Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная - Влияние уровня тревожности на уровень агрессии - файл 1.doc


Контрольная - Влияние уровня тревожности на уровень агрессии
скачать (272 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc272kb.17.12.2011 23:48скачать

содержание

1.doc

Выполнила студентка курса,

заочного отделения,

факультета психологии и

педагогики, группы

Контрольная работа на тему:

«Влияние уровня тревожности на уровень агрессии».
Курск 2007 г.

Тема: влияние уровня тревожности на уровень внимания.
Проблема: характеристика внимания и тревожности.

В учебной деятельности некоторые учащиеся имеют слабые оценки. Предположим, что это связано с качеством внимания, т. к. классный руководитель высказал такое предположение (невнимательность).
Гипотеза: повышенный уровень реактивной тревожности снижает продуктивность внимания.
Объект исследования: группа учащихся.
Предмет: реактивная тревожность, внимание.
Цель: выявление степени влияния тревожности на внимание.
Задачи:1. Конкретизация проблемы.

2. Изучение литературы.

3. Уточнение гипотезы.

4. Выбор методов п/д.

5. Проверка исследований.

6. Обработка результатов, анализ.

7. Формулировка выводов.

I. Введение (конкретизация проблемы).
Тревожность как свойство личности во многом обусловливает поведение субъектом. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие тенденции воспринимать достаточно много ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
^ II. Влияние реактивной тревожности на внимание.
В школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как произвольное, так и непроизвольное продолжает развиваться. Однако, сначала и в школе приходится сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей.

Огромное влияние на уровень внимания оказывает реактивная тревожность, т. к. является устойчивой индивидуальной характеристикой личности.

Поскольку, основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы.

Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в тематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности.

На общую тревожность в школе оказывает общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижения высокого результата; страх самовыражения; негативное отношение и переживание тревоги при проверке публичных знаний и возможностей; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; тревога по поводу оценок.

Все эти факторы при повышенной реактивной тревожности оказывают негативное влияние на учебную деятельность и тем более на уровень внимания.

Таким образом, тревожность как свойство личности во многом обусловливает поведение субъекта.

Повышенный уровень реактивной тревожности отрицательно влияет на произвольное и непроизвольное внимание.
^ III. Организация исследования.
Для проведения данного исследования были взяты 30 подростков в возрасте 13 – 14 лет, обучающиеся в МОУ СОШ №4 г. Курчатова в 7 А – 8 Б классе. Исследование проводилось в учебном кабинете, с применением групповой формы исследования.
^ IV. Методы исследования:
Тестирование.

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1 – 20) и личностную (ЛТ, высказывания №21 – 40) тревожность.

^ ШКАЛА САМООЦЕНКИ (бланк ответов)

Фамилия ______________________Дата___________________________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВТСВУЕТЕ в ДАННЫЙ МОМЕТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».



Вопрос

Вариант ответа

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Лицевая сторона бланка

21

Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22

Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25

Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26

Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Ожидаемые трудности обычно тревожат меня

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Я так сильно переживаю свои разочарования

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Оборотная сторона бланка

^ V. Оценка результатов:
При помощи ключа к данной методике, представленного в таблице, определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.

Выводы об уровне результата:
3.5 – 4.0 балла – очень высокая тревожность.

3.0 – 3.4 – высокая тревожность.

2.0- 2.9 – средняя тревожность.

1.5 – 1.9 – низкая тревожность.

0.0 – 1.4 – очень низкая тревожность.

Ключ к методике оценки ситуационной и личностной тревожности.


Номер суждения

Ситуационная тревожность (ответы)

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

21

4

3

2

1

22

1

2

3

4

23

1

2

3

4

24

1

2

3

4

25

1

2

3

4

26

4

3

2

1

27

4

3

2

1

28

1

2

3

4

29

1

2

3

4

30

4

3

2

1

31

1

2

3

4

32

1

2

3

4

33

1

2

3

4

34

1

2

3

4

35

1

2

3

4

36

4

3

2

1

37

1

2

3

4

38

1

2

3

4

39

4

3

2

1

40

1

2

3

4


Сводная таблица по независимой переменной

(личностная тревожность).




Имя

Балл

Качественная оценка

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12










13










14










15










16










17










18










19










20










21










22










23










24










25










26










27










28










29










30










Сводная таблица по зависимой переменной

(ситуативная тревожность).




Имя

Балл

Качественная оценка

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12










13










14










15










16










17










18










19










20










21










22










23










24










25










26










27










28










29










30











^ VI. Анализ полученных результатов.
1. Ранжируем результаты по вниманию (зависимая переменная) выборки 1(ЛТ).
Таблица рангов.




Балл

Код

Ранг

1

25

7

4

2

25

8

4

3

25

9

4

4

25

18

4

5

25

19

4

6

25

24

4

7

25

27

4

8

24

30

8

9

23

2

10

10

23

5

10

11

23

12

10

12

22

1

14

13

22

10

14

14

22

14

14

15

22

28

14

16

22

29

14

17

21

3

20

18

21

6

20

19

21

13

20

20

21

15

20

21

21

20

20

22

21

21

20

23

21

26

20

24

20

17

24.5

25

20

25

24.5

26

18

11

26.5

27

18

16

26.5

28

16

23

28

29

15

4

29

30

7

23

30


^ 2. Ранжируем результаты по тревожности (независимая переменная) выборки 2 (РТ).
Таблица рангов.




Балл

Код

Ранг

1

27

1

1

2

28

25

2

3

31

9

3

4

33

10

4.5

5

33

27

4.5

6

34

29

6.5

7

34

30

6.5

8

35

2

9

9

35

7

9

10

35

26

9

11

36

22

11

12

37

13

13

13

37

14

13

14

37

19

13

15

38

9

1

16

39

8

16.5

17

39

18

16.5

18

43

15

19.5

19

43

17

19.5

20

43

19

19.5

21

43

20

19.5

22

44

12

22

23

45

5

23.5

24

45

6

23.5

25

46

16

25

26

47

21

26

27

50

11

22.5

28

50

23

27.5

29

51

4

29

30

53

24

30


^ 3. Произведем расчеты полученных результатов по вниманию.
__ 639

А) Х = ------ = 21.3

30
__

Хк.г. = 23.5 = 23


1+4+0+36=4+0+16+16+16+1+9+4+0+1+0+9+1+16+16+0+0+196+25+16+1+0+16+1+1+9

__

Б)S2 = ------------------------------------------------------------------------------------------------------

30
__ 415

S2 = ------- = 13.8

30

__ 1+0+0+4+4+4+1+1+0+1+4

S2к.г. = ------------------------------------ = 1.9

10
В) Ме = 22; Ме к.г. = 23

Г) Мо = 21; Мо к.г. = 25
Средняя и Ме выборки фактически совпадают (мало отличаются), следовательно мы имеем дело с нормальным распределением. Так же Мо мало отличается, следовательно – нормальное распределение.
^ 3. Произведем расчеты полученных результатов тревожности.

__

А) Х = 39

__

Хк.г. = 33.6 = 34
144+16+64+144+36+16+0+1+36+121+25+4+4+16+64+16+4+16+16+81+9+121+196+121+16+36+9+25+25

Б) S2 = -----------------------------------------------------------------------------------------------------------

30
1418

S2 = ------- = 47.2

30
49+1+121+1+25+16+1+100+9+9

S2к.г. = --------------------------------------------- = 33.2

10
В) Ме = 37.5; Ме к.г. = 37

Г) Мо = 43; Мо к.г. = 36
Д) То (внимание):

__

Х = 21; Хк.г. = 23.

S2 = 13.8; S2к.г. = 1.9

Ме = 22; Ме к.г. = 23

Мо = 21; Мо к.г. = 25
То (тревожность):

__

Х = 39; Хк.г. = 34

S2 = 47.2; S2к. г = 33.2

Ме = 37.5; Ме к.г. = 37

Мо = 43; Мо к.г. = 36
Значение Х, Ме, Мо – фактически имеют близкие значения (внимание и тревожность).
Необходимо решить задачу влияет ли тревожность на продуктивность внимания. С этой целью применим F – критерий.
47.2

F = ------- = 3.4 –

13.8

значительно превышает табличное значение, следовательно, гипотеза верна.
33.2

Fк.гр. = ------- = 17.4 – Значительно превышает.

19


VII. Выводы.
Так как показатели дисперсии выборки превышают показатели дисперсии контрольной группы: 47.2 > 33.2, то, следовательно, признак имеется в наличии.

По вниманию:

13.8 > 1.9 – действительно зависимая переменная «внимание» зависит от проявления тревожности. Отличия вызваны действиями эксперимента, но изначально эксперимент и контрольная группа не были одинаковы (контрольную группу вошли дети, имеющие хорошие показатели учебной деятельности).

Следовательно, вывод:

  1. в ходе исследований была исследована зависимость внимания от тревожности. Экспериментальным путем было доказано, что имеются существенная причинно-следственная связь зависимости. Чем выше реактивная тревожность, тем ниже нити продуктивного внимания.

  2. отличие от контрольной группы доказывает, что успешная учебная деятельность зависит от внимания.



Скачать файл (272 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации