Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шилина М.А., Торопова Н.Д. Динамическое моделирование предметной области с IBM WebSphere Business Modeler - файл 1.doc


Шилина М.А., Торопова Н.Д. Динамическое моделирование предметной области с IBM WebSphere Business Modeler
скачать (1406 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1406kb.18.12.2011 17:10скачать

содержание

1.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный университет
Кафедра автоматизированных систем управления

ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

С IBM WebSphere Business Modeler

Лабораторный практикум

по дисциплинам

«Проектирование информационных систем»,

«Проектирование АСОИУ»
Уфа 2009
Составители: М.А. Шилина, Н.Д. Торопова
УДК


Динамическое моделирование предметной области с IBM WebSphere Business Modeler: Лабораторный практикум по дисциплинам «Проектирование информационных систем», «Проектирование АСОИУ» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: М.А. Шилина, Н.Д. Торопова. – Уфа, 2009. - … с.

Целью лабораторного практикума является закрепление теоретических знаний по проектированию информационных систем и приобретение практических навыков динамического моделирования предметной области с использованием IBM WebSphere Business Modeler. Рассматривается создание динамической модели от создания ресурсов процесса до выполнения имитации процесса. В приложении приводится функциональная модель предметной области необходимая для проведения динамического моделирования, что позволяет сформировать целостное представление о моделируемом процессе.

Предназначен для подготовки студентов специальностей 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080801 – «Прикладная информатика (в экономике)».


Табл: Библиогр.:


Рецензенты:

Уфимский государственный

авиационный университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ

Введение



  1. Цель работы

  2. Задачи

  3. Краткие теоретические сведения

  4. Методика выполнения работы

  5. Задание

  6. Порядок выполнения работы

  7. Требования к отчету

  8. Контрольные вопросы



Рекомендации по выполнению лабораторных работ

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Проектирование информационных систем – это сложнейшая задача, предполагающая использование различных методик и инструментов. Данный лабораторный практикум с использованием WebSphere Business Modeler позволяет приобрести навыки, необходимые для моделирования собственных ресурсов, процессов и организаций.

Студенты специальностей, связанных с информационными системами и информационными технологиями, должны иметь навыки динамического моделирования и проектирования БД на основе созданных моделей.

Лабораторный практикум направлен на рассмотрение процесса динамического моделирования с использованием IBM WebSphere Business Modeler.

Полученные в результате выполнения лабораторного практикума навыки могут быть использованы студентами указанных специальностей в ходе дипломного проектирования, а так же в практической деятельности по анализу и проектированию информационных систем.

При необходимости дополнительного изучения вопросов, связанных с динамическим моделированием или теорией баз данных, следует обратиться к литературным источникам.
^ 1. Цель работы
Целью работы является изучение технологии построения динамической модели процесса с использованием пакета IBM WebSphere Business Modeler.



  1. ^ Задачи моделирования

Основными задачами лабораторного практикума являются: закрепление и расширение теоретических знаний студентов, приобретение навыков динамического моделирования собственных ресурсов, процессов и организаций.


  1. Краткие теоретические сведения для выполнения лабораторного практикума




  1. Методика выполнения лабораторной работы


1. Создание нового проекта

Для создания нового проекта моделирования бизнеса выберите значок «Новый проект моделирования бизнеса». Откроется окно создания проекта (Рис 1).



Рисунок 1 – Окно создания нового проекта моделирования бизнеса

В поле «Новое имя проекта» введите название проекта. Остальные поля рекомендуется оставить без изменений.

После нажатия на кнопку «Далее» выбрать «Стиль BPMN», «Свободный макет» (Рис 2)



Рисунок 2 – Окно редактора по умолчанию для процессов

После нажатия на кнопку «Готово», в дереве объектов появится папка «Курсовой проект» (Рис 3)



Рисунок 3 – Дерево объектов

^ 2. Создание бизнес - элементов

Бизнес-элементы - это объекты, которые передаются из одной операции бизнес-процесса в другую. В качестве бизнес-элемента может выступать любой объект, который можно создать, собрать, проверить, изменить или улучшить.

Так же, бизнес-элементы - это объекты, над которыми выполняются работы. В качестве бизнес-элемента может выступать любой объект, который можно создать, собрать, проверить, изменить или улучшить. На различных этапах процесса бизнес-элементы могут изменяться. Например, в проекте «Курсовая работа», литература - это бизнес-элемент. По завершению выполнения курсовой работы на основе литературы будет создана пояснительная записка, что так же является бизнес элементом.

Цель этого раздела состоит в том, чтобы ознакомится с бизнес-элементами, а также научится создавать и изменять бизнес-элементы рассматриваемого процесса.

Для создания бизнес-элементов необходимо выполнить следующие действия:

  1. В Дереве проектов щелкните правой кнопкой мыши на папке «Бизнес-элементы» и выберите Создать > Бизнес-элемент (Рис 4).




Рисунок 4 – Создание бизнес-элемента
В открывшемся окне «Создать бизнес-элемент» в поле «Имя нового бизнес-элемента» введите имя создаваемого бизнес-элемента. Например, Протокол консультаций (Рис 5).


Рисунок 5 – Окно «Создать бизнес-элемент»

Нажмите кнопку «Готово». Бизнес-элемент Протокол консультаций появится в дереве проектов и откроется в редакторе определений, где будет предложен ввод атрибутов для созданного бизнес-элемента (Рис 6). Однако тема создание атрибутов для бизнес-элемента не входит в рамки лабораторной работы. Сохраните и закройте окно.


Рисунок 6 – Окно для ввода атрибутов бизнес-элемента «Протокол консультаций»
В последующих упражнениях будет показано, как связать созданные бизнес-элементы с соединениями в диаграмме процесса. А так же, как созданные бизнес-элементы могут быть переданы из одной операции в диаграмме процесса в другую, и как определенные операции могут создавать бизнес-элементы. Следующим шагом будет создание диаграммы процессов и связь созданных бизнес-элементов с отдельными операциями бизнес-процесса.



  1. ^ Создание диаграммы процессов


Диаграмма процесса - это представление потока бизнес-процесса в реальном масштабе времени, состоящее из отдельных шагов или операций. В диаграмму могут входить условия, от которых зависит выбор этих операций, а также ресурсы, необходимые для их выполнения.
Для работы с этим модулем следует включить режим простого бизнес-моделирования. Для этого выберите Моделирование > Режим > Простое (Рис 7).

Рисунок 7 – Выбор режима моделирования


Для того чтобы смоделировать бизнес-процесс, необходимо создать диаграмму процесса, в которую можно включить операции, соединения и бизнес-элементы.

Перед тем, как приступить к добавлению элементов на диаграмму, необходимо открыть диаграмму процесса. Для этого выполните следующие действия. Для этого в Дереве проектов щелкните левой кнопкой мыши на каталоге «Процессы» и выберите «Процесс1». Процесс «Процесс1» появится в Дереве проектов и откроется в редакторе процессов. Используя правую кнопку мыши, переименуйте процесс в дереве проектов – Выполнение курсового проекта.

Примечание: В дереве проектов процесс Выполнение курсового проекта будет показан с небольшим значком предупреждения . Такой же значок появится в диаграмме на начальном узле и узле остановки, которые добавляются по умолчанию в любую новую диаграмму процесса. Он указывает, что для этих узлов нет соединений входа и выхода. Соединения будут добавлены в диаграмму позже, в одном из последующих этапов выполнения лабораторной работы.
Теперь можно приступить к добавлению элементов в диаграмму процесса Выполнение курсового проекта.

Добавление задач в диаграмму процесса Выполнение курсового проекта.
Каждая задача в диаграмме процесса выполняет какую-либо функцию или операцию. Задачи - это простейшие составные части диаграммы процесса.

Задача наглядно представляет простейшее действие, которое можно отобразить в процессе. В модели процесса Выполнение курсового проекта задачи позволяют. Задачи, добавляемые в диаграмму, являются локальными, то есть они применяются только в данном конкретном процессе.

Для того чтобы добавить задачи в модель процесса Заявка на получение ссуды (как есть), выполните следующие действия:

  1. В наборе элементов выберите значок задачи .

  2. Щелкните в области составления диаграммы. На диаграмме процесса появится значок задачи.

  3. Введите имя задачи: Получить задание. После ввода имени задачи нажмите Enter. (Рис 8)




Рисунок 8 – Ввод имени задачи


  1. В процесс «Выполнение курсового проекта» необходимо добавить еще ряд работ. Сначала необходимо добавить их в диаграмму, а потом указать их имена (Рис 9)




Рисунок 9 – Добавление работ в диаграмму

Совет: При желании можно упорядочить задачи путем регулировки расстояния между ними. Для перемещения задачи в диаграмме щелкните на ней и перенесите в нужное место диаграммы.
^ 4. Добавление простого решения в диаграмму процесса
У простого решения есть одна входящая ветвь с одним входом и две исходящих ветви с одним выходом каждая. Если при выполнении процесса определенное условие истинно, то поток идет по одной исходящей ветви, а если ложно - по другой. Решение выбирает результат на основе входных данных.

После оформления пояснительной записки необходимо проверить условие на допуск к защите. Таким образом, если он есть, то работу защитить, иначе – получить допуск (Рис 10). Для того чтобы модель правильно отражала реальный процесс принятия решения, диаграмма процесса должна содержать исключающий выбор. Для реализации этого сценария "или-или", в процесс следует добавить простое решение.

Для добавления простого решения к процессу откройте процесс «Выполнение курсового проекта» в редакторе процессов и выполните следующие действия:

В наборе элементов выберите значок решения .


  1. Поместите курсор справа от задачи Рассмотреть заявку на получение ссуды и щелкните кнопкой мыши, чтобы добавить решение в диаграмму процесса.

  2. Введите имя решения: «Допуск есть?»


При необходимости переместите решение и задачи так, чтобы между ними осталось немного свободного места. Помните, что для изменения размера элемента и для его перемещения нужно просто щелкнуть на нем и перенести его в нужное место.

Диаграмма должна выглядеть так, как показано на рисунке 10:


Рисунок 10 – Добавление условия на диаграмму
Обратите внимание, что это решение дает ответ «Да» или «Нет» на вопрос "Допуск есть?" По умолчанию, эти два возможных ответа -Да и Нет - равновероятны, то есть их вероятность составляет 50%. При необходимости вероятность можно изменить.

Поскольку при рассмотрении допуска существует всего два варианта решения – есть или нет, то решение направляет данные по нужному пути. Если на вопрос дается ответ "Да", то данные направляются в задачу «Защитить работу». В противном случае данные направляются в задачу «Получить допуск».

Итак, теперь в процессе Выполнения курсовой работы поток разбит на два пути, и допуск к защите может быть либо получен, либо нет. Теперь необходимо соединить элементы в процессе.
Перед тем как приступить к связыванию элементов процесса, диаграмму необходимо немного подкорректировать. Поскольку создаваемый процесс начинается, когда получает входные данные, то для него не нужен начальный узел , который добавлялся по умолчанию при создании диаграммы. Для того чтобы указать вход в процесс, нужно соединить первую задачу с границей диаграммы. Кроме того, в диаграмму, возможно, будет необходимо добавить второй узел остановки, чтобы указать, что процесс завершается для обоих возможных потоков решения.


  1. ^ Соединение элементов в диаграмме процесса


Соединения задают хронологическую последовательность операций в процессе. По соединению управление от одной задачи, подпроцесса, решения или другого элемента передается следующей задаче или элементу.

Для того чтобы соединить элементы на диаграмме процесса, выполните следующие действия:

  1. В диаграмме процесса щелкните на начальном узле , чтобы выбрать его, затем щелкните правой кнопкой мыши и выберите Удалить.

  2. Для того чтобы добавить в диаграмму еще один узел остановки , щелкните в том месте диаграммы, где нет элементов. Щелкните правой кнопкой мыши, чтобы открыть всплывающее меню, и выберите Создать → Узел остановки. В диаграмму будет добавлен второй узел остановки.

  3. В наборе элементов щелкните на значке соединения .

  4. В диаграмме процесса щелкните на задаче Подобрать литературу. Поместите указатель мыши на элемент объединения и щелкните еще раз. Обратите внимание, что появилось соединение со стрелкой, указывающей направление потока данных и управления (Рис 11)




Рисунок 11 – Соединение работ в диаграмме
Аналогичным способом соедините все элементы диаграммы.

Теперь необходимо показать, что процесс Выполнения курсовой работы получает входные данные в форме Варианта задания и создает выходные данные в форме оценки за курсовую. Для этого оба конца процесса следует соединить с границами диаграммы.
11. Соедините процесс, чтобы показать его вход и выход.

  1. Сохраните процесс, выбрав Файл → Сохранить.

Теперь на диаграмме процесса соединены все необходимые элементы. Диаграмма должна выглядеть так, как показано на Рисунке 12


Рисунок 12 – Диаграмма процесса

Модель процесса отражает направление передачи данных и управляющих команд в ходе рассмотрения процесса выполнения курсовой работы. После получения задания на курсовую, студент подбирает литературу, выполняет работу, параллельно посещая консультации. После чего оформляется пояснительная записка и в соответствии с решением о допуске к защите происходит защита курсовой работы.
На этом этапе была создана диаграмма простого процесса, отражающая реальный процесс Выполнения курсового проекта. Эту модель можно использовать в качестве основы для имитации процесса и анализа данных.

^ 6. Запуск имитаций

Имитация позволяет просмотреть, как будет реагировать процесс на изменение входных значений в реальной среде.

Возможность имитировать процессы - мощнейшее средство бизнес-анализа. Выполнение имитаций в WebSphere Business Modeler помогает определить текущую эффективность любого процесса компании. С помощью сценариев "что, если..." можно варьировать исходные данные для процесса. Можно регулировать ресурсы, текущее распределение ресурсов, расписания, стоимости – любое условие, которое может повлиять на результаты процесса. Эта возможность помогает планировать деловые операции, просчитывать узкие места и быть готовым к любым неожиданностям.
Выполнение имитации

Выполнение имитации позволяет наблюдать за результатами процесса для заданного набора исходных данных.

Процесс Выполнение курсовой работы определяет, будет ли сдана курсовая работа. Каждый допуск(не допуск) передается по определенному пути, выбор которого зависит от решения. Независимо от того, какой путь выбран, для каждой курсовой выполняется определенное число задач.

Для запуска имитации процесса Заявка на получение ссуды (как будет) выполните следующие действия:

  1. Для имитации процесса в дереве проектов щелкните правой кнопкой мыши по рассматриваемому процессу. Выберите пункт меню «Имитировать» (Рис 13)



Рисунок 13 – Имитировать процесс
Имитация процесса будет открыта в редакторе имитаций.


  1. В панели инструментов Панели управления имитацией щелкните на значке

Выполнить . Будет запущена имитация. Анимационное изображение, показанное в редакторе имитации, позволяет следить за перемещением данных и управляющей информации от одной операции к другой по ходу процесса.
По окончании имитации анимация прекращается, и в Панели управления имитацией появляются результаты имитации.

Примечание:


  1. Для декомпозиции работ используется локальный процесс

Для того, чтобы создать локальный процесс наведите курсор на свободное поле в диаграмме и нажмите правую кнопку мыши. В списке выбрать Создать – Локальный процесс (Рис 14)

Рисунок 14 – Создание локального процесса
На диаграмме процесса появится блок
По нажатию на кнопку «+» откроется поле для декомпозиции процесса (Рис 15)


Рисунок 15 – Создание подпроцесса


Рисунок 15 – Реализованный подпроцесс



  1. Связи слияния должны быть определены одинаковыми бизнес-элементами

  2. В процессе построения и имитации процесса желательно просматривать вкладку «Ошибки», расположенную в нижней части экрана (Рис 16)




Рисунок 16 – Поле Ошибки

^ Задание на лабораторную работу

Построить динамическую модель, рассматриваемого вами на Лабораторных работах 1 – 3, процесса. Имитировать работу процесса.


^ Порядок выполнения работы
Требования к отчету
Контрольные вопросы


Скачать файл (1406 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации