Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Финансы организаций - файл 1.docx


Лекции - Финансы организаций
скачать (422.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx423kb.18.12.2011 06:59скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4   5
ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
Финансы — это наука об управлении денежными сред

ствами в условиях ограниченности ресурсов. Денежные средства поступают и расходуются на протяжении определенного периода. Финансовые решения принимаются в условиях, когда расходы и доходы разнесены по времени и неопределенность результата сопровождает того, кто принимает эти решения.

Термин «финансы» происходит от латинского «financia», что означает «доход, платеж при сделке».

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью кото

рого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — это экономический инструмент со

здания, распределения и использования фондов денежных средств.

По отношению к производству финансы вторичны. Финансы возникают вследствие существования товара и его эквивалента — стоимости. Развитие финансовых отношений в современном мире происходит таким образом, что финансы давно оторваны от их первопричины — товарного производства, завуалированы источ

ники финансовых отношений и существует ошибочное мнение, что финансы сами по себе могут быть источником богатств. С по

мощью финансовой системы воплощаются конкретные финансовые решения: покупаются акции, облигации, осуществляются вложения в сберегательные и пенсионные фонды. Финансовая система — это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Она включает в себя фондовые рынки, финансовых посредников, консультантов и органы, регулирующие деятельность всех этих учреждений.

Финансовые решения принимаются на различных уровнях: домо- хозяйств, фирм (предприятий), государств, мировой экономики.

Предприятие — это субъект экономической деятельности, основ

ная функция которого заключается в производстве товаров, работ, услуг. Предприятия бывают самых различных размеров и направ

лений деятельности, от самых маленьких фирм, мастерских, мага

зинчиков, до крупнейших транснациональных корпораций. Область финансов, занимающихся вопросами принятия финансовых реше

ний на уровне фирм, принято называть финансами предприятий, или корпоративными финансами.

Чтобы производить и продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги, каждому предприятию необходим капитал. Зда

ния, сооружения, транспортные средства, оборудование и другие материальные ресурсы принято называть физическим капиталом. Акции, облигации, кредиты, денежные средства, необходимые пред

приятию для покупки физического капитала, называют финансо

вым капиталом. В результате стратегического планирования фирма определяет направление своей деятельности, выбирает вид бизнеса. Поскольку стратегическое планирование связано с оценкой затрат на создание и развитие бизнеса, доходов с учетом фактора времени, то его также называют финансовым решением.

Выбрав сферу деятельности, менеджеры составляют план стро

ительства, оснащения производства оборудованием, подготовки персонала и т. п. Этот план называют планированием инвестиций. Основу такого планирования составляет инвестиционный проект. Каждый инвестиционный проект оценивается по эффективности, срокам его осуществления и по способам реализации. Инвести

ционный проект принимается после того, как окончательно опре

делены источники его финансирования. Очень многое на фирме зависит от структуры капитала, которая определяет, какую часть от прибыли получит каждый из владельцев или участников ком

пании. Скажем, владельцы 

привилегированных акций и облига

ций получают, как правило, фиксированный доход, а простым акционерам доход выплачивается из оставшейся части, после того как все остальные претенденты на доход получили свою долю. От структуры капитала зависит организация контроля работы компа

нии. Как правило, акционеры выбирают совет директоров, который и управляет компанией, а держатели облигаций, крупные креди

торы и инвесторы, могут оговорить в кредитных контрактах огра

ничение деятельности управленческого персонала, что является своеобразным контролем. Большинство кредиторов, как правило, не могут участвовать в управлении компанией и, зачастую, сами попадают в зависимость от финансовых решений своих дебиторов.



На успех работы предприятия существенное влияние оказы

вает качество управления оборотным капиталом. Если менеджеры фирмы уделяют недостаточно внимания ежедневным финансовым делам компании, то и самый лучший инвестиционный план мо

жет быть не реализован. В любой компании, в том числе в успеш

но развивающейся, входящие и исходящие денежные потоки не совпадают по времени. Поэтому надо постоянно следить, чтобы покупатели своевременно оплачивали счета. Менеджеры обязаны осуществлять руководство финансами таким образом, чтобы опе

рационный дефицит денежных средств постоянно восполнялся, а излишек денежных средств инвестировался с наибольшим эффек

том. Выбор в ходе принятия финансовых решений — будь то воп

росы инвестирования, финансирования или управления оборот

ным капиталом — зависит от конкретной производственной тех

нологии, а также от таких факторов, как управление в предпри

нимательской среде, система законов, налоговая система, конку

рентная среда, в которой существует и функционирует фирма.

В нашем курсе мы постараемся дать ответы на вопрос, каким образом на предприятии принимаются основные финансовые ре

шения.

Глава 1

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Как мы уже отмечали, финансы — это наука об управ

лении денежными потоками. Это экономические отношения по поводу создания, распределения и использования фондов денеж

ных средств.

Финансы организации — это тоже экономические отношения, но на микроэкономическом уровне. В нашем курсе понятия «орга

низация» и «предприятие (фирма)» совпадают и в дальнейшем будут взаимозаменяемы.

^ Предприятие (организация) — самостоятельный хозяйству

ющий субъект, обладающий правами юридического лица, занима

ющийся различными видами экономической деятельности, цель которой — обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

Таким образом, под предприятием понимается любой хозяй

ствующий субъект — юридическое лицо, вне зависимости от вида и масштабов деятельности и формы собственности, осуществля

ющий свою деятельность с целью получения прибыли.

^ Финансы предприятий (организаций) — это отношения, воз

никающие в процессе формирования фондов денежных средств, их распределения и использования.

На предприятии финансы выполняют распределительную и конт

рольную функции.

Эти функции выполняются в форме транзакций и анализа де

нежных потоков. В процессе управления денежными потоками, продажами и затратами с помощью распределительной функции финансов направляются средства в нужном направлении и одно

временно контролируется исполнение финансовых решений, пра

вильность прогнозов и плановых расчетов.

В процессе осуществления экономической деятельности пред

приятия (организации) вступают в финансовые взаимоотношения:

  • с учредителями;

  • другими предприятиями и организациями;

  • вышестоящими органами и своими подразделениями;

  • работниками предприятия;

  • государством;

  • кредитными, страховыми организациями;

  • инвестиционными институтами.

Финансовые отношения с учредителями строятся по поводу взносов в уставный капитал и распределения прибыли.

С другими предприятиями финансовые отношения возникают по поводу дебиторской и кредиторской задолженности.

Финансовые отношения с вышестоящими и нижестоящими звеньями в корпорациях возникают по поводу перераспределения финансовых потоков.

С работниками предприятия финансовые отношения возникают по поводу начисления заработной платы, возмещения ущерба, нанесенного одной стороной другой, а также по поводу исполне

ния предприятием обязанностей налогового агента по отношению к доходам своих работников.

С государством предприятие имеет финансовые отношения, в первую очередь как налогоплательщик, а также как получатель ассигнований из бюджета, дотаций и другой государственной по

мощи.

С кредитными организациями финансовые отношения у пред

приятия возникают по поводу расчетно-кассового обслуживания, кредитования, финансовой аренды, доверительного управления и др.

Страховые организации осуществляют финансовые операции по страхованию имущества, риска, ответственности, жизни и здо

ровья сотрудников.

Инвестиционные фонды и организации оказывают помощь в финансировании крупных инвестиционных проектов.

Принципы организации финансов:

  • самостоятельность в области организации финансово-хозяй

  • ственной деятельности,

  • самофинансирование,

  • материальная заинтересованность и ответственность,

  • деление средств на собственные и привлеченные,

  • обеспечение финансовыми резервами. Самостоятельность обеспечивается государственной гарантией

невмешательства в оперативную и стратегическую деятельность предприятий, кроме случаев, оговоренных законом. Если предпри

ятие не нарушает, например, законодательство в области экологии, то оно вправе вести производственную деятельность по выбранной технологии. Учредители могут избрать любой вид деятельности, разрешенный законодательством. Нужно только помнить, что неко

торые виды деятельности подлежат лицензированию. Лицензиро

вание вводится для того, чтобы в рискованных областях деятель

ности (строительство, транспорт и другие) выполнялись требования к уровню квалификации работников и другие требования, снижа

ющие риск катастрофы. Выбор масштабов деятельности, место и способы реализации планов остаются за предпринимателями.

Самофинансирование предполагает способность предприятия обеспечивать себя всеми необходимыми ресурсами не только для простого воспроизводства, но и для расширения масштабов дея

тельности. Предприятие наделяется некоторыми ресурсами при создании, затем приращивает свои ресурсы в результате своей дея

тельности и должно рассчитывать только на свои силы. Следует знать золотое правило:

^ Никто, кроме собственников, не обязан покрывать убытки предприятия в том периоде, когда его доходы не покрывают всех расходов.

Отсюда вывод — предприятие не должно рассчитывать на внеш

ние источники покрытия расходов, а зарабатывать денежные сред

ства для этого, обеспечивая эффективность бизнеса.

Материальная заинтересованность и ответственность вытекают из самой цели предпринимательской деятельности — получение прибыли. В процессе деятельности предприятие принимает на себя ряд обязательств — платить зарплату работникам, налоги — госу

дарству, поставщикам — за поставленную продукцию, банкам — за полученные кредиты и т. д. Ответственность должна быть обеспе

чена финансовыми резервами по законодательству. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а уч

редители фирмы — только своим вкладом в уставный капитал, но при этом следует помнить и приведенное выше правило.

В деятельности компании важно научиться различать собствен

ные и заемные (привлеченные) средства. Собственные средства на

ходятся у предприятия постоянно и могут быть использованы в любое время и в любом направлении, заемные — находятся в рас

поряжении предприятия временно и должны быть возвращены владельцу в оговоренный срок. Привлекать средства от третьих лиц — нормальное явление в бизнесе, но использовать их надо эффективно, чтобы они принесли прибыль в размере, не ниже процентов, которые надо заплатить за их использование. И уж со

всем недопустимо расходовать заемные средства на потребление, поскольку в этом случае возвращение их становится проблемой.

Обеспечение финансовыми резервами. Создание финансовых ре

зервов позволят предприятию подстраховать свои риски. В разви

тых странах принято по наличию и размеру резервного капитала судить о надежности партнера. Российское законодательство обя

зывает акционерные общества создавать резервный фонд в необ

ходимых размерах, но не менее 5% уставного капитала. Нужно лишь отметить, что отчисления в резервный фонд акционерные общества могут производить из прибыли после налогообложения. Такой подход снижает заинтересованность предприятий в создании существенных резервов и противоречит сложившейся мировой практике поощрения резервирования.

Роль финансов в деятельности организаций трудно переоце

нить. С помощью финансов решаются задачи создания и прироста капитала, распределения прибыли, перераспределяются денежные потоки, осуществляются инвестиции. Как уже было сказано выше, финансы осуществляют контроль над движением капитала.

В ходе реализации своих задач все фирмы принимают четыре основных типа финансовых решений:

    1. решения, связанные с инвестициями;

    2. решения о структуре капитала (деление средств на собствен

    3. ные и заемные);

    4. решения, связанные с управлением оборотным капиталом;

    5. решения, связанные с оценкой риска.

Для осуществления своей производственно-хозяйственной дея

тельности предприятие создает и использует финансовые ресурсы.

^ Финансовые ресурсы предприятия — это совокупность собст

венных денежных доходов и привлеченных извне средств, предна

значенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования затрат, связанных с текущими задачами и затрат, связанных с расширением производства.

Финансовые ресурсы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние финансовые ресурсы включают:

  • доходы от продаж;

  • прибыль от основной и прочей деятельности;

  • амортизационные отчисления. Внешние финансовые ресурсы включают:

  • собственные средства (предпринимательский капитал, посту

  • пивший от инвесторов);

  • заемные средства;

  • средства, мобилизуемые на финансовом рынке (средства от про

  • дажи собственных акций, облигаций и других ценных бумаг);

  • средства, поступающие в порядке перераспределения (страхо

  • вое возмещение, доходы по финансовым вложениям, средства от головных компаний);

  • бюджетные ассигнования (средства бюджетов для краткосроч

  • ной государственной поддержки предприятий, производящих продукцию общегосударственного значения). Формирование денежных фондов предприятия начинается

с момента его организации и является важнейшей стороной его деятельности. Денежные фонды формируются за счет собственного и привлеченного капитала.

Собственный капитал предприятия подразделяется на постоян

ную и переменную части.

Постоянная часть — это уставный капитал. Уставный капитал — основной первоначальный источник соб

ственных средств предприятия. Он является источником формиро

вания основного и оборотного капитала, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фон

дов, нематериальных активов, оборотных средств.

Переменная часть — это добавочный капитал, резервный ка

питал, нераспределенная прибыль и специальные фонды.

Добавочный капитал — это прирост собственного капитала за счет эмиссионного дохода, безвозмездно полученных ценностей, переоценки имущества.

Резервный капитал (фонд) — это денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством РФ и учре

дительными документами для покрытия непредвиденных убытков и потерь. Источник его образования — прибыль.

фондам денежных средств также относятся амортизационный фонд, валютный фонд и фонды, создаваемые предприятием за счет собственной прибыли.

Привлеченный капитал — величина переменная, он состоит из кредитов, займов и кредиторской задолженности.

Управление финансами осуществляется с помощью финансо

вого механизма.

^ Финансовый механизм предприятия — это система управле

ния финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли.

Система управления финансами включает в себя:

  • финансовые методы;

  • финансовые инструменты;

  • правовое обеспечение;

  • информационно-методическое обеспечение управления фи

  • нансами.

— финансовым методам относятся — финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовый контроль, кредитование, страхование, система налогов, расчетов и санкций. С помощью финансовых методов осуществляется управление движением финансовых ресурсов и производится оценка эффек

тивности их использования на основе анализа финансовых пока

зателей.

Финансовые инструменты — это любой вид контракта, результа

том которого является появление определенной статьи в активах одной стороны контракта и в пассивах другой стороны контракта. Это могут быть денежные средства, финансовые вложения и раз

личные виды задолженности. Финансовые инструменты могут быть первичными, например, дебиторская и кредиторская задол

женность, акции, облигации, векселя, и производными, например, финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и ва

лютные свопы.

Необходимо помнить, что операции с финансовыми инст

рументами всегда сопряжены с финансовыми рисками. Риски бывают ценовые, кредитные, риск ликвидности, риск денежного потока. Детальное изложение этого вопроса дается в курсе «Фи

нансовый менеджмент».

Правовое обеспечение позволяет предприятиям существовать в законодательном поле, нормативное регулирование деятельности субъектов экономики обеспечивает равные условия хозяйствования. Правовое обеспечение играет важную роль в функционировании финансовой системы. В России действует Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормативно-пра

вовая база содержит сотни актов, регулирующих финансовые от

ношения в экономике. В области финансов законодательную ини

циативу могут проявлять Государственная дума, Министерство финансов, Банк России, методическое обеспечение исполнения законов возложено на Министерство финансов и Банк России.

Информационное обеспечение — необходимое условие нор

мального производственного и управленческого процесса. Свое

временное получение достаточной и достоверной информации помогает построить процесс управления на современном профес

сиональном уровне. Внутренняя информация формируется в сис

теме бухгалтерского финансового и управленческого учета, в авто

матизированных системах управления. Внешнюю информацию о фондовых рынках, ценах, ставках процентов, налогов предпри

ятия получают посредством систем связи и различных инфор

мационных агентств. Информация используется в финансовом планировании и прогнозировании. Качество информации непо

средственно влияет на результативность управления денежными потоками, финансовую устойчивость предприятия, его конкурен

тоспособность, формирование финансовых ресурсов.

Государственное регулирование финансов организаций в усло

виях рыночной экономики достаточно ограничено. Государство не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность компаний, осуществлять руководство денежными потоками любыми спосо

бами. Насчитывается всего три формы государственного регулиро

вания: ставка рефинансирования, налоговые ставки и амортиза

ционная политика. Эти формы в различных сочетаниях позволяют государству осуществлять свою функцию управления экономикой без вмешательства в конкретные действия субъектов рынка. Повы

шая или понижая ставки процентов и налогов, а также устанавливая правила начисления амортизации, государство может способствовать развитию приоритетных направлений экономики или стагнации в отдельных неперспективных отраслях.
^ 1.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ И РАЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫХ ФОРМ

Особенности организации финансов предприятий раз

ных организационно-правовых форм хозяйствования зависят от юридических аспектов, в которых также должны разбираться фи

нансисты. От этих аспектов зависят формы привлечения капитала, направления распределения прибыли, методы принятия решений, налогообложение. Порядок формирования акционерного капитала отличается от формирования уставного капитала общества с огра

ниченной ответственностью.

В качестве иллюстрации отраслевых особенностей организации финансов выбраны четыре отрасли: сельское хозяйство, транспорт, торговля и строительство.

Отличительной чертой сельскохозяйственного производства является сезонный характер. Получение выручки от реализации продукции распределяется неравномерно в течение года. Поэтому возможна нехватка оборотного капитала, которая восполняется заемными средствами.

Главная особенность отрасли «Транспорт» заключается в том, что этой отрасли чуждо понятие «готовая продукция». Здесь про

цесс производства и процесс реализации совпадают во времени, что обусловливает и особенные подходы к организации финансов.

Отрасль товарного обращения зависит от формы торговли — оптовая или розничная. Нужно учесть, что предприятие торговли может торговать не только собственным товаром, но комиссион

ным, т. е. взятым на комиссию. В этом случае не требуются боль

шие оборотные средства для закупки товаров. В этой отрасли более высокая скорость оборота оборотных средств по сравнению с промышленностью.

Подрядным организациям, ведущим свою деятельность в стро

ительстве, присуща медленная оборачиваемость средств. Для этой отрасли характерна большая продолжительность одного производ

ственно-коммерческого цикла. Поэтому так же, как и сельскому хозяйству, этой отрасли требуются значительные инвестиции и за

емные средства.

Подробнее особенности организации финансов рассмотрены в гл. 9.

^ 1.3. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

В рыночной экономике место и роль организаций малого бизнеса трудно переоценить. В развитых странах малый бизнес составляет основу национальной экономики. Малые предприятия по сравнению с крупными обладают гибкостью и способны быстрее и лучше приспосабливаться к рыночной конъюнктуре. В российской практике критериями отнесения предприятия к малому является численность работников и участие их в формировании уставного капитала. В других странах применяются такие критерии, как вели

чина капитала, прибыли, выручки и др.

Сложившаяся в России в 90-е гг. отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Большая часть малых пред

приятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43%), строительство и промышленность (по 16%). Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников. На одно предприятие в среднем приходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее их число наблюдалось в строительстве (12 чело

век), наименьшее — в науке и научном обслуживании (4 человека). По статистике, малые предприятия сегодня — самый динамично развивающийся сектор экономики. — примеру, убыточных малых предприятий в три раза меньше, чем государственных.

Рассмотрим особенности организации финансов на малом предприятии. На таком предприятии могут отсутствовать внеобо

ротные активы, источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность. Преимущества малого бизнеса — гибкость в освоении новых ви

дов деятельности, технологий, производства новых видов товаров, высокая оборачиваемость активов, управляемость. Недостатки — слабая устойчивость вследствие небольшого основного капитала, небольшой запас рентабельности в цене товаров и, как следствие, проигрыш в конкурентной борьбе при общем снижении цен. Малый бизнес имеет высокую степень ротации и поэтому поглощает избы

точные трудовые ресурсы, обеспечивая населению самозанятость. Он может быть достаточно рентабельным вследствие небольшой величины накладных расходов и высокой оборачиваемости.

Государственная поддержка малого бизнеса обеспечивает ему финансовую устойчивость и возможность конкурировать с круп

ными и средними предприятиями. Эта поддержка заключается в предоставлении малым предприятиям налоговых отсрочек, льгот, инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресур

сам банков, снижения процентов по кредитам и других возмож

ностей, вплоть до участия в выполнении государственных заказов.

В соответствии с главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ к небольшим предприятиям могут применяться особые режимы налогообложения. Глава 26.2 предполагает добровольное приме

нение упрощенной системы налогообложения, которая заменяет уплату ряда налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество и единого со

циального налога единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Объектом на

логообложения, единым налогом по выбору налогоплательщика являются либо доходы в целом, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Критериями отнесения предприятий к малым, на которые рас

пространяется упрощенная система налогообложения, являются сумма дохода, стоимость основных фондов, наличие обособлен

ных филиалов и представительств, численность работающих, вид деятельности и доля юридических лиц в уставном капитале.

Малые предприятия, функционирующие в областях эконо

мики, где сложно осуществлять контроль над доходами, должны платить единый налог на вмененный доход, что предусмотрено гл. 26.3 НК РФ. В основном это предприятия бытового обслу

живания, торговли, общественного питания, небольшие автотранс

портные предприятия. Решение об установлении этого налога принимается субъектом федерации. Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль, единый социальный на

лог, налог на имущество. Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Для малых предприятий применяется также упрощенная сис

тема бухгалтерского учета. Если такое предприятие использует особые режимы налогообложения, оно не обязано вести учет мето

дом двойной записи и, следовательно, составлять и представлять бухгалтерский баланс.

Глава 2

^ РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ1

В процессе осуществления производственно-хозяйствен

ной и финансовой деятельности предприятия несут определенные расходы.

Под расходами предприятия понимается уменьшение эконо

мических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

В целях управления затратами используются различные клас

сификаторы затрат. Рассмотрим некоторые из них, необходимые для организации системы управления затратами и планирования.

Все денежные расходы предприятия группируются по трем при

знакам:

  • расходы, связанные с извлечением прибыли;

  • расходы, не связанные с извлечением прибыли;

  • принудительные расходы.

Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя за

траты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и инвестиции.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) — это расходы, связанные с созданием товара (работ, услуг), в резуль

тате продажи которых предприятие получит финансовый результат в виде прибыли или убытка.

Инвестиции — это капитальные вложения, имеющие целью рас

ширение объемов собственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.

Расходы, не связанные с извлечением прибыли, это расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворитель

ность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживают общественную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе и, в конечном итоге, способствуют повышению производительности и качества труда.

Принудительные расходы — это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.

При составлении Отчета о прибылях и убытках расходы клас

сифицируются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;

  • операционные расходы;

  • внереализационные расходы;

  • чрезвычайные расходы.

Расходы по обычным видам деятельности — это расходы, свя

занные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых свя

зано с выполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы. Операционными расходами являются:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов орга

  • низации;

  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возника

  • ющих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списа

  • нием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

  • прочие операционные расходы. Внереализационными расходами являются:

  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

  • возмещение причиненных организацией убытков;

  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок иско

  • вой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

  • курсовые разницы;

  • сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

  • прочие внереализационные расходы.

В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возника

ющие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национали

зации имущества и т. п.).

Рассмотрим подробнее состав затрат на производство и реали

зацию продукции.

Эти расходы включают в себя:

  • материальные затраты, т. е. стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции, работ, услуг материальных ресурсов;

  • затраты на оплату труда;

  • расходы, связанные с управлением производственным процессом;

  • стоимость использованных в процессе производства внеоборот

  • ных активов (основных фондов, нематериальных активов). Материальные затраты — это затраты:

    1. на приобретение сырья и материалов, используемых в про

    2. изводстве товаров (при выполнении работ, оказании услуг) и на хозяйственные нужды;

    3. на тару и тарные материалы;

    4. на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом;

    5. на приобретение комплектующих изделий, полуфабрикатов сторонних производителей;

    6. на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расхо

    7. дуемых на технологические цели;

    8. на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними подрядчиками, в том числе транспортных;

    9. связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Затраты на оплату труда представляют собой любые начис

ления работникам в денежной и натуральной формах, стимули

рующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и еди

новременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами зако

нодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (конт

рактами) и (или) коллективными договорами.

Расходы, связанные с управлением производственным процессом (накладные расходы) включают в себя административно-управлен

ческие расходы, арендную плату, командировочные расходы, со

держание служебного автотранспорта, затраты вспомогательного производства и т. п.

Стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов) переносится на затраты через механизм амортизации. Амортизация — это по

степенный, по частям в течение длительного времени, перенос стоимости используемых в производственном процессе основных средств и нематериальных активов на стоимость вновь создава

емого продукта (товара).

В соответствии с признаком однородности затраты по основ

ной деятельности группируются по элементам:

  • материальные затраты;

  • затраты на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды (социальный налог);

  • амортизация;

  • прочие затраты.

По отношению к объему производства затраты делятся на посто

янные и переменные.

Постоянными называются затраты, величина которых не зави

сит от объема производства. Они возможны даже тогда, когда предприятие простаивает или только что организовалось. — таким затратам относятся, например, арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплата администрации и обслуживающего персонала, комму

нальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и др.

Переменные затраты — это затраты, которые зависят от выпуска продукции: они увеличиваются с ростом выпуска продукции и уменьшаются со снижением его. Это затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, зарплата основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования.

В зависимости от порядка отнесения затрат на период генери

рования прибыли они делятся на затраты на продукт и затраты на период.

Затраты на продукт непосредственно связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг). Это расходы, обусловленные технологией производства.

Затраты на период зависят не от того, сколько продукции вы

пущено, а только от того, что закончился некий период, за который начисляются платежи.

Затраты на продукт включаются в себестоимость продукции, они связаны с физическими единицами и могут быть частично отнесены на готовую продукцию на складе или товары отгружен

ные и учитываться при исчислении прибыли месяцами позже их фактического осуществления.

Затраты на период включаются в себестоимость реализованной продукции в том периоде, в котором они возникли и уменьшают прибыль.

Эквивалентом затрат на продукт в торговле служит стоимость приобретенных товаров, в промышленности — производственная себестоимость. Эквивалентом затрат на период являются обще

производственные, административные и коммерческие расходы.

Поскольку управление затратами — одна из главных задач внутрифирменного управления, то для этой цели важнее всего классификация по местам возникновения затрат в зависимости от организационного деления предприятия. Это деление предусмат

ривает назначение ответственных руководителей подразделений. Классификация мест возникновения затрат должна быть настолько детализирована, чтобы по каждому подразделению можно было определить только один базовый показатель, который учитывал бы загрузку данного структурного подразделения и одновременно отражал зависимость затрат от выработки.

Классификация по объектам затрат производится в зависи

мости от производимых предприятием товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. Основой классификации является картотека продукции предприятия, объектом затрат — каждое изделие, вид услуг, вид работ, предназначенных для реализации. Полуфабрикаты образуют объект учета, если необходимо осуще

ствлять контроль рентабельности этих изделий и оценивать изме

нение их запасов. При серийном, непрерывном производстве, а также при изготовлении продукции по отдельным заказам в ка

честве объекта затрат выступает заказ.

По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делятся на прямые и косвенные.

В системе бухгалтерского учета к прямым расходам относятся расходы, которые можно прямо, по первичному документу, от

нести на себестоимость единицы изделия (например, материалы, из которых изготавливаются конкретные изделия). — косвенным расходам относятся расходы, которые невозможно в момент их воз

никновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие рас

ходы предварительно накапливаются на отдельных счетах, затем в конце отчетного периода они распределяются между видами про

дукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих или прямым материальным затратам).

В целях обложения налогом на прибыль в Налоговом кодексе также предусмотрена классификация расходов на прямые и кос

венные. — прямым относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизация. Остальные расходы классифициру

ются как косвенные. Прямые расходы формируют производствен

ную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а косвен

ные — включаются в себестоимость реализованной продукции в конце отчетного (налогового) периода. При этом следует учи

тывать, что в Налоговом кодексе не предусмотрен учет себесто

имости единицы изделий (продукции, работ, услуг), а только «кот

ловой» метод формирования совокупных затрат предприятия за налоговый (отчетный) период. Поэтому пользоваться классифи

каторами, данными в Налоговом кодексе, для целей планирова

ния и управления предприятием, нельзя. Их следует учитывать только для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

По наличию или отсутствию однородности затраты делятся на элементные и комплексные

Элементные расходы — это совокупность расходов одного вида без учета места, где эти расходы возникли — в основном производстве, в сфере снабжения, сбыта или управления. Например, все мате

риальные расходы, все расходы на оплату труда, вся амортизация.

Комплексные расходы указывают на место возникновения затрат и причину их возникновения. Например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включают в себя материальные затраты (запасные части, вспомогательные материалы), зарплату ремонтников, наладчиков, начисления на их зарплату, общепро

изводственные и общехозяйственные расходы также включают в себя материальные затраты, зарплату, амортизацию и прочие затраты.

Существуют и другие классификаторы, которые помогают руко

водителю и финансовому менеджеру управлять затратами осознанно, своевременно и эффективно.

Классификация затрат позволяет применять методы управления расходами, которые подразделяются на административные и эко

номические. Административными методами можно предотвратить необоснованные, несанкционированные расходы, хищения, зло

употребления. — экономическим методам управления затратами относят планирование и бюджетирование.

  1   2   3   4   5



Скачать файл (422.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации