Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Диагностирование и техническое обслуживание двигателя - файл Реферат Яковлева.doc


Диагностирование и техническое обслуживание двигателя
скачать (16 kb.)

Доступные файлы (1):

Реферат Яковлева.doc82kb.19.02.2011 19:05скачать

содержание
Загрузка...

Реферат Яковлева.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский Государственный Университет

Кафедра «Автомобили»

Реферат

на тему:

«Диагностирование и техническое обслуживание двигателя».


Выполнил: студент гр. АТ-532

.

Проверил: Яковлев П.В.

Челябинск

2009

Содержание

1. Основные положения 3

2. Основные неисправности двигателя 4

3. Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонтов автомобилей. 5

4. Двигатель. 9

5. Система охлаждения двигателя 9

^ 6. Система смазки двигателя 9

7. Система питания 10

8. Система выпуска отработавших газов 10



Основные положения

Для предупреждения повышенного и преждевременного изнашивания и других разрушений деталей, а также для обеспечения нормального технического состояния и высокопроизводительной экономичной работы машин в течение всего периода эксплуатации служит система технического обслуживания и ремонта машин.

Система технического обслуживания и ремонта машин предусматривает комплекс работ, направленных на обеспечение или восстановление необходимого технического состояния и работоспособности машин в течение всего периода эксплуатации. Эта система включает в себя следующие элементы: техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт.

^ Техническое обслуживание — это комплекс обязательных, планомерно проводимых работ по поддержанию работоспособности или исправности машин в период их эксплуатации, хранения и транспортирования. Оно предусматривает обкаточные, очистные, контрольные, диагностические, регулировочные, смазочные заправочные, крепежные и монтажно-демонтажные работы, а также работы по консервации машин и их составных частей.

Виды технического обслуживания и их периодичность устанавливает разработчик-изготовитель машины по согласованию с заказчиком и потребителем в соответствии с действующими стандартами.

^ Текущий ремонт выполняют для обеспечения или восстановления работоспособности машин при эксплуатации. Он состоит в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей машины.

Содержание и организация проведения текущего ремонта зависят от вида машины, периода ее использования и технического состояния. Отдельные составные части машины, достигшие предельного состояния, при текущем ремонте можно заменять новыми или отремонтированными при условии, что другие основные составные части машины имеют запас ресурса до следующего ремонта.

^ Капитальный ремонт проводят для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) ресурса машины. Он характеризуется полной разборкой и сборкой машины, заменой всех изношенных деталей (в том числе и базовых) и любых составных частей новыми или отремонтированными, а также обкаткой и испытанием составных частей и машины в целом. Капитальному ремонту подвергают не только машины, но и их составные части. Капитальный ремонт, как правило, выполняют на специализированных предприятиях.

Техническое состояние и причины неисправностей машины в целом и (или) ее составных частей определяют при помощи средств и методов диагностирования, а затем по его результатам дают рекомендации о необходимости восстановления работоспособности путем регулировки механизмов, замены или ремонта отдельных составных частей.

Сроки, содержание и порядок выполнения каждого элемента системы технического обслуживания и ремонта установлены правилами, соблюдение которых обязательно при эксплуатации машин.

^ Основные неисправности двигателя

При заметном снижении мощности, увеличении расхода топлива или масла, падении его давления, возникновении стуков, дымления или неравномерности работы проводят диагностирование двигателя, при котором определяется причина неисправности и выявляется по­требность в регулировочных работах или ремонте.

При диагностировании двигателя производят его осмотр и опро­бование пуском, измерение мощности и проверку технического со­стояния кривошипно-шатунного механизма, а также механизма га­зораспределения. Осмотр и опробование двигателя пуском обеспечи­вают визуальное обнаружение подтеканий масла, топлива или охлаждающей жидкости, оценку легкости пуска и равномерности рабо­ты, дымления на выпуске. Прослушивая работу двигателя, следует установить, нет ли резких шумов и стуков. При такой проверке мож­но выявить очевидные дефекты двигателя до проведения углублен­ного диагностирования.

Практика показывает, что в большинстве случаев течи можно устранить подтягиванием соединений или заменой поврежденных прокладок. Повышенное дымление на выпуске дизеля или увели­ченное содержание СО в отработавших газах бензинового или газо­вого двигателя чаще всего возникает из-за неисправности топливной аппаратуры. Стуки и резкие шумы могут быть вследствие износа поршневых пальцев, отверстий в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износа вкладышей шатунных и коренных подшипников. Они появляются и при задирах поверхностей цилинд­ров и поршней, а также при увеличении тепловых зазоров в приводе клапанов или поломке клапанных пружин.

Назначением ТО-1 и ТО-2 является выявление и предупреждение отказов и неисправностей механизмов и систем двигателя путем свое­временного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

Значительный объем работ при ТО-1 приходится на контроль и восстановление затяжки резьбовых соединений, крепящих оборудо­вание, трубопроводы и приемные трубы глушителя, а также сам дви­гатель на опорах.

При ТО-2 проверяют и при необходимости подтягивают крепле­ние головок цилиндров, регулируют тепловые зазоры в механизме газораспределения. Проверяют и регулируют натяжение ремней при­вода генератора и т.п.

Смазочные работы при ТО выполняются в соответствии с табли­цей (картой) смазки.

Углубленное диагностирование выполняют на стенде с беговы­ми барабанами (рис. 38), который монтируется на осмотровой кана­ве. Этот пост включает в себя пульт управления, вентилятор, а также нагрузочное устройство и приборы, необходимые для диагностиро­вания. На посту можно определить мощность двигателя и расход топлива, количество газов, прорывающихся в картер (газовым счет­чиком).

Для прослушивания стуков двигателей используют стетоскопы. Механические стетоскопы имеют слуховые наконечники (рис. 39, а), вставляемые в уши, и стержень, прижимаемый к различным точкам проверяемого механизма. Электронный стетоскоп состоит из стерж­ня (рис. 39, б), телефона, кристаллического датчика, транзисторного усилителя и батарейного питания.

Зоны прослушивания стуков двигателя указаны на рис. 39, в. Не­обходимо иметь в виду, что распознавание по характеру стуков неисп­равностей двигателя требует больших навыков.

Техническое обслуживание. Компрессию двигателя (максималь­ное давление в цилиндре) определяют компрессометром при прово­рачивании коленчатого вала стартером (рис. 40, а), вставив резино­вый конусный наконечник компрессометра в отверстие для форсун­ки или свечи зажигания. Компрессограф (рис. 40, в) снабжен само­писцем для записи давления по цилиндрам. Чтобы получить дос­товерные результаты, компрессию определяют на прогретом двига­теле, демонтировав с него все свечи зажигания или форсунки. За­данную частоту вращения вала следует обеспечивать исправной заря­женной аккумуляторной батареей, перед измерением компрессии в каждом цилиндре стрелку манометра необходимо устанавливать в нулевое положение.

  Минимально допустимая компрессия для дизелей около 2 МПа, а для бензиновых и газовых двигателей она зависит от степени сжа­тия и составляет 0,60—1,00 МПа. Разность показаний манометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 0,2 МПа для дизелей и 0,1 МПа — для бензиновых и газовых двигателей. Резкое снижение компрессии (на 30—40%) указывает на поломку колец или залегание их в поршневых канавках.

^ Прибор К-69М позволяет обнаружить чрезмерный из­нос, потерю упругости, закоксовывание или поломку колец, износ поршневых канавок, а также потерю герметичности клапанов и про­кладки головки цилиндров.

Сначала проверяют износ поршневых колец, для чего, установив поршень проверяемого цилиндра в положение, соответствующее на­чалу такта сжатия (все клапаны закрыты), через наконечник в отвер­стие для форсунки или свечи зажигания подают сжатый воздух под давлением 0,4 МПа. При износе поршневых колец появляются боль­шие утечки воздуха, поэтому давление в цилиндре, регистрируемое манометром, будет меньше 0,4 МПа. Шкала манометра, размечен­ная на зоны (хорошее состояние двигателя, удовлетворительное и требующее ремонта), указывает утечку, выраженную в процентах.

Вторую проверку выполняют при положении поршня вблизи ВМТ такта сжатия. Утечки воздуха более 15% указывают на сильный из­нос цилиндров.

Утечки воздуха через клапаны при неплотной их посадке в сед­лах определяют на слух, а герметичность прокладки головки цилин­дра — по появлению пузырьков воздуха в горловине радиатора или в стыке головки с блоком цилиндров, смоченного мыльным раство­ром.

Головка к блоку цилиндров крепится шпильками с гайками или болтами. Слабая затяжка гаек или болтов может привести к наруше­нию герметичности цилиндров двигателя, прогоранию прокладки и попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры. Поэтому в процес­се эксплуатации двигателя периодически подтягивают крепления го­ловок: чугунной — на прогретом двигателе, а алюминиевой — на хо­лодном. Подтяжку производят динамометрическим ключом в по­следовательности (рис. 42), которая указана в заводских инструкци­ях. Момент затяжки для двигателей ЗМЗ-53 и ЗМЗ-24 (автомобили ГАЗ-53 и ГАЗ-24 «Волга») 73—78 Нм, для двигателя ЗИЛ-130 (авто­мобиль ЗИЛ-130) 70—90 Нм, для двигателя КамАЗ-740 (автомобиль КамАЗ-5320) 190-210 Нм.

У двигателей ВАЗ в головке цилиндров закреплен корпус под­шипников распределительного вала, гайки крепления которого так­же необходимо подтягивать в определенной последовательности (рис. 42, д). Окончательный момент затяжки этих гаек 22 Нм.

^ Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонтов автомобилей.

Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта установлены следующие виды технического обслуживания и ремонта: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СТО), текущий ремонт, капитальный ремонт и технический осмотр.

Ежедневное техническое обслуживание выполняют 1 раз в смену после работы автомобиля на линии или перед выездом его на линию. Основное назначение ЕТО — общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание внешнего вида автомобиля и его заправка.

Первое и второе технические обслуживания проводят через определенные пробеги автомобилей, устанавливаемые в зависимости от дорожных условий эксплуатации (табл. 2). Основное назначение ТО-1 и ТО-2 — снижение интенсивности изнашивания деталей и поддержание автомобилей в работоспособном состоянии.

Текущий ремонт автомобилей не регламентируют определенным пробегом, его выполняют по потребности при ТО-1 и ТО-2, то есть без принятой периодичности. При текущем ремонте устраняют возникающие отказы и неисправности. Он способствует выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях.

Капитальный ремонт проводят через установленные нормы пробега (в километрах), зависящие от категории дорожных условий эксплуатации и природно-климатических зон. При капитальном ремонте восстанавливают работоспособность и ресурс автомобиля, обеспечивающий его пробег не менее 80% от нормы пробега для нового автомобиля и его агрегатов.

Дорожные условия эксплуатации всех автомобилей разделены на пять категорий. Для автомобилей, работающих в сельском хозяйстве, периодичность технического обслуживания и ремонта определяют с учетом четырех категорий дорожных условий эксплуатации, характеристика которых следующая: вторая категория дорожных условий эксплуатации — автомобильные дороги с битумоминеральным, щебеночным, гравийным и дегтебетонным покрытием; третья категория дорожных условий эксплуатации — автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые дороги, обработанные вяжущими материалами; четвертая категория дорожных условий эксплуатации — грунтовые дороги, укрепленные или улучшенные местными материалами; пятая категория дорожных условий эксплуатации — естественные грунтовые дороги.

В таблицах 1 и 2 приведены периодичности технического обслуживания и ремонта автомобилей без прицепов, а также коэффициенты охвата капитальным ремонтом для третьей категории дорожных условий в Центральной зоне страны.

Таблица 1 периодичность технического обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта

Тип подвижного состава

Периодичность технического обслуживания, км

ТО-1

ТО-2

Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей

2500

10 000

Автобусы

2800

11200

Легковые автомобили

3000

12000


Таблица 2 нормативы пробега некоторых автомобилей до капитального ремонта и годовой коэффициент охвата капитальным ремонтом


Марка автомобиля

Средний пробег, тыс км

Годовой коэффициент охвата капитальным ремонтом

новых автомобилей до капитального ремонта

между капитальными ремонтами

КамАЗ

250

200

0,10

МАЗ-500А

200

160

0,12

КрАЗ-257

160

130

0,12

ЗИЛ-130

230

180

0,11

ЗИЛ-ММЗ-555

200

160

0,13

ГАЗ-53А

160

130

0,13

ГАЗ-53Б

140

110

0,14

ГАЗ-52-04

140

110

0,13

УАЗ-469

140

110

0,13


При работе автомобилей в дорожных условиях второй категории периодичность пробега номерных технических обслуживании и ремонта автомобилей увеличивают на 10%, а в условиях четвертой и пятой категорий снижают соответственно на 12 и 25%. Кроме того, при работе автомобильного транспорта в условиях жаркого и сухого климата нормы пробега уменьшают на 10%, а в условиях холодного климата, где средняя температура в январе колеблется от —20 до —35°С, их снижают на 25%.

Сезонное техническое обслуживание и технический осмотр автомобилей проводят так же, как и тракторов.

Потребность в капитальном ремонте определяют по техническому состоянию автомобиля с учетом фактического пробега и результатов диагностирования. Обычно капитальный ремонт всего автомобиля проводят в том случае, когда кузов легкового автомобиля и автобуса или рама и кабина грузового автомобиля, а также большинство других основных частей имеют предельное состояние.


Двигатель.

Для комплектования различных модификаций автомобиля
ВАЗ-2109 разработано семейство двигателей, которое включает в себя три унифицированных двигателя рабочим объемом 1100, 1300 и 1500 см2 одинаковой конструкции. Этот ряд различных по мощности двигателей получается путем сочетания трех блоков цилиндров (различающихся по высоте и диаметру цилиндров) с двумя головками цилиндров (с разными объемами камер сгорания), а также применением двух типоразмеров поршней (диаметром 76 и 82 мм) и двух коленчатых валов (соответствующих ходу поршня 60,6 и 71 мм).

Улучшение экономичности двигателей достигнуто усовершенствованием формы камеры сгорания, повышением степени сжатия до 9,9, подбором оптимальных регулировок систем питания и зажигания и снижением механических потерь в двигателе в целом.

Двигатели для обеспечения установки поперек автомобиля выполнены максимально сжатыми по длине. Мало места занимает встроенный в блок цилиндров насос охлаждающей жидкости. Компактен узел крепления маховика, облегчены поршни, уменьшены размеры ряда других элементов двигателя. В результате снижена его масса.

Согласованный подбор фаз газораспределения, профиля кулачков распределительного вала, формы впускных и выпускных каналов, конструкции карбюратора и приборов зажигания, а также их регулировок позволил оптимально решить комплексную проблему — обеспечить достаточную максимальную мощность, высокую экономичность, хорошие ездовые качества. Двигатели работают на бензине АИ-93 на всех режимах без детонации.

^ Система охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Насос охлаждающей жидкости оригинальной конструкции расположен в блоке цилиндров. Радиатор — алюминиевый, с пластмассовыми бачками. Мотор-вентилятор и термодатчик унифицированы с ранее выпускаемыми моделями.

^ Система смазки двигателя

Система смазки двигателя—комбинированная, отличается конструкцией масляного насоса, который имеет зубчатые колеса внутреннего зацепления и расположен на носке коленчатого вала. Масляный фильтр унифицирован с применяемым на автомобиле ВАЗ-2105.

Система питания

Система питания имеет следующие особенности:

  • увеличена емкость топливного бака до 43 л; пробка заливной горловины топливного бака на некоторых автомобилях снабжена замком;

  • на топливоподающем трубопроводе установлен топливный фильтр тонкой очистки;

  • для стабилизации давления на входе в карбюратор предусмотрена обратная топливная ветвь для слива излишков топлива в бак;

  • использован новый карбюратор, обеспечивающий экономичную смесь — на различных режимах работы двигателя;

  • для удобства пользования и снижения токсичности при пуске двигателя карбюратор имеет диафрагменное пусковое устройство;

  • улучшена термостабильность системы подачи воздуха, забор которого в условиях высокой температуры окружающей среды осуществляется из предрадиаторного пространства, а при низких температурах — из зоны выпускного коллектора.

^ Система выпуска отработавших газов

Система выпуска отработавших газов включает в себя основной и дополнительный глушители. Для увеличения долговечности основной глушитель изготовлен из нержавеющей стали, а дополнительный — из стали, плакированной алюминием.


Скачать файл (16 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации