Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты интегрированных занятий по математике и экологии во второй младшей группе - файл 1.doc


Конспекты интегрированных занятий по математике и экологии во второй младшей группе
скачать (68 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc68kb.18.12.2011 08:58скачать

1.doc

Занятие № 1

Цель. Учить детей составлять группы отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «много», «мало»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного.

Демонстрационный материал. Маска медведя. Набор игрушек: белочка, медведь, корзинка, грибы.

Ход занятия. Дети сидят полукругом перед детским столом.

Воспитатель просит детей отгадать загадку:

Кто в дупле живет,

Орешки грызет,

На деревьях резвится,

Упасть не боится?

Пушистый хвост

Мелькает в вышине

И вместе с ней

Исчезнет в сосне.

(Белка)

Воспитатель рассказывает детям, что летом и осенью белки трудятся: собирают семена, орешки, желуди, сушат грибы.

Воспитатель читает рассказ: «По грибы».

Пошла белочка по грибы, взяла корзинку. Внимательно смотрит по сторонам: как бы гриб не пропустить. Вон под кустиком один гриб виднеется – в корзинку его. А тут ещё один на белочку смотрит, улыбается. Его тоже в корзиночку. Некогда по сторонам смотреть, много грибов нужно на зиму запасти. Где по траве пробежит белочка, где по веточкам проскачет. Вот ещё под листиком один гриб спрятался. Иди и ты в корзинку!

Навстречу белочке медведь бредет:

– Здравствуй, белочка! ^ Много ли грибов набрала?

– Да нет, мало! – отвечает белочка. – То там один, то тут.

Заглянул медведь к белочке в корзинку, засмеялся:

– Ай да белочка! Ай да умница! Там один, да тут один, да ещё один, и получилось много грибов. Целая корзина!

Воспитатель проводит игру «Медведь и пчелки»

Дети разбирают стульчики – это домики-ульи. Воспитатель предлагает ребятам представить себя «пчелками».

– Сколько «пчелок»?

– Много.

Затем он назначает кого-то из ребят, называя его по имени, на роль «медведя».

– Сколько «медведей»?

– Один «медведь».

Как только воспитатель скажет: «Медведь идет!», – «пчелки» должны разлететься по своим домикам (сесть на стульчики). Не поймает «медведь» «пчелок», отправляется спать.

– Пчелка, еще пчелка, еще пчелка, – указывая на детей, говорит воспитатель. – Сколько пчелок?

– Много пчелок.

– Сколько медведей?

– Один медведь.

Игра проводится 2 раза.
^

Занятие №2


Цель. Учить детей: выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; находить 1-2 признака, общих для всех предметов группы; употреблять слова много, один, по одному, ни одного. Учить согласовывать числительное один с существительным в роде и числе; формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

^ Демонстрационный материал. Игрушки (елочки, зайчики, морковка, медвежонок).

Ход занятия. На столе у воспитателя стоят игрушки - зайчики и елочки, накрытые салфеткой. Воспитатель загадывает загадку про зайца:


Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Открывает салфетку и показывает зайчиков. Рассказывает о зайчиках: живут в лесу, днем спят, а ночью выходят на кормежку. Зимой питаются корой деревьев. Спрашивает: «Каким цветом зайчики летом? Почему? Каким цветом зайчики весной? Почему? (Ответы детей.) Ноги к зиме обрастают мохнатой шерстью, даже между пальцами, и держат зайца на снегу, как лыжи». Воспитатель показывает на ёлочки и спрашивает: «Какого цвета елочки? Сколько елочек на столе? Да, на столе много елочек! А сколько спряталось под елочками зайчиков? Тоже много! Каким цветом зайчики?» В стороне ставит одну елочку и прячет под нее одного зайчика. Спрашивает: «Сколько елочек? Да, одна! А сколько под ней зайчиков? Тоже один» Каждому даёт по одному зайчику и говорит, что у всех теперь по одному зайчику. А на столе есть зайчики? Не осталось ни одного. Просить поставить зайчиков под елочки и спрашивает: «Сколько зайчиков стало в лесу? Много

Рассказывает рассказ о зайчиках, применяя игрушки и изображая действия. Мама зайчиха позвала сыночка: «Зайчишка! Сбегай в огород, нарви морковки. Только рви там, где морковок много. На грядке, где морковок мало, не рви. Пусть еще растут» Прибежал зайчишка в огород, смотрит на одну грядку, смотрит на другую. И здесь морковка растет и там тоже. На какой грядке рвать – не знает. Мимо медвежонок идет. Кинулся к нему зайчик, просит: «Мишенька, дружочек, помоги! Никак не пойму, на какой грядке много морковок, а на какой мало!» Помог медвежонок другу. Как не помочь, ведь маленький еще зайчонок! Задаёт вопрос: «А вы знаете, где много, а где мало морковок?» Спрашивает каждого, где много и где мало морковок. «Конечно, вы же совсем взрослые!»
Занятие № 3

Цель. Закрепить умение выделять предметы из группы и объединять их в группы; активизировать в речи детей слова много, один, по одному, ни одного; продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных.

^ Демонстрационный материал. Изображение двух деревьев с желтыми и зелеными листьями.

Ход занятия. Дети сидят полукругом перед столом. Воспитатель на фланелеграфе показывает два дерева (лето и осень) и спрашивает: «Какого цвета листья на первом дереве? Какого на втором? А почему разного цвета? (Дети отвечают.) Первое дерево в летнем наряде, а второе в осеннем. Летом солнце греет, тепло, кругом трава, листва зеленая. А когда наступает осень, становится холодно, листья желтеют». Воспитатель просит детей сказать, сколько листьев на деревьях. (Ответы детей.) Объясняет задание: «Сейчас вы возьмете по одному листу, а потом мы подумаем, что надо сделать, чтобы деревья опять нарядились». Затем вызывает по очереди, каждому предлагает взять по одному листу; обращает внимание, что листьев становится все меньше и меньше, и, наконец, не остается ни одного листа. «Как это получилось?» – спрашивает воспитатель и, уточняя ответы детей, говорит: «Все взяли по одному листу. Какого цвета лист у Яны? У Марины? У Лены? Сколько листьев у Ани? У Димы? У Егора? Поскольку листьев у каждого из детей? Правильно, у каждого из детей по одному листу, а на деревьях не осталось ни одного листа. Что надо сделать, чтобы на деревьях опять стало много листьев? (Дети отвечают.) Правильно на деревьях станет много листьев, если все прикрепят на фланелеграфе по одному листу». Дети поочереди прикрепляют листья. Когда деревья будут полностью наряжены, воспитатель задает вопросы: «Сколько листьев на дереве? Как мы их нарядили? Правильно, каждый принес по одному листу. Какого цвета листья? Правильно, на деревьях есть желтые и зеленые листья, много зеленых и желтых листьев», – заключает воспитатель.

Он вновь предлагает взять по одному листу. Проводит игру «Мы – осенние листочки». Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения:

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Ветер снова подул

И листочки быстро сдул.

Покрутил их, покружил

И на землю опустил.

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Затем воспитатель предлагает опять нарядить деревья, только надо будет одно дерево украсить в летний наряд, то есть зелеными листьями, а другое в осенний наряд, желтыми листьями. Дети поочередно прикрепляют листья, после чего уточняют какого цвета листья, сколько их.

Занятие № 4

Цель: Упражнять детей в раскладывании указанного количества предметов (один и много) на двух полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой; учить ставить предметы на полоски правой рукой слева направо; учить называть цвет полосок и количество игрушек, расположенных на них, согласовывать числительное один с существительными; продолжать знакомить детей с домашними птицами (цыплята, утята), различать животных по характерным особенностям, поведению; развивать творческие способности.

^ Дидактический материал: полоски синего и зеленого цветов, игрушки: утята и цыплята, заготовки «зернышек»

Ход занятия.

Игра «Помоги цыплятам». Воспитатель: «Ребята, посмотрите, цыплята гуляют на травке (на зеленых полосках расставлены цыплята). Сколько цыплят? (много). А кто это плавает в реке? (утята), (на синих полосках расположены утята). Сколько утят? (много). Цыплята хотят перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Дети с помощью воспитателя просят утят перевезти цыплят). Смогут ли утята выполнить просьбу цыплят? (смогут)» Воспитатель читает с детьми стихотворение:

Речку переплыли ровно в полминутки

Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,

Цыпленок на утенке, а курочка на утке.

Воспитатель спрашивает: «Ребята, помогли утята цыплятам? (да). Утята и цыплята устали, им пора подкрепиться. Чем питаются утята и цыплята? (зернышками). Давайте их накормим.

Дети приглашаются за столы, не более четырех за один стол. Каждому предлагаются полоски (синие и зеленые), расположенные слева и справа одна от другой; тарелочки с зернышками. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие зернышки у вас в тарелочках. Возьмите одно зернышко. Сколько зернышек взяла Настя? А Дима? Сколько зернышек осталось? (много). Уберите зернышко в тарелочку. Поднимите правую руку» Если кто-то ошибся, воспитатель показывает: «Вот эта рука у тебя правая, а эта - левая! Положите левую руку на синюю полоску, а правую – на зеленую. Синяя полоска у вас слева, там, где левая рука, а зеленая справа, там, где правая рука. Слева на синюю полоску положите одно зернышко, а справа на зеленую полоску – много зернышек. Берите зернышки правой рукой и кладите слева направо. Левой рукой придерживайте полоску». В ходе работы воспитатель помогает тем, кто затрудняется. Когда дети разложат зернышки, спрашивает 3-4 ребят, сколько зернышек они положили на синюю полоску и сколько на зеленую. «Теперь наши цыплята и утята будут накормлены!»

Занятие № 5

Цель. Учить детей находить много предметов и один в специально подготовленной обстановке, называть эти количества предметов, согласовывать числительные один с существительными; познакомить детей с плодами овощных культур.

Демонстрационный материал. Комплект игрушек – овощей (морковь, огурец, помидоры, перец, свёкла).

^ Подготовка к занятию. До занятия воспитатель расставляет игрушки. На одни столы он кладет по одному овощу, а на другие – по нескольку таких же овощей.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям корзину с овощами и спрашивает: «Что у меня в корзине?» (Ответы детей.) «Как называется этот овощ? А этот?» После того, как дети назовут все овощи, спрашивает: «Где растут овощи? Что можно приготовить из них?» (Ответы детей.) «Какого цвета морковь? Огурец? Помидор?» (Ответы детей.)

Физкультминутка. «Собираем урожай». Дети имитируют действия по словесной инструкции воспитателя: «Выдергиваем морковь. Срываем огурцы и помидоры. Выкапываем лук. Срезаем капусту». Движения повторяют 2-3 раза.

Воспитатель обращает внимание детей на овощи, разложенные на столах, и просит назвать, сколько их. Далее объясняет задание и показывает способ его выполнения: «Если я скажу, что надо принести один огурец, возьмите его и принесите на стол и расскажите: «Я принес один огурец». Если я скажу, что надо принести много помидор, вы найдете, где стоит много помидор, и принесете их на этот стол. Далее воспитатель просит принести одну морковку, много перцев, много свеклы, один помидор. Задает дополнительные вопросы: «Что ты принес? Сколько морковок? Что теперь лежит на столе? («Один перец и много морковок») Овощи убирает и дает аналогичное задание.
Занятие № 6
Цель: Дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров; учить обследовать фигуры осязательно-двигательным способом; формировать представление о том, где растут фрукты, о свойствах и признаках фруктов.
^ Демонстрационный материал: Муляжи яблок разной величины и цвета в вазе.

Раздаточный материал: Яблоки и круги разного размера.

Ход занятия.

Воспитатель ставит на стол корзинку с яблоками и спрашивает: «Что это? (^ Ответы детей) Яблоко – это что? (Фрукт). А где растут яблоки? (На деревьях, в саду). Как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня). Воспитатель: Какого цвета яблоки? Найдите геометрическую фигуру, похожую на яблоко (Дети выделяют круг). Почему? (Яблоки круглые)». Воспитатель предлагает заменить яблоко кругом. Дети кладут перед собой два круга разных размеров. Воспитатель предлагает найти среди яблок самое крупное (большое) и показать его. Дети кладут яблоко на стол и подбирают к нему круг, положив слева от себя. Аналогично подбирают для маленького яблока соответствующий круг и кладут справа от себя. Затем сравнивают выбранные круги наложением. Воспитатель спрашивает: «Где лежит самое большое яблоко? (Слева). Где лежит самое маленькое яблоко? (Справа).

Воспитатель предлагает поиграть: «Представьте, что мы пошли гулять, и видим, что…

У дороги яблонька стоит

И на ветке яблочко висит.

Сильно яблоньку потряс –

Вот и яблочко у нас.

В сладко яблочко вопьюсь,

Ах, какой приятный вкус!»

Дети имитируют движения, мимикой показывают вкус яблока.
Занятие № 7
Цель: Познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче; закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного, побуждать к сравнению животных.

^ Дидактический материал: Ленты разной длины. Картинки с изображением животных (заяц, обезьяна, слон, медведь) или игрушки-заменители.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках, перед ними стол, на котором лежат развернутые ленты. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызванные ребята по сигналу начинают скручивать (скатывать) ленты. Кто быстрее с этим справился, тот выиграл. Повторяется несколько раз. Если ребенок выбирает самую короткую, воспитатель спрашивает, почему он выбрал именно эту. Если дети не могут объяснить, воспитатель поясняет сам: «Если лента длиннее, то скручивается дольше, а если короче – то быстрее. Давайте проверим, так ли это. Прикладываем одну ленту к другой и видим разницу в длине». Воспитатель предлагает проверить другие ленты, лежащие на столе, способом наложения. Длинную ленту нужно положить слева, а короткую – справа.

Физкультминутка

По хлопку руками выполнить длинный прыжок, по свистку – короткий.

Игра «У кого длинный хвост?»

Воспитатель показывает картины с изображением животных. Как называются эти животные? (Дети отвечают). Есть ли у животных хвосты? (Ответы детей). Какой хвост у зайца? А у слона? У кого длиннее? Короче? (Ответы детей).


^

Занятие №8



Цель: Учить сравнивать две группы предметов: где больше, где меньше; сравнивать предметы по длине и обозначать результат сравнения словами; способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах.

^ Дидактический материал. Фрукты и овощи разных цветов (муляжи), кирпичики: зеленого и синего цветов, матрешка.

Ход занятия.

Игра «Чем похожи и чем отличаются овощи и фрукты»

Детей рассадить за большим столом. Внести матрешку и разложить фрукты и овощи. Воспитатель: «Ребята, к нам пришла в гости матрешка. Ей нужно собрать в одну корзинку овощи и в другую – фрукты. Давайте поможем матрешке!» Воспитатель демонстрирует пары фруктов и овощей. Сначала показывает помидор красного и лимон желтого цвета.

  • Что это? (Фрукт - лимон и овощ - помидор)

  • Одинаковые ли они по форме? (Да, форма у них одинаковая)

  • Какой геометрической формы помидор и лимон? (круглой)

  • Какой цвет имеет этот овощ? (показывает) (Красный)

  • А этот? (показывает) (Желтый)

  • Одинаковые ли они по цвету? (помидор – красный, а лимон – желтый).

Воспитатель демонстрирует апельсин и морковь.

  • Что это? (апельсин – фрукт, морковь – овощ)

  • Они одинакового цвета? (Да)

  • А формы одинаковой? (Нет, они разной формы)

Воспитатель кладет на стол несколько лимонов в ряд. Предлагает некоторым из ребят положить рядом столько же помидоров. Применяя прием приложения, раскладывая фрукты и овощи парами (лимон-помидор), дети убеждаются, что лимонов столько же, сколько и помидоров. Затем воспитатель добавляет один лимон в ряд, либо убирает два помидора. После каждого изменения воспитатель спрашивает: лимонов столько же, сколько и помидоров, или меньше (больше)? Дети отвечают чего больше, чего меньше. Воспитатель предлагает разделить овощи и фрукты по разным корзинкам. (Дети выполняют задание)

Физкультминутка

Дети произвольно бегают. По сигналу встают парами: мальчик-девочка. Воспитатель спрашивает: кого больше мальчиков или девочек (если мальчик остался без пары, то мальчиков больше, а девочек меньше).

Воспитатель приглашает детей за стол и предлагает сделать для матрешки две дорожки из зеленых и синих кирпичиков. Затем спросить у детей какая дорожка длиннее. Как узнать? А может они равные по длине? Нужно придвинуть одну дорожку к другой, и таким образом определить какая дорожка длиннее. Воспитатель: «Матрешка пойдет по той дорожке, которая длиннее? По какой дорожке она пойдет? (Дети называют цвет дорожки)
^ Список литературы


  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2006

  2. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004

  3. Дошкольное воспитание №11/2000 «Знакомим малышей со счетом», С.Теплюк

  4. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ, 2005

  5. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду (формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателей детского сада. – 2-е издание, доп. – М.: Просвещение, 1985

  6. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада и учителей. – Мн.: Асар, 1996

  7. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Мазаика-Синтез, 2006



Скачать файл (68 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации