Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по риторике - файл 1.docx


Лекции по риторике
скачать (125.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx126kb.18.12.2011 09:34скачать

содержание

1.docx

Риторика как искусство красноречия и наука убеждения

  1. Предмет риторики

  2. Исторические этапы развития риторики

  3. Язык и речь

Риторика Наука

Искусство Красноречие

Риторика – одна из древнейших филологических и философских наук.

Начинает складываться в IV веке.

Риторика – учение об ораторском искусстве, в IV веке – теория аргументации в Др. Греции, искусство аргументировать.

Софисты – 1 учителя «мудрости», знания риторики

Профессиональные учителя

Аристотель: «риторика – способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного конкретного предмета».

^ Задача риторики- пропаганда нравственных принципов морали в обществе (Аристотель).

Философия:

Физика- знания о природе

Этика- знания о людях

Логика – знания о слове развитие риторики

Арганум 7 искусств (свободных наук)



Тривиум:

Грамматика – наука об общих правилах построения речи. + поэтика – наука о худ.слове.

^ Диалектика – наука о приемах решения проблем, о технике научного доказательства.

Риторика – наука об аргументации публичной речи на демократии.

Квадриум:

Арифметика

Музыка

Геометрия

Астрономия

Римляне переняли греческую культуру, в том числе знания о риторике.

^ Приспособлена к римской культуре.

Учебная дисциплина.

Марк Варон, Цицерон, Квинтиллион – фундамент риторики.

Средневековье:

Риторика – полемика разных течений христианства.

Занималась гомилетикой ( лежит в основе проповеди священнослужителя), представляет собой ряд поучений для постоянного круга лиц.

^ Задача: нравственное обучение.

В XVIIXVIII наука риторика – письменная, полемика.

Частная риторика – суд.речи, проповеди, фил.произведения, научные произведения, офиц.письма.

Архиепископ Макарий создает учебн.пособия по риторике, перевод, обработка учения Филиппа Миланктон.

^ Нацелена на полемику против католиков.

Российск.империя – Романовы – появилась необходимость обучения риторике, диалектике.

Использовались работы визант.автора.

«Грамматика» Мелентия Смотрицкого.



1620 г. – «Риторика» Миланктона.

Ломоносов (1711 – 1765)

«Письмо о правилах российского стихотворства»

«О пользе книг церковных», «Рос.грамматика» - формир.норм русского языка.

Нач. XIX в.расцвет русской риторики. Кошанский «Общая риторика», «Частная риторика».

В. Белинский – пропаганда риторики, публицистики (II пол. XIX в.)

II пол. XIX в.

Обязательное изучение худож.образцов, критики к ним.

Проблема манипулирования массовым сознанием.

II пол. XX в. – неориторика. (тоталитарное сознание)

Современная риторика способность рассуждать – зашита от подавления индивид.сознания тоталитарным, возврат к античной, христианской традиции.

Риторика – наука о целесообразном слове.

^ Способность убеждать – наивысшая добродетель.

Риторика изучает определенный аспект словестного творчества – аргументацию.

Предмет риторики – нельзя ограничивать только ораторской речью, хотя риторика преимущ.изучает такого рода произведения.

В филос., худож.произведениях.

^ Изучает любые произведения, основанные на слове, речи и содержит аргументацию.

Особенность риторики – изучать произведение не цель, а средство.

^ Риторика отвечает на вопрос: «как создать высказывание в определенных условиях?»



2 раздела риторики:

^ Общая риторика

Частная риторика

Принципы и приемы создания замысла и его воплощение в завершенном высказывании.

Особенности построения словестных произведений в различных родах и видах словесности.

^ Риторика – филологическая инженерия, а не фундал.наука.

Должна отражать реальную культуру слова.

Общая риторика содержит:

  1. Учение о риторике

  2. Учение об аргументации

  3. Учение об риторическом построении

Внутр.высказывание – симантика.

Гл.цель изучения риторики – владение искусством целесообразного слова.

^ Для того, чтобы выстраивать публичную, письменную, и устную речь необходимо:

- узнать теорию – то, как устроена аргументация.

- читать и понимать классические произведения.

- постоянно упражняться в построении в письменных и устных высказываниях, самост.творч.

- говорить и писать публично

Культура – фундамент общества.

Культура

Материальная Духовная

Физическая

Язык



Язык относится к духовной, материальной, физической культуре как система имен, рече-мыслительная деятельность, как совокупность произведений слова.

^ Науке известно ≈ 3000 языков.

Номинативность – важнейшие свойства языка.

Предикативность – свойство выражать и сообщать мысли.

Членораздельность – свойство членить высказывания на на повторяющиеся в других высказываниях элементы.

Диалогичность

^ Предикативность – свойство языка выражать и сообщать мысли.

Мысль – представление о связях предикатов или образов, содержащее суждение.

В суждениях имеются:

Субъект – то, о чем мы мыслим

Предикат – то, что мы мыслим о субъекте

Связка – то, как мы мыслим отношения субъекта и предиката

^ Иван гуляет

Субъект Предикат

мысли

Связка Иван есть гуляющий.

Членораздельность – свойство языка членить высказывания на повторяющиеся в других высказываниях элементы.

^ Классы слов.

Диалогичность.

Речь – осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка.



Единица речи – высказывание

простое сложное

(миним.)

Предложение

Устройство сложного языка

Речь делится на внутреннюю и внешнюю.

Осуществление Общение между

мышления в другими людьми

языковой форме

По форме: речь диалогическая и монологическая.

Диалог – совместная и разделенная последовательностью реплик, речь нескольких людей, в результате которой приходят к общему мнению.

Общий

Информационный

Диалектический

Назначение – сопровожд.совместн.деят.

^ Получ.новой информации

Систематизация информации

обучающий

соревновательный

Совещательный

Формирование знаний, умений

Распределение по уровню компетенции

^ Принятие правильного решения

игровой

Командный

(управляющий)




Выработка форм выраженной мысли

Непосредственное управление действиями




Все – круговорот речи.



Словесность

  1. Устная словесность.

  2. Система письма.

  3. Письменные произведения.

Словесность – совокупность хранимых и воспроизводимых произведений слова (устная и письменная).

Фактура речи – инструмент речи. Естественная и искусственная.

^ Искусственная – рукописное письмо, печать, электр.средства связи.

Естественная – физиологическая.

Устная словесность противоречит всем др.видам.

^ При построении фраз необходима сосредоточенность и внимание.

Подразумевает наличие хорошей памяти.

Формы устной речи:

  1. Диалог (обмен высказываниями в ходе словестной деятельности людей)

  2. Молва

  3. Фольклор – относится к культуре – обобщённый опыт поведения и использование речи

Письмо – искусственная графическая семиотическая (несущая содержание) система, знаки которой обозн.единицы.

  1. Иероглическое – (идеографическое) – Египет, Месопотамия III в.до н.э.

  2. Фонетическое – позже.

Смысловые классы (детерменативы) – иероглиф =1 слово.

  1. Временные

  2. Вещества

  3. Живые существа

  4. Человек/части тела

  5. Абстрактные понятия



Фонетическое письмо передает звучание слова или его части.

Фонетическое письмо:

  1. Слоговое или силобеллическое – передает звучание слога.

  2. Консонантное (квазиалфавитное) – передает лишь согласные звуки (алфавит из согласных) – Финикия, Аравийский полуостров (Ветхий Завет).

  3. Несиллобелическое – 1 знак для слога с одинак.согласным. Письм. – индийская.

  4. Алфавитная письменность – (кириллица, греческ.) – передают и гласные и согласные звуки.

Система письма:

  1. Алфавит – система знаков, отдельные буквы.

  2. Графика – система правил комбинации письменных знаков в текст.

  3. Каллиграфия – система начертания букв и буквосочетаний в тексте.

3 типа почерков.

  1. Орфография – система альтернат.правил записи слов и словосочетаний (членораздельность письм.речи)

  2. Уставные (каллиграф.) – богослужб., свет

  3. Полууставные – раб.документы, книги

  4. Скоропись (курсив) – деятельность для личного пользования

  5. Пунктуация – письм.оформление структуры предложений

Письменные произведения

1. Надписи 2. Рукописи

текст на разл.предметах тексты на письменных

кот.не явл.специал. материалах, документы

предметами письма. Документы - произведения,

слова назначение которых



Эпиграфика изучает эти надписи в фиксации отношений

(на камнях). субъектов права.

-акты-докум.устанавл.и

фиксир.юр.факты.

-договоры-уст.и фикс.

отношен.между правоспос.

лицами.

-распоряд.документы-распор.

о действиях. (приказы,отчет)

-удостоверит.документы

Сочинения (цель сообщение информации, не обязывают к чему-либо по Аристотелю).

  1. ^ Проза (лирика, драма, эпос) подражание по характеру содержания

(отношение текста к

  1. Поэзия (первые памятники IVV вв.) реальности)

Другие произведения в форме диалога

Проза возникла позже поэзии

Поэзия начинается с религиозной (Др. Греции)

3 рода поэзии:

Эпос – сюжетное повествование, монологическая форма.

Лирика – выражение личных переживаний героя, событийн. – 2 план.

Драма – коллизия, столкновение персонажей, форма диалога.

^ Ранняя поэзия – религийн.содержание.

Рапсоды – люди, одаренные даром слова (во время мероприятий).

Греция – выступали с произведен., соревновательное.



Эпиграмма – посвятит.стихов.надпись, с VIVII вв.до н.э.начин.преобр.светск.характер.

Развитие автор.литературы – басни Эзопа, псалмы Давида.

Проза появится после поэзии (VVI вв.до н.э.)

Античная теория разделяет прозу на:

  1. Историография

  2. Ораторику (красноречие)

  3. Философия

  4. Право (Др. Рим)

  1. Гл.сюжет – персидские войны.

  2. Ораторика – «публичное слово»

Судебная речь Показ.речь Совещат.полит.речь

Софисты – филос.-профес.дело (+риторика, логика, спор)

^ Аристотель «Риторика»

Горий – ритор.тропы, фигуры, диалект., теория аргументации. Соединение филолог.и филос.знаний в ораторском искусстве.

Антифон (480 – 410 до н.э.) = суд., полит.оратор. лучшая суд.речь (защищ.сам себя в суде)

^ Разработка детрологий (оратор.книг, примеры суд.речей).

Лисий – основатель суд.речи, профес.лолограф (иностранец), 34 суд.речей, четкость изложений, ясность композиций (вступление – изложение – доказательство – заключение техника аргументации).

^ Исократ – создатель нового жанра – памфлет, открыл школу, 21 речь, 8 писем, осн.педагогики, систематич.преподавания философия.

Демосфен – выдающийся ритор., полит.речи против Македонского.

^ Деюмен Лоэфтий.

Ксенофант – научная проза.



Платон (427 – 347) – философ., лит.произведния – налоги.

Аристотель – последователь Платона, основатель системат.философии. Произведения – логические, + аналитические «Матефизика», - общефилософская, « О душе, о памяти и смерти».

^ Развития содержания научного знания – разработаны научные понятия.

Платон создает свою школу – академия.

Фома Аквинский – схоластика (произведения суммы).

Средневековые знания (Аристотель)

Теоретические

Физика

Логика этика

Богословие

Философия:

  1. Богословие

  2. Математика

  3. Физиология

Эпистолография

Практические

Эпистолы – послания, которые отличаются от документа и сочинения, но сходны тем, что послания как документы адресуются определенному лицу, но подобно сочинениям, не являются обязательными для прочтения.

Эпистолы:

  1. Настоящие

  2. Литературные



  1. Офиц.письма:

Формуляр и клаузула (обяз.элементы)

  1. Неофициальные:

  1. 

  2. По характеру адресата:

  • Письма конкретным лицам

  • Группе лиц

  1. По этикету:

  • К высшим (прошения, близкие к документам, доклады)

  • К равным

  • К низшим

Духовная словесность проявляется в:

  1. Священном писании (проповедь, послание) развивается под влиянием поэтики, риторики.

  2. Литургическая словесность (слова, символы, одеяния, музыка, пластика)

  3. Эпистолярная словесность

  4. Апологетическая литература (полемическая) вселенские соборы – решение фундаментальных вопросов церкви.

  5. Поучительная словесность (сборники)

  6. Историко-церковная литература

Агиографии (жизнь святых) Историческая церковная литература

  1. Научные направления (учения)

  2. Каноническая (церковно-периодическая)

влияние на светскую жизнь.

Иоганн Гуттенберг (1399 – 1468) – купец, первопечатник: «Кириллова книга», «Двустрочная библия».

Появляет.литер.авторство, разделение интеллектуальной деятельности литер.

Альберт Дюллер – создает шрифты (художник) для книгопечатания.

Деление литературы на:

  1. Научная

  2. Журнальная

  3. Художественная



Проблема авторства становится более актуальной.

3 типа авторства:

  1. Научное

  2. Публицистическое

  3. Художественное

С появлением книгопечатания появляется и особенность (орфографические, грамматические) лит.произведения.

Научная литература – развитие научного знания.



Печатная словесность.

  1. Книгопечатанье и литературное авторство

  2. Художественная литература

  3. Публицистика

И. Гуттенберг – изобретатель книгопечатанья.

1399 – 1468

1440 – наборная форма

Севиллова книга, Библия (сокращенная)

Переписчик – соавтор текста

Научное, художественное, публицистическое

XX в. – стандартизация языка.

Научный перевод, научная информатика, реферирование.

Развитие научного знания, - научная литература.

Латынь – язык науки, религии, образования.

^ Приведение языков к критериям научного изложения.

Научное изложение подвергается влиянию документальной речи.

Научная информатика, задача которой сжатое и точное изложение основных научных идей.

Суммы, бревиарии – учебные сочинения в средневековых университетах.

Обязательные элементы:

  1. Определена область научного знания

  2. Цитирование предшествующих авторов

  3. Использование научного аппарата, терминов

Особенности стилистики, которые влияют на автора.

Классификация научной речи.

Литературные традиции

  1. 

  2. Термины – слова, обозначающие дефиниции, которые выявляют специфику предмета, предмет науки:

    1. номенклатурные

    2. понятийные

  3. общелитературные

  4. общенаучные

художественная литература (общее образование, грамотность) – новое время – чиновники, мелкая средняя буржуазия. Образование распространяется и среди женщин. Расширение сферы влияния художественной литературы, обслуживает интересы, запросы этих слоев общества.

^ Литература формирует вкусы человека, а литераторы издают сюжеты.

Писатель пользуется живым языком, понятным современникам.

Религиозное мировоззрение переходит в светское.

Литературные общества (темы) – редкое явление.

^ Читателю важно узнавать себя в произведении.

Публицистика (XVIXVII вв. нового времени)

Трактаты, судебные речи для широкой публики.

Использовали памфлеты, проповеди, листовки.

^ Основная их цель – создание, формирование общественного мнения.

Петрарка (XIV в.) – первый памфлетист, гуманист.

В памфлетах выступает против врачей, астрологов, ученых (университетских).

С XVXVI в.начинают развиваться:

Комический театр, диалоги.

Роттердамский, М. Лютер, Жан Кальвин, Паскаль, Мильтон, Д. Дефо, Дж. Свифт. – владели мастерством публицистики.

В XVII в.в Германии появляются первые печатные газеты.



1631 – Рендо

1665 – в Париже журнал «Ученый»

Марсен в 1625 организовал переписку ученых – «Коллеж» собрание писем ученых.

Появляются альманахи, тематические журналы.

С XVIII в.функции публицистики:

  1. популяризация знаний

  2. научная политическая критика

В начале XX в.появляются массовые коммуникации – выявление и распространение общественно значимой информации.

  • Массовая информация, удовлетворяет общественные интересы

  • Информатика, удовлетворяет индивидуальные интересы

Массовая комуник.- на основе первичных текстов.

Массовая информация Информатика



Риторика как ораторское искусство

  1. Логическое и литературное направление в риторикке

  2. Подразделения риторики

  3. Топосы

  4. Композиция материала для риторики

Риторика (в др.) сейчас ораторика

Риторика отличается от герменевтики интересом и убедительностью доводов.

  1. Доброречие

  2. Красноречие

  3. Златословие и др.

Риторика – наука убеждения в хорошем через посредство речи.

Направления в риторике:

  1. Логическое – со времен Аристотеля, связывает риторику с логикой. Хорошая речь – убедительная, доказательная.

  2. Литературное – возникает в Др. Греции. Основатель – Сократ и др.риторы.

  3. Хорошая речь – построена по канонам этики, убедительность – не главное, для ритора – литературное.

Снижение роли политического красноречия:

^ Риторика превратилась в литературное направление. Сложились отношения с герменевтикой.

Гомилетика – учение о церковном проповедничестве.

В середине XVIII в.начался кризис риторики, замкнулась как наука отношение к ней изменилось только в XX в., когда появилась неориторика, где важное значение занимали аргументация и доводы.

Неориторика – важна убедительность речи.

Мирное сосуществование литературы и логич.риторики, однако доминирует логическая:

  • 

  • Искусство правильной речи и убеждения

  • Наука о правильности речи

  • Языковые воздействия на аудиторию – наука о формах коммуникации

Литературное направление – филологическое.

Подразделение риторики:

  1. Частная – отдельные виды речевой коммуникации

  2. Общая – наука об университетских правилах и принципах хорошей речи

Типы речи (в античности):

  1. Судебная (справедливое и несправедливое)

  2. Совещательная (политическое красноречие)

  3. Церемониальная (дурное и хорошее)

  4. Церковное (преобладающее)

Сейчас частных риторик столько, сколько сфер коммуникации.

Виды риторики:

  1. Прикладная (закономерность и правила, образцы успешной речи)

  2. Тематическая (вокруг 1 проблемы, распространена в США)

  3. Теоретическая

Опора на эмпирический и энциклопедический материал.

Высокой степенью правдоподобности должен отмечаться материал, наиболее важный слушателю. Он должен быть более привычным. Тезис и доводы к нему. Достигается с помощью неожиданно поставленного вопроса. Изложение парадокса, чтобы представить тезис как истину.

^ Материал не интересует слушателя – низкая степень правдоподобности. Включается в речь для полноты картины.

Неопределенная степень правдоподобности – опасно предъявление перед слушателем. Нужно сказать, что в правдоподобности не уверен.

^ Скрытая степень правдоподобности – оценка материала выходит за степень осведомления аудитории.



Модусы (правдоподобия, убеждения):

  • Этос – убеждение посредством апелляции к моральным принципам

  • Логос – убеждение посредством апелляции к рассудку

  • Пафос – страсть и эмоции – база убеждения

Необходимо подбирать материал так, чтобы все 3 модуса были активны.

^ Модусы должны быть приведены в гармонию с темой и друг с другом. Необходимо делать плавные переходы.

Доводы выстраиваются в иерархии от абстрактного к конкретному.

^ На самом высоком уровне абстракции в риторике находятся общие условия дела, описываемые вопросами (Где? Как? С помощью кого? Зачем?).

Каждый вопрос задает область дальнейших содержаний, уточнений, топосы (ритор.места). могут именоваться смысловыми модулями или схемами. Подразделы – топики.

Группировки топосов:

  1. Раскрывающая условие: определ.предмет, род, вид, целое и часть, подобное и тождественное.

  2. Топос – условие: Как? И с помощью чего?

  3. Топосы – место: Где? Когда?

  4. Топосы – цель: Почему? Зачем?

Риторическая амплеуфикация

Блоки речи в риторике (основные):

  1. Вступление

  2. Основная часть

  3. Заключительная

Блоки речи (более подробно):

  1. Заглавие

  2. Вступление

  3. Определение темы

  4. Изложение

  5. Отступление

  6. 

  7. Аргументация

  8. Опровержение

  9. Заключение.

Для обозначения композиционных частей художественных произведений чаще используется другой ряд:

  1. Зачин

  2. Завязка

  3. Кульминация

  4. Развязка

  5. Концовка

Заглавие речи – не рассматривается существенно для традиционной риторики.

Средство привлечения внимания.

Вступление – подготовка к восприятию темы.

Обосновывается выбор темы, выражение уважения к аудитории:

  1. Обычное

  2. Краткое

  3. Нестандартное

  4. Сдержанное

Определение темы: то, о чем будут говорить перечисляют вопросы, о которых будут говорить. Прямое наименование темы необязательно.

Изложение – последовательный рассказ о различных сторонах предмета:

  • ^ Сюжетный (естественный, исторический – в последовательности, по определению критерия)

  • Фабульное (философский) – по логике автора

Отступление от темы (экскурс: предмет получает разносторонние характеристики)

Аргументация: способ доводов в пользу тезиса.

^ Опровержение: аргументация с противоположным знаком.



Заключение: типологизирующее, суммирующее, апеллирующее.

Аргументы

Эмпирическая Теоретическая

- происходят из - из внутр.мест

внешних мест

Заключение:

  1. Типологизирующее

  2. Суммирующее

  3. Апеллирующее



Фигуры речи

Фигура речи – термин риторики и стилистики речи, обозначает обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску предложения, не изменяя смысла.

  1. Фигуры языка - семантические

  2. Фигуры мысли – синтаксическая



  1. Аплозия – (лат.- шутка, намек) – явное указание или отчетливый намек на литературное, историческое, политические факты, который закреплен в текстовой культуре или письменной речи.

  2. ^ Анафора – (с греч.- предписывание, средство к исправлению), - повторение начальных букв и отдельных отрезков речи:

- звуковая

- синтаксическая (синтаксическая конструкция)

- ритмическая (в стихотворении) = ритмич.повторение

- лексическая

- аморфемная

  1. Антитеза (греч.- противоречие) – стилистич.фигура – художественная или ораторские контрасты в речи.

Подчеркнуть стиль речи, имеет аналитический характер, симметричность.

  1. Бессоюзие (асиндетон) – пропускаются союзы в речи, для придания динамичности.

  2. Гипербатон (греч.-перестановка) – тема высказывания, выделяется путем постановки ее в начало или конец речи.

^ Распределение смежных слов; инверсия, для усиления выразительности речи. (не по порядку)

  1. Гипербола (греч.- избыток) – преувеличение, явное или намеренное, для подчеркивания характера. (Я повторял 1000 раз).

^ Гиперболическое сравнение, метафоры.

Гоголь, Маяковский, Высоцкий – фразеологические обороты – гипербола (Не виделись 100 лет)

Политическая риторика – Ленин.

  1. Градация – (лат. – приставная лестница) – каждая последняя часть является более насыщенной и впечатляющей, чем предыдущая.

  2. 

  3. Зевгла – слово, которое образует синтакс.сочетания используется только в одном сочетании.

  4. Инверсия – (лат. – перестановка) – обратный порядок слов глагол, затем существ.

  5. Ирония – (греч.- притворство) – скрытый смысл, (насмешка над тем, кто этого не понимает), сказанное противоречит смыслу явного, употребление слов в противоположном смысле.

^ Категория эстетики (а античности, особенно с первой трети XIX в.)

Сарказм, гротеск – высший уровень иронии.

Ирония:

- прямая

- антиирония (недооцененный объект)

- самоирония (Сократ)

  1. Литотта – (греч.- простота, малость, умеренность) уменьшение или нарочитое смягчение.

^ Обратна гиперболе

(жизнь человека – один мяч; лошадь величиной с человека)

- сравнение

- метафора формы литотты

- эпитет

Гоголь «Шинель»

Фразеологические обороты (мальчик с пальчик)

Отрицание противоположного.

Согласен – не возражаю, умен – неглуп.

  1. ^ Метафора – (греч.-перенос, переносное значение) – троп, слово или выражение в переносном смысле, косвенном значении, на основе аналогии, сходства.

Элементы метафоры:

- категория (контекст)

- объект

- процесс

- приложение процесса к происходящему

Виды метафоры:

- веская

- стертая

- метафора – формула (более стереотипна)

- развернутая (книжный голод не проходит)



- реализованная (Я вышел из себя и зашел в автобус)

  1. Метонимия – (греч.– переименование) – замена одного слова другим, в переносном значении (все страны в гости едут к нам)

  2. Многосоюзие – (полисильдетон – многосвязное) – увеличение количества союзов в предложении, усиливает каждое синонимическое слово.

  3. Оксюморон – стилистическая ошибка («умная глупость») – попытка сочетать несочетаемое.

Правдивая ложь, живой труп, обыкновенное чудо, горячий лед, назад в будущее.

  1. Параллелизм – рифма, сопоставление действий.

  2. Парономазия (около называть) – каламбурное использование паранонимов (похожие по звучанию, но не совпадают по значению).

  3. Парцеляция – экспрессивный стилистический прием – намеренное разделение связанных частей высказывания.

  4. Перефраза – троп, который описывает одно понятие с помощью нескольких (луна – ночное светило)

  5. Риторический вопрос – не требует ответа, утверждение в вопросительной форме.

  6. Аганотезис – восклицание, выражающее возмущение. (о, времена, о, нравы).

Катаппока – риторическиое восклицание, не связанное с контекстом.

  1. Обращение, которое носит условный характер. Главное – интонация.

  2. Сарказм – (разрыв мяса) – вил сатирического изобличения, язвительная иронии, может быть выражена в позитивном суждении, но носит негативную окраску.

  3. Сравнение:

- сравнительный оборот (со словом «Как»)

- без союза (мой дом – моя крепость)

- с существительным в творительном падеже

- отрицающие

- в форме вопроса

  1. Умолчание – использование при манипуляции сознанием.



Доказательство в споре

  1. Выяснение тезиса

  2. Определение понятия

  3. Степени моральности

Тезис доказательства – мысль, для обоснования истинности / ложности на которой строится доказательство, - основной элемент.

Способы выяснения понятия:

  • Своими силами дать понятие

  • Воспользоваться готовыми определениями – предпочтительнее, т.к. они являются устоявшимися.

Необходимо наиболее точно знать определение понятий, которые часто используются в сфере вашей деятельности.

  • ^ Если собеседник путается в понятиях или придумывает их такой спор не может иметь продолжения. + недостатки и достоинства.

  • Необходимо знать, сколько предметов фигурирует в споре. Важно знать свойства предмета.

  • Тезис может рассматриваться как несомненная истина, достоверный, вероятный, несомненная ложь.

  1. Понятие тезиса

  2. Количество тезиса необходимые элементы для начала спора

  3. Модальность тезиса

В обоснованность тезиса нужно приводить мысли, которые Вы считаете истинными и Ваш собеседник так же воспринимает их, как истину. Довод должен быть связан с тезисом и эту связь должен видеть собеседник. Доводы нужно находить быстро.

Мысли в качестве основания для спора:

  1. Истинность, кот.может быть разной для различных людей (верующих...)

  2. Связь между тезисом и доказательством (прямая и явная)

  3. Каждый довод требует своей проверки (как и тезис), обоснование доводов.



Нужно критически относиться к высказываемой мысли, к точности ее понимания.

Ошибки при доказательстве:

  1. Ошибка в тезисе (доказ.другой тезис, отступление от тезиса, потеря тезиса, подмена тезиса).

  2. Ошибка в доводах, основаниях: сложный, произвольный.

  3. Ошибка в связи довода и тезиса:

    1. отступление от тезисов – их подмена:

- вместо одной мысли доказывает похожую

- совсем иную, непохожую

- нарочно подменяет, чтобы запутать

- или потеря тезиса

3.2 – ложный довод (опирается на явную ложную мысль)

- произвольный (подпадает под сомнение, не обоснован)

3.3 тезис не следует (не видно, как следует из основания)

^ Найти ошибку легче более способному человеку.

Иллюзия ясности мысли – наибольшая ошибка ума.

(напр. Сократ)

Необходимо четко определить пункты разногласий.

Установить пункт разногласий – начало правильного спора.

Если их несколько, лучше выбрать 1, более подходящий выгодный (можно и несколько).

^ Неправильно, когда в тезисе – 2 разных мысли, 2 пункта разногласия антитезисы, их необходимо расчленить на составные части.



Виды споров

  1. сосредоточенный и бесформенный спор

  2. простой и сложный спор

  3. письменный и устный спор

Сосредоточенный спор – спорящие имеют в виду 1 спорный тезис, вокруг одного центра от которого они не отходят.

^ Бесформенный спор – спорящие переходят от тезиса к тезису – низший вид спора.

Простой спор – между двумя лицами, которые находятся в непосредственном контакте.

^ Между несколькими лицами, когда каждый из них либо сторона, защищающая тезисы, либо опровергающая – сложный. Нередко становятся бесформенными.

Характерна более точная оценка тезиса, его сущности и сущности доводов. Характерны ошибки с подменой тезиса или довода. Огромное влияние имеет участие аудитории, которая наблюдает за спором, выражает свое одобрение, или недовольство. Это требует от спорщиков умения не обращать внимания на аудиторию. Необходимо учитывать мнение слушателей и своих оппонентов. Часто такие споры происходят на публику, для того, чтобы убедить слушателей.

В устном споре имеет значение внешний вид, умение быстро приводить доводы, уверенность в себе, умение подмечать неточности понятия. В письменном споре это не играет важной роли, но письменный спор имеет большую ценность для выяснения истины. Недостатки письменного спора: длительность (читатели успевают забыть предмет спора, доводы), если спор ведется в нескольких изданиях, то часто сложно уследить за развитием спора, спорщики часто искажают мысли противника, пропускают весомые доводы.

^ Проблемы ведения спора:

  • неумение слушать других

спор может быть при слушателях, или без них:

более горячий спор



больше уловок и стремления победить.

  • Необходим навык ведения спора, сосредоточенность на споре, не обращение внимания на слушателей. Умение воспринимать мнение слушателей тоже играет большую роль.

  • ^ Спор ради слушателей – «работа на публику». Необходимо ознакомиться с психологией слушателей (многие люди неспособны к дан.воспр.чужой речи).

Слушатели могут поддерживать сторону:

- по внешнему виду – пассивность

- по отстаиваемой точке зрения – активность

- по авторитету – пассивность мышления слушателей.

Устный спор:

- имеет значение:

внешний вид

внутренняя уверенность

быстрота мышления

умение говорить метко и остроумно

В письменном споре эти преимущества сглаживаются. Именно в письм.споре более ясно и четко достигается истина. Подходит для научной деятельности.

Недостатки письменного спора:

  1. Тянется долго

  2. Читатели могут забыть его значит.доводы, звенья, этим могут воспользоваться противники для искажения мысли в споре

  3. Когда ведется в нескольких изданиях

Типы 5 споров по их целям:

  1. Для обоснованности, проверки мысли, ее истинности. В этом виде спор редко выдерживается до конца: истина (ее поиск) – защита 

  2. самого себя. Только интеллектуальные люди могут достичь его конца в чистом виде.

  3. Убеждение в истине противника – 2 оттенка:

    1. противник (1 сторона) сам убежден в истин.мысли – чтобы привлечь на свою сторону.

    2. Потому что это надо (из эгоистичных, негат.побуждений)

  4. Мета – перемога использование любых приемов: «Победителей – не судят»



Скачать файл (125.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации