Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Интернет-консультирование: за и против - файл 1.doc


Курсовая работа - Интернет-консультирование: за и против
скачать (162 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc162kb.18.12.2011 04:16скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Оглавление Введение ………………………………………………………………………………………..2

Использование Интернета как способа консультирования ……………………………..3 Отличия Интернет-консультирования

от традиционных форм консультирования………………………………………………...5

Особенности личности клиентов, предпочитающих

Интернет-консультирование…………………………………………………………………5

Причины обращения клиентов к форме Интернет-консультирования………………. 7

Психологические механизмы возникновения зависимости от Интернета……………11

Рассмотрение истории взглядов на Интернет-зависимость……………………….........12

Альтернативный взгляд на Интернет-зависимость……………………………………...15

Современные взгляды на Интернет-зависимость………………………………………..17

Основные достоинства Интернет-консультирования……………………………………18 Главные недостатки консультирования по Интернету………………………………….19 Оценка эффективности Интернет-консультирования…………………………………..21 Заключение…………………………………………………………………………………….22 Глоссарий………………………………………………………………………………………23 Список литературы…………………………………………………………………………...24
Введение

Современные технологии уже окончательно вошли в нашу жизнь. И само существование современного человека невозможно представить без компьютера. Компьютер же сейчас невозможно представить без Интернета. Интернет стал для многих людей символом нашей цивилизации, без которого развитие и само существование цивилизации немыслимо.

Являясь динамично развивающейся системой, Сеть охватывает всё большие сферы нашей жизни и неудивительно, что и консультативная психология не могла оставить данное явление без своего внимания. Естественно, что при появлении Интернета, многие психологи задались вопросом, каким образом можно использовать его для реализации практических задач консультирования. Новое перспективное направление привлекло к себе большое количество сторонников, утверждавших, что Сеть позволит помочь многим людям, по каким-либо причинам не способными или не желающими прийти на очное консультирование.

Одновременно с этим появились люди, которые не разделяли оптимизма сторонников нового метода. Они в отмечали, что недостаточно изучены как влияние на личность Всемирной паутины, так и возможности применения консультирования в новой сфере. При этом скептики подчеркивают, что оформление нового метода, в условиях затрудненной (или вообще невозможной) обратной связи неизбежно приведёт к возникновению ошибок при работе с клиентом, «расплачиваться» за которые придется самим клиентам.

При этом как сторонники, так и скептики нового метода консультирования сходятся во мнении о том, что так или иначе, но Интернет-консультирование неизбежно займёт свою нишу в консультативной психологии.

В связи со всем вышесказанным, мы должны отметить, что тема применения Интернет-консультирования является актуальной для современной консультативной психологии. В данной работе мы поставили себе целью рассмотреть существующие взгляды на особенности проведения консультирования в Сети, а также выделить личностные черты, людей, для которых жизнь в Интернете практически вытеснила реальное взаимодействие.

^ Использование Интернета как способа консультирования

Интернет-консультирование - это альтернативный вид психологический помощи. Для определенной категории людей Интернет - это единственный способ общения с психологом, например, есть населенные пункты, где психологическая служба находится на этапе стоновления или вообще отсутствует. Другая категория пользователей отдает предпочтение онлайн-консультантированию по ряду индивидуальных особенностей (люди подверженные страхам, социофобиям, замкнутые, временно или постоянно ограниченные в передвижении (по болезни, инвалидности), временно ограниченные в общении (молодые мамы) с высокой занятостью в бизнесе, работе, люди, широко использующие Интернет во всех сферах жизни: в работе, в общении, в творчестве, при поиске клиентов, необходимой информации, предлагающие свои услуги и товары и т.д.). Отечественные эмигранты, для которых менталитет и способы работы заграничных психологов чужд. Они получают двойную выгоду от интернет-консультирования психолога-земляка: кроме того, что решают психологические проблемы, также и удовлетворяют потребность в общении с близким по духу и крови человеком, а этого крайне не хватает людям, живущим за пределами своей страны.

Всё больше психологов, обсуждая данную проблему, приходят к выводу, что можно и нужно проводить консультирование в Интернете. По их мнению, это консультирование наиболее эффективно в кризисных ситуациях, когда человек, например, находится на грани суицида. По опыту практикующих в данном направлении психологов, в этих условиях очень хорошо работают техники НЛП, а именно метафоры, которые позволяют временно снять кризис. При этом они отмечают, что заниматься долговременными, планомерными преобразованиями в сети невозможно и не нужно. А нужно выводить пользователя сети, обратившегося с запросом, на очный контакт, и там работать с ним привычными методами. При Интернет-консультировании место встречи клиента и психолога-консультанта — место перед компьютером с выходом в Интернет, средство — всевозможные службы и программы, обеспечивающие обмен коммуникативными сообщениями (электронная почта, форумы, ICQ и т. д.).

Результатом исследований проведённых различными психологами1 явился общий вывод о том, что психологическое консультирование, появившееся в русскоязычном секторе Интернет совсем недавно (около 2-3-х лет), находится на начальной стадии своего формирования.

Работу проводят индивидуальные консультанты и немногочисленные психологические службы. Форм консультирования существует столько же, сколько существует форм общения в сети. Распространённость каждой из форм общения диктует и частоту встречаемости формы консультирования (в порядке убывания): один вопрос — один ответ, длительная переписка по электронной почте, обмен короткими сообщениями on-line, консультирование в форуме. Консультирование в чате, видео и аудио общение встречаются редко. Многие созданные психологические службы работают не в полную силу или не работают совсем. Предлагаемые в службах расценки на услуги и условия работы не редко выглядят абсурдными по сравнению с принятыми условиями и расценками в очном консультировании. Но встречаются также и службы, работающие активно и предлагающие клиенту обоснованные и оправданные с профессиональной точки зрения условия совместной работы.

Есть формы более близкие к психологическому консультированию, и есть формы, ничего общего с реальной психологической помощью не имеющие. Форум вида «вопрос-ответ», – да еще и открытый для всеобщего обозрения, – никак не может считаться психологической консультацией. Профессиональный психолог, во-первых, никогда не будет делать далеко идущих выводов на основании минимальной непроверяемой информации, а во-вторых, никогда не будет давать каких-либо рекомендаций, не имея возможности убедиться в том, что клиент вообще способен их правильно понять.

Индивидуальное консультирование по электронной почте гораздо ближе к «настоящему». И здесь все зависит уже от квалификации консультанта и того, насколько он сам осознает всю ограниченность имеющихся возможностей при использовании подобной формы. Да, наверное, таким образом можно, если не решить, то хотя бы прояснить некоторые проблемы. Но я бы все-таки сказал, что «электронное» консультирование, как и консультирование по телефону, не являются самодостаточными и, в идеале, должно подводить клиента к мысли об обращении в очную консультацию.

^ Отличия Интернет-консультирования от традиционных форм консультирования

Консультирование в сети Интернет — эта область работы открывает захватывающие перспективы для развития не только методов психологического консультирования, но и исследований в области эффективности психотерапии.

Выделены ограничения и специфические трудности в психологическом консультировании с помощью программы для обмена короткими сообщениями (ICQ). Например, отсутствие невербальной обратной связи от клиента, увеличение времени стандартной сессии до двух часов, трудности в поддержании контакта с клиентом. Контакт поддерживается, обычно, только с помощью посылаемых сообщений и часто не известно, что происходит с клиентом в паузах между этими сообщениями.

Мотивы обращения клиентов к психологу через Интернет были разделены на такие группы:

  • клиент считает, что его проблема не велика и ему нужно только посоветоваться или узнать информацию;

  • клиент живёт в населённом пункте, где почти не возможно найти психолога, а на работе есть доступ в Интернет;

  • у клиента нет времени, нет возможности из-за болезни обратиться к очному психологу;

  • клиент чувствует себя в большей безопасности или более свободно в общении по сети чем «в реале».

Привлекательность консультирования в Интернет для психолога-консультанта была связана с некоторыми особенностями сетевого общения:

  • психолог свободен в планировании места и режима своей работы;

  • оплата клиентом услуг психолога возможна с помощью систем интернет-банкинга;

  • после встречи всегда есть готовый протокол для анализа беседы.

^ Особенности личности клиентов, предпочитающих Интернет-консультирование

Интернет-консультирование – это альтернативный вид психологический помощи. Для определенной категории людей Интернет – это единственный способ общения с психологом, например, есть населенные пункты, где психологическая служба находится на этапе становления или вообще отсутствует. Другая категория пользователей отдает предпочтение онлайн-консультантированию по ряду индивидуальных особенностей (люди подверженные страхам, социофобиям, замкнутые, временно или постоянно ограниченные в передвижении (по болезни, инвалидности), временно ограниченные в общении (молодые мамы) с высокой занятостью в бизнесе, работе, люди, широко использующие Интернет во всех сферах жизни: в работе, в общении, в творчестве, при поиске клиентов, необходимой информации, предлагающие свои услуги и товары и т.д.). Отечественные эмигранты, для которых менталитет и способы работы заграничных психологов чужд. Они получают двойную выгоду от Интернет-консультирования психолога-земляка: кроме того, что решают психологические проблемы, также и удовлетворяют потребность в общении с близким по духу и крови человеком, а этого крайне не хватает людям, живущим за пределами своей страны.

Однако, в большинстве случаев, клиентами являются Интернет-зависимые люди.

Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и интернет-салонов, особенно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Как правило, подростки знакомятся с компьютером в школе или компьютерном клубе. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию Интернет-зависимых.

В процессе работы исследователями были выявлены некоторые общие черты, присущие этим пациентам. Как правило, для них были характерны дисгармония функционирования эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к четкой дифференцировке своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать их в коммуникативных ситуациях. Это часто формировалось в результате псевдосолидарного типа семейных отношений, в которых выражение чувств считалось излишним или, вообще, относилось к проявлению слабости. Отношения в семьях носили формальный характер, отсутствовала искренняя вовлеченность родителей в дела ребенка, что способствовало возникновению у него ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников. Даже при наличии порой широкого круга общения, дружеские отношения возникали крайне редко, не было и эмоциональной привязанности к кому-либо из окружения. С одной стороны - сами пациенты объясняли это отсутствием потребности в эмоционально близких отношениях, с другой стороны нами были обнаружены явные паттерны алекситимического синдрома, характерного для аддикций вообще. При этом и без того узкий круг общения, по мере развития интернет-зависимости приводил фактически к формальной изоляции подростка.

Чаще всего, сами подростки не отдавали себе отчет в то, что их увлечение вариантами компьютерных развлечений стало чрезмерным. Инициаторами обращения за помощью были родственники, случайно обнаружившие значительные проблемы в процессе обучения в школе или институте (пропуски занятий, перенос экзаменов, угрозу отчисления из учебного заведения и т.п.). Не случайно, время обращения за помощью совпадало чаще всего с началом весны2.

^ Причины обращения клиентов к форме Интернет-консультирования

Причина первая: в Интернете не существует границ, что исключительно важно для маленьких городов, где психологическая помощь может быть представлена очень слабо. Я получаю много писем от людей, которые уверены в том, что в их городах психологов нет вообще.

Психологические мегаполисы далеко, – а в своем отечестве, как говорится, «нет пророка». Но даже в крупном городе найти психолога – это далеко нетривиальная задача. Например, недавно я просматривал один из самых массовых в Новосибирске бесплатных еженедельных изданий, – и не нашел там ни одного объявления об оказании психологической помощи. В интернете – вы найдете сколько угодно.

Интернет дает психологу новые богатые возможности для самопрезентации, – а это значит, что его потенциальный клиент заочно может познакомиться с терапевтом, узнать о нем больше, почитать его публикации, вникнуть в стиль и манеру его работы, и даже посмотреть, как тот или иной психолог решает проблемы других людей. Это позволяет клиенту выбирать «своего» терапевта, чего в офлайне он, как правило, лишен.

Третья причина: хотим мы этого или нет, нравится нам это или нет, – но очень многие люди выбрали Интернет как основной коммуникативный канал. Они предпочитают Интернет телевизору, телефону, радио. Если они хотят узнать прогноз погоды, они не включают телевизор, а «коннектятся». Если им нужно написать письмо, они открывают почтовую программу, а не тетрадку. Если им нужно обсудить пару вопросов, то они запускают ICQ, а не набирают номер телефона. Они делают покупки в магазинах, читают новости с информационных лент, и делают работу (за которую получают деньги, и часто очень хорошие деньги), которая требует стопроцентного времяпровождения в Интернете.

Иначе говоря, сформировалась целевая группа (может быть, это несколько миллионов человек, – и, в обозримой перспективе, эта цифра будет только расти), которая при появлении любого рода психологических проблем будет искать помощи именно в Интернете, и нигде больше. С этой точки зрения психология в онлайне обязана быть, это не прихоть и не мода, а общественная необходимость.

Четвертая причина: денежная. Часть людей просто не может оплатить услуги психолога, либо считает это для себя непозволительной тратой средств. В Интернете клиент может получить помощь или бесплатно, или за меньшие деньги, что для большого количества людей – причина номер один в выборе формы психологической помощи.

Это помощь тем людям, которые по физическим (например, инвалидность) или по психологическим (панические страхи, комплексы) просто неспособны посещать психолога.

Онлайн предоставляет плодороднейшую почту для различных обманов и, в первую очередь, самообманов. Можно бесконечно варьировать изложение проблемы, выставляя себя лучше или хуже, чем есть на самом деле. В этом смысле Интернет – великий уравнитель, можно нафантазировать что угодно. Однако на наш взгляд, Интернет-консультации особенно любимы именно за возможность «менять, ничего не меняя», создавать видимость работы над собой. Для того, чтобы реально измениться, справиться со своей проблемой, нужно потратить силы. Человек, который страдает душевно, но не может найти в себе сил поискать психолога в своем городе, не найдет сил и чтобы воспользоваться советом онлайнового консультанта, сколь бы прекрасен тот не был. Но зато получает очередную возможность обвинить других в своих неудачах. Если человеку нужен простой ответ на вопрос - то помощь вполне реальна и ощутима. Если человеку нужно просто пообщаться – тоже. А вот когда речь заходит о каких-то серьезных личностных проблемах, консультант никогда не может знать, в чем же проблема на самом деле. Большую часть настоящих своих проблем люди не осознают, замечая лишь их проявления. Эти проявления и предъявляются консультанту как проблема. Но когда человека видишь или хотя бы слышишь, можно докопаться и до основ проблематики. А потому, профессиональному консультанту и не следует пытаться «решить проблему», он должен переориентировать человека на очную консультацию. Онлайн и офлайн – это два полюса одной и той же жизни, и любая стратегия человека проявится как в онлайне, так и в офлайне. Если человек не хочет решать свои проблемы, то ему не поможет ни реальный терапевт, ни виртуальный. Например, для многих людей телефон доверия – это область развлечения, розыгрыша, подурачиться. Нет проблем. Но если вам нужна действительно помощь, – то вы её получите в любой форме: в очной беседе с психологом, по телефону доверия, по переписке. Миллионы людей решают свои психологические проблемы, просто читая те или иные книги.

Согласно мас­штабному исследованию мотивации обращения к Интернету3, по мнению пользователей, теперь, он помогает удовлетворить большую часть по­требностей. Это позволяет взглянуть на возмож­ности, предоставляемые Интернетом, как на но­вые культурные средства, опосредствующие дея­тельность современного человека и способные принять участие в формировании его высших психических функций. Сам же Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологически­ми особенностями.

В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет мо­жет оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы, в том числе персонального компьютера.

Осо­бый интерес представляет собой такое явление, как «игры с идентичностью» или эксперимен­тирование с самопрезентированием, опирающее­ся на фундаментальное свойство Интернета, за­дающее ситуацию безопасности – анонимности. Другие свойства Интернета – пространственно-­временная неограниченность коммуникации и легкость визуализации ипостасей личности ­создают предпосылки для интенсификации 06ше­ния на личностном уровне. Можно предполо­жить, что Интернет-технологии не просто предо­ставляют новые возможности для коммуникации, но порождают особое культурное пространство, в котором субъект вовлекается в новые виды деятельности и получает в свое распоряжение орудия, опосредствующие процесс формирования образа «Я».

Психологические особенности Интернет-культуры:

- Интернет делит мир на «своё» и «чужое» про­странство, причем существуют объективные предпосылки для восприятия мира Интернета и как характеризующегося открытостью, независимостью субъекта и простором для личностного роста, и как навязывающего свои правила, затягивающего, «высасывающего жизненные соки»

-Пространство Интернета даёт возможность для осуществления действия «преодоления границ», при этом соучаствовать в режиме «реального времени».

-Интернет стимулирует формирование особой картины мира, выполняя по отношению ко всей современной культуре функцию периферии, где происходит накопление информации о случайном, новом, ненормативном, не вписывающемся в жесткие рамки устоявшихся представлений.

-Семиотическое пространство Интернета, содержащее языки символьного и иконического типов является средой для появления новых текстов и смыслов.

Данные свойства Интернета должны иметь свою аудиторию – тех, кто нуждается именно в таком мире обитания. На сегодняшний день сложилась обширное и дифференцированное сообщество пользователей, в котором наряду со случайными посетителями и пользователями определённых ресурсов, выделяется группа людей, которые имеют высокую мотивацию нахождения в Сети. Они тратят значительные финансовые и временные ресурсы, демонстрируют высокую эмоциональную включённость в проблемы Всемирной паутины, при этом вся их деятельность увязывается в решение проблем, носящих, как правило, коммуникативный характер. Что касается личностных особенностей подобных «жителей Интернета», то согласно исследованию, проведённому Н. В. Чудовой, для них характерны проблемы, концентрирующиеся в области самопринятия: часто встречаются люди, испытывающие сложности близком общении и самораскрытии, а также в принятии своего физического образа. Возможной причиной этого могут являться инфантильные механизмы самооценки, порождающие идеалистические требования и препятствующие формированию адекватных представлений о себе.

Возникающее при этом эмоциональное напряжение снижается данной категорией людей тремя приёмами:

    1. Стремление решать любые задачи, в том числе и личностные, только интеллектуальными средствами.

    2. Формирование представлений о мире, в которых подчёркивается уникальность каждого, из-за которой невозможно полное взаимопонимание. Внутреннее одиночество при этом становится системообразующей категорией, а в общении ведущим оказывается информационный компонент.

    3. Негативизм и отвержение социальных норм. При низкой агрессивности происходит самоустранение из сферы нормативного регулирования.

Данные особенности дополняются спецификой самой Интернет-коммуникации, которая позволяет удовлетворять потребности постоянных пользователей:

  1. Возможность совмещения коммуникации и автокоммуникации: посылаемые тексты доступны как адресату, так и адресанту, т.е. то, что обычно разнесено во времени и требует разделения ролей, реализуется «здесь и сейчас»

  2. Распространённая дискуссионная практика, которая приводит пользователей к систематизации собственных взглядов.

  3. Традиция использования псевдонимов – так называемых «ников» - являющихся воплощением опосредующей функции слова.

  4. Анонимность.

Данные характеристики позволяют постоянным пользователям Интернета осуществлять деятельность в качестве самостоятельной личности, субъекта культуры.

^ Психологические механизмы возникновения зависимости от Интернета.

Психологический механизм возникновения эффектов зависимости от компьютера у подростков может быть в общих чертах обрисован следующим образом. Если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни и организационной иерархии постоянно наталкивается на неудачи, это побуждает некоторых молодых людей с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом (под ним можно понимать все, что помогает в отношениях с другими людьми, - эмоциональность, контактность, понимание собеседника, эмпатийность, умение слушать, доверительность, готовность и умение «раскрыться» в беседе и т.д.) сделать вполне рациональный, на первый взгляд, выбор.

Выбор состоит в отторжении многого из того, что традиционно относится к социальной сфере, и в поглощенности новыми технологиями, в первую очередь связанными с применением компьютеров4. Освоение многочисленных приложений информационных технологий воспринимается как определенный интеллектуальный вызов, на что расходуется немало времени и усилий. Эти труды рано или поздно начинают приносить определенный успех, более того, он может прогнозироваться, в отличие от проблематичных и негарантированных «успехов» во взаимоотношениях с другими людьми - крайне непредсказуемыми, если сравнивать их поведение с «поведением» компьютеров. Соответственно интересы перемещаются в ту область, которая дается легче и приводит к прогнозируемым позитивным результатам. В итоге чреватая возможными неудачами социальная сторона жизни начинает вызывать все меньше интереса, и на основе стремления к самоуважению и получению положительных эмоций формируется та или иная форма зависимости - в данном случае от компьютера.

Момент достижения практического результата интересует зависимых от компьютера в меньшей степени, нежели процесс достижения этого результата. Это свидетельствует о наличии процессуальной мотивации. Их привлекают одновременно мифология и астрономия, нетрадиционные (по большей части) философские и религиозные течения (например, дзэн-буддизм и/или методы медитации), компьютерная музыка и литературное творчество.

^ Рассмотрение истории взглядов на Интернет-зависимость.

Психологическое изучение возникновения зависимости от виртуальных технологий начался с появлением в жизни человека компьютера. Всеобщая заинтересованность в новом перспективном направлении породила заинтересованность о возможных последствиях данных технологий для здоровья человека, в том числе и психического. Появление Интернета лишь подстегнули интерес учёных. На основе исследований были выдвинуты теории о возникновении зависимости, а также разработаны ряд типологий.

Типология зависимости от компьютера (по Шоттон)5:

Наименование типа

Характерные особенности

«сетевики»

Оптимистичны, сравнительно социально активны и позитивно настроены к другим людям, поддерживают с ними контакт; компьютер для них - нечто вроде хобби

«рабочие»

Владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, как правило, посещают дополнительные учебные курсы; характерна весьма строгая «рабочая этика»

«исследователи»

Самая многочисленная группа. Программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Они пишут сверхсложные программы, зачастую даже не доводя их до конца и принимаясь за новые, более сложные. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для «исследователей» компьютер - своего рода партнер и друг, он зачастую одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми


Такова разработанная Шоттон типология зависимости от компьютеров. Можно предположить, что «сетевики», «рабочие» и «исследователи» сохранились - с определенными видоизменениями - до нынешних дней. Вероятно, могут оказаться выделенными промежуточные типы. Вместе с тем довольно трудно квалифицировать описанных Шоттон программистов и пользователей компьютеров как зависимых в клиническом смысле слова: с обсессивными мыслями, компульсивной готовностью постоянно и повсеместно работать с компьютером, с пренебрежением к ранее поставленным жизненным целям, сиюминутным интересам, дружеским и семейным связям и обязанностям и т.д. Скорее это субъекты с заметно ограниченной сферой интересов, искренне увлеченные работой с компьютерами и в той или иной степени недооценивающие другие сферы жизни. Интернет-аддиктов обычно описывают не совсем так или совсем не так. Скорее всего, «зависимые», по Шоттон, не являются зависимыми в принятом в настоящее время понимании.

Бегство в виртуальную зависимость от Интернета - процесс стадиальный: на первой стадии происходит знакомство и заинтересованность Интернетом и новыми возможностями, на второй - Интернет замещает значимые стороны жизни, на третьей - можно говорить о собственно бегстве.

При этом некоторые исследователи рассматривают феномен зависимости от Интернета как не более чем стадию освоения информационных технологий и, в частности, Интернета. «Зацикливание» на первой стадии - стадии «очарования» выражается у новичка в поведенческих реакциях, которые могут быть восприняты как психологическая зависимость. Естественное избавление от возможной зависимости знаменует переход на стадию «разочарования», за которой следует стадия «сбалансированности». Такие же стадии, как полагают данная группа исследователей, проходит и квалифицированный пользователь Интернета, когда принимается за освоение нового для себя сетевого ресурса.

В Центре онлайновой зависимости разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность многих людей к азартному применению Интернета. Эта модель описывается аббревиатурой АСЕ (Accessibility, Control, Excitement). Согласно модели, зависимость от Интернета возникает в силу доступности (Accessibility) соответствующих действий - магазины и казино всегда к услугам клиентов, т.е. не надо дожидаться их открытия и не требуется покидать дом для совершения покупок (в том числе аукционных) или игры на бирже, причем результаты обычно становятся известны весьма быстро; в силу сохранения контроля (Control) за собственными действиями и последствиями принимаемых решений (не требуются посредники); в силу эмоционального подъема, возбуждения (Excitement) от результатов собственных действий - возможных выигрышей/проигрышей, полученных доходов (в том числе отрицательных), побед или поражений в аукционах и т.д.6

В данной модели совмещены организационно-технический (А) и собственно психологические (С&Е) моменты, о которых, впрочем, немало пишут (чаще, правда, не как о целостной модели) и другие авторы. К примеру, испытываемое при работе в Интернете чувство контроля называют «соблазнительным» для тех людей, которые лишь в очень слабой степени способны контролировать другие сферы своего жизненного опыта. Эмоциональный подъем не отрицается никем из авторов, приравнивающих Интернет-аддикцию к зависимости от азартных игр.

Предпринимаются интенсивные попытки установить, представляет ли собой Интернет-аддикция отдельный параметр, не зависимый от других психологических категорий. В факторном исследовании было показано, что зависимость от Интернета представляет собой своего рода кластер, состоящий из ряда разновидностей поведения, которые обычно относят к данному параметру. Для многих из таких видов поведения Интернет не специфичен в том плане, что они могут выполняться и реально выполняются без обращения к Интернету; для других применение Интернета критически важно. К числу последних относят не только быструю переписку в синхронном или отсроченном режиме, но и, например, «уход» в иную (исключительно текстовую либо характеризующуюся добавлением графических элементов) реальность групповой игры.

^ Альтернативный взгляд на Интернет-зависимость

В монографии К. Сурратт7 делается попытка предложить иную интерпретацию наблюдаемых феноменов; эта попытка опирается на теорию символического интеракционизма Дж. Мида. Согласно этим идеям, психическое развитие понимается как результат социальных взаимодействий, в ходе которых индивидом воспринимаются роли, групповые ценности и нормы, а также формируется «личностное Я». В соответствии с исходными теоретическими положениями, Сурратт обосновывает мнение о том, что сетевое взаимодействие приобретает все необходимые качества и свойства реальности: в этой реальности образуются сообщества со специфическими социальными структурами, правилами и нормами взаимодействия (вместе с системой наказаний за их нарушение), стабильными отношениями между членами сообществ, процедурами инициации новичков, способами формирования идентичности и выработки групповых ценностей.

Такие вполне реальные сообщества образуются наиболее привычным для человека путем, а именно в ходе вербального взаимодействия.

Сурратт подробно обосновывает реальность возникающих в опосредствованном Интернетом общении сообществ, участники которых вырабатывают общие речевые коды, этикет и правила вербального поведения вместе с санкциями за их нарушения, создают социальные структуры, идентичности и ролевые образования и т.п. Люди вступают в такие сообщества по собственной воле, а не в силу якобы изначально аддиктивных свойств Интернета. Сурратт протестует против «медикализации» проблемы зависимости от Интернета, т.е. тенденции интерпретировать соответствующие феномены исключительно с позиций психического здоровья/нездоровья. Тенденция эта обязана своим происхождением массированной кампании в популярной и специальной прессе. В итоге каждый, кто сочтет, что у него/нее возникли проблемы из-за чрезмерного увлечения Интернетом, оказывается в ситуации, единственным выходом из которой является обращение к психотерапевту: альтернативные подходы к решению возникшей проблемы практически не представлены ни в популярных, ни в специальных источниках.

Ключевую роль, как считает Сурратт, играют сами «жертвы» зависимости от Интернета и их родственники, убеждающие и себя, и других в неизбежности медико-психологической (аддиктивной) трактовки их поведения. При этом все они действуют, как можно предположить, в соответствии с принципом социального доказательства. «Согласно этому принципу, - пишет Р. Чалдини, - мы определяем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди. Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом»8. Сурратт ограничивается демонстрацией принципиальной возможности разработать альтернативную (интеракционистскую) интерпретацию фактов Интернет-аддикции. Определенное эмпирическое обоснование данной точки зрения предлагают тайваньские специалисты, трактующие зависимость от Интернета не с позиций психологии аддиктивного поведения, а как феномен массовой культуры. Согласно результатам исследования, феномен зависимости от Интернета оказался позитивно связанным с параметром «удовольствие от общения» - последний применяется в теории массовой коммуникации для обозначения свободы выбора, отсутствия социального контроля, установления межличностных отношений и т.п. То есть, если говорить о людях, которые подозревают себя или своих близких в существовании о них зависимости от Интернета, здесь явно присутствует феномен аутосуггестии Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к Интернет-аддикции феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Материальным и профессиональным интересам ряда психологов отвечает совсем другой подход: борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости. Для начала ставится задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM

Итак, вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от Интернета, остается нерешенным. За годы интенсивных обсуждений и разработки соответствующей проблематики (прошло, правда, менее десяти лет с момента постановки проблемы) практически не добавилось убедительных клинических данных, которые говорили бы в пользу подобной трактовки рассмотренной феноменологии. Не удалось также существенно развить на примере Интернет-аддикции теоретические и методологические представления о поведенческих формах зависимости, активно разрабатываемые в настоящее время специалистами по психическому здоровью. Возникла даже точка зрения, согласно которой Интернет-аддикция может трактоваться как одно из заблуждений современного поколения психологов и психотерапевтов. При этом само существование феномена зависимости от Интернета и соответствующих форм поведения представляется несомненным. Он требует тщательного психологического изучения и - все чаще - проведения практической терапевтической работы.

^ Современные взгляды на Интернет-зависимость

При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к феномену Интернет-зависимости.

Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или накоплением долгов; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время; избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета; пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время, работая в Интернете; постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами; подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими9.

В целом, чаще всего зависимость от Интернета понимается максимально расширительно - в нее включаются:

1. Обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

2. Компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

3. Патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

4. Зависимость от социальных применений Интернета, т.е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

5. Зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых»10.

^ Основные достоинства Интернет-консультирования

К основной особенности сети Интернет относится анонимность. Для кого-то это хорошо, человек под маской скорее расскажет свои проблемы. И в данной ситуации возникает вопрос - примет ли клиент свою маску, когда работа пойдет с ней. К значимости Интернет-терапии, Интернет-консультирования относят такой фактор: в России низка культура психотерапевтической помощи, имея в виду отношение населения к подобным услугам. В регионах мало психологических центров. И оказывается, что человек из какого-нибудь региона, где нет такой службы, получает возможность обратиться к удаленному терапевту, это очень важно. Но здесь возникает еще один вопрос. Всегда, когда обсуждается профессиональная психотерапия, речь рано или поздно заходит об оплате, причем оплата тоже является одним из методов, способов, условий осуществления взаимодействия клиента и психотерапевта. принимать решения, которые они приняли в разговоре с консультантом.

Могут быть разные варианты психотерапии в Интернете. Это может быть онлайн-терапия, когда это общение в реальном времени. В этом случае, сеанс сохраняется в привычном смысле - сеанс связи. С другой стороны - это консультации по электронной почте, это наиболее удобный на сегодняшний день способ общения. Он позволяет использовать модель коротких терапий, когда решение, как правило, достигается достаточно быстро. Я думаю, что когда-то само собой возникнет разграничение, тем более что изначально можно задавать рамки, но только если выдерживается модель. Если у нас нет растекания, и мы точно знаем, что мы работаем в этой модели и не как иначе, и мы декларируем её клиенту. В этом случае мы можем сказать, что у нас есть такие рамки, либо до решения проблемы, либо мы установим какой-то временной промежуток, после чего примем, например, решение что-либо предпринять. Отослать клиента куда-то или еще что-то. Найти какое-то решение, которое связано с завершением процесса. Действительно возникает вопрос, как быть, если клиент будет все время висеть. Пока единственный способ, ставить рамки изначально. По крайней мере, это будет этично. Потому что, если нет таких рамок изначально, то непонятно, до какого момента можно работать.

^ Главные недостатки Интернет-консультирования

Все профессиональные психотерапевты отмечают в сетевом общении редукцию невербальной компоненты, без которой терапевт ограничен как в диагностике состояния пациента, так и оказании на него влияния. Второе может даже существеннее - голос терапевта, его интонации, его реакции на те или иные действия клиента - это все очень важно.

Консультирование, проводимое в Сети, должно быть скорее кратким, чем длительным. То есть оно должно быть направлено на решение проблем. В принципе можно говорить о кризисном консультировании, но все-таки в решении самых острых проблем Интернет пока не самый лучший вариант.

К достоинствам сети Интернет как средства осуществления консультирования или психотерапии относят то, что общение изначально проходит в письменной форме и уже это ставит клиента перед необходимостью вербализовать свою проблему. Он начинает её как-то описывать, и это вроде бы хорошо, поскольку он уже начал с ней работать. Однако очевидно, что запрос клиента, как правило, прямо не соотнесен с его проблемой, здесь постоянно возникают замещения, вытеснения и другие защиты, которые искажают картину. Очевидно, что и в письме клиент будет формулировать свой запрос как ему и полагается. Консультант, психотерапевт, лишенный возможности оценить невербальные компоненты, по которым он может почувствовать, где возникают какие-то искажения, оказывается в неблагоприятной ситуации и может начать реагировать неэффективно, и клиент вернет обязательно ему это, как профессиональный промах.

Именно в этом аспекте наблюдается основная ошибка в использовании данного метода. Многие люди, работающие в консультировании, нацелены на интерпретативный стиль ведения консультаций, то есть стараются раскрыть некое значение или помочь клиенту его раскрывать. Но в случае с Интернетом консультанты лишены многих возможностей, поэтому следует сфокусировал работу на поиски других способов. Не задаваться задачей интерпретации того текста, который клиент посылает, а постараться сформировать коммуникацию с клиентом таким способом, чтобы у него вышли на передний план реальные для него задачи - решаемые проблемы. То есть активно и даже директивно участвовать в формировании этих целей. Не пытаться вскрыть то, что там стоит, потому что это скорее задача психотерапии, и здесь в сети возможна неадекватная реакция, которую я, кстати, иногда наблюдал, когда пытаются интерпретировать текст. У клиента возникает негативная реакция, с которой в реальной работе терапевт умеет справляться, и которую очень трудно скорректировать посредством сети. Там человек может просто отказаться работать. Ему это проще сделать, чем в ситуации очного контакта. У консультанта нет дополнительных средств влияния. И интерпретативный вариант работы здесь, наверное, не подходит в принципе, хотя на него многие настроены. А нужен, видимо, поведенчески-когнитивный вариант работы. Он предполагает активную позицию терапевта в смысле ведения клиента к решаемой задаче. Не стоит за этим искать какие-то защиты, а стоит просто, вооружившись некоторыми методиками структурирования, вести человека так, чтобы запрос у него получился решаемым. А после этого решение может использовать различные методы: с опорой на ресурсы клиента, с опорой на те попытки решения, которые он принимал. А все что касается именно исследовательского варианта работы, это, конечно, нужно переводить в очное консультирование. Если терапевт понимает, что раскрывающая работа необходима, тогда ему остается действительно рекомендовать очную терапию11.

Опять же с осторожностью надо относиться к общественным форумам. Нужно четко понимать, что это действительно лишь вариант группы самопомощи. И основная их задача - это поддержка, и может быть информационная поддержка, и не более того. Если клиент отдает себе отчет, что ему достаточно этого, то он может действительно вступать в этот разговор. Если же у него есть какие-то проблемы, которые он хочет решить, то, скорее всего, это будет не очень удачный выбор. Потому что реальные решения, все-таки, лучше достигаются в индивидуальном варианте работы.

^ Оценка эффективности Интернет-консультирования

При проведении консультирования по Интернету, особенно в сегодняшний период становления данного направления, встаёт вопрос о критериях эффективности у Интернет-психотерапии.

Технически, если клиент согласен сотрудничать, то его можно провести через экспертизу посредством всё тех же тестов и плюс самоотчетов, – и как-то формализовать эффективность данной терапии. В этом случае можно назвал следующие критерии оценки эффективности:

1. Анализ или текстов писем, или письменных сообщений в Интернете: начало и конец, динамика изменений, смена модальностей, ценностные изменения, новое понимание ситуации, новые интерпретации событий, заявленные им решения и предпринятые действия, и так далее.

2. Вербальные (в письменной форме) заверения пациента, что эффект был им получен и он знает, как теперь действовать дальше, он уже по-новому относится к ситуации, и так далее.

3. Тестирование (в каких-то определенных случаях, по согласию) – может дать некие объективные критерии для определения наступивших изменений. Было 18 баллов, стало 21. Прогресс.

4. Охотное сотрудничество с терапевтом, как доказательство того, что терапия была эффективной.

5. Информация обо всех изменениях, которые инициировал пациент после терапии, и их гипотетическая связь с терапевтическим вмешательством. Сравнивать же, какие формы более полезны, на сегодняшний день не представляется возможным, ибо нет никаких исходных данных для такого сравнения. Даже в офлайне обратную связь никто вам не гарантирует, а в онлайне, в силу ее специфики, практически каждая консультация оставляет терапевта в полной неизвестности о том, смог ли он помочь или не смог. О неудачах, как правило, узнает другой терапевт, – поэтому и слагается ложная картина низкой эффективности оппонентов: в онлайне много говорят о том, что в офлайне им не помогли, и наоборот.

Заключение

Актуальность нашей работы определялась тем фактом, что Интернет, всё более плотно входя в жизнь современного человека, видоизменяет и расширяет область применения навыков и умений в самых различных сферах человеческой деятельности. Не обошла этого влияния и консультативная психология, в связи с чем возникло новое направление – Интернет-консультирование. Естественно, что его зарождение породило множество споров и различных мнений о возможности и методах применения на практике.

В данной работе мы ставили себе целью рассмотреть существующие взгляды на особенности проведения Интернет-консультирования, а также рассмотреть взгляды исследователей на личностные черты, присущие людям, названых Н. В. Чудовой «жителями Интернета», т.е. тех, для которых виртуальная жизнь в Интернете практически вытеснила жизнь реальную.

По нашему мнению, мы достигли поставленных целей и в результате можем сказать, что Интернет-консультирование, при всех особенностях, ограничениях и недостатках метода, на сегодняшний день вошло в практику практической психологии и, на наш взгляд, в дальнейшем будет находить всё большее применение. Однако это не значит, что при этом будут терять своё значение очные формы проведения. Возможно, что консультирование по Интернету и очное консультирование «переплетутся» и будут дополнять друг друга: психолог сможет проводить работу с клиентом и в сложных случаях оказывать экстренную психологическую помощь.

Таким образом, на наш взгляд, традиционное и Интернет-консультирование в условиях экспансии Интернета в человеческую жизнь со временем станут дополнять друг друга, что позволит увеличить эффективность проведения психологической консультации.

Глоссарий

Аутосуггестия – внушение производимое человеком на самого себя. В данном случае суггестор и суггеренд объединяются в одном лице.

Агрессивность – устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению.

Интернет-аддикция – психологическая зависимость, возникающая в результате чрезмерной увлечённости Интернетом.

Коммуникация – связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.

Компульсия – поведение, мотивированное факторами, которые вынуждают человека действовать против его воли или состояние, при котором человек чувствует себя вынужденным что-то делать.

Консультирование – процесс, направленный на помощь индивиду помочь решать свои

проблемы в различных областях жизни.

Обсессия – разновидность навязчивых состояний, выявляющихся в переживаниях и действиях, для появления которых не требуются определённые ситуации

Социальное доказательство – по Р. Чалдини, один из способов влияния на человека. Проявляется в том, что человек считает своё поведение правильным, если другие люди ведут себя соответствующим образом.

Тревожность – состояние готовности к ситуации возможной опасности. В целом является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека.

Я-образ – представление о Я. То Я, которым, как предполагает человек, он является. Согласно ряду теорий (в частности теория К. Хорни), резкое несоответствие между Я-образом и реальным Я является причиной возникновения неврозов.

Список литературы

1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003

2. Васильева И. А., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. «Психологические аспекты применения информационных технологий» «Вопросы психологии» 2002 №3, с. 80-88

3. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. С. 100 - 131.

4. Войскунский А. Е. «Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета» «Психологический журнал», 2004, №1, с. 90-100

5. Долныкова А. А., Чудова Н. В. Психологические особенности суперпрограммистов // «Психологический журнал» 1997. с. 113 - 121.

6. Епиколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Цибульский Н. П., Чудова Н. В. «Специфика агрессии в Интернет-среде» «Психологический журнал» 2006 №6, с. 65-71 7. Ленский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете. М., 1999.

8. Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М. 2000. с. 132 - 140.

9. Ребер А. «Большой толковый психологический словарь» М., «Вече», 2001

10. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000, с. 77 - 99.

11. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2007., с. 114.

12. Чудова Н. В. «Особенности образа «Я» «жителя Интернета» «Психологический журнал», 2002, №1, с. 113-117.

13. Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета // Медиапсихология. М., 2001.

14. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.

15. Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. с. 24 - 29.

16. Новейший психологический словарь под ред. Шапаря В. Б. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005


1 Чудова Н. В. «Особенности образа «Я» «жителя Интернета» «Психологический журнал», 2002, №1, с. 113-117

Васильева И. А., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. «Психологические аспекты применения информационных технологий» «Вопросы психологии» 2002 №3, с. 80-88

Епиколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Цибульский Н. П., Чудова Н. В. «Специфика агрессии в Интернет-среде» «Психологический журнал» 2006 №6, с. 65-71


2 Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.

Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003

Чудова Н. В. «Особенности образа «Я» «жителя Интернета» «Психологический журнал», 2002, №1, с. 113-117


3 Чудова Н. В. «Особенности образа «Я» «жителя Интернета» «Психологический журнал», 2002, №1, с. 113-117


4 Долныкова А. А., Чудова Н. В. Психологические особенности суперпрограммистов // «Психологический журнал» 1997. с. 113 - 121.

5 Войскунский А. Е. «Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета» «Психологический журнал», 2004, №1, с. 90-100


6 Янг К. С. «Диагноз – Интернет-зависимость» «Мир Интернет». 2000. № 2. с. 24 - 29.

7 Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. С. 100 - 131.


8 Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2007., с. 114

9 Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. «Интернет: воздействие на личность» «Гуманитарные исследования в Интернете» под ред. Войскунского А. Е.

10 Мюррей К. «Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии» «Гуманитарные исследования в Интернете» / Под ред. А. Е. Войскунского. М. 2000. с. 132 - 140.

11 Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М. 2000. С. 132 - 140.

Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. С. 77 - 99.




Скачать файл (162 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации