Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ влияния внешней среды на деятельность предприятия - файл 1.docx


Анализ влияния внешней среды на деятельность предприятия
скачать (136.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx137kb.18.12.2011 00:26скачать

содержание

1.docx



Анализ влияния внешней среды на деятельность предприятия

Содержание:

Введение

Понятие и содержание внешней среды организации

Анализ внешней среды ОАО «Теплоизоляция»
3. Пути повышения эффективности анализа внешней среды на ОАО «Теплоизоляция»

Заключение.
Введение.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безгранич

ны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Первоначальная внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

От уровня политических, технических, социально-экономических и других факторов развития региона и страны зависит эффективность функционирования предприятия, так как оно является компонентом региона.
Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого  контролируется внешние по отношению к предприятию факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности. Исследование этих факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды предприятия.



При анализе экономических факторов рассматривают темпы инфляции (дефляции), уровень занятости населения в регионе, платежеспособность предприятий, дифференцирование населения по доходам.

При анализе политических факторов следует следить за соглашениями по тарифам и торговле между странами, протекционистской таможенной политикой, направленной против третьих стран, нормативными актами местных органов власти и правительства, уровнем развития правового регулирования экономики, отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.
Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы предприятия. Их анализ позволяет руководству предприятия уточнить его стратегию и укрепить позиции предприятия на рынке. Здесь исследуют изменение демографических условий, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных видов товаров и услуг, уровень конкуренции в отрасли, долю рынка, занимаемую предприятием, емкость рынка или защищенность его правительством.
Руководство предприятия обязано постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не допустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию предприятия. Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить предприятие в безнадежное положение в условиях конкуренции. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства (особенно важно не пропустить момент начала создания принципиально новых технологий), конструкционных материалах, применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства предприятия за действиями конкурентов.
Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для предприятия. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, предприятие как социальная система само должно меняться, приспосабливаться к внешней среде предприятия.
Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных факторов, облегчает руководству предприятия получение ответов на интересующие его вопросы: Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию предприятия? Какие 

факторы представляют большие возможности для достижения общих целей?
Анализ внешней среды рекомендуется заканчивать составлением перечня внешних как опасностей, как и возможностей, с которыми предприятие сталкивается в этой среде.
^ Понятие и содержание внешней среды организации

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

^ Рис.1. Факторы внешней среды организации

Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

- макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.


Внешняя микросреда (среда прямого воздействия)

 Внешняя среда организации прямого воздействия – это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты и другие факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

 Упрощенно внешняя микросреда фирмы показана на рис.3 как система ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей.

 Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации:

        поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;

        государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);

        потребители (согласно точки зрения Питера Друкера цель организации - создать потребителя, поскольку ее существование и выживание зависит от способности находить потребителя, результатов своей деятельности и удовлетворять его запросу);

        конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;

        трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда.                               

^ Внешняя макросреда (среда косвенного воздействия)

Внешняя среда организации косвенного воздействия – это политические факторы, факторы демографического,  природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.

^ Цель и классификация прогнозов состояния внешней среды.



Общая цель прогноза состояния внешней среды - создать надежные основы для планирования собственного будущего развития бизнеса, поскольку развивающиеся системы, коим и является любой бизнес, должны всегда учитывать состояние внешней среды.

Специальная цель - выявить шансы и риски предприятия и его развития во внешней среде.

Возможности классификации прогнозов состояния внешней среды связаны с видом и величиной исследуемой области, видом исследуемых продуктов (переменных), с процессами сбора и обработки информации.

Например, объектами прогнозов могут быть следующие сферы внешней среды или их сегменты:
- экономическая
- социально-культурная
- демографическая
- технологическая
- политико-правовая
- экологическая
- международная

Для каждого региона есть общие и отличительные черты прогноза состояния внешней среды. Прогнозы состояния внешней среды подразделяются на качественные и количественные, прочем, подобное разделение на качественные и количественные, есть и в методах сбора информации о состоянии внешней среды. Самое простое, что можно посоветовать начинающему предпринимателю в анализе внешней среды - обратиться к историческим показателям. Данные по всем регионам
России хранятся в институте статистики. Анализ рождаемости и смертности, дохода на душу населения, темпы развития той или иной отрасти региона и коэффициенты их соотношений по сравнению с другими отраслями, внутриотраслевая статистика - все это может составить основу анализа внешней среды и исходя из этого предприниматель будет сам решать какие данные для анализа ситуации на рынке ему нужны динамично, т.е. с одинаковой периодичностью, а какие можно получать раз-два в год и тем самым контролировать собственное производство и собственное влияние на рынок, конкурентов и потребителей. Если предприниматель установит закономерность возникновения тех или иных показателей, уловит периодичность с которой они появляются, тол общий прогноз в целом будет зависеть от правильности этого предположения.

^ Анализ микросреды предприятия

Одной из наиболее простых и доступных методик анализа микросреды компании является SWOT-анализ. Названием этого вида анализа является аббревиатура по первым буквам английских слов

Strengths сильные стороны

Weaknesses слабые стороны



Opportunities возможности

Threats угрозы

В рамках проведения SWOT- анализа исследуются основные факторы «микросреды» (клиентура, конкуренты, каналы распределения, поставщики), которые влияют на деятельность компании, а также «внутренняя среда» (сильные и слабые стороны компании или конкретного маркетингового проекта).

^ Анализ макросреды предприятия

Для повышения конкурентоспособности необходимо сделать отбор наиболее важных для Вашего предприятия факторов макросреды. В процессе изучения макросреды проводятся мониторинг, оценка и распространение информации о макроэкономической характеристике предприятия. Эти мероприятия призваны оказать помощь предприятию в преодолении неожиданностей и обеспечении продолжительного развития.

Как Вы уже поняли, этих показателей достаточно много. Вот наиболее существенные из них, которые обязательно учитываются при проведении оценки микро- и макросреды деятельности компании (табл.1):

Факторы внешней среды

Показатели внешней среды

1. Поставщики

1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов

2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д.

3. Интегральный показатель качества информации, поступающей в организацию

4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей в организацию

5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих в организацию

6. Прогноз изменения условий поставок

2. Потребители

1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров организации

2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров

3. Прогноз изменения доходов потребителей

4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире

3. Конкуренты

1. Анализ качества, цен, конкурентоспособности товаров конкурентов, силы конкуренции на рынках

2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов

3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов

4. Прогнозирование рыночной стратегии основных 

конкурентов



4. Контактные аудитории

1. Анализ отношения к организации и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией

5. Маркетинговые посредники

1. Анализ имиджа структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.)

3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями

6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот лицензий и других показателей на эффективность работы организации

3. Подготовка и лоббирование предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности


Анализ внешней среды ОАО «Теплоизоляция».
Общие сведения об организации.
ОАО «Теплоизоляция» относится к строительной промышленности, выпуская в основном различного рода изделия (таблица 2.1.), применяемые для тепловой изоляции промышленных, гражданских сооружений и трубопроводов, и находится в г. Саранске. Численность персонала на октябрь 2000 года составляла 257 человек, среднемесячная зарплата 1580 рублей, с начало года объем выпускаемой продукции составил 29441,0 тыс. рублей.

^ Выпускаемая продукция.(табл.2)

Наименованиепродукции

Применение

Габаритные размеры, мм.

Единица измерения

Отпускная цена, руб. (с НДС)

Предоплата

Бартер

Вата минеральная рулонированная бумагой ГОСТ 4640-93

Экологически чистая, применяется для тепловойизоляции промышленных, гражданских 

сооружений и трубопроводов.



2000*

1000*

70

М3

452.4

565.5



Маты прошивные строительные ГОСТ 21880-94

Экологически чистая, применяется для тепловойизоляции промышленных, гражданских сооружений и трубопроводов.

2000*

1000*

70

М3

530.4

663.0

Минплита ППЖ-200 ГОСТ 22950-95

Плита повышенной жесткости применяется для тепловойизоляции промышленных и гражданских сооружений под мягкую кровлю.

1000*

500*

60

М3

1200.0

1500

Совелитовая плита ТУ 36-1622.65-92

Применяется для обмуровки паровых котлов ТЭЦ, ГРЭС,АЭС, предприятиях металлургической и коксохимической промышленности, а такжетруб больших диаметров.

500*

170*

50-60

М3

2971.2

3714

Совелитовый порошок ТУ 21-125-88

Применяется как составная часть совелитовой плиты, атакже при заделывании швов совелитовых плит при обмуровке паровых котлов ТЭЦ,ГРЭС, АЭС, предприятиях металлургической и коксохимической промышленности, атакже труб больших диаметров.

-

М3

2131.2

2664

Известь товарная ГОСТ 9179-77

Применяется для приготовления растворов и бетонов,вяжущих материалов и производства строительных изделий. В приусадебныххозяйс

твах – для добавки в кислые почвы, побелки деревьев, обработки помещений,для нейтрализации кислот промышленных сточных вод.



-

Тонна

768.0

960.0



Камни бетонные стеновые

Для кладки стен.

-

Шт.

3,48

4,00
^ Анализ макроокружения ОАО «Теплоизоляция».
Для оценки экономической компоненты макроокружения организации необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие экономическое положение Республики Мордовия в настоящее время, так как в целом, наметившиеся тенденции в регионе совпадают с общероссийскими, отличаясь лишь темпами.

Так, анализируя ситуацию в промышленности за январь-сентябрь 2007 года в целом по республике с учетом оценки объемов производства малых и совместных предприятий, а также промышленных подразделений при непромышленных организациях произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 10750 млн. рублей. Более 90% общего объема промышленной продукции республики произведено крупными и средними предприятиями. За этот период времени наибольший рост объемов выпуска промышленной продукции по крупным и средним предприятиям отмечен в машиностроении и металлообработке (на 47,6%), легкой промышленности (на 28,8%), медицинской (на 49,3%). Но одновременно наблюдалось сокращение производства на предприятиях электроэнергетики – на 12,6%, пищевой – на 4,9%. Все это говорит о еще сохранении в целом кризисной ситуации в экономике, несмотря на наметившуюся в последнее время стабилизацию и положительную динамику в производстве.

Поэтому, чтобы оценить влияние происходящих экономических процессов на ОАО «Теплоизоляцию», нужно рассмотреть сложившееся положение дел в той отрасли, к которой относится эта организация. В строительстве за три квартала 2007 года предприятиями и организациями республики, включая субъекты малого предпринимательства, по договорам строительного подряда выполнено работ на сумму 975,0 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,8% больше, чем в январе-сентябре 2006 года. Строительными организациями Республики Мордовия (без субъектов малого предпринимательства) выполнено работ, услуг на 921,1 млн. рублей, из них 82,9% (763,1 млн. рублей) – работы по договорам строительного подряда. В январе-сентябре 2007 года предприятиями и 

организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками на территории республики построено 1053 квартиры общей площадью 96,2 тыс. м2, что на 2,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В сельской местности ввод жилья составил 27,8 тыс. м3 (98,0% к уровню 2006 года). Населением за свой счет и с привлечением кредитов построено 577 домов общей площадью 64,9 тыс. м2. Доля индивидуального строительства в общем вводе жилья составила 67,4%. В г. Саранске за девять месяцев 2000 года построено 46,8 тыс. м2 жилья (48,6% от общего ввода жилья по республике). За этот период времени в РМ введено 421,3 км газовых сетей, что на 10% больше, чем за тот же период прошлого года, построено автомобильных дорог 22,4 км (только 53,1% от прошлого года).

Необходимо также отметить, что в экономике сохраняются инфляционные процессы. Так цены на продовольственные товары за январь-сентябрь 2007 года (к декабрю 2006) увеличились на 19,6%. Из непродовольственных товаров более всего за 9 месяцев 2007 года выросли цены на бензин – 18,2% и, что важно для ОАО «Теплоизоляция» на строительные материал – 21,2%. Расчетная стоимость строительства 1 м2 общей площади жилых домов в первом квартале 2007 года в среднем по России составила 4819 рублей, что на 8,8% выше, чем в 4 квартале 2006 года, по Республике Мордовия данные показатели составляют: 3339 рублей в 4 квартале 1999 и 3597 рублей – в 1 квартале 2007. В 3 квартале 2000 года цены на м2 поднялись по России на 5,4%. А по РМ цены за период с апреля по сентябрь возросли с 3597 рублей до 3927 рублей за 1 м2.

При анализе экономической компоненты макроокружения нужно рассмотреть финансовую деятельность организаций. По оперативным данным, за 8 месяцев 2007 года крупными и средними предприятиями республики (без сельского хозяйства) получено 735,1 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем за соответствующий период 2006 года. Но, несмотря на эту положительную динамику, по-прежнему для многих предприятий остро стоит проблема, связанная с финансовой деятельностью. Так, с убытками завершили 8 месяцев 48,1% предприятий, сумма убытка составила 271,1 млн. рублей. По состоянию на 1 сентября 2007 года просроченная кредиторская задолженность обследованных предприятий составила 7155,2 млн. рублей и уменьшилась за месяц на 1,8%. Просроченная задолженность по платежам в бюджет увеличилась за месяц на 3,7% и сложилась в сумме 1202,9 млн. рублей. С обязательствами перед бюджетом не справилось 61,2% от общего числа обследованных

предприятий. Просроченная дебиторская задолженность за месяц уменьшилась на 1,1% и составила 3096,5 млн. рублей.

Необходимо также рассмотреть ситуацию с исполнением бюджета по РМ за 9 месяцев 2007 года. В бюджетную систему республики за это время было мобилизовано 1 млрд. 670,5 млн. рублей собственных 

доходов, что перевыполнило прогнозное задание почти на 116 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы возросли в 1,6 раза. Намного лучше, в отличие от прошлых лет поступают собственные доходы в денежной форме, доля таких поступлений на протяжении уже 9 месяцев более 85%, и в сравнении с январем-сентябрем 2006 года увеличилась в 3,2 раза. Существенно ухудшились показатели по выполнению бюджетных обязательств в части доходов в сентябре месяце. Если в августе прогноз собственных доходов выполнили все районы и города республики, то в сентябре не справились с прогнозным назначением месяца 9 районов. Несмотря на выполнение прогноза собственных доходов, у районов и городов остаются огромные резервы для дополнительного привлечения средств. Совершенно не ведется работа с проблемными предприятиями, в результате недоимка в местные бюджеты возросла с начала года на 144,5 млн. рублей и составила 247,3 млн. рублей. Здесь же нужно отметить в целом положительную тенденцию по выплатам из республиканского бюджета дотаций, в том числе на строительство.

Исходя из вышеприведенных данных, характеризующих экономическую компоненту макроокружения ОАО «Теплоизоляция» можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции оказывают благоприятное влияние на организацию в целом. В связи с наметившейся стабилизацией и незначительным экономическим ростом происходит оживление строительства, как в регионе, так и в целом по стране, увеличиваются объемы ремонтных работ. В результате на ОАО «Теплоизоляция» впервые за период с 1997 года наметились процессы стабилизации и, в силу увеличения спроса на их продукцию рост объемов производства и реализации. До этого же года предприятие находилось в очень трудном положении, когда экономическая конъюнктура сложилась таким образом, что нормальное функционирование строительной отрасли в большинстве регионов страны было сведено к минимуму, мало внимания уделялось капитальному ремонту. Поэтому было очень сложно найти потребителя, и тем более осуществлять расчеты с ними в денежной форме, в силу этого преобладали бартерные отношения, которые и позволяли выжить предприятию в сложившейся в стране экономической ситуации. Сейчас, в силу специфики выпускаемой продукции, спрос растет не только на территории республики, но и за ее пределами, что, при условии сохранения существующей динамики, позволяет считать наличие на ближайшее время неплохих перспектив развития для ОАО «Теплоизоляция».

Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как относительно стабильную. Это результат прихода к власти на президентских выборах В. В. Путина, в лице которого как большинство россиян, так и мировая общественность видят своего рода гаранта политической стабилизации в РФ. Этому предшествовала длинная череда частых смен 

Правительств в стране, что не могло не отразиться отрицательным образом на проводимую ими экономическую политику, в частности на возникающие кризисы в финансовой сфере, вызывающие за собой ухудшение состояния экономики в целом. Поэтому стабилизация ситуации в политической сфере в этом году привела к общему улучшению ситуации и в других сферах, в том числе и экономической, а, следовательно, появились возможности для более эффективного использования своего потенциала всеми субъектами хозяйствования.

На политическую компоненту Республики Мордовия определяющее влияние оказывает ситуация, сложившаяся в стране в целом, но нельзя не учитывать при анализе политическую обстановку в регионе. Она же является малоподвижным фактором уже 5 лет, это следствие того, что за это время не изменяется руководство республики.

Правовая составляющая ОАО «Теплоизоляция» включает в себя Конституцию РФ и Конституцию РМ, законы и подзаконные актами как федерального, так и республиканского значения, которые регулируют деятельность юридических и физических лиц, а также их объединений на всей территории страны. Так, в силу сложившейся политической ситуации Государственным Собранием РМ от 31 октября 2007 года в целях приведения законодательства РМ в соответствие с федеральным законодательством был принят ряд изменений и дополнений как в Конституцию РМ, так и в законодательные акты.

Также 7 сессия Госсобрания РМ приняла решение направить на рассмотрение в Правительство РМ и комитеты ГС РМ по экономической политике, по бюджету, финансам и налогам вопрос о разработки экономической политики Республики Мордовия. Конечно, это не означает, что в данный момент экономической политики в республике нет, естественно она существует и реализуется в значительной мере через Закон о бюджете, через программы развития РМ, через различные отраслевые программы, нормативные акты и т. д. Правда, иногда может складываться впечатление о разрозненности их действий, когда как они должны координировать экономическое развитие в регионе. Принимаемые нормативные акты иногда являются как бы ответной реакцией на уже свершившиеся факты. Отчасти это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, все основополагающие законы и постановления, в том числе экономические, принимаются на федеральном уровне. Во-вторых, до последнего времени руководство республики старалось не забывать все направления социально-экономического развития; явных приоритетов, за исключением переработки сельскохозяйственной продукции, практически не было. Социально- политическая ситуация не позволяла поступать по-другому. Но меняется ситуация, и неплохо было бы определить какие меры необходимо осуществлять для повышения жизненного уровня населения республики. Когда принимается бюджет, то в пользу каждой строки 

расходов есть весьма серьезные доводы, ясно и другое: удовлетворить все запросы невозможно. Поэтому в условиях ограниченности ресурсов и возникает резонный вопрос о том, каким направлениям необходимо сейчас отдавать приоритетное значение. Фактом является то, что сегодня нет документа, в котором формализовано были бы расставлены акценты в республиканском экономическом развитии.

Все это говорит о том, что правовая компонента макроокружения недостаточно разработана и в полной мере не соответствует нормальному функционированию организаций в современных условиях, что является фактором, который замедляет темпы экономического развития.

Социальная составляющая ОАО «Теплоизоляция» характеризуется следующими тенденциями. Средняя номинальная заработная плата, начисленная в январе-августе 2007 года, в крупных, средних и малых организациях составила1016,1 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,5 раза. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, за этот период составила к уровню 2006 года 107,7%. Средняя заработная плата в январе-августе 2007 года обеспечивала 1,1 прожиточного минимума трудоспособного населения. Сохранилась значительная межотраслевая дифференциация заработной платы, так у работников транспорта, государственного управления, кредитования и страхования она превышает среднереспубликанский уровень в 2,0 – 2,3 раза.

Среднемесячный доход одного работающего составил за январь-август 2007 года 1047,2 рубля. Незначительная прибавка к заработной плате в виде выплат социального характера на одного работника в среднем в месяц 22 рублей не могла, даже незначительно, улучшить материального положения работающих. Среднемесячная заработная плата на ОАО «Теплоизоляция» в октябре 2007 года составила 1580 рублей. Одной из важнейших причин серьезного ухудшения уровня жизни населения и усиления социальной напряженности является задолженность по выплате заработной платы. По состоянию на 1 октября 2007 года на 1591 предприятии и организации республики отмечалось наличие задолженности по заработной плате, из них 16,6% предприятий и организаций имели задолженность в размере 5 и более месячных фонда оплаты труда. Сумма общей просроченной задолженности по заработной плате составило на начало октября 2007 года 233,5 млн. рублей, из нее 48,8 млн. рублей составляет задолженность, вызванная недофинансированием из бюджетов всех уровней. Самыми крупными должниками по-прежнему остаются предприятия и организации сельского хозяйства, строительства, науки и научного обслуживания, где суммарная задолженность превысила августовский фонд заработной платы, соответственно, в 3,9; 2,7 и 5,6 раза.

Также необходимо рассмотреть проблему занятости в регионе. В экономике республики в январе-августе 2007 года было занято 398,2 

тыс. человек. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях, на них работало 305,3 тыс. человек. Кроме того, для работы на крупных и средних предприятиях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 9,9 тыс. человек.

К концу сентября 2007 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 10,0 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 8,9 тыс. человек имели статус безработного. Из общего их числа 77% - женщины, 37% - молодежь в возрасте 16-29 лет. При этом наибольшая доля безработных (24,0%) занимается поиском работы более года. Процесс увеличения спроса на рабочую силу со стороны предприятий и организаций, начавшийся в начале текущего года, при снижении численности граждан, ищущих работу, вызвал уменьшение коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда, который составил на 1 октября 2007 года 1,6 человека против 4,2 человека на 1 октября 2006 года.

При анализе социальной компоненты, нужно отметить и демографическую ситуацию в республики. На начало 2007 года в регионе проживало 929 тыс. человек постоянного населения, в том числе 553,2 тыс. (59,5%) – в городской и 375,8 тыс. (40,5%) – в сельской местности. В городе Саранске проживало 315,2 тыс. человек, или треть всего населения Мордовии. В январе-сентябре 2008 года в республике зарегистрировано 5267 новорожденных и 11211 умерших. Против соответствующего периода прошлого года число родившихся уменьшилось на 1,3%, а число умерших возросло на 8,9%. Эти изменения негативно сказались на величине естественной убыли, которая увеличилась за 9 месяцев на 20%. Миграция в текущем году не способствовала пополнению численности населения. Продолжается отток жителей из республики. В обмене населением со странами СНГ число прибывших в Мордовию превышает число выбывших в эти государства. Однако за счет оттока населения в другие регионы России в целом по республике складывается миграционная убыль.

В целом ситуация, складывающаяся в социальной сфере (71-е место по РФ) оказывает незначительное влияние на ОАО «Теплоизоляция», так как подавляющий объем продукции организации потребляется не населением, чей уровень доходов в большинстве случаев не позволяет осуществлять строительство, а предприятиями и организациями, где экономические тенденции позволяют вкладывать средства в строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, обеспечивая устойчиво повышенный спрос на продукцию предприятия.

Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Ее влияние сказывается и через развитие производственного потенциала РМ, которое определяется состоянием 

основных фондов предприятий, для которых на современном этапе характерно преобладание выбытия над обновлением. Коэффициенты обновления и выбытия остаются низкими, что означает старение и изнашивание оборудования. Коэффициент выбытия на предприятиях г. Саранска (1,4%, зато коэффициент износа – 52,7%, в том числе в строительстве – 40,5%. По отраслям промышленности наблюдается высокая степень износа основных фондов (в производстве стройматериалов 50,4%). Если учесть, что часть оборудования, срок износа которого еще не наступил, устарела морально, то есть, не отвечает современным производственным требованиям, то еще более усугубляет сложившуюся ситуацию. Современный процесс воспроизводства основных фондов не отвечает тенденциям развития производства и требованиям НТП. При высоком общем коэффициенте износа основных фондов коэффициент их обновления лишь на немногих предприятиях превышает 3%, что является недостаточным и не способствует выводу республики из кризиса, а лишь фиксирует положение на грани деградации промышленного потенциала.

Ситуация с конца прошлого года несколько изменилась в лучшую сторону. Так за этот период был зафиксирован общий рост объемов освоения капиталовложений и строительно-монтажных работ в строительном комплексе РМ. Есть примеры активного обновления производственной базы и внедрения новых технологий в некоторых строительных организациях. Новые подходы апробированы и успешно применяются в строительстве жилья АО «Саранскстройзаказчик», АО «Домострой», к данной работе подключилось муниципальное учреждение «Госкапстройзаказчик». За счет их активной работы в г. Саранске за последнее время увеличились объемы строительства жилья. Но на ОАО «Теплоизоляция» ситуация с проблемой обновления производственной базы стоит очень остро.

Прибыльная работа, значительный прогресс в развитии экономики республики, может быть, достигнут только на основе реализации наукоемких проектов, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции. Надо отметить тот факт, что в последнее время в РМ заметно активизировалась эта работа. Установлены более тесные связи с Министерством науки и технологии РФ, с Российским научным фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом. Проведен первый республиканский конкурс и реализуются проекты НИОКР по приоритетным для республики направлениям. Например, учеными-строителями совместно с ОАО «ЖБК-1» ведутся работы по созданию новой конструкции трехслойной ограждающей панели. НА ОАО «Железобетон» завершаются работы по созданию новых сборно-монолитных перекрытий, на ОАО «Биохимик» завершается монтаж линии по производству пенообразователей для ячеистых бетонов. Но вся эта 

деятельность затруднена остро стоящим вопросом финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. По итогам конкурса НИОКР в прошедшем году отраслевые министерства заключили с исполнителями договоры с поэтапной оплатой, по которым не выплачены значительные суммы. Правительство, понимая, что в сложившейся ситуации у предприятий нет средств для ведения НИОКР пытается решить эту проблемы на основе республиканского бюджета, что при сохранении тенденции выполнения поступлений в бюджеты всех уровней в 2007 году позволяет говорить о возможности более успешного осуществления этих работ. Но при этом нельзя ожидать финансирование всех проектов, так как нужно отдавать предпочтение наиболее перспективным.

Рассмотренная компонента макроокружения сильно влияет на деятельность, осуществляемую ОАО «Теплоизоляция» в силу того, что из-за устаревшей производственной базы возрастают издержки, сильно увеличивая себестоимость производимой продукции и, тем самым, снижая конкурентоспособность продукции. На предприятии за текущий год произошло выбытие основных средств на 4819 тыс. рублей, а выправить ситуацию можно лишь рассчитывая на собственные средства (из-за высокой учетной ставки за последние 2 года не было взято ни одного кредита), так как чистая прибыль за 3 квартала этого года возросла на 2285 тыс. рублей и составила 4047 тыс. рублей. В силу этих же причин ОАО «Теплоизоляция» не может осуществить разработанный проект, связанный с производством нетрадиционных облегченных материалов (легкий кирпич марки 75-100 кг/см2 из диатомитового сырья; мощность производства 20 млн. штук в год) стоимостью в 4,7 млн. долларов США и сроком окупаемости в 6,5 лет.

Последняя составляющая макроокружения ОАО «Теплоизоляция» - природно- географическая. По ресурсно-сырьевой и топливно-сырьевой составляющей инновационного потенциала республика находится соответственно на 40-м и 89- м (последним по РФ) месте. Природно-сырьевые ресурсы нашего региона слабо развиты, а по ряду из них (полезные ископаемые) – ограничены, вследствие чего он зависит от поставок сырья, материалов для промышленности и топлива со стороны, что напрямую отражается на ОАО «Теплоизоляция», так как приходится завозить сырье из других регионов. Например, несмотря на то, что на территории РМ имеются месторождения асбеста и доломита все же приходится закупать это сырье из-за того, что наше менее качественное. Единственное, что облегчает осуществлять перевозки, это наличие на территории республики хорошо развитой транспортной сети. Здесь пересекаются важные железнодорожные магистрали Запад – Восток (Москва – Урал – Сибирь и Донбасс – Нижний Новгород – Киров, а также автомобильные дороги: Москва – Самара – Челябинск, Москва – Рязань – Саранск – Ульяновск, Нижний Новгород – Саранск – Пенза – Саратов с 

выходом в другие регионы, с которыми Республика Мордовия связана исторически сложившимися хозяйственными отношениями).

Все эти компоненты макроокружения в совокупности также напрямую связаны с инвестиционными рисками, которые сказываются на объеме инвестиций. Степень инвестиционного риска зависит от политической, экономической и социальной ситуации в регионе. Важнейшей составляющей инвестиционного риска является местное законодательство. Оно оказывает сильное влияние на степень инвестиционного риска, а также регулирует возможности инвестирования в те или иные объекты, определяет порядок использования отдельных факторов производства – составляющих инвестиционного потенциала.

В мировых рейтингах инвестиционного климата и привлекательности Россия занимает одно из последних мест в мире. По усредненным оценкам таких рейтингов РФ находится в начале второй сотни, что говорит о том, что это проблема не только нашего региона в частности, но и всего государства в целом. Республика Мордовия в рейтинге субъектов Федерации по инвестиционному риску занимает 66-е место. Три вида инвестиционного риска – экономический, политический и социальный являются определяющими и могут рассматриваться во взаимосвязи. По этим показателям республика занимает соответственно 71, 53 и 60-е место, то есть относится к большинству наименее благоприятных регионов по данным составляющим рейтинга.
^ Анализ микроокружения ОАО «Теплоизоляция».
При проведении анализа непосредственного окружения ОАО «Теплоизоляция» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее. Специфика производимого ассортимента продукции такова, что ОАО «Теплоизоляция» не является производителем товаров народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это юридические лица различных организационно-правовых форм, занимающихся строительными и ремонтными работами. На долю же физических лиц, приобретающих продукцию ОАО «Теплоизоляция» не приходится и 2% от общего объема выпускаемой продукции, так как они являются потребителями такой продукции, как камни бетонные стеновые, которые не относятся к основным выпускаемым изделиям, и их объем производства в общем валовом объеме занимает менее 5%. В силу этого остается незадействованной сеть розничной и оптовой торговли, так как реализация продукции осуществляется на основе договоров купли-продажи между ОАО «Теплоизоляция» и организациями-потребителями, а также продукцию отпускают непосредственно с предприятия за наличный и безналичный расчет. В Республике Мордовия крупными потребителями организации являются АО 

«Саранскстройзаказчик», АО «Домострой», муниципальные унитарные предприятия «Тепловые сети» г. Саранска и г. Рузаевка, муниципальное предприятие «Госкапстройзаказчик», государственное предприятие «Мордовкоммунэнерго» и МУП жилищно- коммунального хозяйства РМ, Строительное управление саранской ТЭЦ-2.

Необходимо при анализе потребителей учитывать и тот факт, что более половины продукции реализуется не на региональном, а на федеральном рынке (за 3 квартала этого года 46% изделий было реализовано в Республике Мордовия и 54% за ее пределами). Анализ межрегиональных поставок продукции ОАО «Теплоизоляция» представлен таблицей 3.

Таблица 3

Поставки продукции по межрегиональным соглашениям. (тыс. рублей)

Регионы

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год
Фактически

Фактически

1 полугодие

Оценка

Прогноз

В % к 2000 г. всопост. Ценах

1

2

3

4

5

6

7

Архангельскаяобласть

-

-

258

258

-

-

Башкортостан

165

598

504

580

600

103,4

Кировскаяобласть

133

1062

201

201

200

99,5

Москва

156

1333

939

1400

1500

107,0

Нижегородскаяобласть

2686

2486

939

2700

2800

103,7

^ Новосибирская область

-

-

98

98

-

-

Омскаяобласть

441

-

-

-

-

-

Оренбургскаяобласть

45

-

77

77

-

-

Пензенскаяобласть

49

417

78

200

200

100,0

Пермскаяобласть

61

788

-

300

-

-

РеспубликаКоми

84

-

-

-

-

-

РеспубликаЧувашия

221

464

258

500

550

110,0

Санкт-Петербург

-

166

74

200

300

150

^ Саратовская область

1371

767

417

800

900

112,5

Свердловскаяобласть

198

570

739

739

500

67,7

Томскаяобласть

-

134

141

141

-

-

Тюменскаяобласть

603

1311

1824

1824

800

43,9

Объем поставленнойпродукции в соответствии с заключенными договорами – ВСЕГО

19399

25617

15805

26800

28200

105,2
Рассматривая вышеприведенные данные можно констатировать тот факт, что с 2005 года наблюдается устойчивый рост потребления продукции ОАО «Теплоизоляция» за пределами нашей республики. Причем изменяется и география потребителей, отмечается тенденция сокращения регионов, куда осуществляются поставки. Но это нельзя считать отрицательным фактором, так как прекращается взаимодействие с регионами РФ, значительно удаленными от РМ. В условиях, когда ОАО «Теплоизоляция» испытывала проблемы со сбытом своей продукции договора заключались с любыми организациями независимо от их месторасположения, причем со многими из них были бартерные отношения. Теперь же в результате конъюнктурных изменений, когда спрос на их продукцию заметно возрос, ОАО «Теплоизоляция» может само определяться в отношении тех регионов, куда продолжать поставки. Естественно, теперь предпочтение отдается соседним и близлежащим регионам-потребителям. Исключением из этого является лишь Тюменская область (причина этого заключается в том, что там находится ряд поставщиков организации), с которой уже в первом полугодии этого года был превышен объем поставок 2006 года, но и здесь на следующий год планируется более чем двойное снижение объемов реализации продукции.

Крупнейшими потребителями продукции ОАО «Теплоизоляция» являются Нижегородская, Тюменская, Саратовская области и г. Москва, которые потребляют более 20% продукции, вывозимой за пределы РМ. Наибольший рост поставок на 2008 год прогнозируется по Санкт-Петербургу (увеличение на 50% от 2007 года), Саратовской области (на 12,5%), Республики Чувашия (на 10%) и г. Москва (на 7%). Общий же рост прогнозируется на 5,2%.

Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ОАО «Теплоизоляция» (таблица 4).

Таблица 4 

Поставщики ОАО «Теплоизоляция».

Наименование

Сырья

Наименование

 Поставщика

Закупочная цена

Без НДС, руб./тонна

1

2

3

^ 1

2

3

Доломит

Ковровскоекарьероуправление

114

Асбест

ОАО«Ураласбест» г. Асбест

2300

Кокс

«Губахинскийкоксохимический завод» г. Губаха

2253

Смола

«Уралхимпласт»г. Нижний Тагил

4135

Шлак

ОАО«Мечел» г. Челябинск

112


Данная таблица показывает, что все наиболее важные источники сырья для производства основных видов продукции (теплоизоляционные материалы) на ОАО «Теплоизоляция» приходится закупать за пределами региона, что приводит к повышению цен на них из-за высоких транспортных расходов. Исключением является известь, поставляемая из Атемара по цене 640 рублей за тонну. За последнее время организация сменила двух стратегически важных поставщиков наиболее дорогостоящих видов сырья. Поставки смолы до этого года осуществляло АО «Комфи» г. Нижний Тагил, но после истечения срока договора из-за более низкой цены при аналогичном качестве было решено отдать предпочтение другой организации из того же города; также изменился и поставщик кокса, ранее поставки этого сырья на ОАО «Теплоизоляция» производил «Коксогазовый завод» г. Видное (Московская область), что связано с некоторым невыполнением сроков поставок.

Остальные менее значимые виды сырья закупаются на территории РМ, в том числе для изготовления камней бетонных стеновых используется чамзинский цемент (марки М400 Д20 по цене 518 руб. за тонну) и гравий керамзитовый ОАО «Промышленное предприятие крупнопанельного домостроения» (по цене 215 рублей за м.3). Также для осуществления технологического процесса по производству теплоизоляционных материалов применяется пар, поступающий от ТЭЦ-2.

При анализе микроокружения ОАО «Теплоизоляция» также следует изучить конкурентов. В Республике Мордовия конкурентов у предприятия нет, так как ни одна из местных организаций не занимается производством данных видов продукции. Непосредственными конкурентами являются «Выксинский завод минеральных изделий», Арзамасский завод «Минвата», «Кстовский завод минеральных изделий» и Ульяновский завод. Рассмотрим ценовую конкуренцию между этими организациями (таблица. 5)

Таблица 5

Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами.

Название

Предприятия

Плита совелитовая

(цена за м3),руб.

Плита минеральная (цена зам3), руб.

Вата минеральная (цена зам3), руб.

ОАО«Теплоизоляция»

2409

929

377

«Выксинскийзавод минеральных изделий»

-

931

355

Арзамасскийзавод «Минвата»

2300

936

359

«Кстовскийзавод минеральных 

изделий»



2420

920

373



Ульяновскийзавод

2229

892

344
Исходя из вышеприведенной таблицы видно, что ОАО «Теплоизоляция» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью продукции по сравнению с конкурентами, так как приходится привозить сырье из других удаленных регионов, высокими тарифами на энергоносители в РМ, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет организации незначительно отставать, а по некоторым изделиям по сравнению с конкурентами и превосходить их за счет того, что в регионе значительно дешевле рабочая сила и зарплата на предприятии не превышает за 9 месяцев 2007 года 1580 рублей, тогда как у других заводов, производящих аналогичную продукцию затраты на оплату труда выше в 2 и более раза, что позволяет ОАО «Теплоизоляция» поддерживать цены на конкурентном уровне. Но высокий уровень спроса на продукцию нивелирует ценовые преимущества, а товарная номенклатура на ОАО «Теплоизоляция» выше, чем у конкурентов (особенно важно наличие матов прошивных строительных для теплоизоляции трубопроводов). Объемы производства превышают в 1,6 и 2 раза соответственно «Выксинский завод минеральных изделий» и Арзамасский завод «Минвата». Поэтому эти организации не обеспечивают потребности своего региона (Нижегородской области) и ОАО «Теплоизоляция» успешно действует на этой территории, поставляя до 10% выпускаемой продукции. Благоприятно складывающаяся конъюнктура рынка позволяет осуществлять и замену оборудования и его увеличение (в среднем за последние 2 года основные фонды увеличились на 4 млн. рублей, и составили сумму в 42,0 млн. рублей), что при сохранении устойчиво повышенного спроса может снизить себестоимость продукции и за счет этого.

Также нужно оценить ситуацию и с продукцией, заменяющей изделия ОАО «Теплоизоляция». Ею являются теплоизоляционные материалы из пенополиуретана по цене 21,36 рубля за метр, плиты из пенополистирола по цене 700 рублей за м3. Данный вид продукции производится предприятиями химической промышленности, и на территории РМ не производится.

Далее при анализе микроокружения следует исследовать рынок рабочей силы РМ. Но эта компонента оказывает малое воздействие на ОАО «Теплоизоляция», так как на ближайшие 3 года планируется увеличить персонал только на 3 человека. А притом, что уровень безработицы (официально зарегистрированный) составляет около 10 тыс. человек и в 

регионе низкий уровень средней зарплаты, то трудностей с поиском кандидатов на вакансии не предвидится.

При оценке инфраструктуры следует отметить тот факт, что в регионе относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась инфраструктурная (27 место) составляющая. Это не случайно, так как территория республики характеризуется высокой хозяйственной и транспортной сетью. Из составляющих инфраструктуру элементов ОАО «Теплоизоляция» наиболее взаимодействует с Акционерным коммерческим «Кредитно-страховым банком», в котором имеются расчетные счета организации и через который происходят все финансовые операции, а также Мордовским отделением социального страхования в Октябрьском районе г. Саранска.

А в завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное или же нет) оказывает сложившаяся ситуация во внешней среде на деятельность ОАО «Теплоизоляция». Осуществим это, применив метод составления профиля среды (таблица 6).

Таблица 6

Ранжирование среды ОАО «Теплоизоляция».

Факторсреды

Важностьдля отрасли (от 1 до 3)

Влияниена организацию (от 0 до 3)

Направлениевлияния (+1 или –1)

Степеньважности (D=A*B*C)
A

B

C

D

Состояниеэкономики

3

3

+

9

Политика

2

2

+

4

Правовая среда

1

1

_

-1

Соц.  компонента

1

0

_

0

Технология

1

1

_

-1

Природно-географич.

1

1

_

-1

Потребители

3

3

+

9

Поставщики

2

3

_

-6

Конкуренты

3

1

_

-3

Инфраструктура

1

1

+

1

Рынок рабочей силы

1

0

+

0
Общая сумма баллов составляет +11, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды (этот показатель носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все же этот показатель невелик и результаты функционирования ОАО «Теплоизоляция» в большей степени зависят от правильно принятых 

стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду.
^ 3. Пути повышения эффективности анализа внешней среды на ОАО«Теплоизоляция».
Для того чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности проведения анализа внешней среды на ОАО «Теплоизоляция» необходимо рассмотреть то, как данный анализ проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что теперь ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. Об этом говорит то, что результаты опроса руководителей разных рангов показали, что в целом сегодня руководство осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие. В то же время факторам микросреды, за исключением экономических условий в стране, получают довольно низкую оценку, хотя они могут иметь самое решающее значение для предприятия (приложение). В связи с этим можно сделать вывод, что еще не все руководители достаточно четко представляют значение для предприятий ряда факторов внешней среды.

В целом можно отметить, что на ОАО «Теплоизоляция» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в своей повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между организацией и внешней средой (преимущественно компонентами микроокружения) является отдел сбыта и отчасти отдел снабжения, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране (рис.2).

Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ОАО «Теплоизоляция» существует еще один недостаток, так как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно (за исключением разве что отдела маркетинга, но и он функционирует не столь эффективно как нужно). Поэтому на сегодняшний момент времени информация о внешней среде на 

ОАО «Теплоизоляция» в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители представляют будущий характер внешней среды, полагаясь

на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.


Рис.2. Факторы внешней среды ОАО «Теплоизоляция», изучаемые

некоторыми неспециализированными для этого подразделениями.
Одной из главных причин подобного положения дел на ОАО«Теплоизоляция» является отсутствие четких методических рекомендаций по комплексному исследованию внешней среды. Кроме того, это обусловлено неудовлетворительным информационным и другими видами взаимодействия между различными подразделениями, недостатком квалифицированных кадров и, прежде всего, специалистов по маркетингу, а также отсутствием или нехваткой необходимых финансовых ресурсов.

По вышеизложенным причинам для повышения эффективности анализа внешней среды на ОАО «Теплоизоляция» необходимо использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур, представленных на рис. 4




Рис. 4. Процесс анализа внешней среды ОАО «Теплоизоляция».
На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и своевременное предоставление руководителям предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации. Также конкретные цели могут быть определены и скорректированы высшим руководством, для решения какой-либо неотложной проблемы, не забывая о приоритете стратегической цели и не отдавая предпочтение одному из объектов анализа.

Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При реально сложившейся ситуации на ОАО «Теплоизоляция» данного рода анализ 

должен быть возложен на сотрудников отдела маркетинга, который, по моему мнению, имеет еще значительные внутренние резервы для осуществления этой задачи, в силу недоиспользования своего потенциала. При этом создание новой специализированной структурной единицы для такого предприятия является излишней, и могла быть оправдана только на очень крупных организациях, к которым ОАО «Теплоизоляция» не относится.

Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних, так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде (рис. 5.). Сбор информации о компонентах макро- и микроокружения из внутренних источников следует проводить, как изучая различные документы и материалы подразделений предприятия, имеющих какие-либо контакты с внешней средой, так и проводя экспертные опросы их сотрудников. При сборе внешней «вторичной» информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet.

Для получения исчерпывающей информации о потребителях, конкурентах и других субъектах рынка, относящихся к микросреде предприятия, следует также собирать «первичную» информацию с помощью методов наблюдения, опросов и экспериментов. Параллельно со сбором информации о внешней среде для решения стратегических задач должен осуществляться мониторинг внешней среды. Он необходим для предоставления руководству оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений уже при появлении «слабых сигналов» каких-либо изменений во внешней среде.







 

       - направление аккумулирующейся в отделе маркетинга информации;

      - направление предоставления собранной,

Рис. 5. Схема сбора и дальнейшей передачи информации о внешней среде на ОАО «Теплоизоляция».
После сбора информации ее необходимо соответствующим образом обработать: вначале проверить на достоверность и непротиворечивость, затем систематизировать по отдельным факторам внешней среды так, чтобы ее было удобно анализировать и хранить.

На этапе анализа собранной информации при помощи методов экстраполяции, структурно-аналитических и экспертных методов следует определить состояние внешней среды и выявить открывающиеся для предприятия возможности и угрозы.

Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах, данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации. Все базы данных должны быть взаимосвязаны друг с другом и должны обновляться по мере поступления новой информации, в том числе в ходе мониторинга.

Для разработки стратегических планов предприятия и их ежегодной корректировке необходимо проводить прогнозирование внешней среды. При этом также могут быть использованы методу экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы. Заключительным этапом анализа внешней среды является подготовка и предоставление отчета руководству предприятия и его подразделениям (рис. 3.3.). Они должны содержать основные выводы и результаты исследований, а также рекомендации по использованию новых возможностей во внешней среде или устранению (минимизации) угроз для предприятия.

Для эффективного приведения в действие данной схемы анализа на ОАО «Теплоизоляция» необходимо создать и соответствующие организационно- экономические предпосылки. Для этого сначала следует определить организационную форму проведения анализа внешней среды. При исследовании отдельных направлений внешней среды предприятие может обращаться к специализированным исследовательским организациям, таким как консалтинговые и информационные фирмы, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и т. п. Вместе с тем, ОАО «Теплоизоляция» должно самостоятельно проводить комплексное исследование внешней среды, а именно отдел маркетинга. При создании этого направления работы целесообразно объединить усилия отдела маркетинга с другими подразделениями, занимающимися изучением отдельных аспектов внешней среды. Поэтому необходимо разделить между этими подразделениями полномочия и ответственность в системе исследования внешней среды предприятия, а также наладить информационное взаимодействие таким образом, чтобы не происходило дублирование работ и, в то же время, не возникали информационные пробелы по каким-либо направлениям. Это, 

прежде всего, касается взаимодействия специализированного подразделения с юридическим и финансово-экономическим отделами. Со снабженческими и сбытовыми подразделениями должен быть налажен свободный обмен информацией. А отдел маркетинга должен не только собирать информацию от подразделений, но и координировать и направлять их усилия на более активный сбор информации о внешней среде. Для этого необходимо разработать и предоставить методические рекомендации работникам предприятия о том, какую, где и от кого следует собирать информацию. Деятельность по исследованию внешней среды должна осуществляться при активной поддержке высшего руководства. Оно должно предоставлять отделу маркетинга открытый доступ к информационным ресурсам предприятия, в том числе конфиденциальным, а также самим снабжать его информацией, полученной по своим каналам.

Для решения разовых, нетипичных задач по сбору и анализу информации о внешней среде (в том числе при первоначальной организации исследований и для формирования базы данных), а также при разработке прогнозов кроме постоянно действующих специалистов отдела маркетинга им могут оказать большую помощь специально созданные временные проблемные группы. Они должны работать в тесном контакте с отделом маркетинга, от которого должны получать необходимую методическую помощь и информацию.

Организация исследования внешней среды на комплексной и регулярной основе требует также соответствующего финансового обеспечения. При этом все затраты на проведение анализа следует рассматривать как инвестиции в информацию, способствующую выработке оптимальных стратегических решений, а также своевременному устранению опасностей и использованию возможностей, выгоды от которых могут иметь долговременный характер. Поэтому необоснованное сокращение финансовых ресурсов на этот вид деятельности может отрицательно сказаться на качестве стратегических и оперативных управленческих решений.


Заключение

Анализ внутренней и внешней сред это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, компания очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка. В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения компании для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием вышеперечисленных методик, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

Рассмотрев и проанализировав внешнюю среду организации необходимо сделать основные выводы по данной теме. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, технология и люди. Успех организации зависит от внешнего окружения организации, без которого невозможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы – к среде косвенного воздействия. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможности существования. Задача менеджеров состоит в налаживании такого взаимодействия организации с внешней средой, которое бы обеспечивало возможность достижения организацией поставленных целей и давало ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. В условиях нестабильной и сложной внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг внешней среды и на основании собранной информации пытаться прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.

Сегодня единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного 

функционирования и успешного развития является детальное рассмотрение внешней среды предприятия, и их взаимосвязи. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
Список использованных источников и литературы:

1.Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. М.: Юнити-Дана, 2005.

2.Внешняя среда организации. Режим доступа: http://inform.od.ua/articles/examen/vn_sreda.htm [Дата обращения 12 декабря. 2008г.]

3.Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2007.

4. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004.

5.Деловая хроника. Режим доступа: http://www.konkurent.ru/list.php?rub=8&shan=view [Дата обращения 12 декабря. 2008г.]

6.Завгородняя А.А., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. – СПб.: Питер, 2002.

7. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.

8. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник. – Мн.: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 2007.

9. Медведев В.П Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2002. Т.2.

10. Менеджмент: Учеб.-метод. комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения / Авт.-сост. Л.П.Ермалович. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2005.




Скачать файл (136.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации