Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция. Понятие - файл 1.doc


Лекция. Понятие
скачать (256 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc256kb.18.12.2011 17:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

ПОНЯТИЕ
1. Понятие как форма мышления


Свойства отдельных предметов или явлений люди отражают с помощью форм эмпирического познания - ощущений, восприятий, представлений. Например, в конкретной, единичной дыне мы ощущаем ее свойства - продолговатая, гладкая, сладкая, ароматная. Совокупность этих и других свойств дает нам восприятие (конкретный образ единичного предмета) данной дыни, при этом мы отражаем как ее существенные свойства, так и несущественные. Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. В понятии же отражаются существенные признаки предметов. Что является признаком?

Признаки - это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Признаками являются свойства и отношения. Предметы могут быть тождественными по своим свойствам (например, сахар и мед сладкие), но могут и отличаться ими (мед сладкий, а полынь горькая).

Признаки бывают существенные и несущественные. В понятии отражается совокупность существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.

В языке понятия выражаются посредством слов или словосоче­таний (групп слов). Например, “ягода”, “строение”, “добросове­стный человек”, “полезное человеку растение”. Существуют сло­ва-омонимы, имеющие различное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие (например, слово “коса” в смысле девичья коса, или как орудие труда, или как песчаная отмель). В суждении “Миру - мир!” - два значения у слова “мир”. Ученики пятого класса на уроке по логике для слова “ключ” при­вели 7 различных значений, а для слова “сеть” - более 10 значе­ний. Учащиеся же десятого класса, изучающие логику, для слова “сеть” приводили 50, 60, 70 и более значений (некоторые из них нашли до сотни значений). Например, рыболовная сеть, телефон­ная сеть, компьютерная сеть, паучья сеть, электрическая сеть, агентурная сеть, сеть связи, волейбольная сеть, электронная сеть, транспортная сеть, информационная сеть, высоковольтная сеть, водопроводная сеть, газопроводная сеть, банковская сеть, торго­вая сеть, сеть мостов через Москву-реку и многие другие. Это различные понятия, включающие одно и то же слово “сеть”.

Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое значе­ние, т. е. выражающие одно и то же понятие, но различно звуча­щие (например, око - глаз, враг - недруг, хворь - болезнь и др.). Для понятия “множество” (в смысле много) синонимами явля­ются: “масса”, “тьма”, “уйма”, “бездна”, “пропасть”. Напри­мер: “Собралось множество людей; много цветов на лугу;

тьма-тьмущая птиц в небе; масса муравьев...”; “Из комнаты пришлось вымести пропасть мусору и вытереть повсюду пыль” (А. Н. Толстой); “Народу сбежалось бездна, все кричали, все говорили” (Л. Толстой)'.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду однород­ных предметов.

Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому помогает сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки. Обратная операция - синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое. Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т. е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке.

Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и в отвлечении от несущественных, второстепенных.

Обобщение - мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс.

Перечисленные выше логические приемы используются при формировании понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения (в школе, вузе и других учебных заведениях).

^ Содержание и объем понятия

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “квадрат” является совокупность двух существенных признаков: “быть прямоугольником” и “иметь равные стороны”.

Объемом понятия называют совокупность (класс) предме­тов, которая мыслится в понятии. Объективно, т. е. вне созна­ния человека, существуют различные предметы, например, школьники. Под объемом понятия “школьник” подразумевает­ся множество всех школьников, которые существуют сейчас, су­ществовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называ­ются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество сто­лиц государств конечно, а множество натуральных чисел беско­нечно. Множество (класс) А называется подмножеством (под­классом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В и записывается так: А c. В. Читается: класс А входит в класс В. Это отношение вида и рода (например, класс “стол” входит в класс “мебель”).

Отношение принадлежности элемента а классу А записыва­ется так: а є А. Читается: элемент а принадлежит классу А. Например, а - “Нева” и А - “река”.

Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А c В и В c А, что записывается как А=В.

^ Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий

В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родо­видовых отношениях. Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия “хищная рыба” целиком входит в объ­ем другого, более широкого по объему понятия “рыба” (состав­ляет часть объема понятия “рыба”). При этом содержание пер­вого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше при­знаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратнох-о отношения между объе­мами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, “водопад”), и наоборот, чем больше информации в понятии (например, “крупный водопад” или “крупный водопад в Канаде”), тем уже и определеннее круг его предметов, или даже мыслится только один предмет.
^

Отношения между понятиями


Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие эти предметы, также находятся в определенных отношениях. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, “поэма” и “колодец”; “невоспитанность” и “радуга”), остальные понятия называются сравнимыми.

Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые (объемы этих понятий совпадают полностью или частично) и несовместимые (их объемы не имеют общих элементов).

^ Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида).

Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера)', где каждый круг обозначает объем понятия. Кругом изображается и единичное понятие.

Равнозначными, или тождественными, называются понятия, которые, различаясь содержанием, имеют равные объемы. В них мыслится или одноэлементный класс, или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Примеры равнозначных понятий: 1) “река Нил” и “самая длинная река в мире”; 2) “автор романа “Красное и черное”, “автор романа “Пармская обитель”; 3) “равносторонний прямоугольник”: “ квадрат”; “равноугольный ромб”. Объемы тождественных понятий  изображаются кругами, полностью совпадающими.

Понятия, объемы которых совпадают частично, т. е. содер­жат общие элементы, находятся в отношении перекрещивания. Примерами их являются следующие пары: “горожанин” и “садовод”; “студент” и “нумизмат”; “спортсмен” и “учащийся педаго­гического колледжа”. Они изображаются пересекающимися кру­гами (рис. 3). В заштрихованной части двух кругов мыслятся учащиеся педагогического колледжа, являющиеся спортсмена­ми или (что одно и то же) спортсмены, являющиеся учащимися педагогического колледжа, в левой части круга А мыслятся уча­щиеся педагогического колледжа, не являющиеся спортсменами. В правой части круга В мыслятся спортсмены, которые не явля­ются учащимися педагогического колледжа.

Отношение подчинения (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается (входит) в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида и рода; А - подчиняющее понятие (“цветок”), В - подчи­ненное понятие (“чайная роза”) (рис. 3).

^ Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие

Соподчинение (координация) - это отношение между объема­ми двух или нескольких понятий, исключающих, друг друга, но при­надлежащих некоторому более общему (родовому) понятию (на­пример, “пианино”, “скрипка”, “виолончель” принадлежат объему понятия “музыкальный инструмент”). Они изображаются отдель­ными неперекрещивающимися кругами внутри более обширного круга (рис. 3). Это виды одного и того же рода.

В отношении противоположности (контрарности) нахо­дятся объемы таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменя­ет их другими, исключающими (т. е. противоположными призна­ками). Слова, выражающие противоположные понятия, являют­ся антонимами. Антонимы широко используются в обучении. Примеры противоположных понятий: “великан” - “карлик”; “бе­лые туфли” - “черные туфли”. Объемы последних двух понятий



разделены объемом некоторого третьего понятия, куда, напри­мер, входит понятие “коричневые туфли”.

В отношении противоречия (контрадикторности) находят­ся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никаки­ми другими признаками. Если одно понятие обозначить А (напри­мер, “глубокое озеро”), то другое понятие, находящееся с ним в отношении противоречия, следует обозначить не-А (т. е. “неглу­бокое озеро”). Круг Эйлера, выражающий объем таких понятий, делится на две части и не-А), и между ними не существует третьего понятия. Например, товар может быть либо дорогой, либо недорогой; комната бывает светлой или несветлой; животное -позвоночным или беспозвоночным и т. д. Понятие А является по­ложительным, а понятие не-А - отрицательным. Понятия А и не-А также являются антонимами.

Задачи. Определить отношения между данными понятиями и изобразить эти отношения кругами Эйлера.

1. Игрушка, заводная игрушка, кукла, заводной автомобиль, пистолет



Рис. 4

2. Стихийное бедствие, землетрясение, явление при ды, наводнение, гроза



Рис.5

^ Определение понятий

Определение (дефиниция) (от лат. definitio- определение) понятия - логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина.

С помощью определения понятий мы в явной форме раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

Примеры: “Информатика - наука, предметом которой являются процессы и системы получения, хранения, передачи, распространения, использования и преобразования информации”

Понятие, содержание которого надо раскрыть, называется оп­ределяемым понятием (definiendит, сокращенно Dfd), а то по­нятие, посредством которого оно определяется, называется опре­деляющим понятием (definiепсе, сокращенно Dfп), Правиль­ное определение устанавливает между ними отношение равен­ства (эквивалентности).

Определения делятся на явные и неявные. В явных определе­ниях даны определяемое понятие и определяющее, объемы ко­торых равны, т. е. Dfd = Dfп. К их числу относится самый распространенный способ определения через ближайший род и видовое отличие, где формулируются существенные признаки определяемого понятия. Например: “Барометр - прибор для из­мерения атмосферного давления”; “Треугольник - многоуголь­ник с тремя сторонами”.

Признак, указывающий на тот круг предметов, из числа ко­торых нужно выделить определяемое множество предметов, на­зывается родовым признаком, или родом. В приведенных выше примерах это “прибор”, “многоугольник”,

Признаки, при помощи которых выделя­ется определяемое множество предметов из числа предметов, соответствующих родовому понятию, называется видовым отличием (их может быть один или несколько).

Разновидностью определения через род и видовое отличие яв­ляется генетическое определение, в котором указывается способ образования только данного предмета. Например: “Кислотами называются сложные вещества, образующиеся из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов или обмениваться на них”; “Коррозия металлов - это окислительно-восстановительный процесс, образующийся в результате окисления атомов металла”.

Определения через ближайший род и видовое отличие и генетические определения входят в класс реальных определений, ибо они определяют само понятие, например, “информатика”, “треугольник”, “кислота” и др. К явным относятся и номинальные определения. Последние дают определение термина, который обозначает понятие, или вводят знаки, заменяющие понятие (обычно в свой состав они включают слово “называется”. Они часто встречаются в математике. Например: “Конус называется круговым, если основание его - круг”; “Прямая, соединяющая вершину конуса и центр основания, называется осью конуса”. Номинальными определениями, вводящими знаки, являются следующие: “g-ускорение свободно падающего тела”, “т - масса тела”, “знак u обозначает строгую дизъюнкцию” и т. п. В приведенных выше примерах определения (1), (3) - реальные, а определения (2), (4) и (5) - номинальные.

Чтобы определение было правильным, надо соблюдать следующие правила.                             

^ Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении

1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объём определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Dfd. = Dfп,.

^ 2. Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда определяемое понятие и определяющее понятие выражаются одно через другое.

3. Определение должно быть четким, ясным. Это правило означает, что смысл и объем понятий, входящих в Dfnдолжен быть ясным и определенным. Определения понятий должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями и т. д.

^ Неявные определения

В отличие от явных определений, имеющих структуру Dfd= Dfn, в неявных определениях на место Dfп просто подставляется кон­текст, или набор аксиом, или описание способа построения опреде­ляемого объекта. Выделяют, по крайней мере, три вида.

Контекстуальное определение позволяет выяснить содержа­ние незнакомого слова, выражающего понятие, через контекст, не прибегая к словарю для перевода (если текст на иностранном язы­ке) или к толковому словарю (если текст дан на родном языке). Так, контекст помогает выяснить, что “заткнуть за пояс” означает “превзойти кого-либо”:

Индуктивные определения - такие, в которых определяемый термин используется в выражении понятия, которое ему приписывается в качестве его смысла. Примером индуктивного определения является определение понятия “натуральное число”
^ Деление понятий. Классификация

Если с помощью определения понятия раскрывается его со­держание, то с помощью деления - его объем.

Деление понятия - это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которо­му осуществляется деление) распределить объем делимого по­нятия (множество) на ряд членов деления (подмножеств). При делении понятия объем делимого (родового) понятия раскрыва­ется путем перечисления его видов. Например, делимое (родо­вое) понятие “инертный газ” делится на следующие члены де­ления (виды): “гелий”, “неон”, “аргон”, “криптон”, “ксенон”, “радон”. В зависимости от цели, практических потребностей одно понятие можно разделить по различным основаниям деле­ния (например, по функционированию во времени вулканы де­лятся на действующие, уснувшие и потухшие; по форме - на центральные и трещинные).

Правила деления понятий

Правильное деление понятия предполагает соблюдение оп­ределенных правил:

^ 1. Деление должно быть соразмерным, т. е. сумма объе­мов видовых понятий должна быть равна объему (делимого) родового понятия. Например: “Материки в современную геоло­гическую эпоху делятся на Евразию, Африку, Австралию, Се­верную Америку, Южную Америку и Антарктиду”. Если ряд чле­нов деления исчисляется десятками, то для соблюдения правила соразмерности после перечисления некоторых членов деления пишут “и др.”, “и т. п. ” или “и т. д.”: “Личные документы - это заявления, автобиографии, расписки, доверенности, завещания, удостоверения, паспорта, свидетельства и др.”

Нарушение этого правила ведет к ошибкам двух видов:

а) неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия. Ошибочными будут такие деления: “Энергия делится на механическую и химическую” (здесь нет, например, указания на электрическую энергию, атомную энергию). “Арифметические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень” (не указано “извлечение корня”);

б) деление с лишними членами. Примером такого ошибочного деления служит: “Углы делятся на прямые, тупые, острые и накрест лежащие”. Здесь лишний член (“накрест лежащие углы”).

^ 2. Деление должно производится только по одному основанию. В противном случае произойдет перекрещивание объемов понятий, выражающих члены деления. Правильные деления: “Рефлексы делятся на условные и безусловные”; “Семенные растения делятся на голосемянные и покрытосемянные” Неправильное деление: “Растения делятся на съедобные и несъедобные, однолетние и многолетние”, т. к. здесь не одно, а два основания деления.

^ 3. Члены деления должны исключать друг друга, т. е. не должны иметь общих элементов (пересекаться). Например: “Основные компоненты ЭВМ делятся на: процессор, память, устройства ввода - вывода”.

Это правило тесно связано с предыдущим, так как если деление осуществляется не по одному основанию, то члены деления не будут исключать друг друга. Примеры ошибочных делений: “Часы делятся на наручные, настенные, башенные, настольные, золотые, анодированные, песочные”; “Птицы делятся на перелетные, зимующие и хищные”. В этих примерах члены деления не исключают друг друга. Это следствие допущение ошибки смешения различных оснований деления.

^ 4. Деление должно быть непрерывным, т. е. нельзя делать скачки в делении. Например, нельзя делить члены предложения на подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, а надо сна­чала разделить на главные и второстепенные, а уже потом глав­ные члены предложения делить на подлежащее и сказуемое.

Будет допущена ошибка, если мы разделим удобрения на ор­ганические, азотные, фосфорные и калийные. Следует сначала разделить удобрения на органические и минеральные, а затем уже минеральные удобрения разделить на азотные, фосфорные и калийные.

^ Виды деления: по видообразующему признаку

и дихотомическое деление

Приведенные примеры деления понятия иллюстрировали деление по видообразующему признаку, когда основанием деления служит признак, по которому образуются видовые по­нятия. Примеры деления по видообразующему признаку: “Ядер­ные взрывы бывают в космосе, воздушными, наземными, под­водными, подземными” (в зависимости от вида среды, где про­изошел взрыв); “Водоемы делятся на пресные и соленые”.

Другим видом деления понятия является дихотомическое (двучленное) деление, или дихотомия.

Дихотомия (от греч. dichotomiа - сечение на две части). Объем цедимого понятия делится на два противоречащих понятия и не-А). Например: “Внимание делится на произвольное и непроиз­вольное”; “Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных”;

“Почвы делятся на черноземные и нечерноземные”; “Грибы де­лятся на съедобные и несъедобные”. Иногда понятие не-А снова целится на В и не-В, затем не-В делится на С и не-С и т. д. Схема и пример дихотомического деления даны на рис. 6, 7.

Дихотомическое деление удобно: оно всегда соразмерно, чле­ны деления исключают другу друга, деление производится только по одному основанию. Однако дихотомия применима не всегда. Например, нельзя делить науки на точные и неточные, а художе­ственные произведения на хорошие и нехорошие, ибо четко ука­зать критерий в этих случаях весьма трудно: это понятия с “раз­мытым” объемом.


Рис. 6                                                                        Рис. 7

Отважная и талантливая американская исследовательница Дайан Фосси, 13 лет наблюдавшая за особенностями жизни горилл, бук­вально вписавшись в их сообщество, приводит пример дихото­мического деления понятия “гнездо горилл”: “Нам удалось уви­деть несколько гнезд горилл - наземных и древесных. Наземное гнездо не что иное, как обычная для наземных млекопитающих лежка, устланная заломанными ветками кустарника и травы. Зато древесное гнездо - заметное издалека сооружение на высоте 3-5 метров на крупных ветвях у ствола дерева”'.

Операция деления понятия применяется тогда, когда надо ус­тановить, из каких видов состоит родовое понятие. От деления следует отличать мысленное расчленение целого на части. На­пример, “Год делится на январь, февраль, март, ..., декабрь”;

“Дом делится (расчленяется) на комнаты, коридоры, крышу, крыльцо”; “Обед состоял из трех блюд” и др. Части целого не являются видами рода, т. е. делимого понятия. Мы не можем сказать: “Комната есть дом”, а можем сказать: “Комната есть часть дома”.

Прием расчленения целого на части широко используется в обучении. Он применяется тогда, когда надо показать, из каких частей (отделов, членов) состоит предмет. Приведем примеры из учебника по анатомии и физиологии. Понятие “скелет человека” позволяет четко проиллюстрировать прием расчленения целого на части. “В скелете человека различаются следующие части: ске­лет головы, туловища и конечностей”.

Примеры мысленного расчленения целого на части из области ботаники: “Строение цветка ржи: цветочная чешуя, тычинки, рыль­це, завязь”; “Строение клетки кожицы лука: ядро, цитоплазма, обо­лочка, вакуоли”. Этот прием широко применяется и в начальной школе. В учебнике “Природоведение” (2 класс) читаем: “Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами”.

Классификация

Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на подвиды и т. д. Классификация сохраняется весьма длитель­ное время, если она имеет научный характер. Например, посто­янно уточняется и дополняется классификация элементарных частиц. От обычного деления классификация отличается относи­тельно устойчивым характером. Вот три примера классифика­ции: “В организме животных и человека существуют четыре груп­пы тканей: покровная, соединительная, мышечная и нервная. Организм высших растений построен из пяти основных типов тка­ней: образовательной, покровной, основной, механической и про­водящей”; “Простейшие подразделяются на четыре группы (клас­са): жгутиковые, корненожки, споровики, инфузории”'.

Чтобы классификация была правильной, необходимо выпол­нять все правила операции деления.

Существуют классификация по видообразующему призна­ку и дихотомическая классификация. Вышеприведенные три примера представляют классификацию по видообразующему при­знаку. “Зеркала классифицируются на плоские и сферические; сферические зеркала классифицируются на вогнутые и выпуклые” - при­мер дихотомической классификации.

Очень важен выбор основания классификации. Разные основания дают различные классификации одного и того же по­нятия, например, понятия “рефлекс”'.

Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) и по несущественным признакам (вспомогательная) .

^ Естественная классификация - это распределение предме­тов по группам (классам) на основании их существенных при­знаков. Зная, к какой группе принадлежит предмет, мы можем судить о его свойствах. Д. И. Менделеев, расположив химичес­кие элементы в зависимости от их атомного веса, вскрыл зако­номерности в их свойствах, создав Периодическую систему элементов, позволившую предсказать свойства не открытых еще химических элементов.

Естественная классификация животных охватывает до 1,5 млн. видов, а классификация растений включает около 500 тыс. Однако каждая классификация относительна, приблизительна, ибо суще­ствуют переходные формы. Иногда переходная форма составляет самостоятельную группу (вид). Например, при классификации наук возникают такие переходные формы, как биохимия, геохимия, фи­зическая химия, космическая медицина, астрофизика и др. Пере­ходные случаи мы встретим и при классификации частей речи.

^ Использование естественных классификаций в школах и педагогических средних и высших учебных заведениях

В ходе изучения любого учебного предмета учащимся прихо­дится иметь дело с классификацией. Проанализируем некоторые из естественных классификаций, имеющихся в русском языке, в котором различаются следующие части речи: самостоятельные, служебные и междометия. Далее классифицируются самостоятель­ные части речи - это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение. Классификация служебных частей речи такая: предлоги, союзы, частицы, модаль­ные слова. Отдельную группу составляют междометия. Итак, клас­сификация включает 11 видов частей речи. В учебнике по русско­му языку, кроме этих видов, предусматриваются и переходные случаи. Границы между отдельными разрядами слов очень подви­жны: при изучении отдельных частей речи могут возникнуть раз­личные случаи перехода из одной части речи в другую. Хорошим средством наглядного представления классификации являются дре­вовидные графы (или деревья).

Примерами естественных классификаций, используемых при обучении, могут быть следующие: классификация зон раститель­ности, защитных окрасок животных, групп крови, типов воздуш­ных масс и климатических поясов на территории России; геохро­нологическая таблица эр (кайнозойская, мезозойская и др.) и пе­риодов в каждой эре; видов и жанров искусства; типов ЭВМ;

классификация природных зон (тундра, тайга, лесостепь и др.);

классификация направлений в литературе конца XIX - начала XX в.; классификация систем нумераций; классификация нера­венств, видов плоских фигур, сферических тел (в математике);

классификация отраслей педагогики и методов обучения; класси­фикация видов умозаключений, суждений, понятий, гипотез, спо­собов опровержения (в логике) и многие другие.

Ни один учебный предмет не может обойтись без соответству­ющих классификаций. При этом как учителя, так и учащиеся долж­ны знать общие правила, соблюдение которых поможет избе­жать ошибок в конкретных классификациях.

^ Вспомогательная классификация служит для более лег­кого отыскания предмета (или термина), поэтому осуществля­ется на основании их несущественных признаков. Они не позволяют судить о свойствах предметов (например, список фа­милий, расположенных по алфавиту, алфавитный каталог книг, журнальных статей). Примерами вспомогательных классифи­каций являются: предметные или предметно-именные указа­тели в словарях, справочниках, учебниках и т. д.; справочники лекарственных препаратов, расположенные в алфавитном по­рядке; алфавитный список наиболее употребительных названий ярких звезд.

^ Ограничение и обобщение понятий

Ограничение - логическая операция перехода от родового понятия к видовому (например, “поэт”, “великий поэт”, “вели­кий английский поэт”, “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”). При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Пределом ограничения является единичное понятие (в данном примере это “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”).

Обобщение — логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. Пример обобщения: “Опера П. И. Чайковского “Евгений Онегин”, “опера П. И. Чайковского”, “опера русского композитора XIX в.”, “опера русского композитора”, “опера”, “произведение музыкального искусства”, “произведение искус­ства”. При обобщении мы переходим от понятия с меньшим объ­емом к понятию с большим объемом. Обобщение применяется во всех определениях понятий, которые даются через род и ви­довое отличие. Пределом обобщения являются категории (фи­лософские, общенаучные, категории конкретных наук). С помо­щью кругов Эйлера (см. § 2. Отношения между понятиями) изобразим графически обобщение и ограничение понятий.

Обобщение и ограничение понятий схематически можно изо­бразить так:




Рис. 8                                                                        Рис. 9

При обобщении отбрасываются признаки, при этом содержа­ние уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, на­оборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, b, с и т. д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается.

Произведем обобщение и ограничение понятий: “волк” и “река” (второе понятие обобщали и ограничивали учащиеся де­сятого класса педагогического колледжа на уроке логики).

В педучилищах, педколледжах логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например: “Имя существительное - это часть речи...”; “Натрий - это химический элемент” или лучше (через ближайший род) “Натрий-это металл...”

Приведем примеры из русского языка. Ограничением поня­тия “предложение” будут следующие понятия: “простое пред­ложение”, “односоставное предложение”, “односоставное пред­ложение с главным членом сказуемым”, “безличное предложе­ние”. На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификации понятия “предложение”.

                                        Волк

Обобщение

Ограничение

1. Хищное млекопитающее семейства собачьих (Сатйае)

1. Североамериканский капот (Саnis latrans)

2. Хищное млекопитающее

2. Североамериканский кайот, обитающий в североамериканских прериях

3. Млекопитающее

3. Североамериканский кайот, живущий в настоящее время в североамериканских прериях

4. Позвоночное животное

 

 

5. Животное

 

 

б. Организм

 

 

 

                                          Река

Ограничение

Обобщение

1. Река в Африке

1. Большой пресный проточный водоем

2. Река в Африке, впадающая в Среди­земное море

2. Пресный проточный водоем

3. Большая река в Африке, впадающая в Средиземное море

3. Пресный водоем

4. Большая река в Египте

4. Водоем

5. Река Нил

 

 

Операции обобщения и ограничения понятий следует отли­чать от отношений целого к части (и наоборот). Например, не­правильно обобщать понятие “городская улица” до понятия “го­род” или ограничивать понятие “педагогический институт” до понятия “факультет педагогического института”, так как в обо­их случаях речь идет не об отношении рода и вида, а об отноше­нии части и целого.


Скачать файл (256 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации