Вопросы ментальной медицины и экологии 2005 №01
скачать (3737.7 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 3738kb. | 16.11.2011 16:20 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- Вопросы ментальной медицины и экологии 2005 №03 [ вопрос ]
- Вопросы ментальной медицины и экологии 2005 №02 [ вопрос ]
- Вопросы ментальной медицины и экологии 2005 №03 [ вопрос ]
- Вопросы ментальной медицины и экологии 2005 №04 [ документ ]
- Вопросы ментальной медицины и экологии 2005 №04 [ вопрос ]
- Вопросы ментальной медицины и экологии 2005 №01 [ вопрос ]
- Вопросы ментальной медицины и экологии 2007 №03 [ документ ]
- Ответы на вопросы к экзамену по медицинской экологии [ шпаргалка ]
- Глоссарий (словарь) терминов по экологическим наукам [ справочник ]
- Science (Vol. 308, No. 5728, June 2005) [ документ ]
- Вопросы к экзамену по экологии и ответы [ документ ]
- Беккер У., Лебедев В.М., Шотт Н. Экология транспорта TU Dresden [ документ ]
1.doc
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛВОПРОСЫ МЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И ЭКОЛОГИИ
******************************************************
Том XI № 1 2005
Москва-Павлодар
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Доктор медицинских наук С.А.Алтынбеков; кандидат медицинских наук Г.Х.Айба-сова; профессор, доктор медицинских наук А.А.Аканов; кандидат медицинских наук Е.В.Денисова (ответственный секретарь); профессор О.Т.Жузжанов; профессор Н.Т.Измаилова; профессор, доктор медицинских наук А.Л.Катков (главный редактор); профессор, доктор медицинских наук В.В.Макаров (главный редактор); кандидат психологических наук Г.А.Макарова; доктор медицинских наук С.А.Нурма-гамбетова; А.Н.Рамм (редактор); доктор медицинских наук Ю.А.Россинский; академик РАМН В.Я.Семке; А.К.Тастанова; кандидат медицинских наук В.Ф.Трубецкой; кандидат медицинских наук А.Ю.Толстикова; профессор А.А.Чуркин
^
Доктор медицинских наук М.Асимов (Алматы); профессор Н.А.Бохан (Томск); профессор М.Е.Бурно (Москва); академик, доктор медицинских наук, профессор М.Х.Гонопольский (Хайфа); доктор медицинских наук, профессор Ж.А.Доскалиев (Астана); доктор медицинских наук, профессор В.Ю.Завьялов (Новосибирск); доктор медицинских наук, профессор Р.Г.Илешева (Алматы); доктор медицинских наук, профессор Н.А.Корнетов (Томск); доктор психологических наук, профессор Р.Кочунас (Вильнюс); доктор медицинских наук, профессор Г.М.Кудьярова (Алматы); доктор медицинских наук И.Е.Куприянова (Томск); доктор медицинских наук, профессор Х.Пезешкиан (Висбаден); кандидат медицинских наук Х.А.Сагын (Астана); доктор медицинских наук, профессор В.В.Соложенкин (Бишкек); кандидат медицинских наук Л.А.Степанова (Томск); М.З.Таргакова (Алматы); профессор, доктор медицинских наук Н.К.Хамзина (Астана)
Регистрационное свидетельство №1706 выдано Министерством печати и массовой информации Республики Казахстан Регистрационное свидетельство ПИ № 77-7054 выдано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Внимание, соискатели! Журнал "Вопросы ментальной медицины и экологии" решением коллегии ВАК от 3.03.2002 г. включен в перечень изданий для публикации основных научных результатов диссертации
Журнал основан в 1995 году Адрес редакции: Казахстан, г. Павлодар, ул. Кутузова, 200. Телефон (факс): 8(3182) 57-29-39 Е-mail: neovitae@pisem.net
^
СОДЕРЖАНИЕ
УЧРЕДИТЕЛИ:
Профессиональная Психотерапевтическая Лига
РГКП «Республиканский научно-практический
центр медико-социальных проблем наркомании»
^
Аканов А.А.
История здравоохранения суверенного Казахстана: ошибки, уроки и перспективы
ПСИХОТЕРАПИЯ
Александрович А.Ъ.
Об особом интимном эмоциональном контакте между пациентом и врачом в психотерапии больных шизофренией
^ Сравнительное изучение эффективности различных психотерапевтических методов в комплексе лечения больных с органической патологией мозга Кузьминых Н.В.
Телесное выражение переживаний в работе с образом по методу символдрамы ^
Кататимно-имагинативная психотерапия (символдра-ма) в работе с пациентами, страдающими бронхиальной астмой Сгибов В.Н.
Региональные проблемы психотерапии Семенова А.И.
Теоретические предпосылки гомеопатического психоанализа ^
Психотерапия психосоматических расстройств
ПСИХИАТРИЯ
7-12
13-17
17-18 19-23
23-25 25-26
26-28 28-29
Том XI
№ 1 2005 год
выходит 4 раза в год
Быкова С.А., Русина Е.Ю.
Экспериментально-психологическое исследование нарушений социальной адаптации больных шизофре- 30-32 нией
^
Значение психиатрического и психотерапевтического 32-34 образования в формировании мировоззрения врача Оспан Т.Б., Каирбаева С.В., Макиев Х.Д.
Опыт применения препарата золофт в лечении различ- 34-35 ных форм депрессий
^ 36-39
Динамика аутистических проявлений в ходе терапии Тургинбаева А.Н.
Социально-возрастной и психологический аспекты 39-42 качества жизни сельских больных эпилепсией
НАРКОЛОГИЯ
Жантасова С.
Психологическое консультирование подростков с использованием виртуальных диагностических и коррек-ционных возможностей в работе с зависимостью от ПАВ 43-51 Лукъяненко Ю.В., Лукъяненко Е.Ю., Вязовой П.П., Котин А.В., Казакова А.В.
Аспекты аддиктивной медицины в Республике Казахстан 51-54 ^
Личностные особенности больных табачной зависи-
мостью 55-60
Солтангазинова З.Б.
Рациональная психотерапия при алкоголизме 60-63
64-65 65-69
70-72 72-74
74-79
80-83 84-90
90-96
^
Абзалова Р.
Социально-психологические проблемы коррекции деви-антного поведения подростков в условиях ПМСП Бекенова Н.М.
Биологические, психологические и социальные основы в генезе поведенческих расстройств у подростков ^
«Экстремальное существование» в семье: преступник и жертва
Имангазинов С.Б., Тотина И.К.
Сравнительное изучение уровня невротизации и психо-патизации у ВИЧ-инфицированных ^
Современные проблемы диагностики психических расстройств при хирургических вмешательствах (обзор литературы)
Кириллов И.О., Алборова Е.С.
Программы помощи сотрудникам на предприятиях Ковшова О.С.
Факторы психической дезадаптации подростков с артериальной гипертонией ^
Проблемы психологического сопровождения сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел (аналитический обзор) Стрелъченко А.Б.
Психологические аспекты восстановительной медицины 97-1°0
Резюме 101-111
^
TABLE OF CONTENTS
FOUNDERS:
Professional Psychotherapeutic League
RPSE
^Republican Research-and-Practical Center
of Medical-Social Drug Addiction Problems»
^
Акстоу A.A.
History of public health of sovereign Kazakhstan: mistakes, lessons and prospects
PSYCHOTHERAPY
Aleksandrovich А.У.
About special intimate emotional contact between a patient and a doctor in psychotherapy of patients with schizophrenia
^
Comparative studying of efficiency of various
psychotherapeutic methods in a treatment complex of
patients with organic brain pathology
Kuz'minyh N.V.
Body expression of experiences in work with image on a symboldrama method ^
Catathymic-imaginative psychotherapy (symboldrama) in work with patients with bronchial asthma
Sgibov V.N.
Regional problems of psychotherapy Semenova A.I.
Theoretical precondition of a homeopathic
psychoanalysis
^
Psychotherapy of psychosomatic disorders
PSYCHIATRY
7-12
13-17
17-18
19-23
23-25 25-26
26-28 28-29
Volume XI
№ 1
2003 Published 4 times in a year
Bykova S.A., Rusina E.Ju.
Experimental research of social adaptation disturbances of patients with schizophrenia ^
Value of psychiatric and psychotherapeutic education in formation of doctor's outlook Ospan T.B., Kairbaeva S.V., Makieva H.D. Experience of application of zoloft in treatment of various forms of depressions Paksjutov V.I., Zaripova N.I., Zueva L.F. Dynamics of autistic displays during therapy Turginbaeva A.N.
Social and psychological aspects of life quality of rural patients with epilepsy
30-32
32-34
34-35 36-39
39-42
NARCOLOGY
Zhantasova S.
Psychological consultation of adolescents with use of virtual
diagnostic and correctional opportunities in work with drug 43-51
dependence
^
Aspects of addictive medicine in Republic of Kazakhstan 51-54
Novikova S.A.
Personal feature of patients with tobacco dependence 55-60
Soltangazinova Z.B.
Rational psychotherapy at alcoholism 60-63
^
Abzalova R.
Social-psychological problems of correction of deviant
behavior of adolescents 64-65
Bekenova N.M.
Biological, psychological and social bases in genesis of
behavioral disorders of adolescents 65-69
Ermolaeva T. V.
«Extreme existences in family: a criminal and a victim 70-72
^
Comparative studying of neurotization and psychopathy at
the HIV - infected patients 72-74
Kalieva Zh.D.
Modern problems of mental disorders diagnostic at surgical
interventions (literature review) 74-79
^
Help program for employees at the enterprises 80-83
Kovshova O.S.
Factor of a mental desadaptation of adolescents with an
arterial hypertension 84-90
Reutskaya I.E.
Problem of psychological support of employees of operative
divisions of law-enforcement bodies (analytical review) 90-96
Strel'chenko A.B.
Psychological aspects of regenerative medicine 97-100
Summaries
101-111
^
ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СУВЕРЕННОГО КАЗАХСТАНА: ОШИБКИ, УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А.А.Аканов Введение
Первые государственные модели здравоохранения стали появляться в XX веке, как часть государственной политики. В условиях высокой организованности общества на выполнение неких сверхзадач система здравоохранения стала составным элементом усилий государства по мобилизации людей. Появившиеся империи, амбициозные планы по переделу мира, установление новых ценностей для цивилизации, самые кровопролитные две мировые войны не могли оставить в стороне здравоохранение. Совершенно неслучайно, что одной из первых государственных систем здравоохранения была организация здравоохранения в Советской России (Декрет о создании системы был подписан в 1918 году), которая, встав на ноги, во время второй мировой войны смогла вернуть в строй 75% раненных солдат и офицеров. Жизнь показала, что именно государственный подход к здравоохранению является наиболее эффективной мерой по решению проблем охраны здоровья людей. Сегодня практически во всех странах мира существует государственная политика в области здравоохранения. Таким образом, XX век «подарил» миру организованную, государственную систему здравоохранения.
В наши дни, в самом начале нового, XXI века, в условиях глобализации, ожесточенной конкуренции на мировом рынке, столкновении экономических интересов народов, по существу в условиях нового передела мира на сферы влияния уже наднациональных государственных объединении ни одна страна мира не отказывается от государственного управления системой здравоохранения. Более того, мы видим усиление политики многих государств по укреплению и защите здоровья своих народов.
Следовательно, в новых условиях будут анализироваться и вырабатываться некие общие, наиболее эффективные подходы к функционированию национальных систем здравоохранения. Сегодня, как никогда, есть потребность в изучении международного опыта, обобщении результатов развития страновых систем и разработке универсальных моделей развития систем здравоохранения. Иными словами, речь идет об универсальной теории организации здравоохранения.
^
Как известно, в мире существует несколько моделей систем здравоохранения в классическом виде. Страховая, бюджетная, смешанная - по финансированию. Государственная, частная - по форме собственности. Семашко, Беверидж, Бисмарка - по именам авторов моделей.
Развал советской модели здравоохранения в странах СНГ вызвал острую необходимость выбора и перехода с одной модели на другую, обусловил актуальность осмысления принципов, поиска закономерностей формирования различных систем здравоохранения мира и разработки своей модели охраны здоровья, отвечающего нуждам и потребностям своей страны.
Парадоксально, что до конца XX века не была сформирована общая теория организации здравоохранения, определены общие принципы деятельности и развития систем здравоохранения мира в условиях различных моделей. Самое большое, что было сделано ВОЗ - создана обсерватория (описание) систем здравоохранения ряда стран мира и предприняты попытки их систематизировать (Р.Салтман и др.).
Все последние годы XX века драматическая ситуация в странах переходного этапа заставляла организаторов здравоохранения этих государств лихорадочно искать подходящие модели систем здравоохранения и пытаться их внедрять у себя в стране, в целом не понимая логики и закономерностей формирования систем здравоохранения. Ярким примером тому является Казахстан.
В 1991 году после распада советской империи, Казахстан поучил суверенитет и стал развиваться как независимое, светское государство. Приходилось решать вопросы создания нового государства со всеми сферами жизнедеятельности, в том числе охраны здоровья своего населения. Естественно, что здравоохранение, образование не были приоритетами, так как бурно обсуждались и устанавливались новые принципы политического обустройства, определялись главные ценности общества, разрабатывалась стратегии развития, шло определение своего места и роли в мировом сообществе и др. Состояние здравоохранения, как зеркало, отражало эту сложную, напряженную ситуацию в стране.
Как развивалось здравоохранение за эти 13 лет? Интересно пролистать «новые страницы» новейшей истории системы здравоохранения Казахстана:
1992-1995 годы - постсоветская система здравоохранения;
1996-1998 годы - бюджетно-страховая модель здравоохранения;
1999-2003 годы - бюджетная модель на основе программного финансирования.
С точки зрения организаторов здравоохранения, мы видим смешение разных философии, принципов и подходов к решению проблемы, что, в целом, отражает общую ситуацию в стране и отсутствие стратегии реформы здравоохранения, конечных целей развития, основных приоритетов.
По всей видимости, примерно такая ситуация во многих постсоветских странах.
Все вышесказанное обуславливает для новых независимых государств жизненную актуальность поиска общих стратегических, научно-обоснованных принципов и приоритетов организации медицинской помощи в целом.
^
Существует ряд принципиальных документов ВОЗ (Здоровье-21, Люблянская декларация и т.д.), где четко показана позиция ведущих стран и экспертов по политике охраны здоровья. Обобщая эти многочисленные программы и документы, мы можем сказать, что для новых стран чрезвычайно полезно, прежде всего, учесть свои наиболее важные принципы. Нам представляется, что речь должна идти в первую очередь о ключевых принципах новой модели, которые должны быть отобраны экспертами этих стран. Исходя из опыта развития цивилизации, государство, учитывая свои жизненные интересы, на наш взгляд, обязано для своего населения обеспечить, прежде всего:
- доступность медицинской помощи;
справедливость в оказании медицинской помощи;
государственное регулировании в виде приоритетов, программ и т.д.;
развитие здоровья своего народа в условия глобальной конкуренции.
Как решаются эти вопросы?
^ чем выше организация общества, тем выше доступность к медицинской помощи. В целом, доступность, конечно, зависит от возможностей страны. В развивающихся странах - от уровня среднего специального персонала до уровня первой врачебной помощи, в более развитых странах - на уровне врача общей практики и специализированной медицинской помощи. Критериями оценки доступности медицинской помощи служат и объемы, и время, и расстояние, и качество медицинской помощи для населения и т.д.
^ здесь речь идет о реализации базового принципа общества - оказать некий стандартный объем гарантированной Конституцией медицинской помощи всем группам общества, независимо от расы, пола, возраста, социального положения, места проживания. Также важно публично признать проблему солидарной ответственности за здоровье и государства, и общества, и гражданина. Признать и находить справедливый консенсус по решению проблемы. Причем, чем выше справедливость, тем более высоко организовано общество.
^ в любом обществе, у любого государства не будет хватать финансовых средств на нужды здравоохранения. Задача менеджеров выявить наиболее приоритетные направления и концентрировать имеющиеся возможности на первоочередное их решение.
^ в условиях глобальной конкуренции и формирования единой цивилизации следует признать, что с внедрением общечеловеческих ценностей многие народы и народности просто ассимилируют в большие народы. Чрезвычайно важно для государств оценить свои потенциальные возможности, создать и развивать национальный ресурс с тем, чтобы не исчезнуть в котле единой глобальной цивилизации. Сегодня мы видим озабоченность и больших и многих небольших народов предстоящей перспективой, их намерениями и конкретными планами сохранить свою идентичность и оригинальность. И здесь на первый план, наряду с культурой, другими факторами, будет выходить физическое здоровье нации, заложенные резервы, которые, если говорить откровенно, у одних народов исчерпаны, а у других только развиваются. В этой связи, политика здравоохранения выходит далеко за рамки своей профессиональной идентичности. Можно только предположить важность темы с учетом бурного развития генной инженерии, клеточной медицины и других фантастических перспектив.
С учетом высказанного, выбор и развитие национальных систем здравоохранения приобретает еще большую актуальность и требует самого пристального внимания и государств, и исследователей.
^
Наш опыт 13-летнего реформирования и развития здравоохранения позволяет несколько иначе взглянуть на принципы и организацию системы здравоохранения. Пройдя за эти годы нелегкий путь реформ, изучив на своих ошибках и достижениях практически все модели мира (бюджетная, бюджетно-страховая, программное финансирование), испытав на себе издержки и преимущества широкой приватизации в здравоохранении, сложности теневой экономики и др., мы полагаем, что сегодня систему практического здравоохранения следует, видимо, представить в виде базовой медицинской помощи (БМП) и расширенной медицинской помощи (РМП).
^ состоит из первичной медико-санитарной помощи (ПМПС) и квалифицированной врачебной помощи. В разных странах объем базового пакета медицинской помощи разный и зависит от финансовых возможностей стран, политической воли государств. Так, если на уровне развивающихся стран, базовый пакет состоит до 8 долл. США и включает самые жизненно-важные мероприятия (вакцинация, охрана здоровья матери и ребенка, лечение особо опасных заболевании и пр.), то в других странах он включает обширный перечень медицинских услуг. В Казахстане базовый пакет услуг покрывает примерно до 80% потребности населения.
^ (РМП) дополняет БМП специализированными видами медицинской помощи. В целом в мире число «узких» специалистов превысило 140, в разных странах число таковых, конечно же, в силу своих возможностей, разно. Так, в странах постсоветского периода долго существовали «вертикальные» службы по хирургии, терапии, акушерству и гинекологии, педиатрии и большое количество внештатных служб. Сегодня, к сожалению, не все эти страны сохранили их. Исторически в СССР развитие этих служб складывалось по приоритетам государственных нужд. Так, советской власти в начале XX века, в условиях гражданской войны против тифа, малярии, оспы и др. была жизненно-важна санитарно-эпидемиологическая служба, которая помогла решить эти проблемы, затем в условиях первой и второй мировой войн приобрела первостепенное значение хирургия, в послевоенных условиях 50-х годов на первый план вышла служба охраны здоровья матери и ребенка и т.д. Какая же служба будет приоритетом сейчас? Мы видим в развитых странах на первое место выступает общественное здравоохранение, в таких странах как Финляндия - формирование здорового образа жизни. Каким же будет приоритет на постсоветской территории?
На наш взгляд, главной ошибкой реформ на территории СНГ является разорванность этих понятий. Например, мы видим ожесточенные споры в России о том, будет жить или не будет педиатрическая служба на уровне ПМСП? Это, конечно, дело каждой страны, но специализированная служба для каждой семьи, для каждого человека - удовольствие очень дорогое. И если страна идет на эти расходы, значит эта проблема - главный приоритет здравоохранения страны. В Кыргызстане противники реформы - в основном представители специализированных служб, которые не нашли свое место в реформе системы здравоохранения. Иными словами, там реформа проходит в основном на уровне БМП, не затрагивая, а временами и сокращая специализированные виды медицинской помощи.
^
СМП, а объединитъ эти два процесса в одно, раз-работатъ новые связи и взаимоотношения между этими двумя важнейшими секторами системы здравоохранения.
При этом реформа СМП не должна быть «куцей» и затрагивать лишь стационарную помощь (как предлагается рядом международных экспертов), она должна быть выстроена как «вертикаль» службы, которая должна приобрести новые (или восстановить забытые) функции по координации, обучению, консультативной, методической помощи БМП. Все эти функции должны быть прописаны, входить в оплату со стороны государства. Должны быть четко определены новые взаимоотношения служб с ПМСП, этапность и объемы оказания помощи на всех уровнях каждой специализированной службы. Сегодняшнее соотношение помощи («первичного или поликлинического» уровня: областного или регионального уровня: республиканского или национального уровня) должно быть выстроено в виде «пирамиды», примерно 60%: 30%: 10%. При этом на уровне высокоспециализированной помощи должны оказаться действительно самые сложные случаи болезней, требующие самых передовых технологии. Недопустимо, когда в НИИ и НЦ оказывается рутинная медицинская помощь. Вся стратегия развития должна предусмотреть поэтапную реализацию этой пропорции как в отношении развития материально-технической базы, кадрового и ресурсного обеспечения, так и внедрения соответствующих технологии. Кстати, вопрос соотношения БМП и специализированных служб, их единства и взаимосвязи довольно туманно и редко освещается в доступной нам международной литературе.
^ здравоохранения предполагает создание адекватной целям государственной политики системы медицинского образования как на додипломном, так и постдипломном уровнях. Извечный вопрос: сколько должно быть врачей и сколько среднего медицинского персонала? Мы видим, что в таких странах как Канада, средний персонал может не только организовать и проводить доврачебные, послеврачебные процедуры и вмешательства, но и руководить целыми клиниками, осуществлять масштабные профилактические программы. Нам нужно провести серьезную ревизию и разделить полномочия и функции врачебного и среднего медицинского персонала. Конечно, в основе этой работы должен быть лечебно-технологический процесс. Мы сами должны решить, что будем доверять среднему персоналу, что будет в сфере ответственности врача. И обучать в зависимости от этого кадры. Еще одна проблема в нашей системе здравоохранения. Фигура главного врача. Исторически главный врач олицетворял единоначалие власти, концентрируя в своих руках и деньги, и кадровую политику, и лечебно-технологические
процессы, контролируя морально-психологичес- дела и др., требуют коренной реформы всей систе-
кую ситуацию в коллективе. Сегодня очевидно, что мы до- и постдипломной подготовки. Дело облег-
весь этот процесс должен быть эволюционирован. чается тем, что в стране есть основной закон об
Должна быть четко разграничена сфера управле- образовании, который требует внедрение именно
ния лечебно-профилактическими организациями: такой модели образования. Принцип «образование
выделен менеджер, по новому организован лечеб- на всю жизнь» должен замениться принципом «об-
но-технологический процесс, приведена к совре- разование всю жизнь».
менным требованиям внутренняя жизнь коллекти- ^ ва (путем большей экономической свободы и про- фессорско-преподавателъским составом, их от-
зрачности как ресурсов, так и действий). Урок чужденностъ и отодвинутостъ, разрыв между
прошлого этапа - мы не занимались новыми тех- требованиями новой модели предполагаемой сис-
нологиями выхаживания больного, создания но- темы здравоохранения и содержанием реалъного
вых взаимоотношении «врач-больной-сестра». Со- медицинского образования - еще одно неодолимое
кращение сроков пребывания в стационаре до за- сопротивление на пути реформы здравоохранения.
падных предполагает коренное изменение в лечеб- Несоответствие кадровой подготовки и рефор-
но-технологическим процессе, пересмотре роли мы системы здравоохранения - одна из главных
медсестры и врача, в большей интенсификации ошибок реформаторов СНГ.
труда, внедрении новых специальностей, тесном За эти годы в Казахстане работало много между-
сотрудничестве с другими службами (например, народных экспертов. Многие из них, рекомендуя
социальными работниками) и т.д. пути изменения системы практического здравоох-
Иными словами, должны быть усовершенство- ранения, даже и не говорили о единстве и неразрыв-
ваны и пересмотрены квалификационные требова- ности этих процессов с системой медицинского об-
ния к врачебной и сестринской должности, введе- разования. А те, кто понимал это, не представляли
ны новые специальности. Именно эти требования, разницы между советской (исторически - германо-
а не мнение преподавательского состава, должны российской) и англосаксонской моделями. Не пред-
быть в основе государственного общеобязательно- ставляя общей философии развития общества, труд-
го стандарта образования (ГОСО). Одна из оши- но рекомендовать его реформирование и развитие.
бок прежних лет состоит в том, что ГОСО не соот- Действительно, в тех странах, где гармонично
ветствовали изменениям времени, составлялись без развивается общее образование, где сбалансирова-
нужд меняющегося здравоохранения. Вернее нуж- ны все сектора общества, трудно вообразить себе
но признать, что образование не могло быть впе- весь спектр проблем, стоящих перед странами пе-
реди процесса реформирования всей системы. В реходной экономики.
основе ГОСО должны лежать новые стандарты Это гораздо сложнее, чем работать в развиваю-
(протоколы) диагностики, лечения, профилактики, щихся странах, где нет сложившихся традиции, свя-
функциональные обязанности и требования (зна- зей, стереотипов, сложившихся групповых интересов.
ние, умение, навыки). С учетом новых требований В новых условиях должны измениться роль и
и возможностей страны нужно решить пропорцию место медицинской науки. Сложившаяся в усло-
«врач: медсестра», что и должно лечь в основу пла- виях плановой экономики сеть научно-исследова-
нирования подготовки медицинского персонала. тельских институтов (НИИ) и научных центров
Конечно, нужно брать в расчет и новые специаль- (НЦ) на территории СНГ остается сегодня невост-
ности, такие как менеджер, инженер по медицинс- ребованным с точки зрения реформирования здра-
кому оборудованию и т.д. воохранения. Большинство этих центров превра-
Сегодня приходится констатировать, что в усло- тились в специализированные центры, частично
виях глобальной победы рыночной экономики над получают финансирование за научные разработки,
плановой преимущество должно отдаваться более которые также мало или вообще не востребованы
предпочтительной модели западного медицинского практикой. Завершая «пирамиду» специализиро-
образования - англосаксонской модели. Как извест- ванной медицинской помощи, сеть НЦ и НИИ се-
но, на постсоветской территории традиционно дей- годня должна участвовать в процессе реформиро-
ствовала германско-российская модель, внедренная вания. Научные темы должны заказываться цент-
с 1701 года Петром 1 по предложению К.Лейбница ральным исполнительным органом, в данном слу-
В Казахстане, где практически во всех сферах чае министерством здравоохранения, которое, в
хозяйствования начали работать сплошь и рядом свою очередь, должно определить роль и место
принципы рыночной экономики, однозначно пред- медицинской науке в процессе реформирования.
полагается внедрение гибкой, рыночно-ориентиро- Центры должны финансироваться и за лечебную
ванной модели медицинского образования. Прин- работу, и научные разработки, которые должны быть
ципы англосаксонской модели, основанной на незамедлительно внедрены в практику, и за методи-
многоуровневой подготовке, внедрении кредит-ча- ческую деятельность, и за образовательные функции,
сов, четком разделении врачебного и сестринского и за координацию работы специализированных
служб. Министерство должно иметь стратегию развития медицинской науки, определить соотношение прикладной и фундаментальной науки. Причем, приоритетных направлений должно быть всего лишь несколько, а право участвовать в конкурсе за темы НИР должны иметь все соответствующие центры, ведущие кафедры медицинских вузов, творческие коллективы. Основным принципом в работе центров должно быть разработка, внедрение новых эффективных методов диагностики, лечения, прогнозирования болезней на основе доказательной медицины.
Таким образом, перед НИИ и НЦ должны быть четко поставлены новые цели и задачи, они должны быть решающей силой во внедрении новых технологий, реформе специализированной службы.
Также должна измениться организационная структура центров с приданием им большей свободы, возможностями выхода на международные принципы работы.
Игнорирование потенциала медицинской науки, как показал 13-летний опыт Казахстана, вызывает активное противостояние со стороны научных работников реформе здравоохранения и, в конечном счете, способствует ее свертыванию. Проблема, которую большинство международных экспертов недооценивает и не понимает до конца.
^
В целом процесс реформирования нам видится в виде «дома», которого нужно тщательно и выверено построить. Условно «стены» этого дома - базовая медицинская помощь, «жилая часть», или второй этаж - специализированная медицинская помощь, «крыша» - медицинская наука, а «фундаментом» реформ является медицинское образование, т.е. кадры здравоохранения.
Таким образом, система здравоохранения должна состоять из неразрывных составных частей, игнорирование любой из них, ведет к развалу системы. Реформа систем здравоохранения всегда должна учитывать единство и обязательность всех этих составных элементов, связанных единой философией и логикой процесса. Так, рыночно-ориенти-рованная БМП должна гармонировать со специализированной помощью, медицинским образованием и наукой, основанных на такой же философии. Противоречие в любом из этих сегментов вызывает противостояние и приводит к неудаче реформы всей системы.
Сегодня лидеры здравоохранения обязаны объединить всю медицинскую общественность: и врачей практического здравоохранения, и специалистов всех профилей и уровней, и профессорско-преподавательский состав вузов и ссузов, и ученых НИИ и НЦ. Объединить, определить каждому свой участок, показать важность и незаменимость его работы, координировать все усилия в одном направлении. В этом суть успеха реформы.
В Казахстане за эти годы было множество экспериментов, и большинство из них касались в основном базовой медицинской помощи. И это было оправдано, так как свыше 80% населения обращается сюда. Многие проекты и программы касались именно этого раздела, хотя и были специальные работы по другим секторам здравоохранения. Не беря на себя роль судьи, отметим, что наиболее эффективной и масштабной была, пожалуй, работа под руководством Здравплюс (ЮСАИД) на региональном (Жезказганская модель), местном (внедрение семейной медицины в ряде регионов) уровнях, которая оставила глубокий след в развитии системы здравоохранения страны. Как известно, даже были попытки их одномоментного распространения по республике. Были проекты Всемирного Банка по укреплению сельской медицины, ЮНИСЕФ по проблемам материнства и детства, были серьезные попытки реформирования сестринского дела (Аяпов К.А.и др.), высшего медицинского образования. Грандиозным экспериментом было (и довольно - таки успешное!) внедрение бюджетно-страховой медицины, оставившей глубокий след в системе здравоохранения. К сожалению, большинство из них потерпело неудачу, оставив за собой страдание, разочарование и каждый раз убивало надежду на лучшее. Но, именно таким образом мы получали бесценный опыт. Важнейшим этапом в развитии здравоохранения страны представляется Государственная программа реформирования и развития здравоохранения на период 2005-2010 годы. Основанная на совершенно новых принципах, определенных в Послании Главы государства, она предполагает однозначный переход на государственную модель развития с внедрением элементов внутреннего рынка. Наполненная реальным финансированием, опираясь на процессы реального положения в стране, она предполагает радикальные изменения в первую очередь в рамках базовой медицинской помощи, укрепление материально-технической базы здравоохранения, обеспечение доступности и справедливости в медицинской, лекарственной помощи, впервые затрагивает вопросы качества медицинской помощи и серьезного реформирования медицинского образования. Большое внимание уделяется в ней и развитию здоровья, выделяя приоритетом профилактическую направленность, охрану и укрепление здоровья детей и женщин фертильного возраста. В плане реализации программы, утвержденном Правительством, предполагается реализация на постоянной основе свыше ста мероприятий, которые охватывают практически все сегменты здравоохранения. Министерство здравоохранения в настоящее время занимается вопросами разработки концепции и мер по развитию специализированной медицинской помощи и медицинской науки, которые будут неразрывно связаны с общим процессом реформирования отечественного здравоохранения.
Скачать файл (3737.7 kb.)