Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Архаическая культура - файл 1.doc


Архаическая культура
скачать (133 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc133kb.18.12.2011 06:30скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………3

1 Периодизация и синкретичный характер первобытной культуры.

Антропогенез, социогенез, культурогенез. Происхождение искусства..………4

2 Ранние формы верований и их место в современной культуре ……………….11

3 Памятники первобытной культуры на территории современного

Казахстана ……………………………………………………………………….14

Заключение ………………………………………………………………………19

Список литературы ………………………………………………………………21
ВВЕДЕНИЕ

Первобытная культура – архаичный склад культуры, который характеризует верования, традиции и искусство древних народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые продолжают существовать и сегодня, сохранив при этом в нетронутом виде сложившийся много тысяч лет назад первобытно-общинный образ жизни. Хотя в основном, первобытная культура охватывает древнее искусство, религиозные верования и культы, мировоззрение, также особые традиции и обряды каменного века.

Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период среднего каменного века, или мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня, но и из этих металлов.
1 Периодизация и синкретичный характер первобытной культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез. Происхождение искусства.


Жизнь первобытного человека не ограничивалась только производственной и материальной сферой, но включала и сферу духовную. Более того, духовная жизнь людей каменного века эволюционировала и имела свои особенности, духовная культура была неотъемлемой частью жизни первобытного человека. Периодизация первобытного общества представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему. Проблемы у археологов, этнографов, антропологов начинаются с вопроса: кого считать первым, самым древним человеком? Какие останки относятся именно к человеку, а какие еще принадлежат животному - человекообразной обезьяне? Что принимать за критерий человека - воспроизведенный антропологами вес и объем мозга или внешность и походку человека; а может быть - умение трудиться, признаком которого служат найденные рядом с останками орудия и продукты труда? Ответ ученых: и то, и другое, и третье следует учитывать. Определение времени, к которому принадлежат останки, зависит от уровня развития нашей техники. Еще в 70-е гг. XX в. ученые утверждали, что самый древний человек жил 1 млн. лет назад. Сегодня - на рубеже XXI в. - радиологический метод определяет, что самые древние останки принадлежат человеку, жившему 4,5 млн. лет назад.

Периодизацию первобытной культуры все же можно представить соответственно археологической, основанной на различиях в материалах технике изготовления орудий труда:

- палеолит (древнекаменный век, 40 - 10 тыс. лет до н. э.);

- мезолит (среднекаменный век, 12 - 8 тыс. лет до н. э.);

- неолит (новокаменный век, 8 - 3 тыс. лет до н. э.).

Эпоха бронзы (3 - 2 тыс. лет до н. э.) и эпоха железа (1 тыс. лет до н. э.) соответствуют уже древним цивилизациям с высоким уровнем развития культуры.

К особенностям первобытной культуры человечества относится синкретизм (единство) культуры древних людей. Их верования и искусство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни. Не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей. Первобытной культуре в целом свойственна однородность. Росписи, рисунки, орнамент, каменные орудия труда, верования древних людей обнаруживают сходство в деталях и технике изготовления, независимо от того, где они были выполнены: во Франции или в Сахаре, в доколумбовой Америке или Норвегии, Австралии или на Урале. Выдвигаются несколько причин этого сходства, но в современной науке вопрос о сходстве древних культур остается открытым и не имеет однозначного решения.

Останки древнего человека, жившего около 4,5 млн. лет тому назад, были обнаружены археологами в XX веке. «Первого» человека назвали австралопитеком (южной обезьяной). У этого человека был небольшой объем мозга и массивные челюсти, но он уже был прямоходящим и умел изготавливать самые примитивные орудия труда, поэтому его назвали «хомохабилис» («человек умелый»).

Около 1 млн. лет назад появляется еще один вид «человека умелого» - питекантроп (обезьяночеловек), местом обитания которого была восточная Африка. Внешне он напоминал австралопитека, но объем мозга у него приближался к современному. Питекантроп изготавливал орудия более сложной формы из камня: резцы, рубила, скребки.

Примерно 250 тыс. лет назад в результате эволюции появился неандерталец, которого в науке назвали «хомо сапиенс неандерталенсис» («человек разумный неандертальский»). От современного человека его отличали только низкий лоб и скошенный подбородок. Неандерталец умел искусственно добывать огонь, поэтому смог приспособиться к условиям жизни ледникового периода (начался около 1 млн. лет тому назад). Неандертальцы заселили юг Европы, Азии и Африку вплоть до Западной Сахары. Они усовершенствовали орудия труда, носили шкуры животных, сооружали жилища, хоронили своих сородичей и совершали простые обряды.

Около 40 - 35 тыс. лет до н. э. с началом последнего периода оледенения неандертальца сменил кроманьонец («хомо сапиенс» - «человек дважды разумный»). Он появился как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. По «ледяным мосткам» кроманьонцы перебрались в Австралию и Америку. Биологическое формирование человека завершилось: по своей физической конституции кроманьонец был подобен современному человеку, он владел речью и выделывал около 150 каменных и 20 костяных орудий труда и охоты.

Возникновение искусства и первых верований древних людей относятся к 40 - 33 тыс. лет до н. э. Во многих регионах мира сохранилась пещерная живопись эпохи палеолита. Это поразительные по меткости наблюдения и совершенству исполнения изображения животных. Создание «второй природы» - это результат освоения окружающего мира. За изображениями животных стоят какие-то предания и обряды, о которых можно только догадываться, но которые явно были связаны с поисками выражения гармонии природы.

Процесс становления культуры начался с облавной охоты на крупного зверя - основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена, которые не ощущали этого “зова будущего” и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на длительное застойное существование - ведь не было никаких стимулов для развития творческого мышления. Ремесло еще только начиналось и заключалось лишь в некотором усовершенствовании способов обработки камня, но и здесь только те племена имели будущее, которые культивировали, т.е. совершенствовали, развивали свое умение.

Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг нашего предка постепенно превращался в человеческий, т.е. стали различаться функции правого и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время была невозможна, следовательно, и невозможно и абстрактное, логическое мышление. Длительное время, как и у ребенка, у первобытного человека два полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы называем синкретической.

В родоплеменном коллективе все существует в неразрывном единстве - у всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна прическа; пляски, мифы, обряды - одинаковые, короче, “я” растворено в “мы”. В такой культурной ситуации всегда преобладает мир фантазии, воображения над осмыслением, анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие от раздробленного, непостижимого в своих закономерностях и данного только в противоречивых ощущениях внешнего мира, к тому же просто пугающего своей откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.

Второй основополагающий принцип первобытной культуры – ее традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми. Они передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями.

Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа – упорядочение человеческой жизни – робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.

Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.

С другой стороны, общество сохраняет жизнеспособность лишь там, где у граждан есть убеждение в осмысленности его норм, в наличии в обществе собственных общезначимых ценностей и потенциальной осуществимости этих ценностей, в значительности его традиций. Между тем сама действительность не дает для такого убеждения непосредственных, очевидных, бесспорных оснований, поскольку она никогда не совпадает с той, какую хотелось бы видеть, а интересы каждого никогда не могут полностью и целиком совпасть с общими интересами. Неизбежно возникающий зазор если не исчезает, то отступает на второй план лишь там, где человек способен верить в свое общество и его ценности, разумеется, исходя из жизненных обстоятельств, но, в конечном счете, зачастую, как бы поверх их. Здесь идет на помощь мифология. Вера как мощная культурная опора, смыслообразующая доминанта всей жизни, общества, культуры.

В первобытном обществе вся духовная жизнь могла выразиться в силу неразвитости умственных представлений только в художественной деятельности, т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функций первобытного искусства: это – и познание, самоутверждение человека, и систематизация мира, фиксация его видимой оболочки, вера в магическую силу изображения и т.д. Появление искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.

Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется свободное время, т.е. когда решена основная проблема – проблема выживания и решается уже другая, качественно иная проблема – жизни. Однако, первобытное искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи – оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно. В Европе – от России до Франции на территории протяженностью несколько десятков тысяч километров с запада на восток – найдено огромное количество однотипных памятников первобытного искусства, в которых обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки некоторых образов, например, так называемых “палеолитических Венер”, символов плодородия, продолжения рода.

В своем стремлении овладеть силами природы первобытный человек обращается к магии. В основе магии лежал принцип аналогии – вера в получение власти над предметом через овладение его образом (ведь в мифологическом представлении образ и реальный предмет, как мы уже отмечали, неразличимы). Первобытная охотничья магия направлена на удачную охоту. Первыми магическими изображениями принято считать отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах. Отпечатки рук, в отличие от обычных следов являются сознательно оставленными человеком знаком своего присутствия в данном месте. Позднее этот знак становится знаком обладания и приобретает тем самым магический смысл.

В дальнейшем все религиозные культы и обряды связываются с различными видами искусства. Все древнейшие формы образного творчества, в которых использовались скульптура и живопись (маски, статуи, настенные рисунки и наскальная живопись), музыка, пение, речитатив настолько были пронизаны искусством, что в этих коллективных действиях трудно отличить, где начинается собственно религиозный экстаз, настолько он связан и обусловлен экстазом художественным, вызванным собственно ритмами музыки, пластики, живописи.


2 Ранние формы верований и их место в современной культуре


Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На основе этого тождества существует единство в природе в целом. Особой силой наделялись фетиши природного происхождения: Люди отгоняли черта магическими камнями. Это были просто куски горных пород с дырой. Но такое отверстие должно быть естественным, а не просверленным рукой человека. По всей вероятности, такой уровень верований существовал у людей каменного века.

К древним формам религии относятся:

а) анимизм (лат.anima - душа) - одушевление сил и явлений природы, окружающего мира;

б) тотемизм (индейск. totem - его род) - вера в таинственную связь между человеческим родом и животным, растением, птицей, которые считались первопредками и покровителями данного рода;

в) фетишизм - наделение магической силой неодушевленных предметов.

Амулеты придавали энергетическую силу и душевную уверенность людям в эпоху неолита, и сегодня они помогают людям, дают духовную силу. Древние верили, что природные стихии огня, воздуха, земли и воды населены духами. Обыкновенный человек не может их видеть, так как его чувства слишком грубы и неразвиты, но те, кого называли жрецами, шаманами, колдунами, владели методами общения с духами. Древние греки называли духов стихий демонами (греч. daimon - дух, божество). Духами земли назывались у разных народов сатиры, паны, гномы, эльфы, лешие, а духами воды считали нимф, ундин, русалок, водяных. Духи огня -саламандры, а духи воздуха - сильфы, сильфиды и феи.

Древние культуры населены образами духов природы. Фольклор и мифы, сказки и легенды всех народов полны сюжетов, героями которых являются гномы, эльфы, лешие, русалки, феи. Духи природы подразделялись на благих и не благих, вредных и полезных, но почитались одинаково. Дух для первобытного человека - это мир невидимого, но существующего в различных формах живого и неживого.

Очень важную роль в верованиях древних людей играет культ мертвых. Культовые захоронения встречаются уже у неандертальцев 60 - 40 тыс. лет назад. Способ захоронения один и тот же. Хоронили умершего в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, присыпав красной охрой, иногда рядом с умершим хоронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетельствуют о пожелании, чтобы человек не вернулся. Покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем. Отсюда возник обычай установки надгробий. Покойного пытались «обмануть», вынося не через дверь, а через прорубленное отверстие в стене, которое потом заделывалось. Умершего снабжали всем необходимым (пищей, одеждой, оружием, слугами, лошадьми). Страх перед умершим был сильнее, чем любовь к нему, тем более что любили умершего его родные и близкие, а культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми членами первобытного коллектива. Древние люди верили, что мертвые становятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми. Духи мертвых могли навредить или помочь, поэтому их боялись, но ждали от них и помощи. Главное - о них помнили и с ними продолжали общаться.

Ученые по-разному относятся к существованию души вообще, а тем более к вере ее существования после жизни. Так, известный английский этнограф и историк XIX века Э. Б. Тайлор, глубокий исследователь первобытной культуры, считает: «Отлетание души умершего человека из мира живых, ее странствие в далекую страну мертвых и жизнь, ожидающая ее в новом жилище, составляют предметы, о которых примитивные общества имеют по большей части весьма определенные учения. Когда эти верования попадают в руки современного этнографа, он смотрит на них как на мифы - часто в высокой степени ясные и разумные по своему началу, твердые и правильные по своему построению, но все-таки мифы».

Поскольку весь видимый и невидимый мир, вся природа в понимании древних людей населена духами, очень важно было наладить с ними отношения. Способами общения с духами природы были специальные практические обряды, составившие две большие группы: мантику и магию.

Мантика говорит о том, что первобытные люди знали и понимали: в многочисленных случайностях скрывается всеобщая необходимость, которая позволяет предвидеть события. Есть законы природы, и им подчиняется человек. Знание их может предсказать судьбу. Если мантика - это всевозможные виды гаданий с целью узнать настоящее и будущее, то магия - это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей. Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек - колдун, шаман или жрец. Эти люди вырабатывали магические формулы, ритмически сложенные словосочетания-заговоры, настрои. Они знали силу звука, слова, могли приводить настрой человеческой души в резонанс с ритмами природы.

Нужно отметить, что изображения людей в искусстве палеолита почти не встречаются, за исключением большого количества женских фигур из камня, кости и глины. По всей вероятности, человек этого времени еще не осознавал своего индивидуального «я», не выделял себя из природы и коллектива, считая себя их частью, рассматривал себя в единстве и зависимости от создательницы всего - Природы, женского созидательного начала.


3 Памятники первобытной культуры на территории современного Казахстана


Южно-Казахстанская область является наиболее насыщенной среди других памятниками археологии и средневековой архитектуры, их хронологическая шкала протянулась от палеолита до позднего средневековья. Край, где проходили трассы Великого Шёлкового пути, слагались крупные историко-культурные центры, происходили значительные этнополитические процессы. Здесь возникали, расцветали и гибли города. В этом ряду главенствующее место занимают Отрар, Испиджаб-Сайрам, Ясы - Туркестан, Сауран, Арсубаникет и другие.

Местонахождения периода от 800 и более тыс. лет до 10 тыс. лет назад обнаружены в Туркестанском районе - Кошкурган (1986 г.), позже, в ходе совместной Казахстанско-Российской археологической экспедиции, был открыт аналогичный памятник - Шоктас.

Начальные же шаги в обнаружении и исследовании свидетельств расселения древнейшего человека в Казахстане были предприняты Х.А. Алпысбаевым - известнейшим археологом, первооткрывателем центра палеолитических культур Юга Казахстана, получивших мировую известность.

Особо весовым вкладом в науку Х.А. Алпысбаевым стала многослойная палеолитическая стоянка Карасу, впоследствии им же переименованная в стоянку им. Ч. Валиханова. За годы исследований (1959 - 66 гг.) им, а затем его последователем Ж.К. Таймагамбетовым, выявлено шесть культурных слоев средне и верхнепалеолитического времени, залегающих в не потревоженном состоянии. Примечательно, что подобных памятников древнекаменного века в Казахстане единицы. Помимо многочисленных каменных изделий здесь найдены костные останки лошади, бизона, сайгака, благородного оленя, остатки кострищ, угольков и частиц красной охры. Расположена стоянка им. Ч. Валиханова в Байдибекском районе в пойме реки Арыстанды.

Х.А. Алпысбаев был первооткрывателем и верхнепалеолитической пещеры Ушбас в Сузакском районе в горах Малого Каратау. В 1958 г. учёным здесь были обнаружены помимо кремневых орудий труда и кости бизона, носорога, ископаемой сайги, лисицы корсака. Раскопки здесь были возобновлены через десять лет геологом Б.А. Воликовым. На скальном полу пещеры около кострища им было найдено интересное изделие из алевролита – окаменевшего ила. Это отщеп, длиной 8,5 см, толщиной 0,5 - 0,7 см, на одной из граней которого было нанесено 10 отметок (нарезок).

Такие изделия с ритмическими насечками нередко встречаются в верхнепалеолитических поселениях, и находка из Ушбаса имела аналогичное назначение - использовалась для счётных операций, т.к. не являлась орудием труда. Подобное же изделие, но уже из кости - иглообразный стержень с 15 горизонтальными черточками - делениями, было найдено и в пещере Караунгур в Тюлькубасском районе. Честь её открытия принадлежит также Х.А. Алпысбаеву. Пещерная стоянка Караунгур датируется новокаменным веком - неолитом (II- Ш тыс. до н.э.). Находки в пещерах Ушбас и Караунгур свидетельствуют, что древние насельники Южного Казахстана умели считать уже в эпоху верхнего палеолита, а приобретенные ими навыки числовых операций передавались из поколения в поколение, со временем все, более совершенствуясь и усложняясь.

Караунгур дал и традиционный для таких местонахождений материал - очаги и кострища, а рядом с ними - кости медведя, оленя, дикого быка, архара, кабана, зайца и барсука, фазана и кеклика. Встречены также и каменные орудия труда, наконечники стрел, поделки из кости. Обнаружены и круглодонные керамические сосуды, покрытые красной краской и орнаментированные зубчатым штампом. Находки неолитической посуды единичны для Юга Казахстана, что наряду с другими артефактами ставят пещерную стоянку Караунгур в ряд уникальных археологических памятников нашей страны.

Поиски каменной индустрии мезо - неолитического времени ведутся и в наши дни. В 90-е годы археологами областного музея в зоне Бугуньского водохранилища зафиксировано шесть крупных местонахождений, на которых количество найденных микролитов и их фрагментов, исчисляются несколькими сотнями. Для Казахстана проблема малоизученности завершающих каменный век эпох до сих пор актуальна. Что касается Юга Казахстана, то после работ Х.А. Алпысбаева исследований в этом направлении практически не велось. Наши материалы дополняют представления о том времени. Конец III - начало II тыс. до н.э. ознаменовался коренными изменениями в жизни племен Казахстана. Человек освоил сначала медь, а затем изобрел бронзу - сплав меди и олова. Из меди и бронзы он начал изготавливать орудия земледелия и оружие.

Главной отраслью хозяйства у племен, населявших территорию нынешнего Казахстана, в период бронзы было скотоводство.

Вместе со скотоводством получило дальнейшее развитие земледелие. Повсеместно преобладала мотыжная обработка почвы. Исследованных памятников эпохи бронзы в нашем крае немного. В первую очередь это могильник Тау - Тары в урочище Баба-Ата на северных склонах Каратау (Сузакский район). Он состоит из 23 каменных оград, трех курганов и каменной выкладки. Раскопки этого памятника дали богатый керамический материал с характерной для этой эпохи меандровидной орнаментикой и украшениями в виде бус из различных материалов - бронзы, сурьмы, стекловидной пасты. Анализ находок из могильника Тау - Тары позволяет отнести его к началу среднего этапа андроновской культуры (XI - IX вв. до н.э.).

На территории области известны и находки отдельных предметов, типичных для андроновской культуры, говорящих в пользу распространения их. Исследования археологов областного музея в зоне Бугуньского водохранилища дали обширный керамический материал, изделия из бронзы, обозначивших ещё одно местонахождение рассматриваемой эпохи.

К XVII - XIV веков до н.э. относятся артефакты могильника Шербай в 6 км от г. Туркестана. В начале I тысячелетия до н.э. бронзу сменило железо, наступил железный век. В это время у древнего населения Казахстана произошел переход к кочевому скотоводству, возникли племенные союзы, на смену общинных лидеров приходят племенные вожди. В YIII - III вв. до н.э. на территории Казахстана распространилась сакская культура. Дошедшие до нас письменные свидетельства содержат весьма бедную информацию о саках и лишь благодаря археологическим исследованиям можно получить представление о материальной культуре, образе жизни саков, их хозяйстве и верованиях. Саки занимали территорию Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Их племена занимались скотоводством и земледелием. Часть их них кочевала, другие вели оседлый образ жизни, третьим сочетали в своем укладе и земледелие и скотоводство. Саки, к тому же, были прекрасными воинами. На территории области имеется большое количество курганов, относящихся к этому времени. Многие из них потревожены грабителями, но есть и нетронутые. Археологические раскопки на них пока не проводились. И только исследованиями археологов областного музея на могильнике Кошкар-Ата в Байдибекском районе, а также в зоне Бугуньского водохранилища получен яркий керамический материал наглядно свидетельствующий о пребывании сакских племен в нашем регионе.

В г. Шымкенте были случайно обнаружены предметы сакского оружия - бронзовые наконечники стрел, а также бронзовый кинжал-акинак - свидетельство того, что раскопки курганов, несомненно, дадут богатейший научный материал для реконструкции социального строя, идеологии пастушеско-земледельческих племен, живших на территории области в эпоху раннего железа. Преемственность духовных начал саков и их предков, живших в эпоху бронзы, ярко отражена в наскальных рисунках - петроглифах. Скалы в урочищах, где они выбиты, запечатлели хронологическую связь этих эпох. Таких местонахождений в нашей области достаточно Арпаузен и Койбагар в Сузакском районе, боралдайские рисунки в Байдибекском районе, петроглифы Каска-Булака в Тюлькубасс ком районе и другие, более мелкие по масштабу.

Наши петроглифы отличаются высоким художественным мастерством - виртуозностью рисунка, умением более свободно передавать позы животных, их характерные особенности. А также своеобразием приемов стилизации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Периодизацию первобытной культуры все же можно представить соответственно археологической, основанной на различиях в материалах технике изготовления орудий труда:

- палеолит (древнекаменный век, 40 - 10 тыс. лет до н. э.);

- мезолит (среднекаменный век, 12 - 8 тыс. лет до н. э.);

- неолит (новокаменный век, 8 - 3 тыс. лет до н. э.).

Эпоха бронзы (3 - 2 тыс. лет до н. э.) и эпоха железа (1 тыс. лет до н. э.) соответствуют уже древним цивилизациям с высоким уровнем развития культуры.

К особенностям первобытной культуры человечества относится синкретизм (единство) культуры древних людей. Их верования и искусство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни. Не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей. Первобытной культуре в целом свойственна однородность. Останки древнего человека, жившего около 4,5 млн. лет тому назад, были обнаружены археологами в XX веке. «Первого» человека назвали австралопитеком (южной обезьяной). Около 1 млн. лет назад появляется еще один вид «человека умелого» - питекантроп (обезьяночеловек), местом обитания которого была восточная Африка. Примерно 250 тыс. лет назад в результате эволюции появился неандерталец, которого в науке назвали «хомо сапиенс неандерталенсис» («человек разумный неандертальский»). Около 40 - 35 тыс. лет до н. э. с началом последнего периода оледенения неандертальца сменил кроманьонец («хомо сапиенс» - «человек дважды разумный»). Он появился как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. Возникновение искусства и первых верований древних людей относятся к 40 - 33 тыс. лет до н. э. Во многих регионах мира сохранилась пещерная живопись эпохи палеолита. Это поразительные по меткости наблюдения и совершенству исполнения изображения животных. Создание «второй природы» - это результат освоения окружающего мира. Процесс становления культуры начался с облавной охоты на крупного зверя - основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества.

Второй основополагающий принцип первобытной культуры – ее традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми. Они передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями.

Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Фольклор и мифы, сказки и легенды всех народов полны сюжетов, героями которых являются гномы, эльфы, лешие, русалки, феи. Духи природы подразделялись на благих и не благих, вредных и полезных, но почитались одинаково. Дух для первобытного человека - это мир невидимого, но существующего в различных формах живого и неживого.Очень важную роль в верованиях древних людей играет культ мертвых. Культовые захоронения встречаются уже у неандертальцев 60 - 40 тыс. лет назад. Поскольку весь видимый и невидимый мир, вся природа в понимании древних людей населена духами, очень важно было наладить с ними отношения. Способами общения с духами природы были специальные практические обряды, составившие две большие группы: мантику и магию.

Край, где проходили трассы Великого Шёлкового пути, слагались крупные историко-культурные центры, происходили значительные этнополитические процессы. Здесь возникали, расцветали и гибли города. В этом ряду главенствующее место занимают Отрар, Испиджаб-Сайрам, Ясы - Туркестан, Сауран, Арсубаникет и другие.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1 Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

2 Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003.

3 Ерасов Б. С. «Социальная культурология». - М., 1996.

4 Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. - М., 1997.

5 Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. - М., 1994.


Скачать файл (133 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации