Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Социальные функции библиотеки - файл 1.doc


Реферат - Социальные функции библиотеки
скачать (128 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc128kb.18.12.2011 05:02скачать

содержание

1.doc

СОДЕРЖАНИЕ



Введение с.3

Содержание понятия «социальные функции библиотеки» с.5

Сущностные социальные функции с.7

Производные социальные функции с. 18

Вывод с.24

Список литературы с.26

ВВЕДЕНИЕ



Понятие «функция» является одним из основных в терминологическом аппарате любой науки. С его помощью определяют значение, роль объектов действительности, выполняемые обязанности, цели и назначение отдельных процессов и элементов действующих систем. В содержании рассматриваемого понятия специалисты видят то общее, что присуще родственным социальным системам, и те особенности, которые позволяют их дифференцировать.

Особую роль понятие «функция» играет в рамках системного подхода, где оно выступает в тесной связи с понятием структуры. В библиотековедении примером такого понимания функций может служить структурно-функциональный анализ библиотеки как системы, проведенный Ю. Н. Столяровым.

Несмотря на ключевое положение понятия «функция» в аппарате науки, в современном библиотековедении нет общепринятого его понимания, по разному определяется и состав функций библиотек. Как правило, в функции видят средство приспособления библиотеки к существующим социальным условиям и в связи этим выделяют разные группы функций: главные, основные, общие, сущностные, имманентные, онтологические, генетические, исходные, системообразующие, внешние, специфические, типообразующие, исторические, производные, прикладные, дополнительные, вспомогательные, частные, технологические и другие.

Библиотека как один из элемен­тов общества выполняет в нем определенные функции, которые для нее являются внешними. Одновременно она образует систему, состоящую из нескольких элементов, со своими функциями, которые по отношению к ней выступают в качестве внутренних,

Основной отличительной характеристикой социальных и технологи­ческих функций является сфера их распространения. Социальные - это внешние, выходящие за пределы библиотеки функции. Они формируют­ся под влиянием потребностей общества, непосредственно воздейству­ют на него и отдельных его членов. Технологические - это внутренние функции, не выходящие за пределы библиотеки. Они являются средством осуществления библиотекой своих социальных функций, формиру­ются под их влиянием и обеспечивают осуществление деятельности биб­лиотеки в соответствии с действующими стандартами. Технологические функции выступают в качестве вторичных по отношению к социальным и служат для их реализации.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ»
Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общест­ва, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как ис­кусственно созданная система, библиотека через внешние функции реа­лизует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

С учетом сказанного социальные функции библиотеки можно определить как социальную роль, которую она выполняет в качестве социального института по отношению к об­ществу.

Социальные функции библиотек большинство исследователей де­лят на несколько групп. Первым попытку классификации социальных функций в 1977 году предпринял И.М. Фрумин, назвав общие и специ­фические. Вслед за ним Ю. Н. Столяров выделил имманентные, сущно­стные и другие, В.Р. Фирсов - основные и подчиненные, А. В. Соко­лов - сущностные и прикладные и т.д. Е. Т. Селиверстова выделила да­же четыре группы социальных функций: главные, типообразующие, производные и дополнительные.

При изучении деятельности любого социального института, в том чис­ле и библиотеки, правомерно выделять два взаимосвязанных аспекта, характеризующих его сущность и изменчивость. В соответствии с первым аспектом каждый социальный институт обладает внутренней неизменной сущностью, которая позволяет ему выполнять четко определенную роль в обществе независимо от исторического периода, социально-демографи­ческой структуры общества и конкретных текущих задач, стоящих перед ним. С учетом сказанного сущность библиотеки проявляется в сборе и хранении социально значимых документов с целью удовлетворения ин­формационных потребностей пользователей. Это являлось и является основной целью деятельности библиотек независимо от того, в какой стране они находятся, какие группы пользователей обслуживают и какие задачи ставят перед ними учредители. Это позволяет считать, что данные социальные функции отражают сущность библиотеки, и называть их сущностными.

Следовательно, сущностные социальные функции библиотек - это функции, обусловленные сущностью библиотеки как социального инсти­тута. Указанные функции библиотека стала выполнять с момента своего возникновения. Отмечая это, А. В. Соколов подчеркивает, что данные функции первичны, исходны и необходимы. Изменение сущностных со­циальных функций привело бы к преобразованию библиотеки в другой общественный институт, поэтому они стабильны, неизменны и ограниче­ны по составу.

Второй аспект характеризуется изменчивостью, так как в процессе развития общество постоянно трансформируется: меняются его идео­логия, мораль, религия, политическая и социальная структура, уточняется ценностная система общества и его отдельных социальных групп. Все это вносит коррективы в деятельность библиотек, выдвигает перед ними новые задачи, которые, в свою очередь, требуют внесения изме­нений во внутреннюю организацию их работы, уточнения особенностей взаимодействия с внешней средой. Выполнение общественной роли, связанной с изменениями во внешней среде, осуществляется библио­теками посредством производных социальных функций. Эти функции связаны со стремлением общества использовать сущностные возмож­ности библиотек для решения текущих задач. Часть производных функ­ций появилась одновременно с сущностными, часть возникла в процессе исторического развития. В связи с их производностью от сущностных они считаются вторичными.


^

СУЩНОСТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ



Выше мы указали, что к сущностным следует относить функции, которые определяют сущность библиотеки как особого социального института, указывают на то, ради чего она создана и существует, что отличает ее от других учреждений или объединяет с родственными.

В подходе к формированию перечня сущностных социальных функций библиотек наблюдаются две тенденции - одни авторы (И. М. Фрумин, Л. А. Шилов, А. Н. Хропач и другие) называют в качестве сущностных:

  • воспита­тельную,

  • образовательную,

  • производственную функции,

другие (Ю. Н. Столяров, А. В. Соколов, В. Р. Фирсов, Е. Т. Селиверстова, И. К. Джерелиевская, Н. В. Жадько):

  • кумулятивную,

  • мемориальную,

  • коммуникативную.

В последнее время библиотековеды занялись активным поиском единственной функции, определяющей сущность библиотеки как социального института. Главный методологический принцип данного подхода заключается в утверждении, что всем общественным институтам, сферам человеческой деятельности, продуктам культуры, в том числе и библиотекам, свойственна строгая и однозначная специфическая функция.

В начале 1990-х годов в качестве единственной сущностной соци­альной функции выдвигается информационная. Сторонники этой точки зрения утверждают, что «единство большинства нынешних концепций социальной роли библиотеки заключается в том, что явно или неявно, в большей или меньшей степени внимание акцентируется на выполнении библиотекой информационной функции» и что, «несмотря на внутрен­нюю противоречивость информационного подхода к анализу перспектив библиотечного развития, именно он стал доминирующим». Пересмотр отношения к информационной функции сторонники информационного подхода связывают с поиском «места и роли библиотеки в информаци­онной сфере», перспективами интеграции «библиотеки с другими ин­формационными учреждениями в информационной инфраструктуре общества», «переходом от сдержанной конфронтации между библио­течным сообществом и информационной сферой к признанию важно­сти информатизации библиотек», творческим осмыслением опыта зару­бежных коллег, которое «могло бы помочь нам исподволь подготовиться к превращению в информационное общество с наименьшими экономи­ческими издержками».

В 1990 году информационная функция была признана В. В. Скворцо­вым одной-единственной сущностной для библиотеки, поскольку «сущ­ность субстанции, с которой оперирует библиотека, составляет не доку­мент, не публикация, а информация». Такой же точки зрения придержива­лась и Н. И. Тюлина, по убеждению которой информационная функция «изначально присуща библиотеке как социальному институту»: она «вы­ходит из общего перечня библиотечных функций, по какому бы критерию он ни строился».

Несмотря на широкое распространение взгляда на информационную функцию как главную и единственную, ее содержание трактуется по-раз­ному: как информирование пользователя об имеющихся в библиотеке или за ее пределами документах; как деятельность по аналитико - синтетической переработке информации; как предоставление пользователям концептографической и фактографической информации. Существует и более широкое понимание, когда все процессы, связанные с движением информации в библиотеке, представляют как единую информационную функцию.

Наряду с информационным широкое распространение в последние время получил также коммуникационный подход. Его основоположником является Ю. Н. Столяров, который в начале 1980-х годов, основываясь на том, что «социальное предназначение библиотеки ... состоит в обеспечении пространственно-временного акта коммуникации», пришел к выводу, что «имманентная социальная функция библиотеки - коммуникативная». В дальнейшем данную функцию наряду с другими сущностными социальными называли В. Р. Фирсов, А. В. Соколов, Е. Т. Селиверстова, И. К. Джерелиевская, М. С. Слободяник, Н. В. Жадько.

Из предложенного нами определения «социальной функции библио­теки», с учетом позиций ученых, следует, что сущностные социальные функции обусловлены общественным назначением библиотеки. Следо­вательно, сущностными должны быть функции, обеспечивающие сбор, хранение документов и удовлетворение потребностей пользователей, то есть коммуникационная, кумулятивная и мемориальная.
^

Коммуникационная функция библиотек


Основная цель деятельности библиотек - удовлетворение информа­ционных потребностей пользователей - реализуется посредством осу­ществления коммуникации между документом и пользователем, поэтому данную функцию резонно назвать коммуникационной. Выполняя ее, биб­лиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи до­кументов, произведенных в разное время, разными авторами и рассре­доточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящи­мися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предо­ставление пользователю на определенное время как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документом массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, создан­ных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библио­графических указателей, существующих как на бумажных, так и на элек­тронных носителях. Полученная таким образом информация использует­ся в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библио­графической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предо­ставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление дан­ного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечно­го сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность пре­доставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изуче­ния и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режи­ме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соот­ветствующую справку, или в электронном, когда поиск в информацион­ном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необхо­димых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Библиотека выполняет также коммуникационную функцию, когда ор­ганизует процесс коммуникации непосредственно между пользователя­ми, минуя процесс создания документов. В этом случае часть пользова­телей, являющихся носителями социально значимой информации, одно­временно выступает и в качестве реальных или потенциальных авторов документов.

Данный вид коммуникации осуществляется во время прове­дения разнообразных мероприятий (встреч, дискуссий, «круглых сто­лов», конференций и иных) с участием ученых, писателей, поэтов, политиков и других обладателей интересующей пользователей библиотеки информации. Названные мероприятия, как правило, сочетают в себе уст­ное общение с применением различных видов документов. Они харак­терны для библиотек разных типов, однако формы их проведения разно­образны и специфичны. Так, в публичных библиотеках эти мероприятия чаще связаны с ознакомлением с художественными литературными произведениями и другими видами искусства, встречами с писателями, режиссерами, композиторами, обсуждением актуальных социальных вопросов с политиками, экономистами, юристами, организацией сво­бодного времени пользователей.

В специальных, например научно-тех­нических библиотеках такие мероприятия характеризуются узкоспециаль­ной направленностью и чаще всего проходят в виде презентаций, встреч, «круглых столов» и дискуссий с участием ученых и специалистов опреде­ленного профиля, носителей научных и технологических идей. Благодаря этой деятельности библиотекам удается значительно сократить путь до­ступа пользователей к новым идеям, то есть миновать документный этап.

Таким образом, коммуникационную функцию библиотека осуществ­ляет посредством предоставления пользователю документа, сведений о нем, информации, в нем содержащейся, организации устного общения между пользователями и реальными или потенциальными авторами до­кументов либо носителями социально значимой информации. Критери­ем эффективности выполнения библиотекой коммуникационной функ­ции следует считать организацию наиболее полного и оперативного до­ступа пользователей к необходимым им документам. Идеальный вариант выполнения данной функции - это мгновенное предоставление пользо­вателю исчерпывающего перечня всех необходимых ему документов.
^

Кумулятивная функция библиотек


Для обеспечения коммуникации между пользователями и необходи­мыми им документами данные документы необходимо для начала со­брать, что является содержанием кумулятивной функции. Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции опре­деляющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и по­лучивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобрете­ния и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фон­да. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.
^

Мемориальная функция библиотек


Однако для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать доку­менты в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их рас­пространение во времени, что достигается посредством выполнения ме­мориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природны­ми и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетря­сениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности меж­ду эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиоте­ку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает «запоми­нание» всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех со­бранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находят­ся в диалектической взаимосвязи (рис.1).


Рис.1. Взаимосвязь сущностных социальных функций библиотеки
Если кумулятивная и комму­никационная функции обеспечивают перемещение документов в прост­ранстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рас­средоточение среди различных категорий пользователей, то мемориаль­ная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Все три названные функции возникли одновременно с возникновени­ем библиотеки, и без выполнения какой бы то ни было одной из них, она не может существовать как социальный институт. Вместе с тем одновре­менное выполнение сущностных функций ведет к возникновению объек­тивных противоречий в деятельности библиотек. Эти противоречия ярко проявляются, например, между кумулятивной и мемориальной функция­ми. Как уже отмечалось, суть кумулятивной функции заключается в сбо­ре в одной точке пространства различных видов документов, то есть чем больше документов собрано в библиотеке, тем успешнее она выполняет свою кумулятивную функцию. Суть мемориальной функции сводится к обеспечению сохранности всех собранных документов в течение как можно более длительного времени, желательно - вечной. Добиться со­хранности тем проще, чем меньше в библиотеке документов. Постоянное увеличение объемов фондов библиотек в результате выполнения ими ку­мулятивной функции ведет к дефициту площади фондохранилищ.

Снять эти противоречия мож­но путем сокращения объема фонда или увеличения площади фондохра­нилищ. Сокращение физического объема фонда достигается посредст­вом снижения количества документов, находящихся в хранилищах биб­лиотеки, или уменьшения объема самих документов.

Традиционный, опробованный веками способ снятия рассматривае­мых противоречий - увеличение объема фондохранилищ за счет строи­тельства и аренды новых зданий и помещений. Вместе с тем это экстен­сивный способ решения проблемы, так как увеличивающийся объем до­кументов требует все новых и новых помещений, для приобретения и эксплуатации которых нужны большие финансовые расходы.

Более эффективным и перспективным способом является уменьше­ние объема самих документов. Сокращение количества документов до­стигается благодаря определению оптимальной полноты комплектова­ния фонда библиотеки, четкого фиксирования тем и видов документов, подлежащих приобретению, их числа, сроков хранения. Значительное снижение объема достигается также при помощи координации и коопе­рации в области формирования фондов с другими библиотеками регио­на или отрасли. Достижение абсолютной полноты фонда, то есть идеальное выполнение библиотекой как социальным институтом кумулятивной функции, возможно только посредством координированных действий библиотек всего мира, когда каждая из них, собирая свою, строго опре­деленную часть документов, таким образом формирует целое - инфор­мационный ресурс всемирной библиотеки.

С целью сокращения физического объема фондов библиотеки также всегда стремились минимизировать объем документов. Этому служат как создание новых видов тонких и вместе с тем прочных видов бумаги, так и уменьшение шрифта. Лучшим примером в данном аспекте могут быть книги - малютки. Во второй половине XX в. указанное направление получило активное развитие благодаря созданию новых компактных ви­дов документов, сначала микрофильмов и микрофиш, а несколько поз­же - электронных. Библиотеки стремятся, как приобретать эти докумен­ты взамен или параллельно с бумажными, так и переводить документы с традиционных на новые, более компактные носители. Например, фонд РНТБ, включающий в основном патенты, стандарты, описания изобрете­ний и другие материалы, на 80% состоит из микроформ. Несмотря на финансовые трудности, количество электронных носителей в фондах крупнейших библиотек за последнее десятилетие резко возросло, и объ­ем содержащейся в них информации в отдельных случаях уже превышает данный показатель для бумажных носителей. На снятие этого противоре­чия направлена и реализация программ типа «Память мира».

Не менее сложны противоречия между мемориальной и коммуника­ционной функциями. Высокая степень сохранности документов обес­печивается не только необходимыми условиями хранения (соответст­вующий температурный, влажностный, световой режимы и др.), но и степенью использования документов. Для идеального выполнения ме­мориальной функции использование фонда, то есть выдачу документов пользователям, следовало бы вообще прекратить. Ведь в процессе ис­пользования документы подвергаются дополнительным нагрузкам, на­рушается режим их хранения, кроме того, документ может быть поврежден или даже утерян, что сводит мемориальную функцию к нулю. В соответствии с коммуникационной функцией, наоборот, важно добиться наиболее час­того использования документов.

С целью устранения данного противоречия крупные библиотеки, в первую очередь национальные, формируют страховые фонды, которые не подлежат активному использованию. Одним из широко распростра­ненных вариантов является приобретение публичными библиотеками большого количества экземпляров документов, пользующихся повышен­ным спросом. В ряде библиотек, особенно специальных, активно приме­няется копирование документов с целью последующей выдачи копий, а не оригиналов. Важным шагом на пути решения названной проблемы яв­ляется приобретение современных электронных документов, так как они компактны в хранении, легко архивируются для создания страховых ко­пий и активность их использования практически не влияет на долговременность хранения.

Не лишено противоречий взаимодействие между коммуникационной и кумулятивной функциями. Как уже отмечалось, суть кумулятивной функции заключается в концентрации документов в одной точке прост­ранства, и их повторное рассредоточение, то есть выдача, крайне нежела­тельна, так как в это время документ может понадобиться другим пользователям. В интересах выполнения коммуникационной функции документы должны быть максимально территориально приближены к пользователям, которые вправе иметь на руках необходимое их коли­чество. Снятие данного противоречия осуществляется посредством создания разветвленной сети библиотек разного профиля, организа­ции как непосредственного, так и опосредованного доступа пользова­телей к информационным ресурсам, формулирования требований к условиям использования документов. Для устранения противоречия со­здаются большие коллекции, различные по форме и содержанию доку­ментов, собранных в одной точке пространства, к которым могут обра­щаться пользователи независимо от места их нахождения в момент воз­никновения информационной потребности. Такими коллекциями, как правило, располагают библиотеки национальные, региональные, ведущие университетские. Их услугами могут пользоваться все жители как непосредственно, так и опосредованно. К услугам библиотек обычно прибегают непосредственно пользователи, территориально наи­более приближенные к месту их нахождения. Остальные же пользуются ими на расстоянии при помощи МБА, издаваемых библиотекой библио­графических пособий, в том числе печатных каталогов, библиографических указателей, списков новых поступлений, реферативных, обзорных и иных публикаций, раскрывающих как фонд библиотеки, так и информационный поток по определенному параметру.

Кроме этого, для снятия противоречия между коммуникационной и кумулятивной функциями библиотеки стремятся как можно более приблизить коллекции документов к месту жительства, работы и отдыха читателей. Фонды библиотек формируются в соответствии с информационными потребностями потенциальных пользователей - жителей определенного населенного пункта или его части, сотрудников предприятия или организации, преподавателей и учащихся определенных учебных заведений и т. д. В фонды включают по нескольку экземпляров одного названия документа, что дает возможность пользоваться одним и тем же документом одновременно многим пользователям. Библиотеки приобретают современные электронные документы, которые, при наличии определенных технических средств, одновременно могут использовать несколько посетителей. Тем самым создаются благоприятные условия для коммуникации между пользователем и документом.

С целью ликвидации противоречий между кумулятивной и мемори­альной функциями в каждом государстве формируется сеть библиотек, соответствующая потребностям и возможностям общества.

Подводя итог сказанному, отметим, что сущностные функции библиотек - коммуникационная, кумулятивная, мемориальная - не могут быть подвержены трансформации, они стабильны, даже смена общественно - экономической формации не может повлиять на них. Оставаясь неизмен­ными, они лишь углубляют свое содержание, совершенствуются под вли­янием происходящих в обществе изменений.

Сущностные функции присущи библиотекам всех типов и видов, однако реализуются по-разному, что проявляется в полноте комплек­тования фонда, сроках хранения документов, круге пользователей и условиях их обслуживания. Так, национальные библиотеки стремятся с наибольшей полнотой формировать фонд национальных документов и обеспечивать как можно более длительное их хранение. Непосредственному же обслуживанию пользователей в режиме выдачи документов во временное пользование ими уделяется значительно меньше внимания, чем созданию национальной библиографии, баз и банков данных, обслу­живанию в удаленном режиме. Небольшие публичные библиотеки, на­оборот, в своей деятельности основное внимание уделяют непосредст­венному обслуживанию пользователей. Библиотеки учебных заведений многих стран, формируя свои фонды, не стремятся приобрести широкий спектр разнообразных документов, а наоборот, ограничиваются узким кругом учебных изданий, но приобретают их в большом количестве. По­сле потери актуальности для целей учебного процесса данные пособия исключаются из фонда и заменяются другими.

Организация работы библиотек с учетом их специфики и особеннос­тей сущностных функций, а также способов снятия объективно возника­ющих между ними противоречий позволяет достигнуть равновесия между их выполнением, избежать возникновения конфликтных ситуаций. Пони­мание объективной природы противоречий, возникающих между сущно­стными функциями библиотек, и владение способами минимизации их отрицательных последствий будут способствовать созданию сбаланси­рованной системы, учитывающей особенности всех этих функций, фор­мированию оптимальной единой сети библиотек страны.


^

ПРОИЗВОДНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ



Как было отмечено выше, сущностные функции конкретизиру­ются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими за­дачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных социальных функций библиотек точно не определен. Наи­более часто в числе их специалисты называют функции: в помощь обра­зованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производст­ва, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - про­светительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную.

Исходя из основных направлений деятельности современных библио­тек, в процессе реализации сущностных функций, по нашему мнению, можно выделить такие основные производные социальные функции:

  • со­действия образованию и воспитанию,

  • информационного обеспечения научно-производственной деятельности,

  • социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с осталь­ными в конкретной библиотеке.

Наиболее изученной является группа функций, которые условно мож­но назвать педагогическими. Среди них наиболее часто упоминают обра­зовательную, воспитательную, учебную, просветительную, в помощь об­разованию и самообразованию и другие

Направление деятельности, связанное с самообразованием, получи­ло дальнейшее развитие в массовых библиотеках и заключается сейчас в предоставлении пользователям документов, содействующих дальней­шему развитию их общеобразовательных и профессиональных знаний. Данное проявление образовательной функции библиотек во многом соприкасается с деятельностью по организации досуга, которая направле­на на содействие развитию индивидуальных склонностей пользователей, не связанных с их профессией (изучение иностранных языков, тех­ническое моделирование и конструирование, кулинария, кройка и шитье, садоводство, огородничество и т.д.).

Воспитательная функция реализуется за счет формирова­ния фонда необходимых документов и предоставления их в распоряже­ние учащихся и преподавателей, путем проведения различных массовых мероприятий, направленных на достижение учебно - воспитательных це­лей.

Изучению функций библиотек данной группы посвятили свои работы ряд специалистов. Так, А. Я. Айзенберг относит образовательную и вос­питательную функции наряду с производственно - вспомогательной к чис­лу основных социальных. Смысл образовательной функции он видит в том, что «библиотеки, содействуя различным видам образования читате­лей, способствуют повышению их культурного уровня, духовному обога­щению человека, воспитанию научного мировоззрения, укреплению по­знавательного интереса». А. Н. Хропач считает, что воспитательная функ­ция заключается в комплексном воспитательном воздействии на абонен­тов.

Н. Е. Добрынина в число основных функций включает просветитель­скую, «сутью которой является распространение знаний». Объектом просветительской деятельности библиотеки, считает Н. Е. Добрынина, являются «самые различные категории читателей, а в центре - лич­ность с ее свободными, причем ничем не ограниченными интересами». По ее мнению, нельзя ставить знак равенства между просветительской и воспитательной функциями, «потому что вторая подразумевает фор­мирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с точки зрения воспитателя, качеств» и связана с «дискредитировавшим себя в нашей стране понятием «руко­водство чтением».

Изучая взаимодействие библиотековедения с педагогикой, В. И. Терешин неоднократно высказывался за необходимость формирования библиотечной педагогики как научной и практической дисциплины. По его мнению, библиотека является педагогической системой, и поэтому педагогическая функция - одна из основополагающих для библиотек. «Библиотека, ведущая читателей в мир информации (а информация все­гда выступает как знание), к высотам культуры, к социализации личности, выполняет педагогическую функцию, охватывающую практически всю ее деятельность». Понимание педагогической функции библиотек как «ведения» детей и взрослых сформировалось в советском библиоте­коведении в теорию руководства чтением.

Суть деятельности современной библиотеки за редким исключением состоит не в непосредственном осуществлении процесса образования и воспитания, а в содействии ему в качестве вспомогательной структуры. Поэтому данную функцию, по нашему мнению, более целесообразно на­звать функцией содействия образованию и воспитанию. Она присуща библиотекам разных типов и видов, однако реализуется ими с учетов собственных целей и задач.

Следующей наиболее часто называемой специалистами является функция содействия развитию науки и производства. В специальной ли­тературе она еще иногда именуется следующим образом: научно-инфор­мационная, научно - производственная, производственная, информаци­онного обеспечения науки и производства, обеспечения научно - техниче­ского прогресса, в помощь научно - техническому прогрессу, в помощь профессионально - производственной и научной работе, производствен­но-вспомогательная.

Задача содействия развитию науки и отдельных отраслей производ­ства была поставлена перед советскими библиотеками еще в период ин­дустриализации и распространялась на библиотеки всех типов. Смысл данного направления заключается в информационном обеспечении на­учных исследований, а также различных видов деятельности по произ­водству промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции, разнообразных услуг с использованием документов, содержащих необ­ходимую для этого информацию. Библиотеки непосредственно не осу­ществляют производство каких бы то ни было товаров или услуг (кроме собственно библиотечных), поэтому данную функцию целесообразно назвать функцией информационного обеспечения научно-производст­венной деятельности. Библиотеки реализуют ее, формируя фонды доку­ментов, соответствующие целям и задачам того или иного вида дея­тельности, и предоставляя их в распоряжение определенных категорий читателей. Данная функция характерна для всех специальных научно - технических библиотек, фонды которых обычно весьма узко специализи­рованы, с учетом потребности сферы деятельности предприятия и орга­низации, структурными подразделениями которых они являются. Вузов­скими библиотеками эта функция выполняется посредством содействия развитию науки, самообразованию и повышению квалификации отдель­ных категорий пользователей.

Для публичных библиотек она характерна в меньшей степени и реали­зуется наряду с другими. Библиотеками этого типа в настоящее время названная функция осуществляется путем содействия развитию мелкого и среднего бизнеса, деятельности небольших предприятий и организа­ций, для которых нецелесообразно содержание собственных библиотек.

Нередко, в том числе и в официальных документах, библиотеку назы­вают учреждением культуры и среди основных ее функций выделяют культурную, культурно - просветительную, досуговую, рекреационную и другие. Так как библиотека является частью общечеловеческой культуры и в то же время представляет собой один из важнейших факторов ее разви­тия, распространения, обновления и приращения культурного достоя­ния, то данную функцию можно определить как социокультурную. В. В. Скворцов сравнивает библиотеку с улицей с двухсторонним движе­нием: «...в одном направлении усилиями библиотекарей поступает к чи­тателям информация об имеющихся достижениях культуры, а в другом - движется информация о вновь созданных ее ценностях». Однако необхо­димо заметить, что это движение основано на выполнении библиотекой сущностных функций, обеспечивающих сбор, хранение и распространение документов, содержащих информацию о достижениях культуры раз­ных народов.

В данном контексте культура понимается в узком смысле как отрасль деятельности по созданию и использованию определенных ценностей, реализация библиотекой данной функции осуществляется по двум на­правлениям. Первое из них заключается в обеспечении развития культу­ры необходимыми документами и характерно для публичных и отдельных видов специальных библиотек. Библиотеки учебных заведений, научно-исследовательских и производственных учреждений сферы культуры, а также собственно учреждений культуры (театров, филармоний, музеев и др.) обслуживают соответствующих специалистов. Полученная информация является основой для их профессиональной деятельности, направлен­ной на создание новых культурных ценностей, а также на подготовку кад­ров, проведение научных исследований, производство материально - тех­нических средств культуры. Публичные же библиотеки, обслуживая ши­рокий круг пользователей, предоставляют им материалы о достижениях в различных направлениях культуры, особенно художественную литера­туру разных стран и народов, чем содействуют образованию и самообра­зованию различных категорий пользователей, самодеятельному творче­ству, расширению кругозора, формированию у них определенной систе­мы культурных ценностей.

В советский период основной в деятельности библиотек выступала идеологическая функция. Ее реализации подчи­нялась вся деятельность библиотек, которая направлялась в первую очередь на пропаганду «марксизма-ленинизма, политики и истории Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства, преимуществ социалистического строя и советского образа жизни; содействие идейно - политическому... воспитанию советских граждан, формирование у них ... марксистско - ленинского мировоззрения, идейной убежденности».

После ликвидации КПСС как единственной правящей партии и с нача­лом формирования в республиках бывшего Советского Союза многопартийной системы и строительства демократиче­ского правового государства, в котором все партии, не запрещенные за­коном, имеют равные права на пропаганду своих взглядов, библиотеки отказались от выполнения идеологической функции. Это сыграло поло­жительную роль в жизни общества и содействовало демократизации библиотечного дела страны.

Вместе с тем нельзя не согласиться с доводами сторонников идеоло­гической функции о том, что она была присуща библиотекам всех эпох. Библиотеки являются частью общества и через поток документов отра­жают свою эпоху. Сотрудники библиотек как члены общества тоже зани­мают определенные идейные позиции. Однако, выполняя свои сущност­ные функции, библиотека не может отдавать предпочтение той или иной идеологии, даже если она признана самой правильной в определенный отрезок времени, и на этом основании пропагандировать документы, со­держащие одни идеологические взгляды, и запрещать доступ к другим, ограничивая тем самым права читателей, не разделяющих господствую­щую точку зрения. Библиотекарь не вправе использовать свое служебное положение для формирования фонда и организации обслуживания поль­зователей в соответствии с личными идейными пристрастиями. Поэтому работу в данном направлении современные библиотеки должны строить в соответствии с конституционными нормами и обслуживать пользовате­лей документами, отражающими разные партийные и мировоззренче­ские позиции.

Библиотекой в зависимости от ее типа и вида, как правило, реализу­ется одновременно несколько производных функций, однако одна из них выступает в качестве доминирующей. Так, библиотекам учебных заведе­ний в значительно большей степени, чем другим, присуща функция со­действия образованию и воспитанию. Научно-технические библиотеки промышленных предприятий и научных учреждений реализуют в своей деятельности функцию информационного обеспечения науки и произ­водства. Для публичных библиотек более характерна культурная функ­ция.

Производные функции трансформируются в соответствии с текущи­ми задачами. Их реализация базируется на основе, созданной в процес­се выполнения библиотекой сущностных функций.

ВЫВОД



Библиотековедами и библиотекарями - практиками социальные функ­ции библиотек нередко обозначались и в отдельных случаях продолжают обозначаться при помощи таких понятий, как «общественная роль библио­теки», «социальная роль библиотеки», «социальная миссия библиотеки», «цель библиотеки», «задачи библиотеки».

В советском библиотековедении эти функции традиционно изучались с точки зрения влияния конкретных социальных задач на принципы ее су­ществования. Ученые стремились установить меру зависимости библио­течной деятельности от социальных процессов и, наоборот, возможно­сти воздействия библиотеки на состояние общества. В 1970 - 1980-е го­ды официальное признание и наибольшее распространение получили идеологическая, культурно - просветительная и научно - информационная функции. Вместе с тем в этот же период Ю. Н. Столяров и А. В. Соколов начали изучение социальных функций в первую очередь с научных, а не идеологических позиций, что позволило им сформулировать принципиально новый их перечень. На современном этапе библиотековеды занялись активным поиском единственной сущностной, онтологической функции библиотеки, в качестве которой называются то информацион­ная (В. В. Скворцов, Н. И. Тюлина, М. И. Акилина), то документно - коммуникационная (Ю. Н. Столяров).

Социаль­ные функции обозначают роль, которую библиотека выполняет по отно­шению к обществу. Они дифференцируются на сущностные и производ­ные. Сущностные социальные функции - те, которые обусловлены сущностью библиотеки как социального института, заключающейся в распространении в пространстве и во времени социально значимых до­кументов с целью удовлетворения информационных потребностей об­щества. Производные социальные функции отражают стремление обще­ства использовать сущностные возможности библиотек для решения те­кущих задач.

Исходя из общественного назначения библиотеки как социального института, ее сущностными функциями являются коммуникационная, ку­мулятивная и мемориальная. Сущностные социальные функции появи­лись одновременно с возникновением библиотеки, и без выполнения ка­кой бы то ни было одной из них она не может существовать как социаль­ный институт. Вместе с тем одновременное выполнение сущностных функций ведет к возникновению объективных противоречий в деятельно­сти библиотек.

Исходя из основных направлений деятельности современных библио­тек в процессе реализации сущностных функций можно выделить следую­щие основные производные социальные функции: содействия образова­нию и воспитанию, информационного обеспечения научно - производст­венной деятельности и социокультурную. В зависимости от типа и вида библиотеки ею, как правило, реализуется одновременно несколько произ­водных функций, одна из которых выступает в качестве доминирующей.

Правильное определение перечня и содержания функций библиотек в информационном обществе поможет установить основное содержание, направления, формы и методы деятельности библиотек, освободить их от не свойственных им обязанностей, разграничить их деятельность с другими родственными учреждениями, что в конечном итоге повысит эффективность и качество их работы

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Библиотековедение, библиографоведение и информатика : терминологический путеводитель. Вып. № 61 / сост. И. Ю. Акифьева и др. - М. : Либерея - Бибинформ, 2007. - 103с. + Прил.: с. 78-102. - (Библиотекарь и время. XXI век). - Библиогр.: с. 73-77. - ISBN 5-85129-175-3.




  1. Ванеев, А. Н. Библиотековедение в России конца ХХ века. Общетеоретические концепции и дискуссии : учеб. пособие / А. Н. Ванеев. - СПб. : Профессия, 2007. - 248 с. - ISBN 978-5-93913-135-3.




  1. Карташов, Н. С.    Региональное библиотековедение : научно-практическое пособие / Н. С. Карташов. - М. : Либерея, 2004. - 224с. - (Библиотекарь и время. XXI век. Вып.12). - Список сокр.: с. 220. - ISBN 5-85129-175-3.




  1. Мотульский, Р. С.   Общее библиотековедение : учебное пособие / Р. С. Мотульский. - М. : Либерея, 2004. - 224с. - Терминологический словарь: с. 217-219. - Библиогр.: с. 220-222. - Перечень условных обозначений: с. 222-223. - ISBN 5-85129-175-3.




  1. Словарь терминов по библиотековедению, библиографоведению и информатике : учеб. пособие для студентов / Самар. гос. акад. культуры и искусств, фак. информ. и межкультур. коммуникаций ; [науч. ред. : М.Г. Вохрышева]. - Самара. : СГАКИ, 2003. - 140 с. - Библиогр.: с. 132-139.







Скачать файл (128 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации