Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Методология и методика конкретных социологических исследований - файл 1.doc


Лекция - Методология и методика конкретных социологических исследований
скачать (249.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc250kb.15.11.2011 21:18скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...

IV МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА КОНКРЕТНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Глава 19 МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



Методологию социологических исследований необходимо знать не только тем, кто эти исследования проводит, но и специалистам, которые хотят стать грамотными потребителями результатов этих исследований. Эти знания полезны тем, кто принимает политические и социальные решения на основании социологических данных, заказчикам прикладных исследований (предвыборных, маркетинговых и т. п.), а также тем, кто формирует общественное мнение, основываясь на цифрах и фактах, приводимых в исследовательских отчетах или публикациях.
^

19.1. Понятие методологии. Специфика социологической методологии



Достоверность фактов и выводов, полученных ис­следователем, зависит от того, каким способом он пришел к данным фактам и выводам, какую методологию использовал.

Методология (от греч. methodos - спо­соб познания и logos - учение, слово) – в настоящее время имеет несколько смысловых значений:

• Нау­ка о методе.

• Система наиболее общих принци­пов, подходов и методов, составляющих основу для данной конкретной науки.

• Совокупность теорий, концепций, парадигм, приемов ис­следования, применяемых в той или иной науке, на ее конкретно-исторической стадии развития.

^ Социология - одна из наук, поэтому на нее в полной мере распространяются общенаучные методы и принципы, характерные для всякого научного исследования:

  • выявление объективной сущности и природы процессов и явлений;

  • соблюдение логики построения научных выводов от абстрактного к конкретному;

  • изучение явлений в структурно-статическом состоянии, наиболее существенных и устойчивых связей соответствующего процесса;

  • исследование изменчивых свойств, каузальных (причинно-следственных) взаимозависимостей переменных;

  • сочетание теоретического и эмпирического анализа в постоянной взаимодополняющей разработке фундаментальных и прикладных проблем;

  • соблюдение принципа адекватности, который в каждом конкретном случае строится на законах и категориях диалектики.

Социологическое исследование - это совокупность методологии, частных методик, способов и техники изучения социальных явлений в их конкретном состоянии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Формирование методологии социологических исследований стало возможным на пересечении многих взаимообусловленных социально-экономических, научных, социокультурных и философских факторов. Тем не менее, ни в отечественной, ни в зарубежной практике социологических исследований не сложилось единого сло­воупотребления. Одну и ту же систему действий некоторые исследователи на­зывают методологией, другие методом или техникой исследования, третьи – методикой. С одной стороны это указывает на большую, чем в естественных науках, роль субъекта, его мировоззрения, стоящих в основе исследования экономических и политических интересов, с другой – снижает значение критерия объективной истины.

Один из общенаучных принципов исследования требует выявления устойчиво­сти, инвариантности в многообразных связях и изменениях. К примеру, в ис­следовании мотивов трудовой деятельности необходимо выявить некоторое устойчивое мотивационное «ядро». Для каждой ис­торической эпохи характерно нечто специфическое. Одна из возможных классификаций позволяет выделить четыре стимула: прямое принуждение, эко­номическое стимулирование, моральное стимулиро­вание, социально-статусное стимулирование. Различные варианты сочетания этих типов стимулов в каждую эпоху и в особых сообществах составляют основное мотивационное ядро трудовой деятельности.

Общесоциологическая методология, функцию ко­торой выполняет социологическая теория, формирует относи­тельно принципиальные основы частных социологичес­ких теорий в соотношении с набором социальных фактов.

Понятие «методология» имеет и более узкий смысл, употребляемое в значении конкретно-научных исследованиях, например, измерения каких-либо социальных характеристик; соотношений между теорией и эмпирическими данными, между различными уровнями научного обобщения, о те­ории и эксперименте.

^ Поскольку социология относится к разряду наук об обществе и человеке, ей присущи общие для всех этих наук принципы:

  • историко-генетический анализ изучаемого явления, предполагающий выявление причин его возникновения и развития;

  • многофакторность объяснений социальных изменений;

  • специфическая верификация (перепроверка) эмпирических фактов, их систематичности, повторяемости через определенные промежутки времени, сопоставимости данных;

  • ограниченные возможности эксперимента в общественных процессах и потому более значительная роль в методологии таких логико-понятийных средств как: анализ и синтез, абстрактное и конкретное, индукция и дедукция, сравнительный анализ информации, полученной из разных источников, с учетом отличающихся друг от друга методик;

  • специфическое использование математико-статистических процедур обработки и интерпретации полученной информации;

  • завершение социальных исследований формулированием выводов и рекомендаций, имеющих теоретическую и социально-практическую ценность.

Ни одна из общественных или гуманитарных наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных и др. явлениях, - именуемых в социологии социальными фактами, отражающими общие родовые черты социума и проявляющимися как его закономерности. Именно эти наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, кроме социологии, и составляют ее специфику.


Методологическая специфика социологии определяется ею как науки:

  • о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации;

  • об изменениях вызываемых активностью социального субъекта;

  • о социальных механизмах взаимосвязи взаимодействия между многообразными социальными общно­стями, между личностью и общностями;

  • о социальных механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общно­стями, между личностью и общностями;

  • о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Социологическая методология имеет свои специфические принципы исследования, свой особый предмет, отличающий ее от всех прочих отраслей общественного и гуманитарного знания. Для социологических исследований характерны:

  • событийно-повседневный анализ, при котором предметом исследования являются реально происшедшие события (социальные факты);

  • субъектно-деятельностный анализ, основанный не только на фиксации и интерпретации поведенческих актов людей, но и выяснением того смысла, который вкладывается ими в свои поступки;

  • гуманистическая ориентированность исследований, призванная служить человеку, повышать его возможности для удовлетворения своих потребностей, интересов, прав, развития и совершенствования социальных форм их жизнедеятельности;

  • изучение связи и взаимообусловленности менталитета, духовных потребностей, интересов, прав со способами развития и совершенствования социальных форм жизнедеятельности общества и личности.
^

19.2 Структура социологической методологии



Социологическую методологию как исследовательскую систему формируют следующие составляющие: объект социоло­гического исследования; предмет исследования; проблема; программа; гипотеза; социальные факты; социальные законы; социальные закономерности; социологические законы; социологические теории; парадигмы; эмпирическая база; методы.

Объект социоло­гического исследования - это то, на что направлен процесс познания, что содержит социальную про­блему.

Предмет исследованияэто наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особен­ности объекта, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организа­ций, образуют полюса социального противоречия или конфликта.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предполо­жением о возможности обнаружить в нем закономер­ность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса - источник выдвижения рабочих гипотез.

Программа социологического исследования - это документ, содержащий всестороннее теоре­тическое обоснование методологических подходов и методических приемов исследования. Она имеет свою структуру и включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение двух разделов:

методологический - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методический - с указанием правил процедуры, а также логической последователь­ности операций для их проверки характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логические схемы ее обработки.

Глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования - необходимое условие его проведения на высоком качественном уровне. Программу называют стратегическим документом, излагающим концепцию исследования проблемы, заинтересовавшая организаторов и побудившая их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Проблема социологического исследования формируется в том случае, когда социальный процесс вызывает сомнения, беспокойство, не поддается убедительному объяснению. Проблема отражает ситуацию, в которой имеет место - социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов. Это может уг­рожать стабильности и одновременно являются глав­ным фактором социальных изменений и потому осо­бенно заслуживают внимания.

Любая социальная проблема имеет две стороны: предметную и гносеологическую, которые тесно взаимосвязаны. В первом слу­чае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющееся знание урегулирования социальных процессов. Во втором случае - это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, потому нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них. Социальная проблема может не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной.

Но и будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтере­сованность и готовность к практическим преобразова­ниям каких-то общественных сил, организаций, движе­ний. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в социологическом исследовании.

Социальные проблемы могут сильно отличаться своей масштабностью. Одни не выходят за рамки некото­рого сообщества, организации, другие затрагивают инте­ресы целых регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп и общественных институ­тов, всего государства, а то и более глобальных пространств.

Характер противо­речия, лежащего в основе социальной проблемы, предоп­ределяет тип исследования, будет ли оно теоретическим, прикладным или теоретико-прикладным.

Проблема определяет выбор конкретного объекта исследования. Повторим, им может быть со­циальный процесс, или область социальной действи­тельности, или какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию.

Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняю­щий его строгой логике. Логическая конструкция ги­потезы представляет собой условно-категорическое умо­заключение: «Если..., то...». Первая посылка выдвигает условие, а вторая утверждает следствие из данного условия. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза опровергается, но подтверждение следствия еще не дает логических, оснований для признания достоверности гипотезы. Подтверждение делает гипотезу правдоподобной, ве­роятной. Отсюда одно из принципиальных требований к гипотезе: чем больше следствий она содер­жит, тем более вероятно ее подтверждение.

Выдвижение гипотезы - процесс эвристический, опирающийся преимущественно на опыт и интуицию исследователя. Первоначально гипотеза предстает в форме метафоры, но анализ внутренней непротиворечивости гипотезы означает переход к ее разработке - выведению следствий, которые обеспечивают ее соответствие наблюдаемым фактам. Разработка гипотезы предполагает установление ее логической структуры.

Разработка гипотезы предполагает выдвижение максимально возможного количества следствий. Исследователь заинтересован в подтверждении своих идей, и их подтверждение с каждым разом увеличивает вероятность того, что гипотеза истинна, но достаточно одного убедительного опровержения, чтобы гипотеза оказалась ложной.

Гипотезы могут быть объяснительными, описательными, детерминирующими, преемственными, то есть отражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить при этом фактам науки и, проверяться средствами данного исследования. Аналогии часто наводят на гениальные догадки, но не редко оказываются выдумками, как прямая аналогия организма и общества.

Гипотеза никогда не возникает на пустом месте. Невозможно начинать исследование с предположения, будто о предмете изучения ничего не известно. Гипотеза отличается от измышления тем, что представляет собой итог предварительной исследовательской работы.

Социальные факты в онтологическом плане это не зависящие от наблюдателя, состоя­ния действительности или свершившиеся события.

В гносеологическом плане социальный факт это обоснованное знание, которое получено путем описания исследуемой реальной действительности в конкретном пространствен­но-временном интервале и строго определенной системе понятий. Это предварительный, промежуточный итог на уровне эмпирического обобщения

Понятие «социальный факт» было введено в социологию Эми­лем Дюркгеймом, который разделял социальные факты на:

- морфологические как носители материального субстрата общества (географическое положение, производство, плотность населения);

- нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие надындивидуальное социально-культурное значение (менталитет, религия, государственный строй).

В социологической методологии указанные определения социального факта конкретизируется как:

• совокупные, систематизированные характеристики мас­сового поведения;

• совокупные, систематизированные характе­ристики массового сознания - мнений, оценок, суждений, верова­ний;

• совокупные, обобщенные характеристики результатов материальной или духовной человеческой деятельности;

В конкретном социологическом исследовании социальный факт представлен в социально-типическом, а не единичном проявлении.

Социальные законы отражают существенные, необходимые связи социальных явлений и процессов; опре­деляют отношения между различными индивидами и социальными общностями в процессе социальной деятельности.

Это относительно устойчивые и систематически вос­производимые отношения между общностями (народами, клас­сами, социально-демографическими и профессиональными группами), а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и лично­стью в различных сферах человеческой деятельности.

В соответствии с социальными законами люди создают условия и обстоятельства своей жизнедеятельности. Действие одного и того же проявляется в различных ситуациях по-разному, поэтому действие социальных законов рассматривается как тен­денция, а не как постоянная величина.

Социальные законы задаются естественным ходом событий, являясь результатом целенаправленных последова­тельных действий многих индивидов в различных социальных си­туациях.

Социальные закономерности это - объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как цело­стной социальной системы либо его отдельных подсис­тем. Обнаружение закономерности может явиться первым звеном в изучении социальных явлений, но толь­ко дальнейшее углубление в сущность явлений и процессов, охватываемых данной закономер­ностью, способно привести к открытию закона. Поэтому некоторые виды закономерностей, например статистические, обнаруживаются на уровне эмпирических исследований, но установить и доказать социальный за­кон можно лишь посредством теоретического анализа.

Закономерность выступает как эмпирическая, кон­кретно-реальная форма существования социального закона, лежащего в ее основании. В непосредст­венной действительности, в чувственно данной конкретности они проявля­ются лишь в приближении, в тенденции.

Методологически во всем многообразии социальных явлений выделяется два основных типа связи: устойчивые (повторяющиеся) и изменчивые (неповторяющие­ся). Устойчивые отношения и называются зако­номерностями или регулярностями.

В свою очередь, и закономерность бывает двух видов.

Динамическая закономерность отражает то, что реальное состояние А некоторого объекта однозначно определяет реальное состояние В того же или другого объекта.

Вероятностная за­кономерность отражает не реальное, а воз­можное состояние, при этом однозначность за­висимости сохраняется.

Законы и закономерности, ко­торые вскрываются в областях социальной жиз­ни, формулируются в виде вероятностных утверждений.

Социологическая теория - систе­ма логически взаимосвязанных понятий и прин­ципов, посредством которых раскрывается приро­да (структура и генезис) тех или иных социальных струк­тур.

Отражая социальную реальность, социологическая теория представляет в то же время абстрактную модель структуры достоверных, логически связанных друг с дру­гом суждений, выражающих законы и принци­пы анализа социальных процессов. Различают общесоциологические теории, в которых отражаются законы развития и функцио­нирования общественных формаций, а также законы перехода от одних формаций к другим. С точки зрения общей теории любое социальное явление рассматривается в кон­тексте целостного представления об обществе, дан­ное явление соотносится с широкой картиной исторического развития. Любая общесоциологическая теория представляет собой разветвленную систему знания. Она отражает:

• конкретно-исторические факты становления, развития и функционирования социальных общностей разного уровня;

• массовые социальные процессы и массовое поведение субъектов; В этом смысле предметом общей теории выступает общество в целом. теория массового общества; теория модернизации: теория солидарности; теория социального обмена; теория социального развития; теория социальной аномии;

• интегрированные теоретические обобщения, связывающие воедино на базе фундамен­тальных принципов закономерности развития и функционирования об­щества как целостного образования в рамках мировой системы человеческой цивилизации.

Общая социологическая теория является не только системой имеющегося знания, но и описанием типового способа по­лучения нового знания. Более высокие уровни теоретического об­общения служат методологической основой для построения теорий ме­нее высокого уровня - отраслевых и специальных, их называют теорией среднего уровня, которые отражают формы прояв­ления и механизмы действия законов, характер­ных для отдельных сфер общественной жизни, отдельные виды социальной деятельности и общно­стей людей.

Теории среднего уровня имеют более уз­кую предметную область, более специализированные прикладные разработки частных социальных проблем, нуждающихся в практическом решении на данном кон­кретном этапе общественного развития и в данных особых услови­ях социальной действительности: теория бюрократии; теория исторического круговорота; теория качества жизни; теория социального статуса; теория среднего уровня; теория элиты; теория зеркального «Я»; теория игр; теория информации; теория конвергенции; теория культурно-исторических типов; теория личности; ролевая теория личности; теория малых групп; теория социального поля; теория социальных групп; теория структурного напряжения; теория ценностей; теория человеческих отношений; теория экологического комплекса; теория экономического поведения; теория эмерджентных норм, нормообразований. Одним из методологических особенностей теорий среднего уровня является то, что они «питаются» данными эмпирических социологических исследова­ний.

Эмпирическая база социологической методологии представляет со­бой сгруппированные и обобщенные социальные факты, рассмат­риваемые под углом зрения различных теоретических подходов. Например, выбор молодежью профессии и жизненного пути становятся эмпирической основой обобщений: ювенологии (комплекс учений о молодежи); социологии труда и профессий, социологии личности, социологии социальной структуры и мобильности населения, современных сетевых связей и т.д.

Метод - способ сбора, обработки и ана­лиза данных социологического исследования. Первая часть метода (сбор и обработка данных) является сферой методики социологических исследований. Теоретический анализ полученных данных предполагает методологию, в основе которой лежит тот или иной метод. Вот некоторые из них:

^ Диалектический метод позволяет отражать любое общественное явление или процесс во взаимосвязи и в состоянии постоянного изменения, развития, "самодвижения", ибо оно внутренне противоречиво, несет в себе противоположные начала. Развитие общественных процессов происходит по определенным объективным законам – общим и специфическим, свойственным лишь какой-то одной сфере реальности. Специфические законы развития социальных явлений оцениваются, прежде всего, как частные случаи проявления общих законов диалектики.

^ Статистический метод исследования социальных фактов нацеливает на выявления средней равнодействующей общественных сил и факторов, фиксации различных отклонений от усредненных показателей, установления причин и следствий этих отклонений.

^ Математический метод отличается от статистического тем, что кроме чисто количественной стороны исследования обеспечивает социологические исследования моделированием социальных процессов.

^ Метод системного анализа предполагает исследование общественного явления или процесса как целостности, образуемой взаимодействиями элементов, руководствуясь идеей, согласно которой изменение типа взаимодействия элементов системы меняет ее качество. При этом совокупность фактов видится как сложная макросистема, выступающая в виде системного принципа.
^

19.3. Основные методологические парадигмы социологии


У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур. Между парадигмами всех наук есть некоторая общность, проявляющаяся в господствующем в те или иные времена человеческой истории способы научного мышления.

Парадигма науки это система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур. Между парадигмами всех наук есть некоторая общность, проявляющаяся в господствующем в те или иные времена человеческой истории способы научного мышления.

Социологическая парадигма также как любой другой науки есть система ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов мышления, позволяющая давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

Синергетическая парадигма отражает саморазвитие равновесно противодействующих сил (экономических, политических, военных, культурно-идеологических и др.) проблемам устойчивости (неустойчивости) мира, отдельных обществ.

Институциональная парадигма утверждает особую роль в социальных системах тех форм социальной практики, посредством которых обеспечивается устойчивость связей между субъектами социальной жизни и которые называются социальными институтами. В свете этой парадигмы изучается предназначение и функции социальных институтов, закономерности их функционирования, видоизменения и взаимосвязей с другими социальными структурами общества, а также друг с другом. Особый тип единиц социологического исследования составляют институции. Социальные институты не совпадают с группами, хотя являют собой стандартизированные образцы взаимодействия.

Часто отличие групповых признаков от институциональных неочевидно. Например, семья как группа лиц, объединенных родством или свойством и ведущих общее хозяйство, отличается от семьи как институционального образования. Как правило, в развитых цивилизованных странах в качестве средства институционализации выступают нормы права; в архаичных же обществах институционализация поддерживается обычаем и ритуалом.

Выбор институциональных единиц составляет достаточно сложную проблему при проектировании социологического и социально-экономического исследования.

Структурно-функциональная парадигма - не простая сумма двух названных подходов, а такой их синтез, который позволяет глубже осмыслить механизмы жизнедеятельности и стабильности социальных систем. Это достигается, прежде всего, выяснением того, каким образом совмещаются друг с другом функции: а) элементов системы относительно друг друга, основополагающих структур и всей системы; б) структур относительно друг друга, составляющих их элементов и всей системы; в) системы относительно ее структур и элементов; г) разных систем относительно друг друга.

Функционализмом называют такой анализ социальных систем, как больших (государств, общественных классов, социальных институтов и т.п.), так и малых (семей, трудовых коллективов, иных микросоциумов), который основан на выяснении функций элементов, взаимодействие которых образует исследуемую систему.

Парадигма символического интеракционизма исходят из того, что люди обретают свою человеческую природу, образуют и реализуют социальную жизнь благодаря взаимодействиям (интеракциям) с помощью разнообразных символов. Отсюда вытекает их повышенный интерес к анализу процессуального аспекта взаимодействий.

Феноменологическая парадигма заключена в осмыслении общества как явления, созданного и постоянно воссоздаваемого духовным взаимодействием людей, в т.ч. процессами межличностных коммуникаций Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для социальной жизни, понимания людьми друг друга. Язык социологии таков, что практически ни одно из используемых в нем понятий не конструируется вне мира повседневности. «Богатство» и «бедность», «сплоченность» и «конфликт», «ролевая идентификация» и «ретретизм» - все социологические концептуализации содержат значительный компонент обыденности, нечто двусмысленное, текучее, зависящее от обстоятельств. Лексикон социологии придает строгие очертания тому, что в обыденности принято называть «жизненным опытом». Связь с миром повседневности - одна из существенных особенностей социологической методологии, отличающая ее, например, от методологии естественных наук. Объект исследования вынесен здесь вовне познающего сознания. А социолог субъективно включен в мир, который пытается познать объективно.

Этнометодологическая парадигма близка к предыдущей, но отличается от нее распространением методов этнографии и социальной антропологии на социологию. Она нацеливает на изучение процедур не только субъективного истолкования людьми своей социальной жизни, но и скрытых и неосознаваемых ими механизмов социальных коммуникаций.

Как любую другую, социологическую методологию составляют два уровня: эмпирический и теоретический, которым предшествует гипотеза.

Эмпирический уровень преимущественно аналитичен, по­скольку из объекта исследований вычленяется посредством абст­рагирования предмет исследования и затем происходит изучение его частей. На эмпирическом уровне происходит сбор социальных фактов, их обработка и эм­пирическое обобщение.

Теоретический уровень - это уровень создания гипотез и теорий на основе эмпирических исследова­ний. Из теории дедуктивным путем выводятся эмпирически про­веряемые следствия, и исследование вновь спускается на эмпи­рический уровень в целях проверки теоретических концепций. На теоретическом уровне начинает преобладать синтез. Он сначала выступает в роли гипотезы, обобщающей отдель­ные результаты исследования, а затем в виде теоретического конструкта. Таким образом, в структуре социологических исследований тео­ретическое и эмпирическое представляют собой две подсистемы единого целого, соответствуя критерию научности.

Вопросы для повторения:

  1. Дайте характеристику типов социологических исследований.

  2. Что такое программа социологического исследования и ка­кие разделы она включает?

  3. В чем специфика системного анализа объекта и предмета со­циологического исследования?

  4. Роль и функции гипотезы в программе социологического исследования.

  5. Перечислите социологические методы.

  6. Сформулируйте специфику социологической парадигмы.



  1   2   3



Скачать файл (249.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации