником новой методологий деятельности предприятия. Согласно её принципам, именно качество, а не что-либо иное, например, объём выпускаемой продукции, выступает сутью производственного процесса. Значит, качество как бы «растекается» по всей технологической цепочке, а не сосредотачивается на конкретных стадиях. Для этого качество должно быть формализовано и выражено при помощи количественных показателей. Высокое качество достигается только в результате каждодневных мини-усовершенствований производственной деятельности, а не одноразовых компании, специальных мер и государственного контроля.

В связи с такой переориентацией категории качества продукции прибавляется задач менеджеру. Теперь уже не просто высокая технология гарантирует подобающее качество. Его гарантирует весь персонал. Он должен быть иначе обучен, иначе взаимодействовать, иначе строить отношения с заказчиками, поставщиками клиентами. Человеческие ресурсы приобретают стратегическое значение, они становятся всё более важным измерителем экономического успеха компании.

Традиционно менеджеры относились к повышению качества всего лишь как к одному из рядовых моментов управления, не отдавая ему приоритетного значения.

9

Институт стратегического планирования при кембриджском университете провел исследование 1200 американских фирм. Оказалось, что норма прибыли на инвестированный капитал составила в фирмах, выпускающих продукцию низкого качества, 13%; высокого качества – 30%. Потребителей прежде всего интересует надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические качества продукции [3: с. 33-38].

Сейчас всё больше говорят о необходимости системы тотального контроля качества в компании. Создание такого контроля, благодаря чему усиливается воздействие запросов потребителей на качество продукции, входит в число критериев, определяющих квалификацию менеджеров. Соответственно пересматривается и определение эффективного управления. В число главных показателей входит ориентация на стратегическое планирование, которое способно увязать качество продукции с реальными запросами потребителей и создать условия, при которых продукция реализуется по ценам, отвечающим спросу покупателей. При этом компания не должна ни как страдать. Напротив, производительность труда должна расти, а накладные расходы – снижаться.

Традиционное управление качеством – система мер, которая позволяет создавать продукцию, удовлетворяющую запросы потребителя. Она главным образом ограничивалась рамками предприятия, хотя и захватывала весь его персонал. Кружки качества – типичная черта обычного управления качеством. Япония уже миновала эту стадию и всё больше переходит к следующей. Она называется тотальным контролем качества. Новая система выходит за рамки предприятия и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание и т. д. При этом прежняя система контроля качества не устраняется, она ещё больше углубляется и систематизируется.

Бывшие социалистические страны, пожелавшие внедрить у себя маркетинг, в частности Югославия и Венгрия, и активно выходившие на международный рынок, начинали с локальных задач.

10

Они лишь успели создать на предприятие службы маркетинга и в них сосредоточили все функции по управлению качеством продукции. Другие страны ещё не вступили и в эту фазу развитии. Здесь ещё только ищут пути и возможности использовать зарубежный опыт. В то время как западные страны перешли уже на третью стадию – включение в управление качеством всех подразделении предприятия. Это гораздо более высоки уровень развития и более эффективный менеджмент. Наконец, это качественно иное содержание задач менеджмента.

1.4 Логистика.

Круг задач и необходимых знаний, которыми должен владеть современный менеджер, очень широк. Он не плохо владеет системным подходом, знает принципы кибернетики и может провести консультирование клиентов с использованием компьютера. В общих чертах он владеет анализом большого количества проектов, хотя для глубокой оценки позиции компании на рынке в сравнении с конкурентами приглашаются консультанты. И не потому, что собственные менеджеры не способны качественно и в срок установить, какую именно продукцию выгоднее сейчас производить, исходя из рыночных тенденций. Но для безошибочного диагноза нужен банк информации, который включал бы данные о сотнях тысяч балансов предприятии ежегодно. Что и делают консультативные фирмы. Но вступить с ними в активный диалог способен только высококвалифицированный представитель компании.

Как профессионал высокого класса, менеджер должен быть в курсе последних достижении науке управления, например, знать своевременные концепции логистики [4: с. 85; 95]. Под логистикой понимают систему управления материальными и товарными потоками внутри и вне предприятия. Впервые системы логистики появились в США в 1950 г., а в Западной Европе – в середине 60-х годов. Интегральным элементом логистической системы выступают информационные системы, которые стали предметом самостоятельной управленческой дисциплины.

11

Поток инноваций, принципиально новых идей и разработок здесь постоянно возрастает, особенно в связи с компьютеризацией управления.

^ 1.5 Управление проектом и управление затратами.

Западный менеджер не может считаться компетентным, если он не знаком с последними тенденциями в такой дисциплине менеджмента, как управление проектом. В ней интегрируется различные области науки и производства, но особенно тесно она связанна с изменением структуры организации. Применяя в той или иной области менеджмента, современный менеджер как бы меняет вместе с тем и управленческие роли, а вместе с ним – стиль руководства.

В управлении проектом самой оптимальной считается роль «модератора», который развивает у подчиненных инициативу, ответственность и самоорганизацию. В управлении качеством многие придерживаются другой роли - «строгого контроллёра». В управлении затратами – это тоже самостоятельное и быстро прогрессирующее, особенно в Японии, направление менеджмента, руководитель вступает скорее в роли исследователя, ибо в достаточном совершенстве он должен владеть «Функционально-стоимостным анализом».

1.6 Консалтинг.

Консалтинг – совокупность знаний из разных дисциплин, касающихся управления, социологии, экономики, права, психологии, системного подхода и др., которые использует специалист, не только ими хорошо владеющий на теоретическом уровне, но и понимающий их прокладной потенциал, в качестве в ценных практических советов или рекомендации другому специалисту, который профессионально не знает этих дисциплин, но занимает какой-либо достаточно ответственный пост, скажем директор завода или мер города.

Становление управленческого консалтинга в нашей стране началось в середине 60-х годов. В целом эволюция управленческого консалтинга можно разделить на несколько этапов.

12

Первый этап (конец 60-х – начало 70-х годов) отмечен изучением экономических и социально-психологических аспектов организационных отношении на производстве, противоречии между формальной и неформальной структурами организации, разрешение организационных конфликтов и выработкой практических рекомендаций.

Второй этап (конец 70-х годов) ознаменован изучением процедуры и механизма принятия управленческих решений: информационного обеспечения, отношении руководства и подчинения, их влияние на качество и содержание решении и т. д.

В начале 80-х годов – трети этап – осознание безвыходности и застоя вызвали особый интерес к проблемам модернизации, что выразилось в исследовании различных типов нововведений.

Последний, четвёртый этап связан с экономическими преобразованиями 90-х годов, развитием малого бизнеса, расширением частного сектора в экономике. Только теперь обозначился реальный спрос на консультационные услуги. Консультанты получили реальную возможность участвовать в совершенствовании управления на сугубо коммерческих условиях.

В нашей стране консалтинг конституировался в самостоятельную практическую и методолого-методическую отрасль знания только в середине 90-х годов. Первые центры, журналы, профессиональные сообщества специалистов сформировались в первой половине 90-х годов и получили свое признание, свой рынок клиентов. В системе повышения квалификации широко используется социолого-психологические и менеджмент-бизнесовые курсы. Активные методы обучения – деловые игры, анализ конкретных ситуации, ролевые, коммуникативные и сенситивные тренинги знакомят участников занятий с психологической теорией и методикой, отрабатывают у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчинёнными и руководителями, помогают освоить систему многоэтапной оценки резерва руководящих кадров, психологическое тестирование, с помощью деловой игры участвовать

13

в разработке профессиограмм, наконец, познакомиться с методологией профессионального клиринга.

В практике промышленно развитых стран с рыночной экономикой вложения средств в покупку интеллектуального капитала в форме услуг консультантов рассматриваются как не менее, а часто и более эффективные, чем покупка машин, образование и технологии. В этих странах приглашение профессионалов является престижным. Для российских предприятии сейчас необходимо как можно более часто приглашение консультантов или даже заключение с ними договоров на постоянное обслуживание. Сейчас в наше стране управленческого консалтинга активно развивается и имеет большое будущее.

Сегодня консалтинг превратился в широко развёрнутую сферу деятельности, специалисты в которой часто друг друга до конца и не знают. Возникли тематические и субдисциплинарные направления, школы, специализации.

В числе крупных тематических специализации можно видеть следующие разновидности консалтинга:

● управленческий консалтинг

● психологический консалтинг

● экономический консалтинг

● социальный консалтинг

● юридически консалтинг

● организационный консалтинг

● кадровый консалтинг

^ Управленческий консалтинг – это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению руководителям и управленческому персоналу различных организации (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирование и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендации и совместно вырабатываемых с клиентом решений.

14

Существует много различных определений управленческого консалтинга. В частности, Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) даёт следующее определение:

Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов в помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощи их в реализации.

Управленческое консультирование – лишь один из видов квалификационной помощи руководству предприятия или банка извне. Эффективность консультирования зависят от наличия квалифицированных консультантов, отношение к ним руководителей организации, возможности организации – клиента и т д.

Управленческий консалтинг применяется для решения встающих перед организацией проблем, связанных с необходимостью повышения экономической эффективности её деятельности, совершенствования системы управления, внедрения новых методов хозяйствования, усиления организационной культуры, разрешения или предупреждения конфликтов и т. д.

Специалисты, оказывающие профессиональную помощь, называются консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов.

^ Внешние консультанты – это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, которые приглашаются заинтересованными организациями для выполнения конкретного заказа на основе соответствующего договора.

^ Внутренние консультанты – это специалисты, занятые в штате той или иной организации.

Многие руководители хорошо знают, где в организации узкие места, где имеются или могут возникнуть проблемы, трудности, неполадки. Но некоторые не в состоянии на нужном уровне проанализировать и решить

15

стоящие проблемы, не знают, как избавиться от недостатков, когда и в каком направлении чего-либо изменять, не предвидят всех возможностей отрицательных последствий деятельности, не могут охватить всю совокупность функциональных связей и т. д. Иногда руководитель приблизительно представляет, что нужно предпринять, но не имеет времени, сил для претворения в жизнь имеющихся идей. В таких случаях возникает потребность в помощи консультанта по управлению, который может увидеть ситуацию глубже и шире, поможет осуществить необходимые мероприятия.

Клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятии, руководители государственных предприятии или соответствующих ведомств, центральные и местные органы власти и т. д.

Специалисты по управленческому консалтингу в области социологии организации и управления выделяют следующие виды консультационных услуг:

  1. усовершенствование организационной структуры и распределение труда в сфере управления: разработка новых моделей структуры организации и процедур управления, организация делопроизводства, введение нововведении, анализ состояния организации и прогноз её стратегического развития, диагностика организации и управления.

  2. Совершенствование кадровой политики: профориентация, набор кадров, адаптация, диагностика персонала, анализ межличностных отношении, подбор и расстановка кадров, психодиагностика, диагностика здоровья и повышения трудоспособности, повышения мотивации, оценка и аттестация кадров.

  3. Изменение организаций труда и производства: совершенствование оплаты труда и премирования, организация повышения качества продукции и расширение её ассортимента, управление производительностью труда, совершенствование ремонтного, транспортного и складского хозяйства.

16

  1. Формирование организационной культуры: изменение ценностных ориентации мотивации персонала, улучшение социально-психологичесеого климата и системы межличностной коммуникации, создание приемлемого имиджа предприятия и т. д.

  2. Профилактика конфликтов: выявление конфликтогенных факторов и конфликтогенных зон в организации, методы предупреждения рестрикционизма и саботажа, организация переговорного процесса и т. д.

В отечественной литературе выделяются (А. И. Пригожин ) четыре основных вида управленческого консалтинга:

  1. ^ Консультирование проекта, когда консультант сам вырабатывает для организации проект какого-то требуемого изменения, конкретного решения проблемы и предлагает её в готовом виде.

  2. Консультирование процесса, когда консультант специальными средствами организует групповую работу сотрудников клиентной организации с целью поиска нужного решения.

  3. ^ Учебное консультирование, когда консультант излагает в аудиторной обстановке (лекции, практические занятия) и демонстрирует работникам управления уже отработанные на практике пути и способы решения проблемных задач.

  4. ^ Консультирование через взаимообучение, когда консультант по специальной программе организует непосредственный обмен навыками и достижениями между руководителями служб и организации.

Консультационный процесс включает три основных этапа: оргдиагностику, выработку решений и разработку реализационных процессов. Задача оргдиагностики заключается в выявлении, оценке и классификации проблем организации, а также в определении основных направлении развития организации. Её главная цель выяснить, где искать решение проблем. Оргдиагностика бывает общей знание проблемной сильных сторон


17

организации, и частной, ориентирующей на конкретный комплекс проблем или одной проблемы, выявляющей её истоки, состояния и способы решения.

Выделяют два источника диагностической информации:

а) информация, получаемая со слов работников данной организации (опрос экспертов и респондентов):

б) информация, получаемая из объективных, статистических данных о функционировании данной организации.

Для сбора нужной информации социолог прибегает к различным методам: наблюдению, опросу, тестированию, анализов документов и т. д.

Выработка решений – самая сложная и трудоёмкая часть работы консультанта. Современная наука вооружила его разнообразными методиками разработки таких решений. Главными среди них являются:

  • метод самофлексии (консультант демонстрирует руководителю картину его собственной деятельности так, что тот сам видит изъяны в деятельности своей организации, на этой основе он переосмысливает собственный метод и стиль работы),

  • деловая игра – метод интенсивного группового поиска эффективных решений в ситуации, когда традиционные методы выработки решении (сбор предложений, совещания, конференции) не дают нужного эффекта. В нашей сложилось целое направление, именуемое игротехникой, которого, пожалуй, нет ни в какой другой стране.

Третья статья управленческого консалтинга – реализация и внедрение управленческого решения. На данном этапе не редко используется метод узкой базы, когда какое-то решение сначала реализуется на небольшом организационном пространстве в каком-то из подразделений с тем, чтобы, пройдя через процесс взаимоадаптации, это новшество получило признание, а затем распространилась на всю организацию.




18

^ 1.7 Новые области менеджмента.

Количество новых областей менеджмента, методик, концепций и инструментов управления, которыми должен владеть современный менеджер (с разной степенью совершенства), постоянно возрастает. В самостоятельную отрасль выдвинулась управление сервисом. Разнообразие видов сервиса столь велико, что управлять ими возможно лишь при строгой классификации, построении специальных моделей и информационных систем. Например, американскому потребителю сейчас предлагается около 600 моделей лёгкового и грузового автотранспорта.

Не говоря уже о традиционных областях менеджмента, в частности, управление производством, которое сейчас включает гигантское количество старых и новых концепций, моделей, программ и т. д., современные области менеджмента также растут в объёме и распадаются на подотрасли. До недавнего времени внедрение считалось частью управления производством. Сейчас это самостоятельное и перспективное направление, внутри которого уже выделяются собственные подотрасли, например, ноу-хау, гибкое автоматизированное производство.

В каждой из этих отраслей уже не столько менеджмента в целом, сколько одного из его направлении, появляются даже конкурирующие концепции и теории, альтернативные программы, что свидетельствует о высокой плотности эмпирических исследований и активном теоритическом поиске. Так, управление информационными ресурсами охватывает планирование, подготовку персонала, разработку бюджетов, организацию, оперативное управление и другие виды информационной деятельности.

Частным разделом этой деятельности вступает управление на основе моделей структурное моделирование, ситуативные модели. Особенно активно развивается сейчас такие направления менеджмента, как имитационное моделирование и теория принятия управленческих решении.


19

В этой области выпускается множество специальных монографии и учебников, проводятся международные конференции, методология и методика преподаётся в большинстве школ бизнеса. В отдельное направление выделилось также управление риском, которое эффективно в условиях нестабильности экономической ситуации и интенсивной нововведенческой деятельности.

Таков далеко не полный перечень направлений современного менеджмента. Мы убеждаемся, что это практически необозримое поле деятельности, причём постоянно обновляющееся и расширяющееся. Не ошибусь, если скажу, что в менеджменте сейчас насчитывается несколько десятков областей и направлений, в каждом из которых можно видеть ещё десятки и сотни более частных сфер знания, представляющих перспективный фронт науки.

^ 1.8 Управление персоналом и требования к менеджеру.

Однако рассмотренные направление менеджмента ещё не затрагивают его сердцевины – управление персоналом. Правда, технико-экономические сферы менеджмента непременно используют достижения. Но управление персоналом по своим масштабам не менее грандиозное явление. Социология эффективное управление – а её надо считать главной сферой компетенции менеджера – опирается на всю мощь социальных наук, т. е. социологию, психологию, социальную психологию, антропологию, экономику, педагогику. В распоряжении менеджера результаты десятков, если не сотни тысяч, эмпирических исследовании и экспериментов, связанных с мотивацией и поведением людей в организации.

В списке требований к компетенции менеджера значится около 10 основных тематических областей, в которых кандидаты на получения соответствующего сертификата должны продемонстрировать высоки профессионализм. Сюда входит понимание природы управленческих процессов, знание основ организационной структуры, функциональных


20

обязанностей и стиля работы менеджера. Он должен знать основы управления ресурсами, планирования и прогнозирования, отношение с клиентами, маркетинг; разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации.

У кандидатов проверяют даже ораторские способности и умение письменно выражать свой мысли (конечно же, не на тривиальном уровне). И мало ли что требуется от претендента в менеджеры. Но самое главное – искусство управление персоналом, отбор, подготовка и распределение кадров, мотивация, лидерство, удерживание конфликтов, совершенствование психологического климата [5, с. 53-55].

Современный менеджер - это философ, инженер, врач и артист в одном лице. Он также учёный и , что весьма важно, глубоко религиозный и обязательно нравственный человек.


Заключение.

В менеджменте сейчас насчитывается несколько десятков областей и направлений, в каждом из которых можно видеть ещё десятки и сотни более частных сфер знания, представляющих перспективный фронт науки.

Современный ме­недж­мент яв­ля­ет­ся многогранной системой, он вклю­ча­ет в се­бя ряд важ­ных опе­ра­ций: пла­ни­ро­ва­ние из­дер­жек, пла­ни­ро­ва­ние про­извод­ст­ва, пла­ни­ро­ва­ние сбы­та и, на­ко­нец, фи­нан­со­вое пла­ни­ро­ва­ние (пла­ни­ро­ва­ние при­бы­ли), управление персоналом. Ме­недж­мент, как нау­ка, по­зво­ля­ет пред­при­ни­ма­те­лю так спла­ни­ро­вать дея­тель­ность фир­мы в крат­ком, сред­нем и дол­гом пе­рио­дах, что­бы обес­пе­чить по­лу­че­ние фир­мой мак­си­маль­но воз­мож­ной при­бы­ли с ми­ни­маль­ны­ми за­тра­та­ми в ус­ло­ви­ях из­мен­чи­во­сти со­стоя­ния рын­ка. Ко­неч­но, это свя­за­но с не­из­беж­ным фи­нан­со­вым рис­ком, осо­бен­но в со­вре­мен­ных Рос­сий­ских ус­ло­ви­ях, но пра­виль­но про­ве­ден­ное стра­те­ги­че­ское пла­ни­ро­ва­ние по­зво­лит све­сти риск к ми­ни­му­му.

Дан­ная работа имела це­ль по­ка­зать дея­тель­но­сть лю­бого менеджера, рас­счи­ты­ваю­щей на фи­нан­со­вый ус­пех с помощью подготовленного им высококвалифицированного персонала в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях рын­ка. Нель­зя за­бы­вать о том, что мы на­хо­дим­ся в осо­бо же­ст­ких ус­ло­ви­ях рос­сий­ской эко­но­ми­ки, в ко­то­рых не­ко­то­рые ры­ноч­ные за­ко­ны дей­ст­ву­ют с точ­но­стью до на­обо­рот, од­на­ко, с уче­том то­го, что до пе­ре­строй­ки на­ша стра­на в те­че­ние мно­гих лет яв­ля­лась яр­ким при­ме­ром ав­то­ри­тар­ной ди­рек­тив­но-пла­но­вой эко­но­ми­ки, то про­цесс пла­ни­ро­ва­ния про­из­вод­ст­вен­но-ком­мер­че­ской дея­тель­но­сти пред­при­ятия и ос­нов­ных ры­ноч­ных по­ка­за­те­лей име­ет под со­бой мно­го­лет­ний опыт.

Ра­зу­ме­ет­ся, с на­сту­п­ле­ни­ем эта­па ре­форм в на­шем го­су­дар­ст­ве из­ме­ни­лись как ме­то­ды управления, так и его за­да­чи. Они при­об­ре­ли гиб­кость, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях об­ла­дают воз­мож­ностью ме­нять­ся со­глас­но из­ме­не­нию ры­ноч­ных ус­ло­вий.


Список используемой литературы.

1. Кравченко А. И. Социология менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Кравченко А. И. История менеджмента; Учебное пособие для вузов. – 7-е изд. – М.: Академический проект; Альма Мастер, 2008. – 560 с.

3. Старобинский Э. К. Как управлять персоналом. – М.: АО «Бизнес-школа Интел-Синтез». 1995.

4. Егоршин А. П. Управление персоналом. – 2-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 1999.

5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1997.


Скачать файл (114.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации