Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Рабочая программа Игра - школа общения - файл 1.doc


Рабочая программа Игра - школа общения
скачать (1947 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1947kb.18.12.2011 08:54скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ИГРА – ШКОЛА ОБЩЕНИЯ»


Оглавление


Содержание программы 1

Информационная карта программы 2

Введение 7

Часть I Планирование системы занятий в соответствии с целями обучения 15

Предполагаемые результаты по развитию творческих способностей детей 5 - 6 лет через сюжетно-ролевую деятельность 16

Предполагаемые результаты по развитию коммуникативных качеств детей 5 - 6 лет через сюжетно-ролевую деятельность 17

Планирование игровой деятельности детей 5-6 лет 18

Предполагаемые результаты по развитию творческих способностей детей 6 - 7 лет через сюжетно-ролевую деятельность 23

Предполагаемые результаты по развитию коммуникативных качеств детей 6 - 7 лет через сюжетно-ролевую деятельность 24

^ Планирование игровой деятельности детей 6 -7 лет 25

Часть II. Система в работе с родителями 29

Часть III. Результативность образовательного процесса

Обследование, анализ уровня развития детей…………………………...…………

Показатели развития общения со взрослыми………………………………..……

Показатели развития общения со сверстниками………….…………………...………

Диагностическая карта формирования коммуникативных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста, в процессе сюжетно-ролевой деятельности……………….………………………………………………………….

Диагностическая карта формирования творческих способностей, коммуникативных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевую деятельности……………………………………………

Творческие задания для отслеживания результативности образовательного процесса…………………………………………………………………………………

Часть IV. Приложение к авторской программе «Игра – школа общения» ….................................................................................................................................

Конспекты занятий…………………………………………………………………

Библиографический список…………………………………………………………


^ Информационная карта программы


Наименование программы

«Игра – школа общения» (формирование творческих качеств, коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую деятельность)


^ Составитель программы


Воспитатель первой квалификационной категории

Панкова Татьяна Анатольевна


^ Этап реализации

массовое обучение


Вид программы

авторская


^ Направление деятельности

социально-нравственное

Целевая установка

общеразвивающая


^ Образовательная область


многопрофильная (сюжетно-ролевая деятельность + творческие умения + коммуникативные навыки)

^ Масштаб реализации



групповая.

Возраст детей


от 5 до 7 лет.

^ Пол детей


мальчики и девочки.

Продолжительность реализации

2 года.

Материально-техническое обеспечение

  • светлое просторное помещение группы;

  • создание предметно-развивающей среды с учетом возрастных особенностей;

  • наличие атрибутов для игр, сюжетно-образных; игрушек,настольно-печатных игр,художественной литературы, проигрывателя; мультимедийного оборудования, дидактических игр, спортивного инвентаря

^ Организационная сторона образовательного процесса


Формы организации сюжетно-ролевой деятельности детей.


Для успешной реализации программы расширены формы организации работы с детьми:

  • сюжетно-тематические комплексы;

  • разработаны краткосрочные проекты;

  • совместная игровая деятельность взрослых и детей;

  • сюжетно-ролевые занятия;

  • создан комплекс сюжетных зон в группе;

  • театрализованные игры на праздниках и развлечениях;

  • самостоятельная сюжетно-ролевая деятельность;

  • сюжетные игры в повседневной жизни;

  • мини-игры на музыкальных и других занятиях;

  • экскурсии;

  • туристические походы совместно с родителями и детьми

Методы обучения

Для качественного усвоения материала используются следующие методы обучения:

    • исполнение воспитателем главной роли;

    • индивидуальная игра воспитателя с ребенком;

    • внесение образных игрушек;

    • самостоятельные игры под косвенным руководством воспитателя;

    • прием параллельной игры;

    • прием ролевой игры с продолжением;

    • игра в телефон;

    • обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

    • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций;

    • использование многоперсонажного сюжета;

    • создание разновозрастных игровых триад;

    • метод игровой импровизации

    • инсценировки и драматизация;

    • объяснение;

    • рассказ и рассказ детей;

    • чтение взрослого;

    • показ;

    • личный пример;

    • беседы;

    • просмотр видеофильмов;

    • разучивание произведений устного народного творчества;

    • обсуждение;

    • наблюдения;

Тематические части программы

    • знакомство с современными сюжетно-ролевыми играми;

    • беседы;

    • прослушивание и просматривание материала;

    • работа над наглядно – дидактическим материалом;

    • дидактические игры;

    • режиссерские игры;

    • игры-драматизации;

    • строительные игры;

    • игры – импровизации;

    • изготовление атрибутов, декораций;

Педагогическая диагностика.


    • Социометрический метод (психологическая совместимость)

    • Наблюдение

    • Беседа

Критерии оценки детей:


  • Развертывают разнообразные сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируют события и персонажей из разных смысловых сфер.

  • С одинаковой легкостью развертывают сюжет через роли (ролевые взаимодействия).

  • Могут быть инициаторами игры-фантазирования со сверстниками. Легко находят смысловое место в игре сверстников, подхватывают и развивает их замыслы, подключается к их форме игры.

  • Часто бывают инициаторами игры с 3–4 сверстниками, умеют внятно изложить им замысел, предложить всем подходящие роли.

  • С легкостью участвуют в игре-придумывании со взрослыми и сверстниками, внимательны к идеям партнеров, умеют их учесть и предложить свои, чувствительны в рассогласованиям в общем сюжете, преодолевают их посредством предвосхищающего планирования событий

^ Формы подведения итогов в реализации педагогической технологии.


КВНы и викторины, конкурсы,

открытые занятия;

Участие в праздниках и развлечениях;

Показ спектакля для детей детского сада и родителей


^ Функции программы


Коммуникативная функция

Сюжетно-ролевая деятельность позволяет установить связь между педагогами и детьми, между самими детьми. Полноценное общение в процессе организации игр способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. У них появляется способность брать на себя игровые роли, приспосабливать свое поведение к поведению партнера, проявлять доброжелательность, альтруистические тенденции в поведении, осуждая элементы агрессивности, нечестности, высокомерия. В общении развивается эмпатия (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешать, помочь) по отношению к близким, родственникам, героям художественных произведений


^ Социокультурная функция

Сюжетно-ролевая деятельность обеспечивает ребенку не только удовлетворение потребностей в самовыражении, но и позволяет обогатить социальный опыт. Ведь именно в сюжетно-ролевой деятельности в наиболее сконцентрированном виде разворачивается механизм идентификации (уподобления), лежащий в основе многих фундаментальных общечеловеческих ценностей


^ Коррекционно-развивающая функция

Обеспечивает соотнесение характеристик игровой деятельности с условно-нормативными данными (по конкретному возрасту). Она способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка. Таким образом сюжетно-ролевая деятельность посредством данной функции способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности. В процессе сюжетно-ролевой деятельности происходит переход от воспитания к самовоспитанию, к работе над своей волей, характером, над созданием положительных качеств личности


^ Психотерапевтическая функция

В работе с детьми ролевая игра довольно широко используется врачами, психологами и педагогами как наиболее адекватное специфике детства средство коррекционного и развивающего воздействия. Патопсихологи и практические психологи используют ролевые игры для восстановления сил, для улучшения психологического здоровья детей. Психотерапевтические функции сюжетно-ролевой деятельности заключаются в том, что она может изменить отношение человека к себе и другим, изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе


^ Воспитательная функция

Сюжетно-ролевая деятельность способствует формированию определенных качеств, свойств и отношений личности. Тематика и содержание занятий имеют нравственную направленность, Таким образом, незаметно для себя ребенок делает своим достоянием положительные качества персонажа и освобождается от отрицательных


^ Обучающая функция

Сюжетно-ролевая деятельность способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности. В процессе овладения сюжетно-ролевой деятельностью ребенок более полно и глубоко познает мир, например, у него появляются знания о малоизвестных явлениях, предметах, которых нет в непосредственном опыте детей, но которые ребенок получает благодаря содержанию игр, проигрывая роли


^ Эстетическая функция

Подготовительный этап ознакомления с игрой (демонстрация репродукций, прослушивание музыкальных произведений, экскурсии, наблюдения, изготовление атрибутов), само содержание игр, позволяет формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире; пробуждать творческий дух, творческое начало личности и умение творить по законам красоты


^ Развлекательная функция

Сопровождает и окрашивает функции сюжетно-ролевой деятельности. Она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, наслаждения, позволяет стимулировать положительные эмоции, отвлекать от нежелательных, грустных мыслей и переживаний, пробуждать интерес к данной деятельности


^ Предполагаемый образовательный результат


Коммуникативная способность ребенка


  • различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению;

  • понимать состояния и поступки других людей;

  • выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;

  • сотрудничать (с взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах;

  • проявлять инициативу в установлении контактов;

  • высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим событиям




Регуляторная способность ребенка


  • соблюдать основные правила самоорганизации, безопасного поведения для себя и окружающих, договариваться о них, объяснять свои поступки;

  • контролировать свое поведение, снимать эмоциональное напряжение;

  • устанавливать контакты, поддерживать разговор на основе элементарных морально-нравственных норм и правил;

  • определять спектр своих возможностей (физических, психических) в различных ситуациях жизнедеятельности;

  • оказывать действенную помощь близким;

  • планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия;

  • действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, знаково-символической, образно-двигательной);

  • оценивать свои достижения, осуществлять контроль деятельности: само - и взаимоконтроль

Познавательная способность ребенка


  • задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;

  • совершать на элементарном уровне действия по обработке информации (сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения и др.);

  • присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать), классифицировать ее по различным основаниям (новая - известная, понятная - непонятная, интересная - неинтересная);

  • делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы, высказываться в связи с высказываниями других;

  • к поиску и передаче информации посредством знаков и символов изображения, движения, мимики и пантомимики;

  • организовывать, проектировать свою деятельность (разложить материалы, отбирать необходимое, определять последовательность действий и др.);

  • комментировать свои действия, самостоятельно формулировать выводы, при высказывании своего мнения;

  • расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, приобщения к тому, что известно и неизвестно

Творческая способность

  • формулировать свой интерес, предпочтение, намерение;

  • выходить за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт;

  • пользоваться знаками и символами, средствами при создании выразительного образа;

  • оценивать результат собственной продуктивной деятельности, соотнести с действующими эталонами;

  • выражать в слове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные переживания и суждения;

  • воплощать разнообразные сменяющиеся замыслы;

  • реализовывать в различных видах деятельности.

Введение
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – является, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [4,стр.13]. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни []. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков» [5,стр17.]

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы. В данных играх дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный характер. Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых». [4, стр. 8]

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры, проявляя активный интерес к явлениям жизни, людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенок удовлетворяет через игровые действия.

Опыт работы в данном направлении я обобщила в программе «Игра – школа общения» в которой представлены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников по формированию дружеских, социально-приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью, и возможное их использование в качестве эффективного средства социально-нравственного воспитания.

Актуальность: данная программа значима, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребёнка.

^ Новизна программы:

- создана коммуникативно-диалоговая основа взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект нравственного, творческого развития личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности сюжетно-ролевой деятельности в образовательный процесс ДОУ и семьи;

- организована предметно-развивающая среда в ДОУ, которая является движущей силой в целостном процессе становления личности будущего школьника и способствует формированию творческого, коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста;

- создано единое ценностно-смысловое сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования социально-коммуникативного, творческого опыта детей старшего дошкольного возраста;

- систематизированы и распределены средства и методы сюжетно-ролевой деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства по формированию творческих, коммуникативных качеств;

- обоснована необходимость формирования коммуникативного, творческого опыта детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую деятельность с ориентиром на дошкольника как творческую личность;

- разработана система перспективного планирования по использованию сюжетно-ролевых игр для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

^ Цель программы:

Формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей и коммуникативных навыков через создание системного подхода, максимально благоприятных условий, для включения сюжетно-ролевой деятельности в образовательный процесс ДОУ.

^ Задачи программы:

1. Формировать у детей:

  • умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, владеть навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачах, радоваться за успех другого),

  • умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия,

  • умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения,

  • умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности,

  • умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.

  • умение налаживать партнерские отношения через сюжетно-ролевую деятельность.

2. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной сюжетно-ролевой деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе.

3. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

4. Развивать творческие, коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построение адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.

5. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через сюжетно-ролевую деятельность.

Программа рассчитана на 2-летний срок обучения детей от 5 до 7 лет.

^ Программа состоит из 4 частей:

Часть I. Состоит из трех разделов работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада:

1. Раздел - Планирование игровой деятельности.

Тесно связано с другими видами деятельности. Охват разделов, которые способствуют обогащению сюжетно-ролевой деятельности.

2. Раздел - Подготовительная работа.

Включает в себя беседы, экскурсии, составление рассказов, чтение художественной литературы, изготовление атрибутов к играм, рассматривание репродукций, дидактические игры, строительные игры, подбор художественной литературы, наблюдения, демонстрация презентаций по заданной тематике.

3. Раздел - Организация сюжетно-ролевой деятельности.

Игры-фантазирования, заключаются в построении новых цепей событий, воображаемого и реального мира. Совместная игра-фантазирование полезна для развития воображения, творчества, способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами, несомненно, обогащает их эмоциональную и нравственно-приемлемую жизнь. В основе этих игр лежит совместное сюжетосложение. Формирование у детей умений и навыков игрового взаимодействия посредством целенаправленного и планомерного руководства развитием сюжетных линий в ролевых играх.

^ Часть II. Включает в себя работу с родителями и педагогами детского дошкольного учреждения по формированию творческих способностей, коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Привлекая внимание родителей к сюжетно-ролевой деятельности детей, подчеркивая успехи ребенка, работа по программе «Игра-школа общения» способствует сплачиванию членов семьи, наполняет жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Для создания обратной связи, эффективного взаимодействия с родителями по вопросам успехов детей в учебной и творческой деятельности, с целью дальнейшего развития детей, нами создано и внедрено в практику работы ДОУ – «Портфолио дошкольника».

Функции данного портфолио:

  • диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

  • мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

  • содержательная - раскрывает весь спектр направлений деятельности ребенка.

Одна из частей «Портфолио дошкольника» отражает результативность процесса формирования творческих способностей, коммуникативных качеств через сюжетно-ролевую деятельность (см. аналитическая справка стр.)

^ Часть III. Обследование, анализ уровня развития детей:

    • критерии оценки творческого развития детей;

    • критерии оценки формирования социально-коммуникативных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Уровень образованности воспитанников в программе определяется с учетом последовательности приобщения ребенка к социальному опыту по следующим составляющим рекомендуемого результата дошкольного образования:

- деятельностно-коммуникативная (уровень развития навыка эффективного применения освоенных способов, умений в продуктивных видах деятельности и области отношений с другими);

- предметно-информационная (степень владения информацией, раскрывающей особенности ближайшего природного и социального окружения);

- ценностно-ориентационная (степень соответствия индивидуальных ориентаций принятым нормам и правилам жизнедеятельности).

^ Часть IV. Приложение к программе.

Разработки проектов, конспекты занятий по сюжетно-ролевым играм, игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации (см. аналитическая справка схемы на стр.).

Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса через такие компоненты среды как:



^ Компоненты образовательной среды, оказывающие влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса

Эмоционально-поддерживающий

отношения между участниками совместной жизнедеятельности

Эмоционально-стабилизирующий

режимные моменты, организующие творческий процесс ребенка на занятиях

Эмоционально-настраивающий

внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.)

Эмоционально-активизирующий

организация занятости детей (игры, занятия, «сюрпризные» моменты и пр.)

Эмоционально-тренирующий

проведение психогимнастических упражнений с детьми, развивающих тренингов.



Результат работы по программе представлен в виде образовательного результата, а именно, способности ребенка (коммуникативная, регуляторная, познавательная, творческая). Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетенций.

(Подробно изложено в таблице стр.11 . «Предполагаемый образовательный результат).

Таким образом, занятия сюжетно-ролевой деятельностью с дошкольниками по программе «Игра-школа общения», развивают не только психические функции личности ребенка, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Перспективное планирование сюжетно – ролевой игры

старшая группа


Виды игр

Предварительная работа

^ Игровой материал

Задачи совместной игры

Задачи самостоятель-ных игр


Сов-местные

Самостоя-тельные

Сентябрь

Семья


Шофер

Рассказы родителей о своей семье детям. Разговор с детьми. Беседы о маме. Чтение произведений о работе шофера. Родителям сводить детей в «Книжный магазин». Рассматривание картин по теме игр. Экскурсия в медицинский кабинет

Ввести отдел «Подарков». В «Магазин» внести «весы», «витрину». В «Семье» – «пылесос», «телевизор», мелкую кукольную мебель

Расширить представление детей о продаже товаров в магазине. Закрепить ролевое взаимодействие продавец – покупатель, взаимовежливость. Товар продается за деньги. В игре «Семья» ввести роль «бабушки». Взаимодействие членов семьи

Учить детей отражать собственное представление о профессии шофера, врача, медсестры, развивать ролевые диалоги. Создавать ситуации для использования игрушек - заместителей

Магазин

Больница

Октябрь

Парикма-херская


«Семья»

Рекомендовать родителям побывать с детьми в парикмахерской. Беседа с детьми о работе парикмахерской. Рассматривать иллюстрации «причесок». Изготовление совместно с родителями детьми игрового материала для игры «Аптека», изготовление одежды для игр «Аптека», «Парикмахерская»

Вывеска «Аптека», «парикмахерская». Одежда для игр, «лекарства», «рецепты», витрины, выставка причесок

Продолжать расширять представление детей о профессиях. Как называются люди, работающие в парикмахерской, «Аптеке», развивать ролевое поведение. Речевые диалоги. Индивидуальная работа с малоактивными детьми. «Обмен ролями» развивать коммуникативные способности детей

Создавать условия для самостоятельного развития сюжета, поощрять совместные игры детей, умение использовать игровой материал по назначению, беречь игрушки, убирать после игры на место

Аптека

«Магазин»

«Больница»

Ноябрь

Строители

Магазин

Экскурсия по детскому саду. Чтение произведений «Кем быть». Рассматривание картин и иллюстраций о строителях. Беседа с детьми о труде строителей. Пополнение магазина игрушками – самоделками. Беседа с детьми по теме «Семья». Труд. Поможем «няне», «стирка» белья для кукол. Д/игра «Лечение куклы», «Накормим куклу»

Костюмы к сказке «Теремок», бутафория «сцены», «домик – теремок», обустройство детского сада для кукол.

Показать варианты использования строительного материала, развивать устойчивый интерес к использованию «конструктора» в сюжетно – ролевой игре

В игре «Детский сад для кукол». Отразить действия «повара», «музыкального руководителя», «воспитателя», «шофера», «врача». Развивать обыгрывание нового персонажного сюжета в игре «Детский сад», «Строители»

Развивать положительные взаимоотношения в игре.

Передавать образ персонажа в драматизации через речевое подражание.

Детский сад

Больница

Драматизация сказки «Теремок»

Семья

Декабрь

Путешест-вие на корабле

Парикма-херская

Экскурсия по детскому саду в прачечную, к швее. Рисование любимых сказок. Чтение сказок «Репка», «Колобок». Изготовление костюмов, шапочек, бинокля. Атрибуты, снаряжения «Корабля». Пересказ сказок в ролях

Оборудование игры и театра: ширмы, костюмы. «Снаряжение» для путешествия. Пополнить прачечную стиральной машиной. Белье для кукол. Мыло. Внести «швейную машинку», магазин «одежда для кукол»

Пополнить знания детей о других городах. Путешествие на «автобусе», «пароходе».

О реке Волге. Приобщать детей к театрализованной деятельности. Отражать социольные отношения в игре «Детский сад» и «Путешествие».

Преодолевать застенчивость. Развивать речевое и пластическое подражание героям сказок.

Строители

Детский сад




Драматизация сказки «Репка»







Январь

Поездка в театр на автобусе

Семья

Экскурсия в театр «Кузя». Изготовление «подарков» к Дню рождения, изготовление атрибутов для кафе – мороженное из теста, «денег». Рекомендации родителям посещение с детьми «Кафе», «Театра». Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций. Совместные игры со старшими детьми

Оборудование кафе – мороженного. Пополнить уголок «Ряжения», шляпками, бусами, бантами. Элементы: украшения одежды

Закрепить представление детей о театре «артисты», «зрители», «сцена». Правила поведения в театре. Расширить представления детей о социальных взаимоотношениях, забота о друзьях, родственниках. Подготовка к «Дню рождения». Закреплять представления детей о «правилах хорошего тона», вежливые слова, положительные эмоции от общения

Создать условия для самостоятельной игры детей, умение обыгрывать сюжет взаимодействия в семье, обозначать свою роль. Развивать ролевые речевые диалоги. Творчески использовать игровой материал. Закреплять представления о профессиях

Театр

Детский сад

Светофор

Парикма-херская

День рождения» посещение кафе

Февраль

Скорая

помощь

Магазин

Комплектование сумки «Скорой помощи». Пополнить атрибуты игры «Аптека», «Горчичники», «Витамины», «Рецепты», разговор с детьми. Рекомендации родителям посетить с детьми аптеку, обратить внимание на чистоту, порядок

Сумка «Скорой помощи», телефон. Магазины «Продукты», «Подарки». Пополнить «Семью» мебелью, посудой, телевизор, мойка, плита и т.д. Комнаты «Кухня», «Спальня», «лекарства» детям, взрослым

Закреплять представления детей о профессии врача, аптекаря. Передавать ролевое поведение через совместные игры в качестве равного партнера, обмен ролями. Передача способа «социальных отношений», «индивидуальные игры вдвоем с застенчивыми детьми»

Развивать ролевое взаимоотношение. Использование игрового материала. Оценивать собственное поведение детей в игре в последующих беседах. Поощрять творчество. Развивать коммуникативные взаимоотношения детей

Аптека

Семья




Больница

Март

Путешествие на автобусе


Строители

Пересказ сказок с детьми в диалогах, монологах. Рассматривание иллюстраций, изготовление костюмов, бутафории. Рекомендации родителей, рассказать о дедушках, бабушках, как о них нужно заботиться. Праздник мам и бабушек


Подарки мамам, бабушкам. Внесение костюмов в театр артисты готовят костюмы. Атрибуты к игре в Путешествие

Обыгрывание игры «Путешествие» во взаимосвязи с другими играми «Семья», «Театр», «Магазин» в совместной игре передавать игровой способ взаимосвязей разных игровых сюжетов

Формировать заботливое отношение к близким. Переносить полученные знания о строителях в самостоятельной игре, самостоятельно разрешать конфликты, договариваться. Изображать воображаемую ситуацию в игре

Семья

Семья

драматизация сказки «Кот, лиса и петух»

Скорая помощь

Апрель

Детский сад

Парикма-херская

Пополнение игрушек – животных: домашних, диких. Чтение произведений Барто, Маршака, Чуковского. Экскурсия в библиотеку. Наблюдения за трудом дворника. Оформление альбома «Домашние и дикие животные»

Пополнить строительный уголок атрибутами: веревки, дощечки, средства связи, игрушки – животные, детский сад, игрушки – заменители из природного материала

Закреплять представления детей о работниках детского сада, воспитывать заботливое отношение к животным, пополнить знания детей о местах обитания. Ввести роль «начальника стройки», «строителя», рабочий день, перерыв, поощрения за труд – деньги, благодарность

Отражать социальные отношения в совместных играх, устойчивый интерес к ролевым взаимодействиям. Коммуникативные возможности, ролевые диалоги

Зоопарк

Больница

Строители

Май


Светофор

Детский сад

Изготовление атрибутов для игры «Светофор». Устройство библиотеки. Экскурсия в библиотеку. Театр «Кузя» рассказы детей о посещении театра, рисунки детей о театре и «улице города»

Макет улица, перекресток, светофор, транспорт. Ввести настольный театр по знакомым сказкам

Обогащение представлений детей о ПДД. Пешеход – водитель. Правила поведения на дороге. Интерес детей к театру, народному творчеству. Формы общения, поведения. Сохранять ролевое поведение в разных игровых ситуациях, через совместные игры в роли партнера

Закреплять и расширять представления детей об окружающем мире, отражать его в плане собственных представлений. Развивать в игре положительные взаимоотношения детей в игре. Применять знания полученные в игре в реальной жизни

Театр

Семья

Библиотека

Бытовые игры



Перспективное планирование сюжетно – ролевой игры

подготовительная к школе группа


Виды игр

Предварительная работа

^ Игровой материал

Задачи совместной игры

Задачи самостоятель-ных игр

Сов-местные

Самостоя-тельные

Сентябрь


Семья


Магазин


Задание родителям:

- сходить с ребенком на почту.

- беседа о работе почтовых работников,

- чтение произведения Маршака «Почта».

- рассказ о родословной, где живут родственники, как с ними поддерживают связь, кто дедушка, бабушка, у кого есть прабабушка, прадедушка


Пульт телеграф, телеграммы, посылки, почтовый ящик.

В «Семье» оборудование кухни, спальни, гостиной. Картины, фотографии на стене

Обогащение представления детей о работе почты через обыгрывание «Телеграфиста». «Почтальона». Составлять текст телеграммы. Передавать детям способ построения сюжета с ориентацией на партнера в игре «Семья»

Создать условия для организации самостоятельных игр. Умения распределить роли, договари-ваться. Отражать знания об окружающем в игре, развивать сюжетную линию игры

Почта


Больница

Строители

Октябрь


Сельский двор



Семья


Изготовление атрибутов к «Сельскому двору»:

- загон,

- животные,

-кормушки,

-пастух,

- поилка, сарай.

Чтение произведений о военных моряках, рисунки животных. Экскурсии на улицу, участие в конкурсе

«Зеленый огонек»

Беседы с детьми

Атрибуты подготовленные с детьми, животные, загон. «Светофор» оборудование макетов по ПДД к игре. Военные моряки, карта, бинокль, спасательные круги, капитанский мостик, одежда моряков

- Учить обсуждению игры до начала распределения ролей по развитию сюжета через косвенное руководство,

- в роли «Моряка» передать понятие субординации,

-воспитывать произвольность поведения

- расширить знания о жизни животных в деревне

- подготовка к конкурсу ПДД


- Развивать партнерские отношения в самостоятельных играх

- закреплять культурное общение, ролевые диалоги

- самостоятель-ность застенчивых детей в игровом общении

Военные моряки

Парикма-херская


ПДД


Почта

Светофор

Ноябрь


Школа


Зоопарк

Изготовление атрибутов для игры «Школа», «Библиотека» (парта, журнал, тетради, доска), картотека. Экскурсии в школу, библиотеку МОУ. Подготовка костюмов к сказке, обыгрывание ролей. Рисунки по сказке.

Оборудование «Школы», «Библиотеки» (куклы – учитель, ученики). Корабль для пассажиров с сервисом для отдыха и столовой. Мелкие дикие животные «Зоопарк»

Сформировать интерес детей к школе, как начинается и кончается урок. «Звонок», поведение школьников, учителя разных предметов. В совместной игре взять роль «учителя», «библиотекаря». Развивать артистические личностные качества.

Развивать творческое воображение через реализацию своих представлений. Придумывать и развивать сюжет ориентировка на партнера.

Библио-

тека


Пассажи-рский корабль

Драмати-зация сказки

«О рыбаке и рыбке»

Бытовые игры

Декабрь


Ателье

Светофор на улице

Рекомендации родителям сходить с детьми в ателье. Занятие с детьми «откуда взялась одежда?». Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений. Подготовка с детьми выкроек, моделей. Изготовление костюмов для сказки, декорации (домик, лес). Занятия по ОБЖ (лекарственные травы)

Ткани, лекало, выкройки. Выставка моделей швейных машин, журнал регистрации, квитанции. Атрибуты для игры «Светофор». Аптека, ввести лекарственные травы.

Расширить представления о видах тканей, труде «модельера», технология изготовления одежды. Воспитатель: в роли приемщицы заказов. Развивать у детей интерес к драматическому искусству. Работа с закомплексован-ными детьми через телефонный разговор

Отражать собственные представления о дорожном движении. Поощрять ролевое взаимодействие, субординацию в роли (косвенное руководство). Закреплять понятия о социальной действительности.

Больница

Аптека

Драматизация сказки «Кот, петух и лиса»

Скорая помощь

Семья

Январь


Военные моряки в связи с играми «Семья»


Школа

В разговоре с детьми выяснить их представление об Армии. Чтение худ. произведений. Сбор иллюстраций и открыток. Отражение в рисунках. Изготовление атрибутов для «космического корабля», «военного», рыболовного, водоходов.

Пульт управления, рации, шлемы для выхода в «космос», «Бинокли», «карты», «рупор», спасательные круги, «парашюты», телесвязь. «Пища для космоса», угощение в кафе и т.д.

Закреплять с детьми понятие «род войск» их назначения, средствах связи с землей. Выполнять роль командира и рядовых военных воспитателю в роли «командира». Способствовать развитию сюжета. Воспитывать патриотические чувства детей

Развивать сюжет объединяться в большие группы, распределять главные роли, развивать ролевые диалоги. Поощрять продолжительные игры, творческие замыслы детей.

Магазин


Ателье

Почта


Кафе

Кафе

Февраль


Военно-патриоти-ческие игры: Водолазы



Строители


-рассматривать картины художников

- подборка в библиотеке литературы о защитниках отечества

- устроить выставку рисунков детей и фотовыстав-ки о службе в Армии родителей

- рассказ о службе спасателей водолазов, пожарных и т.д.


- пополнить игры водолазными «костюмами»«пожарными касками», «шлангами», машинами

-космическое и морское снаряжение кораблей

- развивать игровой замысел через второстепенную роль воспитателей «управление с землей»

-воспитывать интерес и уважение к профессии военных

- придумывать новые роли «приключения»

-отражать в самостоятельных играх ролевое поведение в соответствии назначения роли

-придумывать самостоятельный сюжет,

-учиться сговору игры

-обговаривать сюжет

Космический корабль

Зоопарк

Пожарные


Военные корабли

Март


Праздник в семье



Школа

Беседа о семье, о любимых занятиях и блюдах мам, бабушек, как празднуют их день рождения, выставка рисунков. Подготовка костюмов и декораций к сказке, обыгрывание ролей. Пополнить знания детей о защитниках Отечества в спортивных и подвижных играх, физкультурных занятиях


Все игры «Праздник в семье» (угощение, подарки и т.д.)

Предлагать атрибуты для военно – патриотических игр. Костюмы – шапочки для ролей сказки. Игрушки – заменители

Воспитывать уважение к близким. Передать «ритуал» праздника в качестве одной из ролей воспитателя в совместной игре. Передавать эмоциональные ощущения в игре, праздник и драматизации.

Через косвенное управление, т.е. предложение играть, вопросы перед началом игры, побудить детей к роли разных учителей, учеников. Воспитывать культуру, выдержку. Умение общаться учитель – ученик

Театр



Библио-тека

Драматическая сказка для малышей «Волк и 7 козлят»

Военно – патриоти-ческая игра

Апрель








Разговор с детьми о жизни домашних животных в селе. Рассматривание картин из серии «Домашние животные». Рисование домашних животных, лепка, устройство загона, фермы. Ветеринарной помощи животным. Заготовка корма, посещение «Зимнего сада»

Набор животных, ферма, загон, «животновод», «ветеринар». Атрибуты для игр «Больница», «перевязочная скорой помощи», «аптека». Внести почтовый ящик в группу, газеты, посылки, телеграммы, телефон, игрушки – заменители

Ввести дополнительные роли врачей, «участковый», «врач скорой помощи». Учить построению сюжета во взаимодействии всех врачей, медсестры, «больных» их «семей», «детей». Построение много – сюжетного, много – персонажного сюжета

Содействовать развитию большой коллективной игры во взаимосвязи ролей, согласованию действий развитию сюжета, умению считаться с интересами других

Май


Путешествие на корабле, самолете, автобусе

Ателье, бытовые игры

Пошив костюмов для «театра мод», выставка «моделей». Разговор о путешествиях и путешественниках цели путешествий: деловые для отдыха и т.д. Придумывание рассказов «Мое путешествие»

Костюмы для мод. Атрибуты для «отдыха», «украшения». Игрушки заменители, игрушки для «бытовых игр».

Расширить понятие детей «научное, спортивное путешествие». Ввести роль экскурсовода, пополнить знания о странах мира. Умение пользоваться схемой – картой. Закрепить нравственные нормы и правила поведения, коммуникативные качества личности.

Уметь договариваться, развивать сюжет, согласовывать свои интересы в игре с общими целями игры, отражать представления о социальной действительности.

Театр

моды

Демонс-трация летних мод

^ Перспективный план по работе с родителями


Сентябрь



^ Активная форма работы

Наглядная информация

Цель

Индивидуальная работа

Ответст-венные

1

Совместная подготовка к учебному году

«Режим дня», «Интересные занятия», «Рекомендации психолога, логопеда», «Задачи на новый учебный год», «Визитка: «Золотые рыбки!», «Учите и читайте вместе с нами», «Работа по программе «Детство»

Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году

Беседы по подготовке детей к учебному году

Советы специалистов (диагностика логопеда).

Обновление группового инвентаря, участка

Воспита-тели, старший воспита-тель, специалис-ты

2

Консультация «Портфолио дошкольника»

Образцы портфолио, папка оформления, объявление

Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление дошкольного портфолио!

Рекомендации по изготовлению, оформлению, внесение в портфолио индивидуальных материалов из детского сада.

Воспитате-ли

3

Фоторепортаж «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление.

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год

Помощь в оформлении, выборе информации

Родители, дети

4

Родительское собрание
^

«Знаем ли мы своих детей?»


Объявление, статьи, консультации:

«Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника »,

“Как уберечь ребенка

от несчастья?”

« Начинаем учиться вместе!»

Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, Обмен мнениями

Анкетирование

« Пожелания на год!»

Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных  и воспитательных услуг в МДОУ


Медицинс-кая сестра, воспитате-ли

Октябрь

1

Благотвори-тельная ярмарка

«Игрушки своими руками»

Объявление, приглашения, выставка – тетрадь отзывов

Совместно изготовить игрушку для ярмарки, интересно оформить, используя стихи, рекламу

Помощь при оформлении, украшении и написании рекламы для игрушки

Родители, воспитате-ли, дети,

старший воспита-тель

2

Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»

Теория консультации, картотека развивающих игр для родителей, объявление-приглашение

Дать углублённые знания о математических развивающих играх, презентация воспитателем авторского перспективного плана по совместной деятельности с детьми, приглашение на кружок

Ответы на вопросы родителей.

Индивидуальный показ кружковой работы с детьми для родителей.

Вопросник для детей: «Цвет, форма, величина», для родителей: «Какими играми укрепляем знания о цвете, форме, величине?»

Индивидуальные ответы – рекомендации по приобретению игры для закрепления определённого материала

Воспита-тели


3

День добрых дел

«Наши меньшие друзья!»

Статьи:

«Кормушки и как их сделать!», «Домики от ветра!», и т. д. объявление

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Помощь при выборе места для кормушек, установки их, выдача трудового инвентаря

Родители, воспитатели, дети

4

^ Круглый стол

«Воспитываем добротой»

Родительский форум «Поговорим о нравственности»

Семейные фотографий «От улыбки хмурый день светлей!».

Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать».

“Как правильно общаться с детьми”

Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому

Посещение детей дома с наблюдением любой совместной деятельности родителей с детьми. Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.

Родительский форум на доске гласности: «Ваше мнение!»

Воспита-тели, родители, психолог

Ноябрь

1
^

«Презентация мяча!» (Совместно с родителями, на прогулке и в группе)


Объявление дня мяча!

Статьи: «История мяча», «Национальные игры!»

Дать знания детям и родителям об играх с мячом разных народов, их разном виде, особенностях игр с ними. Развивать ловкость, воспитывать уважение к традициям разных национальностей в подвижной игре

Изготовление (из лоскутков с наполнителем) мячей разных национальностей.

Советы по отработке игровых моментов с детьми мячом

Воспита-тели, родители помогают

2

Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…»

(к неделе здоровья)

Приглашение, литература об охране здоровья.

Статья “Наши привычки – привычки наших детей”


Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре

Предложения к участию в спортивных инсценировках, соревнованиях. Спортивная одежда

воспитатели, дети, родители

3

Проект

«Необычный мяч!»

Оформление проекта.

Подбор игр с мячами разных народов и национальностей.

Фотогазета «Как мы бережем здоровье!»

Заинтересовать родителей совместно – спортивной деятельностью с детьми, воспитывать жизненную активность у детей и родителей

Совместная организация фотогазеты, индивидуальное прочтение проекта заинтересованных и не участвующих родителей

Воспита-тели, дети, родители

4
^

Фоторамка: «Портрет моей мамочки» к Дню матери! (28, последнее воскресенье ноября)


Выставка творческого оформления рамок – самоделок с папами для мамочек!

Групповая газета

«Для мамочек!»,

Статья «Как оформить фото-рамку!»

Порадовать в День матери мамочек группы поделками, сделанными своими руками, газетой. Приобщение пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей

Помощь папам в изготовлении подарка, оформлении выставки, газеты. Призыв к участию всех мужчин группы!

Мужчины, дети

Декабрь

1

Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!»

«Как

организовать выходной день с ребенком”

Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Секреты воспитания!»,

«Играем дома» (картотека игр для родителей),

Статья «Активный отдых!»

Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе

Предложения по оформлению фоторепортажей, советы по использованию игр дома, на улице, разных видов деятельности с ребёнком

Воспита-тели,

родители

2

Родительское собрание
^

«Как хорошо, что есть семья, которая
от бед любых везде хранит меня»
(деловая игра)





Статьи: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Четыре заповеди мудрого родителя!», «Способы открыть ребёнку свою любовь!», «Искусство быть родителем!»,
^

«Понимаем ли мы  друг друга?»


Познакомить родителей с Декларацией прав ребёнка, Всеобщей Декларацией Прав человека, дать знания о правовом воспитании детей

Анкетирование родителей и детей - "Семья глазами ребёнка" по правовому воспитанию. Индивидуальные беседы по вопросам родителей

Воспита-тели

Старший воспита-тель, музыкаль-ный муководи-тель

3

Конкурс новогодних кулинарных рецептов

Объявление. Папка с советами по приготовлению и оформлению новогодних блюд. Дегустация на празднике!

Приобщить малоактивных родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать желание порадовать всех на празднике, сплочённость


Индивидуальные советы по участию в конкурсе, работа с родительским комитетом по проведению конкурса и дегустации

Родители

4

Совместный праздник «Здравствуй Новый год!»

«Как встретить новый год!», «Что дарить в этом году!», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравление для всех!

Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость


Приобщение к участию, подготовке к утреннику, украшение группы, зала, задания: сценки, стихи

Воспита-тели, родители, дети

Январь

1
^

Марафон «Добрых дел мастера!» «Играйте вместе с детьми»





Объявление, поощрение – снежинки, возможный перечень добрых дел, календарь марафона

Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других

Ведение календаря добрых дел, разъяснения родителям важности всеобщего участия в марафоне для детей, ответы на родительские вопросы, решение с родительским комитетом наград


Воспита-тели, дети, родители

2

Устный журнал «^ Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»


Статья «Чему учит сюжетно – ролевая игра!»

Пополнение с. р. игр в группе пособиями

Познакомить родителей с разновидностью игр – сюжетно – ролевой, и дать знания об её ведении, материалах, задачах

Просьба в совместном рисунке с ребёнком дома выяснить: «Кем я хотел бы стать!»

Воспита-тели

3

Театрализованная деятельность-

презентация театров.

«Вечера в семейной гостиной!»

Статьи: «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника», «Зачем ребенку кукольный театр?»

Приобщение семей к театру, развивать желание познакомиться с театральной деятельностью в детском саду. Воспитывать интерес и сплочённость

Изготовление театров, репетиции с участием родителей и детей. Родительский форум на доске гласности.

^ Поход в театр (запись)

Музыкаль-ный руководи-тель, воспита-тели, дети

Февраль

1

Тематическая выставка: “Рисуем вместе с папами”

Статьи: “Растим будущего мужчину”,

«С помощью чего можно рисовать!»


Приобщение пап к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявить творчество, активность

Советы по организации выставки, использованию разных изоматериалов, техник

Папы,

дети

2

Оформление фотовыставки: “Наши замечательные папы”


Оформление семейных газет, посвященных Дню Защитника Отечества.

^ Валентинка с сюрпризом для родных руками ребёнка

Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями;

с участием мам


Подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении газет

Мамы и дети, воспита-тели

3

Дружеская встреча “Спорт, игра, дружба” (Совместный спортивный досуг)
^

Приглашение, билеты, спорт – девиз! Украшение зала пословицами о здоровье и спорте, подарки папам


Продолжать приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни, развивать желание и умение проводить отдых с пользой, весело, энергично; воспитывать желание порадовать пап своими умениями

Спортивная одежда, подготовка участников – ведущих, подбор спортинвентаря, музыки

Чаепитие

Воспита-тели, инструктор по физичес-кой культуре

Март

1

Тематическая выставка поделок и рисунков: “Рисуем вместе с мамами”

Статья “Растим будущую женщину”

«Новые изобразительные техники для творчества!»

Приобщение мам к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома. Воспитывать желание проявить творчество, инициативу

Советы по организации выставки, использова-нию разных изоматериалов, техник

Мамы,

дети, воспита-тели

2

Оформление фотовыставки: “Самые обаятельные и привлека-тельные!”

Оформление семейных газет “Мы – мамины помощники”

Развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями

Подбор стихов, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении газет

Воспита-тели, дети

3

Дружеская встреча “Моя мама – лучше всех” (Совместный игровой досуг)

Приглашение, подарки


Провести весёлый праздник с участием мам, порадовать их детскими песнями, танцами, совместными играми, воспитывать чувство гордости к родным

Заучивание стихов, сценок

Музыкаль-ный руководи-тель, воспита-тели, дети

4

27 марта день театр

Проект

«Сказка для всех!»



Приглашение на театрализованный вечер с участием детей и родителей, оформление проекта

Продолжать приобщать семьи к театру, развивать желание поучаствовать в совместной театральной деятельности. Воспитывать активность и любовь к театру

Репетиции с участием родителей, изготовление атрибутов, подбор музыки и сказок

Воспита-тели, музыкаль-ный руководи-тель, дети,

родители

Апрель

1

День смеха

От детей «Смешная газета!», «Смешинки от детей!»

Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники

Подбор смешинок, случаев, фото

Родительский форум на доске гласности: «Ваше мнение!»

Воспитатели родители, дети

2

Музыкально – спортивный праздник на улице вместе с родителями:
^

«Дружная семья»


Статья: “Как уберечь ребенка от травм” (профилактика детского травматизма)

Развивать желание у родителей участвовать в групповых делах и развлечениях, воспитывать заинтересованность и инициативу.

Привлечение к участию в соревнованиях.

Консультации о профилактике заболеваемости и об использовании физкультуры и закаливания дома

Воспита-тели инструк-тор по физичес-кой культуре, родители, музыка-льный руководи-тель

3
^

Недельная акция

«Зачем человеку детство?»

-Устный журнал для родителей с просмотром видео с обсуждением высказываний известных отечественных педагогов.

-Выставка «Наши таланты»

^

- посещение библиотеки с проведением познавательного занятия.

- поход в художественную школу на выставку детских рисунков.

«Игра – не забава»


Видеоролики из жизни детей группы, например фрагменты занятий с детьми, сюжетно-ролевой игры, прогулки.

Статья «Это интересно знать!»

Познакомить родителей со значением периода детства в развитии личности;

Задуматься об особенностях и закономерностях развития ребёнка дошкольного возраста;

Научить родителей видеть основные закономерности развития ребёнка.

Привлекать внимание родителей к детской субкультуре

Анкетирование,

Индивидуальные беседы по вопросам родителей.

Родительский форум на доске гласности: «Ваше мнение!»

Записи в тетради отзывов.

Психолог, воспита-тели, родители

4

День открытых дверей для родителей

Статья “Как предупредить весенний авитаминоз”,

Фото-отчёт «Наши успехи в День открытых дверей!»

Приглашение

Список мероприятий в День открытых дверей


Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно-образовательному процессу

Записи в тетради отзывов.

Ответы на вопросы, предложения родителей

Воспита-тели

Май

1

Итоговое общее родительское собрание: “Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей”

Статьи:

«Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год!»

“Что должен знать и уметь выпускник

средней группы»

“Как организовать летний отдых детей”.«Летний санитарный биллютень»

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.

Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год

Анкетирование, беседы по диагностике, консультации специалистов

Список игр и литературы на следующий год

Воспита-тели медицинс-кая сестра, специалис-ты

2

«День именинника!»

(К Дню семьи)15 мая

Презентации портфолио, фотогазета

«Настоящие золотые рыбки!»

Сплотить на совместном развлечении коллектив группы и поздравления всех именинников! Получить + эмоции от встречи

Работа с родительским комитетом: подготовка чаепития, подарков, игр

Воспита-тели, родители

3

Поход «Семейное путешествие»

Статьи: «Живой» отдых!»

«Как организовать удачное лето?», «Бывает ли отдых интересным и полезным!?»


Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями

Доска гласности для выбора места отдыха группы. Сбор необходимых вещей для похода. Автобус

Воспита-тели родители, старший воспита-тель

4

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.


Статьи: « Наши зелёные друзья!»,

«Клумбы «радости!»,

«Зелёный уголок у дома!»


Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка

Подбор цветов, растений для участка, высадка огорода, покраска участка

Воспита-тели родители, завхоз



^ Диагностика уровня развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Задание 1

Взятие ребёнком на себя роли
Цель: Изучение особенностей взятия ребёнком на себя роли.

Экспериментальный материал:

Сюжетные игрушки для игр в «детский сад», «семью», больницу».

^ Ход проведения исследования

Проводится три экспериментальные серии игр с детьми 5- 7 лет.

Первая серия. Игры в «самих себя», во «взрослых», в «товарищей».

Серия состоит из трёх взаимосвязанных ситуаций:

1 ситуация


2 ситуация

3 ситуация

Экспериментатор организует игру в «детский сад», но так, чтобы каждый из её участников оставался самим собой: воспитатель – воспитателем, а дети - детьми. Если дети согласны, воспитатель передаёт им управление игрой, при необходимости спрашивает «Что надо делать?» - и выполняет их указания

В случае отказа от игры в «самих себя» или по её окончании, если игра возникает, взрослый предлагает играть иначе: один ребёнок будет воспитателем (называя при этом имя воспитателя группы), а воспитатель с другим ребёнком - детьми. В дальнейшем педагог участвует в развёртывающейся игре в роли одного из детей

Воспитатель предлагает поиграть так: он будет воспитателем группы, а дети будут играть роль кого-либо из товарищей своей же группы. При этом он или сам называет имена тех, кого будут изображать играющие, или предлагает детям выбрать самим



В каждой из организованных таким образом игр принимают участие по двое детей.

^ Вторая серия. Игры с нарушением последовательности действий при выполнении ребёнком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием: в «детский сад», «семью», больницу». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое, а потом суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей.

^ Третья серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль ставиться в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребёнок. Можно использовать 2 ситуации:


1 ситуация


2 ситуация

С детьми развёртывается ролевая игра «трамвай»: предлагается сумка для денег, билеты, подготавливается место для вожатого. После того как игра разворачивается, детям предлагают играть так: вожатый будет продавать билеты, а кондуктор вести вагон. Когда изменённая игра начинается, экспериментатор, играющий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовёт начальник депо

Разыгрываются игры с правилами:

  • «Волк и зайцы»,

  • «Волк и гуси»,

  • «Кот и мыши»,

  • «Лиса и зайцы».

Предлагают, чтобы гуси ловили волка, зайцы – лису и волка, мыши – кота


Оценка результатов. В первой серии определяют, что, прежде всего, выделяет ребёнок в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами действия или общественного поведения.

Во второй серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется. Как относится ребёнок к нарушению логики действий, и каковы мотивы протеста против её нарушения.

На основе данных первой и второй серии определяют уровень развития игры для каждого ребёнка (таблица 1). В третьей серии определяют отношение ребёнка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли фактически имеется известное правило поведения, отражающее логику реального действия и реальных отношений.

Таблица 1

^ Уровни развития сюжетно – ролевой игры

(по Д. Б. Эльконину)

^ Показатель игры

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Основное содержание игры

Действия с определёнными предметами, направленные на соучастника игры

В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному

Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений с другим участником игры

Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям

Характер игровой роли

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях функций в игре дети не вступают друг с другом в типичные для реальной жизни отношения

Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные неигровые отношения

Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер

Характер игровых действий

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций

Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого либо одного типа действий

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны

Действия чётко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры

Отношение к правилам

Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. правила отсутствуют

Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, непринятие ничем не мотивируется. Правила явно ещё не вычленяется но оно явно может победить в случае конфликта непосредственное желание

Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, « что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно ещё не полностью подчиняет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила явно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое


Задание 2

Устойчивость в поведении игровому правилу

(по Д. Б. Эльконину)

^ Цель диагностики:

Изучение устойчивости в подчинении игровому правилу.

Экспериментальный материал:

Сюжетные игрушки для игры в «дочки - матери» и «пожарных».

^ Ход проведения исследования.

Исследование проводится с детьми 5-7 лет. Сюжет игры варьируется с учётом возраста и пола ребёнка.

Взрослый организует следующие ситуации:


1 ситуация


2 ситуация

Экспериментатор предлагает детям поиграть в «дочки - матери». Когда игра разворачивается, он берёт на себя роль воспитателя и предлагает играющим оставить своих дочек в детском саду

Экспериментатор организует игру в «пожарных», берёт на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофёра остаться в машине


^ Оценка результатов. Анализируют поведение ребёнка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиняться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания. Детей распределяют по четырём уровням подчинения игровому правилу (таблица 1).
Задание 3

Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре

(по Д. Б. Эльконину)
^ Цель диагностики:

Изучение влияния сюжета и роли подчинение правилу игры.
Экспериментальный материал:

Разработанные сюжеты игр в «эстафету», «машинистов», «прятки», «кошки – мышки».
^ Ход проведения исследования

Исследователь организует несколько серий.

Первая серия. Взрослый с детьми проводит эстафету. Все испытуемые встают на линию и по сигналу экспериментатора – «Раз, два, три!» должны бежать к нему.

^ Вторая серия. Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают на одну линию, каждый из них - машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлопка в ладоши) машинисты должны бежать. Кто выезжает раньше или задерживается, тот проигрывает.

Четвёртая серия. Проводится индивидуально. Игра в «кошки – мышки». Ребёнок – мышка прячется в норку. Перед этим экспериментатор – кошка говорит: «Сиди тихо. Я - голодная кошка. Если выглянешь или зашумишь, я тебя сразу найду и съем».

Таким образом, во второй серии появляется роль, а в четвёртой ещё и сюжет.

^ Оценка результатов. Подсчитывают количество детей подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результаты заносятся в таблицу (таблица 2).

Рассматривают особенности поведения детей разных возрастов в играх с сюжетом и без сюжета и особенности подчинения правилу в игре. Делают выводы о влиянии сюжета и роли на эффективность подчинения правилу.
Таблица 2

^ Подчинение правилу в играх без сюжета и с сюжетом


Возраст детей

Игра

«Эстафета»

«Машинисты»

«Прятки»

«Кошки – мышки»

+

-

+

-

+

-

+

-

5-6 лет

























6-7 лет
























  1   2   3   4



Скачать файл (1947 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации