Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Консультирование клиентов по проблемам воспитания трудных подростков - файл 1.doc


Курсовая работа - Консультирование клиентов по проблемам воспитания трудных подростков
скачать (521 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc521kb.18.12.2011 00:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки РФ

Череповецкий государственный университет

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии
Курсовая работа

по основам психологического консультирования

на тему:

Консультирование клиентов по проблемам воспитания трудных подростков.
Выполнила: студентка гр.4ПС-31

Угловская О.В.

Проверила: доцент, к.пс.н.

Апуневич О.А.

г.Череповец,

2008 год

Содержание.

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме трудных подростков.

    1. Особенности подросткового возраста. Психологическая характеристика подростков …...……………………..………………4

    2. Новообразования и ведущий вид деятельности в

подростковом возрасте………………………………………………..10

    1. Трудные подростки……………………………………………….25

    2. Коррекционная работа с трудными подростками………...…….29

^ Глава 2. Разработка консультационных сценариев.

2.1 Классификация запросов………………………………………….31

2.2 Сценарии консультаций…………………………………………...32

2.2.1 Сценарий № 1…………………………………………………….32

2.2.2 Сценарий № 2…………………………………………………….40

2.2.3 Сценарий № 3…………………………………………………….48

Заключение……………………………………………………………...57

Литература для консультантов…………………………………..……58

Литература для клиентов………………………………………………59

Введение.


Проблема воспитания детей актуальна во все времена. В особенности, если речь идет о воспитании детей подросткового возраста, которых педагоги и психологи относят к разряду «трудных».

Сам по себе подростковый возраст имеет свою специфику и сложность: 11-15-летние тинейджеры, как принято их называть в наше время, по своим психологическим характеристикам уже не дети, но ещё и не взрослые. Подростки стремятся быть и казаться взрослыми, отчего иногда ведут себя несколько странно для людей, их окружающих. Часто непонимание рождает недоверие, отчуждение и конфликты. В этом случае взрослые воспринимают подростков как трудных, соответственно, меняют свое отношение к ним и поведение, тем самым усугубляя ситуацию. Именно поэтому очень важно показать взрослым, да и самим подросткам, что возраст тинейджеров - вполне обычный и закономерный этап развития любой личности, имеющий свои особенности и закономерности. А подростковый возраст – он не хуже и не лучше других возрастов, он просто другой, и этим он уникален.

В рамках возрастной психологии проблемой воспитания подростков занимались И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, В.Г. Степанов, В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина и другие исследователи.

Цель работы - разработать психологически обоснованные сценарии консультативной работы по проблеме воспитания трудных подростков.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ литературы по проблеме воспитания трудных подростков,

  2. составить классификацию запросов по проблеме воспитания трудных подростков,

  3. разработать три сценария консультативного интервью проблеме воспитания трудных подростков.




    1. ^ Особенности подросткового возраста.

Психологическая характеристика подростков.

Подростковый период – один из тех, что приносит больше всего проблем и забот родителям ребенка. А также педагогам, обывателям и иногда правоохранительным органам. Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Это тот самый период, что породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений». Возможно, он и не является настолько сложным, насколько его представляют, преувеличивая изменения, происходящие в «маленьком взрослом» человеке. Часто в представлениях родителей и других взрослых, окружающих подростка, возникает то, что в психологии принято называть мифами. Вот некоторые современные психологические мифы об отрочестве, сформулированные американскими авторами (К.Флэйк-Хобсон и др.):

1. Подростковый возраст – время проявления всевозможных патологий, «период бури и натиска».

2. Все подростки похожи друг на друга, они нечем не отличаются.

3. Подростки – это дети.

4. Развитие у всех подростком непрерывно, универсально и синхронно.

5. Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, касаются только их и больше никого. Они сами должны справляться со своими трудностями.

Сам по себе подростковый период довольно неоднозначен по своему психологическому содержанию и значению для подростка. Никто не согласится с тезисом, что ученики 6 и 8 классов очень похожи друг на друга, хотя оба они – подростки. Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый (13-15 лет), или 7-8 классы. [1]

Центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нем физиологические изменения. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового телесного «Я». Эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток: наступление физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса.

Опросы, проведенные на детях предподросткового возраста, выявили высокий уровень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности, связанный со своей внешностью. Это беспокойство продолжает расти в пубертате, принимая все более критический и негативный оттенок.

Достижение пубертата знаменует вступление в отрочество, универсальная точка отсчета которого определяется биологическим созреванием: в течение относительно короткого периода, в среднем 4 лет, в организме произойдут глубокие изменения - и тело приобретет свои окончательные половые особенности. [6]

В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования лич­ности. Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3—4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бод­рость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабиль­ным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать самую настоящую «гормональную бурю». Это состояние удачно выразил один американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Сексуальное возбуждение, сопровождающее про­цесс полового созревания, усиливает  эмоциональную нестабиль­ность. У девочек больше инди­видуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределен­ные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привя­занности, любви, поддержке, самоуважении). [13]

Подростковый период, будучи переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход ребенка к взрослой жизни. Характерной чертой этого возраст является амбивалентность и парадоксальность психической жизни подростка. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью, эгоизма – альтруизмом, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием, радикализма – консерватизмом и т.д.

Э.Шпрангер разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста и описал 3 возможных типа развития личности ребенка в этом периоде. Для первого типа характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предполагает медленные, плавные и постепенные изменения подростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, осуществление чего возможно благодаря самоконтролю и самодисциплине подростка. Основные психологические новообразования, по Шпрангеру, это открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности. [1]

Шарлотта Бюлер объясняет психическое развитие подростка через понятие пубертата. Пубертат – это период резкого ускорения физического развития и полового созревания. Вместе с физическим пубертатом автор выделяет и психическую пубертатность, а внутри нее 3 фазы развития.

1) прелюдия к периоду психической пубертатности, отдельные симптомы которой появляются в 11-12 лет, когда подростки необузданны, драчливы,

  1. негативная фаза, продолжительность которой с 11 до 13 лет у девочек и с 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание, неудовлетворенность собой, переносимая на окружающий мир,

  2. позитивная фаза, начинающаяся с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окружения, перед ним открываются источники радости – это сознательное переживание прекрасного; при благоприятных условиях развития такими источниками могут стать наука, искусство и любовь, дающая выход самому тяжелому напряжению. [1]

Интересна классификация типов личности подростков, разработанная Э.Штерном. На основе выделения той ценности, которая переживается подростком как наивысшая, т.е. определяющая его жизнь, он описал 6 типов личностей:

- теоретическая (направлена на объективное познание действительности),

- эстетическая (стремится постичь единичный случай, ей чуждо объективное познание),

- экономическая (управляется идеей пользы, стремлением достичь результата с наименьшими затратами),

- социальная (смысле ее жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей,

- политическая (действует под влиянием стремления к власти, господству и влиянию),

- религиозная (соотносит всякое единичное явление с общим смыслом жизни). [1]

Для описания поведения и деятельности подростка Э.Штерн использует понятие «серьезная игра», занимающая, по его мнению, промежуточное положение между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Все, за что берется подросток – серьезно для него, но его деятельность – лишь проба собственных сил. Примерами таких «серьезных игр» являются кокетство, флирт, спорт, организации, объединения по интересам, выбор профессии. Они есть этап подготовки подростка ко взрослой жизни. [1]

Особый интерес при изучении подросткового периода представляет культурно-историческая теория Л.С.Выготского, дающая ключ к пониманию механизма психического развития ребенка, в том числе и подростка.

Ключевой проблемой этого периода Л.С.Выготский называл проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) интересов и развитие новых. К ним он относил эгоцентрическую доминанту (интерес подростка к собственной личности), доминанту дали (доминирование широких интересов, направленных на будущее, над сегодняшними, текущими интересами), доминанту усилия (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям и следующие из этого упрямство, протесты, хулиганство), доминанту романтики (стремление к неизвестному, рискованному, героическому).

Известный отечественный психолог А.П.Краковский, сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте всего лишь один год, отмечает, что подростки в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. А в целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков в 42 раза (!) больше, чем у младших школьников.

Американские исследователи Роберт и Джин Байярд на основании бесед с родителями составили обобщенный список поступков и действий подростков, которые беспокоят родителей. Их набралось 65 пунктов - от безобидного «пачкает на кухне» до – «сделала аборт и снова забеременела». [1]

Нет смысла приводить весь этот список полностью, но стоит выделить наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками.

1. Резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, драчливости, противопоставлении себя учителям и другим взрослым и т.п.

2. Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страх, одиночество.

  1. Реакция эмансипации. Это выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля родителей и других взрослых. Подросток стремится не столько противостоять им, сколько стать равным с ними, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

  2. Реакция группирования со сверстниками.

  3. Выраженность акцентуаций характера. [1]



1.2 Новообразования и ведущий вид деятельности подростка.

Появление новых интересов у подростка приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что меняет окружающую подростка социальную ситуацию развития. Ее смена, в свою очередь, ведет к смене ведущей деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования подросткового возраста.

Первым таким моментом младшего подростка является появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Но реализация этой потребности возможна лишь в том случае, если подросток будет соответствовать не только ожиданиям и требованиям окружающих, но и собственным требованиям и самооценке. Это – второй момент в мотивационной сфере. Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социальной среде.

Подростковая потребность в самостоятельности выражается, в основном, в стремлении освободиться от зависимости от взрослых, от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях.

Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» — характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым, удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность. [8]

Среди увлечений подростков выделяют следующие:

1) интел­лектуально-эстетические (могут пересе­каться со школьным обучение; связаны с глубоким интересом к любимому занятию — истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов и т.д.; наиболее ценные с точки зрения развития ребенка увле­чения, но и они иногда усложняют жизнь детям и их родителям; бывает, что поглощенные своим делом подростки запускают учебу в школе),

2) эгоцентрические (внешне похожи на интеллектуально-эстетические; изучение редких иностранных языков, увлечение стариной, занятия модным видом спорта, уча­стие в художественной самодеятельности и т.п. — любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов; детям с аналогичной личностной направленностью бывают свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовы­вать, руководить сверстниками; они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером),

3) телесно-мануальные (связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-нибудь искусные навыки; помимо спорта, это вождение мотоцикла или картинга, занятия в столярной мастерской и др. В основном, это увлечения мальчиков, которые таким образом развиваются в физическом отношении и овладевают нужными для них умениями),

4) накопительские (коллекционирова­ние во всех его видах; страсть к коллекционированию может со­четаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материаль­ных благ, с желанием следовать подростковой моде и т.д.),

5) информативно-коммуникативные (самый примитивный вид увлечений, в которых проявляется жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критической переработки, а также потребность в легком обще­нии со сверстниками — во множестве контактов, позволяющих этой информацией обмениваться; это многочасовые пустые разго­воры в привычной «дворовой» компании или со случайными приятелями, созерцание происходящего вокруг, длительное просиживание перед телевизором или видеомагнитофоном; по телевидению часами может просматриваться все подряд. Вся информация при этом усваи­вается на достаточно поверхностном уровне. [8]
Новые потребности, изменяя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности, которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рамках прежней ведущей деятельности – учебной, потому в данном возрасте возникает другой ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение.

Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и искать там себя. Оно помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и формировать самооценку. Вне общения невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения и нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит соответствующего общения в школе, то его интересы и потребности оказываются за ее пределами, основным увлечением становится общение, а учебная деятельность отходит на второй план. [1]

Все исследователи психологии отрочества схо­дятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.

Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положе­ние. Для некоторых это стремление может выражаться в жела­нии занять в группе позицию лидера, для других - быть признан­ным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым автори­тетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Как показывают ис­следования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и правонарушений подростков. [11]

В основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновения отрицательных эмоциональных переживаний и т. п. часто лежит именно нарушение отношений подростка со сверстниками, которое, как правило, не осознается ни родителями, ни самим подростком.

Конечно, причины возможных нарушений в поведении подростка могут быть весьма различными, однако в первую очередь полезно проанализировать и «отработать» именно вер­сию «общение со сверстниками»: какие отношения со сверстника­ми были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на какую роль он претендует в коллек­тиве сверстников и т. д.

Как показало исследование С. К. Масгутовой, субъек­тивная значимость для подростка его общения со сверст­никами значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости со стороны взрослых, особенно учителей. Учителя по­лагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями, а родители считают, что подростки более всего переживают по поводу общения с ро­дителями. Большин­ство взрослых, окружающих подростка, не имеют никакого представления об изменениях в мотивах его общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста, о смене связанных с этим общением переживаний. [11]

Эти изменения схе­матично можно представить следующим образом. Если в IV клас­се доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, вместе что-то делать, играть, то уже в V—VI классах на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников. В VII—VIII классах централь­ным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в их глазах. Но у многих потребность быть значимым в гла­зах сверстников не получает удовлетворения, что приводит к тяжелым переживаниям.

Взрослые, как показало исследование С. К. Масгутовой, не замечают этого, они вообще в подавляющем большинстве случаев представляют себе мотивы общения подростка со сверстниками самым примитивным образом - как стремление быть в их среде. Имея такие представления, они не могут помочь подростку найти свое место в коллективе сверстников. [11]

Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатков тех детей, с которыми об­щается их сын или дочь. В то же время уже начиная с VI класса у подростков начинает интенсивно развиваться способность видеть причины своих конфликтов, за­труднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.

Как показало исследование, содержание общения млад­ших подростков сосредоточивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших—вокруг вопросов личност­ного общения, развития индивидуальности. На этом фоне у семиклассников, а особенно у восьмиклассников возрастает критич­ность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, так как не воспринимают его проблем. [11]

Непонимание взрослыми вну­треннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах поступков, стремлениях, ценностях и т.п. - это первый источник проблем взаимоотношений со взрослыми.

Исследования показали, что, чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит у окружающих его взрослых. И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания быстрого, интенсивного процесса взросления, который проте­кает в подростковом возрасте, всеми силами пыта­ются сохранить «детские» формы контроля, общения с детьми.

Именно этот момент подростки, начиная с V класса, отмечают в качестве главного основания своих огорчений в общении с ними: «Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеж­дой» (V класс); «Огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы. Они все скрывают от меня, а в мои секреты вторгаются» (VIII класс). [11]

Тем не менее, в руководстве взрослых подросток особенно нуждается. Нужно только отказаться от категорических распоряжений и приказов как основного метода общения. Подросткам нужны не скучные нотации и надоедливые поучения, а искренние, задушевные беседы, полезная, ясная, глубоко продуманная логическая аргументация, а главное – организация правильного нравственного опыта, убеждающего в справедливости нравственных норм и необходимости им следовать в повседневной жизни. [10]

Тот факт, что по сути дела на протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особен­но родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями. Особенно остро это проявляет­ся в старших подростковых классах, учащиеся которых испытыва­ют огромную потребность в общении со взрослыми «на равных».

Исследование М. М Рыбаковой выявило следующую, чрезвычайно важную с психологической точки зрения характеристику конфликтов подрост­ков со взрослыми. Эта картина верна для всех подростковых классов. Виновником конфликта всегда признается подросток - так считают родители, так считают учителя, так считают и сами подростки.

Подобную самообвиняющую позицию подростков некоторые авторы называют «психологическим смирением», связывая ее с принятием навязы­ваемых им формальных отношений «послушания». В то же время ломка позиции «психологического смирения» чаще всего приводит к «психологиче­скому бунту». Когда возникает этот «психологический бунт», взрослые начинают бить тревогу, ищут выхода, тогда как «психологическое смирение» всех устраивает.

Вме­сте с тем подобное отношение к конфликтам, когда взрослые устойчиво занимают внешнеобвиняющую позицию, а подростки - самообвиняющую, является крайне неконструктивным, и снятие такого отношения является одной из задач при разрешении конкретных конфликтов. [11]

Кроме того,  взрослые, видя взросление подростка, чаще всего заме­чают в этом процессе только его негативные стороны: подросток стал «непослушным», «скрытным» - и совершенно не замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является развитие в подростковом возрасте стремления помочь взрослым, под­держать, разделить их горе или радость. Взрослые в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять по­добное отношение с его стороны. Понятно, почему это происхо­дит, - для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и необходимо быть с ним «на равных».

Если сравнивать между собой сферы общения подростков с родителями, с одной стороны, и с учителями — с другой, то при всей напряженности первой, все же значительно более «запущен­ной», малопродуктивной с точки зрения личностного развития является вторая. Переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимают одно из последних мест (напомним, что сами учителя весьма неадекватно отводят этим переживаниям подростков первое по значимости место), а во-вторых, с учите­лями у подростков связаны одни только отрицательные пере­живания. Характер общения с учителями и отношения подростка к этому общению изменя­ется на протяжении подросткового возраста. Если ведущим моти­вом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то в более старшем возрасте - стремление к личностному общению с ним. Начиная с VI класса подростков все больше вол­нуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в це­лом устраивают, то личностные - нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема «справедливости» учителя. Но, несмотря на неудовлетворенность подростков личностными качест­вами учителей, они все равно стремятся к общению с ними, чего, кстати, учителя чаще всего не замечают. Они, как правило, пола­гают, что подростки удовлетворены общением с ними и их личностными качествами.

Таким образом, с возрастом скла­дывается ситуация нарастания у подростков потребности в личностном общении с педагогами и невозможности ее удовлетворения. Соответственно этому расширяется и зона конфликтов. [11]

При всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Глав­ное общественное требование к подростку - овладеть определен­ной суммой знаний, умений и навыков, без которой невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества. Это требование делает проблему учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важной в этом возрасте.

Именно в этот период у детей появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании, которая может быть реализована и в учебной деятельности. Учение может приобрести для ребенка новый личностный смысл — стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. К сожалению, это случается не очень часто.

Руководить интересами подростка в этом направлении могут взрослые — любимые учите­ля и родители, искренне увлеченные своим делом. Побудить его к дополнительным занятиям определенным учебным предметом им удается, только соблюдая осторожность: излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции — нежеланию де­лать то, что навязывают, к апатии или бунту. [8]

Снижение успеваемости, часто наблюдаемое в средних классах школы, может быть порождено самыми разными причинами - от незначительных пробелов в знаниях, вызванных пропуском заня­тий, или снижения работоспособности, связанного с возрастной перестройкой организма и носящего, поэтому, сугубо временный характер, до возникновения серьезных психических заболеваний. Установить истинную причину неуспеваемости в этом возрасте часто бывает крайне сложно, и это требует участия профессионального психолога.

Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в сред­них классах школы является нежелание учиться. Если нет желания учиться, никакая помощь, никакие дополнительные занятия не приносят пользы. Нередко в современной школе потеря подростками смысла уче­бы, внутренний отход от школы, преобладание «посторонних инте­ресов», на которые так часто жалуются учителя, является резуль­татом их же педагогической работы. Иногда начиная уже с V—VI классов на того или иного ученика начинают смотреть как на совершенно бесперспективного. Многие учителя ис­пользуют обещание перевести в IX класс или не допустить в него в качестве пряника и кнута. Надо ли удивляться, что многие современные подростки из числа этих «неперспективных» сами предпочитают «отойти от школы», находя интересы где-то на сто­роне. По данным С. К. Масгутовой, лишь незначительная часть учащихся средних классов (от 2,1 до 4,7%) не испытывают затруднений в учебе. [11]

Еще одна важная проблема, связанная со сферой обучения современных подростков, состоит в полном игнорировании необходимости развития позна­вательных мотивов к учению. Исследования показали, что переживания по поводу учения занимают у младших подростков первое по значимости место, а у старших - в VII классе - второе, а в VIII - пятое. Иными словами, эти пе­реживания очень важны для подростков. Подавляющее их число свя­зано со школьными отметками: радость от хороших отметок, грусть - от плохих.

Переживания же подростков, связанные с собственно познанием, открытием ново­го, в ряду всех других переживаний устойчиво занимают самое последнее место, а учителями и вовсе не фиксируются как сколь­ко-нибудь значимые для подростков. Вместе с тем для современной ситуации характерно смещение акцентов с собственно познавательной деятельности на отдельные, наиболее формальные элементы учебной деятельности (успеваемость, оценки и т. п.). Следствием этого становится не­развитость интереса к самому процессу познания, чрезвычайно важного для продуктивного развития личности подростка. [1]

Главная задача личности на данном возрастном этапе развития –формирование самосознания, идентичности, которые являются основными психологическими приобретениями в этом возрасте. Самосознание относят к центральному психологическому новообразованию, становление которого возможно только благодаря общению. [1] Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлению поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. В самосознании подростка происхо­дят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, возникает страстное жела­ние если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой, но идет и по линии развлечений, и романтических отно­шений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда урод­ливыми, а образцы для подражания — не лучшими, в принципе, ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, на­учиться брать на себя разнообразные роли.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не толь­ко для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятель­ность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или это может быть забота о семье, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему бра­ту, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие из них способны брать на себя от­ветственность за благополучие других. [13]

Одновременно с внешними проявлениями взрослости, возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком.

Половое созревание вовсе не является основным источником фор­мирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым челове­ком и требует от окружающих признания этого факта.

Чувство взрослости подростка проявляется в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, от­стаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касает­ся вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы.

Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жа­ром отстаивает их даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. [8]

Известный американский педиатр Бенджамин Спок пишет, что почти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах и достоинстве, приличествующих его ступени развития. Но родители не должны буквально понимать каждое требование ребенка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост, и он совершенно не уверен в своей способности быть таким знающим, умелым, утонченным и обаятельным, каким ему хотелось бы быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям. Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

Учителя, психологи и другие специалисты, работавшие с подростками, рассказывают, как некоторые из них признаются, что им хотелось бы, чтобы их родители были с ними немного построже, так же как родители некоторых из их друзей, и учили бы их, что хорошо и что плохо. Если решение родителей разумно, подросток принимает его и в глубине души благодарен. С одной стороны, родители вправе сказать: «Мы лучше знаем», но с другой – они должны чувствовать и проявлять глубокое доверие к своему ребенку, к его суждениям и его нравственности. Ребенка удерживает на правильном пути главным образом здоровое воспитание и уверенность в том, что родители доверяют ему, а не те правила, которым его учат. Но подростку нужны и правила, и сознание, что родители уделяют ему достаточно внимания, чтобы преподать ему эти правила, заполняющие пробелы в его жизненном опыте. [9]

Чувство взрослости связано и с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Результаты обширного опроса, проведенного в Англии М. Аргайлом и М. Хендерсоном,  выявили основные неписа­ные правила дружбы. Это взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Важно также сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть терпимым к остальным его друзьям, не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга, не быть назойливым и не поучать, уважать его внутренний мир и автономию.

Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения. [8]

К концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в своем личностном разви­тии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется система внутренне согласованных представлений о себе, образов своего «Я».

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сход­ства, и отчасти близкие взрослые. Подростковая по­требность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии. [13]

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, раз­нообразны — они отражают все богатство его жизни. Представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют так называемое реальное «Я».

Оценка сво­их качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о се­бе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девоч­ка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Подросток — еще не цельная зрелая личность. Неустойчивость душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.

Помимо реального «Я», формируется и «Я» идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей переживаемый подростком раз­рыв между идеальным образом и действительным своим положе­нием приводит к неуверенности в себе, что внешне может выра­жаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда же идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества.

Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы дей­ствовать, подростки погружаются в мир фантазий. [8]

^ 1.3 Трудные подростки.

«Трудный подросток» подчас означает для некоторых воспитывающих всего лишь неудобный для взрослых. По этому поводу замечательный педагог Януш Корчак писал: «Надо остерегаться смешивать "хороший" и "удобный". Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удо­бен, последовательно, шаг за шагом взрослые стремятся усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований».

Понятие «трудный подросток» может быть отражением предрасположенности многих взрослых искать психологические удобства в отношениях с детьми и подростками. Бывает, что подросток попадает в разряд трудных только потому, что в силу каких-либо обстоятельств (например, врожденных свойств темперамента) он не удобен взрослым или не вписывается в общественно заданный эталон. [3]

В тоже время численность по-настоящему «трудных детей» в последнее время неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по «Интернету» или играют в компьютерные игры. 

К тому же, если в былые годы «трудными детьми» становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение «трудный ребенок». [13]

Можно обозначить ряд случаев, когда подросток является трудным в психолого-педагогическом отношении.

1. Подросток труден в случае педагогической запущенности, т.е., если к нему не предъявлялись или предъявлялись неправильно и несвоевременно педагогические требования. В результате его поведение не укладывается в рамки общественных нормативов, что особенно заметно в период полового созревания. В этом случае необходимо не только принять испытуемого и проявить повышенное терпение к нему, но и продумать общую стратегию взаимоотношений с ребенком, соответствующую его типу акцентуации; не фиксировать его внимание на отталкивающих качествах; не рассчитывать на морализаторство, упреки, уговоры, а больше сопереживать и сочувствовать подростку.

2. Трудным для воспитывающих становится подросток, оказывающийся в неблагоприятных жизненных условиях. В этом случае необходимо ознакомиться с условиями, в которых он живет, выяснить взаимоотношения с родственниками и сверстниками; сделать все возможное, чтобы устранить или смягчить действие травмирующих обстоятельств. Среди такого рода обстоятельств наиболее вероятны следующие: резкая смена привычных взаимоотношений с окружающими, полоса неудач в нескольких видах деятельности, неприятности с учебой, недовольство собой и другими, приводящее к разочарованию в жизни.

У этих подростков всегда встречается одно и то же явление: они не в состоянии объективно оценивать себя, не знает своих сил и возможностей. Отсюда противоречие между оценкой другими людьми и самооценкой, явное преувеличение своих достоинств или недостатков, а также необоснованные претензии на особое место в коллективе, на особое внимание учителей. Следствием являются конфликты с окружающими.

3. Трудным оказывается подросток, когда естественным сложностям развития в этом возрасте сопутствуют специфические личностные факторы: преувеличенная эгоистическая направленность, внутренний конфликт положительного и отрицательного, потребность в сохранении отрицательных свойств, аморальность. [3]

Трудновоспитуемость не означает господства отрицательного в духовном мире подростка, скорее, в нем происходит борьба положительных и отрицательных качеств, которая и определяет неустойчивость поведения. Конфликт с окружающими, родителями, педагогами – обычно следствие внутренней дисгармонии личности.

Потребность в сохранении отрицательных личностных качеств – ещё один специфический фактор трудновоспитуемого подростка, который постепенно привыкает к своему статусу, считая нормальным свое поведение, претензии окружающих и их внимание к его персоне. [3]

К трудным относят подростков, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Они ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из школы, он сближается с другими «отверженными». Грубость, цинизм, бесшабашность трудных подростков зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей - психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. [14]

Основными причинами отклонений поведения обычно являются атмосфера и взаимоотношения в семье и окружающей микросреде, недостаточный учет со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия. Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными. Также причиной «отверженности» может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.


^ 1.4 Коррекционная работа с трудными подростками.

Силовые методы (наказания или административные взыскания), которые часто применяют родители, педагоги и воспитатели, удаляют детей от них. Мы привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Эти же дети постоянно заставляют нас думать, подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход.

Правильное психолого-педагогическое отношение к воспитуемому должно опережать попытки оказывать на него влияние. Прежде всего, воспитывающий должен сформировать у себя определенные принципы и установки в отношении к воспитуемому вообще и только потом приниматься за технологию – подбирать стратегию и средства воздействия.

Правильное психолого-педагогическое отношение складывается из следующих компонентов.

1. Требование принять воспитуемого – понимать своеобразие психического развития ребенка, а не требовать от него нормальности; не завышать ожиданий и требований к нему, а видеть его реальные возможности; не торопить психофизиологическое и психическое развитие ребенка, а терпеливо помогать ему; считать естественным то, что ребенок разные периоды своего развития может преодолевать с разной скоростью, более или менее успешно; проявлять гибкость в воспитательной тактике, подчиняя ее индивидуальным особенностям ребенка.

2. Требование демонстрировать оптимистический взгляд на воспитуемого – вера в наилучшие его качества, в наступление положительные эффектов сотрудничества, в позитивные перемены в поведении и в судьбе.

3. Подчеркнутое внимание к испытуемому – стремление воспитующего помочь подростку осознать, что он небезразличен, что его поступки и личностные свойства замечают, что при этом ему готовы оказать поддержку.

4. Готовность воспитывающего относиться к подростку как к равному себе - проявление нравственности и гуманизма.

5. Доброжелательность и чистосердечность – нравственный критерий психолого-педагогической установки воспитывающего.

6. Понимание сложности воспитательной задачи – воздействие на подростков – дело непростое, воспитывающие должны трезво оценивать свои возможности. [3]

Психологи дают родителям трудных подростков следующие рекомендации:

- не злоупотребляйте наказаниями и запретами, найдите причину или причины такого поведения, помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход,

- усильте познавательный интерес, вовлекайте вашего ребенка в разные виды деятельности, но держите ситуацию под контролем,

- разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения, комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг,

- замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно,

- позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются, и, наконец, асоциальное поведение входит в привычку,

- необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания, в ребенка необходимо верить, громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха, это величайший стимул к самосовершенствованию, говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений. [14]

Глава 2. Разработка консультационных сценариев

^ 2.1 Классификация запросов.

I. По степени затруднений взаимодействия с подростком:

  • сильные;

  • средние;

  • лёгкие.

II. По степени объективности трудностей:

  • объективные;

  • субъективные.

III. По степени осознания трудностей:

  • осознаваемые;

  • неосознаваемые;

  • представленные в сознании личности, но реально не существующие.

IV. По связи затруднений с внешними условиями:

  • ситуативные;

  • устойчивые.

V. По опыту преодоления трудностей:

  • успешные попытки;

  • неуспешные попытки;

  • нет опыта преодоления.

VI. По связи затруднений с наличием родственных связей:

  • с родственными связями;

  • с отсутствием родственных связей.

VII. По связи трудностей с полом подростка:

  • с подростками своего пола;

  • с подростками противоположного пола;

  • с подростками обоих полов.


^ 2.2 Сценарии консультаций.

2.2.1 Сценарий №1.

Клиент: Алиса Васильевна, 37 лет, домохозяйка.

Цель: оказание психокоррекционной помощи клиенту по запросу.

Задачи:

  • Эмпатическое слушание в рамках ситуации, заявленной клиентом.

  • Сбор психологической информации, выяснение причин ситуации, расспрос по жизненной проблеме клиента.

  • Выяснение причин, проверка консультативных гипотез.

  • Психокоррекционное воздействие: обсуждение с клиентом практических рекомендаций по решению проблемы, разработка альтернативного поведения.

  • Завершение работы: передача ответственности за дальнейшее развитие, подведение итогов работы, предоставление возможности повторной консультации.

Запрос: о налаживании отношений с ребенком.

Проблема: не справляюсь, хочу изменить ситуацию.

Локус жалоб: субъективный – на ребенка, объективный – на нарушение поведения.

Самодиагноз: влияние третьих лиц.

Стадия

Речь консультанта

Речь клиента

Примечание



П

Р

И

В

Е

Т

10 минут

^ Встречает клиента у дверей.

Здравствуйте.

Проходите, пожалуйста. Проходят, садятся.

Вам удобно?

Здесь будет проходить наша консультация.

Пауза.

Давайте познакомимся. Как мне лучше Вас называть?
Очень приятно, Алиса Васильевна, а меня зовут Ольга Валентиновна.

^ Визитная карточка.

Я практикующий психолог. Занимаюсь семейным консультированием.

В свое время закончила ЧГУ по специальности «Практический психолог». Работаю по своей специальности уже 8 лет. Алиса Васильевна, возможно, вы знаете, что психологи советов не дают и рецептов не выписывают. Я лишь попытаюсь помочь Вам увидеть свою жизненную ситуацию с разных точек зрения и выработать наиболее подходящие Вам стратегии поведения в данной ситуации.

Все, о чем мы будем здесь говорить, будет анонимно и не выйдет за рамки этого кабинета.

Пауза. У Вас есть какие-нибудь вопросы?

Расскажите, пожалуйста, немного о себе.


Спасибо.

Алиса Васильевна, что Вас ко мне привело?
Если я Вас правильно поняла, Вы хотели бы поговорить со мной о Ваших отношениях с дочерью?

Тогда, думаю, мы можем начать.


Здравствуйте.

Да, все нормально.
Хорошо.

Меня зовут Алиса Васильевна.
Нет, нет! Я все поняла!
Мне 37 лет, я уже 15 лет замужем, имею дочь. Не работаю, занимаюсь домашним хозяйством.

Вы знаете, меня очень волнуют мои отношения с дочерью. В последнее время они вдруг от чего-то резко испортились. Я переживаю из-за этого!

Ага.
Да, конечно!


Присоединение по имени

Прояснение психологической помощи, передача ответственности клиенту, гарантия анонимности

Эмпатийное слушание, невербальное присоединение.

Заключение контракта на работу



Р

А

С

С

П

Р

О

С
П

О
П

Р

О

Б

Л

Е

М

Е
20 минут

Скажите, когда испортились ваши отношения с дочерью?

^ Гипотеза: подростковый возраст ребенка.

Абсолютно все?


Что именно Вы имеете в виду, говоря, что отношения испортились?
Как Вы думаете, почему это происходит?


А она не слушается только Вас? Какие у нее отношения с отцом?

^ Гипотеза: либеральный стиль воспитания.

Мы поговорили с Вами о том, какая ситуация возникла у Вас с Вашей дочерью и о возможных причинах этой ситуации.

А что думает Ваш муж по этому поводу?

Алиса Васильевна, насколько благополучной вы считаете вашу семью?

^ Гипотеза: неблагополучная семья.

Хорошие…

Припомните какое-нибудь негативное событие в жизни Вашей дочери за последние полгода, которое бы могло сильно повлиять на нее.

^ Гипотеза: отрицательное жизненное событие

Вы сказали, это длится полгода. Алиса Васильевна, а за эти полгода были какие-то изменения в Ваших отношениях с дочерью?


Да, это неприятно, когда ребенок эмоционально отдаляется от родителей…

Как вы думаете, у всех родителей возникают такие затруднения в общении с детьми?


А почему Вы обратились ко мне именно сейчас?



Моей дочери сейчас 13 лет, мне кажется, это началось где-то полгода назад. Неожиданно все поменялось!

Нет, нет, конечно. Мы также живем вместе, общаемся, но наши отношения испортились.


Она совсем перестала меня слушаться, делает, что хочет. Постоянно ругаемся из-за пустяков. Грубит, хотя раньше никогда не позволяла себе такого, делает вид, что не замечает меня, что бы я ей ни говорила, все равно поступает по-своему.
Я не знаю! Я в абсолютной растерянности, потому что раньше мы с ней были очень близки. Она мне все-все рассказывала, доверяла сокровенные тайны. А сейчас даже куда пошла - и то сказать не может!


Да, только меня. Его она слушается, нехотя, но выполняет его поручения.
А что муж? Он всегда говорит, что я все выдумываю. И тут тот же случай! Говорит, что мне кажется.


Мы с мужем любим друг друга, обожаем нашу единственную дочь! У нас все нормально, нет материальных проблем, да и отношения очень хорошие!

Да, мы почти не ссоримся. Точнее, не ссорились…

Конфликты бывали нечасто, как и в любой семье! Я позволяю себе иногда повышать голос, мой муж же ведет себя очень спокойно и невозмутимо.
Пожалуй, нет... Все было как обычно. Она учится, общается с друзьями, у нее хорошее здоровье.


Конечно, были… в худшую сторону! Мне кажется, с каждым днем она меня любит все меньше и меньше… чувствую в ней постоянное недовольство или даже ненависть.

Думаю, что нет, есть вполне благополучные семьи, где нет таких проблем, как у нас.
Просто я очень переживаю за дочь! Мне надоело, что мы постоянно ссоримся, что нет больше того взаимопонимания, что было раньше… Я совсем не представляю, что от нее ждать! И от этого мне страшно! А после вчерашней ссоры она заявила, что если я буду ее доставать, она уйдет из дома… А муж говорит, ерунда, побесится и успокоится! Что делать?


^ История проблемы

Открытый вопрос


Абсолютизация


Уточнение


Причины Открытый вопрос

Отношения с окружающими

Открытый и закрытый вопросы

Резюме
Открытый

вопрос


Открытый вопрос


Эхо

Директива
Динамика

Открытый вопрос

Самораскрытие


Проективный вопрос
Открытый вопрос

Гипотезы:

1. родители не знают, как вести себя с ребенком подросткового возраста,

2. либеральный стиль воспитания,

3. неблагополучная семья,

4. отрицательное жизненное событие.

Стадия

Речь консультанта

Речь клиента

Примечание



П
Р
О
В
Е
Р
К
А


Г
И
П
О
Т
Е
З

20 минут

Хорошо, Алиса Васильевна, вспомните типичную ситуацию, когда у Вас возникали трудности в общении с дочерью и опишите ее.

А что Ваша дочь на это ответила?

Алиса Васильевна, расскажите о своих чувствах в тот момент, когда она это говорила?

Как, по-вашему, что она чувствовала в этот момент?


Что произошло дальше?

Вас можно понять, ведь вы желали ей добра.
Алиса Васильевна, что было после?




В последний раз наша ссора произошла вчера.

Мужа не было дома, мы с дочерью были одни. Она сидела за компьютером, я гладила белье.

Вдруг, смотрю, она в коридоре одевается. Я подошла к ней, не успела ничего спросить, а она давай кричать, мол, что ты за мной следишь, ни шагу сделать не даешь, как ребенка опекаешь и проверяешь.

Я попыталась сказать, что лишь хотела узнать, куда это она собирается на ночь глядя (а было уже 19 ч вечера!), и что без спросу уходить из дома нельзя, мы с отцом будем волноваться.
Да ничего вразумительного! Только кричала «Я не маленькая! Хватит за мной следить! Сколько можно? Дайте мне самой решать, что делать», ну, и все в таком духе.

Сказала, что уйдет из дома…

Во-первых, я немного испугалась. Таких вспышек гнева, тем более, беспричинных, я раньше не замечала. Во-вторых, я рассердилась на нее, ведь я не сделала ничего такого, из-за чего можно было закатывать всю эту истерику! Ну и, в-третьих, я расстроилась, ведь мы в который раз поссорились.


Наверное, подумала, что я ее не люблю. Обиделась, разозлилась.

Я никуда ее не отпустила. Сказала, что она наказана и будет сидеть дома. Я плохая мать…
Да, конечно, но она так не считает…
Муж пришел с работы, мы все вместе сели ужинать. Дочь весь оставшийся вечер со мной не разговаривала. Сегодня утром обронила пару фраз.

Директива

^ Когда возникла

Кто участвовал

В связи с чем возникла

Где происходила

Что делали участники


Открытый вопрос
Чувства участников

Директива

Открытый вопрос


Открытый вопрос


Самораскрытие


^ Чем окончилась

Последствия Открытый вопрос


Подтвердилась гипотеза: трудности во взаимодействии с ребенком-подростком связаны именно со спецификой данного возрастного этапа развития, подросток стремится к самостоятельности и независимости.

Стадия

Консультант

Методы


К

О

Р

Р

Е

К

Ц

И

О

Н

Н

О

Е
В

О

З

Д

Е

Й

С

Т

В

И

Е
40 минут

^ Когнитивный компонент

  1. Анализ эмоциональной подоплёки.

Цель: прояснение клиенту причины его состояния

Инструкция: обсуждение и совместный анализ реальных чувств.

  1. Интерпретация.

Цель: прояснение клиенту причины его ситуации с психологической точки зрения.

Инструкция: объяснение феномена «трудного возраста» в доступных клиенту терминах.

^ Эмоциональный компонент

  1. Осознание чувств.

Цель: отреагирование эмоций, связанных с осознанием ситуации.

Инструкция: «Пожалуйста, Алина Васильевна, расслабьтесь и постарайтесь осознать и проговорить всё, что сейчас чувствуете…»

2. Посмотреть на ребенка глазами, полными любви.

Цель: формирование позитивного отношения к ребенку.

Инструкция: инструкция техники.

Поведенческий компонент

  1. Кнопка.

Цель: обучение приёму саморегуляции в ситуации конфликта с ребенком.

Инструкция: постановка чувства спокойствия и терпения на якорь.

2. Коммуникации.

Цель: обучить конструктивной коммуникации с ребенком-подростком.

Инструкция: «Алиса Васильевна, мне хотелось бы, чтобы Вы запомнили следующие приёмы…(описание техник)».

3. Релаксация

Цель: обучить техникам расслабления.

Инструкция: «Всякий раз, когда Вам нужно будет сбросить напряжение, делайте так…(описание техник релаксации)».


Переформулиро-вание реальности


Переконструи-рование реальности

клиента

Осознание чувств
Позитивное отношение к ребенку


Якорь (НЛП)

Конкретные пожелания
Конкретные пожелания




Стадия

Консультант

Клиент

Метод

П
Р
О
Щ
А
Й

5 минут

Алиса Васильевна, наш сегодняшний разговор был посвящен Вашим взаимоотношениям с дочерью-подростком. В ходе разговора мы выяснили, что трудности взаимодействия с дочерью связаны, прежде всего, с тем, что она находится на таком возрастном этапе развития, который определяет ее физиологическое и психологическое состояние. В связи с чем ее поведение заметно меняется в настоящее время.

Я думаю, что те упражнения, которые мы с Вами сегодня выполняли, помогут Вам в дальнейшем. Так как у Вас возникают трудности именно во взаимоотношениях с дочерью, то наиболее эффективной будет работа и с ней тоже. Если Вас это заинтересует, то Вы можете придти ещё на одну консультацию вместе со своей дочерью.
У Вас есть какие-нибудь вопросы?

Я думаю, у Вас в семье все наладится. До свидания!



Вы знаете, я поняла, что работу нужно проводить не только и не столько со мной, поэтому, думаю, мне удастся придти вместе с дочерью на Вашу следующую консультацию.
Нет, я все поняла.
Спасибо Вам! До свидания!

Резюме

  1   2



Скачать файл (521 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации