Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Учетная политика коммерческого банка - файл 1.doc


Реферат - Учетная политика коммерческого банка
скачать (92 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc92kb.18.12.2011 05:46скачать

содержание

1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ЛГТУ)

Экономический факультет
Кафедра бухгалтерского учета и финансов

Реферат по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ в банках»

на тему: Учетная политика банка

ВЫПОЛНИЛ: студентка 4 курса, гр. БА-06-1

Пешкова Е.В.

________________________

подпись, дата

ПРОВЕРИЛ: Маркина Н.А.

____________________

подпись, дата

Липецк 2010 г.
Содержание:

2. Особенности учетной политика банка для целей бухгалтерского учета 6

Учетная политика банков - один из методов денежно-кредитного и валютного регулирования. Осуществляется центральными банками стран путем маневрирования (повышения или понижения) учетным процентом.
Учетная политика банков имеет две функции: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя функция - регулирование центральным банком объема денежной массы в обращении и темпов инфляции. Понижение официальной учетной ставки приводит к удешевлению кредитных ресурсов и увеличению их предложения на рынке (цель - оживление инвестиций и стимулирование экономического роста), а ее повышение - к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но одновременно и к сокращению объема инвестиций.
Внешняя функция - привлечение иностранных капиталов и повышение курса национальной валюты. Политика «дешевых» денег может отрицательно повлиять на платежный баланс страны и валютный курс, в связи с оттоком капитала в страны с более высокими процентными ставками. Вместе с тем движение капитала зависит также и от рискованности инвестиций, что может существенно понизить результативность принимаемых мер. 6

Введение

Начиная с 1995 г. хозяйствующие субъекты, в том числе кредитные организации, формируют свою учетную политику в целях обеспечения методического, технического и организационного единства учетного процесса в течение отчетного периода.
Учетная политика — это совокупность принципов, правил (их вариантов) и технологий (способов, методов) разумной организации и ведения бухгалтерского учета в банке (иной организации, на предприятии) с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации.

Иными словами, под учетной политикой непосредственно понимается принятая в данной организации совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов ее экономической деятельности.

Организация самостоятельно формирует свою учетную политику. Применительно к банку в учетной политике должны быть определены возможные варианты учета тех операций, в отношении которых альтернативнее решения предусмотрены в официальных нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в кредитных организациях. При этом она не должна дублировать положения ни его кредитной, инвестиционной и прочих политик, ни правил учета операций в той их части, которая жестко определена в нормативных документах.

Разработчики учетной политики банка должны ясно понимать цели своей работы. Такими целями можно считать конкретизацию порядка использования способов ведения учета, допускаемых в нормативных актах, придание нормативного статуса самостоятельно разработанным способам ведения учета, установление механизмов реализации способов учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности банка.

^ 1. Сущность и элементы учетной политики коммерческого банка

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» организация самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и особенностей деятельности, руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.
Учетная политика в широком смысле слова — это методика (порядок) ведения (учетное обеспечение процесса принятия управленческих решений на разных уровнях); адекватной оценки активов, обязательств, затрат и финансовых результатов, в том числе при составлении сводной финансовой отчетности; налогового планирования.
Под учетной политикой в узком смысле слова понимается установленный в законодательстве набор допустимых альтернатив для отражения в бухгалтерском учете операций, активов и обязательств, затрат и финансовых результатов.

При этом в финансовом и налоговом законодательстве устанавливается перечень операций, в отношении которых разрабатывается и применяется учетная политика, а также сами альтернативные способы отражения в учете отдельных операций.
В любом случае учетная политика банка должна отвечать требованиям: полноты отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности; осмотрительности (осторожности); приоритета содержания перед формой; непротиворечивости; рациональности и экономичности ведения учета.

Целями разработки учетной политики коммерческого банка являются:

- конкретизация порядка использования допустимых нормативными актами способов ведения бухгалтерского учета;

- придание нормативного статуса самостоятельно разработанным способам ведения бухгалтерского учета;

- установление механизмов реализации способов бухгалтерского учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности банка.

Банк разрабатывает и утверждает свою учетную политику, основываясь на утвержденных Центробанком Плане счетов и Правилах учета, других его нормативных актах, а также на нормативных документах Минфина и иных государственных органов.

Банком России установлено, что в составе учетной политики коммерческого банка должны быть определены:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета в банке, его филиалах и подведомственных учреждениях;

  • формы первичных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Роскомстата типовые формы первичных учетных документов;

  • порядок расчетов с филиалами (структурными подразделениями);

  • порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам Банка России;

  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

  • порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

  • порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета;

  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика банка должна быть оформлена приказом, распоряжением либо иным организационно-распорядительным документом. Изменения в учетной политике банка могут приниматься в случаях его реорганизации (слияние, разделение, присоединение), смены собственников, изменений законодательства РФ или в механизме нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработки новых способов учета.

Изменения в учетной политике также оформляются приказом или распоряжением. Утвержденную приказом (распоряжением) учетную политику банк должен представить в налоговый орган по месту своей регистрации. Любые изменения, вносимые банком в свою учетную политику в будущем отчетном периоде, также должны быть согласованы с указанным органом.
^

2. Особенности учетной политика банка для целей бухгалтерского учета

Учетная политика банков - один из методов денежно-кредитного и валютного регулирования. Осуществляется центральными банками стран путем маневрирования (повышения или понижения) учетным процентом.
Учетная политика банков имеет две функции: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя функция - регулирование центральным банком объема денежной массы в обращении и темпов инфляции. Понижение официальной учетной ставки приводит к удешевлению кредитных ресурсов и увеличению их предложения на рынке (цель - оживление инвестиций и стимулирование экономического роста), а ее повышение - к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но одновременно и к сокращению объема инвестиций.
Внешняя функция - привлечение иностранных капиталов и повышение курса национальной валюты. Политика «дешевых» денег может отрицательно повлиять на платежный баланс страны и валютный курс, в связи с оттоком капитала в страны с более высокими процентными ставками. Вместе с тем движение капитала зависит также и от рискованности инвестиций, что может существенно понизить результативность принимаемых мер.


Содержание учетной политики банков принято рассматривать в разных аспектах, важнейшие из которых представлены ниже.
1) организационно-технический аспект

При формировании учетной политики применительно к конкретному направлению бухгалтерского учета выбирается один из нескольких допустимых его вариантов. Если в законах и иных нормативных актах такие варианты не установлены, то банк, формируя свою учетную политику, самостоятельно разрабатывает соответствующий вариант исходя из Правил учета. Сказанное относится к формированию рабочего плана счетов, выбору форм первичных учетных документов, к порядку инвентаризации имущества, документооборота, технологии обработки учетной информации, внутрибанковскому контролю за операциями, порядку и периодичности печатания учетных документов.

Первичные учетные документы согласно совместному постановлению Минфина РФ от 18 июня 1998 г. № 27н и Госкомстата РФ от 29 мая 1998 г. № 57-а принимаются к учету в том случае, если они составлены по унифицированным формам. Первичные документы, для которых в альбомах Госкомстата РФ не предусмотрены типовые формы, утверждает руководитель банка.

Составной частью учетной политики банка является порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств, определяемые в соответствии с Методическими указаниями Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 и Правилами учета.

Оптимальным считается проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности: имущества — по состоянию на 1 октября, а финансовых обязательств, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности — на 31 декабря отчетного года. При передаче имущества в аренду, его выкупе или продаже, обнаружении факта хищения или порчи имущества, смене материально ответственных лиц и в других необходимых случаях необходима частичная инвентаризация.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации. Правила документооборота утверждает руководитель банка.
Технология обработки информации зависит от применяемых средств автоматизации банковских технологий и соответствующих программных продуктов. Как правило, используется программа «Операционный день банка» в рублевом и мультивалютном режимах. Некоторые крупные банки сами разрабатывают собственные бухгалтерские программы либо привлекают к их разработке специализированные фирмы.
Порядок внутрибанковского контроля, который ведут специальные работники бухгалтерии банка, определен в разделе 3 части III Правил учета.
Организацию контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы обеспечивает главный бухгалтер.

Контроль направлен на обеспечение сохранности средств и ценностей, соблюдение клиентами требований к оформлению документов, своевременное исполнение распоряжений клиентов о перечислении (выдаче) средств, перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах.

В своей учетной политике банк определяет методы и технические средства такого контроля, который проводится путем визуальной проверки документов, оформленных на бумаге (бланках), программным путем, а также с применением кодов, паролей и иных средств. Обязательная часть указанного контроля — постоянный последующий контроль (контроль правильности учета и оформления проведенных операций надлежащими документами), который предполагает проставление на документах дополнительной подписи контролирующим работником.
Главный бухгалтер, его заместители, начальники отделов и работники служб последующего контроля систематически проводят последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы. При этом в учетной политике банка определяются методы и приемы проведения таких проверок и порядок оформления их результатов. Внешний по отношению к бухгалтерии банка контроль должна вести служба внутреннего контроля банка.
2) методический аспект

С точки зрения методики учетная политика банка должна содержать внутренние (рабочие) положения об учете проводимых им банковских и хозяйственных операций. В данном аспекте ряд вопросов банковского бухгалтерского учета можно считать недостаточно разработанными. Здесь целесообразно остановиться на наиболее важных моментах учетной политики банков, влияющих на их финансовые результаты и налогооблагаемую базу.

1. Выбор периодичности формирования финансовых результатов. Правила учета допускают выведение результатов работы по решению самого банка, но не реже 1 раза в квартал.
2. Периодичность получения доходов от имущества, отданного в доверительное управление, аренду, лизинг, должна быть согласована с периодичностью уплаты в бюджет налога на прибыль.
3. Периодичность списания доходов и расходов будущих периодов на доходы и расходы отчетного периода (ежемесячно или ежеквартально) также зависит от выбранного варианта платежей налога на прибыль.

4. Методика учета кредитных операций.
В учетной политике банка должны быть определены также следующие элементы:
• по пассивным операциям: момент отнесения процентов за пользование кредитами на расходы банка; оформление и учет кредитов, выдаваемых в форме овердрафта; порядок учета открытых кредитных линий;
• по активным операциям: момент включения процентов за выданные кредиты в доходы банка; порядок формирования, корректировки и использования резерва на возможные потери от кредитной деятельности.
5. Методика учета операций с ценными бумагами. Здесь следует руководствоваться Правилами учета, Положением ЦБ «О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг» от 21 марта 1997 г. № 55 и другими документами.
Учетная политика банка должна содержать элементы методики в отношении пассивных (эмиссионных) и активных (инвестиционных) операций банка с ценными бумагами. При этом должны быть отражены следующие вопросы.

В части пассивных {эмиссионных) операций должен быть предусмотрен порядок учета: операций, связанных с формированием и изменением УК банка; оплаты УК иностранной валютой; уменьшения УК; выпуска банком собственных ценных бумаг (векселей, облигаций); создания резервов под обесценение ценных бумаг. В части активных {инвестиционных) операций — порядок учета: вложений в ценные бумаги других эмитентов; выкупа собственных ценных бумаг.
6. Методика учета операций участия банков в уставных капиталах других организаций.

7. Методика учета операций с иностранной валютой.
8. Определение отдельных элементов учета материальных ценностей и не материальных активов. Учетная политика в этой части должна определять методы оценки видов имущества и обязательств.

В учетной политике должны быть также закреплены: порядок начисления сумм амортизации; объекты основных средств, стоимость которых не погашается в процессе их эксплуатации; порядок учета расходов на ремонт основных средств.

9. Периодичность распределения прибыли, порядок создания и использования фондов банка. Все это также должно найти отражение в учетной политике банка.

^ 3. Налоговые аспекты учетной политики коммерческого банка

Особенность учетной политики в современных условиях — необходимость разработки наряду с учетной политикой для целей собственно бухгалтерского учета также и специальной учетной политики для целей расчетов по налогам (и иным обязательным платежам).
Порядок ведения бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения не во всех случаях совпадают. Кроме того, налоговое законодательство допускает разные сроки и варианты уплаты налогов.
В недалеком прошлом все данные, необходимые для правильного исчисления налогов, подлежащих уплате в бюджеты, формировались в составе бухгалтерского учета и могли непосредственно использоваться как при расчете налогов, так и при составлении налоговых деклараций. Сейчас бухгалтерский учет и налоговый учет — это самостоятельные учетные системы, преследующие разные цели и имеющие разные законодательные базы.
Налоговый учет предназначен для накопления и обработки информации, необходимой для исчисления и уплаты предприятиями и организациями распространяющихся на них налогов (иных обязательных платежей) и для контроля за своевременным исполнением ими обязанности вносить соответствующие суммы в бюджеты.
В соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 23) основные задачи налогового учета следующие:
• учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена в законодательстве о налогах и сборах;
• представление в налоговый орган по месту учета деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена в законодательстве о налогах и сборах.
Объектами налогового учета могут быть (п. 1 ст. 38 НК РФ): операции реализации товаров (работ, услуг); имущество, прибыль, доход; стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристики, если с наличием таких объектов у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности платить налог. При этом каждый налог имеет самостоятельный объект обложения.
Начиная с 2001 г. в налоговое законодательство вводится норма о необходимости формирования предприятиями и организациями своей учетной политики для целей налогообложения. Сама эта норма стала применяться с 2002 г.
Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в НК РФ.
Положения указанной главы Налогового кодекса допускают значительные расхождения порядков группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Так, налоговый учет в организаций может быть построен по двум схемам: в первом случае регистры налогового учета формируются на основании данных первичных документов независимо от бухгалтерского учета, во втором — на основании данных регистров бухгалтерского учета и их корректировки.

Выбор той или иной схемы налогового учета является элементом учетной политики организации. Организация должна самостоятельно разработать регистры налогового учета. В приказе об учетной политике для целей расчетов по налогам (и иным обязательным платежам) должны быть отражены следующие вопросы (с соответствующим обоснованием):

  • выбранные организацией способы формирования налоговой базы по различным налогам;

  • схемы ведения налогового учета;
    формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения.
Выбирая вариант формирования налоговой базы, организация должна четко определить, к какому налогу конкретно относится тот или иной способ учета. При этом данные налогового учета должны отражать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей расчетов по налогам в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- остатки расходов (убытка), подлежащие отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- порядок формирования резервов;
сумму задолженности по расчетам с бюджетом и др.

Для целей налогового учета банку наряду с рабочим планом счетов и другими обязательными элементами учетной политики целесообразно утвердить единые для всех филиалов:

  • периодичность определения финансовых результатов деятельности;

  • варианты исчисления и уплаты налогов, выбранные из допускаемых налоговым законодательством;

  • рабочую схему аналитического учета доходов и расходов;

  • формы внутренней документации, применяемой банком с целью учета объектов налогообложения по разным налогам.

В соответствии с п.7.1 Правил ведения бухгалтерского учета выведение результатов деятельности (прибыли, убытки) производится по решению, принятому в кредитной организации, - не реже одного раза в квартал.

Банк также имеет право установить периодичность уплаты налога на прибыль. В соответствии с п.5.1 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (ред. от 18.03.1997) кредитные организации имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. В зависимости от периодичности определения финансового результата деятельности, как правило, осуществляется и уплата налога на прибыль.

Для уплаты налога на прибыль банком и его филиалами важно вести учет доходов и расходов по идентичной схеме счетов аналитического учета.

Внедрение единой схемы аналитического учета доходов и расходов является важным условием правильности исчисления и уплаты налогов. Большое значение имеет и внедрение единых форм документов, применяемых как банком, так и его филиалами с целью учета объектов налогообложения по разным налогам.

Наряду с изложенными принципиальными вопросами ведения налогового учета банку следует определиться по ряду других вопросов:

а) методы оценки имущества и обязательств;

б) порядок амортизации активов, их переоценки и выявления финансового результата от реализации (списания);

в) порядок ведения бухгалтерского и налогового учета отдельных операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

г) порядок ведения бухгалтерского и налогового учета доходов банка, являющихся базой для исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и других налогов, исчисляемых от доходов банка;

д) порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

При выборе учетной политики необходимо предусмотреть возможность максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета. Их совмещение возможно, в частности, по следующим направлениям: учет расходов на ремонт основных средств; учет расходов на НИОКР; оценка остатков незавершенного производства; способы группировки учета затрат.

Заключение

Учетная политика коммерческого банка – это документ, отражающий наряду с вопросами учета, внутреннего контроля и некоторые аспекты эффективности управления коммерческим банком и требует профессионального подхода к его разработке.

При формировании учетной политики коммерческого банка по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Таким образом, целями разработки учетной политики коммерческого банка являются:

- конкретизация порядка использования допустимых нормативными актами способов ведения бухгалтерского и налогового учета;

- придание нормативного статуса самостоятельно разработанным способам ведения бухгалтерского и налогового учета;

- установление механизмов реализации способов бухгалтерского и налогового учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности банка.

В силу различий между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетом учетная политика должна стать связующим звеном между указанными видами учета, дать возможность составлять консолидированную отчетность в организациях, имеющих филиалы и дочерние компании, а также обеспечить однозначное толкование финансовых результатов деятельности как внутренними, так и внешними пользователями отчетности.
Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон: [от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 23.12.2005 г.)]

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон, часть первая № 146-ФЗ от 31.07.1998г (с изм.), часть вторая № 117-ФЗ от 05.08.2000

3. О бухгалтерском учете в РФ [Электронный ресурс]: федеральный закон [от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (с изм. от 2002 г.)]

4. О банках и банковской деятельности. Федеральный закон Российской федерации от 02.12.90 г. №395-1 (в ред. 07.08.2001 г.)
5. О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. 30.06.03 № 86-ФЗ).
6. Положение Центрального Банка РФ от 05.12.02 г. № 205-П «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях».
7. Правила по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ. Положение ЦБ РФ № 205-П от 05.12.2002 г. (в ред. Указания ЦБ РФ 09.08.2004 г. № 1484-У).

8. Банковское дело: Учебник / Под ред. Коробовой Г.Г. – М.: Экономист, 2004. – 751 с.
9. Банковское дело: Учебник / Под ред. Белоглазовой Г.Н. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 591 с.
10. Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 667 с.
11. Букато В.И., Головин Ю.В. Банки и банковские операции в России. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 367 с.
12. Бухгалтерский учет в коммерческом банке в проводках: Учеб. пособие / Под ред. Л.П. Кроливецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004


Скачать файл (92 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации