Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Трудовые ресурсы и их использование - файл 1.doc


Контрольная работа - Трудовые ресурсы и их использование
скачать (400.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc401kb.18.12.2011 02:56скачать

содержание

1.doc

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПРО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ АГРАРНОГО РЫНКА

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория организации населения»
«Трудовые ресурсы и их использование»


Контрольную работу

Подготовил студент 2 курса

Группа ГМ-422

САМАРА 2010

Содержание


Введение 3

1. Понятие трудовых ресурсов 4

2. Характеристика трудовых ресурсов и их использование 6

3. Сравнительная характеристика трудовых ресурсов в Самарской области 14

4. Механизмы реализации государственной политики занятости 17

Заключение 24

Введение



Обеспечение занятости и рационального использования тру­довых ресурсов во всех регионах страны является одной из глав­ных функций ТОН.

Для ее выполнения требуется объективная оценка трудового потенциала, которым располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ре­сурсов.

Это связано с тем, что основным источником богатства общества и главным фактором создания материальных и духовных благ человечества является труд. Он представляет собой целесообразную деятельность человека, направленную на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

^




1. Понятие трудовых ресурсов



В экономической науке в течение более полутора веков идут дискуссии о том, что является товаром - рабочая сила или труд, а отсюда возникает вопрос, как называть тот рынок, на котором реализуется этот товар - рынок рабочей силы или рынок труда? В последние годы в экономической, философской, социологической литературе эти понятия употребляются как синонимы, как тождественные.

Вместе с тем представители марксистской школы продолжают утверждать, что товаром является рабочая сила, и его купля-продажа происходит на рынке рабочей силы.

В конвенциях Международной организации труда (МОТ) также подчеркивается, что труд не является товаром.

Большинство западных экономистов (сторонников неоклассической и неокейнсианской школ) чаще пишут о труде как о товаре и о рынке труда. Иногда говорят о рынке трудовых ресурсов1. В последние годы появились работы, где рынок труда и рынок рабочей силы рассматриваются как самостоятельные понятия, за которыми стоят соответствующие социально-трудовые отношения2.

В отечественной экономической литературе к трудовым ресурсам относят ту часть населения страны, которая обладает физическими и духовными способностями, необходимыми для трудовой деятельности. Непосредственно к ним относят часть населения в трудоспособном возрасте, из которой исключаются неработающие льготные пенсионеры и инвалиды I и II групп и прибавляются фактически работающие пенсионеры и подростки (моложе 16 лет).

Термин «трудовые ресурсы» появился в научном обороте в одной из статей академика С.Г. Струмилина в 1922 г. и использовался в обстановке централизованного управления людскими ресурсами страны. Наряду с правом на труд законодательно была закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться. Поэтому строгий статистический учет трудоспособного населения (трудовых ресурсов) был одним из элементов централизованного планирования экономики.

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособ­ном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин - 39 лет (от 16 до 54 лет включи­тельно).

В западной литературе в публикациях, связанных с деятельностью профсоюзов, тоже существует термин «трудовые ресурсы» - «human resources». На русский язык его переводят как «людские (или человеческие) ресурсы». Другое дело, что в нашей литературе продолжают говорить о трудовых ресурсах только в тех случаях, когда имеют в виду страну, отрасль, территорию. Опускаясь же на уровень первичного трудового коллектива - организации, предприятия, производства, употребляют уже термины «работники», «трудящиеся», «занятые на предприятии», «члены трудового коллектива» и т.п.

Западные экономисты термин «трудовые ресурсы» применяют на уровне производства и хозяйственной деятельности предприятия. Точно так же «human resources strategy» (комплекс мероприятий по найму, развитию и использованию рабочей силы для достижения целей, поставленных предприятием) следует переводить как «стратегия в области трудовых ресурсов». Но по отношению к планам общества и международных организаций, разумеется, больше подойдет термин «стратегия и развитие человеческих ресурсов». Тот же перевод («трудовые ресурсы») применяется в словосочетании «human resources management». Здесь речь идет о процессах на производстве и вокруг производства.

Приведенные определения показывают, что рассматриваемые понятия не являются тождественными, но у них имеется одно общее свойство. Все они представляют собой формы проявления способности к труду.

Рабочая сила есть потенциальная способность к труду. Трудовые ресурсы включают в себя как функционирующую способность к труду (занятых в экономике), так и потенциальную рабочую силу (резерв). Общая основа сближает рассматриваемые понятия, создает видимость их тождества.

Различают потенциальные и фактически используемые трудо­вые ресурсы. Трудовой потенциал общества имеет количественный и качественный аспекты.

Количественный аспект характери­зуется такими параметрами, как:

а) общая численность трудоспо­собного населения;

б) количество отработанного рабочего време­ни при сложившемся уровне производительности и интенсив­ности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями, как: а) состояние здоровья, физическая дееспособность трудоспособного населения; б) его общеобразовательная и профессионально-квалификационная подготовка.

Трудовые ресурсы включают как занятое, так и не заня­тое в экономике трудоспособное население3.
^

2. Характеристика трудовых ресурсов и их использование



Занятость трудовых ресурсов – важнейшая социально-экономическая категория, в которой комплексно взаимосвязаны суть, основные субъекты системы социально-трудовых взаимоотношений и основные характеристики занятости как процесса деятельности.

«Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход»4.

Полная занятость - это ситуация на рынке труда, когда количество безработных соответствует естественному уровню безработицы.

Под занятостью понимается численность взрослого трудоспособного населения, имеющего работу.

Занятость определяет как экономический потенциал общества, так и уровень и качество жизни населения в целом и благосостояние граждан, она зависит от состояния общественной системы, в конечном счете, от нормального функционирования всех социальных институтов и социальных структур.

Таким образом, занятость является индикатором состояния жизнеспособности общественного организма в целом.

С середины 1993 г. российская статистика перешла на рекомендованную международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, согласно которой оно делится на: экономически активное; экономически неактивное.

Во всем мире признано, что реальными людскими ресурсами труда является экономически активное население.

Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного на­селения, которая занята во всех видах деятельности или намере­на участвовать в производстве. Численность экономически актив­ного населения включает как занятых, так и безработных.

Под экономически неактивным населением понимается та его часть, которая не стремится к трудоустройству, сюда относят также неработающих пенсионеров и инвалидов. К экономически неактивному населению (не включаемому в рабочую силу) относятся учащиеся, пенсионеры, домашние хозяйки, те, кто не может работать по состоянию здоровья или не хочет работать5.

Численность занятых в экономике сократилась с 71,2 млн. человек в 1992 году до 69,1 млн. человек в 2006 году, или с 94,8 до 93,8% к экономически активному населению. А доля безработных по методологии МОТ за этот период соответственно возросла с 3,9 млн. человек до 5,3 млн. человек, или с 5,2 до 6,3% к экономически активному населению6.

Различные социально-экономические, природно-климатические, а также демографические условия в регионах России обусловили дифференциацию по показателям, характеризующим состояние рынка труда. К примеру, уровень занятости населения колебался в 2007-2009 г.г. по отдельным регионам в пределах от 16,8% (Республика Ингушетия) до 69,9% (по Санкт-Петербургу), а соответственно уровень безработицы находился в пределах от 1,6% (по Москве) до 58,5% (по Республике Ингушетия). Одновременно в указанной Республике наиболее высокий уровень безработицы отмечался среди женщин, который более чем в 1,4 раза был выше, чем у мужчин7.

Пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных ресурсов оказывает существенное влияние на возможности освоения этих территорий. К примеру, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают 64% территории Российской Федерации, на которые приходится львиная доля запасов нефти, газа, золота, алмазов и лишь 6,6% населения страны.

Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которая не имеет работы и находится в ее поисках.

Общая численность занятых и безработных в совокупности образует понятие рабочей силы, или экономически активного населения.

В постановлении Госкомстата РФ от 25 мая 1993 года «Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости» дано описание обеих категорий экономически активного населения - занятых и безработных. К последним относятся лица трудоспособного возраста (16 лет и старше), которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы (обращались в государственную или коммерческую службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, публиковали объявления в печати и т. д.) или предпринимали усилия для организации собственного дела и были готовы приступить к работе немедленно.

Отмеченные критерии в целом соответствуют аналогичным, принятым Международной организацией труда (МОТ). Кроме того, согласно методологии МОТ, к безработным могут быть отнесены учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимаются поиском работы и готовы к ней приступить.8

По мнению отдельных специалистов, «в России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах»9, поскольку базируется на пяти критериях, в отличие от трех критериев, зафиксированных в Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите безработицы», принятой в 1988 году. В конвенции вводится понятие «полной безработицы», которое подразумевает «потерю заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу».

«Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации»10.

В общемировой практике предельно «допустимым» считается показатель безработицы, составляющий 10 процентов экономически активного населения страны, и рассматривается при этом как индикатор «чрезвычайной ситуации» даже для высокоразвитых экономически государств. В США уровень безработицы в 1992 году составил 7,5 процента, в середине 1998 года - около 4 процентов (пик пришелся на начало 1980-х годов, вызвав серьезные опасения администрации)11.

В России в 1999 году открытая безработица составила, по официальным данным, 12,5 процента, в 2000 году - 10 процентов. По данным Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН), рост безработицы вследствие реформы естественных монополий и силовых структур России составляет ежегодно около 2 % (табл. 1).

Таблица 1

Динамика роста безработицы в Российской Федерации

Годы

1999

2000

2002

2004

2006

2008

Уровень безработицы

12,5

10,0

11,8

13,8

7,2

7,7


С начала второго полугодия 2008 года развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России, поэтому прогнозное значение безработицы в 6,8% на самом деле составила по данным Минэкономразвития РФ 7,7% активного населения12.

В наибольшей мере в последние годы доля занятых сократи­лась в машиностроении, военно-промышленном комплексе, в науке и научном обслуживании. По ряду причин происходит закрытие многих научно-исследовательских институтов, «утечка умов» в банковские, финансовые, страховые и иные коммерче­ские структуры, где оплата труда многократно превышает ее уро­вень в научных и вузовских коллективах. В то же время в миро­вой практике выделяют две группы отраслей, от развития которых зависит положение страны в мире: наука и научное обслуживание и обрабатывающая промышленность, обеспечивающая конкурен­тоспособность товаров на внешних и внутренних рынках, а так­же финансы, кредит, страхование, торговля, транспорт, созда­ющие инфраструктуру рыночной экономики.

По данным Минэкономразвития13 под влиянием позитивных экономических факторов в январе-августе 2008 года численность занятых в экономике увеличивалась. Однако начавшийся финансовый кризис привел к снижению спроса на труд. Следствием этого стало снижение численности занятых в экономике, которая по оценке на конец 2008 г. составила 70 млн. человек (на конец декабря 2007 г. – 70,4 млн. человек). Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних предприятиях и организациях (52,3% общей численности занятых).


Рис. 1. Численность занятых в экономике, млн. чел. (2007-2008 годы)


Росстат (Федеральная служба государственной статистики) подвел итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости. По данным Росстата численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2009г. составила 74,8 млн. чел., или 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. чел. - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю)14.

По данным Минэкономразвития численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, увеличилась в декабре 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 года на 1,2 млн. человек, достигнув к концу 2008 г. 5,8 млн. человек, или 7,7% экономически активного населения15.


Рис. 2. Общая численность безработных, млн. чел. (2007-2008 годы)


Такое резкое увеличение числа безработных также является негативным последствием складывающейся экономической ситуации под влиянием финансового кризиса. В целом за 2008 год численность безработных относительно 2007 года увеличилась на 197 тыс. человек.

По данным Федеральной службы государственной статистики динамика численности экономически активного населения и безработных представлена на рис. 3.

К середине 2009 года численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн. чел., или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.

Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, к середине 2009г. была на 1,8 млн. чел., или на треть выше, чем в третьем квартале 2008г. и начале 2008 года.


Рис. 3. Динамика численности занятых и безработных в структуре экономически активного населения (по данным Росстата)
Начиная с ноября 2008 года наблюдался рост численности официально зарегистрированных безработных. Однако к концу 2008 года численность этой категории безработных граждан превысила показатель 2007 года и составила 1,522 млн. человек, или 2% экономически активного населения16.

Наибольший приток уволенных граждан, начавших обращаться в государственные учреждения службы занятости в поисках работы, проявил себя только в начале 2009 года.

Сокращение численности занятых происходило, в первую очередь, в таких видах экономической деятельности, как: финансовая деятельность, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства.
^

3. Сравнительная характеристика трудовых ресурсов в Самарской области



Важнейшим конкурентным преимуществом Самарской области всегда являлся ее трудовой потенциал, выгодные характеристики которого подтверждаются оценкой независимых экспертов. В рейтинге регионов Российской Федерации по уровню развития трудового потенциала как составляющей инвестиционного потенциала, подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА», в 2008 году регион занял 7 место. Более того, область является донором рабочей силы для других регионов Российской Федерации: численность граждан, выезжающих из области на работу в другие регионы России, стабильно превышает число приезжающих.17

Структура экономически активного населения по данным Росстата за 2009 год представлена ниже.

Таблица 2

Экономически активное население по полу и виду поселения (тыс. чел.)


Экономически активное население

Всего

Из них

мужчины

женщины

город

село

Российская Федерация

75 757

38 681

37 076

56 933

18 823

Самарская область

1 787

882

905

1 462

325



Общая численность занятых в экономике Самарской области за 2008 год оценивается на уровне 1590 тыс. человек (по данным Росстата 1787 (тыс. чел.). За год в области создано 13 тысяч рабочих мест.

Все показатели рынка труда области лучше средних по стране. Экономическая активность населения области была выше среднероссийской весь переходный период и современный кризисный, хотя и ненамного, что связано с лучшими экономическими условиями и возможностями межсекторального перетока занятых, с чуть более высокой долей трудоспособных возрастов в области (рис. 4).


Рис. 4. Уровень экономической активности населения по полу и виду поселения

Таблица 3

Структура экономически активного населения по возрасту (в %)

Экономически активное население

Всего

В том числе в возрасте, лет

Трудоспособный возраст, лет

Средний возраст, лет

до 20

20-29

30-39

40-49

50-59

60-72

Российская Федерация

100

2,3

24,0

23,9

26,6

19,7

3,6

92,8

39,3

Самарская область

100

2,1

22,4

24,5

25,6

21,1

4,3

91,3

39,9


Наибольшая доля в структуре экономически активного населения в Самарской области приходится на возраст от 30 до 59 лет.

Население Самарской области более активно перемещается из отраслей с минимальной оплатой труда в более доходные сектора экономики.

В структуре занятых по Самарской области доля экономически активного населения с высшим профессиональным образованием выше, чем по Российской Федерации, и составила по данным 2009 года 26,9% (табл. 4).
Таблица 4

Структура экономически активного населения по уровню образования


Экономически активное население

Всего


В том числе имеют образование, %

высшее

профессиональное

неполное высшее профессиональное

среднее профессиональное

начальное профессиональное

среднее (полное) общее

основное общее

не имеют основного общего

Российская Федерация

100

26,1

1,7

26,2

18,8

21,7

5,0

0,6

Самарская область

100

26,9

1,5

25,6

18,4

23,1

4,2

0,4


Необходимо отметить, что в Самарской области выше доля занятых в малом бизнесе (более 14% от общей численности занятых, в среднем по РФ - около 10%), что говорит о более благоприятном предпринимательском климате.

Еще один индикатор лучших условий на рынке труда - пониженная общая безработица. Однако с ноября 2008 года ежемесячно стала возрастать численность зарегистрированных безработных, но в целом за год размеры безработицы сократились - на 4,9 тыс.чел.18 Уровни как общей (по методологии МОТ), так и зарегистрированной безработицы в целом по области сохранились в 2008 году ниже среднероссийских значений (табл. 5). В 2009 году рост размеров безработицы продолжился (на 01.07.2009 года в регионе официально зарегистрировано 39,6 тыс. безработных граждан), но ситуация остается контролируемой и управляемой19.

Таблица 5

Сравнение уровней зарегистрированной и общей безработицы по Самарской области, Приволжскому ФО и РФ за 2008 год (в процентах от экономически активного населения)

Показатель

Самарская область

ПФО

РФ

Уровень безработицы по МОТ (в среднем за год)

4,2

6,3

6,3

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

1,3

1,3

2,0

Качественная характеристика безработных представлена ниже.

Таблица 6

Безработные по полу и виду поселения (тыс. чел.)

Безработные

Всего

Из них

мужчины

женщины

город

село

Российская Федерация

4 791

2 542

2 250

2 979

1 813

Самарская область

74

42

32

48

26


Особенностью Самарской области является более высокий уровень безработицы женщин по сравнению с мужчинами, что нехарактерно для большинства российских регионов. Гендерное неравенство – «оборотная сторона» преимуществ: при низкой безработице мужчины трудоустраиваются быстрее, а женщины менее востребованы и проигрывают в конкуренции на рынке труда. Но проблемы женской безработицы, как это было в середине 1990-х годов, сейчас в области нет.
^

4. Механизмы реализации государственной политики занятости



В соответствии с принятой классификацией по обеспеченно­сти трудовыми ресурсами регионы подразделяются на:

- трудообеспеченные - регионы, располагающие балансом меж­ду наличием рабочих мест и обеспеченностью рабочей силой. К таким регионам относят Центральный и Приволжский фе­деральные округа;

- трудоизбыточные - характеризующиеся высоким уровнем естественного и механического прироста населения и недо­статком рабочих мест (Южный федеральный округ);

- трудодефицитные - испытывающие недостаток в квалифици­рованной рабочей силе. Как правило, эти регионы отличают­ся сложными природно-климатическими условиями, слабо­развитой социально-производственной сферой, технической и социальной инфраструктурой и недостаточной адаптированностью рабочих кадров.

К ним относят Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные ок­руга20.

Несмотря на определенные положительные результаты в обла­сти регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение обсле­дований населения), российский рынок труда еще не сложился. На нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам. Главная причина разбалансированности рыночных регуляторов - сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную систему исполь­зования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу, заниженным требованием к ее каче­ству, значительной долей в экономике оборонного комплекса. Одно из обстоятельств, затрудняющих формирование рынка тру­да, - существование многих градообразующих предприятий, подавляющая часть которых относится к оборонному комплек­су, испытывающему особые экономические трудности. Разбалансированность рынка труда усугубляется перекосами в отраслевой структуре экономики, в том числе существованием неперспек­тивных в отношении сбыта продукции отраслей хозяйства (уголь­ная и легкая промышленность, частично сельское хозяйство).

Следствием перемен на рынке труда стала существенная диверсификация видов занятости. Это явление способствует фор­мированию гибкого рынка труда, дает возможность поддерживать доходы населения, а в ряде случаев позволяет сохранить яд­ро трудовых коллективов и предотвратить массовую безработицу.

Государственное регулирование занятости и рынка труда предполагает изучение и использование совокупности институциональных и экономических условий, организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие на динамику основных параметров трудовой сферы в соответствии со стоящими перед обществом стратегическими и тактическими задачами ее развития.

Генеральной целью политики государства является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. При этом создание максимально благоприятных условий для обеспечения работой всех, кто ее ищет и готов работать, должно стать неотъемлемой составной частью стратегических целевых установок государства. Необходимы механизмы «встраивания» политики занятости в систему макроэкономического регулирования.

Так, программирование занятости населения в экономике должно осуществляться на этапе выработки сценария социально-экономического развития страны и ее территорий в соответствии с разрабатываемыми социально-экономическими ориентирами и учетом демографического фактора. В рамках программирования занятости необходимо, прежде всего, определить ожидаемую экономическую активность населения или потребность населения в работе, а также уровень ее удовлетворения, или собственно занятость населения в экономике. На этой основе достигается конечная цель программирования - определение параметров ожидаемой в перспективном периоде безработицы. Однако, как показывает практика, в среднесрочных прогнозах и программах действия Правительства по социально-экономическому развитию, разрабатываемых за последнее время, параметры безработицы и занятости населения не предусматриваются.

Одной из форм государственного регулирования рынка труда в России является разработка и реализация федеральных целевых программ содействия занятости населения, программ по созданию и сохранения рабочих мест. Этому, как правило, предшествуют обоснования и концептуальные проработки направлений политики занятости, а также планы действий по реализации намечаемых мероприятий в этой области.

К примеру, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. № 568-р была одобрена Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы21. В Концепции определены основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.

Механизм реализации Концепции предполагал разработку и осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития рынка труда и содействия занятости населения.

В результате исчезли неоправданные федеральные целевые программы, целиком финансируемые из госбюджета. На смену им пришли максимально приближенные к нуждам территорий программы занятости, совместно финансируемые за счет федерального, регионального, либо муниципального бюджетов. К примеру, это могут быть программы по организации общественных работ, по обеспечению самозанятости населения, его профилирования либо перепрофилирования и т.д.

В соответствии со ст. 14 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» во всех субъектах Российской Федерации действуют территориальные программы содействия занятости населения, которые разрабатываются территориальными органами службы занятости и согласовываются со своим Министерством.

К примеру, в 2003 году Минтруд России рассмотрел и согласовал 36 территориальных программ содействия занятости на 2004 год и последующие годы. Однако не секрет, что все эти меры, осуществляемые за счет скудных ресурсов регионов, направленные на поддержание занятости населения и предотвращение роста безработицы, оказались явно недостаточны.

Регулирование процессов на национальном рынке труда не может обходиться без таких значимых общественных институтов как институт социального партнерства, где важная роль отводится государству. В системе социального партнерства государство реализует функции гаранта основополагающих гражданских прав и независимого регулятора в системе социально-трудовых отношений, разрабатывая правовые основы и организационные формы социального партнерства, правила и механизмы взаимодействия сторон, обоснованные размеры и порядок определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и др.).

Негативные последствия социально-экономических преобразований на постсоветском пространстве привели в регионах Российской Федерации к развитию противоположных по своей направленности миграционных процессов, породив деформации по линии спроса и предложения труда: переизбыток малоквалифицированной рабочей силы в одних регионах и недостаток специалистов высокой квалификации в других.

Успешное функционирование регионального рынка труда возможно только при наличии доступного, но не избыточного количества трудовых ресурсов определенного качественного состава, важную роль в формировании которого играет трудовая миграция, выступающая частью постоянного движения трудовых ресурсов.

Если внутренняя (внутри страны между регионами) и внешняя (легальная из-за рубежа) трудовая миграция еще подлежат регулированию, поскольку в первом случае зависит от способности мигранта к временному трудоустройству, а во втором - реализуется при наличии соответствующих квот на получение работы, то самой большой проблемой на сегодня является нелегальная трудовая миграция.

По разным оценкам масштабы накопленного потенциала нелегальной трудовой миграции составляют от 5 до 10 млн. чел. Нелегальная трудовая миграция оказывает на российский рынок труда неоднозначное воздействие. С одной стороны, происходит: сдерживание роста оплаты труда по соответствующим профессиям, уход в теневую сферу, сокрытие налогов и криминализация деятельности, что несет угрозу национальной безопасности, с другой стороны - заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, а также создание дополнительных рабочих мест в малом бизнеса, что в целом работает на экономику регионов.

Вместе с тем нельзя не отметить и наличие негативных тенденций внутренней трудовой миграции, характеризующихся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами, и притоком населения в Южную и Центральную части России, где и без того высокая плотность населения и значительно уже сфера приложения труда.22 Учитывая современные особенности демографической ситуации в России, основным механизмом по укреплению демографических составляющих рынка труда должна стать активизация миграционной политики, которая предусматривает работу по двум основным направлениям регулирования процессов: а) внутренней трудовой миграции; б) внешней трудовой миграции23.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р осуществлялась работа по выполнению Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В течение 2008 г. в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом продолжается работа по согласованию федеральными органами исполнительной власти 60 проектов программ переселения второй очереди, разработанных субъектами Российской Федерации. По данным ФМС России за 2008 год в субъекты Российской Федерации, начавшие реализацию Государственной программы, прибыло около 8,5 тысяч переселенцев вместе с членами семей24.


Заключение



Итак, главной целью ТОН является создание необходимых условий, обеспечивающих воспроизводство населе­ния страны и регионов, преумножение его демографического и интеллектуального потенциала. Достижение этой цели предпола­гает включение в систему государственного, регионального и муниципального управления соответствующих критериев, позво­ляющих осуществлять мониторинг и целеполагание процессов воспроизводства населения.

В составе этих критериев, кроме чис­ленности населения, следует использовать среднюю продолжи­тельность предстоящей жизни населения, его трудовой потенциал и профессионально-квалификационный уровень.

В настоящее время указанные показатели если и принимаются во внимание при проведении прогнозных обоснований программ социально-экономического развития страны и регионов, то их значения рас­сматриваются не как результат выполнения управляющих воздей­ствий на совершенствование ТОН, а как фиксация сложивше­гося состояния дел под влиянием факторов, не подверженных воздействию со стороны органов управления25.

Не включаются указанные показатели и в состав целевых уста­новок программ социально-экономического развития страны и регионов. При таком подходе процессы государственного и муниципального управле­ния социально-экономическим развитием страны и регионов, с одной стороны, недостаточно ориентированы на достижение целеполагающих установок (так как они не обоснованы и не включаются в соответствующие программы), а с другой стороны, нельзя проконтролировать и правильно учесть результаты реали­зации управляющих воздействий, осуществляемых на разных уровнях управления, на состояние населения, его демографиче­ский, трудовой и интеллектуальный потенциал.
Список источников и литературы
1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями ) - Система «Консультант +», 2010.

2. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 декабря 2007 г. № 107 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рострудом статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой на рынке труда» – СПС «Консультант +», 2010.

3. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2003 г. № 568-р «О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 гг.» – СПС «Консультант+», 2010.

4. Конвенция Международной Организации Труда № 168 о содействии занятости и защите от безработицы - Женева, 1 июня 1988 г. - Система «Консультант +», 2010.

5. Рекомендация Международной Организации Труда от 21 июня 1988 г. № 176 «О содействии занятости и защите от безработицы» - Система «Консультант +», 2010.

6. Климов В. Активная политика занятости - http://muc.renet.ru/jornal

7. Кузьмин С. А. Занятость: стратегия России - М.: Аспект пресс, 2006.

8. Некрестьянова С. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 7.

9. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году. – Москва, февраль 2009. – официальный сайт Минэкономразвития.

10. Прокопов Ф. Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. - М.: «Универсум Паблишинг», 2005.

11. «Регион-Волга» - http://www.rg.ru/2009/04/16/reg-svolga/500-anons.html

12. Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник. Росстат - М.: Росстат, 2009.

13. Секретарюк В.В. Рынок труда в переходный период: вопросы теории, методологии, практики. - М.: «Универсум Паблишинг», 2004.

14. Симкина Л.Г. Общая экономическая теория. – СПб: Питер, 2002.

15. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы - М.: «Молодая гвардия», 2002.

16. Территориальная организация населения: Учебное пособие - www.mirecon.ru/netcat_files/ Image/ton.doc

17. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/

1 Секретарюк В.В. Рынок труда в переходный период: вопросы теории, методологии, практики. - М.: «Универсум Паблишинг», 2004, с. 40-46.

2 Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы - М.: «Молодая гвардия», 2002, с. 210-214.

3Территориальная организация населения: Учебное пособие - www.mirecon.ru/netcat_files/ Image/ton.doc

4 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями ) - Система «Консультант +», 2010.

5 Симкина Л.Г. Общая экономическая теория. – СПб: Питер, 2002, с. 127.

6 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году. – Москва, февраль 2009. – официальный сайт Минэкономразвития.

7 Некрестьянова С. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях // «Кадровик. Кадровый менеджмент». - 2008. - № 7.

8 Конвенция Международной Организации Труда № 168 о содействии занятости и защите от безработицы - Женева, 1 июня 1988 г. - Система «Консультант +», 2010; Рекомендация Международной Организации Труда от 21 июня 1988 г. № 176 «О содействии занятости и защите от безработицы» - Система «Консультант +», 2010.

9 Прокопов Ф. Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. - М.: «Универсум Паблишинг», 2005.

10 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 3.

11 Кузьмин С. А. Занятость: стратегия России - М.: Аспект пресс, 2006, с. 62.

12 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году. – Москва, февраль 2009. – официальный сайт Минэкономразвития.

13 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году. – Москва, февраль 2009. – официальный сайт Минэкономразвития.

14 Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 декабря 2007 г. № 107 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рострудом статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой на рынке труда» – СПС «Консультант +», 2010.

15 Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник. Росстат - М.: Росстат, 2009.

16 Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/

18 Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/

19 Климов. В. Активная политика занятости - http://muc.renet.ru/jornal

20 Территориальная организация населения: Учебное пособие - www.mirecon.ru/netcat_files/ Image/ton.doc

21 Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2003 г. № 568-р «О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 гг.» – СПС «Консультант+», 2010.

22 Постановление Федеральной службы государственной статистики от 28 декабря 2007 г. № 107 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рострудом статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой на рынке труда» – СПС «Консультант +», 2010.

23 Некрестьянова С. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях // «Кадровик. Кадровый менеджмент». - 2008. - № 7.

24 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году. – Москва, февраль 2009. – официальный сайт Минэкономразвития.

25 Территориальная организация населения: Учебное пособие - www.mirecon.ru/netcat_files/ Image/ton.doc



Скачать файл (400.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации