Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Системы и технологии еврологистики - файл 1.doc


Лекции - Системы и технологии еврологистики
скачать (368.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc369kb.18.12.2011 01:02скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра технологий международных перевозок и логистики


Нефёдова Я.И.

Конспект лекций

по дисциплине "системы и технологии еврологистики"

(часть 1)
Для студентов специальности 7100 403

(дневная и заочная формы обучения)

Мариуполь, 2007

Тема 1

Введение

1.1. Концепция еврологистики.

1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.

1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.
1.1. Концепция еврологистики.

Еврологистика является составляющей частью общей стратегии логистики. Разграничительную черту между внутренней и еврологистикой провести сложно. В основном еврологистика изучает движение товаров через национальные границы в Европе, а экономические особенности европейских государств и Украины диктуют условия этих переходных процессов, которые сводятся к гармонизации обычаев государств, технических, технологических, правовых, экономических и др. факторов.

С целью усовершенствования системы пропуска через границу внешнеторговых и транзитных грузов в 2002 году Украина присоединилась к Конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границе и конвенции КОТИФ, что дало возможность унифицировать контрольные процедуры на границе и ускорить движение товаров.

В связи с приемом в члены Евросоюза целой группы стран, в том числе Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Прибалтийских стран, границы ЕС реально достигли Украины, Белоруссии и России. Таким образом, таможенная граница ЕС совмещена с таможенной границей этих стран, и все таможенные процедуры выполняются здесь. Чтобы ускорить движение товаров, необходимо стремиться к гармонизации всех таможенных процедур, а также транспортного законодательства Украины и ЕС.

В связи с постоянным увеличение стран-членов ЕС, все большее распространение получает процедура общего транзита, позволяющая также перевозить товары автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом под таможенным контролем, как транзитом, так и до внутренних таможен назначения стран Сообщества Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Вышеградского соглашения.

Еврологистика как в целом логистика базируется на трех взаимосвязанных в единой системе составляющих, а именно, средствах, функциях и управляющих воздействиях. Теоретическую базу-фундамент еврологистики составляют экономическая теория и межгосударственные отношения в Европе; закономерности глобализации процессов в Европе; теория переходных потоковых процессов через национальные границы; теория компромиссов и процессы интеграции Украины в Европейское Сообщество (рис. 1.1).




Рис. 1.1. Концепция образовательного курса «Еврологистика».

Интеграция Украины в содружество европейских стран является одним из главных направлений в еврологистике.

Украина рассматривает свои отношения с Европой как один из приоритетов своего внешнеполитического курса, ставит целью политической и институциональное сближение и постепенное продвижение к конечной цели: стать ассоциированным, а в перспективе ­– полноправным членом ЕС. Соответственно возникают новые задачи по реструктуризации украинской экономики, изменения механизмов сотрудничества с ЕС, адаптации законодательства к правовому полю Евросоюза.

В структуре Комитета по вопросам сотрудничества Украина – ЕС работают подкомитеты по ключевым вопросам соглашения о партнерстве; торговле и инвестициям, экономике, финансам и статистике; энергетике, сотрудничеству в гражданском секторе и охране окружающей среды; таможенного и приграничного (транспограничного) сотрудничества; угля и стали, горной промышленности, сырья и материалов; по транспорту, телекоммуникациям, науке и технологиям, образованию.

Концептуальную основу еврологистики составляют также гармонизация стандартов Украины и Европейских стран. В настоящее время в Украине имеется свыше 22 тыс. стандартов, приблизившись по их количеству к уровню развитых стран. Однако показатель уровня гармонизации с международными стандартами составляет всего 10%. 90% стандартов не пересматривались на протяжении 10 лет. Для получения ассоциированного членства в ЕС уровень гармонизации должен составлять не менее 80%.

И если интеграция Украины в содружество европейских стран одно из главных направлений – то следует это направление обеспечить твердой теоретической основой.

Одним из инструментов этой теоретической основы и является еврологистика.

Под термином еврологистика понимается стратегия и тактика создания и управления большими системами с устойчивыми структурами материальных и информационных потоков, функционирующих на основе интегрированных интересов европейских государств – разделении труда, партнерстве и кооперировании, закономерностях рыночной экономики.

Предметом теории еврологистики являются:

- закономерности функционирования и развития в европейском масштабе рыночной системы организации хозяйственной жизни;

- закономерности глобализации и формирования потоковых процессов совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте;

- теория компромиссов и процессов интеграции в Европейское сообщество, инструменты анализа и программирования открытой национальной экономики в условиях взаимодействия со странами Европы.

В глобальных еврологистических цепях увеличивается отдача от вложенного капитала за счет более низких тарифов логистических посредников, лучших финансовых условий. Созданию еврологистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети.

В практике реализации еврологистики представляет интерес опыт стран ЕС, осуществляющих разработки в рамках программ и проектов Collomodul, Hermes, Docimel, TEDIM, TACIS.

В то же время, опираясь на достижения в области логистики в Европе и США нельзя не учитывать особенность национальной экономики.

Для базы знаний в области логистики их можно сформулировать следующим образом.

- Существует фактор перехода от воспринятой несколькими поколениями идеологии деления Европы на капитализм и социализм к рассмотрению современного мира как взаимосвязанного целого с едиными общими закономерностями экономического развития.

- Существует значительный разрыв между теоретическими постулатами в переводных и во многих отечественных учебниках, пособиях, монографиях применимым в основном к идеальным ситуациям и между только еще формирующейся в бывших социалистических странах несовершенной, подчас искаженной системой рыночных отношений.

- Необходимо рассматривать важнейшие базисные структуры еврологистики, такие с помощью которых отдельные страны формируют глобальную систему международных экономических отношений.

- Необходимо на уровне связать теорию экономических отношений между субъектами национально обособленных, суверенных территорий, с реалиями украинской экономики.

- Наряду с традиционным содержанием материального потока еврологистических систем появляются новые формы быстро увеличивающейся «невидимой торговли» – долгосрочная аренда оборудования, консалтинговые услуги, сбор, хранение и передача информации и т. п.

В странах Западной Европы уже сложилась определенная система логистического образования, включая лекционные курсы, лабораторные практикумы и целевую подготовку специалистов в области международной логистики, логистики менеджмента, общей логистики.

Вслед за этим в 80-х годах началась активизация образования в Центральной и Восточной Европе. Этот опыт и непосредственное участие в европейских логистических образовательных программах стали основой постановки, начиная с 1995г. курса «Еврологистика» в Приазовском государственном техническом университете.
1.2. Глобализация мировой экономики и еврологистика.

Одним из феноменов XXI века в мировой экономике является глобализация и в том числе глобализация логистических процессов в Европе.

Под термином «глобальная логистика» понимается стратегия и тактика создания, как правило, устойчивых макрологистических систем, связывающих материальные потоки различных стран на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

Прогнозные оценки развития мировой экономики говорят о том, что основные материальные и финансовые потоки будут сосредоточены в треугольнике США – Европа – Дальний Восток.

Глобальные логистические системы являются мощным средством экономии дефицитных национальных ресурсов: материальных, сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых. Их отличительной особенностью является целевая направленность на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителей, причем они являются необходимыми элементами расширенного воспроизводства. Именно глобальные логистические системы позволяют в современных условиях найти наиболее продуктивные варианты и формы организованных товарных рынков и материальных потоков.

Следует воспринять глобальные подвижки в мире и в соответствии с ними выстроить свою национальную систему внешнеэкономических связей. При этом необходимо обратить внимание на ряд принципиальных новаций и связанных с ними процессов:

  • формирование геоэкономического пространства на смену мировому рынку как результат взаимопроникновения между геоэкономикой, геофинансами, геоуправлением, геосознанием, этнокультурами, правовыми системами и другими компонентами;

  • массовую замену публичных субъектов международного общения (государств) на частные (воспроизводственные анклавы новых мирохозяйственных структур);

  • превращение мирового хозяйства в единую «мегакорпорацию», функционирующую вне национально-государственных образований.

Важным для развития экономики Украины является опыт стран ЕС формирования глобальных торговых, транспортных и телекоммуникационных логистических систем, разрабатываемых в рамках программ и проектов, например, «Collomodul», «Hermes», «Docimel», «TEDIM». Целью большинства этих проектов является повышение эффективности и качества сервиса при управлении товародвижением, улучшение экологии, снижение логистических издержек (в частности, на транспортировку и управление запасами) за счет снятия таможенных, тарифных, налоговых и других барьеров, рационализации грузопотоков, создания сети распределительных логистических центров, формирование торговой, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Для Украины формирование и развитие глобальных торговых, транспортных и информационных логистических систем имеет основополагающее значение, т. к. позволяет ускорить интеграцию в европейское экономическое и информационное пространство.

Основными движущими силами глобализации в логистике являются:

  • экономический рост;

  • перспективы развития глобальных рынков;

  • регионализация;

  • глобальная конкуренция;

  • экспансия технологий;

  • дерегулирование транспорта и развитие логистической инфраструктуры.

Возрастающая роль европейских стран во внешней торговле делает необходимым обобщение и развитие еврологистических методов и технологий.

Уже со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Так, если в 1950 году на долю США приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в 1990 году – только 1/8. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа – главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышает экспорт США.

Наилучших результатов в глобальной логистике добиваются за счет пяти основных комплексных факторов: позиционирования, интеграции, гибкости, измеримости, регионализации.

Концепция позиционирования определяет отличительные особенности Украины в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция является основным фактором ГЛС. Она достигается путем использования современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Это подразумевает высокую степень связности партнеров, обмен данными между ними в стандартизированных форматах (например, EDIFACT), как правило, в режиме реального масштаба времени («on line»).

Гибкость – фактор быстрого реагирования на специфические запросы потребителей, позволяет адекватно вносить изменения, как в производство, так и в дистрибъюцию.

Измеримость характеризует наилучшие глобальные компании с позиций возможности мониторинга логистического менеджмента и идентификации возможностей фирмы в плане дальнейшего улучшения ее деятельности на еврорынке.

Важную роль в глобальной логистике играет фактор регионализации. Региональные особенности глобальной логистики наиболее ярко проявляются для стран, расположенных в непосредственной близости друг от друга, как правило, имеющих общие границы в определенной географической зоне.

Наиболее эффективным примером учета фактора регионализации является создание интегрированного Европейского Общего рынка, включающего в себя более 320 миллионов потребителей. Всеобщий европейский акт, принятый в 1987 году, имел своей целью снятие торговых барьеров между странами-членами Европейского Сообщества и упрощение свободного движения товаров, услуг, капитала, а также людей. Для достижения этой цели в документе были выделены три основных барьера, подлежащих устранению:

- физический барьер: таможенный контроль и формальности при пересечении границы;

- технический барьер: различия в применяемых стандартах безопасности и здоровья;

- фискальный барьер: различия в ставках НДС и акцизах.

Из всего множества изменений, предусмотренных концепцией Единого Европейского рынка, три оказывают наибольшее воздействие на глобальную логистику.

В глобальных системах существует тенденция к увеличению сложности обслуживания материального потока, увеличения времени выполнения заказа и уровня запасов. В этом случае, выделяя ГЛС как систему уменьшающую время выполнения заказа и обеспечивающую работу сфокусированных предприятий, производящих ограниченные партии для географически обособленных районов Европы, добиваются экономически эффективных результатов.

Движущая сила европейских технологий проявляется в глобализации ЛС путем взаимного быстрого проникновения современных технологических решений, ноу-хау, проектов, научных исследований в экономику большинства развитых стран. Практически ни одна страна не может получить долговременной выгоды за счет использования новых технологий, так как они быстро становятся достоянием других стран (компаний), минуя национальные границы в сильно интегрированном мировом экономическом и информационном пространстве.

В еврологистике информационно-компьютерные технологии определяют эффективность логистического менеджмента.

В Европе объем продаж по Интернету вырос за 1999 год почти на 80%. Электронную торговлю практикуют около 250 тысяч компаний. Ожидается, что к 2003 году их количество возрастет до 3 млн.

Существенное значение для продвижения глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые странами ЕС в части снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, экономических, социально-политических и экономических взаимоотношений.

Одной из особенностей глобализации является то, что в Европе специализация и кооперирование, все расширяющаяся интернационализация производства базируются на пространственном разрыве между стадиями производства, а также производителями и потребителями товарной массы, поступающей в международные сферы обмена. Практическая реализация международного обмена осуществляется через транспортное обеспечение.

В условиях глобализации транспорт наряду с финансовой сферой выступает важнейшим рычагом интеграционных процессов. При этом глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, перераспределению грузовых и пассажирских потоков, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. Рост внешней торговли потребует качественного пересмотра транспортной составляющей, стандартные подходы к которой в ближайшей перспективе еще будут работать, но в среднесрочном плане потребуется глубокий пересмотр классических подходов.

За последние 15 лет произошли существенные изменения в транспортном законодательстве ряда стран ЕС, в результате чего были созданы соответствующие условия для развития транспортного сервиса в логистике. Принят целый спектр законов, административных и юридических актов, направленных на сокращение государственного сектора на транспорте, снятие транспортных барьеров, координацию работы различных видов транспорта, улучшение транспортного сервиса, снижение цен и тарифов.

В то же время нельзя говорить о том, что все барьеры на пути развития еврологистики в настоящее время сняты. Существует достаточно много ограничений, торговых, финансовых, таможенных и других барьеров, обусловленных различными причинами, в том числе различными политическими системами, разными экономическими и социальными уровнями развития стран, различным жизненным уровнем и т.д. Подобные барьеры существуют, например, между странами ЕС и Восточной Европой, ЕС и Украиной.

Для успешного продвижения еврологистики необходимо учитывать наличие трех основных групп барьеров в глобальных логистических процессах.




Рис. 1.2. Барьеры в глобальном логистическом менеджменте.

Необходимо также учитывать, что в еврологистических системах как в системах глобальной логистики увеличивается потенциальная неустойчивость материального потока в силу того, что растет их интенсивность и сложность; усложняются финансовые взаимоотношения; сокращается число звеньев в цепи, что усложняет переходные процессы; сокращаются или исчезают материальные запасы, уменьшая надежность материальных и информационных потоков.

Дальнейшая интеграция в еврологистических системах – путь к устранению различного рода барьеров.
1.3. Интеграционные процессы в еврологистике.

Современные тенденции развития европейской экономики характеризуется постоянным расширением хозяйственных связей и международной экономической кооперации и глобализации. Приоритетным направлением в политике развитых государств Европы стали интеграционные процессы, которые предполагают создание благоприятных условий для свободного движения товаров, услуг и капиталов. Это в свою очередь обуславливает роль транснациональных потоков грузов и международного транзита. Подтверждением этому стало развитие международных трансъевропейских транспортных коридоров (МТК). Через территорию Украины проходят три международных «критских» коридора – №3, 5 и 9 и четыре коридора ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог) – «3, 5, 8 и 9. Через украинские порты Измаил и Рени осуществляется взаимодействие с «критским» водным коридором №7, проходящим по Дунаю.

Адаптация еврологистических систем Украины к законодательству ЕС заключается в сближении с современной европейской системой права, которое обеспечит рост потока товаров Украина – Европа – Украина.

Адаптация законодательства Украины предусматривает реформирование ее правовой системы и постепенное приведение в соответствие с европейскими стандартами и охватывает транспорт, таможенное, трудовое, финансовое, налоговое законодательство, охрану труда, окружающую природную среду, технические правила и стандарты, а также другие области, определенные Соглашением о партнерстве и сотрудничестве.

Этапами интеграции являются имплементация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключение отраслевых соглашений, приведение действующего законодательства Украины в соответствие со стандартами ЕС, создание механизма приведения законодательства Украины в соответствие с нормами ЕС.

Экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и ЕС в еврологистике основывается на глобализации мирового хозяйства, унификации национальных экономик на основах ГАТТ/ВТО, экономических тенденциях в государствах – членах ЕС, потенциальной взаимовыгодности свободной торговли.

Базовым документом, определяющим основы экономической интеграции Украины с ЕС и основы развития торговли, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Экономическая интеграция в еврологистике заключается в либерализации и синхронизированном открытии рынков ЕС и Украины, координации, синхронизации и соответствии принятия решений в сфере экономики Украины и ЕС и предусматривает ликвидацию ограничений развития конкуренции.

Экономическая интеграция тесно взаимодействует с политической консолидацией и укреплением демократии. Политическая консолидация предусматривает неуклонное углубление политического диалога и улучшения общей атмосферы отношений между Украиной и ЕС (саммиты, министерские консультации, встречи на экспертном уровне).

Адаптация социальной политики Украины к стандартам ЕС состоит в реформировании систем страхования, охраны труда, здоровья, пенсионного обеспечения, политики занятости и других областей социальной политики соответственно стандартам ЕС и в постепенном достижении общеевропейского уровня социального обеспечения и защиты населения.

Межрегиональные и межотраслевые еврологистические системы базируются на интеграционных процессах.

Основой региональной интеграции является Европейская Хартия местного самоуправления, другие соответствующие правовые акты Европейского Союза и Совета Европы.

Региональная интеграция предусматривает установление и углубление прямых контактов между отдельными регионами Украины и государствами – членами и кандидатами в члены ЕС, их развитие в определенных Стратегиях интеграции направлениях для постепенного перенесения центра тяжести интеграционного процесса с центральных органов исполнительной власти на регионы, к органам местного самоуправления.

Отраслевое сотрудничество представляет собой координацию и взаимодействие между Украиной и ЕС в конкретных областях и сферах хозяйственной деятельности. Приоритет в ближайшие годы в отраслевом сотрудничестве отдается сфере трансъевропейских транспортных и других областей экономики.

Правовой основой отраслевого сотрудничества являются соответствующие нормативные акты сторон, соглашения и протоколы, заключенные между Украиной и ЕС, а также государствами – членами ЕС относительно сотрудничества и взаимодействия как в целом, так ив определенных областях.

Отраслевое сотрудничество предусматривает наряду с принятием отраслевых программ сотрудничества с ЕС, установление прямых контактов между министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины м соответствующими директоратами Европейской Комиссии.

ТЕМА 2

^ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЛОГИСТИКИ

2.1. Основные принципы еврологистики.

2.2. Основные положения еврологистики.

2.3. Дефиниции еврологистики.
2.1. Основные принципы еврологистики.

Теория еврологистики основана на принципах международной логистики:

– регулирование и упрощение таможенных и технологических процедур при пересечении границ материальными потоками, так как одним из барьеров в логистической цепи являются пограничные переходы;

– унификация правил, тарифов, параметров и стандартов к технологии и техническим средствам перевозок;

–признание государствами приоритета международных отношений, провозглашающих принципы логистики, при сохранении экономического суверенитета стран;

– акцент на качественные показатели перевозок, такие как своевременная доставка грузов при обеспечении их сохранности;

– направление многомиллиардных инвестиций в развитие транспортной и информационной инфраструктуры, связанной с управлением потоковыми процессами:

– ориентация стратегии управления в странах-партнерах на так называемые пространственно - распределенные производственные структуры.

Переход материальных потоков через национальные границы, инфляционный рост цен, тарифов, снижение объема продаж и многие другие проблемы логистики совместимы с различными гипотезами. Объяснение действительности предполагает наличие теории. Это не означает, что нетеоретические исследования менее важны, чем теоретические разработки. Но их цели различны: первые добывают факты, вторые – объясняют их, обеспечивают правильное понимание, направленность мышления и практической реализации. Строго говоря, теория – это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение материального потока с пересечением границ европейских государств.

Объектом изучения теории еврологистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоковые процессы хозяйственно-экономической и иной деятельности в воспроизводстве и обращении, организуемые в потоки. При этом поток определяют как направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (процессов, продукции, информации, финансов, материалов, ресурсов и т.п.).

Процесс – закономерное последовательное изменение состояния потока, его переход в другое состояние. Иными словами, можно говорить о процессе и как о последовательной смене состояний, стадий развития совокупности последовательных действий для достижения целей еврологистики.

^ Предметная область еврологистики – это стороны, аспекты организационно-экономического совершенствования, оптимизации потоковых процессов различной природы.

^ Предметом изучения, исследований и изысканий теории логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых и информационных потоков, которые, в свою очередь, рассматриваются как замкнутый потоковый процесс, составляющий системообразующую основу объекта, представляемого в качестве так называемой еврологистической системы (ЕлС).

В основе построения еврологистических систем лежат следующие основные принципы:

принцип системного подхода;

принцип межгосударственной гармонизации и упрощенного перехода границ;

принцип логистической координации и интеграции;

организационные принципы логистики «в ожидании спроса» и «в ответ на спрос»;

принципы логистического реинжиниринга;

принцип ориентации на индивидуализацию требований потребителей;

принцип гуманизации функций и технологических процессов;

принцип минимизации совокупных издержек на всей еврологистической цепи;

принцип управления качеством;

принцип надежности и адаптивности еврологистической системы.
2.2. Основные положения еврологистики.

В теории и практике исследований, изысканий и применений имеет место некоторое множество различных концепций, а отсюда и определений логистики, однако все они имеют общими, по крайней мере, два основополагающих концепта:

1. Объектом логистики является некоторый потоковый процесс (как правило, многозвенный и многослойный – материализованный, финансовый, информационный, другого рода и их сочетания).

2. Охватывающая исследования и изыскания некоторая системная целостность, включающая все узлы и элементы потокового процесса, а также некоторые аспекты внимания (рассмотрения).

Отсюда и основные постулаты построения универсальной концепции теории логистики могут быть сведены к следующим четырем положениям.

– Объектом логистических исследований, изысканий и приложений являются потоковые (материальные, финансовые и соответствующие им информационные или их сочетания) процессы в экономике воспроизводства и обращения.

– Предметом (т.е. что в объекте исследуется) – является оптимизация соответствующих потоков.

– Оптимизация осуществляется сквозная (глобальная) с позиции единого целого как системы.

– В основе методологии синтеза, анализа и оптимизации таких систем лежит парадигма – система концепций определенных объективно обусловленных направленностью и последовательностью исследовательской логики науковедческих дисциплин.

Еврологистика с точки зрения теории – это новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками с межгосударственными переходными процессами в границах Европы. С позиции науковедения еврологистика – наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно, с системных позиций, охватывает вопросы снабжения предприятий сырьем, топливом, материалами, полуфабрикатами, переходные процессы организации сбыта и распределения готовой продукции с минимальной затратой трудовых и материальных ресурсов.

Методология теории еврологистики как учение о комплексе методов и средств изучения ее объекта и предмета исследования имеет несколько уровней общности – от методологической базы в форме парадигмы – системы концепций таких методологических дисциплин, как общая теория систем, кибернетика, исследование операций, прогностика, до специальных методов исследования.

В функционирующих еврологистических системах постоянно возникают проблемы различной сложности. Причиной возникновения проблемы является расхождение между желаемым и действительным результатом при неизвестных путях преодоления этого расхождения. Для решения проблемы необходимо выделить и достаточно чётко сформулировать цели логистического менеджмента, осуществление которых существенно снижает или устраняет различие между желаемым и действительным результатом, т.е. решает проблему.

Глобальная еврологистическая цель интеграции Украины в ЕС предполагает использование приёма декомпозиции, в результате которой формируются взаимосвязанные частные цели, которые в общем случае могут быть подвергнуты дальнейшему членению на более простые составляющие (подцели и задачи).

Согласно определению еврологистической системы она представляет собой совокупность элементов (предметов любой природы), находящихся в отношениях и связях друг с другом. При объединении элементов в систему, последняя приобретает специфические системные свойства, не присущие ни одному из элементов. Эти свойства называют интегративными или эмерджентными. Свойства еврологистической системы шире суммы свойств составляющих её элементов.

Методологическим основанием подготовки и обоснования решений по сложным проблемам научного, экономического и технического характера глобальных еврологистических систем является системный анализ. Привлечение методологических средств системного анализа для решения глобальных проблем обусловлено, прежде всего, тем, что приходится осуществлять выбор в условиях неопределённости, вызванной наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Приёмы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределённости по каждому варианту и сопоставление вариантов по их эффективности.

Системный анализ рекомендует всесторонне изучить проблему в еврологистических системах, выявив её масштабы, актуальность, источник возникновения, связи с другими проблемами, наличные ресурсы для её решения, возможность решения в приемлемые сроки. Все эти вопросы составляют предмет проблемного анализа, результатом которого является формирование системы согласованных или альтернативных целей деятельности, направленной на решение проблемы.

Эффективность еврологистической цепи оценивается на основе решения следующих задач:

- принятия решения относительно допустимости практического использования способа действий в той или иной ситуации;

- выявления вкладов (эффектов) различных факторов в общую эффективность операции, влияния взаимодействий факторов на эффективность;

- установления путей повышения эффективности операции (выявления резервов эффективности);

- выявления функциональных возможностей технических средств, используемых в операции;

- сопоставления (сравнения) нескольких альтернативных вариантов действий или технических средств, их ранжирование по уровням эффективности (установление отношения предпочтения на множестве возможных вариантов).

Процесс выработки решений в сложных логистических системах изучается современной теорией решений. В рамках этой теории формируются принципы принятия решений, на основе которых вырабатываются подходы к отбору совокупности допустимых стратегий, к формальному описанию предпочтений лица, принимающего решения, к выбору принципов компромисса при наличии противоречивых интересов субъектов системы в условиях различной степени неопределённости обстановки и, наконец, к выбору рациональных способов использования активных средств в операции на основе выдвинутых критериев эффективности операций.
2.3. Дефиниции еврологистики.

На основе вышеприведенных принципов и положений постулируются предпосылки и утверждения, принимаемые в качестве исходных посылок дедуктивного построения теории еврологистики.

В качестве таких исходных посылок сформулированы и предложены нижеприведенные дефиниции.

Дефиниции (лат. definitio – определение) как логистическое определение понятий, установление их содержания и отличительных признаков составляют исходные положения еврологистики.

^ Еврологистическая стратегия формируется под влиянием факторов конкуренции, различий рыночного потенциала, смены технологий, доступности энергетических и иных материальных ресурсов, структуры каналов распределения, перспективы развития, правил межгосударственного регулирования.

^ Потоковые процессы: материальные, информационные, финансовые, энергетические, а также потоки услуг, объекты которых имеют надлежащее техническое и технологическое оснащение, и которые протекают в конкретных географических, политических, правовых, экономических и финансовых условиях между и внутри европейских стран составляют предмет еврологистики.

Еврологистический поток – {} – это синтез – поток состоящий из материальных {м}, информационных {и}, энергетических {э}, финансовых {ф} потоков и потоков услуг {у}, подчинённых целевой функции еврологистической системы. Он отражает совокупность потоков, происходящих в них процессов и участвующих при этом объектов, совокупность воспринимаемую как единое целое, существующую как динамический целенаправленный синтез – поток на некотором временном интервале.

;

Синтез структуры еврологистического потока основывается на принципах реализации целей и задач, цикличности структуры и размерности самой еврологистической системы и её функциональных подсистем.

^ Материальный поток – это материальные ценности (ресурсы, полуфабрикаты, готовая продукция), рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических и/или технологических операций функциональных подсистем еврологистики и отнесённые к определённому временному интервалу.

Материальный поток между рынками сырья и рынками сбыта готовой продукции, между поставщиком и потребителем определяется спросом и предложением. Уравнения спроса Д=f(П) и предложения S=f(П), решаемые совместно, позволяют определить установившийся объём материалопотока, который генерирует все остальные потоки системы.

^ Информационный поток – это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой еврологистической системе между её звеньями, её функциональными подсистемами или еврологистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих воздействий.

^ Энергетический поток – это направленное использование всех видов энергетических ресурсов, генерируемых исходными материальным, информационным потоком, потоками услуг в еврологистической системе, между её звеньями и функциональными подсистемами, а также внешней средой и обеспечивающих жизнедеятельность звеньев и еврологистической цепи в целом.

^ Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между нею и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.

^ Потоки услуг – целенаправленные действия посредников еврологистической системы, направленные на продвижение материальных потоков.

Взаимосвязанная совокупность перечисленных выше факторов и условий приводит нас к понятию еврологистической системы (ЕЛС).

^ Еврологистическая система (ЕЛС) – это взаимосвязанная совокупность средств, функций и управляющих воздействий на материальные, информационные и сопутствующие им потоки в географических, экономических, правовых и политических условиях стран Европы.

В этой связи и применительно к системам международного товародвижения – это технический комплекс, включающий:

- технические средства, коммуникации и устройства всех видов транспорта;

- складское хозяйство промышленных фирм, их филиалов, торгово-посреднических и других компаний;

- материально-техническую базу стивидорных, брокерских и агентских фирм;

- обустройства транспортно-экспедиторских компаний для осуществления операций по подгруппировке, комплектации отправок и т.п.;

- материально-техническую базу лизинговых компаний, сдающих в аренду контейнеры;

- технические средства информационно-управляющих систем.

Названная система охватывает совокупность технологических, организационных, правовых, специальных и иных отношений, возникающих в ходе транспортного, складского, информационного и иного обеспечения международных связей. Система товародвижения, выходящая за рамки какой-либо одной страны, может быть определена как международная система.

^ Интегрированная еврологистическая система предполагает сквозное управление всеми логистическими функциями как составляющими единого процесса управления потоками в системе.

^ Логистический канал (logistical chanеl) частично упорядоченное подмножество состоящее из подобъектов потребителя, поставщика, посредников, перевозчиков, страховщиков и других объектов и лиц, участвующих в товародвижении.

^ Логистическая цепь (logistical chain; supply chain) является в свою очередь подмножеством логистического канала и представляет собой линейно-упорядоченное подмножество участников доведения конкретной партии продукции до потребителя через звенья цепи.

^ Логистическая сеть – полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логистической системы.

^ Конфигурирование еврологистической сети – определение состава звеньев системы, их мощности и размещение в пространстве в соответствии с принятой логистической стратегией. Структура еврологистической системы определяется также номенклатурой услуг, для оказания которых создается организация.

^ Логистический процесс (logistical process) как множество {В} функциональных процессов системы есть упорядоченная по оси времени последовательность операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место. Формой логистического процесса может быть, например, перевозочный процесс, технологический процесс грузопереработки на складе, таможенная переработка грузов, процесс снабжения пром. предприятия сырьём и материалами.
  1   2   3   4



Скачать файл (368.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации