Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по аграрной политике - файл 1.doc


Контрольная работа по аграрной политике
скачать (71.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc72kb.16.11.2011 16:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

22. Частная собственность на землю и мотивация деятельности в сельском хозяйстве. 2

29. Механизм привлечения в АПК негосударственных инвестиций. 6

Список используемой литературы 9



22. Частная собственность на землю и мотивация деятельности в сельском хозяйстве.


В России провозглашено многообразие форм собственности, в том числе и земельной, – частная, государственная, муниципальная, общая – и их равенство в экономике.

К государственной собственности относятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований. Это исключает существование земли и других природных ресурсов в качестве бесхозного имущества. Часть земли, находящейся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями во владение, пользование и распоряжение.

Земельные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями во владение, пользование и распоряжение.

Граждане и юридические лица являются частными собственниками принадлежащих им земельных участков. Коммерческие и некоммерческие организации являются собственниками земли, переданной им в качестве вкладов в уставный капитал их учредителями.

Земля и другое имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов хозяйства и используются по соглашению между ними.

В Российской Федерации в частной собственности находится 148,1 млн га сельскохозяйственных угодий, или 76,4% их общей площади. Из них земельные доли сельских жителей составляют 117,6 млн га. Большинство земельных долей (91,8%) передано сельскохозяйственным предприятиям на разных правовых условиях. В фермерских хозяйствах сконцентрировано 17,8 млн га(9,2% сельскохозяйственных угодий), в личных подсобных хозяйствах – 12,7 млн га (6,0%). В государственной собственности находится 45,7 млн га (23,6% сельскохозяйственных угодий).

Земельные отношения включают в себя отношения собственности на землю и отношения, возникающие в ходе ее оборота, процессе взимания, распределения и использования платы за нее.

Земельный рынок в России еще недостаточно развит и не подкреплен в полном объеме законодательной базой. У нас существует рынок, где основным товаром являются дачные участки и земельные участки личных подсобных хозяйств, в то время как основные земельные массивы сельскохозяйственных предприятий товаром не являются.

Из всех форм земельного оборота наибольшее распространение получила аренда. На аренду приходится 90% сделок с землей. Арендодатели в сельской местности – это местные органы власти, сельскохозяйственные предприятия и граждане.

Купля-продажа земельных участков распространена в меньшей степени, но с каждым годом число таких сделок растет. Основная часть сделок и проданной площади относится к личным подсобным хозяйствам, садовым и дачным участкам.

Еще один сегмент земельного оборота – дарение, передача по наследству, залог земельных участков.

Основные причины, сдерживающие земельный оборот, следующие:

  1. противоречивость современной концепции регулирования земельных отношений;

  2. отсутствие эффективной правовой основы развития земельного оборота;

  3. слабое развитие инфраструктуры земельного рынка, не соответствующее его потребностям в регионах;

  4. барьеры, возникающие при реализации прав земельной собственности и связанные прежде всего с выделением земельных участков в натуре, сложными процедурами правового, организационного и технического формирования сделок земельного оборота.

Многие экономисты считают, что для сельскохозяйственных предприятий введение рынка земли преждевременно. Другие же утверждают, что скорейшее формирование такого рынка послужит:

  1. совершенствованию форм и методов государственного регулирования рыночных отношений в аграрной сфере;

  2. обеспечению продуктивного использования земли как основного средства производства путем перехода сельскохозяйственных угодий к пользователям, собственникам и арендаторам, умеющим организовать эффективное сельскохозяйственное производство;

  3. улучшению инвестиционного климата в аграрной сфере;

  4. укреплению правового статуса и социального положения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Острейшая проблема, требующая скорейшего решения в процессе формирования рынка земли в аграрной экономике, – установление цены земельных участков. Исходной является нормативная цена земли. В принятых документах она определяется пропорционально земельному налогу. При определении нормативной цены необходимо также учитывать положение участка по отношению к рынкам сбыта и снабжения, дорожной сети и т.д.

На свободном рынке господствует рыночная цена земли, которая складывается под влиянием спроса и предложения. Предполагается, что в некоторых сельскохозяйственных зонах из-за большого числа предложений цены на землю упадут. В этом случае потребуется защитить продавца, чтобы рыночная цена не была ниже ее нормативного уровня. Наивысшие цены складываются в пригородных зонах.

Формирование рынка земли может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести:

  1. продажа и аренда земли позволяют зарабатывать средства для дальнейшего расширения производства, интенсивно использовать оставшиеся земли;

  2. внутрихозяйственный оборот земельных долей дает возможность увеличивать размеры крестьянских и личных подсобных хозяйств до оптимальных;

  3. не будет бесплатного изъятия земель.

Из негативных последствий следует отметить:

  1. из-за низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию село не способно конкурировать с городом на рынке земли, что приведет к изъятию из сельскохозяйственного оборота ее части;

  2. из-за низкой доходности сельские жители предложат свои земельные доли на продажу, в результате чего из собственников превратятся в наемных работников с соответствующим отношением к земле;

  3. могут появиться крупные землевладельцы, рантье.

В сложившихся условиях продажа земли не может быть свободной, нерегулируемой. Методами государственного регулирования сделок с землями сельскохозяйственного назначения являются:

Прямое регулирование – изъятие по решению государственных органов земель из рыночного оборота или их ограничение в обороте; запрет на изменение целевого назначения сельскохозяйственных угодий, приобретение их лицом, не обладающим возможностями организовать использование этих угодий по назначению; предоставление преимущественного права покупки или аренды отдельным землепользователям; установление предельных размеров участков и др.

Косвенное регулирование, подразумевающее дифференцированное налогообложение как самих сделок, так и последующего использования земли; кредитование и субсидирование различных категорий землепользователей; частичное финансирование со стороны государства землеустроительных работ и др.

Каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю должна быть предоставлена возможность в необходимых случаях приобрести дополнительную земельную площадь для доведения производства до оптимальных размеров и рациональной организации труда.

^

29. Механизм привлечения в АПК негосударственных инвестиций.


Необходимое условие эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса – достаточные инвестиции в него. Важнейшая задача аграрной политики состоит в создании благоприятных условий для повышения уровня инвестирования в АПК.

Инвестиции – долгосрочные вложения денежных средств (капитала) в отрасли экономики в целях получения дохода (прибыли). Они представляют собой расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств, а также связанные с этим изменения оборотных фондов.

Для экономической категории «инвестиции» присущи следующие характерные черты: они обуславливают экономическое развитие предприятий и отраслей; предполагают расходование ресурсов и получение эффекта; возможный эффект от вложения инвестиций носит вероятностный, рисковый характер.

Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций.

Основные направления использования капитальных вложений в сельском хозяйстве следующие:

  1. строительство объектов производственного и непроизводственного назначения;

  2. приобретение техники (сельскохозяйственных машин, тракторов), оборудования и транспортных средств;

  3. закладка многолетних насаждений, их выращивание до эксплутационного (плодоносящего) возраста;

  4. формирование основного стада продуктивного и рабочего скота;

  5. улучшение земель (без сооружений).

Агропромышленный комплекс России испытывает острую нехватку инвестиционных ресурсов для поддержания плодородия почвы, восстановления и приобретения основных средств производства, внедрения новых технологий, улучшения производственной и социальной инфраструктуры села и в конечном итоге обеспечения продовольственной безопасности страны.

Сдерживающие факторы для привлечения инвестиций в АПК следующие: во-первых, инвесторы не имеют достаточных гарантий по возврату выделяемых средств; во-вторых, как правило, объем необходимых инвестиций для реализации инвестиционных проектов значительно превышает объем предоставляемого инициатором проекта обеспечения (залога); в-третьих, ликвидность предлагаемого в качестве залога имущества крайне низка; в-четвертых, высока рискованность сельскохозяйственного производства в условиях отсутствия развитого страхового рынка; в-пятых, практически отсутствует современный и эффективный финансовый менеджмент, что затрудняет мониторинг хода реализации инвестиционных проектов.

Основными принципами инвестиционной политики государства на современном этапе должны быть снижение существующих процентных ставок до уровня, соответствующего уровню эффективности инвестиций в реальный сектор экономики; упрощение и структурная перестройка существующей налоговой системы, а также совершенствование амортизационной политики; формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов; повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов на основе конкурсного размещения.

С развитием рыночных отношений меняются источники и способы финансирования капитальных вложений. На современном этапе инвестиции финансируются:

  1. за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвесторов (прибыль и амортизационные отчисления; накопления и сбережения граждан и юридических лиц; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и др.);

  2. заемных финансовых средств инвесторов (банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов);

  3. привлеченных финансовых средств (средств, полученных от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

  4. инвестиционных ассигнований из государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

По способу финансирования все источники инвестиций можно подразделить на централизованные и нецентрализованные. При централизованном способе источник финансирования капитальных вложений – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, централизованные внебюджетные фонды; при нецентрализованном – в основном источники предприятия. Сегодня изменилось соотношение между централизованными и нецентрализованными источниками финансирования: доля первых резко уменьшилась, вторых – увеличилась. Это закономерно для рыночной экономики.

Государство посредством кредитно-денежной и финансовой политики может влиять на инвестиционную деятельность предприятия. Ее активизация может осуществляться как за счет государственных централизованных инвестиций, кредитов банка и других привлеченных средств, так и за счет косвенного регулирования фондов накопления предприятий посредством снижения налогового бремени.

^

Список используемой литературы


  1. Аграрная политика/А.П.Зинченко, В.И.Назаренко, В.В.Шайкин и др.; Под ред. А.П.Зинченко. – М.: КолосС, 2004.

  2. Экономика сельского хозяйства/И.А.Минаков, Н.П.Касторнов,Р.А.Смыков и др.; Под ред.И.А.Минакова. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.:КолосС, 2005.

  3. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 года.



Скачать файл (71.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации