Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по ИГПЗС - файл Курс лекций рус 2 обн.doc


Лекции по ИГПЗС
скачать (206.5 kb.)

Доступные файлы (2):

Курс лекций рус 1 обн.doc718kb.14.10.2010 22:39скачать
Курс лекций рус 2 обн.doc603kb.14.10.2010 22:39скачать

Курс лекций рус 2 обн.doc

  1   2   3   4   5
Средневековое государство и право Германии



  1. Возникновение раннефеодальной монархии в Германии (Х-XIII вв.)


В VI-VIII вв. Германия входила в состав Франкского государства. В правление Каролингов в Германию стал перемещаться политический центр Франкского государства. После распада империи Каролингов в 843 г. территория Германии вошла в Восточно-Франкское королевство, что положило начало государственному обособлению германских областей.

Развитие феодального общества на новых территориях требовало от центральной власти решения важнейших внутригосударственных и внешнеполитических проблем. Каролингская династия, не сумев выполнить своей задачи, уступила место новой, Саксонской династии. В состав Саксонии вошли франконцы, швабы, саксы и баварцы. Социально-экономическое развитие новых земель шло неравномерно. Феодальные отношения в Баварии и Швабии были более развиты, чем в Саксонии. Кроме того, существовали этнические различия. Политическое обособление проявлялось в праве наследования племенных князей, в их судебной и военной власти на территории герцогств, в существовании особого права в каждом герцогстве.

Объединение восточно-рейнских герцогств представляло собой конгломерат племенных герцогств. Политическая власть была основана на господстве одного племенного герцогства над остальными. Центр королевства в Х в. переместился в Саксонию. В 919 г. на королевском престоле Конрада I сменил представитель Саксонской династии Генрих I.

Превращение саксонского герцогства в наиболее сильное, а затем переход к нему главной роли в новом государстве объяснялось следующими особенностями:

во-первых, Саксония позже других была завоевана Карлом Великим, следовательно, саксы прошли более длительный путь самостоятельного развития;

во-вторых, вследствие пограничного положения Саксонии королевская власть разрешала саксонским феодалам проводить военные действия против славян в IX и начале Х вв.;

в-третьих, в условиях замедленного процесса феодализации саксонские феодалы сумели закрепить свои позиции путем ряда привилегий (политическую власть над зависимым населением и права замещения епископских должностей);

в-четвертых, в Саксонии произошла консолидация господствующего слоя, и установилось согласие духовенства с герцогской властью;

в-пятых, основой политического могущества стали обширные феодальные владения рода Людольфингов. Генрих I продолжал укрепление феодальных владений своей династии. Сильные экономические позиции этой династии закрепились союзом со средними и мелкими феодалами.

К началу 30-х годов Х в. Саксонии были подчинены герцогства Франкония, Швабия, Бавария и Лотарингия. Курс на внутреннюю консолидацию государства и на усиление его международного значения продолжил король Оттон I (936-972гг.) Это вызвало недовольство, и даже мятеж герцогов, который длился 5 лет. Подавление мятежа королевской властью привело к еще большему наступлению на права герцогов. Власть над Баварией была усилена, Франкония была подчинена непосредственно королю. В 962 г. Папа Иоанн XII увенчал Оттона I короной римского императора в соборе Св. Павла в Риме, что укрепило, с одной стороны, позиции Саксонской династии по отношению к герцогам, с другой, фактически санкционировало гегемонию Саксонской державы в Европе. Оттон I успешно вел борьбу с герцогским сепаратизмом, пытаясь превратить герцогов в должностных лиц государства.

Главной опорой короля стал епископат. На епископские должности назначались представители немецкого духовенства. Епископам раздавались земли, захваченные у оппозиционеров императора, а также разные привилегии. Феодальная монархия, значительно окрепшая в период правления Оттона I, включала в себя все германские герцогства, а также насильно присоединенные территории полабских славян и Северной Италии, в ХIII в. стала называться "Священной Римской империей германской нации".

К середине ХI в. феодализм в Германии достиг своего расцвета. Фактически везде крестьяне находились в личной и поземельной зависимости от крупных землевладельцев. Короли удерживали свою административно-судебную власть над населением и располагали правом распоряжения государственными доходами (отчуждать, дарить), что, безусловно, использовалось как средство политического влияния. В этом и заключалась сила феодальной монархии.

В XI в. на политическую арену вступила новая общественная сила - горожане. Если в Англии и Франции горожане выступали в качестве важной опоры усиления феодальной монархии и централизации страны, в роли политического союзника в борьбе с феодальной властью, а также важнейшим источником пополнения королевской казны, то в Германии положение горожан было другим. Королевская власть лишь в редких случаях оказывала помощь обращавшимся горожанам, в основном же поддерживала феодальную знать и способствовала подчинению им городов. Это объяснялось зависимостью короля от феодальной знати в военном отношении, т.к. без помощи феодалов король не мог проводить завоевательную политику. Несмотря на это, горожане неоднократно предлагали свою военную и финансовую поддержку, однако на ответную помощь короля они не могли рассчитывать. Впоследствии это способствовало ослаблению королевской власти.

В начале XI в. короли в борьбе с крупными феодалами опирались на мелких землевладельцев, которые становились рыцарями и обязаны были выполнять военную службу в течение 40 дней в году. Серьезная угроза королевской власти скрывалась там, где ее не ждали - в отношениях с епископатом. Ведь именно епископы получали больше благ, чем светские феодалы.

В Италии епископат служил опорой императорской власти. Служители церкви пользовались иммунитетными привилегиями и располагали судебно-административной властью над населением. Многие монастыри и церкви принадлежали феодальной знати, прежде всего королям и князьям в качестве личной собственности. Характерно, что именно между этими социальными группами возникали острейшие конфликты. Проблема заключалась в стремлении духовенства занять независимое положение и политическое верховенство, а также превратить в полную церковную собственность все то, что только формально принадлежало церкви (земли, десятина и др.), а фактически - королю. Высшие церковные должности покупались и продавались. Все церковное положение не соответствовало ее догматам. В своем послании папа Григорий VII писал: «Князья и сильные мира сего потеряли всякое уважение к церкви и обращаются с ней как с рабой» /5/.

Так возникло движение реформирования церкви. Центрами реформы стали два монастыря: Клюни в Восточной Бургундии и Горз в Лотарингии, откуда реформа в начале XI в. распространилась по областям Рейна, Баварии, Швабии и др. В Германии центром Клюнийской реформы стал монастырь Гиршау. Реформы были порождены, с одной стороны, противоречиями между светской знатью и высшим духовенством, с другой - недовольством народных масс. Основным требованием реформаторов было освобождение монастырей и церкви в целом от любого подчинения светской власти, а также усиление господства церкви над светской жизнью и установление папской теократии. При Генрихе 111 церковная реформа получила свой наиболее полный размах. Папа Лев IX стал осуществлять поставленные задачи, стремясь отделить духовенство от светской власти. Для этого он, во-первых, расширил коллегию кардиналов, что освобождало папскую курию от влияния итальянской знати, во-вторых, стал вести независимую от императора политику, в-третьих, требовал непосредственного подчинения монастырей римской курии.

В то время, когда церковь укрепляла свои позиции, императорская власть приходила в упадок. Основными причинами этого были: недостаток средств на содержание двора; расхищение значительной части королевских земель в период княжеского управления; запустение домениального хозяйства; и, конечно, сильнейшая княжеская оппозиция. Сторонники папы и княжеская оппозиция в Германии добились того, чтобы королевская власть перестала быть наследственной и стала выборной. 8 декабря 1075 г. Папа Григорий VII направил послание, в котором он требовал под угрозой отлучения прекращения назначения на церковные должности, непризнания за Генрихом IV какой-либо власти над Италией. Генрих IV принял эти требования. Однако, надеясь на поддержу немецкого духовенства, король в 1076 г. созвал в Вормсе собрание духовной знати и потребовал смещения папы, но реализовать в жизнь этого не смог.

Особым папским декретом король и его сторонники были отлучены от церкви, что привело к неповиновению феодальной знати. Через год с очень большими сложностями проклятие с короля было снято.

Помирившись с папой, король временно испортил отношения с княжеской знатью. В это время в Форхгейме его отстранили от власти и избрали германским королем Рудольфа Швабского, возглавлявшего ранее княжескую оппозицию. Таким образом, король стал выборным, а в государстве утвердился княжеский суверенитет. Григорий VII одобрил подобные действия. Германские князья хотели иметь такого короля, который бы помогал укреплять и расширять их владения. Папа намеревался полностью подчинить короля своей воле и контролировать не только церковные, но и государственные дела в Германии. И князей, и папу объединяло неприятие независимого положения короля. Король же стремился освободиться от княжеской и папской зависимости. Борьба между этими лагерями длилась еще очень долго.

Вормский конкордат, подписанный в 1122 г. между императором Генрихом V и папой Каликстом II, стал важным этапом на пути от относительного единства к территориальной раздробленности. Ослаблению королевской власти и укреплению позиций князей способствовали выступления феодальной знати против короля, а также борьба папства против императорской власти. По Вормскому конкордату папа добился лишения императора фактической власти над итальянским епископатом, без чего "Священная Римская империя" могла существовать только символически.

Каковы были причины феодальной раздробленности Германии? Ведь в Англии и Франции происходили противоположные процессы: от раздробленности к централизации.

1. Германские короли в борьбе за императорский титул и мировое господство упустили возможность подчинить своей власти феодальную знать, которая без препятствий расширила свои владения за счет внутренних захватов.

2. Германия долгое время подвергалась внешней угрозе, что обычно сплачивало народ.

3. Крупные феодалы сосредоточили в своих руках высшую судебную, административную и военную власть.

4. Они использовали увеличивающиеся доходы от развития товарно-денежного хозяйства и держали под своим господством города. Сельское население также оказывалось под верховной властью князей. Подобные процессы происходили и в других странах, но в Германии король шел на уступки князьям, помогая им укреплять свою власть.

5. В Германии отсутствовали прочные экономические связи между частями империи.

6. Постоянные междоусобные войны способствовали раздробленности государства.

7. Огромное политическое влияние оказывала экономически мощная католическая церковь.



  1. Сословное представительство в княжествах Германии и установление олигархии курфюрстов (ХIV - XVI вв.).

Золотая Булла
Политическое развитие Германии в ХIII в. характеризовалось дальнейшей феодальной раздробленностью. Князья превратились в независимых правителей. Королевская власть обладала лишь ограниченными правами верховного сюзеренитета над князьями. Фактически действовал принцип "вассал моего вассала - не мой вассал". Императоры стремились сосредоточить у себя крупные наследственные владения.

Развитие феодализма в Германии происходило неравномерно в разных частях страны. Большое влияние оказал рост товарно-денежных отношений. Повышалась хозяйственная активность феодалов, ухудшалось положение крестьян, увеличивалась барщина, росли все крестьянские повинности.

С начала ХIV в. произошли изменения в социальной структуре Германии, которые проявились в исчезновении средних феодалов и упадке мелких феодалов - рыцарей. В этот период увеличилось число светских и духовных княжеств за счет средних феодалов, часть из которых превратилась в князей, а часть - в обнищалых рыцарей.

Изменилось и положение духовенства, которое разделилось на две группы. К первой относилось высшее духовенство, ко второй - низшее (сельские и городские священники).

Социальная дифференциация затронула и городское население. К высшей категории (патрициату) относилось бюргерство, к средней - мастера, к низшей - плебейство (подмастерье, поденщики и др.).

Феодалы не были заинтересованы в сильной королевской власти и избирали на престол политически и экономически слабых феодалов. С начала ХIV в. Германией фактически управляло 7 крупнейших князей:

- маркграф Бранденбургский;

- герцог Саксонский;

- пфальцграф Рейнский;

- король Чехии и Богемии;

- и три архиепископа - Кельнский, Майнцский и Трирский. Избранный курфюрстами на германский престол чешский король Карл I (император Карл IV) узаконил политическую раздробленность Германии.

Золотая булла 1356 г. была принята имперским собранием (рейхстагом) и утверждена императором Карлом IV в качестве основного законодательного акта “Священной Римской империи”. Как конституционный акт она сохраняла значение до 1806 г. Императорская власть в Германии была выборной, причем избрание императоров осуществлялось курфюрстами (князьями-избирателями) не на основании определенного порядка, а на основе обычая. Высшая власть в империи признавалась за курфюрстами, которые не только избирали императора, но и решали важнейшие государственные вопросы, ежегодно созывая съезд курфюрстов.

Курфюрсты закрепили право собственности на горные недра и земные богатства (золото, серебро, олово, медь, железо, свинец и др.); право взимания пошлин; чеканки монеты, а также право предоставления убежища евреям. Кроме того, курфюрсты получили широкие полномочия в области юрисдикции и право участия в общеимперском суде. Вассалам запрещалось вести войны против сеньоров, а городам - заключать союзы против курфюрстов. Каждый император при избрании должен был принимать предложенные курфюрстами условия, которые ограничивали его власть.

Таким образом, Золотая булла закрепила великокняжескую курфюрстскую олигархию и оказала воздействие на последующее развитие государственного германского права, так как она считалась действующим законом до 1806 г. Золотая булла утвердила отказ императора от вмешательства во внутренние дела князей, легализовала войны между феодалами и способствовала политической раздробленности Германии.

Император Германии не располагал действенными общеимперскими органами исполнительной власти и общеимперскими финансами, но мог опираться только на свои владения. Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, который состоял из курии князей и курии императорских городов. Однако фактически рейхстаг не являлся органом сословного представительства, а всецело зависел от князей. Он состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей городов, которые заседали отдельно и собирались вместе в исключительных случаях.

В 1495г. был учрежден имперский суд, который применял в своей практике римское право, и лишь иногда применялось немецкое право. В период распада империи в княжествах усиливалась местная централизация. Здесь сложились свои местные сословно-представительные учреждения - ландтаги, которые состояли из представителей земских сословий - дворян, духовенства и горожан. Эти сословия приобрели для себя привилегии и стали замкнутыми корпорациями. Ландтаги - это собрания курий, значение которых в период германского абсолютизма падает. Каждая часть государства образовала свои независимые курии: духовенства, рыцарей и горожан.

С образованием Имперского суда римское право было признано источником права для всей империи. Интенсивный процесс рецепции римского права охватил не только гражданские отношения, но и криминальное право. Это было обусловлено обострением борьбы во время и после Великой крестьянской войны 1524-1525 гг. В 1532 г. рейхстаг принял обще германское уголовно-процессуальное уложение Каролину (название по имени императора Карла V). Каролина по своей форме резко отличалась от современных уголовных и уголовно-процессуальных кодексов. Некоторые ученые считают, что в ней вообще не возможно установить какую-либо систему. Другие утверждают, что Каролина делилась на две части в зависимости от того, носят ли нормы процессуальный или материально-правовой характер. Например, немецкий ученый XIX ст. Л. Бар утверждал, что Каролина имела характер не столько кодекса в современном значении, сколько учебника, или практического руководства по судопроизводству и лишь частично - по уголовному праву. Отсутствие установленной терминологии способствует предотвращению многочисленных примеров и объяснений. Так, в ст. XVIII говорится, что примеры качественных доказательств и подозрений приводятся для того, чтобы любой смог понять и назвать их на своем немецком говоре. Существовало спорное толкование ряда терминов уголовного права. Например, сомнение вызывал термин "найхудшая кража" (перевод сделали ученые XIX ст.), который отражал право негативного отношения к преступлениям, которые были совершены тайно (например, напали из засады). Однако такое толкование противоречит определению за этот вид кражи более легкого наказания. Возможно, имелась в виду мелкая кража. Кроме того, известные исследователи Каролины Бар, Цепфель, Лист и другие указывали на существование пробелов и недоразумений в терминологии, также в заимствовании с итальянской юриспруденции решений спорных вопросов практики. Например, Лист указывал на то, что многочисленные пробелы и решения противоречивых вопросов заменялись в Каролине на "советы образованных людей", то есть носителей рецепции профессиональных юристов. Каролину скорее причисляли к справочнику по вопросам действующего права, нежели к кодексу в современном понимании.

Действительно по своей структуре Каролина делилась на две части, первая состояла из норм процессуального права, а вторая - уголовного, где складывается детально разработанная система преступлений и наказаний. Более чем сто статей посвящалось нормам о преступлениях и наказаниях. Что касается законодательной техники, то она упрощенная по сравнению с другими документами. Каждая статья имеет собственный заголовок, что, безусловно, облегчает пользование документом. Некоторые статьи не имеют заголовков, а лишь делятся на параграфы (VII - X , XXX - XXXII и другие статьи). Этот документ также не имеет систематического распределения на части или главы. При анализе возможно лишь сгруппировать статьи по темам условно. Так, первые пять статей посвящались судоустройству, следующая группа статей касалась мер приостановки и поручительства, обязательных для возбуждения уголовного дела и допроса пытками (ст. ст. VI - XVII). Отдельные статьи посвящались доказательствам (XVIII - ХLIV ст. ст.).

Несмотря на сложность и противоречие некоторых проблем, обнаруженных в Каролине, целесообразно было бы определить характерные особенности этого важного документа. Во-первых, Каролина испытала значительное влияние судопроизводства Святейшей инквизиции, как специального судилища католической церкви, созданной в XIII ст. для борьбы с еретиками. Инквизиционный процесс, который характеризовался формальной теорией доказательств, презумпцией виновности, отсутствием защиты, широким использованием пыток и другими чертами, характерными феодальному судопроизводству, находит свое достаточное воплощение в этом документе. Во-вторых, Каролина стала первым общеимперским документом, который действовал на всей огромной территории Священной Римской империи германской нации в течение 300 лет. Целесообразно было бы припомнить, что в раздробленной Германии того времени существовало очень много отдельных правовых документов. Для каждой территории действующими были свои законы. Например, в Швабии действовало Швабское зерцало, в Саксонии - Саксонское зерцало и тому подобное. В-третьих, целью наказаний было запугивание и месть, как проявление к событиям подавления в Германии после Великой крестьянской войны. Основными видами наказаний были: смертное наказание; членовредительство и телесные наказание; позорные наказания; изгнание из страны, а также штраф. В-четвертых, реальные границы действия Каролины во времени и пространстве были очень спорными. Формально это был единственный общеимперский закон огромной к тому времени империи, действующий с 1533 по 1870 гг. Фактически же он вряд ли был известный во всех частях разноязычной и разноплеменной империи. Так, князья, курфюрсты или сеньоры могли признавать все ранее действующее право их земель, все свои указы, а также практику подчиненных им судей. Часто на практике применялось действующее местное право, а на Каролину вообще не обращали внимание. Например, ученый Бар утверждал, что сборник прав Ротвейля 1546 г., а также уставы прав города Франкенхаузена 1558 г. опираются лишь на раннее действующее местное право, несмотря на Каролину. Немецкий профессор Гератс также утверждал, что Карлу V не удалось выдать Каролину как общеобязательный имперский закон.

Еще один вопрос остается не разрешенным, а именно о действии Каролины в пространстве. Эта проблема рассматривалась во втором разделе предисловия Каролины, где предоставлен широкий перечень титулов Карла V и тем самым указано, на какие территории распространяется действие этого документа. Кроме того, указываются мотивы принятия закона. Это, прежде всего, неосведомлённость судей во многих городах, и "в силу этого во многих местах зачастую действуют вопреки праву и здравому смыслу и либо обрекают мучением и смерти невиновных, либо вследствие неправильных, опасных ошибок и волокиты сохраняют жизнь виновным, оправдывают и освобождают их к вящему ущербу для истцов в уголовных делах и для общего блага» /6 /. Все это свидетельствует о том, что вопросы о реальной силе и границах действия Каролины были очень противоречивыми. Немецкий ученый Лист утверждал, что Каролину нужно рассматривать не как современный кодекс, а лишь как сборник права, подобный "Зерцалам" XII-XV веков. Но, несмотря на это, значение документа чрезвычайно большое, так как он был той основой, на которой на протяжении трех веков находилось общегерманское уголовное и уголовно-процессуальное право, которое рассматривало императорское право (римское право и императорские законы) как высшее правило для деятельности судей.

В XIV - XV вв. своего расцвета достигли германские города, которые делились на 3 группы: имперские, княжеские и вольные.

Имперские города были вассалами императора. Однако постепенно они получили значительную независимость, которая проявлялась в следующем:

- получили право иметь свой высший суд, войско, чеканить монету;

- имели право защиты путешествующих купцов. Обязывались ежегодно выплачивать императору налоги, поставлять воинов, оказывать ему прием.

Вольные города пользовались аналогичными правами, кроме уплаты налога и поставки войска. Княжеские города управлялись своими городскими советами. Однако их права были ограничены в области юрисдикции.

Установившаяся в Германии система княжеского мелкодержавия была недостаточно прочной. Поэтому в течение всего XV в. обсуждались проекты имперских реформ, целью которых была стабилизация германской раздробленности и укрепление системы княжеского мелкодержавия. В 90-х гг. XV в. фактически сложилась княжеская партия имперской реформы, которая была утверждена на Вормском рейхстаге в 1495г.

Существенную роль в этом сыграл Швабский союз, образовавшийся в 1488г. Первоначально это были соглашения между рыцарскими обществами и имперскими городами юго-западной Германии, заключенными с целью защиты от экспансии баварских герцогов. Однако уже через год после основания этого союза в него входили крупные князья, а позже были приняты и баварские герцоги. Император стремился не допускать превращения Швабского союза в орудие княжеской политики. Однако это ему не удалось, так как майнцский курфюрст руководил всем Швабским союзом. Таким образом, руководящая роль в этом союзе принадлежала князьям.

Внутри Швабского союза происходила острая борьба между Габсбургами и другими князьями по вопросу об отношении к баварским князьям, а также между императором и Швабским союзом. В борьбу вступили бранденбугские маркграфы, которые стремились управлять борьбой мелких имперских чинов против Баварии и помешать Габсбургам извлекать из этого выгоды, а также стремились захватить в свои руки руководство всей политикой Швабского союза в целях своих собственных территориальных интересов.

Швабский союз представлял собой концентрированную силу крупных и мелких феодалов юго-западной Германии. Именно поэтому возникала борьба между крупными князьями за подчинение и использование этой силы в своих интересах. Обе стороны, боровшиеся за влияние в Швабском союзе, исходили из того, что он возник с целью обеспечения в юго-западной Германии нерушимости положения каждого имперского чина, т.е. их права привилегий.

Интересам усиления власти князей были подчинены предусмотренные на Вормском рейхстаге 1495г. общеимперские учреждения. Был принят закон об имперском палатном суде и два проекта об имперском совете, в которых отмечалось, что имперское управление должно быть органом власти княжеской верхушки. Имперское управление должно было состоять из 17 человек, одного из которых император назначал президентом. Шесть из них были представителями курфюрстов, и 10 представителями 10 округов империи. Согласно данного проекта, коллегия курфюрстов должна была контролировать имперскую казну. Все эти меры преследовали цель - подчинить княжеской верхушке мелких феодалов. Все имперские проекты рассматривали города только как объекты фискальной политики князей и княжеской империи, которые должны были быть подчинены крупным князьям. Таким образом, имперская система должна была сделать крупных князей гарантами феодального строя, обеспечивая подчиненное положение городов, безраздельное господство всех феодалов над крестьянством. Об организации государственного единства не было и речи. Эта имперская организация окончательно была принята для введения в действие на Вормском рейхстаге в 1521г.


  1. ^ Княжеский абсолютизм в Германии (XVIII - нач. XIX вв.)


Оппозиционное движение, начавшееся в XVI в. в Германии, охватило разные социальные слои - крестьянство, бюргерство, рыцарство. Реформация временно объединила разные слои оппозиции. Апогеем реформационных процессов стала Крестьянская война 1524-1526 гг., которая охватила большую часть Германии. Эта война была подавлена войсками Швабского союза. В результате чего князья провели секуляризацию церковных земель и полностью подчинили церковь своей власти. Кроме того, Габсбурги, начиная с конца V в. - начала XVI в., проводили великодержавную политику при поддержке феодально-католических сил Европы. Так, Карл V, избранный в 1519г. императором «Святой Римской империи», объединил с землями, входившими в состав империи, огромные владения испанской короны. Однако, не добившись успеха, он в 1556г. отрекся от престола. А в Германии еще более укрепилось княжеское мелкодержавие.

В начале XVII в. в Германии наметился явный экономический упадок. Усиливалась зависимость городов от князей, что сковывало торговлю и промышленность, развитие мануфактур в деревне. Экономическому упадку способствовало перемещение путей мировой торговли от Средиземного моря к Атлантическому океану. Внутригосударственные противоречия сопровождались международными конфликтами, чему способствовала политика Габсбургов. Это привело к началу Тридцатилетней войны, которая началась в Германии, а затем переросла в длительную, общеевропейскую. Все это имело самые тяжелые последствия для социально-экономического и политического развития Германии.

В 1648 г. Вестфальский мир юридически закрепил территориально-княжескую раздробленность Германии. Он касался преимущественно устройства «Священной Римской империи», которая существовала лишь формально, так как в ее состав входило более 300 германских княжеств, 51 вольный город и полторы тысячи рыцарских владений, признававшихся независимыми и самостоятельными государствами.

Территория 30 княжеств составляла менее 2 кв. миль каждая, еще 10 княжеств имели в окружности от ¼ до 1 мили. Иногда князь даже не мог позволить себе выстрелить из пушки, так как ядро попадало в соседние владения.

Таким образом, в Германии воцарился княжеский абсолютизм. Завершился процесс вторичного закрепощения крестьян, расширились владения феодалов, которые производили хлеб на экспорт, этим сгоняя крестьян с земли. Основной доход феодалы получали от земли. Поэтому расширение территорий, захват соседних земель стали основным направлением внешней политики государства. Новые земли делали новых налогоплательщиков. За новые земли боролись с целью выхода к морю, чтобы вести торговлю с другими странами.

Произошли изменения в социальных отношениях страны. Значительно ухудшилось положение крестьян: усиливался феодальный гнет над ними; к прежним повинностям добавились контрибуции; большинство ранее зажиточных крестьян разорилось, увеличилось число крепостных крестьян; часть крестьян лишилась собственности и перешла в состояние городского плебейства.

Произошла конфискация церковных владений, многие церкви и монастыри были сожжены либо разграблены.

Дворянство разорялось и переходило на службу к князьям. В городах утверждалось господство городской аристократии. Города были лишены своих привилегий и попадали в полную зависимость от князей.

В благоприятном положении оказались только крупные князья, которые обогащались за счет контрибуций, наложенных на города и деревни, секуляризации церковными землями. Согласно Вестфальскому миру за князьями признавалось суверенное право заключать между собой союзы и вступать в соглашения с другими государствами, но при условии, если эти соглашения не направлены против империи.

К XVII в. в Германии утвердился княжеский абсолютизм, который имел свои особенности:

  • длительное сохранение политической раздробленности;

  • неравномерное экономическое развитие страны;

- в отличие от других государств (например, Франции и Англии), где переход к абсолютной монархии обеспечивал создание централизованного государства, в Германии княжеский абсолютизм закрепил состояние экономической и политической раздробленности;

- широкое развитие бюрократизма и мелочной регламентации в государственном управлении;

- полицейский (или казарменный) характер абсолютизма, то есть полное отрицание всяких личных прав граждан. Не было гарантий против произвола властей и т.д.

Во многих княжествах Германии были практически ликвидированы сословно-представительные органы - ландтаги, созданы постоянные армии. Князья от императора зависели все меньше, и власть его в Германии превратилась в почетное звание. Роль рейхстага изменялась в сторону значительного уменьшения. Имперский суд не имел никакого значения. Князья не подчинялись и имперскому суду. Они были абсолютно независимы в своих владениях. Дворянство и духовенство находилось в их полной зависимости. Ландтаги практически не собирались.

Наиболее крупным из немецких государств было Брандербургско-Прусское курфюршество, которое с 1701 г. стало называться Пруссией.

Длительная война во многом определила развитие Пруссии, которая напоминала огромную казарму. Прусская армия строилась на муштре и палочной дисциплине. Она была одной из лучших в Европе и на нее уходила половина финансов страны.

Король Пруссии Фридрих Вильгельм I был очень неординарной личностью. Он ненавидел роскошь и праздность. Даже на королевском столе изысканные блюда заменялись салом, колбасой и капустой. Он не терпел никаких излишеств в одежде, сам носил поношенный мундир, лично производил обыски в домах подданных в поисках материй с пестрым рисунком. Более того, король приказывал покупать жареный кофе только у государства и утвердил должность «вынюхивателей» с целью покарания любителей жарить кофе дома. При Вильгельме 1 сурово каралось взяточничество и казнокрадство. Например, за взятки могли приговорить к смертной казни. За опоздание на 1 час чиновника наказывали большим штрафом, а за пропуск 1 дня без разрешения у него удерживалось жалование за полгода.

Прусская буржуазия, в отличие от французской, не стремилась во дворянство. Рыцари, которые служили у короля, получали вновь захваченные земли с крестьянами.

Помещики - рыцари (назывались юнкерами) поселялись у границ, наблюдали за врагом и давали ему отпор. В отличие от Франции, где крестьяне освободились от крепостного права к XVI в., в Пруссии крепостное право процветало.

Наиболее ярко черты полицейского правления проявились при Фридрихе II (король в 1740-1786гг.). На войну он тратил 2/3 всех доходов королевства. Его армия насчитывала 20 тыс. человек, при 2 млн. населения страны. В ней служили, преимущественно крепостные рекруты, которые подвергались муштре и подчинялись суровой палочной дисциплине.

В 1740 г. прусские войска вторглись в Силезию, что стало началом войны за Австрийское наследство, и подчинили ее. Пруссия вошла в число великих европейских государств. В этой связи между Пруссией и Австрией обострилась борьба за господство в Германии, которая закончилась в пользу Пруссии.

Фридрих II проводил реформы в духе просвещенного абсолютизма: частичное упорядочение деятельности судебных и финансовых органов; расширение начального образования и др. Однако никаких изменений не было произведено в отношении крепостных порядков, которые препятствовали развитию мануфактурного производства.

Центральные органы власти Пруссии можно представить следующей схемой:



  1   2   3   4   5



Скачать файл (206.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации