Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии - файл 1.doc


Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии
скачать (333.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc334kb.18.12.2011 09:43скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Кафедра

теоретической физики и общетехнических дисциплин

Факультет

физико-математический

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА




на тему «Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии»

Содержание



ВВЕДЕНИЕ

Стр

Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки.




1.1 Сущность и механизм правового воспитания




^ 1.2 Сущность и механизм нравственного воспитания




1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание




Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки




^ 2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся




2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения




^ 2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся




2.4 Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии




Заключение






^ Список литературы





Приложения







Введение.

Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.

Современный период характеризуется высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства. По двум причинам.

Во-первых – это выше перечисленное имеет самое непосредственное отношение к нарушению прав ребенка, прав детства. Дети – самая слабая и уязвимая часть общества, народа, нации и все социально-экономические, политические пороки общества отражаются прежде всего на них, на жизни ребенка.

Вот почему во всем мире деятельность общественных организаций, начиная с ООН, различных политических, религиозных, благотворительных движений направлена на решение перечисленных проблем.

В мировом обществе и у нас в России есть попытка решить эти проблемы законодательно (основные документы: декларация прав ребенка. Резолюция 1386.00Н от 20 ноября 1959г.; конвенция «О правах ребенка», 44 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1989г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания и развития детей, Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.). Основные права детей и обязанности по отношению к ним оговорены в Конституции РФ, различных Кодексах – гражданском, уголовном, «О семье и браке», «О труде», «Об образовании», «О здравоохранении» и т.д.

Проблема правовой охраны детства рассматривается в двух аспектах:

  • социальном – обеспечение правового статуса ребенка и родителей, охрана материнства и детства, создание разветвленной системы социальных, медицинских, образовательных, культурных, детских учреждений, социальные льготы, защита материнства в нестабильных условиях;

  • психолого-педагогическом – создает нормальные условия для физического и духовного развития ребенка, реализации его личности, организации и методики воспитания детей в современных условиях, а также психолого-педагогической реабилитации детей, пострадавших в результате нарушений прав ребенка, утративших нормальную социально-педагогическую среду развития.

Основная проблема заключена в том, что чем старше дети, тем больше правовых знаний и вместе с тем больше правонарушений, осознанных и мотивированных. Драматизм проявляется в том, что знания не переходят в поведение. Почему? Правовые знания, получаемые в среднем и старшем звене, как объективный компонент мировоззрения имеют форму описательно-констатирующего суждения личности и не всегда определяют мировоззрение будущих граждан страны. Они должны приобрести для растущего человека субъективный смысл, то есть превратиться в его взгляды и убеждения, стать основой его нравственности.

Исходя из всего вышесказанного мы определили тему исследования: «Правовые и нравственные основы воспитания учащихся при обучении технологии.

^ Цель работы: изучение возможности правового и нравственного воспитания учащихся при обучении технологии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс финансово-экономического лицея №29 г.__________

^ Предмет исследования: правовое и нравственное воспитания учащихся школы на уроках технологии.

Гипотеза исследования: развитие правовых и нравственных качеств школьников в процессе технологической подготовки будет эффективным, если:

  • проанализирована специфика финансово-экономического лицея №29 г._________ и выявлены условия, обеспечивающие развитие правовых и нравственных качеств личности;

  • этот процесс будет проходить в рамках четко спроектированной технологической подготовки школьников;

  • сконструирована и реализована технология, обеспечивающая, структурно и содержательно, развитие правовых и нравственных качеств школьников на уроках технологии.

Задачи работы:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературы по вопросам правового и нравственного воспитания.

  2. Проанализировать особенности гражданско-правового самосознания учащихся, их морально-этическую позицию.



^ Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки
Понятие, структура и виды правовой и нравственной культуры

Долгое время культура понималась как совокупность материальных и духовных богатств, ценностей, накопленных человеком в процессе общественно-исторического развития.

В научной литературе отсутствует единый подход к пониманию культуры. Одни ученые дают либо общие, носящие обязательный характер определения, а другие авторы останавливаются на отдельных сторонах культуры. Например Соколов определяет культуру как «совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, а так же духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности». Другой ученый (Артамонов) под культурой понимает «совокупность форм, в которых находит отражение общественно-историческая практика». Все имеющиеся научно-литературные подходы к пониманию культуры можно подразделить на 3 большие группы: антропологический, социологический, философский.

При антропологическом подходе культура понимается как культура всех благ, созданных человеком. С точки зрения социологического подхода культура трактуется в виде совокупности духовных ценностей. Культура выступает компонентом общественной жизни. При философском подходе к пониманию культуры, она рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а также творческих сил и способностей человека.

Правовая культура – это разновидность общественной культуры. Некоторые авторы полагают, что правовая культура это высокая степень знания, понимания права, а так же способность полного и правильного осуществления правовых норм. Данных подход неверно отражает культуру, это противоречит действительности. Наиболее адекватно природа правовой культуры получила определение в работах В.П. Сальникова. Автор указывает на то, что правовая культура общества представляет собой разновидность общественной культуры, отражающей определенных уровень правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности воплотивших достижения правовой мысли, техники и правовой практики.
^ Структура правовой культуры.

В качестве элементов правовой культуры общества выступают компоненты юридической надстройки. В юридической литературе нет единства в определении элементов структуры: выделяют по количеству и качеству. Например: А.П. Семитко полагает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния, то есть степени правового развития таких компонентов правовой жизни общества, как тексты; правовая деятельность; правосознание; носители культуры. По мнению В.И. Каменской и А.Р. Ратинова в состав правовой культуры входят:

  1. право – как система норм;

  2. правоотношения;

  3. правовые учреждения – как система государственных органов;

  4. правосознание;

  5. правовое поведение.

Судя по приведенным позициям все авторы с теми или иными оговорками понимают структуру правовой культуры, как совокупность фундаментальных правовых явлений общества, а именно права, правосознания, правовых отношений, правовых учреждений, взятых в определенном уровневом состоянии.
^ Виды правовой культуры общества.

Правовую культуру, так же как и правосознание, можно подразделить на правовую культуру общества и правовую культуру личности. Правовая культура личности воспроизводит материал и духовную сферу права, ценности, накопленные правовой истории народа, а так же юридическую практику. Уровень правовой культуры общества характеризуется следующими показателями:

  1. состояние правосознания граждан и должностных лиц государства;

  2. уровень совершенства действующего законодательства;

  3. уровень законности и правопорядка;

  4. уровень развития юридической техники;

  5. уровень культуры правотворческих правоприменительных органов.

Правовая культура личности – это знание, понимание и осознание выполнения требований права в повседневной деятельности человека. Индивидуальная правовая культура, так же как и правовая культура общества, явление внутренне сложное, не однородное. Она характеризуется следующими показателями: правовая образованность человека, знание действующего законодательства; наличие минимальных практических навыков и умения пользоваться этими знаниями в конкретной жизненной ситуации; осознанное соблюдение и исполнение требований юридических норм; правовая активность личности.

В зависимости от уровня, выделяются следующие виды индивидуальных правовых культур:

  1. обыденная;

  2. профессиональная;

  3. доктринальная;

Обыденная правовая культура останавливается на поверхности правовых явлений. С помощью этого вида нельзя правильно оценить все стороны юридического практики. Специфика обыденной культуры состоит в том, что она не поднималась до уровня теоретических обособлений, использовалась людьми в их повседневной жизни.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью. При непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Этому виду свойственно более высокая степень понимания права, но в соответствии со своей деятельностью.

Доктринальная правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, а не каких-то отдельных проявлений. Этот вид правовой культуры вырабатывается коллективными усилиями ученых юристов, политических деятелей, опытом практических работников, осуществляющих деятельность в сфере правоприменения.


^ 1.1 Сущность и механизм правового воспитания

Понятие правового воспитания

Правосознание и правовая культура людей различных социальных общностей складывается под воздействием различного сочетания факторов. Этот процесс охватывается понятием правовоспитательной деятельности. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: правовое воспитание личности и правовое формирование личности.

Правовое воспитание личности – это целенаправленный, организованный, преднамеренный педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.
^ Механизм правового воспитания

Правовое формирование личности – это весь многократный процесс формирования правовой культуры под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Правовое воспитание выполняет две основные функции: передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых в отличие от других видов социального воспитания личности.

Специфика правового воспитания состоит в следующем:

  1. его исходной базой выступает система правовых норм;

  2. до сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания;

  3. оно основывается на возможности государственного принуждения;

  4. это воздействие осуществляется на все субъекты права;

  5. оно осуществляется в специальных правовых формах и с использованием специальных средств и методов;

  6. правовое воспитание осуществляется лицами, имеющими юридическое образование.


^ Цели, задачи и реализация правового воспитания

Целью правового воспитания, говоря в общем, является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Конкретные цели правового воспитания: правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике.

Выпускник школы должен разбираться в правоведении (уметь участвовать в обсуждении) на уровне следующих тем и вопросов:

  1. Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты. права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

  2. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.

  3. Федеральное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

  4. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

  5. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.


Фактически, содержание образования представляет собой курс основ государства и права, с ориентацией на практическое применение знаний. Такое правовое обучение предполагает постоянство аудитории, наличие обучающей программы, широкое использование педагогических приемов обучения и воспитания.

Правовое информирование возможно при распространенности и доступности информации. Этому способствует просвещение населения через печатную продукцию, средства массовой информации, телекоммуникационные технологии (Интернет), общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации. Сюда же можно отнести лекции на предприятиях, в организациях и учреждениях, пропаганда, занятия в системе повышения квалификации, театральные постановки, кино и телевидение – все это методы правового воспитания граждан.

Элементарные основные нормативные акты (Конституция РФ, Кодексы РФ) желательно иметь в каждой семье, чтобы в случае необходимости просто заглянуть и рассеять все сомнения по тому или иному вопросу. Вступая в те или иные гражданско-правовые правоотношения, гражданам следует обращаться к соответствующим нормам кодификационных актов. Заключают ли они сделку купли-продажи – просмотреть главу ГК РФ о купле-продаже; нанимают ли помещение – смотреть главу «Наем помещений» и т.д. Основные тексты договоров можно позволить себе иметь в бумажном виде или приобрести компакт-диск с какой-либо правовой системой (благо, иметь компьютер дома или на работе сегодня может себе позволить практически каждый работающий гражданин).

СМИ с одной стороны, захламлены передачами и статьями, в которых обсуждаются те или иные правовые явления, происходящие в стране, а с другой стороны, подача материала превращается больше в шоу с интересными действующими лицами, где форма преобладает над содержанием. Передачи же более серьезные в большинстве своем не доступны в понимании населению именно из-за недостатка базовых знаний о праве каждого члена общества.

Для того, чтобы запустить механизм правового воспитания в каждодневных ситуациях, важно, чтобы грамотные люди передавали юридические знания другим лицам, например, родственникам, друзьям, коллегам – зная, как поступить в той или иной ситуации, нужно доводить до других лиц эти сведения, разъяснять спорную ситуацию.

Для разъяснения юридических вопросов сторонним людям существуют юридические консультации. Многие граждане не решаются обращаться к консультантам в опасении, что они потратят довольно крупную сумму денег, не получив дельного и действенного совета (разъяснения). В последнее время становятся популярны онлайновые Интернет-консультации, в которых совершенно любой посетитель может задать интересующий его вопрос и получить профессиональный ответ. В сети имеется множество организаций, оказывающих платные услуги, но есть и те, которые не берут оплаты за свою помощь гражданам, а работают в целях именно правового просвещения и образования.

Каждый человек не только сталкивается с правом, но и непосредственно в какой-то мере участвует в юридической жизни государства самым активным образом. Человека, например, могут вписать в список присяжных заседателей, и при определенных условиях он сможет участвовать на судебном процессе в судьбе какого-либо человека, путем отдания своего голоса в пользу обвинения или оправдания его. Эдакий «суд улицы» - как обозвал суд присяжных М.Н. Катков [Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ – М., 1910г. – стр.494] и есть пример участия каждого (буквально – любого человека, взятого с улицы) в правотворении. А участие в референдумах? Это и есть выражение воли народа в связи с правотворческой деятельностью властей.

Правовая воспитанность ведет в итоге к процветанию государства, подкованные в правовом смысле граждане, активизируются и в экономическом. «Развитие надлежащего активного правосознания, сознания собственных прав, важно в педагогике и с точки зрения развития житейской (хозяйственной и т.д.) деятельности. Оно сообщает необходимую для жизни твердость и уверенность, энергию и предприимчивость ... Экономическое недомогание или процветание зависит от характера миллионов субъектов хозяйственной деятельности, от типа «хозяев», от их энергии, предприимчивости, умения смело и уверенно задумывать и исполнять хозяйственные планы, полагаться на себя, а не на авось и прочее. А для воспитания этих черт характера существенным условием является законность, пропитание всех областей социальной жизни, в том числе и экономической, ПРАВОМ».

Говоря о правовом воспитании школьников, чаще всего имеют в виду такие его формы, как нравственно-правовое воспитание, гражданско-правовое, этико-правовое, патриотическое. Т.е. в школьниках система воспитывает патриотов, граждан. И это, безусловно, оправдано, т.к. «эмоционально здоровое и достаточно интенсивное сознание своих прав оказывает на человека такое важное воспитательное влияние, что оно делает его «гражданином» по характеру» [Ibid, стр.149-150].

В воспитании патриотов заинтересована любая страна. В Российской Федерации воспитанию патриотических настроений посвящена Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы [Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001г., №9, стр.862], целью которой является «развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации».

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Патриотическое воспитание связано с чисто правовым на идеологическом уровне, но не может заменить его – их задачи и форма реализации различны, они составляют непременные элементы общего воспитания, особенно на ранних этапах жизни человека.

Важной задачей правовоспитания можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушению лиц. Этого требуют задачи укрепления правопорядка. В основной же своей части правовоспитательные мероприятия ориентируются на законопослушных лиц, правосознание которых не может считаться дефектным в уголовно-правовом воспитании.

Так вкратце можно обозначить задачи правового воспитания и пути его реализации.

^ 1.2 Сущность и механизм нравственного воспитания

Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его культом, во многом зависит от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено, прежде всего, объективной многозначностью культуры.

Каждая из наук, изучающих вопросы культуры, исходя из своего предмета исследования, выявляет те ее стороны и отношения, которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества, успехи, достигнутые в научно-теоретической мысли, во много обусловлены усилением внимания обществоведов к вопросам духовной культуры.

В противовес природе культура обозначала духовное начало, духовные способности и возможность человека, вся культурно-творческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии как “чисто духовная практика, целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого сознания”.

Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе ее воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально-экономических отношений до окружающей воспитуемого морально-психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития и являющиеся атрибутом общечеловеческой культуры.
^ Нравственное воспитание школьника и творчество

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого считали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

Большую роль нравственному воспитанию отводил швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

“… Нет, одного ума и одних познаний еще не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним, связывает людей в честное, дружеское общество.” (К.Д. Ушинский. О нравственном элементе в воспитании).

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формировании личности указывал В.Г. Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребенок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз, душевной работы- работы роста и развития. Ребенку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путем обучения нравственным истинам.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребенка к прилежанию в труде.

Не гармоничность развития Белинский расценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу. Этот страшно умен и способен на дело, но ничего сделать не может, потому что у него нет воли, а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит либо вздор или зло.

Важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом.

В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету, позволяющую оценить уровень развития волевых качеств.

Проводимые в школе факультативы этики и эстетики позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.

Учащимся необходимо знать, что, придя в трудовой коллектив, первое впечатление о характере у его коллег сложится по его манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать свое общение, соблюдая следующие правила:

а) важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора;

б) важно понимать другого человека;

в) нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдет в другом человеке хорошие качества;

г) нужно быть внимательным к людям. Говорят, что лучше лишить человека пищи, чем внимания;

д) общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении важно все: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.

Анализ вышесказанного показывает, что с социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как трудовая, материальная и общение.

Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том, что социальные, в том числе школьные, условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.

В младших классах вредит излишняя зарегламентированность, жесткая дисциплина, рутинный режим. в результате чего резко подавляется творческая способность.

В старших классах безынициативность («как все, так и я») и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и, вместе с тем, творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать, как творческую способность.

Творческое воспитание – это прежде всего борьба с рутиной: один день не должен быть похож на другие дни, один урок – на другие уроки. День ребенка планируется таким образом, чтобы не было времени на ничегонеделания, а все время – чередование дел.

Если ребенок сильно склонен к уединению, время от времени нужно организовать ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребенка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой, книгой, рисунком.

На этой основе проводится творческое воспитание. Прививается вероятностно-статистическое мироощущение: не делить все на черное и белое, плохое и хорошее, неправильное и правильное. Стремиться не к максимуму, а оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом проигрывая в одном и выигрывая в другом.

Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности – сформулировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.

^ 1.3 Технологическая культура и трудовое воспитание школьника
Повышение качеств трудового обучения и воспитания.

Повышение качеств трудового обучения и воспитания осуществляется на основе достижений науки и передового технологического опыта. Эту работу следует направлять на создание современной учебно-материальной базы в школьных кабинетах и мастерских.

Общеизвестно, какое отрицательное психологическое воздействие оказывают на учащихся плохая организация труда и устаревшие инструменты, инвентарь, машины. С целью совершенствования форм трудового обучения и воспитания необходимо создавать благоприятные санитарно-гигиенические, эстетические и другие условия. К таким условиям относятся: удобные, отвечающие физиологическим, гигиеническим и эстетическим требованиям, рабочие места учащихся; рациональное расположение рабочих мест и оснащение их инструментом, производственным оборудованием, технологическими картами, справочниками и наглядными пособиями; спокойные светлые тона окраски помещения; хорошая вентиляция, обеспечивающая чистоту и свежесть воздуха; чистая и удобная спецодежда. Такие условия создают эмоционально-радостный психологический настрой у учащихся, повышают их творческую активность и положительно воздействуют на их трудовое, нравственное и эстетическое воспитание, содействуют лучшему овладеванию знаниями, умениями и навыками.

При наличии современной учебно-материальной базы и благоприятных условий для трудового обучения, все организационные формы учебно-воспитательного процесса содействуют активной мыслительной деятельности учащихся, развитию у них технического мышления и познавательных способностей, инициативы и творчества, формулированию общетехнических знаний, овладению общетрудовыми, общепроизводственными и специальными умениями и навыками, воспитанию высоких нравственных качеств и убеждений.
Трудовая подготовка общеобразовательной школы и ее задачи.

Проблема трудовой подготовки возникла одновременно с появление общественного трудового опыта. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются социальными условиями.

Из истории педагогики известно, как на различных ступенях развития общества решались вопросы использования труда для воспитания человека, какие глубокие противоречия возникали во взглядах философии и педагогики на роль и место трудовой деятельности в жизни человека.

Трудовую подготовку школьников можно рассматривать, как процесс и результат воспитания трудолюбия и политехнического образования при изучении основ науки, осуществления на политехнической основе трудового обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации, технического творчества, производственного труда учащихся.

^ Трудовое воспитание – формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда.

Трудовая подготовка школьников служит цели обеспечить свой вклад во всестороннее развитие личности учащихся, оказать им помощь в выборе профессии, сформировать у выпускников школы нравственную, психологическую и практическую готовность к труду.

В самом общем виде цель трудовой подготовки школьников – способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности.

Задачи трудовой подготовки вытекают из поставленных перед ней целей.

В цент трудовой работы должна быть положена практическая деятельность, производительный труд школьника, направленные на их всестороннее развитие. Известно, что труд – важнейший фактор нравственного воспитания, процесса формирования моральных качеств, черт характера.

Двигательные упражнения, в том числе и производительный труд, при правильной их организации, способствуют физическому воспитанию учащихся. Например, пиление древесины, опиливание металла, сверление деталей и другие работы придает телу правильную осанку; монтажные, сварочные работы способствуют улучшению кровообращения, дыхания, укрепляют физически организм школьника в целом; в процессе сельскохозяйственного труда. протекающего на открытом воздухе, не только физически укрепляется организм, но происходит и его общее оздоровление.

Для осуществления эстетического воспитания в процессе трудовой подготовки, учителю необходимо развивать у учащихся способность воспринимать и чувствовать красоту и силу труда, умение создавать красивые вещи. Формирование умений общей культуры труда, изготовление изделий, отвечающих эстетическим нормам – непременные факторы эстетического воспитания.

Задачами трудового обучения также являются:

  • формирование у учащихся понятия о современном производстве (технике, технологии, организации производственных отношений);

  • формирование общетрудовых, общепроизводственных умений, а также специальных умений и навыков, необходимых для участия в конкретном производственном труде;

  • ознакомление учащихся с содержанием и условиями труда по ряду массовых рабочих профессий;

  • формирование у учащихся устойчивых профессиональных интересов и развитие способностей к определенным видам труда.

Таким образом, задачи указывают на необходимость осуществления в единстве воспитывающей, политехнической, практической и профориентационной функций трудового обучения.
Подготовка учащихся к труду

Обучающийся наблюдает определенные технические явления. уясняет их закономерности, возможные отклонения от нормального протекания процессов работы, осмысляет собранные факты и обосновывает решение заданной ситуации.

Общетрудовая подготовка школьников включает такие предметы, как технология металлов, техническое черчение. техническая механика, электротехника и технические измерения, организация и экономика производства.

На основной стации обучения учащиеся должны получить знания о типовых деталях машин, механизмов, о машинах-двигателях; об общих принципах современной технологии и конкретных технологических процессах. Очень важно, чтобы в учебных программах обучения нашли отражение знания о технологических и трудовых процессах, машинах (назначение. устройство, принцип действия, классификация, принципы использования), материалах, измерительной технике, структуре предприятия.

Важное значение для повышения уровня трудовой подготовки учащихся имеет рациональное сочетание технической школьной и учебно-производственной материальной базы. Каждая школа должна располагать не только хорошо оснащенными кабинетами, но и рабочими комнатами для уроков труда, учебными мастерскими, учебно-опытными участками и лабораториями для трудового обучения и факультативных занятий в старших классах.

Школьников необходимо знакомить с конкретными видами труда и основное внимание уделять тому, чтобы научить правильно организовывать рабочее место, строго соблюдать правила техники безопасности, гигиены, производственной санитарии, бережно относиться к инструментам и материалам.

В этот период школьники овладевают основными приемами планирования труда: выбор заготовок, определение последовательности их обработки, способы закрепления заготовок, подбор необходимого режущего и контрольно-измерительного инструмента, организация рабочего места. Период овладевания общетрудовыми навыками и умениями способствует развитию у учащихся самостоятельности в выполнении заданий и ответственность за порученное дело. Также большое место занимает соблюдение требований технических условий и ГОСТа.

Учитель трудового обучения осуществляет контроль за выполнением детали в целом, а контроль за выполнением трудовых приемов осуществляют сами школьники. Школьниками чаще поручают составлять план предстоящей работы, которая имеет производственный характер. Затем общетрудовые навыки и умения учащихся расширяются и усложняется их самостоятельная работа по разработке элементов технологического процесса изготовления изделия, обоснованию оптимальных режимов работы оборудования, поиск неисправности. Увеличивается их удельный вес в работе по изготовлению более сложных видов продукции, выполнению производственных заказов с использованием заводской технической и технологической документации, в том числе технических условий ГОСТа на изготовление изделий. Необходимо проводить вводный инструктаж с той частью школьников, которые приступают к новому, более сложному заданию. В инструктаже сообщается не только о назначении изделий, которые должны учащиеся изготовить, но и о технических требованиях, предъявляемых к качеству работы. Учитель рассматривает вместе со школьниками технологическую документацию, показывает передовые приемы и способы выполнения данной работы, обсуждает особенности технологического процесса и возможные ошибки в работе, сообщает норму времени и норму выработки, показывает специфические приемы техники безопасности при выполнении задания.
Технологический инструктаж и наглядные методы

Инструктаж – это объяснение, при помощи которого указываются пути, средства и методы формирования навыков и умений применения знаний для выполнения трудового задания.

Учитель приучает школьников разбираться во всех технологических особенностях выполнения операций и определять их практическое значение, строго выполнять все технические требования. предъявляемые к изделиям, соблюдать правила технической безопасности, связывать практическую работу с теоретическими знаниями.

Инструктаж позволяет проанализировать недостатки и упущения в выполнении учащимися трудовых приемов, организации рабочего места и т.п.

Во время заключительного инструктажа внимание школьников необходимо обратить на изделия, которые сделаны доброкачественно, с соблюдение всех установленных технических условий. Если кто-нибудь из школьников нарушил правила техники безопасности, то об этом сообщается всей группе.

Письменный инструктаж предполагает использование различной технической документации (чертежей, инструкционных карт и т.д.), а также других письменных указаний, разъясняющих способы выполнения работ с помощью тех или иных инструментов. Школьнику предоставляется возможность самому пользоваться операционными картами.

Активизация познавательной деятельности школьников в процессе применения знаний и умений на практике обеспечивает хорошую их подготовку к производительному труду.

Показ технологических процессов включает в себя: показ процесса (или работы агрегата в целом); детальный показ работы отдельных аппаратов, машины, механизмов или их частей; проверку правильности восприятия школьниками показанного.

Показывая технологические процессы необходимо одновременно применять: таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, модели, макеты, плакаты, чертежи.

В целом применение наглядных пособий развивает у школьников производственное воображение. способствует более глубокому запоминанию.

Привить школьнику навыки решать задачи технологического характера, выполнять технические расчеты, составлять эскизы, чертежи и др. технические документы, дать возможность глубоко изучить физические процессы в аппаратах и машинах, их действие и устройство, помогут лабораторно-практические работы.
Связь технологии с другими предметами естественно-математического цикла.

Изучение на уроках технологии сверлильного и токарного станков дает большие возможности реализовать межпредметные связи с физикой, химией, биологией, математикой.

Связи с физикой многогранны. Раскрывая основы физической науки работы металлорежущего оборудования, ученик обращается практически ко всем основным разделам школьной физики. Металлорежущие станки, как правило, не имеют специальных оптических устройств, на связь с оптикой может быть установлена при обсуждении вопроса о различной шероховатости обрабатываемых поверхностей, о макро- и микронеровностях, о способностях измерения и оценки шероховатости.

Прямые и весьма широкие связи с математикой. Например, изучение токарного танка и освоение работы на нем требует расчеты в связи с определением припуска на обработку и глубину резания за один проход, подбор по таблицам или аналитический расчет режимов резания, подсчет передаточного числа или числа оборотов шпинделя по заданным режимам обработки и много другое.

Изучение технических объектов с привлечением знаний школьников по учебным дисциплинам естественно-математического цикла обеспечивает значительное расширение политехнического крегозора учащихся, так как дает возможность акцентировать их внимание на комплексном взаимосвязанном характере проявления научных законов и закономерностей, и использование их на практике.

В целом, связь с другими предметами помогает вырабатывать у учащихся представлении о целостности, многообразии, взаимообусловленности естественнонаучных явлений и способствует формированию материалистического мировоззрения.


Глава 2. Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки
^ 2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся
Происходящие в российском обществе политические и социально-экономические изменения предъявляют к школе новые требования: современная школа, прежде всего, должна готовить учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве и гражданском обществе.

Для того, чтобы выявить особенности гражданско-правового самосознания учащихся, их морально-этической позиции, было проведено исследование на базе финансово-экономического лицея №29 г.Пензы, в котором приняли участие 45 человек, учащихся 9-11 классов.

Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты «Ценностные ориентации молодежи» (приложение 1).

Были получены следующие результаты. Учащиеся распределили по степени значимости ценности:

  1. Дружба

  2. Деньги

  3. Физическая сила

  4. Власть

  5. Любовь

  6. Секс

  7. Интеллект

Такие результаты объясняются психологическими особенностями подростков: ориентированности на мнение сверстников, максимализм, стремление к взрослости и т.д.

В целом учащиеся продемонстрировали понимание природы закона и гражданственности. Они принимают и понимают закон, но при этом вполне допускают нарушение нравственных норм и принципов. На предложение указать свое отношение к труду как виду человеческой деятельности учащиеся выбрали следующие варианты ответа:

  • Труд обязателен для достижения жизненных целей и благополучного существования – 80%;

  • Труд не отвечает жизненным интересам, есть и другие возможности существования – 17,3%;

  • Труд – тягость, можно прожить, не работая – 2,7%.

Отношение к существующей в России системе правления и законам проявилось следующим образом:

  • Я признаю современную систему правления и существующие законы – 8,9%;

  • Я вижу недостатки в системе правления, но верю в возможность постепенного совершенствования существующего режима – 61,1%;

  • Я полностью не приемлю законы и систему правления и вижу единственное решение в их полном изменении – 30%.

На вопрос «Закон для Вас – это....» были получены следующие ответы:

  • Правило, одобряемые обществом запреты – 64,3%;

  • Внутренних источник страха и неблагополучных последствий и наказания – 20,7%;

  • Совокупность неприемлемых запретов – 15%.

Однако на предложение определить свое отношение к утверждениям, не совместимым с позицией гражданина, учащиеся показали неоднозначные результаты (%):


^ Варианты ответа

Согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

От жизни надо брать все, даже если это задевает чьи-либо интересы

42,9

40,2

17,0

Можно солгать, если это выгодно

54,5

17,0

28,5

Скорее воспользуюсь нечестным способом для достижения выгоды, чем примирюсь с ее потерей

25,0

46,4

28,6

Когда причиняют зло, необходимо отплатить тем же

33,9

36,6

29,5


Симптоматично прозвучали ответы на вопрос «Допускаете ли Вы возможность совершения противоправных действий для самоутверждений?»:

  • Да – 19,6%;

  • Нет – 57,1%;

  • Затрудняюсь ответить – 23,2%.

Как видно, далеко не всегда стремление к самоутверждению сдерживается необходимостью соблюдения закона.

Схожи оказалось отношение учащихся к поиску запрещенных и противоправных способов получения денег при отсутствии или неразвитости возможности для самостоятельного заработка:

  • Да – 20,5%;

  • Нет – 63,4%;

  • Затрудняюсь ответить – 16,1%.

На вопрос «Как Вы считаете, возможно ли влияние рядовых граждан на изменение политической ситуации в современной России?» были получены полярно противоположные результаты:

  • Да – 43,75%;

  • Нет – 40,2%;

  • Затрудняюсь ответить – 16,1%.

Последний вопрос был направлен на выяснение отношения учащихся к тому, как современная школа способствует формированию гражданской позиции.

Ответы распределились следующим образом:

  • Школа способствует формированию уважения к нормам права – 76,8%;

  • Школа способствует формированию безучастного отношения к отрицательным чертам личности – 3,6%;

  • Школа способствует доминированию интересов личности над интересами общества – 19,6%.


Проанализировав в целом результаты опроса мы решили, что необходимо проводить целенаправленную работу по организации нравственно-правового воспитания.
^ 2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения
В трудовой деятельности школьники испытывают различные нравственные переживания, например: радость за успех одноклассников, класса и школы, восхищение трудовыми достижениями, чувство презрения к лодырям. В совместном труде у школьников быстрее и прочнее формируются моральные нормы поведения, усваиваются основные нравственные понятия о долге и чести, требовательности и взыскательности друг к другу. Учащиеся начинают по-новому оценивать силу совместной работы, взаимопомощи в труде.

На уроках технологии использовались различные методы воспитания, которые представляют собой пути, способы, с помощью которых ведется целенаправленное педагогическое воздействие на учащихся, формирование их сознания, нравственных качеств, норм поведения.

Воспитательный эффект на занятиях достигался при взаимодействии различных методических средств воспитания (методов, приемов, путем создания ситуаций воспитательного воздействия), творчески используемых учителем.

Например, методы убеждения. На практике в целях убеждения широко используется беседа, разъяснение, пример, общественное или трудовое поручение, встреча с представителями различных профессий, экскурсия на предприятие и т.д.

Так, на уроке учитель рассказал о том, как распределяются в бригаде обязанности. Однако в этом учащиеся лучше всего убеждаются в процессе экскурсий на производство, при ознакомлении с работой конкретной бригады.

^ Метод упражнения. Упражнения способствуют выработке и закреплению определенных умений, навыков, привычек. Это достигается при помощи разнообразных приемов: показа и демонстраций, самостоятельного решения практических задач, выполнения различных поручений общественно полезного характера, самообслуживания.

Специально направленные упражнения позволяют вырабатывать и закреплять у учащихся не только трудовые умения и навыки, на и нормы поведения, черты характера. Так, например, школьнику, плохо справляющемуся с теми или иными операциями, можно поручить выполнить эти операции на отдельных образцах для классного альбома. А. тех, кто часто нарушает дисциплину, сделать ответственными за порядок в кабинете технологии и организацию рабочих мест. Таким образом учащиеся ставятся в условия, помогающие им выработать необходимые трудовые качества или же способствующие преодолению недостатков в характере и поведении.

В ходе занятий по технологии учащиеся всегда находятся в определенной взаимной зависимости друг от друга, что позволяет формировать такие качества как взаимопомощь, умение считаться с мнением окружающих, умение общаться и т.д.

При изучение темы «Технология обработки древесины», учащимся было предложено разработать и защитить проект «Сбереги дерево». При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

^ 1-й – погружение в проект;

2-й – организация деятельности;

3-й – осуществление деятельности;

4-йпрезентация результатов.

Первый этап – погружение в проект. Для пробуждения у учащихся интереса к теме проекта учитель рассказал об уникальности разных пород деревьев, о значимости леса в жизни человека, об экологической ситуации и т.д. В результате было решено, что каждая группа учащихся попробует найти возможности решения обозначенной проблемы «что мы можем сделать для спасения дерева?»

На втором этапе организовывалась деятельность школьников. Учащиеся разделились на подгруппы (по желанию) и спланировали свою работу следующим образом:

  1. Познакомиться с информацией по теме проекта, найти нужные статьи, выяснить, что пишут об этом ученые.

  2. Провести собственные наблюдения.

  3. Обобщить результаты.

На третьем этапе школьники действовали в основном самостоятельно. Помощь учителя была минимальна.

На четвертом этапе учащиеся представляли результаты своей работы. Они рассказали о том, как действовали, какие трудности у них возникли, представляли рисунки, плакаты и т.д.

Пример.

Проблема: уменьшение количества лесов.

Ситуация: в г.Пензе.

Почему? В чем причина?





Вырубка

Пожары

Плохая экологическая обстановка




Обновление леса

Безответственное поведение в лесу


Много выбросов предприятий


Коммерческие цели


Жаркая погода


Нет очистных сооружений

Не задумываются о приносимом вреде





Нет обязывающей политики государства


Нет разъясняющей и убеждающей кампании





Необходима инициатива, обращение в государственные органы


Необходима разъяснительная компания

Таким образом, было решено обратиться к жителям микрорайона с призывом «Сберегите дерево!», написать заметку в школьную газету, провести акцию (каждый класс должен посадить у лицея дерево, чтобы получилась «Аллея Дружбы»).
Школа реформируется, обновляется, модернизируется. Осуществляется компьютеризация образовательного процесса, использование всевозможных методик, технологий и программ. Меняется режим работы школ и т.д.

Но, несмотря на большое разнообразие всего предлагаемого школе, ученик как-то вдруг оказывается лишенным права выбора своих действий. За него многое решают взрослые: мамы, папы, бабушки, дедушки, учителя, воспитатели... Конечно, взрослея, он понимает, что есть условности, которые необходимо принимать каждому, соглашаясь с ними. Условности принимаются, на при этом почему-то теряется детский интерес к познанию, детская активность, любознательность, интерес к самой жизни.

Способна ли школа обеспечить ребенку реализацию его прав и свобод? Несомненно, школа должна осуществлять и правовое воспитание. От его успешности зависит построение правового государства, гражданского общества в России, становление, духовно-нравственный рост каждого гражданина.

Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни от становится обладателем определенной совокупности прав. Права человека представляют собой международный стандарт, на который равняются все цивилизованные государства. Поэтому в современной России, стремящейся к построению правового государства, изучение и пропаганда прав человека становятся как никогда актуальными.

Возможности для осуществления правового воспитания можно найти на любых уроках школьной программы, в том числе и технологии.

При изучении темы «Организация труда и отдыха» целесообразно поговорить с учащимися о праве человека на труд, на отдых и т.д. Для этого стоит обратиться к Всеобщей декларации прав человека.

Кроме того, учащимся следует разъяснить права и обязанности, пользуясь Конвенцией ООН «О правах ребенка», в результате которого учащиеся должны понять значение знаний о собственных правах и обязанностях в реальной жизни.

Практически на каждом уроке возможно проведение небольших диспутов, дебатов и дискуссий. Например:

  • «Права и обязанности человека и гражданина»;

  • «Демократические свободы моей страны»;

  • Гражданские права и уголовная ответственность»;

  • «Я имею право...»;

  • «Право и жизнь»;

  • «От безответственности до преступления один шаг»;

  • «Закон и правопорядок»;

  • «Мы – граждане великой России»;

  • «Можно ли быть свободным без ответственности» (приложение 2).

Во внеурочной работе можно организовать вечер вопросов и ответов для родителей учащихся «Закон и ответственность» (приложение 3).

Кроме того, целесообразно оформить в кабинете стенд правовых знаний, на котором представлены памятки «Я имею право...», «Важные правила» (приложение 4).


^ 2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся
После проведения описанной выше работы подросткам вновь было предложено ответить на вопрос анкеты «Ценностные ориентации молодежи».

Учащиеся распределили ценности по степени значимости:

  1. Интеллект.

  2. Дружба.

  3. Любовь.

  4. Секс.

  5. Деньги.

  6. Власть.

  7. Физическая сила.

Таким образом, учащиеся поменяли свое мнение, поставив на первые позиции нравственно-значимые ценности.

Отношение к труду как виду человеческой деятельности:

  • Труд обязателен для достижения жизненных целей и благополучного существования – 92,8%;

  • Труд не отвечает жизненным интересам, есть и другие возможности существования – 6,25%;

  • Труд – тягость, можно прожить, не работая 0,9%.

Отношение к существующей в России системе правления и законам:

  • Я признаю современную систему правления и существующие законы – 3,5%;

  • Я вижу недостатки в системе правления, но верю в возможность постепенного совершенствования существующего режима – 72,3%;

  • Я полностью не приемлю законы и систему правления и вижу единственное решение в их полном изменении – 22,2%.

«Закон для Вас – это....»:

  • Правило, одобряемые обществом запреты – 79,5%;

  • Внутренних источник страха и неблагополучных последствий и наказания – 8,9%;

  • Совокупность неприемлемых запретов – 11,6%.

Отношение к утверждениям, не совместимым с позицией гражданина (%):


^ Варианты ответа

Согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

От жизни надо брать все, даже если это задевает чьи-либо интересы

21,9

65,3

12,8

Можно солгать, если это выгодно

26,4

53,4

20,2

Скорее воспользуюсь нечестным способом для достижения выгоды, чем примирюсь с ее потерей

12,0

64,6

23,4

Когда причиняют зло, необходимо отплатить тем же

19,6

45,3

35,1


«Допускаете ли Вы возможность совершения противоправных действий для самоутверждений?»:

  • Да – 10,5%;

  • Нет – 72,5%;

  • Затрудняюсь ответить – 17%.

Отношение учащихся к поиску запрещенных и противоправных способов получения денег при отсутствии или неразвитости возможности для самостоятельного заработка:

  • Да – 8,4%;

  • Нет – 86,1%;

  • Затрудняюсь ответить – 5,5%.

«Как Вы считаете, возможно ли влияние рядовых граждан на изменение политической ситуации в современной России?»:

  • Да – 48,3%;

  • Нет – 37,2%;

  • Затрудняюсь ответить – 14,5%.

Отношения учащихся к тому, как современная школа способствует формированию гражданской позиции:

  • Школа способствует формированию уважения к нормам права – 81%;

  • Школа способствует формированию безучастного отношения к отрицательным чертам личности – 1,3%;

  • Школа способствует доминированию интересов личности над интересами общества – 17,7%.

Таким образом мы видим, что некоторые дети изменили свою позицию по отношению к труду, стали более критично относиться к существующим в стране проблемам, определились со своими внутренними нравственными позициями, признали, что школа способствует формированию уважения к нормам права. Хотя следует признать, что все-таки есть дети, которые по-прежнему считают, что нравственными нормами и законом можно пренебречь для достижения собственной выгоды.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что работа по правовому и нравственному воспитанию следует начинать с самого раннего возраста и продолжать на протяжении всего периода обучения в школе.

    1. ^ Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии.


План-конспект урока (вариант 1)

VII класс «__» сентября 200__г.
  1   2   3



Скачать файл (333.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации