Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Полуянов Ю.А. Курс Изобразительное искусство и художественный труд для четырехлетней начальной школы - файл 1.doc


Полуянов Ю.А. Курс Изобразительное искусство и художественный труд для четырехлетней начальной школы
скачать (127.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc128kb.18.12.2011 08:05скачать

содержание

1.doc

Авт. Ю.А. ПОЛУЯНОВ




КУРС «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД» ДЛЯ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Программа

Пояснительная записка


Школа, как общественный институт, призвана целенаправ­ленно и последовательно передавать новому поколению исто­рически развитые формы культуры. Применительно к школь­ным предметам художественного цикла это значит развивать эстетическое сознание детей, эстетическое отношение к жиз­ни окружающей и своей собственной, способность к ее освое­нию по «законам красоты».

Образцы эстетического отношения к миру исторически закреплены и овеществлены в художественной культуре че­ловечества не только на картинах, гравюрах, в скульптуре, но и в разнообразных предметах жизнедеятельности людей (тру­да, быта, отдыха), которые принято относить к декоративно-прикладному искусству, художественному конструированию, дизайну - к художественному труду. С искусством их объеди­няют универсальные принципы построения красоты: мера, ритм, симметрия, пропорции, композиционное и конструктив­ное равновесие, соразмерность величин, согласованность форм и цветов, совместимость разных (природных и искусственных) материалов и другие структурные характеристики создания и восприятия гармонии и дисгармонии. Этими принципами руководствовались создатели произведений всех видов искус­ства и художественных ремесел разных народов, всех стилей и жанров, начиная с древнейших и классики до современного авангарда. Они лежат в основании зарождения и развития художественного конструирования, дизайна, технической эс­тетики. В данной программе все они преобразованы в общие способы построения красоты, единые для разных видов искус­ства и художественного труда, достаточно простые и доступ­ные младшим школьникам, но имеющие ясные критерии для того, чтобы отличать верное построение от неверного. На их основе в данной программе интегрированы в единый предмет два курса начальной школы — «Изобразительное искусство» и «Технология».

Объединение в обучении младших школьников художе­ственных и трудовых процессов значительно повышает педа­гогические средства влияния на общее развитие детей и, вме­сте с тем, расширяет возможности выявления и развития их индивидуальных способностей. Для занятий искусством такое объединение ценно тем, что принципы красоты дети приме­няют к самым разнообразным сторонам своей жизни и прак­тической деятельности. В занятия трудом искусство вносит творческое начало и, характерное для всякой художественной деятельности, стремление к совершенству самых разнообраз­ных трудовых операций. К тому же художественный труд в данной программе включает формирование начальных общетрудовых и специальных умений (преимущественно в сфе­ре ручного труда), которое предусмотрено типовой програм­мой «Технология».

Создание художественного образа с необходимостью тре­бует способности видеть целое раньше частей. Для ее развития обучение должно формировать у детей умение выделять в дей­ствительности (или в учебном материале) не только сами объек­ты, их части и отдельные свойства, но и, прежде всего, отно­шения между ними, действовать с отношениями и, главное, обобщать их, приводить к единству, целостности.

Для развития эстетического сознания детей важно то, что способность воображения формирует у человека умение видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точ­ки зрения других людей (и живущих рядом, и тех, кто создавал богатства культуры), а следовательно, принимать близко к сердцу интересы другого человека, его запросы к действи­тельности, его потребности, т.е. делать их личной нравственной потребностью своей индивидуальности. Именно в таком умении лежат корни и эстетического созерцания, и творческо­го преобразования действительности.

Главная цель курса - развитие общих и художественных способностей ребенка. Способности следует отличать от ода­ренности в какой-то определенной области науки, техники, искусства. Общечеловеческими способностями в той или иной мере наделены все дети. Одаренность — явление исключитель­ное. Развитие одаренных детей - задача специализированных учебных заведений. В общеобразовательной школе возможно лишь особое внимание, поощрение и индивидуальное отно­шение к одаренному ребенку. Способности же надо развивать у всех детей.

Содержание занятий в начальной школе рассчитано на то, чтобы младшие школьники на материале пластических ис­кусств, художественного и технического конструирования опробовали те общие способы художественной и трудовой деятельности, которые могут стать основанием для их после­дующего развития, когда у подростков и старших школьников увлечение рисованием сменяется дифференциацией способно­стей и интересов. Учитывая при этом, что психологически (осо­бенно в учении) младший школьный возраст не заканчивается четвертым классом. Его общая граница — 12 лет.

Занятия изобразительным искусством и художественным трудом развивают у детей общие, художественные и изобрази­тельные способности. Общими являются те, которые опреде­ляют успешность многих или нескольких видов деятельности: это творческое воображение, образное мышление, простран­ственные представления, комбинаторные, сенсорные (органов чувств) и интеллектуальные способности. Художественные способности выявляются через творческую активность детей и в умении воспринимать и создавать красоту: это чувство меры, ритма, симметрии, пропорций, композиционного и конструк­тивного равновесия и других сторон гармонии, посредством которых дети выразительно реализуют свое отношение к явле­ниям и событиям своей и окружающей их жизни. Изобрази­тельные способности проявляются в умении ребенка средства­ми рисунка (линий, пятен, форм и т.п.) более или менее точно передавать свои зрительные наблюдения, внешний вид пред­метов и явлений окружающего мира. У школьников эти способности обнаруживаются в двух качественно различных фор­мах: общей и специализированной.

В младшем школьном возрасте темп развития общих, худо­жественных и изобразительных способностей неодинаков. Возможности развития общих и художественных — очень зна­чительны, изобразительных — более ограничены. Причина в том, что явное проявление собственно изобразительных спо­собностей и их активное развитие происходит, как правило, в подростковом возрасте. Именно тогда можно определить у некоторых учеников способность достаточно свободно вла­деть рисунком и легко осваивать графическую грамоту. В на­чальных классах умение рисовать формируется, но не отдель­но, а как средство художественного выражения ребенком своего замысла в творчестве.

Ведущим развитие всех этих способностей является воображение — способность создавать образы, руководствуясь прин­ципами красоты. Не только теми, которые возникают непроиз­вольно, но и такими, которые дети строят целенаправленно, решая задачи, поставленные самостоятельно или с помощью учителя.

Обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия (ситуации), которые содействуют образованию и развитию творческой активности детей. Для создания таких ситуаций на уроках, когда каждый ученик стремится макси­мально реализовать свои возможности, важны педагогические средства: методические, организационные, игровые. Чтобы в процессе творчества ребенок еще и учился, такие ситуации должны включать задачи, поставленные учителем и направлен­ные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности или самим учеником — в соответствии с его за­мыслом. В постановку задач, наряду с методическими пособи­ями, непосредственно включаются произведения мастеров ис­кусства и художественного труда традиционного (народно­го) и профессионального, обязательно представляющие собой высшие достижения художественного творчества всех времен и народов.

За период начального обучения дети знакомятся с особен­ностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а так­же с основными приемами их применения. В их числе: листо­вые материалы (бумага и картон разной толщины, структуры и окраски; мягкий металлопластик; цветной прозрачный пла­стик и др.), текстиль (ткани и нитки различных видов и окрас­ки), дерево и разновидности пластилина и другие мягкие материалы для лепки, проволока, природные материалы (проб­ка, шишки, сучки и др.), краски гуашь, акварель, анилиновые и др.), кисти разных форм (плоские и круглые) и размеров (широкие, тонкие, средние), тушь, чернила (черные и цвет­ные), перьевые и шариковые ручки, фломастеры, палитра, ножницы, виды клея, иглы и т.п.

По преобладанию в содержании уроков искусства или тру­довых процессов их условно можно разделить на; собственно изобразительное искусство (живопись, графика, декоративная роспись); общие искусству и художественному труду (эстамп, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и т.п.) и собственно художественный труд (конструирова­ние, дизайн, шитье, вышивка и другие работы с текстилем и т.п.).

Для обеспечения органичного единства учения и творче­ства детей занятия (два урока подряд) (*Это объясняется многими причинами и прежде всего экономией времени, значительная часть которого уходит на организацию: подготовку красок, воды, раздачу кистей, палитр, бумаги и т.д., а на учебную и творческую работу детей времени почти не остается) включают в себя следу­ющие три вида учебной деятельности: обсуждение закончен­ных детских работ, решение учебных задач и заданий и само­деятельность. В зависимости от содержания, на одних заняти­ях проводятся все три вида учения, на других — только два и не обязательно в указанной последовательности. Каждый из них имеет определенную цель.

В организации единства учения и творчества детей эти раз­делы выполняют следующие функции.

^ 1. Обсуждение детских работ формирует у детей действие оценки и развивает способность к эстетическим суждениям. В результате обсуждения дети отбирают несколько рисунков для сменной выставки в классе. Обсуждения и выставки заме­няют «отметки», которые учитель никогда не ставит.

^ 2. Решение учебных задач и заданий имеет целью введение новых способов художественной деятельности или новых материалов и инструментов через задачи, которые дети решают совместно с учителем или индивидуально, а также опробование учебных действий моделирования, определенных операций. Особенности новых способов раскрываются ученикам через анализ художественной формы произведений мастеров
искусства и ремесел, дополненные методическими пособиями.

^ 3. Самодеятельность детей. Это самая продолжительная по времени (более одного урока) и педагогически наиболее сложная часть занятия. Ее содержание - творчество. Учение приобретает здесь особую форму сотрудничества ребенка и взросло­го в процессе реализации индивидуального замысла каждого ученика. Через самодеятельность освоенные учениками способы художественной деятельности включаются в широкий контекст его жизни, интересов, отношений, идеалов, т.е. становятся средствами эстетического освоения действитель­ности.

Программа включает особую форму «обратной связи меж­ду работой учителя и развитием учеников через анализ детских работ. Благодаря чему учитель может сам и для себя оценить эффективность влияния на развитие детей проведенных им заня­тий. Детские работы анализируются по двум основным пока­зателям; степени творческой \- активности детей на занятии и уровню освоенности ими тех или иных способов художественного изображения и труда или уровням освоенности действий, при­емов, операций, с которыми они познакомились на уроках.

В программе соединены уроки изобразительного искусства и трудового обучения таким образом, чтобы в одном учебном полугодии проводилось два занятия (каждое по 2 урока = 4 часа), а в другом — одно занятие (2 часа).

1 класс

(1 + 2 ч. х 30 над. - 90 ч)

Весь первый год обучения посвящен введению учеников в действия по созданию и восприятию целостности - основы художественной формы всех видов искусств и художественно­го труда.

Целостность вводится через действия по непосредственно­му практическому соединению изображений, форм, величин, цветов, разных материалов посредством инструментов на ос­нове замыслов работы. Расширяются представления учеников об источниках замыслов и формируется умение находить сре­ди них что-то интересное каждому ребенку. Дети пробуют ус­танавливать смысловые и выразительные связи между изобра­жениями, соединять их в целостный содержательный рисунок, скульптуру, поделку. При этом в своих действиях с материала­ми и инструментами они учитывают мерность по величине, форме, цвету, фактуре в трех градациях - двух крайних и сред­ней. Краски гуашь: густые - средней густоты - жидкие. Цвета: светлые — средней светлоты — темные. Кисти: широкие — сред­него размера — тонкие, а также мягкие (жесткие и плоские) круглые. Линии, пятна и силуэты: крупные - средней величи­ны — маленькие. Формы (плоские и объемные): округлые — угловатые — смешанные.

Ученики получают первые представления о пластике и вы­разительности плоских и объемных правильных форм. Узна­ют, что различие форм зависит и от вида инструментов (кисти, карандаша, ножниц), и от движения руки с инструментом, и от правильной организации рабочего места. Эта зависимость наиболее явна при освоении первичных приемов скульптур­ной лепки и конструирования из плоского материала объем­ных изделий. Но не в меньшей мере это определяет и художе­ственную выразительность живописных, графических и деко­ративных рисунков. Полученные таким образом линии, пятна, силуэты из черной и цветной бумаги, различных тканей и объемные формы из пластилина дети по-разному соединяют в сказочные фантастические и реальные изображения людей, животных, зданий и т.п.

Занятия разделены по видам учебной и творческой работы на следующие разделы.

  1. Линии - пятна - силуэты. Общность и различия, мера величины и формы. Соединение по замыслу.

  2. Скульптурная лепка.

  3. Краски и цвет.

  4. Декоративная роспись.

  5. Художественное конструирование.

  6. Архитектура и монументальная роспись.

  7. Художественное шитье.

В течение учебного года первоклассники выполняют ряд учебных, декоративных, иллюстративных и др. рисунков в тех­нике живописи, графики, скульптуры, декоративной росписи, аппликации, коллажа, моделирования и художественного ши­тья из тканей. При этом все учебные работы подготавливают учеников к последующему творчеству. Ученики создают боль­шое панно-фриз с орнаментальной рамкой (для украшения школьных помещений), в котором соединены их индивидуаль­ные творческие работы. Расписывают узором закладки для учебников, пробуют свои силы в изготовлении декоративных и елочных игрушек способами превращения различного лис­тового материала в объемные фигуры, делают приспособления для шитья и картину-коллаж из лоскута цветных тканей.

  1. класс

(I + 2ч х 34нед. = 102ч)

На основе полученного в первый год обучения у детей формируется способность к обобщенному восприятию — зритель­ному соединению в целостность разных цветов, форм, величин на своих рисунках, на картинах, в изделиях мастеров и в том, что они видят в окружающей жизни. Обобщенное восприятие про­должает формироваться на материале введения учеников в общие способы построения в художественной деятельности гармоничной целостности композиции и конструкции.

В течение года последовательно пробуют осваивать:

1. ^ Способы гармонизации (согласованности, соразмерности, со­вместимости и т.п.) художественной формы.

Первым средством формирования обобщенного восприя­тия выступают способы зрительного согласования разных цве­товых сочетаний на специальных таблицах, в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства и, главное, на собственных рисунках, игрушках, моделях детей. Цвет выбран ведущим средством организации, потому что дети 6—8 лет про­являют повышенную восприимчивость к его эстетической и эмоционально-смысловой выразительности, потому что цве­товые отношения легче поддаются образному осмыслению, чем рассудочно-словесному. Это позволяет с самого начала ввести в обучение критерий целостности в его наиболее общем исход­ном виде, не касаясь пока никаких частных признаков цвета, кроме тех, которые уже знакомы детям.

Ученики пробуют применять согласованность, соразмер­ность, совместимость как меру гармоничного целого к сочета­ниям разных величин и форм при выполнении декоративных росписей, скульптурной лепке, при конструировании декора­тивных и елочных фигур из бумаги, картона и другого лис­тового материала, при соединении красочных пятен в кол­лаже.

^ 2. Способы построения регулярных ритмов, где установленные
повторения и чередования элементов и интервалов далее оста­ются неизменными (равномерными).

Эти типы ритмичных построений и их соединения вначале осваиваются в ходе решения учебных задач — поиска вариан­тов орнаментов в полосе — на прямоугольной и бесконечной площади, пользуясь одинаковыми фигурами (комбинаторные задачи). Мерой при этом служат сначала уже известные учени­кам отношения величин и форм, потом вводятся новые при­знаки отношений цветов, форм, величин.

^ 3. Отношения теплохолодности цвета: формальные (для отдельно взятых цветов) и относительные (для отношений цветов в сочетаниях).

Отношения теплохолодности полнее, чем другие признаки цвета, выражают эмоционально-эстетические стороны художе­ственного изображения, что благотворно отражается на выра­зительности живописных тематических рисунках детей. Они дают ученикам наиболее свободный и широкий выбор вариа­ций цветового ритма, а позже и отношений симметрии. Осво­ение отношений теплохолодности цвета продолжается на всех последующих этапах обучения.

  1. ^ Способы построения симметрии: зеркальной при отношении
    тождества величин, форм, объемов.


Освоение этих способов подготовлено опытом построения ритма, который отличается от симметрии, прежде всего, не­центрированностью конструкций. В этом году ученики полу­чают разнообразные симметричные фигуры только способом пространственного преобразования зеркального отображения и только в отношениях тождества — полного равенства между частями и элементами изображения. Об этом виде симметрии большинство учеников уже имеют некоторое представление, хотя и не все знают его название. Цель обучения — ввести их в общий способ симметрии, позволяющий строить плоские и объемные изображения, разнообразные но содержанию, фор­ме и материалам, внешне непохожим друг на друга.

Свои умения они реализуют в орнаментальных и декора­тивных работах гуашью, из фольги, цветной и черной бумаги, в коллаже, в скульптуре, на чеканке из тонкого пластика, декоративных масках, разных видах шитья, орнаментальных суперобложках для учебников и в тематических живописных и графических работах.

В процессе их создания продолжается освоение приемов примакивания на примере более сложных положений разных кистей и движений ими, а также новых видах соединения и крепления разных материалов. При использовании этих при­емов получаются новые по очертаниям и пластическим соеди­нениям формы и их сочетания, которые ученики используют в живописи, графике и художественном труде. При этом осва­иваются: работа по простейшим схемам, разметка «на глаз», по шаблону и трафаретам, а также с помощью чертежных инстру­ментов, простые виды соединения, крепления и сшивания частей и деталей.

^ 5 Пластичность очертаний правильных форм изображений и предметов.

Главное в этом разделе - формирование у детей умения видеть и изображать обобщенные очертания правильной фор­мы, близкие к геометрическим и их различным соединениям. Ученики знакомятся с различиями эмоционально-смысловой выразительности округлых, угловатых и смешанных форм очер­таний изображений. Пробуют находить в жизни и изображать такие формы, начиная с их обобщенных очертаний. Пользу­ются при этом различными изобразительными средствами: линией, силуэтом, оттисками, объемными (скульптура) и по­луобъемными (картон, текстиль) формами.

3 класс

(1 + 2ч х 34нед. = 102ч)

На третьем году обучения продолжается освоение спосо­бов организации композиционных и конструктивных отноше­ний в изобразительном искусстве и художественном труде.

Содержание обучения разворачивается по следующим вза­имосвязанным разделам, каждый из которых затем продолжа­ется до конца учебного года.

^ 1. Способы построения композиции структура рабочего поля, композиционное и конструктивное равновесие.

Симметричные построения типа зеркального отображения являются примером полного конструктивного равновесия. Такую же, только двойную симметрию имеет рабочее поле ком­позиции и конструкции: низ - верх, левая - правая стороны, центр — середина. Перемещение изображений или элементов в структуре рабочего поля позволяет ученикам искать несим­метричные варианты равновесия. Сначала по признакам вели­чины, потом - формы и светлоты, наконец - по цвету.

Симметричные конструкции, в отличие от композиции, которая всегда пространственно ограничена, может не иметь границ. От того, в каком месте рабочего поля оказалось то или иное изображение, будет зависеть, каким оно будет восприни­маться на картине: тяжелым или легким, падающим или лежа­щим, движущимся или неподвижным и т.п. Поэтому один из способов композиции состоит в поиске места каждого изобра­жения в структуре рабочего поля и установлении отношения между ними.

Содержание замыслов бесконечно и каждый требует своей композиции. Поэтому невозможно задать ученикам какие-то образцы композиций, подходящих к определенным замыслам, нельзя ни рассказывать, ни показывать то, что они в итоге найдут для своего замысла. Можно только научить тому, как их искать.

^ 2. Динамические отношения (связи) композиции.

Внутри композиционного равновесия происходит поиск простых динамичных и статичных мест в структуре рабочего поля и взаиморасположения разных изображений относитель­но друг друга, В этом поиске условно выделяются формальные и эмоционально-содержательные композиционные связи. Формальные связи (линейные группировки, пространственные сближения — удаления и т.п.) служат условием порождения вы­разительности — содержательности рисунка. Больше для этого возможностей дает следующий раздел обучения.

^ 3. Контраст — аналогия: композиционные отношения между одинаковым и разным, подобным и противоположным.

Используя отношения контраста и аналогии в композици­ях и конструкциях, можно выразить самые разнообразные чувства и мысли через связи изображений по любому признаку: цвету, форме, очертаниям и др. Поэтому ученики пробуют ос­ваивать их, начиная с наиболее простых (отношения величин и черно-белого) и кончая более сложным (цветовой контраст, направленность движений и формы).

Поиск цветового контраста (и аналогии) предварительно требует ознакомления с закономерностями образования цве­тового спектра. Эта учебная работа выполняется сначала путем смешения красок трех основных цветов (желтого, красного, синего) и получения таким образом цветов промежуточных (оранжевого, фиолетового, зеленого), которые вместе склады­ваются в ряды цветового тона, а затем — путем смешения хроматических (окрашенных) и ахроматических (черный, белый, серый) цветов, в результате чего образуются приглу­шенные цвета (ряд коричневых, серо-зеленый, серо-синий, серо-розовый и т.п.). Только после этого ученикам демонстри­руется цветовой круг, на противоположных участках которого располагаются цвета, образующие гармоничный (благородный, благозвучный) цветовой контраст. Это, например, пары: крас­ный — зеленый, голубой — оранжевый, синий — желтый и т.п.

^ 4. Различные типы пространственных преобразований симмет­
рии: зеркальное отображение, вращение (поворот), пошаговое пере­
мещение.


Решая учебные задачи, ученики пробуют в общем виде преобразовывать уже знакомую им зеркальную симметрию в различные варианты других типов пространственных преоб­разований, но пользуясь только отношениями эквивалентнос­ти тождества. Находят в помещении класса и дома предметы построенные по этим типам симметрии. Используют их при создании орнаментальной фигуры в технике чеканки на металлопластике.

^ 5. Пластичность и соразмерность очертаний изображений и предметов

Продолжается обучение способам изображения очертаний объектов более сложных по конструкции, чем в прошлом году. Строение этих объектов и изображений связывается с уже ос­военными типами симметрии. Ученики пробуют реализовать эти способы в разных жанрах и техниках: рисунке, живописи, конструировании елочных игрушек, оттисках с картонных матриц.

В течение года расширяется и углубляется опыт учеников в создании уже знакомых им живописных, графических, деко­ративных, скульптурных и макетных работ, пробуются новые приемы и техники художественного труда: декоративные от­тиски краской, эстамп (гравюра на бумажной основе), выши­вание крестом, прокалывание шилом, сборка и новые виды крепления деталей по схемам и другие виды художественно-технической работы.

^ 4 класс

(1 +2ч х 34нед. = 102ч)

Содержание обучения в этом, завершающем начальную школу, учебном году продолжает начатое во втором и третьем классах и включает новые разделы, подготавливая детей к диф­ференцированному обучению в средней школе.

Вводятся следующие новые разделы обучения:

^ 1. Пропорции по величине, форме, пластика и выразительность
очертании плоских и объемных изображений, конструкций, моделей,
макетов и изделий.


Пластичность изображений на плоскости и в объеме прямо зависит от отношений величины и формы очертаний и поэто­му осваивается учениками через пропорциональность (сораз­мерность) и контраст-аналогию (выразительность). Материа­лом для этого служат комбинаторные задачи, требующие по­иска соединений элементов разной величины и конфигурации. Решение этих задач осуществляется в форме творческой игры. Ученики пробуют создавать пластичные, выразительные и со­размерные очертания живых существ (людей, животных, насе­комых), растений (цветов, деревьев разных пород) различных по архитектуре зданий, неживых объектов (реальных и фанта­стических строений, натюрмортов из различных по форме пред­метов).

^ 2. Изображения и схемы объема на плоскости, подобные техни­ческому рисунку.

Начальные способы изображения объема на плоскости уче­ники осваивают на примере округлых и прямоугольных форм, где передача ракурсов (линейной перспективы) допускается, но не является обязательной. Таким образом они подготавли­ваются к освоению пространственных планов, пейзажа и на­тюрморта.

^

Результаты обучения в 1-4 классах


Результаты развивающего обучения детей, пользуясь исклю­чительно терминологией изобразительного искусства и худо­жественного труда, можно изложить только условно. Знания, умения и навыки в художественной деятельности реально вклю­чены в тот или иной уровень развития способностей ребенка. Информированность детей о видах, жанрах, техниках изобра­жения не прямо, а косвенно может отразиться на их способно­сти чувствовать, понимать и создавать художественно денные рисунки и другие изделия. Уровни развития общих, художе­ственных и изобразительных способностей детей, как и их знания, умения и навыки, точнее определяются не столько по количественным, сколько по качественным критериям. Глав­ные из них — активность, самостоятельность и устойчивость творческого применения тех способов художественной деятель­ности, которые были найдены и опробованы в процессе обуче­ния.

По этим критериям результаты обучения в 1—4 классах рас­пределяются следующим образом:

— очень высокий уровень (от 15 до 30% учеников в классе) характеризуется прежде всего тем, что ученики всегда по соб­ственной инициативе, самостоятельно и творчески пользуют­ся опробованными в обучении способами для поиска вырази­тельного художественного изображения. Однако при значи­тельном знании и сформированных умениях, а часто и навы­ков в художественной практике и в понимании произведений искусства, они не всегда могут показать их в словесном изло­жении (ответах на вопросы, беседах, рассказах о картинах ху­дожников и своих рисунках);

  • высокий уровень (от 30 до 50% учеников в классе) - та­кие же результаты ученики показывают не всегда - или при особых условиях, или при напоминании учителя о каком-то способе, или избирательно - по интересам и склонностям, пре­обладающим в тот или иной период обучения.

Два следующих уровня характеризуются, прежде всего, от­носительно редким проявлением у учеников творческой актив­ности при поиске выразительности изображения:

— один (от 40 до 20% учеников в классе) проявляется в том,
что ученики пользуются способами художественного изображения часто только по специальному заданию учителя и, как правило, только в таком виде, в котором они опробовали их на уроках;

- другой (от 15 до 0% учеников в классе) выражается в том, что ученики то же самое могут сделать только с большей или меньшей помощью учителя: при дополнительном показе и объяснении как самого способа, так и последовательности действия по его реализации.

С учетом такого распределения уровней развитости и ус­ловности выделения в способностях изобразительных знаний, умений и навыков в итоге обучения в 1—4 классах ученики бу­дут уметь или быть способны:

  • строить композиционные отношения живописного и гра­фического рисунка, декоративной росписи, силуэта, эстампа и других видов изображения, руководствуясь признаками: уравновешенности – неуравновешенности, динамичности - статичности, глубины пространственных планов с учетом связей между изображениями, эмоционально-смысловых, динамических,
    функциональных, формальных и содержательных;

  • строить конструктивные отношения в орнаментах разных видов, скульптурных изображениях, макетах, поделках из
    разных материалов по принципам мерности, ритма (регулярного), симметрии зеркальной, перемещения, вращения и отношений тождества, подобия, вариаций;

- использовать при построении композиции и конструкции отношение меры величин (крупных - средних - мелких) относительно размера рисунка или другого изображения; форм, линий, пятен, объемов (округлых - угловатых - смешанных); правильных — неправильных пропорций и пластики очерта­ний, передающих выразительность и узнаваемость изображения; цветов хроматических и ахроматических по различиям светлости, тональности и теплоходнодности и согласованности — рассогласованности между ними;

  • устанавливать отношения контраста - аналогии по вели­чине, форме, цвету;

  • пользоваться при этом специфическими качествами; красок гуашь (их смешения между собой и с белой, черной), цветной бумаги и цветных и черно-белых вырезок из печатной продукции при аппликации и коллаже;

  • использовать приемы работы кистями жесткими (щетин­ными) и мягкими, плоскими и круглыми, широкими, средними, тонкими при исполнении живописных рисунков и декоративной росписи;

  • знать назначение материалов и инструментов, которые использовались на занятиях художественным трудом: различных видов бумаги, картона и других листовых материалов; ви­дов текстиля (тканного, вязанного, штампованного), материа­лов для объемных форм (пластилин, эгин, пластик, глина и т.п.), чертежных инструментов (линейки, угольника, циркуля),
    ножниц, шила, плоскогубцев и др.;

- уметь планировать и организовывать различные виды трудовых процессов и закреплять их в форме эскизов, схем, технических рисунков, условных чертежей;

  • знать и уметь пользоваться технологиями: декоративной росписи — приемами «примакивания», изготовления «досок» и оттисков эстампов высокой печати, изготовления и грунтовки папье-маше, простых видов кройки (по шаблону) и шитья разными видами швов;

  • уметь экономно и рационально расходовать материалы, пользуясь предварительной разметкой частей и деталей буду­щего изделия.

Все эти умения включают соответствующие им знания, ко­торые, однако, в младшем школьном возрасте не являются решающими для развития детей. Напротив, знания о видах искусства, художниках и их произведениях важны в той мере, в которой они мотивируют активность художественного твор­чества детей. К ним можно условно отнести знания и умения детей:

  • отличить различные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование, ди­зайн;

  • знать имена, особенности творчества тех художников-мастеров, в произведениях которых наиболее ярко и понятно детям представлены осваиваемые на занятиях способы изобра­зительной деятельности и художественного труда.



^ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О КУРСЕ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД.

(ДЛЯ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

I КЛАСС

Дети начинают рисовать задолго до школы. В школе они целенаправленно осваивают исторически развитые формы ху­дожественной культуры. Поэтому основное назначение этой программы — воспитание и развитие художественного сознания детей: эстетического отношения к своей жизни и окружаю­щему миру и способности осваивать его по «законам кра­соты».

Образы эстетического отношения к миру исторически зак­реплены и овеществлены не только в классических видах изоб­разительного искусства (живописи, графики, скульптуре и т.п.), но и разнообразных предметах жизнедеятельности людей (тру­да, быта, отдыха и т.п.), которые принято относить к декора­тивно-прикладному искусству, художественному конструиро­ванию, дизайну - к художественному труду. С искусством их объединяют универсальные принципы построения всего того, что люди считают красивым: меры, ритма, симметрии, про­порций, композиционного и конструктивного равновесия и другие структурные принципы создания и восприятия гармо­нии или дисгармонии. Этими принципами руководствовались создатели произведений всех видов искусства и художествен­ных ремесел разных народов, начиная с глубокой древности до классики и современного авангарда. В данной программе они представлены в форме «общих способов построения красоты» разных видов изобразительного искусства и художественного труда, достаточно простых и вполне доступных младшим школьникам.

Каждому человеку изначально присуща потребность в кра­соте. Потребность идеальная, т.е. бескорыстная, и поэтому со­ставляющая одно из оснований его духовной жизни. Поэтому первой из целей данной программы является формирование и раз­витие способности учащихся воспринимать, понимать, чувство­вать и создавать прекрасное в своей художественной деятель­ности, в окружающей их жизни и в искусстве. Эту способность называют «чувством красоты». На ее основе у детей формиру­ется «художественный вкус» — умение отличать подлинные эстетические ценности от их подделки, красоту от краси­вости,

Вторая из главных целей этой программы тоже определяет­ся общечеловеческой потребностью — прежде, чем что-то де­лать, построить образ будущего действия. Что требует разви­тия у детей воображения, образного мышления, фантазии, инту­иции — способностей, необходимых в любом деле, но активно развивающихся преимущественно через занятия разными ви­дами художественной деятельности. Воображение — обязатель­ный компонент творчества в любом занятии: научном, техни­ческом и, особенно, в художественном.

И. так ведущей целью этой программы является развитие у детей способности строить образы воображения, руководству­ясь принципами красоты. Что в содержании, методике и орга­низации уроков обеспечивается органичным единством учения и творчества детей.

В 1 классе в художественное творчество детей вводятся наи­более простые способы создания и восприятия целостности -основы художественной формы всех искусств.

Знакомясь с основными видами художественной деятель­ности, ученики пробуют через действия соединять форму, цве­та, разные материалы на основе своих замыслов. При этом расширяются их представления об источниках замыслов и формируется умение находить среди них то, что интересно каждому ребенку. Основываясь на своем замысле, ребенок про­бует установить смысловые и выразительные связи между изоб­ражениями. Начинается формирование одной из базовых художественных способностей — «чувство меры». Действуя с различными материалами и инструментами, дети пробуют учитывать мерность по величине, форме, цвету, фактуре в трех градациях — двух крайних и средней.

На базе развивающегося чувства меры ученики получают первые представления о пластике и выразительности плоских и объемных правильных форм. Узнают, что различие форм зависит и от вида инструментов (кисти, карандаша, ножниц), и от движения руки с инструментом, и от правильной органи­зации рабочего места. Эта зависимость наиболее явна при ос­воении первичных приемов скульптурной лепки и конструи­рования из плоского материала объемных изделий. Но не в меньшей мере от нее зависит художественная выразительность живописных, графических и декоративных рисунков.

Дети знакомятся с особенностями, свойствами и возмож­ностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага и картон разной толщины, структуры и окраски; мягкий цветной плас­тик и др.); текстиль (ткани и нитки различных видов окраски); пластилин и другие материалы для лепки; краски гуашь; кисти разных форм и размеров; шариковые ручки, фломастеры; па­литра, ножницы, разные виды клея, иглы и т.п.

Влияние обучения на развитие детей в значительной мере зависит от того, на сколько учитель на каждом занятии умеет возбудить творческую активность учеников и вызвать у них желание освоить те новые способы художественной деятель­ности, которые он им передает. Обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует осо­бого состояния, которое непосредственно зависит от индиви­дуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия (ситуации), кото­рые содействуют образованию и развитию творческой актив­ности детей. Для создания на уроках таких ситуаций, когда каждый ученик стремится максимально выразительно реали­зовать свой замысел, используются разные педагогические средства: методические, организационные, игровые и т.п. Что­бы в процессе творчества ребенок еще и учился, такие ситуа­ции должны включать задачи или поставленные учителем и направленные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности, или самим учеником — в своем замыс­ле. При постановке задач, наряду с методическими пособия­ми, непосредственно включаются произведения мастеров ис­кусства и художественного труда: традиционного (народного) и профессионального, но обязательно представляющие собой высшие достижения художественного творчества всех времен, разных стран и народов.

Первый год обучения дети выполняют ряд учебных и твор­ческих рисунков в технике живописи, графики, скульптуры, декоративной росписи, аппликации, коллажа, моделирования и художественного шитья из тканей. При этом учебные работы

подготавливают учеников к последующему творчеству. Уче­ники создают большое панно — фриз с орнаментальной рам­кой (для украшения школьных помещений), в котором соеди­няются их индивидуальные творческие работы; расписывают узором закладки для учебников; пробуют свои силы в изготов­лении декоративных и елочных игрушек способами превраще­ния различного листового материала в объемные фигуры.

Единство учения и творчества детей на занятиях обеспечи­вается тремя главными видами педагогической работы: оце­ночной, учебной и самодеятельной.

Формирование у детей учебного действия оценки и развивитие способности к эстетическим суждениям начинается с обсуждения учениками собственных законченных и обяза­тельно лучших рисунков и др. работ и отбора среди них тех, которые будут выставлены в помещении класса. Обсуждения и выставки заменяют «отметки», которые учитель никогда не ставит.

Учебные задачи и задания имеют целью введение новых способов художественной деятельности или новых материалов и инструментов через задачи, которые дети решают совместно с учителем или индивидуально, а также опробование опреде­ленных действий и операций. Особенности новых способов рас­крываются ученикам через произведения художников и мас­теров художественного труда, а также - методические посо­бия. На уроках дети выполняют как учебные, так и творческие задания. Учебные работы подготавливают их к последующему творчеству. Однако строго отделяются друг от друга, потому что, выполняя учебные задания, дети пробуют осваивать на­чальные приемы изображения в их общем виде, т.е. независи­мо от последующей конкретно работы. Технические приемы каждый ребенок осваивает в меру своих способностей и подго­товленности. С ними связанные трудности не должны отвлекать его от творчества.

Самодеятельность детей — это самая продолжительная по времени (более одного урока) и педагогически наиболее слож­ная часть занятия. Ее содержание - творчество. Учение приоб­ретает здесь особую форму сотрудничества ребенка и взросло­го по самостоятельной реализации индивидуального смысла каждою ученика. Через самодеятельность освоенные ребенком способы художественной деятельности включаются в широкий контекст его жизни, интересов, отношений, идеалов, т.е. становятся средствами эстетического освоения действитель­ности.

В зависимости от содержания, на одних занятиях про­водятся все три вида учения, на других — два, а иногда — и одно.

Программа включает анализ детских работ, благодаря ко­торому учитель может сам для себя оценить эффективность вли­яния проведенного им занятия на развитие детей. Детские ра­боты анализируются по двум показателям: степени творческой активности учеников на занятии и уровню освоенности ими того способа художественного изображения и труда или отдель­ных действий, приемов, операций, с которыми они познако­мились на данном уроке.

1. В программе соединены уроки изобразительного искус­ства и трудового обучения (1ч + 2чхЗО нед. = 90 ч). Каждое занятие рассчитано на два урока подряд. Таким образом в течение одного учебного полугодия проводится по два заня­тия в неделю (4ч), а в течение другого — по одному занятию в неделю (2 ч).

Учебно-методические материалы по этой программе с раз­работками всех занятий первого года обучения опублико­ваны: Ю.А.Полуянов Изобразительное искусство и художе­ственный труд: Книга для учителя. 1 класс. — М., Прометей, 1999.


Скачать файл (127.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации