Лекции - Коммуникационный менеджмент
скачать (87.1 kb.)
Доступные файлы (7):
лекция 1.doc | 86kb. | 21.02.2011 18:45 | ![]() |
лекция 2.doc | 76kb. | 04.03.2011 17:59 | ![]() |
Лекция 3.doc | 91kb. | 17.03.2011 17:51 | ![]() |
Лекция 4.doc | 78kb. | 02.04.2011 15:50 | ![]() |
Лекция 5. doc.doc | 59kb. | 19.04.2011 22:10 | ![]() |
Лекция 6.doc | 50kb. | 06.05.2011 09:39 | ![]() |
Лекция 7.doc | 73kb. | 15.05.2011 18:18 | ![]() |
содержание
- Смотрите также:
- PR. Коммуникационный менеджмент. 7 Схем [ документ ]
- Краткий справочник - PR. Коммуникационный менеджмент. 7 Схем [ справочник ]
- Коммуникационный менеджмент [ документ ]
- Стратегический менеджмент [ лекция ]
- Коммуникации в управлении [ документ ]
- Пути смягчения и предотвращения конфликтных ситуаций в переговорах [ лабораторная работа ]
- Ответы к ГОС Коммуникационный менеджмент, 2010г [ документ ]
- Инновационный менеджмент [ документ ]
- Интервью в пензенской прессе [ лабораторная работа ]
- Объективные и субъективные причины конфликтов в группах и организациях [ лабораторная работа ]
- Стратегический менеджмент [ лекция ]
- Инновационный менеджмент [ документ ]
лекция 1.doc
Заліковий модуль 1. «Сутність комунікації та її роль в управлінні»Змістовий модуль 1.1. Общие представления о дисциплине
«Коммуникационный менеджмент»
План:
Сущность коммуникации.
Коммуникационный менеджмент как предмет изучения.
Роль менеджера по коммуникациям в органиации.
Цель: Определить основные понятия и категории дисциплины «Коммуникационный менеджмент». Определить и подчеркнуть роль коммуникационного менеджмента в управлении организацией.
Сущность коммуникации.
Коммуникация - процесс обмена информацией между двумя и более людьми.
Цели коммуникаций:
1. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
2. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
3. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координация их задач и действий.
4. Регулирование и рационализация информационных потоков.
Функции коммуникации:
1. информативная – оповещение, донесение информации;
2. мотивационная – побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением;
3. контрольная – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчинённости;
4. экспрессивная – способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему;
В зависимости от способа обмена информацией различают:
- межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;
- коммуникации на основе письменного обмена информацией.
Межличностные коммуникации делятся на:
- формальные. Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам;
- неформальные. Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.
Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:
- вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;
- горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.
Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на:
- восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;
- нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.
Межличностные коммуникации делят также на:
- вербальные - словесные;
- невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса и т.д.
^
Коммуникационный менеджмент как предмет изучения.
Для того чтобы иметь более четкое представление о категории «коммуникационный менеджмент» вначале необходимо уяснить, что же обозначают слова «менеджмент» и «коммуникация».
Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней.
Менеджмент - особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов.
Определение понятие «коммуникация» было дано в п.1.
Учитывая выше изложенное, категорию коммуникационный менеджмент можно определить следующим образом:
^ это совокупность накопленных в мировой практике принципов, методов, средств и форм влияния коммуникаторов на cодержание потоков информационного взаимодействие людей, их групп, общественных и политических формирований в процессе общения с целью решения тактических и стратегических задач по управлению общественными отношениями.
Такое определение коммуникационного менеджмента позволяет сформулировать ряд положений:
- особенностью коммуникационного менеджмента является то, что он не рассматривает систему управления информационным процессом с точки зрения техники (источник, сообщение, передатчик, каналы, помехи, приемник, обратная связь), а акцентирует внимание на социальном аспекте технологии управления, где определяющим компонентом является человеческий фактор;
- основное предназначение коммуникационного менеджмента – влияние на информационное воздействие людей, их групп и формирований;
- коммуникационный менеджмент – это управленческий процесс, а информация это то, что передается в ходе процесса;
Один из основоположников теории менеджмента А. Файоль выделил следующие функции управления:
– предвидеть;
– организовать;
– руководить;
– координировать;
– контролировать.
Рассматривая этот набор управленческих действий как базовый, соотнесем его с управлением коммуникацией.
Таким образом, управлять коммуникацией - это значит:
– определять цели коммуникации;
– определять пути достижения этих целей и конкретные действия,
направленные на достижение целей;
– организовать осуществление этих коммуникативных действий;
– координировать взаимодействие коммуникаторов;
– контролировать;
– корректировать процесс по результатам коммуникации.
Исходя из традиционных задач менеджмента, и учитывая особенности человеческих коммуникаций можно утверждать, что функциями коммуникационного менеджмента являются:
− аналитико-прогностическая (анализ, использования, прогнозирования тенденций);
− организационно-управленческая (обеспечение целей организации или служб ПР, организаторская и управленческая деятельности по выполнению намеченных планов, оперативная выработка ответных мер и др.);
− коммуникативно-информационная (достижение взаимопонимания, гармонии, обеспечение руководства организации необходимой информацией);
− консультационно-методическая (выступает в качестве советника руководителя, кандидата в депутаты и др.).
^
- формирование корпоративной общности коллектива и создание соответствующей мотивации сотрудников;
- поддержка и развитие корпоративной культуры — корпоративных ценностей и норм поведения;
- информационная поддержка управленческих решений;
- коммуникационное управление изменениями (реструктуризация компании, сокращение, освоение новых технологий, слияние бизнесов), сокращение противодействия вносимым изменениям;
- выявление коммуникационных и управленческих проблем компании, способствование предупреждению конфликтов в коллективе.
^
3. Роль менеджера по коммуникациям.
Роль менеджера по коммуникациям заключается в том, чтобы служить
центральным звеном в системе контроля над коммуникациями в организации, т.е. не самому быть коммуникатором, а стать менеджером или руководителем, обучающим других процессу коммуникации. Принцип посредничества, лежащий в основе управления коммуникациями, предполагает, что ситуации, в которых такой работник выступает как коммуникатор, достаточно ограничены. Гораздо чаще он действует как проектировщик, контролер, руководитель процессов, в которых он сам не принимает непосредственного участия. По этой причине результат его деятельности менее очевиден.
Менеджер должен контролировать не только потоки коммуникации к персоналу организации, но и потоки, направленные на внешние аудитории. В
смысле контроля, осуществляемого менеджерами по коммуникациям, высшее управленческое звено — это не более чем еще одна группа общественности.
Каждый член организации в то или иное время (а иногда — и одновременно) выступает в роли передатчика и приемника сообщения. Менеджер по коммуникации находится в центре потока коммуникаций, он анализирует возникающие проблемы, затем решает, какие изменения можно внести с помощью коммуникаций, и выбирает одну или несколько стратегий. Именно поэтому от менеджера по коммуникациям требуется целый набор профессиональных и личностных качеств.
Согласно с наиболее распространенной точкой зрения специалистов в сфере менеджмента, требования, которые предъявляются к современному менеджеру, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые (табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Модель личностно-деловых качеств современного менеджера
№ | Группы требований к менеджеру по коммуникациям | Требования |
1 | Профессиональные: | |
| | 1. Высокий уровень образования, практического опыта, компетентности в профессии; |
| | 2.Широта взглядов, эрудиция; |
| | 3. Углубленное знание своей и смежных сфер деятельности; |
| | 4. Стремление к постоянному усовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности; |
| | 5. Поиск новых форм и методов работы; |
| | 6. Помощь окружающим, их обучение; |
| | 7. Умение планировать свою работу; |
| | 8. Высокий уровень организации труда. |
2 | Личностные: | |
| | 1. Физическое и психологическое здоровье; |
| | 2. Высокий уровень внутренней культуры; |
| | 3. Энергичность; |
| | 4. Принципиальность и решительность; |
| | 5. Честность и справедливость; |
| | 6. Высокая требовательность к себе и окружающим; |
| | 7. Чувство юмора; |
| | 8. Умение уважать подчиненных; |
| | 9. Чувство ответственности; |
| | 10. Доброжелательное отношение к людям; |
| | 11. Уверенность в себе; |
| | 12. Коммуникабельность; |
| | 13. Устойчивость к стрессам. |
3 | Деловые: | |
| | 1. Умение создать предприятие, обеспечить его деятельность всеми необходимыми ресурсами; |
| | 2. Умение стратегически мыслить; |
| | 3.Умение эффективно подбирать и использовать работников; |
| | 4. Знание техники и технологии производства отрасли, к которой относится предприятие; |
| | 5. Умение ставить и распределять между исполнителями задачи; |
| | 6. Умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения; |
| | 7. Умение координировать, контролировать выполнение заданий подчиненными; |
| | 8. Умение мотивировать подчиненных к эффективной работе. |
Профессиональные качества характеризуют любого грамотного специалиста, а владение ими является лишь необходимой предпосылкой выполнения обязанностей менеджера.
Личностные качества менеджера мало чем отличаются от личных качеств других работников, которые стремятся к уважению со стороны окружающих, поэтому владение позитивными личностными качествами тоже является лишь предпосылкой успешного руководства.
Таким образом, менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а именно деловые качества.
Модель, приведенная в таблице, дает ориентировочное представление о профпригодности человека для управленческой деятельности. При этом следует иметь в виду статус этой деятельности: административный (топ- менеджер) или функциональный (руководитель аналитического отдела), сферу деятельности (например, логистика или связи с общественностью). В первом случае у менеджеров разные масштабы проявлений организаторских данных, умения планировать и прогнозировать работу с персоналом. Во втором — им необходимы специальные знания и опыт работы в конкретных профессиональных сферах.
Эту модель можно дополнить моделью профессиональных требований к менеджеру по коммуникациям. Коммуникационный менеджмент в данном случае в большей степени ориентирован на консалтинговую деятельность в сфере коммуникации. И одним из основных профессиональных требований к
менеджеру по коммуникациям сегодня является то, что относится к категории медиа-рилейшнз, где основное внимание уделяется, условно говоря, PR-текстам на всех уровнях: психолингвистический уровень, знаковый уровень, то, что относится к категории определенной символизации и к категории создания образов. Кроме того, выделяется коммуникационная компетенция, которая включает в себя установление контактов и ведение переговоров. Один из основных моментов, на которые сейчас особенно акцентировано внимание, - это концептуальная компетентность, умения и навыки, знания, которые связаны с созданием и реализацией концепции, развития этих концепций и идей, пересекающихся с основными факторами успеха, анализ факторов, которые могут влиять на развитие системы коммуникации той или иной организации.
Література [3, 6, 7, 9, 10, 11].
Вопросы по теме:
Перечислите цели коммуникации.
На какие виды делятся межличностные коммуникации?
Чем отличаются вертикальные и горизонтальные коммуникации?
Назовите функции управления по А. Файолю.
Что относится к функциями коммуникационного менеджмента?
Какова роль коммуникации в системе управления организацией?
Каковы функции и сфера применения коммуникационного менеджмента?
Какие требования предъявляются к менеджеру по коммуникации?
Скачать файл (87.1 kb.)