Бейцун С.В. Конспект лекций по Основам компьютерно-интегрированного управления
скачать (725.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 726kb. | 18.12.2011 00:01 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Конюх В.Л. Компьютерная автоматизация производства [ документ ]
- Конюх В.Л. Компьютерная автоматизация производства [ документ ]
- Конспект интегрированного занятия [ лекция ]
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе Здравствуй, Зимушка - зима! [ документ ]
- Конспект лекций Краткосрочня финансовая политика [ лекция ]
- по основам теории систем и системного анализа [ лекция ]
- Шадрин Д.А. Логика. Конспект лекций [ документ ]
- Конспект лекций Стратегический менеджмент [ лекция ]
- Конспект для сдачи экзамена по курсу Основы менеджмента [ лекция ]
- Конспект лекций Современная элементная база систем управления ЛА [ лекция ]
- Теория управления [ лекция ]
- Презентация - Функции и механизм управления торговым предприятием [ реферат ]
1.doc
Бейцун Сергей ВикторовичКОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
«ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНО-ИНТЕГРИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ИНФОРМАЦИЯ
Основное назначение информационных систем – хранение и выдача информации. Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Информация может быть представлена в виде речи, текста, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. Важной характеристикой информации является ее адекватность – определенный уровень соответствия создаваемого с помощью с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.
Адекватность информации может выражаться в трех формах:
^ отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т.п.
^ определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи.
^ отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется.
Для измерения информации используют два параметра: количество информации I и объем данных VД. При этом каждой форме адекватности соответствует своя мера количества информации и объема данных.

^ оперирует с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту.
Объем данных VД в сообщении измеряется количеством символов. В современных ЭВМ используется двоичная система счисления с единицей измерения бит (или байт = 8 бит).
^ I. Как правило, до получения информации потребитель имеет некоторые предварительные сведения о системе . Мерой неопределенности состояния системы является функция Н(). После получения некоторого сообщения получатель приобрел некоторую дополнительную информацию I(), уменьшившую его неосведомленность. Тогда количество информации будет
I ()=Н()-Н().
Также используют в качестве показателя коэффициент информативности, который определяется отношением количества информации к объему данных Y=I/VД.
Семантическая мера информации. Для измерения смыслового содержания информации используется тезаурусная мера, связывающая семантические свойства информации со способностью пользователя воспринимать поступившее сообщение. (Тезаурус – совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.).
Относительной мерой количества семантической информации может служить коэффициент содержательности С=IC/VД.
Прагматическая мера информации определяет полезность информации для достижения пользователем поставленной цели. Эта мера – величина относительная и обусловлена особенностями использования информации в системе. Ценность информации принято измерять в единицах целевой функции.
Единицы измерения информации и примеры
Мера информации | Единицы измерения | Примеры |
Синтаксическая (компьютерный подход) | Единицы представления информации | Бит, байт, Кбайт и т.д. |
Семантическая | Тезаурус | Пакет прикладных программ, ПК, комп. сети. |
Прагматическая | Ценность использования | Емкость памяти, производительность ПК, скорость передачи данных. Время обработки информации и принятия решений. |
Возможность и эффективность использования информации обуславливается следующими показателями качества:
репрезентативность связана с правильностью отбора и формирования отражения свойств объекта;
содержательность отражает семантическую емкость (коэф. содержательности);
достаточность означает, что информация содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор показателей;
доступность обеспечивается выполнением соответствующих процедур получения и преобразования преобразования;
актуальность определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования;
своевременность означает поступление информации не позже заранее назначенного момента времени;
точность определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса или явления;
достоверность определяется свойствами информации отражать реально существующие объекты с заданной точностью;
устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности.
Перечисленные параметры определяются на методическом уровне разработки информационных систем, однако, на их величину существенно влияет и характер функционирования системы.
Классификация информации

^ – соответственно входящая в объект и исходящая от объекта информация;
Внутренняя информация возникает внутри объекта, а внешняя – за пределами;
Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики процесса;
Постоянная информация – неизменная и многократно используемая в течении длительного времени информация: справочная, нормативная, плановая;
Первичная информация возникает в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии;
Вторичная информация получается в результате обработки первичной;
Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов;
Результатная получается в результате обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управляющих воздействий;
Плановая – о параметрах объекта на будущее;
Нормативно-справочная – содержит справочные данные;
Учетная – характеризует деятельность за прошлый период;
Оперативная – характеризует процессы в текущий период.
^
Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современные информационные системы предполагают использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Компьютеры, связанные в сети, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой информационных систем.
Информационная система является хранилищем информации, снабженным процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации. В них поиск, выдача и размещение новой поступающей информации представляют собой стандартные алгоритмизированные процедуры. Работа информационных систем заключается в обслуживании двух встречных потоков новой информации: ввода новой информации и выдачи текущей информации по запросам. Причем приоритет всегда остается за выдачей информации. Простейшими информационными системами являются библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники. Появление ЭВМ привело к повышению эффективности информационных систем и расширило сферы применения таких систем, поскольку:
Резко возросли скорости обработки всех видов информации: поиск и размещение внутри ЭВМ, выдачи на экран или принтер, передачи и ввода с использованием различных сетей.
Увеличились возможности хранения больших объемов информации.
Благодаря электронной связи и сетям потеряло значение расстояние между источниками информации.
В развитии информационных систем можно выделить следующие этапы:
50-60-е года – появление первых информационные системы. Они предназначались для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах.
60-70-е года – информационные системы применяется для периодической отчетности по многим параметрам.
В 70-х — начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. информационные системы становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организаций любого профиля.
Скачать файл (725.5 kb.)