Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по социальной педагогике - файл 1.doc


Контрольная работа по социальной педагогике
скачать (54 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc54kb.18.12.2011 09:40скачать

содержание

1.doc

Вариант 4.


  1. Этапы становления социальной работы в России: III этап – вторая половина XIX в. – 1917 г. Дискуссии по вопросу взаимоотношений государства и общества в системе призрения. Детские учреждения. Призрение взрослых.


В России долго дебатировался вопрос: кому должна быть предоставлена организация при­зрения – государству или самоуправляющимся союзам?

К середине XIX в. теоретики и практики социальной рабо­ты в Российской империи пришли к выводу о необходимости децентрализации в деле призрения, превращения его в подлинно общественное. Это могло обеспечить самый важный принцип бла­готворительности – индивидуализацию помощи. Местные орга­ны призрения находились «близко к нужде», они более внима­тельно и экономично расходовали средства, обходились без формализма и проволочек в работе.

Серьезные изменения в организации всей социальной по­литики были связаны с созданием выборных представительных учреждений местного административного хозяйствования: земс­кого (1864) и городского (1870) самоуправления. По «положе­нию», органами местного самоуправления в уездах провозглаша­лись уездные земские собрания, состоявшие из земских глас­ных, избираемых на три года по трем куриям избирателей (по­мещики, крестьянские общества, владельцы недвижимости и торгово-промышленных предприятий). Исполнительным органом была земская управа во главе с председателем – уездным пред­водителем дворянства.

В компетенцию земств входили дела благотворительные, попечение о народном здравии, образовании, строительстве цер­квей, школ и т. д.

Земствам удалось создать новый тип школ, работавших по четырехгодичной программе. Впервые за всю историю страны медицинские учреждения стали обычным явлением сельской жизни. Врачи придавали большое значение профилактике забо­леваний, боролись с эпидемиями. Земства оказывали экономи­ческое содействие сельскому хозяйству, организовывали выс­тавки, опытно-показательные станции, опытные скотные дво­ры, готовили специалистов-агрономов. Земства решали и вопро­сы призрения, развивали открытые его формы. Особо можно выделить деятельность земских психиатров, которым удалось в начале XX в. создать несколько поселков для семей, где имелись душевнобольные родственники. Создавались приюты для слепых, глухонемых, парализованных. Земцам принадлежала идея воспи­тания сирот у приемных родителей.

Российская империя — страна крестьянская, поэтому сель­ское и волостное призрение играло существенную роль. Однако законодательство, по сути, закрепило архаические способы по­мощи. Престарелые, дряхлые, увечные призревались родствен­никами, а если их не было, то крестьянским обществом.

В практике крестьянского призрения преобладали следующие виды крестьянской помощи:

  • поочередное кормление по домам,

  • выдача хлебных и денежных пособий,

  • организация яслей-приютов для детей,

  • освобождение от платежей,

  • помощь в полевых работах,

  • добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милостыня).

Городская система помощи в пореформенный период при­обретает новые черты. Рост урбанизации нес в себе не только позитивное, но и негативное начало. Намечаются различные формы социальной патологии: профессиональное нищенство, проститу­ция, детская безнадзорность.

Органы городского самоуправления ценой неимоверных уси­лий добивались чистоты и порядка, благоустраивали быт горо­жан, проводя водопровод и канализацию, ремонтируя дороги и тротуары, рыночные площади. В городах появилась конка, а за­тем трамвай. Работали санитарно-врачебные службы, поэтому реже вспыхивали эпидемии и инфекционные заболевания, снизилась смертность населения. Кроме больниц, было организовано амбу­латорное лечение населения, родовспоможение, семейное при­зрение больных. Работали лаборатории, рентгеновские кабине­ты, водо- и светолечебницы, специализированные санатории. Лечение в них было бесплатное, как и снабжение медикамента­ми. Впервые в мире было введено медицинское страхование, раз­вивался патронаж больных.

Городские управления огромные средства тратили на нужды образования, полностью обеспечивая муниципальные учебные за­ведения и частично всевозможные воскресные, вечерние, ремес­ленные и прочие курсы. Школьников обеспечивали бесплатными учебниками, медобслуживанием, питанием (бедных учеников).

Города занимались призрением детей и взрослых. ^ Детские учреждения делились на три группы:

1) заведения для призре­ния и воспитания малолетних и несовершеннолетних;

2) заведе­ния дешевого и бесплатного образования;

3) заведения лечебной помощи для детей.

^ Призрением взрослых занимались пять групп учреждений:

1) заведения для призрения престарелых, убогих и неспособных к труду;

2) заведения дешевого и бесплатного пропитания;

3) заведения дешевого и бесплатного проживания;

4) заведения трудовой помощи;

5) заведения лечебной помощи.

Содержались они на средства казны, на проценты с капи­тала и недвижимости, доходы от производства, добровольные пожертвования граждан, средства от благотворительных акций и различные мелкие сборы.

Органы и учреждения городского и местного самоуправле­ния находились в ведении Министерства внутренних дел. Мест­ные органы социального призрения подчинялись ведомствам (Ве­домство учреждений императрицы Марии, Человеколюбивое об­щество, Российское общество Красного Креста и т.д.).


  1. Покажите на примере из художественной литературы, кинофильма, собственного опыта сущность такого социального явления, как акцентуация характера подростка.


Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша­ется взаимодействие с окружающими людьми.

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь акцентуированы (заострены), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Пси­хопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаи­моотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотип­ным конфликтам, к определенным нервным срывам:

  • гипертимический (гиперактивный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенно­го, отсутствует самокритичность;

  • дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немно­гословность, пессимистичность, тяготится шумным обще­ством, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты всту­пает редко, чаще является в них пассивной стороной;

  • цикло­идный — общительность циклически меняется (высокая в пе­риод повышенного настроения и низкая в период подавлен­ности);

  • эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие не­приятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

  • демонстратив­ный — выражено стремление быть в центре внимания и доби­ваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

  • возбуди­мый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льсти­вость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в бесе­де. Активно и часто конфликтует;

  • застревающий — «за­стревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склон­ность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, актив­ной стороной;

  • педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет до­машних чрезмерной аккуратностью;

  • тревожный (психас­тенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешитель­ность, долго переживает неудачу, сомневается в своих дей­ствиях;

  • экзальтированный (лабильный) — очень измен­чивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчи­вость;

  • интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, об­щение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относит­ся к другим людям, даже к близким;

  • экстравертированный (конформный) — высокая общительность, словоохотли­вость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не само­стоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочи­тает подчиняться.

А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций:

    • гипертимный;

    • циклоидный;

    • лабильный;

    • астено-невротический;

    • сензитивный;

    • психастенический;

    • шизоидный;

    • эпилептоидный;

    • истероидный;

    • неустойчивый и конформный.

В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений.

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе, Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским:

«Один из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, он не обращается к товари­щам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учи­тельнице, которая и передает ее ученику».

Изучив сущность такого социального явления, как акцентуация характера подростка, на основании вышеизложенного, попробую определить тип акцентуации школьников в данном эпизоде:

  • ученик, который забыл ручку, – имеет эмотивный (эмоциональный) тип акцентуации характера;

  • ученик, у которого есть лишняя ручка, – педантичный тип акцентуации.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда – Шмишека. Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.

Список литературы:



  1. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., «Просвещение», 1969

  2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

  3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.

  4. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова Е.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.

  5. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1995.

  6. Акцентуации характера. Краткий словарь-справочник. Под редакцией В. А. Попова, С. А. Завражина. Владимир, 1994.

  7. Краткий психологический словарь. – М., 1985.

  8. Теория социальной работы. Под общей редакцией Кузиной И.Г. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006.



Скачать файл (54 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации