Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Виды цен. Установление цены на медицинскую услугу - файл 1.doc


Виды цен. Установление цены на медицинскую услугу
скачать (108 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc108kb.18.12.2011 06:26скачать


1.doc

Виды цен. Установление цены на медицинскую услугу.

Содержание
1. Виды цен на новые медицинские услуги………………………….…..3

2. Виды цен на существующие медицинские услуги……………………7

3. Система цен на медицинские услуги в России……………………..…11

4. Установление цены на медицинские услуги………………………….16

Список литературы………………………………………………………...22
1. Виды цен на новые медицинские услуги
“Снятие сливок” на рынке, то есть установление с самого начала продвижения новой услуги с высокой ценой, в расчете на пациентов, готовых оплатить эту услугу. Сущность данной политики – максимизировать прибыль. Она применяется, когда внедряется принципиально новая услуга, не имеющая аналогов, а также когда внедрение услуги происходит на таком сегменте рынка, где спрос не зависит от динамики цен. Такой подход оправдан, если есть уверенность в том, что в ближайшее время не появится аналогичная услуга. Кроме того, это возможно, когда разработка услуги имеет под собой мощную финансовую основу, новейшее оборудование и дорогостоящие НИОКР. В этом случае для конкурентов издержки для освоения аналогичной услуги оказываются слишком высокими.

Данная стратегия имеет ряд преимуществ, т.к. высокая цена:

  • позволяет легко исправить ошибку, допущенную при ее установлении – покупателям больше нравится снижение цен, чем их повышение;

  • обеспечивает больший размер прибыли при высоких издержках произведенных в период освоения медицинской услуги или товара;

  • позволяет сдерживать покупательский спрос, т.к. в период освоения нового товара организация не сможет удовлетворить потребности всех желающих в связи с ограниченностью ее производственных возможностей;

  • способствует созданию имиджа качественного продукта у его потребителей, что в дальнейшем может помочь увеличить реализацию при снижении цены.

Если медицинская услуга или товар будут признаны “престижными”, то высокая цена также будет способствовать увеличению спроса.

Данная стратегия наиболее эффективна при наличии достаточного спроса и некотором ограничении конкуренции. Однако эта стратегия привлекает конкурентов, желающих получить больше доходов с продукции, имеющей высокую цену.

Цена внедрения и проникновения на рынок медицинских услуг предполагает, что медицинское учреждение устанавливает на новую услугу заниженную цену, чтобы привлечь как можно большее внимание пациентов и завоевать большую долю рынка. Потребителей привлекают низкие цены, что ведет к расширению объема услуг, при этом низкие цены часто затруднительны для существующих и потенциальных конкурентов. Если выбран такой путь, то нужно быть твердо уверенным в том, что конкуренты не смогут быстро прореагировать на уменьшение цен и существенно снизить цены на свои услуги. Такая тактика часто сопровождает “ценовые войны”.

Цена лидера на устанавливается по аналогии с ценой услуги, предлагаемой фирмой, доминирующей на рынке. Чем меньше отличий новой медицинской услуги от большинства предлагаемых услуг на конкретном рынке, тем ближе уровень цен на новые услуги к отраслевым “стандартам”. Если медицинская организация сравнительно небольшая, то лучше устанавливать цены по аналогии с ценами лидеров.

“Психологическая” цена устанавливается ниже круглой цифры и часто выражаться нечетным числом. Данный подход очень популярен по нескольким причинам: у потребителей создается впечатление очень точного определения затрат на производство медицинской услуги или товара и невозможности обмана; людям нравится получать сдачу; им кажется, что это сниженные цены и что учреждение идет на уступки своим пациентам. На самом деле в выигрыше оказывается продавец, получающий прибыль за счет увеличения объема реализации.

Престижная цена основана на установлении высоких цен на медицинские услуги или товары очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами. Это могут быть “модные” услуги (пластические операции и т.п.). Практика показывает, что в ряде случаев пациент готов приобретать услугу только по цене не ниже определенного уровня. Чтобы установить такие цены, нужно быть уверенным в высокой репутации медицинской организации и в том, что в данный момент имеющиеся на рынке услуги не обладают теми особенными свойствами, которые предлагает данная медицинская организация.

Иногда можно заложить прибыль на одной медицинской услуге или на одной группе клиентов и затем использовать эту предполагаемую прибыль для того, чтобы снизить цены на другие услуги, то есть оценить их ниже себестоимости и осуществить дотирование одних товаров или услуг за счёт прибыли от других. Здесь фирма в целом не будет нести убытков, так как она назначит более высокие цены на другие услуги или для другой группы клиентов.

Дотирование одних товаров или услуг за счёт прибыли от других в конкурирующей среде обычно требует регулирования, поскольку это не согласуется с максимизацией прибыли как таковой. Если монополист может проводить дискриминацию цен, то он может максимизировать прибыль, выбирая разные маржи прибыли, превышающие предельные затраты, но это отличается от взаимного субсидирования, хотя на практике отличить эти понятия трудно. Монополист может также принять решение о взаимном субсидировании дополнительных товаров, приобретаемых одним и тем же лицом, как, например, в случае с товарами, предлагаемыми в убыток для привлечения покупателей. Преследуя свои цели, фирмы могут принять решение снизить цены на определённые услуги (или для определенных клиентов) даже ниже себестоимости, но при этом не нести убытков, назначая цены выше себестоимости на другие услуги или для другой группы клиентов, как если бы они обратили монопольные прибыли, заработанные на одних секторах рынка, в дотации цен другим секторам.

Необходимо заметить, что эмпирические данные по этому вопросу не являются окончательными. В целом считается, что некоммерческие медицинские фирмы, особенно больницы, занимаются взаимным субсидированием, когда у них есть также возможности продажи медицинских услуг на рынке. Часть дотаций направляется на исследования или преподавание, часть – на более престижные виды лечения, а часть почти неизменно тратится на покрытие расходов по лечению тех людей, которые не оплачивают 100% стоимости медицинского обслуживания. Бесспорно, подобная практика имеет место, когда больший процент людей с малыми доходами, которым не полагается медицинская помощь в рамках системы Медикэйд (США), получают этот вид дотируемого лечения. В то же время является фактом то, что многие, получающие такое лечение, находятся выше черты бедности.
2. Виды цен на существующие медицинские услуги
В современных условиях цены на медицинские услуги, которые уже давно предлагаются на рынке, устанавливаются в тесной связи с постоянным совершенствованием качества, увеличением ассортимента услуг и объема их реализации. Все эти изменения должны производиться с учетом требований потребителей и в соответствии с запросами и предпочтениями целевых групп пациентов.

Разработка новых видов и совершенствование уже существующих медицинских услуг требует правильной выработки метода ценообразования медицинским учреждением. От того, какой подход выбран, зависят уровень прибыльности медицинской организации, возможность конкурировать с другими фирмами, а также постоянно привлекать к себе пациентов.

Существуют несколько основных видов цен, которые можно устанавливать на существующие медицинские услуги.

Скользящая падающая цена вследствие “экономии на масштабе”. За счет увеличения объема выпуска медицинских услуг постепенно уменьшаются издержки их производства, что вызывает снижение цен и может привлечь больше пациентов. Часто это определяется новым оборудованием и технологией. Главным фактором при выборе такого подхода является соотношение спроса и предложения. Данный вариант цены рассчитан на массовый спрос, на большую группу пациентов и должен характеризоваться эластичностью спроса к изменению цен.

По мере насыщения рынка медицинскими услугами может наблюдаться постепенное снижение цен. Поэтому, решая снизить цены руководителю медицинской организации необходимо проанализировать темпы роста оказываемых медицинских услуг, сопоставить их с динамикой емкости рынка (прежде всего – по темпам изменения доходов потенциальных пациентов) и затем определить, на сколько процентов предстоит снизить цены в предстоящий период, чтобы обеспечить устойчивый объем реализации услуг. Условия рыночной конкуренции должны характеризоваться высокой чувствительностью (эластичностью) потребительского спроса к изменению цен. Поэтому некоторое понижение цен, безусловно, может привлечь пациентов.

Цена сегмента рынка. Разные группы пациентов могут платить за одну и ту же услугу разную цену. Пациенты с высоким уровнем денежного дохода могут позволить себе заплатить за услугу высокую цену, поскольку на них сильно действуют такие, например, факты, что в данном медицинском учреждении лечились известные политики, артисты, бизнесмены и прочие представители “элиты”; они предъявляют повышенные требования к интерьеру помещения и т.п. Люди же среднего достатка, естественно, будут вести себя по-другому. Учитывая эти факторы, можно менять цены на услуги в зависимости от того, кому данные услуги предназначены. Необходимо выбрать четко определенный круг пациентов, с которыми организация будет работать и которые готовы платить за получаемые услуги.

Гибкая цена устанавливается в зависимости от конъюнктуры [от. лат. conjunctura, conjungo - связываю, соединяю] рынка медицинских услуг, т.е. экономической ситуации, складывающейся на рынке, характеризуемой определенными уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж. Гибкая цена основана на ценах, которые быстро реагируют на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. Применение такого вида цен оправдано, если имеют место колебания спроса и предложения, в относительно короткие сроки, например, при продаже некоторых продуктов питания (свежей рыбы, цветов), ряда медикаментов и т.п. Установление такой цены будет эффективно при небольшом количестве уровней управления в фирме, а также при делегировании полномочий самому нижнему уровню управления.

Преимущественная цена может использоваться при установление цен на изделия медицинской техники, выпуск которых прекращен. В этом случае цены устанавливаются значительно выше, чем на обычные товары и ориентированы на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. Данный метод установления цены на расходные материалы, запасные части и комплектующие, применяют некоторые иностранные фирмы, которые поставляют в Россию медицинскую технику, снятую с производства. Такая техника, хотя и не была в употреблении и считается новой, но уже морально устарела. Соблазнившись ее дешевизной, некоторые руководители органов и учреждений здравоохранения ее приобретают, но, в дальнейшем, оплата расходных материалов и запасных частей по высокой цене для оборудования (снятого с производства) будет экономически невыгодна. При этом отказаться от закупки комплектующих материалов и запасных частей практически невозможно, т.к. денег на приобретение современной техники уже не будет хватать. Такой вид цены может предлагаться потребителю и при оказании медицинских услуг со скидкой (например, для членов его семьи), здесь создается преимущество для конкретных лиц.

Рассмотренные подходы к ценообразованию и виды цен следует использовать для повышения конкурентоспособности медицинского учреждения. Роль маркетинга в этом вопросе заключается в выборе оптимального подхода к установлению цен на оказываемые услуги, обеспечивающего перспективы их реализации, а также получение прибыли. Важно одновременно с выбором одного из подходов к ценообразованию предпринять и другие меры по продвижению медицинских услуг на рынок для того, чтобы была обеспечена обратная связь, позволяющая руководству учреждения вносить изменения в ценовую стратегию.
3. Система цен на медицинские услуги в России
Для медицинских услуг применяются: монопольные цены (устанавливаются производителем); номинальные цены с учетом себестоимости и минимальной прибыльности; оптовые цены (для организаций отпускается большое количество товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с учетом допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца); рыночные цены (равные розничным) (определяются группой продающих субъектов с учетом общей выгоды); скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий); твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей, договорами).

Существуют специальные сокращенные названия цен. Так, например, «сиф» - цена (стоимость товара, включая стоимость перевозки до потребителя); фоб - цена доставки товара к потребителю; франко - цена, включающая стоимость товара, транспортные расходы, затраты на погрузку, охрану, хранение. Система цен – это совокупность видов цен, взаимодействие которых обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. В литературе существует следующая группировка цен:

По оптовым ценам продукция реализуется крупными (оптовыми) партиями. Оптовые цены применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, при реализации продукции через товарные биржи, базы “Медтехники”, крупные аптечные фирмы.

По розничным ценам товары продаются индивидуальным покупателям, при небольшом объеме каждой продажи. По таким ценам часто реализуются товары для конечного потребителя и в меньшей мере – организациям, предпринимателям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой и создается прибыль организаций розничной торговли (аптек, магазинов “Медтехники” и пр.).

Тарифы (расценки) представляют собой цены, по которым производится оплата услуг (поставка электроэнергии, услуги связи, медицинские услуги и пр.). Существуют тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Медицинская организация, имеющая лицензию на оказание медицинской помощи, может использовать средства ОМС в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения на территории субъекта РФ. Состав тарифа обычно состоит из текущих затрат плюс средства на развитие медицинского учреждения.

Тарифы имеют следующие особенности:

  • тарифы устанавливаются только на те виды медицинской помощи, которые включаются в территориальные программы ОМС.

  • тарифы рассчитываются на каждый из используемых объемных показателей, к которым относятся: годовая программа амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в стационаре, консультация, операция, диагностическая лечебная манипуляция.

Многие территории РФ, охваченные ОМС, используют единые методики расчетов тарифов. В ОМС объектом финансирования становится пациент, группа заболеваний, услуга, исполнитель данного вида медицинской помощи. На высокоспециализированную медицинскую помощь могут устанавливаться индивидуальные тарифы.

Еще одна методика расчета цен на медицинские услуги основана на основе клинико-статистических групп (КСГ) или медико-экономических стандартов (МЭС), которые используются для определения стоимости лечения случая заболевания или группы случаев. В КСГ (на основе статистической информации) группируются сходные случаи заболеваний, в отношении которых применяется лечебно-диагностические мероприятия. Случай лечения заболевания включает сумму процедур и соответственно время на выполнение лечебно-диагностического процесса, что дает возможность рассчитать стоимость законченного случая лечения. Сведения о возможных осложнениях и сопутствующих заболеваниях дают возможность определить сложность лечения больного с учетом возраста, степени тяжести болезни, сроков лечения, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, специфики трудозатрат и установить стоимость лечения.

В англоязычной медицинской литературе существует понятие сходное с КСГ – диагностически-родственные группы (DRG).

Одной из методик установления цены на медицинскую услугу является использование т.н. условных единиц трудоемкости (УЕТ), под которой понимается стоимость одной минуты проведенного исследования или процедуры. При расчете затрат на одно посещение врача общая сумма расходов конкретного подразделения (месячная, квартальная или др.) делится на нормативные трудозатраты врачебного персонала за этот же период. Умножением полученной величины на количество УЕТ или минут по данной услуге определяется стоимость медицинской услуги.

Государственные цены на платные медицинские услуги населению (прейскурантные цены). Государственные цены на платные медицинские услуги населению в основном используются для расчетов ЛПУ с населением при оказании медицинской помощи на коммерческой основе. Они включают типичные фактические затраты, рассчитанные на основе утвержденных трудовых и материальных норм, а также прибыль (от 15 до 30% к себестоимости). Хотя в государственные цены на платные медицинские услуги населению включается элемент прибыли, тем не менее, нет ни одного документа Министерства финансов РФ, разрешающего бюджетным организациям использовать прибыль как показатель эффективности деятельности.

Договорные цены на медицинские и сопутствующие им услуги по заказам организаций и предприятий. Эти цены утверждаются прямыми договорами между медицинскими учреждениями и организацией – заказчиком работ. Проявляют себя как наиболее свободные в сегодняшней практике.

Сведения о возможных осложнениях и сопутствующих заболеваниях дают возможность определить сложность курации и операции при лечении больного. Последние определяются с учетом возраста, степени тяжести болезни, сроков лечения, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, специфики трудозатрат. Для определения сложности каждого вида медицинской услуги проводится обработка информации по амбулаторным картам или историям болезни экспертным путем.

При расчете затрат на одно посещение врача общая сумма расходов конкретного подразделения (месячная, квартальная или др.) делится на нормативные трудозатраты врачебного персонала за этот же период, выраженные в единицах трудоемкости (УЕТ) или временных затратах. Таким образом, рассчитывается стоимость 1 УЕТ или 1 мин. Умножением полученной величины на количество УЕТ или минут по данной услуге определяется ее стоимость (себестоимость).

Услуги параклинических отделений рассчитываются как детальные услуги. На основании элементов затрат, отнесенных на себестоимость параклинической услуги и бюджета рабочего времени определяется себестоимость 1 мин исследования (анализа, процедуры) и последующим умножением последней на нормативную длительность определяется себестоимость Ср соответствующего анализа (исследования, процедуры):
Ср = Lp / F х t,
где Ср – себестоимость параклинической услуги; Lp – затраты данного параклинического отделения; F – фонд рабочего времени персонала, оказывающего услугу (с учетом коэффициента использования рабочего времени); t -нормативная длительность услуги.

Для тех служб, где на исследование затрачивается не одинаковое время врача и среднего и младшего персонала, рассчитываются раздельно стоимость минуты работы врача, среднего и младшего медицинского персонала.
4. Установление цены на медицинские услуги.
Согласно пункту 9 Правил оказания услуг цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По государственным (муниципальным) учреждениям прейскуранты цен могут доводиться соответствующими федеральными (местными) органами исполнительной власти.

Цену платной медицинской услуги, как правило, образуют:

а) действующие тарифы по территориальным программам обязательного медицинского страхования;

б) затраты учреждений, связанных с эксплуатацией и ремонтом зданий, сооружений, приобретением оборудования (определяются в процентах от установленного тарифа (пункт «а») раздельно за лечение в стационаре и за медицинские амбулаторно-поликлинические услуги);

в) затраты стационара, связанные с превышением нормативного срока пребывания пациента по медико-экономическому стандарту, определяемых по стоимости одного койко/дня нормативного срока лечения (пункт «а» + пункт «б») за каждый койко/день сверх нормативного пребывания;

г) надбавки, устанавливаемые в процентном отношении к сумме затрат, указанные в пунктах «а» – «б», за условия повышенной комфортности, предоставляемые по желанию пациента (например, одноместная палата – 25 процентов, двухместная палата – 15 процентов, телефон, телевизор - по 10 процентов и тому подобное);

д) прибыли с учетом норматива рентабельности в размере 25 процентов от суммы пунктов «а» – «г»;

е) дополнительные услуги за предоставляемый транспорт, привлечение специалистов-консультантов, индивидуальный пост, индивидуальное питание и тому подобное, оплачиваемые по факту предоставления услуги, исходя из дополнительных тарифов (расценок).

Отсюда видно, что цена услуг, оказанных в поликлинике (амбулаторно), будет складываться из тарифа по программам обязательного страхования и определенной части постоянных затрат учреждения.

При оказании услуг с выездом на дом, дополнительно подлежат оплате стоимость проезда (эксплуатации транспорта) и стоимость дополнительно оказываемых услуг.

По согласованию с органами здравоохранения государственными и муниципальными учреждениями может быть принят любой другой порядок ценообразования на оказываемые услуги (например, примерные затраты учреждения плюс оплачиваемый уровень рентабельности; по средним рыночным ценам, сложившимся в регионе, и тому подобное).

На новые виды услуг, не перечисленные в прейскурантах (ценниках), а также в тех случаях, когда использование цен заранее оказывается экономически не выгодным (не возмещаются понесенные расходы по бюджетной сфере), учреждения самостоятельно выходят с представлением экономических обоснований и расчетной документации.

В случае необходимости такие услуги могут быть оказаны по рыночным тарифам, сложившимся в местности, где расположено учреждение.

При предоставлении услуг, предусмотренных программами обязательного медицинского страхования, к уплате причитается разница между ценой услуги и страховой ценой.

Коммерческие учреждения самостоятельно определяют расценки (тарифы) на оказываемые услуги.

Во всех случаях потребители должны быть уведомлены о действующих в учреждении расценках до предоставления услуг.

Вопрос установления цены на медицинскую услугу достаточно важен, и от того, насколько оптимально выбрана цена той или иной услуги, зависит прибыль организации, ее конкурентоспособность на рынке медицинских услуг.

Цена, которую устанавливает медицинское учреждение на услугу, должна быть выше затрат на ее оказание.

Следовательно, перед тем как установить цену на услугу, медицинская организация должна определить все свои затраты на нее. Сделать это можно самостоятельно, а можно воспользоваться Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг (временная), которая утверждена Минздравом Российской Федерации №01-23/4-10, РАМН №01-02/41-10 от 10 ноября 1999 года, и не утратила свою силу до сих пор.

В соответствии с положениями данного документа все затраты, из которых складывается себестоимость услуги, можно разделить на следующие составляющие:

  • основную заработную плату основного персонала.

  • дополнительную заработную плату основного персонала;

  • отчисления с заработной платы основного персонала во внебюджетные фонды;

  • материалы (медикаменты и перевязочные материалы);

  • амортизацию оборудования;

  • прочие расходы.

В основную заработную плату основного персонала включаются суммы, которые медицинская организация выплачивает своим сотрудникам согласно штатному расписанию. К дополнительной заработной плате будут относиться различные компенсации, например:

  • за работу в ночное время;

  • женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком;

  • отпускникам.

Кроме того, в дополнительную заработную плату будут включаться суммы, выплачиваемые приглашаемым консультантам.

В составе прочих расходов медицинское учреждение учтет:

  • оплату труда общеучрежденческого персонала. Общеучрежденческий персонал – это сотрудники вспомогательных подразделений, заведующие отделениями, старшие медицинские сестры, младший медицинский персонал и медицинские регистраторы;

  • отчисления во внебюджетные фонды с данной заработной платы;

  • затраты на командировки.

Определив состав затрат, из которых складывается себестоимость услуги, необходимо определить норматив расходов каждого вида затрат на услугу.

Калькуляция на законченный случай лечения в стационаре:

1. Средний мед персонал

Ср. м/п

Катего-

рия

Разряд

30%

Ночные

Сложн.

Итого

Район

Заб

Итого

Св

итого

9

II кат

2278

683

683

340

3984

1195

1593

6772

1693

8465


Младший персонал

Кол-во

Разряд

30%

Ночные

Итого

Район

Заб

Итого

4

1330

399

399

2327

698

930

3955


3955 × 4= 15820

15820 × 12 = 189840

337200+914220+189840=1441260+374727=1815987
2. Медикаменты по данному случаю ~ 101 р.

101 × 12968 = 1309768 (ср. мед персонал)

50 × 12968 = 648400 (питание)
3. 1815987 + 1309768 + 648400 = 3774155

3774155 : 12968 = 291 ( р. один койко-день)

4. Больной Иванов Б.Б., 24 года с диагнозом: Пневмококковая правосторонняя острая верхнедолевая бронхопневмония средней степени тяжести ДНо.

Срок лечения 24 дня. По стандарту – 21 день.

Было назначено следующее лечение:

Амоксиклав – по 1 таб.*3 р./сут. 14 дней

Цефазолин – по 1,0 * 2 р./сут. 14 дней

Офлоксацин – по 1 таб. (0,2) * 2 р./сут. 10 дней

Аскорбиновая кислота – р-р 5% по 3 мл – 3 р./сут., внутривенно капельно в 5% растворе глюкозы 100 мл. 10 дней.

Срок лечения 24 дня, по стандарту – 21 день. Больной превысил стандарт на 3 дня, что составило экономический ущерб для ЛПУ 873 р. Всего на лечение было затрачено 7705,5 р., по стандарту – 6832,5 р..

Если мужчина работающий, то если в среднем стоимость одного дня нетрудоспособности составляет 150 р., то 450 р. составляет ущерб б/л.

Список литературы


  1. Конституция Российской Федерации. – М., 1995.– 64 с.

  2. 86. Ненов Н.И., Димитрова Б.С., Игнатова Е.П. Оценка вклада разных категорий медицинских работников в деятельность больницы// Советское здравоохранение – 1988–№7.– С. 55-57.

  3. 88. Носова С.С. Экономическая теория. – М., 2000.– 520 с.

  4. 124. Совершенствование деятельности организаций, финансирующих оказание медицинской помощи// Материалы для дискуссий (Программа “Здравреформ”). – М., 1996.– 78 с.

  5. 127. Справочник хирурга поликлиники/ Кутушев Ф.Х., Либов А.С и др. – Л., 1982.– 296 с.

  6. 128. Столяров С.А. Маркетинговое управление медицинским учреждением// Здравоохр. Российской Федерации. – 1997.–№3.– С. 17-20.

  7. 130. Столяров С.А. Реклама и маркетинг в медицинском учреждении// Здравоохр. Российской Федерации. – 1998.–№1.– С. 43-45.

  8. 131. Столяров С.А. Социальный маркетинг в здравоохранении // Медицинская газета. – 1997.–№5.– С. 4.



Скачать файл (108 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации