Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалка по психодиагностике - файл 1.docx


Шпаргалка по психодиагностике
скачать (36.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx37kb.18.12.2011 07:03скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1)Виды методов психологического исследования Методы психологич.исследования классифицируются по: а) виду заданий (задания, предполагающие правильный ответ; задания, относительно который правильных ответов нет), б) по вербальности и невербальности, в) по методическому принципу (объективный – возможен правильный ответ, и стандартизированные самоотчеты – на мышление испытуемого, его воображение, вербальные способности) – тесты-опросники, открытые опросники, г) проективные методики (недостаточно структурированный материал выступает в качестве стимула), д) диалогические, т.н. интерактивные (беседа, интервью, диагностические игры), е) психофизиологические, аппаратурные методики.
^ 2)Психодиагностические задачи Психодиагностические задачи - задачи, возникающие перед практическим психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры деятельности или психического состояния. Деятельность психодиагноста будет направлена на решение основных типов задач:

- получение диагноза на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака у обследуемого человека (группы людей);

- постановка диагноза, позволяющего находить место испытуемого или группы испытуемых среди других по выраженности тех или иных качеств;

- прогноз дальнейшего развития объекта обследования;

- определение наиболее эффективных способов работы с обследуемым.
^ 3)Классификация психодиагностических методик Можно разделить методики на строго формализованные и малоформализованные.

К формализованным методикам относятся:

-тесты;

-опросники;

-методики проективной техники;

-психофизиологические методики.
Для них характерны:

-определенная регламентация;

-объективизация процедуры обследования или испытания

-стандартизация (т. е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов);

-надежность;

-валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести:

-наблюдение;

-беседу;

-анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).
^ 4)Понятие личности В психологии личность — это совокупность 

выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, которые определяют его повседневное поведение и контакт с обществом. Личность можно также сформулировать как индивида, сознающего свою индивидуальность. И личность – как результат процесса воспитания и самовоспитания.
^ 5)Метод наблюдения: цель, схема, виды. Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, не требующее от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жизнь" наблюдаемого процесса, явления. Наблюдение подчиняется определенной цели и осуществляется по разработанному плану. В зависимости от содержания целей исследователя выделяют свободное наблюдение (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме наблюдения четко определены цели. Также наблюдение бывает систематическим и несистематическим, к примеру. А также можно выделить внешнее наблюдение (наблюдатель – стороннее лицо) и включенное(наблюдатель в процессе).

^ Научное наблюдение:

-четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;

-осуществляется по заранее продуманному плану;

-данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;

-полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

^ Преимущества метода наблюдения:

-непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;

-оперативность получения информации;

-объективность, конкретность данных;

-единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;

-расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;

-возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.

-возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;

-возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

^ Недостатки метода наблюдения:

-локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;

-невозможность повторения событий ситуации;

-трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;

-искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;

-пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.

-ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;

-субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.
^ 6)Особенности экспериментального метода исследования Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования - в 

частности. Основы эксперимента как метода исследования были заложены Фехнером и Вундтом в конце 19 века.Эксперимент занимает особое место среди других методов, т.к. вся система исследования в нём планируется экспериментатором и контролируется им. Это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которые предполагают: а) опытное моделирование явлений и условий; б) активное воздействие исследования на явление; в) измерение отклика (реакции) на воздействие; г) неоднократную воспроизводимость.

Этапы эксперимента:1. Теоретический (постановка проблемы);2. Методический;3. Экспериментальный (связан с созданием экспериментальной ситуации, управлением ходом эксперимента и измерением реакций исследуемого);4. Аналитический (количественно-качественный анализ результатов).Преимущества эксперимента как метода проявляются в:1. обнаружении причин событий, а не их связей;2. контроле над сопутствующими явлениями, факторами;3. видении и изучении влияния различных компонентов.Поскольку абсолютно идеальных методов нет, то и у эксперимента как метода есть ряд недостатков:1. много времени тратится на его подготовку;2. в лабораторных экспериментах ситуация может быть далека от жизни.
7)Требования к пользователю-психологу

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.
8)Требования к построению и проверке методик: надежность, валидность,

репрезентативность, стандартизация

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, отвечали требованиям. Одно из таких требований – валидность. Валидность - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Еще требование к методикам, это надежность – она характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

- путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми;

- путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

Стандартизация. Она обеспечивает сопоставимость получаемых результатов у разных испытуемых. Стандартизация рассматривается в 2-х планах: как выработка единых требований к процедуре исследования и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Репрезентативность (соответствие нормам тестирования) - это свойство выборочной совокупности людей, т.е. группы или ряда 

групп, на основе анализе качеств которых разработан тест
^ 9)Содержание психологического тестирования: тесты интеллекта, личности, достижений, способностей Тесты интеллекта - предназначены для измерения уровня интеллектуального развития являются наиболее распространенными в психодиагностике. Эти тесты очищены от измерений мышечной силы, остроты слуха, интересов, увлечений и т.д. Первые Т. И. были созданы Ф. Гальтоном. Идеи Ф. Гальтона развивал Дж. Кэттелл, положивший начало широкому использованию "умственных тестов".

^ Личностные тесты связаны с психодиагностикой индивидуальных свойств личности человека, определяющих его поступки. Это могут быть тесты характера, темперамента, эмоций, способностей, мотивации. Отдельные тесты могут дать разностороннюю характеристику свойств личности человека, комплексно оценить состояние личности и развитие отдельных черт его личности.

^ Тест достижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.

2 группы тестов достижений:

- Тесты успешности обучения (используются в системе образования)

- Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).

Тесты достижений также можно поразделить на узкоспециализированные и широкоориентированные.

^ Тесты способностей – это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Способностями в психодиагностике называют индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности.

^ 10)Классификация измерительных параметров Особенности психологического измерения позволяют выделить три его вида.

Нормативное измерение определяется сравнением тестового показателя развития свойства испытуемого со среднегрупповым уровнем.

^ Критериальное измерение основано на прямой оценке качества выполнения теста испытуемым без сравнения с другими испытуемыми в соответствии с определенным объективным критерием.

^ Ипсативное измерение нацелено на оценку внутрииндивидуальных соотношений (сравнение показателя теста в различных ситуациях с показателем в нормальном состоянии: пульс после нагрузки — пульс в покое для данного субъекта).

Информация, полученная в результате психологического тестирования, шкалируется. Шкалы бывают параметрические и непараметрические.

Параметрические шкалы: шкала интервалов (начало отсчета и интервалы выбираются условно), шкала отношений (абсолютная точка отсчета присутствует, отсчет идет в относительно равный – например, говоря грубо, соотношение длины и веса), 

абсолютная шкала (есть ноль, отсчет идет в абсолютных долях).

Непараметрические шкалы: нечеткая классификация (соотнесение признака с эталоном), строгая классификация (строго определяет отличие одного признака от другого), шкала порядков (больше – равно, меньше – равно и т.д).

^ 11)Проективные методики Методики, направленные на исследование личности и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников.

К примеру, методика «Завершение предложения»: испытуемому на отдельном бланке предлагается десять незавершенных предложений:

. Несколько лет назад ...

. В действительности ...

. По сравнению ...

. Чем дальше ...

. Легче всего ...

. В ситуации ...

. Это неверно, что ...

. Будет время, когда ...

. Основная проблема ...

. Самая большая ...

этого дается инструкция: «Перед вами десять незавершенных

. Завершите их.» Обработка состоит в подсчете количества использований в десяти предложениях имен собственных-производных от "я"(и само "я"):"мне","мое","мои" и т.д. При кол-ве упоминаний выше 6 можно говорить о ярко выраженном эгоцентризме.
^ 12)Особенности метода беседы, интервью Метод беседы (интервью) — один из тех психологических инструментов, владение которыми относится к числу необходимых навыков практического психолога и может служить критерием его профессиональной подготовленности и квалификации.

Беседа в том или ином ее варианте включена во все формы работы детского практического психолога. Она составляет основу индивидуального психодиагностического обследования, консультирования. В отличие от других методов психологического обследования, содержанием которых также выступают получение и анализ словесных сообщений (анкеты, вопросники), специфика беседы заключается в том, что исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие. Это важное преимущество данного метода, позволяющее исследователю использовать для получения необходимых данных не только информацию, напрямую содержащуюся в ответах на вопросы, но и множество дополнительных факторов, образующих живую ткань процесса взаимодействия. Это прежде всего невербальные проявления респондента, помогающие уточнить сообщаемую им информацию, раскрыть ее истинное содержание, которое может противоречить словесному сообщению, выявить его отношение к ситуации обследования и к самому психологу и т. п.

Все это дает возможность лучше понять собеседника, точнее и глубже разобраться в существующих у него проблемах и затруднениях, с тем чтобы определить оптимальные пути их решения.

В то же время наличие непосредственного контакта при проведении беседы значительно усложняет ситуацию опроса для самого исследователя, поскольку предъявляет существенно более высокие требования к его профессиональной 

квалификации, чем, например, заочное анкетирование.
^ 13)Тесты интеллекта Тесты интеллекта - предназначены для измерения уровня интеллектуального развития являются наиболее распространенными в психодиагностике. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличить их от других особенностей поведения. А именно — вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, но те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций. Эти тесты очищены от измерений мышечной силы, остроты слуха, интересов, увлечений и т.д. Первые Т. И. были созданы Ф. Гальтоном. Идеи Ф. Гальтона развивал Дж. Кэттелл, положивший начало широкому использованию "умственных тестов". Им были заложены основы современных Т. и., прообразом которых является широко известная шкала умственного развития Бинэ-Симона. Тестов интеллекта много – школьные тесты умственного развития, шкала Векслера и другие.
^ 14)Особенности использования строго формализованных и малоформализованных методик К формализованным методикам относятся тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседу, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам. Как правило, 

они взаимно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими данными, склонностями, мотивацией деятельности и так далее). С этой целью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.
^ 15)Тесты личности Личностные тесты связаны с психодиагностикой индивидуальных свойств личности человека, определяющих его поступки.

Это могут быть тесты характера, темперамента, эмоций, способностей, мотивации. Отдельные тесты могут дать разностороннюю характеристику свойств личности человека, комплексно оценить состояние личности и развитие отдельных черт его личности.

Тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, его эмоции, черты характера, мотивы, тревожность (шкала Спилбергера-Ханина), агрессивность и враждебность (опросник Басса-Дарки), мотив достижения успеха (тест мотивации достижений) — это частные тесты, их еще часто называют мономерными.

Комплексные тесты (многомерные) — это такие как, например, опросники Кеттелла, Стреляу, Айзенека.

На результаты психодиагностики свойств личности оказывает большое влияние поведение испытуемых, которое благодаря использованию компьютерного тестирования, несколько сглаживается, поскольку испытуемые испытывают меньшее беспокойство, "отвечая компьютеру", чем, находясь перед психологом.

Психолог в этом случае зачастую воспринимается испытуемым как некий экзаменатор, и это вызывает беспокойство у испытуемого, угрозу для своей личности, особенно у тревожных людей. Эти обстоятельства накладывают определенные обязательства на психолога, который должен успокоить испытуемого и привести его в нормальное состояние.
^ 17)Строго формализованные методики включают в себя четыре главных класса методик: тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики.

Тесты — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.

Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. В отличие от тестов, там не может быть правильных-неправильных ответов.

^ Проективная техника — это группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные 

предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными.

Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, позволяющие диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура.
^ 18)Тесты достижений Тест достижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.

2 группы тестов достижений:

- Тесты успешности обучения (используются в системе образования)

- Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).

Классификация тестов достижений:

- Широкоориентированные – для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.

- Узкоспециализированные – усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.

3 формы тестов профессиональных достижений:

-тест исполнения действия

-письменные

-устные тесты профессиональных достижений

^ 19)Малоформализованные методики К малоформализованным методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и так далее).

^ Метод наблюдения – старейший метод психодиагностики. Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек. Цель наблюдения.

Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, - получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Для этого нужно наблюдать все, чем проявляется объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений. Если же цель наблюдения конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим, или выбирающим.

Беседа - Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые 

различия по форме и характеру организации.

Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).

В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью - это метод получения информации общего содержания. Клиническое интервью - это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.

Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы. В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.

^ Анализ продуктов деятельности – Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и тому подобное). В психодиагностике этот анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях.
^ 20)Психологические тесты: понятие, виды Психологический тест - стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий. Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения. Виды психологических тестов: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности.
^ Тесты способностей Способностями называют индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности. Способности проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Тесты способностей – это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества.
Специальные способности классифицируют по двум группам:

- по видам психических функций (моторные, сенсорные),
- по видам деятельности (технические и профессионализированные, то есть соответствующие той или иной профессии: артистические, художественные).


Скачать файл (36.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации