Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Григорьян Т.А., Карамышева И.И. Планирование на автотранспортном предприятии - файл 1.doc


Григорьян Т.А., Карамышева И.И. Планирование на автотранспортном предприятии
скачать (1889 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1889kb.18.12.2011 04:37скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Тюменский государственный нефтегазовый университет"
Т.А. Григорьян, И.И. Карамышева
ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ

ПРЕДПРИЯТИИ


Учебное пособие

Допущено УМО по образованию в области производственного

менеджмента в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности

^ 080502 «Экономика и управление на предприятии транспорта»

Тюмень 2008

УДК 656(075.8)

Григорьян Т.А., Карамышева И.И., Планирование на автотранспортном предприятии: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2008.– 138 с.

В систематизированном виде представлены основы планирования на автотранспортном предприятии в современных рыночных условиях. Рассмотрены основные виды, принципы планирования на автотранспортных предприятиях. Подробно рассмотрены вопросы производственного планирования, приведены типовые задачи с решениями, задачи для самостоятельного решения, вопросы для контроля знаний студентов. Отражены особенности использования в планировании программных продуктов.

В заключении пособия приведен полноформатный кейс, дающий возможность развить навыки самостоятельной работы.

Предназначено для студентов, аспирантов, слушателей Президентской программы, а также для экономистов и специалистов автотранспортных предприятий.

Табл. 7, илл. 8, библ. 28 назв.

Рецензенты: Н.В. Храмцов, доктор технических наук, профессор кафедры механизации и автоматизации строительства Тюменского государственного архитектурно-строительного университета; Ф.Ш. Бекшенев, руководитель Западно-Сибирского филиала некоммерческого партнерства «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих», кандидат экономических наук, доцент



© Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Тюменский государственный нефтегазовый университет”, 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ………………………………………………………………

4

1. Основы планирования на предприятии автомобильного транспорта …………………………………………………………………..


6

1.1. Цель, задачи и сущность планирования ……………………….

6

1.2. Принципы планирования деятельности предприятия ………..

7

1.3. Виды и формы планирования ………………………………….. Вопросы для контроля ………………………………………………

9

16

2. Стратегическое планирование на автотранспортных предприятиях ………………………………………………………………….


17

3. Производственное планирование на автотранспортном предприятии ………………………………………………………………..


20

3.1. Планирование программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия ……………………………...


20

3.2. Планирование технического обслуживания и ремонта подвижного состава ………………………………………………….


30

3.3. Планирование материально-технического обеспечения ……...

35

3.4. Планирование потребности АТП в трудовых ресурсах ………

47

3.5. Планирование затрат автотранспортного предприятия ………

62

3.5.1. Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость перевозок ……………………………………………………………….


62

3.5.2. Планирование снижения себестоимости перевозок ………...

70

3.6. Планирование тарифов на автотранспортном предприятии ….

78

3.7. Финансовый план ………………………………………………..

84

3.7.1. Планирование финансов автотранспортного предприятия ...

84

3.7.2. Составление баланса доходов и расходов …………………...

3.7.3. Бюджетное планирование …………………………………….

92

94

4. Использование в планировании программных продуктов ……...

102

Полноформатный кейс ……………………………………………….

105

Приложения …………………………………………………………..

121

Список литературы …………………………………………………..

126


ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт является одним из главных инструментов в решении экономических задач. Изменившиеся социально-экономические условия заставляют коренным образом пересматривать представления об основах организации деятельности предприятий любого профиля. Несомненно, наиболее сложным и быстроменяющимся в ходе реформ компонентом работы автотранспортного предприятия является планирование – одна из важнейших функций в системе управления любым предприятием, реализующих принципы предпринимательства в автотранспортной отрасли.

В общем виде планирование – это процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Планирование позволяет:

- предвидеть перспективу развития автотранспортного предприятия на будущее;

- более рационально распределять и использовать ресурсы предприятия;

- повышать качество транспортных услуг в соответствии с конъюнктурой рынка;

- обеспечивать устойчивость бизнеса и избегать риска банкротства;

- эффективно проводить инновационную политику на предприятии;

- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;

- обеспечивать координацию действий на предприятии;

-совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности.

Взаимодействуя на микроуровне с такими экономическими науками, как маркетинг, организация производства, управление предприятием и многими другими, внутрипроизводственное планирование позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики. Эти главные вопросы современного рынка, определяющие, в сущности, основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом, заключаются в следующем.

1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?

2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовать производство?

4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку, и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

Из этих вопросов вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования на предприятии служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.

Цель учебного пособия - вооружить студентов знанием методов и средств воздействия на экономику производства, привить им практические навыки проведения технико-экономических плановых расчетов и обоснования альтернативных вариантов деятельности автотранспортного предприятия в качестве основы для принятия управленческого решения.

В работе представлены задачи с решениями и задачи для самостоятельного решения, вопросы для контроля по всем темам курса, итоговый полноформатный кейс, что дает студенту возможность развить навыки самостоятельной работы и проверки полученных знаний в процессе изучения экономических дисциплин.

Учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (автомобильный транспорт)», инженерным специальностям: 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» и 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» при выполнении курсовой работы на тему «Планирование работы грузового АТП».



  1. ^ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА


1.1. Цель, задачи и сущность планирования
Планирование служит началом целенаправленной экономической деятельности предприятия в процессе производства и потребления материальных благ.

Эффективное управление автотранспортным предприятием возможно только на основе планирования его работы с целью обеспечения сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели деятельности.

Планирование – это важнейшая функция процесса управления производством на автомобильном транспорте, приводящая возможности предприятия в соответствие с условиями рынка.

Цель планирования на предприятии – разработка и построение системы планов автотранспортного предприятия, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его хозяйственной деятельности в течение длительного времени.

Данная цель достигается решением комплекса задач:

- формирование и корректировка производственной программы автотранспортного предприятия с учетом изменяющейся рыночной среды и запросов потребителей;

- налаживание взаимоотношений с субъектами рынка, обеспечивающими эффективность деятельности предприятия;

- реализация возможностей повышения качества транспортных услуг и конкурентоспособности предприятия;

- обеспечение производственного процесса необходимыми видами ресурсов;

- применение эффективных технологий организации перевозочного процесса и ТО и Р автомобилей;

- реализация возможностей роста трудового потенциала предприятия;

- улучшение финансовых показателей деятельности автотранспортного предприятия путем эффективного использования имеющихся ресурсов.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития предприятия и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем эффективных результатов.

Планирование как процесс практической деятельности включает три основных этапа:

1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;

2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Таким образом, планирование на предприятии является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором.
^ 1.2. Принципы планирования деятельности предприятия
Планирование – один из экономических методов управления. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо обеспечить соблюдение определенных принципов и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей.

Принципы планирования – это основные теоретические положения, которыми руководствуются при формировании, обосновании и организации разработки планов предприятия.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

В современной отечественной науке и практике планирования широко известны следующие принципы: системность, целенаправленность, комплексность, эффективность, научность, сбалансированность, приоритетность и др. Характеристика основных принципов представлена в табл.1.
Таблица 1.1

Основные принципы планирования

Название принципа

Характеристика

1

2

1. Принцип необходимости


Данный принцип означает обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Отсутствие плана связано с ошибочными действиями, которые ведут к снижению эффективности функционирования предприятия. Соблюдение принципа необходимости соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ресурсов предприятия.

Продолжение табл. 1.1

1

2

2. Принцип единства

Принцип единства предполагает разработку общего плана социально-экономического развития предприятия наряду с планами производства, материально технического обеспечения, себестоимости и другими. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления.

3. Принцип непрерывности

Принцип непрерывности планов заключается в том, что процессы планирования, организации и управления являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно, без остановки. Непрерывность планирования предполагает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а затем к оперативным, а также взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. В условиях изменяющейся внешней и внутренней среды появляется возможность постоянного контроля, анализа и модификации планов. Данный принцип позволяет сблизить фактические показатели с плановыми.

4. Принцип гибкости

Принцип гибкости предполагает возможность корректировки и уточнения плановых показателей в связи с изменяющимися рыночными условиями, изменениями в области техники и технологии.

5. Принцип точности

Планы должны составляться с такой точностью, которой желает достичь предприятие с учетом его финансового положения. Степень точности планов при краткосрочном и оперативном планировании должна быть более высокая, при стратегическом планировании можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

6. Принцип комплексности

Данный принцип гласит, что принимаемые плановые и управленческие решения должны быть комплексными, обеспечивающими учет изменений в отдельных объектах и в конечных результатах деятельности предприятия. Изменение хотя бы одного из факторов (уровень развития техники, использование имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, применяемая система мотивации труда и др.) приводит, как правило, к соответствующему изменению других экономических показателей.

7. Принцип эффективности

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который обеспечивает при имеющихся ресурсах получение наибольшего экономического эффекта. Оценить эффект в процессе планирования можно, сравнив ожидаемые показатели с заранее выбранной целью, установленным нормативом доходности и другими сравнительными данными.

8. Принцип оптимальности

Данный принцип говорит о необходимости выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из всех возможных. В качестве критерия оптимальности может быть: минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты.


Продолжение табл. 1.1

1

2

9. Принцип участия

Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Сотрудники предприятия должны производительно участвовать в процессе планирования, для этого они должны иметь необходимые профессиональные знания, должны быть соответствующим образом мотивированы.

10. Принцип координации

Принцип координации гласит, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать одновременно и во взаимозависимости с другими. Неважно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.


Таковы важнейшие принципы осуществления плановой деятельности на предприятии, в том числе автотранспортном. Их использование позволяет определить производственные возможности предприятия, улучшить эффективность производственно-хозяйственной деятельности с оптимальным использованием всех имеющихся ресурсов.
^ 1.3. Виды и формы планирования
Основным объектом внутрихозяйственного планирования на автотранспортном предприятии является взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства. В зависимости от поставленной цели, применяемых методов, разрабатываемых показателей, уровня принимаемых решений и ряда других факторов выделяют несколько систем или видов планирования. Все виды планирования на предприятии могут быть классифицированы по ряду признаков.

1. По содержанию планов выделяют следующие виды: технико-экономическое, оперативно-производственное, социально-трудовое, организационно-технологическое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование. Каждый из них предусматривает выбор системы плановых показателей, характерных для конкретного вида деятельности.

2. По уровню управления различают виды планирования, относящиеся к высшему уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское), среднему уровню управления (цеховое) и нижнему уровню управления (производственное).

3. По методам обоснования выделяют следующие виды планирования: рыночное (основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на услуги), индикативное (государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, минимального уровня заработной платы и пр.) и директивное (установление вышестоящим органом управления плановых показателей объемов производства и других экономических нормативов).

4. По горизонту планирования принято различать: краткосрочное или оперативное (в течение одного года, квартала, месяца, декады или недели), среднесрочное или годовое (в пределах от 1 до 3 лет), долгосрочное или перспективное (на период от 3 до 10 лет).

5. По сфере применения внутрихозяйственное планирование подразделяется на корпоративное, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное.

6. По стадиям разработки планирование бывает предварительное (разработка проекта планов) и окончательное (утверждение планов).

7. По степени точности планирование бывает укрупненным и уточненным. Точность планов зависит от профессионализма специалистов, применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования.

8. По типам целей планирование может быть оперативное (осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно), тактическое (охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем, а также между подразделениями и предприятием в целом), стратегическое (учитывает взаимоотношения не только внутри предприятия, но и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым оно непосредственно взаимодействует) и нормативное (распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения.

9. По типологии составления планов (классификация Р.Л. Акоффа) планирование бывает реактивное (ориентация на прошлое), инактивное (ориентация на настоящее), преактивое (ориентация на будущее), интерактивное (взаимодействие прошлого, настоящего и будущего).

Приведенная классификация видов внутрифирменного планирования характеризует основное содержание любой плановой деятельности на предприятии.

Правильный выбор вида внутрифирменного планирования на транспортном предприятии имеет существенное значение для повышения эффективности производства и качества оказываемых услуг.

^ Текущее планирование следует рассматривать как процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия, заложенных в стратегическом плане. Оно осуществляется на один год с разбивкой годового плана на кварталы, т.к. необходимо учитывать сезонную неравномерность спроса на транспортные услуги.

^ Оперативный план составляется на один месяц, на смену или сутки. Плановый отдел доводит месячные планы до всех производственных подразделений предприятия. Так, программа по эксплуатации подвижного состава включает следующие показатели: списочный состав автомобилей, объем перевозок, эксплуатационные показатели, численность водителей, фонд заработной платы. Для технической службы в планах устанавливаются показатели производственной программы по ТО и ремонту: количество обслуживаний, трудоемкость; численность рабочих и специалистов, фонд заработной платы, смета затрат. Сменно-суточный план как разновидность оперативного плана разрабатывается в подразделениях предприятия. Отдел эксплуатации разрабатывает суточные планы перевозок и задание каждому водителю доводится в путевом листе. Технический отдел составляет программу по ТО и ремонту и задание каждому рабочему доводится в виде наряда.

^ Перспективный план разрабатывается на каждом автотранспортном предприятии на период более года. В плане устанавливаются перспективные цели и способы их достижения. Основная цель стратегического планирования связана с созданием потенциала для выживания предприятия в условиях рыночной среды.

Одним из видов стратегического планирования является бизнес-планирование. Бизнес-план – это инструмент планирования производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в рыночных условиях, конечной целью которой является прирост капитала и повышение конкурентоспособности.

План является способом экономического обоснования проектного решения – будь то организация собственного дела, реконструкция, расширение действующего предприятия и др. Текущая работа АТП также требует наличия целей, способов их достижения, обоснования необходимых затрат (материальных, трудовых и финансовых).

План на действующем предприятии разрабатывается с целью обеспечения соответствия производственных и финансовых возможностей этого предприятия с теми задачами, которые оно ставит перед собой. План необходим не только предприятию, но и инвесторам, представителям налоговых органов, которые должны видеть его финансовое состояние и перспективы развития.

Исходными данными для разработки комплексного плана социально-экономического развития АТП являются мероприятия, намеченные стратегическим планом на рассматриваемый год, договоры на перевозки грузов (пассажиров) и возможный грузооборот (пассажирооборот), анализ деятельности предприятия за отчетный период, существующие нормы и нормативы.

Общее руководство подготовкой плана должен осуществлять руководитель АТП, а методическое руководство и координацию работ – главный экономист. В разработке разделов социально-экономического плана развития предприятия должны принимать участие соответствующие функциональные отделы и службы. Показатели и задания разработанного плана должны быть детализированы и доведены до исполнителей.

Бизнес-план АТП может включать следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Предприятие и его бизнес.

3. Рынок потребительских услуг и конкуренты.

4. Маркетинговая стратегия.

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. Оценка и страхование рисков.

8. Финансовый план.

Титульный лист содержит следующие сведения: заголовок плана, дату его подготовки, полное название и адрес предприятия, имя руководителя предприятия, имена владельцев или совладельцев.

В разделе «Предприятие и его бизнес» дается общая характеристика предприятия: размещение предприятия; обеспеченность производственной базой; наличие производственных площадей, складских помещений, земельных площадей, оборудования для ТО и ремонта подвижного состава; наличие транспортных средств (автобусов, бортовых машин, самосвалов, тягачей, прицепов, полуприцепов и других автомобилей); обеспеченность технологией (наличие технологической документации и нормативных документов).

В этом разделе бизнес-плана анализируются все виды услуг, оказываемых предприятием, обеспеченность объемами перевозок, водителями, состояние дорожной сети, финансовое положение предприятия, расчетные счета, уставный капитал, наличие лицензий на перевозки.

Важное место при составлении бизнес-плана отводится изучению рынка транспортных услуг. В этой связи в разделе «Рынок потребительских услуг и конкуренты» приводится характеристика основных заказчиков услуг (название, отраслевая принадлежность, размеры, вид и объем услуг и др.), а также характеристика конкурентов, в качестве которых могут выступать не только АТП, но и индивидуальные предприниматели. Значительное внимание при этом уделяется характеристике их сильных и слабых сторон, что дает возможность принять превентивные меры по адаптации бизнес-плана к действиям конкурентов.

Маркетинговая стратегия должна соответствовать стратегическому (перспективному) плану развития АТП и представлять собой рациональную организационную систему, позволяющую ему решать свои задачи в области маркетинга. По сути, это план действий предприятия, направленный:

• на определение сегментов рынка, на которых перевозчик сосредоточит свои усилия;

• завоевание рынка на основе внедрения новых (улучшенных старых) видов услуг, совершенствования организации процесса перевозок, улучшения рекламной деятельности, стимулирования услуг, гибкой политики цен.

Одновременно определяется уровень затрат на маркетинг, который обеспечит наивысшую рентабельность работы.

Стратегия маркетинга разрабатывается исходя из следующего [19]:

а) устанавливается текущая маркетинговая ситуация: описываются сегменты рынка и положение автовладельцев на нем; дается обзор основных транспортных услуг, и характеризуются потребности потенциальных потребителей - заказчиков транспорта; перечисляются и указываются основные потребители транспортных услуг;

б) представляется перечень объективных ситуаций, обусловливающих перспективы как расширения, так и ограничения транспортных услуг.

Стратегия маркетинга должна сопровождаться программами конкретных действий (планом мероприятий), которые должны определить:

1) что будет сделано;

2) когда будет сделано;

3) кто будет делать;

4) сколько это будет стоить.

Стратегия маркетинга завершается разработкой надежной системы, определяющей порядок контроля за ходом выполнения намеченных программ.

В разделе «Производственный план» решаются следующие основные вопросы:

• устанавливается программа предприятия по перевозкам;

• определяется потребность в автотранспортных средствах;

• рассчитывается программа поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии (программа по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств).

На грузовых АТП производственная программа разрабатывается на основании заявок грузоотправителей и грузополучателей, формирующих спрос на транспортные услуги.

Методика расчета производственной программы по перевозкам предусматривает распределение имеющихся у предприятия автотранспортных средств по видам грузов и клиентуре. При этом потребность клиентуры в перевозках должна быть полностью удовлетворена при рациональном использовании подвижного состава автовладельца.

Методика расчета производственной программы и провозных возможностей предприятия приведена.

В случае превышения спроса на перевозки над провозными возможностями целесообразно принять меры по приобретению автотранспортных средств. При этом можно купить новые или подержанные автомобили, взять их по лизингу или в обычную аренду у других автовладельцев. Выбор способа увеличения провозных возможностей автопарка определяется размерами увеличения спроса на транспортные услуги, прогнозируемым характером поведения спроса, финансовыми возможностями предприятия и т.д.

В худшем положении предприятие находится в том случае, когда провозные возможности автопарка недоиспользуются из-за резкого снижения спроса клиентуры на транспортные услуги. В связи с этим нужны мероприятия по продаже и сдаче в аренду собственных автомобилей, диверсификации производства и др.

В сфере городских и пригородных перевозок целесообразно выделять перевозки грузов, имеющих большое социальное значение (перевозки хлеба, молока, пассажиров, обслуживание детских и лечебных учреждений и т.д.). На эти перевозки целесообразно по возможности устанавливать более низкие тарифы для клиентуры. При этом на договорной основе с местными органами власти необходимо предусмотреть условия финансовой поддержки транспортного предприятия из местных бюджетов для обеспечения рентабельности перевозок этих грузов.

Структура раздела «Организационный план» обычно включает следующие элементы:

• организационная структура управления (схема, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений);

• характеристика предпринимателей;

• характеристика руководящего состава;

• работа с персоналом;

• материально-техническая обеспеченность управления.

Значительное внимание в данном разделе уделяется расчету показателей по труду и заработной плате по следующим группам персонала:

1) водители;

2) рабочие по ремонту и ТО подвижного состава, а также вспомогательные рабочие;

3) инженерно-технические работники;

4) служащие;

5) прочие работники.

Задачей ^ Финансового плана – последнего раздела бизнес-плана – является общая экономическая оценка производственной деятельности предприятия на основе сопоставления его доходов и себестоимости перевозок за определенный период времени.

Финансовый план концентрирует в себе результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана, подводит финансовые итоги проекта автотранспортной деятельности. В финансовом плане, в частности, составляются прогноз объема продаж, баланс денежных расходов и поступлений, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график безубыточной работы предприятия.

Прогноз объема продаж строится с учетом перспектив развития рынка транспортных услуг и участия в нем АТП. Прогноз дается по меньшей мере на первые три года, причем данные за первый год можно представить в помесячной разбивке (в крайнем случае – в поквартальной), за второй – обязательно в поквартальной, за третий и последующие годы – годовой суммой.

Баланс денежных расходов и поступлений (отчет о движении денежных средств) позволяет определить общую сумму необходимых денежных средств.

Расчет доходов и затрат (отчет о прибылях и убытках) производится с учетом прогнозируемого объема продаж и ориентировочного размера издержек производства по годам. Он дает возможность определить размеры планируемой прибыли в разные годы.

В сводном балансе активов и пассивов предприятия рассчитываются действительная величина активов и размер пассивов конкретного вида, за счет которых предприятие будет финансировать свою деятельность.

Для определения критического объема производства (объема транспортных услуг), ниже которого автотранспортная деятельность убыточна, строится график безубыточности.

На основе результатов расчетов, выполненных в финансовом плане, проводится оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, определяются потенциальные инвесторы, кредиторы.

Общий объем доходов определяется в плане как сумма доходов от перевозок и доходов от выполнения транспортно-экспедиционных работ, погрузочно-разгрузочных операций и прочих работ и услуг.

Расчет затрат на выполнение транспортных услуг производят по каждой марке автомобилей, имеющихся у предприятия, исходя из планируемых технико-экономических показателей их работы и установленных норм расхода топлива, смазочных материалов, запасных частей и др. Расчет осуществляется по каждой статье затрат по методикам, приведенным в соответствующих главах учебника.

Балансовая прибыль определяется как сумма прибыли (+), убытков (-):

а) от перевозок;

б) от выполнения транспортно-экспедиционных работ, погрузочно-разгрузочных операций и прочих работ и услуг.

Непланируемые доходы и убытки (штрафы, пени, неустойки и др.) учитываются в составе фактических прибылей и убытков.

В разделе «Финансовый план» определяются источники финансирования, которыми могут быть:

• собственные средства, формируемые из амортизационных отчислений и прибыли;

• банковский кредит;

• лизинг (долгосрочная аренда) оборудования, транспортных средств, производственных и других помещений, а в последние годы – и персонала;

• увеличение уставного фонда и продажа ценных бумаг, дополнительный выпуск акций или увеличение номинальной стоимости уже выпущенных акций.

Являясь неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на АТП, бизнес-план выступает как эффективный инструмент управления, помогает предприятию определить перспективы развития. В то же время он помогает контролировать текущую ситуацию и своевременно применять оперативные меры для предотвращения кризисной ситуации, что имеет большое значение для успешного функционирования предприятия.
Вопросы для контроля
1. Что представляет собой планирование в условиях рыночной экономики?

2. Какие существуют принципы планирования?

3. Назвать виды внутрифирменного планирования на предприятии.

4. Какие основные стадии можно выделить в процессе планирования?

5. Назвать основные разделы бизнес-плана и дать им характеристику.
2. ^ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование явилось важной предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на предприятиях автомобильного транспорта.

Слово «стратегия» пришло в современную теорию управления из военной науки (stratos – войска и ago – веду). В военной области стратегия определяется исходя из цели, заданной сверху, и состоит в определении путей ее достижения.

Стратегия предприятия – это общее перспективное направление развития, связанное с достижением долгосрочных целей предприятия, в рамках которого происходит принятие управленческих решений. Стратегия служит инструментом выполнения миссии, достижения цели предприятия, предписывающим, определяющим формы и способы деятельности, путь к достижению цели. Стратегия является основой для формирования порядка распределения ресурсов между сферами деятельности предприятия.

Наличие долгосрочной стратегии функционирования позволяет транспортному предприятию принимать целенаправленные решения в текущей деятельности.

Стратегическое планирование – это процесс определения стратегии автотранспортного предприятия путем анализа его стратегических позиций на рынке автотранспортных услуг, исследования факторов внутренней и внешней среды и разработке действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации его конкурентных преимуществ.

Стратегическое планирование представляется единственным способом осознания существующих и будущих проблем, формального прогнозирования развития ситуации и обоснования прибыльных стратегий фукционирования автотранспортных предприятий на основе оценки их потенциальных возможностей.

На процесс стратегического планирования автотранспортного предприятия влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним факторам относятся:

- характер системы управления транспортным процессом;

- наличие конкурентоспособных факторов транспортного процесса;

- затраты и своевременность доставки грузов;

- качество доставки грузов;

- возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

- предпринимательские способности руководства предприятия.

К внешним факторам относятся:

- соотношение тарифных показателей транспортной услуги конкурентов;

- преимущества и недостатки технической характеристики транспортной услуги конкурентов;

- преимущества и недостатки маркетинговой политики конкурентов;

- удаленность клиентуры;

- платежеспособность клиентуры;

- степень прогрессивности клиентуры;

- налоговая система;

- уровень тарифов;

- лицензирование;

- инвестиционная политика.

При стратегическом планировании должны быть учтены следующие специфические особенности автомобильного транспорта:

- высокая социально-экономическая значимость автомобильного транспорта, определяемая коммуникационными функциями транспортных услуг;

- большая конкуренция на рынке автотранспортных услуг за счет функционирования государственных, муниципальных, ведомственных автотранспортных организаций и частных автоперевозчиков;

- повышение степени риска выполнения услуг за счет протекания перевозочного процесса вне автотранспортных организаций, в силу чего возникает необходимость страхования грузов и ответственности перевозчика.

Алгоритм стратегического планирования можно представить в виде следующих этапов:

- целеполагание;

- стратегический анализ;

- стратегический прогноз;

- обоснование стратегии;

- разработка бизнес-проектов.

Процесс выработки стратегии предусматривает решение следующих задач: определение общей стратегии, выяснение конкурентной стратегии, уточнение функциональных стратегий предприятия.

Разнообразие различных вариантов общих стратегий может быть сведено к трем основным типам: стратегия стабильности, роста, сокращения.

1. ^ Стратегия стабильности – поддержка существующих направлений деятельности предприятия.

2. Стратегия роста – расширение организации, которое может осуществляться через проникновение на новые рынки, путем поглощения конкурирующих фирм, а также за счет создания совместных предприятий.

3. ^ Стратегия сокращения применяется, когда выживание организации находится под угрозой. Ее разновидностями являются:

- стратегия разворота (отказ от производства нерентабельных продуктов, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения, поиск эффективных путей использования ресурсов);

- стратегия отделения (при наличии нескольких видов бизнеса, если при этом один из них работает плохо, производится отказ от него);

- стратегия ликвидации (продажа активов предприятия).

Организация может выбрать один из типов стратегий, применять определенные сочетания различных типов (что характерно для крупных, диверсифицированных компаний).

^ Конкурентная стратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ. Она должна обеспечить лучшие показатели в размере издержек на производство, выпуске продукции с уникальными свойствами и фокусирование реализации продукции на одном из сегментов рынка.

^ Функциональная стратегия включает действия по всем направлениям производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Стратегия диверсификации производства предусматривает диверсификацию денежных капиталов (распределение их между различными объектами вложений с целью, снижения риска возникновения потерь капитала или доходов от него), валютных резервов и др. Диверсификация бывает горизонтальная (расширение ассортимента) и концентрическая (выпуск новых товаров).

Автотранспортные предприятия общего пользования, в частности, осуществляющие грузовые перевозки, практически не выдерживают конкуренции с другими перевозчиками из-за высоких цен на транспортное обслуживание. Перевозка грузов осуществляется в основном на рынке малодоходных массовых перевозок социально значимых грузов, обслуживая постоянную клиентуру. Малая доходность и высокие издержки производства не дают возможности обновить подвижной состав и выйти на более выгодные сегменты рынка транспортных услуг. Зачастую руководство автотранспортных предприятий не ставит перед собой долгосрочные цели. Автотранспортными предприятиями в меньшей мере используются базисные (фундаментальные) стратегии развития, а в большей степени – функциональные и деловые (конкурентные).

Недооценка роли стратегического планирования на практике часто является одной из главных причин кризисного состояния АТП.

Способом решения транспортных проблем выбрана реализация единой стратегии развития транспортной отрасли. В настоящее время основным программным документом, на основе которого осуществляется развитие транспортной системы РФ, является «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года».

^ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. Планирование программы по эксплуатации подвижного

состава автотранспортного предприятия
Перевозки автомобильным транспортом осуществляются на основе плана перевозок в соответствии с заключенными договорами. План перевозок служит базой расчета объемов перевозок, парка подвижного состава, материально-технических средств, основных технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей, численности работников и т.д.

Исходными данными для составления плана перевозок грузов являются заявки организаций-грузоотправителей, где указываются виды грузов, пункты их отправления и назначения, объемы перевозок в тоннах и тонно-километрах. В зависимости от рода и количества грузов и условий осуществления перевозок автотранспортные предприятия выбирают наиболее рациональный тип подвижного состава.

План по эксплуатации подвижного состава различается по видам перевозок, осуществляемых автотранспортным предприятием:

- грузовые или пассажирские перевозки;

- перевозки на сдельной или повременной основе;

- регулярные или разовые перевозки.

Этот план включает в себя определение следующих показателей по маркам подвижного состава и по парку в целом.

  1. Среднесписочное количество автомобилей (Асс), ед.

  2. Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве) (АДх).

  3. Автомобиле-дни работы (АДр).

  4. Автомобиле-часы работы (АЧн), ч.

  5. Общая грузоподъемность автомобилей (qобщ), т.

  6. Среднесуточный пробег одного автомобиля (автобуса) (Lсут), км.

  7. Общий пробег автомобилей (Lобщ), км.

  8. Пробег с грузом (Lгр), км.

  9. Количество ездок с грузом (nег).

  10. Суточный объем перевозок (Qсут), т.

  11. Общий объем перевозок (Qт), т.

  12. Общий грузооборот (Рткм), ткм.

  13. Объем перевозок пассажиров ((Qпасс), пасс.

  14. Пассажирооборот (Рпасс-км), пасс-км.

Технико-эксплуатационные показатели.

  1. Среднее время пребывания автомобилей в наряде (Тн), ч.

  2. Средняя грузоподъемность автомобиля (q), т.

  3. Коэффициент технической готовности (αт).

  4. Коэффициент выпуска автомобилей на линию (αв).

  5. Коэффициент использования пробега (β).

  6. Средняя техническая скорость (Vт), км/ч.

  7. Средняя эксплуатационная скорость (Vэ), км/ч.

  8. Среднее расстояние перевозки грузов (l), км.

  9. Средняя длина ездки с грузом (lег), км.

  10. Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой (tпр), ч.

  11. Статический коэффициент использования грузоподъемности (γс).

  12. Динамический коэффициент использования грузоподъемности (γд).

Показатели программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия определяются следующим образом.

Среднесписочное количество автомобилей, ед.
∑Асс=

или
∑Асс= ,

где WАсс – выработка на один списочный автомобиль в т или ткм.

Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве)
АДх = АссДк.
Автомобиле-дни работы
АДр= АДх αв.
Автомобиле-часы работы
АЧн = АДрТн.
Общая грузоподъемность парка автомобилей, т
qобщ =∑ Ассq.
Среднесуточный пробег одного автомобиля, км
^ Lсут = .
Общий пробег автомобилей, км
Lобщ = ∑ Lсут АДр.

Пробег с грузом, км

Lгр= ∑ Lобщ β.
Количество ездок с грузом

nег =∑ nег АДр = АДр

или
nег = ∑.
Суточный объем перевозок, т
Qсут= .
Общий объем перевозок, т
Qт = ∑Qсут АДр.= ∑nег АДр.
Общий грузооборот, ткм
Рткм = ∑Qтl = АДр.
Затем вычисляются плановые показатели выработки подвижного состава.

Выработка на одну списочную автотонну:

- в тоннах
,
- в тонно-километрах
.
Выработка на один списочный автомобиль:

- в тоннах

,
- в тонно-километрах

.
Выработка на один автомобиле-день работы:

- в тоннах
,
- в тонно-километрах
.
Выработка на один автомобиле-час работы:

- в тоннах
,
- в тонно-километрах
.
Выработка на один километр пробега, т
.
В программе по эксплуатации, кроме суммарных показателей, рассчитывается средний уровень технико-эксплуатационных показателей автотранспортного предприятия

Средняя грузоподъемность одного автомобиля, т
= .
Среднее время пребывания в наряде, ч
.
Средний коэффициент использования пробега

.
Средний статический коэффициент использования грузоподъемности

.
Средний динамический коэффициент использования грузоподъемности

.
Среднее расстояние перевозок, км
.
Средняя длина ездки с грузом, км
.
Средняя техническая скорость, км/ч
,

где АЧдв – автомобиле-часы движения
АЧдв = ∑АЧр - ∑АЧпр,
где АЧпр - автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой,
АЧпр = ∑tпр nег.
Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч
.
Расчет показателей программы по эксплуатации автобусного парка во многом аналогичен расчету по грузовым автомобилям. Отличия состоят в планируемых значениях следующих показателей.

Объем перевозок пассажиров, пасс.
Qпасс = АДр.

Пассажирооборот, пасс-км.
^ Рпасс-км = ТнVэβqаγа АДр,
где qа – вместимость автобуса;

γа – коэффициент использования пассажировместимости (наполнения);

lн – среднее расстояние поездки пассажира, км.
^ Задачи с решениями
Задача 1. Рассчитать производственную программу по эксплуатации грузовых автомобилей ЗИЛ-431410 и МАЗ-5335 с прицепом МАЗ-8926 на год.
Таблица 3.1

^ Исходные данные по маркам автомобилей


Показатели

Зил-431410

МАЗ-5335 с прицепом МАЗ-8926

Списочное число автомобилей на начало года, ед.

350

250

Поступление автомобилей, ед.

15.01. - 10

13.09. - 8

Выбытие автомобилей, ед.

17.10. - 4

10.11. - 3

Время в наряде, ч.

10,7

12,0

Время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку, ч.

0,51

1,2

Среднее расстояние перевозки, км.

19

27

Коэффициент использования пробега

0,63

0,78

Коэффициент выпуска автомобилей на линию

0,87

0,84

Коэффициент использования грузоподъемности

0,8

1

  1   2   3   4   5



Скачать файл (1889 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации