Шпаргалка (тезисы для лекций) - Методы и стили руководства
скачать (39 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 39kb. | 18.12.2011 02:44 | ![]() |
- Смотрите также:
- Стили общения и стили педагогического руководства [ документ ]
- Автократическое и демократическое руководство [ документ ]
- Деловые и личностные качества и особенности руководителя: стили и методы руководства, развитие управленческих способностей [ документ ]
- Высокоуровневые методы информатики и программирования [ лекция ]
- Ответы на экаменационные вопросы - психология управления [ документ ]
- Колористика в дизайне. Метафизика цвета [ лекция ]
- По менеджменту Тема : вариант Функции руководства. Содержание Теоретическая часть 3 Практическая часть 16 [ документ ]
- Ответы для сдачи кандидатского минимума по специальности 13.00.08 [ шпаргалка ]
- по ТРПП [ документ ]
- Имиджевые характеристики стиля руководства [ документ ]
- Стили конфликтного поведения и их характеристика.Модель Томаса-Килменна для классификации стилей поведения [ лабораторная работа ]
- Халиков М.И. Система муниципального управления [ документ ]
1.doc
Эффективность работы коллектива зависит от профессионально-личностных качеств руководителя, т. е. от стиля и методов его работы.В экономической литературе выделяют три основных метода принятия решений:
1. Опираясь на указания сверху.
2. "Решение здравого смысла".
3."Решение специалиста", когда руководитель принимает профессиональное решение, которое опирается на использование научных средств, систематизацию информации.
Стили принятия решений могут носить следующий характер:
1. Указующий, или директивный. Руководитель:
• единолично определяет содержание проблемы;
• рассматривает возможные решения;
• выбирает решение;
• дает указания по его реализации.
2. Убеждающий. Руководитель:
• принимает решение единолично;
• разъясняет подчиненным его назначение;
• убеждает их, что выполнение решения соответствуёт интересам всех и каждого.
3. Консулътативный. Руководитель:
• рассматривает членов коллектива как консультантов
• привлекает их к выработке решения;
• предоставляет всю информацию по проблеме;
• рассматривает предложенные варианты решения;
• по своему усмотрению выбирает лучший.
4. Объединяющий (коллективный). Руководитель:
• рассматривает членов группы как равных партнеров;
• соглашается на выполнение коллективного решения.
5. Доверяющий. Руководитель:
• формулирует проблему;
• определяет, в каких пределах должно лежать решение;
• доверяет подчиненным выбрать это решение.
Распорядительные документы, приказы, распоряжения,инструкции не достигают своей цели, если содержат словосочетания:
• "усилить контроль";
• "мобилизовать всех работников";
• "широко развернуть работу".
Правильно оформленным является документ, в котором даются четкие ответы на следующие вопросы:
• что делать (какую работу, в каком объеме, какого качества);
• кому делать (кто исполнителъ и кто организатор);
• когда делать (в какие сроки выполнить);
• как делать (методы, мероприятия);
• кто, когда и как контролирует выполнение.
Так как распорядительные акты предусматривают обязательность выполнения, необходимо, чтобы они соответствовали законам и нормам административного права и функциям соответствующих подразделений и исполнителей.
Десять заповедей для издания приказов и инструкций
1. Знай, что ты должен делать сам, прежде чем отдавать приказы другим.
2. Обдумав и выбрав метод, сообщи об этом подчиненному.
3. Учитывай знания, способности и опыт подчиненных.
4. Приказ должен быть точным и кратким, не перегруженным деталями.
5. Убедись, что подчиненный понял приказ, повторяя и объясняя, сколько потребуется.
6. Представляй сложные инструкции в письменном виде.
7. Не отдавай одновременно слишком много приказаний.
8. Отдавая приказы, забудь о нетерпении, гневе, сарказме.
9. Убедись, что последний приказ не противоречит предыдущему и все они отвечают общей стратегии.
10. Ясно дай понять, что не будешь вмешиваться, но установи контроль.
После издания распорядительного документа необходимо провести разъяснительную работу с учетом деловых, профессиональных и психологических особенностей исполнителя.
Существуют следующие типы исполнителей:
1. "Инженеры поневоле" — ни к творчеству, ни к ответственности, ни к исполнительности не склонны.
2. "Ответственные" — ответственны, исполнительны, но творчество и самостоятельность не ценят и не стремятся к ним.
3. "Самостоятельные", или "самопрограммируемые", - ориентированы на творчество и самостоятельность меньше, на ответственность — довольно сильно, на исполнительность — средне. Неприязненно относятся к управлению со стороны.
4. "Непритязательные" — высоко ценят творчество, ответственность, исполнительность, но не реализуют их в работе.
5. "Исполнительные" — высоко ценят исполнительность, низко — самостоятельность и творчество. Справляются с любым поручением, хотя избегают самостоятельности и ответственности.
6. "Самоуверенные" — высоко ценят деловые качества, творчество и ответственность. В реальных же условиях проявляют свои деловые качества умеренно, самооценка резко завышена.
Организация исполнения включает две стадии:
• подготовку действий исполнителей;
• содействие их действиям.
Контроль позволяет получать информацию о состоянии дел и предупредить неблагоприятную ситуацию
Принципы рациональной организации контроля за исполнением:
• систематичность и регулярность;
• комплексность — охват всех сторон работы и всех под-разделений;
• предупреждение, посредством контроля, возможных отклонений от исполнения заданий;
• тщательное, глубокое и всестороннее изучение суще-ства проверяемого процесса;
• результативность, которая состоит не только в обна-ружении недостатков в исполнении заданий, но и в разра-ботке мероприятий по их устранению.
Руководитель использует определенные стили и мето-ды, выстраивая свое поведение сообразно личным социаль-но-психологическим установкам.
В связи с этим можно выделить следующие типы руководителей:
1. "Активист" — инициативен, самостоятелен, в меру честолюбив. Гордится коллективом, уверен в его поддерж-ке. Опирается на социально-психрлогические методы воздействия.
2. "Хозяин" — считает работу главным в своей жизни, отдает ей все силы и время. Самым важным считает дисциплину, построенную на административных методах, инструкциях и правилах. Недроценивает подчиненных, не доверяет им, болезненно воспринимает критику, бывает груб.
3. "Диагностик" — наделен аналитическим мышлением, умеет обнаруживать недостатки и находить способы их уст-ранения. Склонен преувеличивать значение экономико-математических методов в ущерб социально-психологическим.
4. "Рационализатор" — склонен к совершенствованию организации, структуры управления, к составлению схем, графиков. Выдвигает множество оригинальных, но неглубоких идей по совершенствованию управления, носящих характерные черты инженерного управления. Иногда рационализация и перестройка заменяют основную работу.
5. "Начальник" — считает, что создан для руководства, любит заседать, представительствовать. Легко контактирует с высшим начальством и членами коллектива, но болезненно воспринимает успех, полученный без его участия.
6. "Исполнитель" — действует точно в рамках указаний. Доволен подчиненными, начальством и самим собой. Обладает большими теоретическими знаниями, жизненным опытом, предпочитает менее эффективные, но проверенные решения.
7. "Свой человек" — хорошо знает подчиненных, при-знает только неформальные контакты, охотно общается вне производства. Не любит заниматься административными вопросами.
8. "Нонконформист" — проявляет индивидуализм в управленческой деятельности. Не переносит несогласия со своими идеями.
Скачать файл (39 kb.)