Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Аудит - файл 1.doc


Лекции - Аудит
скачать (261 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc261kb.18.12.2011 04:05скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1.2 Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.


Систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации организует Министерство финансов (МФ РФ).

Аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр учебно-методических центров (УМЦ).


Сведения о включении УМЦ в государственный реестр УМЦ публикуются МФ РФ в официальных средствах массовой информации МФ РФ (в "Финансовой газете").

МФ РФ заключает в установленном законодательством России порядке договоры с образовательными учреждениями, в структуре или с участием которых созданы УМЦ, о проведении в этих центрах квалификационных экзаменов и повышения квалификации аудиторов. МФ перечисляет необходимые средства на организацию мероприятий по проведению квалификационных экзаменов и повышению квалификации из средств, поступающих на специальный счет МФ, в счет платы за проведение аттестации.



Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в МФ РФ через УМЦ следующие документы:

- заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации;

- заверенную копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;

- заверенную копию трудовой книжки;

- свидетельство Министерства образования РФ о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);

- копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории России.

Советом по аудиторской деятельности при МФ РФ по согласованию с МФ РФ создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов, и утверждается состав указанных комиссий.

База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов состоит из не менее 800 вопросов по экзаменационным билетам, не менее 1000 вопросов тестов; не менее 150 практических задач по аудиту.

УМЦ формируют списки групп претендентов на сдачу квалификационного экзамена в количестве от 10 до 20 человек. Эти списки представляются в МФ РФ не менее чем за 15 дней до даты проведения квалификационного экзамена.

Представители УМЦ получают в МФ РФ списки претендентов, допущенных к сдаче квалификационного экзамена, не позднее, чем за 5 дней до даты проведения экзамена.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов УМЦ не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения.

Экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех УМЦ, своевременно подавших необходимые документы.

Экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика.

МФ РФ утверждает Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора и формирует состав экзаменационных комиссий.

Экзаменационная комиссия (не менее 5 человек) должна состоять из председателя, членов комиссии - специалистов в области гражданского права, бухгалтерского учета, налогообложения юридических и физических лиц, финансов организаций, аудита, а также технического секретаря. Не допускается включать в состав экзаменационной комиссии представителей УМЦ, в котором проводится экзамен, а также участников предэкзаменационной подготовки претендентов.

МФ РФ формирует и утверждает для каждого УМЦ индивидуальный экзаменационный комплект билетов и тестов, не повторяющий экзаменационные комплекты билетов и тестов для других центров.

Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность.

Для проведения тестирования формируются 20 вариантов тестов, каждый из которых содержит 50 вопросов (10 вопросов по каждому из пяти разделов Программы), для выполнения письменно-устной работы - экзаменационные билеты в количестве 25 штук. Экзаменационный билет состоит из двух частей. Первая часть экзаменационного билета включает в себя 5 вопросов в соответствии с каждым из разделов Программы, вторая часть - одну практическую задачу по аудиту.

Тестирование проводится в течение 3 академических часов. Экзаменационная комиссия оформляет протокол результатов тестирования и через УМЦ доводит данные результаты до сведения претендентов на следующий день после даты проведения тестирования.

Письменно-устная работа в первый день проводится по экзаменационным билетам, включающим 3 вопроса по разделам Программы: "Основы правового регулирования имущественных отношений", "Налогообложение юридических и физических лиц", "Финансы организаций". На подготовку ответа по каждому вопросу билета в первый и во второй день письменно-устной работы претенденту предоставляется 1 академический час. Во второй день проводится письменно-устная работа по билетам, включающим два вопроса по разделам Программы "Бухгалтерский учет и отчетность" и "Аудит" и практическую задачу, на решение которой предоставляется 2 академических часа.

Результаты квалификационного экзамена объявляются претендентам экзаменационной комиссией в срок не более 2 дней после их проведения.

При проведении квалификационных экзаменов претендентам запрещается пользоваться законодательными и нормативными актами России, инструктивными и справочными материалами, за исключением периода решения практической задачи. Вести переговоры с другими претендентами запрещается. Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не сдавшими экзамены.

Результаты квалификационных экзаменов оцениваются следующим образом:

- за каждый правильный ответ на поставленный вопрос тестов дается 2 балла, за неправильный ответ - 0 баллов;

- за каждый ответ на поставленный вопрос в билете, оцененный экзаменационной комиссией "отлично", дается 10 баллов, соответственно "хорошо" - 8 баллов, "удовлетворительно" - 6 баллов, "неудовлетворительно" - ноль баллов. За решение практической задачи даются следующие баллы: 50 баллов, либо 25 баллов, либо 0 баллов.

Претендент, набравший по тестированию менее 86 баллов, считается не сдавшим экзамен и к письменно-устной работе по экзаменационным билетам не допускается.

Экзаменационная комиссия после проведения квалификационного экзамена выносит положительное или отрицательное решение по результатам сдачи претендентами квалификационных экзаменов. Успешно сдавшими квалификационные экзамены считаются претенденты, набравшие по второму этапу квалификационного экзамена от 67 до 100 баллов при условии получения за ответы на вопросы экзаменационных билетов не менее 42 баллов.

Итоговые протоколы экзаменационных комиссий и документы претендентов в течение пяти дней после проведения квалификационных экзаменов передаются в МФ РФ. Совет по аудиторской деятельности при МФ РФ может в предварительном порядке рассматривать результаты аттестации, в том числе с участием соответствующей комиссии по вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов. МФ РФ рассматривает результаты квалификационных экзаменов в срок, не превышающий 45 дней со дня представления УМЦ соответствующих документов.

МФ РФ выдает квалификационные аттестаты аудитора по установленной форме в месячный срок со дня принятия решения об их выдаче. Выдача аттестатов осуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность, самому аудитору либо иному лицу на основании заверенной в установленном порядке доверенности.

За проведение аттестации взимается плата в соответствии с действующими нормативными правовыми актами России. При неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается.

Взамен утерянного действующего аттестата может быть выдан дубликат.

При выявлении фактов представления в МФ РФ недостоверных сведений или подложных документов претендент лишается права на получение аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.

МФ РФ организует регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделенных для этого средств. Материалы проверок в предварительном порядке могут рассматриваться на заседаниях Совета по аудиторской деятельности при МФ РФ. По результатам проверок МФ РФ выносятся соответствующие решения.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым МФ РФ.

Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух и более типов, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме. По итогам проведения курсов повышения квалификации учебно-методические центры выдают аудиторам документы о прохождении курсов повышения квалификации.

Не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проводилось повышение квалификации аудиторов, УМЦ представляют в МФ РФ информацию о выданных аудиторам документах, свидетельствующих о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов с указанием номеров документов, количества прослушанных аудитором академических часов по повышению квалификации в разрезе разделов программы, фамилии, имени, отчества аудитора, номера и типа его квалификационного аттестата.

Министерство финансов организует регулярные проверки проведения повышения квалификации аудиторов. МФ РФ один раз в 3 года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет аттестат аннулируется.

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется, если установлен факт нарушений со стороны аудитора. Уполномоченный федеральный орган должен вынести мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего решения.


бывший аудитор не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения



    1. ^ Лицензирование аудиторской деятельности


Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством России о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется МФ РФ. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз. Форма бланка лицензии утверждается лицензирующим органом.

Лицензиат должен выполнять лицензионные требования и условия.

Лицензионные требования и условия

наличие соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора

наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аттестованных аудиторов

осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг

соблюдение правил внутреннего контроля качества аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества работы

обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством

предоставление клиентам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки

участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и холдингов не менее двух аудиторов, имеющих аттестаты на право аудита кредитных организаций

наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет

наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет


Для получения лицензии соискатель лицензии представляет следующие документы:


Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.

Лицензирующий орган проводит проверки деятельности лицензиатов.


При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, сведения и объяснения, необходимые для проведения проверки.

Проверка проводится в соответствии с программой, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки не должен превышать 45 календарных дней. Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и правоохранительных органов.

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий. Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.

Если в соответствии с законодательством России оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.
^ 1.4 Регулирование аудиторской деятельности
Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 определено, что таким органом является Министерство финансов РФ.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

- издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

- организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил аудиторской деятельности;

- организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;

- организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

- контроль соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

- ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

- аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при МФ РФ. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем МФ РФ.

Совет по аудиторской деятельности:

- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений МФ РФ;

- разрабатывает федеральные правила аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение МФ РФ;

- рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение МФ РФ;

- осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем Минфина по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.

Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процента общего состава совета. В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Банка России и пользователей аудиторских услуг.
^ Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения



Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация этим органом профессиональных аудиторских объединений.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Сфера деятельности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений

Подготовка аудиторов

Участие в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности

Разработка учебных программ и планов, профессиональная подготовка аудиторов

Обеспечение качества

самостоятельно или по поручению МФ РФ проводить проверки качества работы организаций или аудиторов, являющихся членами объединения

применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в МФ РФ с ходатайством о наложении взыскания на таких лиц

Ходатайство перед МФ РФ

о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора или о приостановлении действия и аннулировании аттестата аудитора в отношении своих членов

о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов

Обеспечение профессиональной деятельности

обращение в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности

содействие развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в РФ

защита профессиональных интересов аудиторов в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах

разработка и издание литературы и периодических изданий по аудиту и сопутствующим ему услугам

представление интересов аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов

иные функции, определенные МФ ФР


При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или этот индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений членами которых они состоят, без права повторного вступления как в эти объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы и аудируемые лица, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством России.
^ 1.5 Этические принципы аудита

Аудитор в своей работе должен соблюдать требования профессиональных стандартов и важнейших этических принципов.


Аудитор должен быть независим как от проверяемой организации, так и от третьих лиц, в том числе от государственных органов.

^ Независимость аудитора включает независимость мышления и независимость поведения.

Важна не формальная или действительная независимость аудитора сама по себе, а мнение третьей стороны (всех заинтересованных пользователей проверенной финансовой отчетности) о независимости аудитора.

Аудитор не может быть свободен от всех экономических, финансовых и иных отношений, поскольку является членом общества и связан с другими лицами. Следует провести оценку значимости таких отношений с учетом того, что разумная и информированная сторона обоснованно сочтет неприемлемым.



Если меры предосторожности не могут свести угрозы до приемлемого уровня, то следует устранить заинтересованность, создающую угрозу, или отказаться от выполнения аудиторских услуг.

Характер угрозы независимости и соответствующие меры предосторожности, изменяются в зависимости от особенностей конкретного задания.

Аудитор обязан провести оценку угрозы независимости в том случае, когда ему известно об обстоятельствах или отношениях, способных скомпрометировать независимость. Эта оценка и последующие действия основываются на данных, полученных до заключения договора и в ходе его выполнения. При оценке существенности угроз независимости и мер предосторожности, необходимых для их сведения до приемлемого уровня, необходимо учитывать интересы общественности.

Если угроза независимости явно несущественна и аудитор решает заключить договор на оказание услуг или продолжить его выполнение, то такое решение оформляют документально. В рабочем документе также дают характеристику выявленных угроз и мер предосторожности, которые предприняты с целью их устранения или снижения до приемлемого уровня.

Различают несколько видов угроз независимости.


"Угроза личной заинтересованности" возникает, когда аудитор имеет возможность получить какие-то выгоды от проверяемой организации, отличающиеся от обычного в таких случаях гонорара, например:

- при наличии прямой финансовой заинтересованности или существенной косвенной финансовой заинтересованности в проверяемой организации. Если у аудитора имеется такая заинтересованность, то угроза независимости будет настолько существенной, что никакие меры предосторожности не смогут свести ее до приемлемого уровня;

- при предоставлении кредитов или гарантий проверяемой организации или любому из членов ее или должностных лиц или получение от них кредитов или гарантий;

- в случае существенной зависимости от общего размера гонорара, получаемого от проверяемой организации;

- в случае тесных деловых отношений с проверяемой организацией;

- при возможности получения работы на предприятии проверяемой организации;

- в случае зависимости размера гонорара от результата проверки.

Особое внимание требуется, если:

- при подготовке заключений по результатам аудита необходимо перепроверить какие-либо результаты или выводы, сделанные в ходе предыдущих проверок или иных заданий;

- аудитор прежде был членом руководства или работником проверяемой организации, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на предмет проверки.

"Угроза заступничества" возникает, когда аудитор отстаивает позицию или точку зрения проверяемой организации (или складывается впечатление, что аудитор отстаивает такую позицию или точку зрения) в такой степени, что это может отрицательно повлиять на объективность суждения аудитора или вызвать сомнения в их объективности.

"Угроза близкого знакомства" возникает, когда в силу тесных деловых отношений с проверяемой организацией, ее руководством, должностными лицами или работниками аудитор начинает с излишней симпатией относиться к интересам клиента.

Такая угроза может возникнуть, если:

- член семьи или близкий родственник аудитора является членом руководства, должностным лицом или работником, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;

- бывший работник аудиторской организации является членом руководства, должностным лицом или работником, занимающим должность, позволяющую оказывать прямое и существенное влияние на вопросы, рассматриваемые в ходе аудита;

- существуют длительные отношения между руководителем аудиторской проверки и организацией-клиентом;

- имело место получение подарков или знаков гостеприимства существенной стоимости от проверяемой организации, ее руководства, должностных лиц или работников.

"Угроза шантажа" наступает, когда появляется возможность путем (фактических или возможных) угроз со стороны руководства, должностных лиц или работников проверяемой организации не дать аудитору исполнять свои обязанности объективно и с необходимым профессиональным скептицизмом.

Такая угроза может возникнуть, когда проверяемая организация оказывает давление на аудитора с целью необоснованного сокращения объема работ для снижения размера оплаты услуг.

Аудиторы обязаны сохранять свою независимость, учитывая условия, в которых они работают, наличие угроз для их независимости и доступность мер предосторожности, позволяющих устранить такие угрозы или свести их до приемлемого уровня.

Решение об использовании мер предосторожности должно быть документально оформлено. Характер применяемых мер предосторожности зависит от обстоятельств, но всегда следует учитывать, что именно может счесть неприемлемым разумная и хорошо информированная третья сторона, имеющая всю уместную информацию, в том числе об используемых мерах предосторожности. На мнение третьей стороны влияют такие факторы, как значимость угрозы, характер проверки, круг предполагаемых пользователей отчета о проверке и структура управления аудиторской организацией.

Меры предосторожности можно подразделить на три категории:

К мерам предосторожности, предусмотренным профессиональными нормами, законами или нормативными актами, относятся:

- требования к образованию, подготовке и опыту лиц, получающих лицензию на оказание профессиональных услуг;

- требования к постоянной профессиональной переподготовке;

- профессиональные стандарты, контроль качества, дисциплинарные меры;

- проверка систем контроля качества услуг аудиторской организации сторонними специалистами;

- положения законов, регулирующие требования к независимости аудиторской организации.

К мерам предосторожности, предусмотренным в структуре управления и процедурах принятия решений проверяемой организации, относятся:

- процедуры принятия решений при утверждении выбранной аудиторской организации;

- наличие у проверяемой организации компетентных работников, способных принимать управленческие решения;

- наличие внутренних правил и процедур, делающих упор на приверженности проверяемой организации достоверной финансовой отчетности;

- наличие внутренних процедур, обеспечивающих объективность выбора исполнителей услуг, не связанных с проверкой;

- наличие органов, таких, как Комитет по аудиту, либо процедур, обеспечивающих контроль качества аудиторских услуг, оказываемых аудиторской организацией.

Комитет по аудиту может играть важную роль в управлении проверяемой организацией, если он не зависит от руководства этой организации. Задача Комитета по аудиту - помочь Совету директоров убедиться в том, что аудиторская фирма не зависима в своих функциях. Между аудиторской фирмой и Комитетом по аудиту проверяемой организации должна существовать регулярная связь.

К мерам предосторожности, существующим в структуре и процедурах аудиторской организации, относят следующие:

- поддержание у сотрудников руководством организации понимания важности независимости, поощрение действий аудиторов в интересах общества;

- правила и процедуры, направленные на контроль и мониторинг качества работ, выполняемых в ходе проверки;

- политика документирования сохранения независимости, направленная на выявление угроз независимости, оценку их значимости, определение и применение мер предосторожности по их устранению или, если они оказываются значимыми, сведению до приемлемого уровня;

- внутренние правила и процедуры контроля соблюдения независимости аудиторской организации;

- правила и процедуры, позволяющие выявлять заинтересованность или особый характер отношений между аудитором или аудиторской организацией и клиентом;

- правила и процедуры управления долей доходов аудиторской организации, получаемой от отдельной проверяемой организации;

- привлечение специалистов, не связанных с проверкой, к оказанию клиенту иных услуг;

- правила и процедуры, запрещающие лицам, не принимающим участия в аудиторской проверке, влиять на результаты проверки;

- своевременное сообщение информации о правилах и процедурах аудиторской организации и изменениях к ним всем специалистам аудиторской фирмы и организация их изучения;

- возложение ответственности за контроль должного функционирования систем предосторожности на одного из руководителей аудиторской организации;

- меры по информированию аудиторов обо всех организациях, от которых они не должны зависеть;

- дисциплинарные меры по обеспечению соблюдения установленных аудиторской организацией правил и процедур;

- правила и процедуры, дающие возможность персоналу сообщать руководству аудиторской организации обо всех своих сомнениях, касающихся объективности и независимости.

- ротация старшего персонала аудиторов, принимающих участие в аудиторской проверке;

- правила и процедуры, запрещающие аудиторам принимать управленческие решения за клиента или нести ответственность за их принятие;

- привлечение другой аудиторской организации к проведению или повторному осуществлению части проверки;

- выведение из проверки аудиторов, финансовая заинтересованность которых в проверяемой организации или отношения которых с проверяемой организацией могут создать угрозу независимости аудиторской организации.

Когда мер предосторожности недостаточно для устранения угрозы независимости или сведения ее до приемлемого уровня или когда стороны решают не отказываться от деятельности или интересов, создающих такую угрозу, единственным выходом может быть отказ от заключения договора о проверке.

Аудиторская фирма должна быть независима от проверяемой организации в течение всего периода выполнения задания.

Если предполагается, что в будущем проверки будут повторяться, то период выполнения задания заканчивается по уведомлению любой из сторон о том, что договорные отношения между сторонами прекращены.

Если организация становится клиентом аудиторской организации, то должна быть рассмотрена возможность возникновения угроз независимости, которые могут создаваться:

- финансовыми или деловыми отношениями с потенциальным клиентом в течение или после периода, охватываемого финансовой отчетностью, но до заключения договора по аудиторской проверке;

- услугами, ранее оказываемыми потенциальному клиенту.

Если клиенту в течение или после периода, охватываемого отчетностью, но до начала оказания услуг по аудиту оказывались сопутствующие аудиту услуги, несовместимые с проверкой, следует проанализировать вероятность возникновения угрозы независимости. Если угроза значительна, необходимо предусмотреть и использовать меры предосторожности для ее исключения или сведения до приемлемого уровня. К мерам предосторожности может относиться недопущение к аудиторской проверке персонала, оказывавшего определенные услуги.

В федеральном законе «Об аудиторской деятельности» указаны ситуации, в которых аудит не может осуществляться.


^ Честность и объективность. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все аудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.

Аудиторы должны проявлять объективность и при проведении аудиторских проверок, и при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторы могут оказаться в таких ситуациях, когда на них может быть оказано давление, способное отрицательно повлиять на их объективность. Им следует избегать отношений, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других лиц в ущерб объективности. Принцип объективности должен соблюдать весь персонал, участвующий в предоставлении профессиональных услуг, а не только аттестованные аудиторы.

Аудиторы не должны принимать или предлагать подарки или знаки гостеприимства, если можно разумно предположить, что они оказывают существенное и недопустимое влияние на их профессиональное суждение или на суждение лиц, с которыми они имеют дело.

Периодически аудиторы могут попадать в ситуации, при которых возникает конфликт интересов. Эти ситуации могут быть и относительно тривиальными и уголовно наказуемыми. Расхождение мнений аудитора и другого лица само по себе не является этической проблемой.

Аудитор должен предвидеть возможность возникновения причин, приводящих к конфликту интересов. Любой аудитор, занимающий высокую должность, должен стремиться к внедрению политики разрешения конфликтов в нанявшей его организации.

К конфликту обязанностей аудитора с различными внешними или внутренними требованиями может привести целый ряд обстоятельств. Например:

- давление со стороны непосредственного руководителя или члена Совета директоров. Давление может оказываться и в рамках семейных или личных отношений. Не следует развивать отношения или интересы, способные отрицательно влиять или ставить под угрозу честность аудитора;

- аудитору придется решать, должен ли он ориентироваться на интересы руководства или соблюдать установленные правила профессионального поведения;

- опубликование вводящей в заблуждение информации, выгодной работодателю или проверяемой организации, но не соответствующей мнению аудитора.

В процессе применения правил этики поведения у аудитора может возникнуть необходимость выявления неэтичного поведения других лиц или разрешения этических конфликтов.



.

^ Профессиональная компетентность означает, что аудиторы не должны преувеличивать свои знания и опыт.

Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа: достижение и поддержание компетентности.


Аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности проверяемой организации и работодателя, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается в силе даже после завершения отношений между аудитором и клиентом или работодателем.

Аудитор всегда должен соблюдать требование конфиденциальности, за исключением случаев, когда для раскрытия информации предоставлены специальные полномочия или при наличии юридической или профессиональной обязанности такого раскрытия.

Аудиторы обязаны обеспечивать соблюдение принципа конфиденциальности сотрудниками, работающими под их руководством, и лицами, оказывающими услуги и консультации.

Конфиденциальность включает требование к аудитору, получающему информацию в ходе выполнения профессиональных услуг, не использовать эту информацию в личных целях или в интересах третьей стороны.

К основным профессиональным требованиям конфиденциальности относится неразглашение информации следующего характера:

- сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна);

- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией России и федеральными законами (врачебная, аудиторская, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (коммерческая тайна);

- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.


У аудитора должна быть уверенность в том, что стороны, которым направляется сообщение, являются надлежащими адресатами, обязанными действовать на его основании. Во всех спорных ситуациях аудитору следует при необходимости обращаться за консультацией к юристу.

Все лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с законом, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудитора документы, содержащие сведения об операциях клиентов, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти России в случаях, предусмотренных законодательными актами России об их деятельности.

^ Профессиональное поведение. При любых обстоятельствах аудитор обязан выполнять профессиональные функции в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности и этическими требованиями.


оказывать профессиональные услуги, не входящие в их компетенцию, не получив компетентных консультаций и помощи, позволяющих им удовлетворительно оказать такие услуги

Если аудитор не имеет достаточной квалификации, чтобы оказать какую-либо часть профессиональной услуги, он может привлечь для оказания технической консультации специалистов со стороны. В таких ситуациях аудитор обязан контролировать соблюдение требований этических норм привлекаемыми специалистами. Требуемый уровень надзора и объем рекомендаций будут зависеть от участвующих в работе специалистов и от характера данного им поручения. К примерам таких рекомендаций и надзора можно отнести:

- просьба к специалистам ознакомиться с Кодексом этики;

- требование письменного подтверждения ознакомления с этическими нормами;

- проведение консультаций в случаях потенциальных конфликтов.

Аудитор, оказывающий клиенту профессиональные услуги, принимает ответственность за добросовестное и объективное их оказание. За оказание услуг аудитору причитается вознаграждение. Получаемый аудитором гонорар должен справедливо отражать стоимость профессиональных услуг, выполненных для аудируемой организации.

Уровень подготовки и опыта лиц, участие которых в оказании профессиональных услуг обязательно

Как правило, гонорар рассчитывается на основе соответствующих почасовых или дневных ставок и количества времени, затраченного каждым из участвующих в оказании услуг лиц на оказание профессиональных услуг. Ставки устанавливает аудитор, однако они должны быть обоснованными. Аудитор может предлагать цену на них ниже, чем его конкуренты, однако если расценки существенно ниже предлагаемых другими аудиторами, то многие могут подумать, что такие услуги будут существенно более низкого качества.

Аудитор должен убедиться в том, что назначаемая цена не повлечет снижения качества работ, и будет уделено должное внимание соблюдению всех профессиональных правил и процедур контроля качества при оказании этих услуг.

Клиент должен иметь точное представление об объеме услуг, на которые распространяется предложенная цена, и о том, на какой основе цена будет рассчитываться в будущем.

Обычно все накладные расходы, относимые непосредственно к оказанию профессиональных услуг конкретному клиенту, выставляются к оплате клиенту в дополнение к гонорару.

Не допускается увязка выплаты гонорара с получением конкретного вывода или результата или иная обусловленность выводами или результатами предоставления аудиторских услуг.

Аудитор не должен заниматься видами деятельности, несовместимыми с оказанием профессиональных услуг, которые создают или могут создать угрозу честности, непредвзятости или независимости, а также репутации аудитора. Параллельное оказание двух или более разных видов профессиональных услуг само по себе не создает угрозы честности, непредвзятости или независимости.

Одновременное ведение других видов деятельности, не связанных с профессиональными услугами, но не позволяющих аудитору вести профессиональную практику в соответствии с законодательством и нормами деловой этики аудиторов, считается не совместимым с оказанием профессиональных услуг.

Аудиторам запрещено держать у себя денежные средства клиента, если они не относятся к авансовым платежам на оказание услуг в соответствии с договором.

Аудитор не должен пытаться какими-либо средствами ограничивать свободу выбора клиентом возможностей по получению специальных консультаций, а, когда это уместно, должен оказать клиенту необходимую помощь.

Аудитор, к которому поступает просьба заменить другого аудитора, должен убедиться, что отсутствуют профессиональные основания отклонить такое предложение. Это можно осуществить только в результате общения с аудитором, которого клиент желает сменить. Такое общение помогает сохранить деловые отношения, которые должны существовать между всеми аудиторами, к которым клиент может обращаться за консультацией и помощью.

Объем информации о делах клиента, которой аудитор может обмениваться с предложенным в качестве замены аудитором, зависит от того, получено ли на это разрешение клиента.

Реклама и предложение услуг должны быть направлены на объективное информирование организаций и граждан и должны вестись достойно, честно и откровенно. Запрещено предлагать услуги путем принуждения или навязывания.

К примерам, не отвечающим указанным выше критериям, относятся:

- создание недостоверных, обманных или неоправданных ожиданий благоприятного исхода;

- намеки на возможность оказания влияния на какие-либо суды, арбитражи, надзорные или аналогичные органы или на должностных лиц;

- производство восхваляющих себя заявлений, не подкрепленных фактами;

- производство сравнений с другими аудиторами;

- использование в рекламе рекомендательных писем или доверительных надписей без согласия клиентов;

- использование любых других заверений, которые могут ввести в заблуждение или обман любое разумное лицо;

- необоснованные заявления о том, что данный аудитор является экспертом или специалистом в той или иной области аудита.

Реклама и предложение услуг не могут содержать в себе другую рекламу кроме аудита и сопутствующих аудиту услуг.

Аудитор обязан быть лояльным и по отношению к своему работодателю, и по отношению к своей профессии. Если эти обязанности вступают в конфликт друг с другом, работник должен отдавать предпочтение законным и этическим целям своей организации. Работника нельзя заставлять:

- нарушать закон;

- нарушать профессиональные правила и стандарты;

- лгать аудиторам работодателя или вводить их в заблуждение;

- подписываться под заявлением, содержащим существенное искажение фактов.

Если аудитор не может разрешить какую-либо проблему, связанную с конфликтом между требованиями его работодателя и профессиональными требованиями, он может, исчерпав все другие возможности, остаться с единственно возможным выходом - подать заявление об увольнении. При увольнении работники должны изложить свои мотивы работодателю, однако по соображениям конфиденциальности они не могут сообщить их другим лицам (за исключением случаев, когда это требуется в соответствии с законодательством или нормами профессиональной этики).

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает те доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство клиента является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не могут заменить все достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы основывать аудиторское мнение.

Аудитор должен провести проверку в полном объеме. Термин "объем аудита" относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.


Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита. Абсолютной уверенности аудитор не может достичь по ряду причин:

- в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

- любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

- преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в одтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера;

- работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении в отношении сбора аудиторских доказательств и подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств.


Скачать файл (261 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации