Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников - файл 1.doc


Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников
скачать (129.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc130kb.18.12.2011 03:16скачать

содержание

1.doc

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Сущность патриотического воспитания……………………………7

1.2 Задачи и содержание патриотического воспитания дошкольников………………………………………………………………10

    1. Деятельность дошкольного учреждения по ознакомлению детей с родным городом…………………………………………………………12

Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1 Изучение представлений и знаний старших дошкольников о родном городе………………………………………………………………………19

2.2 Организация работы по воспитанию у старших дошкольников любви к родному городу…………………………………………………………22

2.3 Обсуждение результатов опытно – экспериментальной работы……………………………………………………………………24

Заключение…………………………………………………………........27

Список литературы………………………………………………………30

Приложения……………………………………………………………..32
2

Введение

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.[1,c.16-17]

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Все люди разные, кто-то довольствуется минимумом, а кому-то, сколько ни дай, все равно будет мало. Поэтому ответ на вопрос, надо ли воспитывать чувство патриотизма, на мой взгляд, может быть только утвердительным. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем. Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.[8,c.23]

В 60-70-е гг. 20 века патриотизм стал рассматриваться как стиль преподавания. Основной упор делается на познании ребенком своей страны. Появились программы, нацеленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры. Созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема. Увидели свет новые методические пособия для воспитателей детских садов, в частности "С чего начинается Родина? Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений" (сост. Л.А. Кондрыкинская. М., 2003). Предпринимаются попытки разработать дидактические игры патриотического содержания.

Среди серьезных научных исследований замечена кандидатская диссертация Л.В. Кокуевой "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста", защищенная в Ярославском государственном педагогическом университете в 2002 году. Автор стремится переосмыслить теорию и практику отечественного патриотического воспитания, определить содержание основных понятий, цели и задачи деятельности современного дошкольного учреждения в этой области. [10,c.66-68]

Много интересного материала по общим проблемам патриотического воспитания молодежи в этот период содержится в публикациях (Возлинский Г.М., 2000; Илющенко Р., 2004; Князьков С., 2002; Миронов В., 1994; Печень Н. А. , 1994 и т.д.). Общим для них является показ злободневности этой работы, поиск и предложение наиболее эффективных путей ее ведения.[13,c. 123]

В это время появляются исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Жуковской, Виноградовой, Козловой. В Беларуси – Л.Е. Никоновой, которая опираясь на результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в ряде детских садов Беларуси, предлагает важнейшие направления работы по воспитанию у старших дошкольников начал патриотизма.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. [18,c.12]
Все вышесказанное обусловило выбор темы «Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников».

Объект исследования — патриотическое воспитание

Предмет – воспитание у старших дошкольников любви к родному городу, как составляющая часть патриотического воспитания.

Цель работы – определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников.

Методы исследования: подробный анализ программы «Пралеска», наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Задачи:

1) Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.

2) Выявить уровень представлений и знаний старших дошкольников о родном городе.

3) Разработать методические рекомендации педагогам дошкольных учреждений по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников.
^ Глава 1. Воспитание любви к родному городу как составляющая часть патриотического воспитания.

1.1 Сущность патриотического воспитания.

Современное понимание патриотизма характеризуется вариативностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно унизительного.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Князьков: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» .[8,c.45]

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. [16,c.67]

В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу.

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.

Поведенческий – выполняет диагностическую функцию.

Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте .

Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью.

У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).

В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания .


^ 1.2 Задачи и содержание патриотического воспитания дошкольников.
По программе «Пралеска» задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны ), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками [18,c.23, 54, 128]..

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

[14; c.73-80]


^ 1.3 Деятельность дошкольного учреждения по ознакомлению детей с родным городом.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности, о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…)

Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов.

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

В базисной программе «Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении» отмечается, что четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад .[18,c.54]

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе со взрослыми ездят по городу. Иногда экскурсии организуются детским садом. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными...

Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.[9,c.45]

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.[9,c.75-80]

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины — Минск").

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Беларуси, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.
Выводы:

Эта тема актуальна, но недостаточно разработок в научной и методической литературе. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной жизни. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны нашей жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Возможно именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем сложнее ему воспитывать в детях чувство любви к Родине.


Глава 2 Педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников.

^ 2.1 Изучение представлений и знаний старших дошкольников о родном городе.

Для определения сформированности представлений старших дошкольников о своем городе нами было исследовано 23 ребенка старшей группы № 4, я/с №21 города Бобруйска. Была проведена беседа на тему «Наш город Бобруйск». [Прилож.1]

Детям в индивидуальной форме предлагалось ответить на 8 вопросов:

1.Как называется страна, в которой ты живешь? (Республика Беларусь)

2. В каком городе ты живешь? (Бобруйск)

3. Как называется улица, на которой находится твой детский сад? (ул. Октябрьская 153/25)

4. На какой улице живешь ты?

5. Какие еще улицы города Бобруйска ты знаешь?

6. Какие достопримечательности ты знаешь в городе Бобруйске?

7. Какие ты знаешь заводы и предприятия г. Бобруйска?

8. Какие ты знаешь памятные места?

Таким образом, обработав данные, результаты проведенной беседы показали, что у большинства исследуемых детей недостаточно сформированы знания о родном городе, в процессе беседы дети сомневались в ответах, недостаточно владели информацией, 11 детей оказалось с высоким уровнем, называли страну, город, улицу на которой находится наш д/с, свой адрес, 2-3 улицы, хотя бы 1 памятное место, 1-2 предприятия; 8 детей со средним уровнем так же называют страну, город, улицу, но затрудняются называть предприятия и памятники; 4 человека показали низкий уровень осведомленности, затрудняются во многих ответах.

С детьми была проведена диагностика по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». [Прилож.2]

На основании диагностических данных выявилось, что дети старшего возраста уже научились самостоятельно искать ответы, анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Каждый ребенок стал активным участником занятия, а не пассивным слушателем.

С высоким уровнем - 10 детей, со средним – 13 детей. Дети знают названия страны, города, свой адрес, достопримечательности, 4-5 улиц, площадей, знают символику Республики Беларусь, называют народные праздники, предметы быта. Проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют анализировать поступки. Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дети знают осознали свою сопричастность не только к семье, но и общностям более высоких порядков ( город, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

Также был проведен анализ уровня подготовленности педагогов по патриотическому воспитанию детей, в нем приняло участие 6 педагогов. [Прилож.3]. Все педагоги считают проблему патриотического воспитания актуальной, но не все из них владеют в достаточной степени методиками и технологиями.

Была проведена так же работа с родителями :

- анкетирование на тему « Воспитание патриотического самосознания в семье».[Прилож. 4].

Родителям было предложено ответить на 6 вопросов:

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

В большинстве случаев родители затруднялись в ответах, ставили прочерк, у некоторых была неправильное понимание термина «патриотическое воспитание», при личной беседе даже находились и такие, которые говорили, что этому их ребенка научит армия, а не педагоги.

^ 2.2 Организация работы по воспитанию у старших дошкольников любви к родному городу.

Критерии оценки эффективности работы:

- создана предметно-развивающая среда;

- разработано перспективное планирование с детьми по данной теме;[Прилож.5]

- разработан диагностический материал по воспитанию патриотических чувств у дошкольников;[Прилож.2]

- составлен перспективный план по работе с родителями;[Прилож.6]

- составлены конспекты занятий по ознакомлению с родным городом, а так же снят фильм, как наглядное пособие;[Прилож.7,8]

- проведен семинар – викторина для родителей по воспитанию патриотических чувств у дошкольников; [Прилож.9]

- создан образовательный проект «МОЙ ГОРОД»[Прилож. 10]

В развитии патриотизма, раскрываемое педагогом, можно выделить «этапы» ,которые следует учитывать при воспитании детей.

1-й этап

Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: « Люблю я Родину за что не знаю сам».

Речь идет о недостаточной осознанности детьми самого понятия и противопоставления его сознательному патриотизму. Опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.

2-й этап

Потребность в любви к ближним. Ощущая на себе заботу старших, ребенок проникается к ним чувством благодарности, которое в дальнейшем должно объять все человечество. При этом любовь к людям переносится ребенком на предметы, привычки, понятия, присущие им. С этого начинаются привычки к среде социальной – окружающим людям, с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т.д.

3-й этап

Привязанность к физической среде с ее природой, климатом. Это стремление «любить и защищать совокупность тех предметов, которые составляют Родину».

4-й этап

Привязанность к духовной среде, народному творчеству, литературе, искусству и т.д. На данном этапе в результате обогащения патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые приобретает ребенок, происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный.

5-й этап

Объективная оценка родного. Увлечение общими народными или государственными героями требует их объективного оценивания. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма.

6-й этап

Активный характер патриотизма в практической деятельности на благо Отечества. В.А.Сухомлинский отводил идее, что Родина для человека – это самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью.

Краеведение служит средством беспочвенной индифферентности детей, и экскурсии являются «живой школой», которая стоит всех вместе взятых других форм воспитания.. Патриотическое видение мира детей зависит от личного материального и духовного вклада в процветание родной земли , Республики Беларусь. Отчасти от взрослых зависит, что наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.

^ 2.3 Обсуждение результатов опытно – экспериментальной работы

После проведенной работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию белорусского народа. Данные знания должны оказать положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.

Дети знают названия страны, города, свой адрес, достопримечательности, 4-5 улиц, площадей, знают символику Республики Беларусь, называют народные праздники, предметы быта. Дети знают историю своего города, проявляют уважение к жителям города, к его традициям, заботу о природных и культурных ценностях города.

Проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют анализировать поступки. Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дети знают осознали свою сопричастность не только к семье, но и общностям более высоких порядков ( город, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Родители переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения; изменили свое отношение к национальным и общечеловеческим ценностям.

Мною были составлены рекомендации для родителей:

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него- родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

· Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

· Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

· Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

· Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

· Расширяйте собственный кругозор

· Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

· Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

· Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитого художника, революционера и т. д.
Выводы:

Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.


Заключение

Результаты проведенного исследования подтверждают, что воспитание любви к родному городу у старших дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий: сотрудничество взрослого и ребенка, создание положительной атмосферы в группе, развитие умения анализировать проблемные ситуации. . Ознакомление с методической и психолого-педагогической литературой по изучаемой проблеме, а также анализ результатов экспериментальной работы позволяют сформулировать следующие выводы:
1. проблема формирования патриотического воспитания у детей, всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.

2. процесс ознакомления ребенка с родным городом, с его достопримечательностями, заводами и фабриками, памятниками и скверами – сложный процесс. Чтобы он был эффективен, необходимо соблюдать ряд условий. К таковым относятся сотрудничество взрослого и ребенка, когда ребенок активно воспринимает знания, умения и навыки, а воспитатель, ориентированный определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников, признающий патриотическое воспитание в качестве объекта исследования, является его партнером, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь, доброжелательно и ненавязчиво руководящий ребенком, становясь посредником между ним и социальной действительностью; создание положительной атмосферы в группе, когда между детьми складываются положительные взаимоотношения дружбы, поддержки, заботы, общения, уважения к друг другу.

3. старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования патриотического воспитания. У старших дошкольников появляются представления о явлениях и событиях. К показателям сформированности знаний о родном городе относят такие, как знание дошкольниками герба, флага, гимна нашей страны, улиц и достопримечательностей города.

4. результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что большинство исследуемых детей старшего дошкольного возраста (59%) имеют низкий уровень сформированности представлений, который характеризуется ограниченностью знаний и представлений о структуре, традициях, праздниках, домашнем обиходе своей семьи, о жизни (местах и людях) за пределами детского сада, о видах трудовой деятельности взрослых.
5. анализ основных показателей свидетельствует об эффективности разработанной методики. В значительной мере повысился уровень представлений дошкольников о родном городе, стране, праздниках и домашнем семей. У детей расширились представления о жизни (людях и местах) за пределами детского сада. Дошкольники обнаруживают более четкие представления о традициях нашей Республики, а так же своих семейных.

6. обобщение данных о сформированности социальных представлений у старших дошкольников позволяет выявить три уровня их сформированности у детей данного возраста -- высокий, средний и низкий. С высоким уровнем - 10 детей, со средним – 13 детей. Дети знают названия страны, города, свой адрес, достопримечательности, 4-5 улиц, площадей, знают символику Республики Беларусь, называют народные праздники, предметы быта. Проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют анализировать поступки. Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дети знают осознали свою сопричастность не только к семье, но и общностям более высоких порядков ( город, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию [13,c.7].

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту [2,c.78].
Список литературы

  1. Абрамов А. Общероссийская патриотическая идеология: какой ей быть? // Патриот Отечества. - 2004. - № Ю. - С. 16-17.

  2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. “Родной край.” - М., Просвещение, 1990

  3. Возлинский Г.М. Патриотизм есть чувство любви к Родине. // Национальная безопасность и геополитика России. - 2000. - № 3. - С. 8-13.

  4. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.

  5. Елисеева Т.П. "Детский сад и семья: современные формы взаимодействия". Минск ООО Лексия 2004г.

  6. Журнал «Пралеска» №2,3-2006г. №3-2005г. №9,10,11-1997г.

  7. Илющенко Р. Что значит быть патриотом? // Победа, победившая мир. — 2004. — № 10/26.

  8. Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. - 2002. - 13 апреля.

  9. Козлова Т.А, Куликова Т.И. «Дошкольная педагогика».- М., 1998. С. 72 – 85.

  10. Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006. С. 66-68.

  11. Kpacіла A.I. "Мой край завецца Беларусью" Мозыр "Белы Вецер" 2004г

  12. Никандров Н.Д. Ценности как основа воспитания // Педагогика.—1998.—№3.—С. 3—10.

  13. Никова М.А. Формирование патриотизма у российского студенчества: Дисс. канд. соц. наук. - М, 2004.-243 с.

  14. Никонова. Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - Минск : Нар. асвета, 1991. - 110 с. :

  15. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1996. — 879 с.

  16. Петроченко ГГ. "Первые уроки гражданственности" Минск 1982г.

  17. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. заведений.— М.:

  18. «Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении» Базисная программа и методические рекомендации.2-е изд-е, перераб. и доп-ое. /Е.А. Панько, А.И. Васильева, А.Н.Белоус и др. - Мн., 2000.

  19. Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. —432 с.

  20. Сачанка A.I. "Пралеска" Мінск "Юнацтва" 1999г.

  21. Скобелеу ЭМ. "Герб, Сцяг i Гімн Беларускай дзяржавы" Мінск "Мастацкая літаратура" 2004г.

  22. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.; Аспект-пресс; 1995. — 271 с.

  23. Старжынская Н.С. "Навучанне дашкольнкау роднай мове" Мінск "Народная асвета" 1995г.

  24. Чечет В.В. "Воспитание патриотических чувств" Минск. Народная Асвета 1977г.

  25. Шаблауская Т.А "Наш край беларусю" Мазыр "Белы Вецер" 2002г.



Скачать файл (129.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации