Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Реализация проектной технологии при изучении истории древнего мира - файл Курсовик.doc


Курсовая работа - Реализация проектной технологии при изучении истории древнего мира
скачать (32.3 kb.)

Доступные файлы (1):

Курсовик.doc172kb.07.01.2010 12:06скачать

содержание

Курсовик.doc







ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ПРАВА

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

«ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА» В 5 КЛАССЕ


Автор курсовой работы: Занкина А. Н., студентка V курса 401 группы очной формы обучения _________ __________

Специальность: «032600.00 – История» с дополнительной специальностью «032700 – Юриспруденция»

Руководитель: Якунчева М. Г., доцент кафедры всеобщей истории ______ ______

Саранск 2009

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………… 5

    1. Отражение проблемы проектной технологии в педагогической литературе…………………………………………………………………………………. 5

    2. Проектная технология: понятия и структура……………………………. 8

^ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНО-

ЛОГИИ НА УРОКЕ ИСТОРИИ………………………………………………. 14

    1. Технология проектного обучения в современной общеобразователь-

ной школе……………………………………………………………………….. 14

    1. Обобщение опыта работы учителя истории А. В. Озиевой

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35»

г. Саранска…………………………………………………………………......... 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 26


Введение

Актуальность исследования. Радикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Теперь нет централизованно направленной на выполнение государственного социального заказа школы. Актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу.

В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.

^ Цель курсовой работы: представить методические средства позволяющие реализовать проектную на уроках истории.

Объект исследования – применение проектной технологии в историческом образовании.

^ Предмет исследования – методы, приемы и средства реализации проектной технологии на уроках истории в современной общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

  1. Выявить, как отражалась в педагогической литературе проблема проектной технологии.

  2. Дать определение понятию «проектная технология» и разобрать её структуру.

  3. Осветить методологические приемы реализации проектной технологии на уроках истории.

  4. Рассмотреть, как технология проектного обучения применяется в современной общеобразовательной школе

  5. Проанализировать опыт работы учителя истории А. В. Озиевой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Саранска

^ Методологической основой исследования являются:

– теоретические положения Джона Дьюи и его последователей о методе проектов, его развитии и успехах в США

– концептуальные идеи А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого об использовании метода проектов в России

– теоретические положения о методе проектов на современном этапе развития образования в России на основе работ И.С. Сергеева

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ исторической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент, в процессе которого использовались беседы с учителями, компьютерная обработка материалов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования – МОУ «СОШ № 35» г. Саранска Республики Мордовия
^ 1 Теоретические основы технологии проектного

обучения


    1. Отражение проблемы реализации проектной технологии в педагогической литературе


Метод проекта – явление не новое, исторический характер метода отмечают современные исследователи, такие как Д. Дьюи, В. Х. Килпатрик, А. С. Макаренко, Е. Паркхерст, С. Т. Щацкий, Е. С. Поллат, И. С. Сергеев, Д. С. Ермаков, Л. М. Федоряк, М. В. Хохлова и др.

Общепринято, что метод проекта зародился во второй половине XIX в. в США. Его основоположником был американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859 – 1952). Этот метод очень успешно развивался в зарубежной школе, его еще называли метод проблем. Связывался он с идеей гуманистического направления философии и образования. С начала XX в. метод проекта становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей США, которые называли его «наш метод школьной работы» Д. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Педагог может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учащиеся в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате учащиеся должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования Сергеев, 2008: 56.

Постепенно метод проекта эволюционировал. Затем идею проектной деятельности реализовал в практике последователь Д. Дьюи Уильям Херд Килпатрик, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете. Килпатрик писал: «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле слова» Прутченков, 2001: 67.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале

ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания Петрова, 1926: 145.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в образование, его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов.

Но постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден. И если сначала его называли «перспективным методом», позже «универсальным», а через пять с лишним лет – «легкомысленным прожектерством». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике Качаров, 1926: 110.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е годы действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:

– Отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

– Слабая разработанность методики проектной деятельности;

– Гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

– Сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ» Полат, 1999: 1011.

Метод проекта в современном российском образовании активно используется вновь. Сегодня педагоги – ученные и педагоги – практики осознают связь метода проекта с историческими идеями свободного воспитания, но также обновляют его сущностные характеристики и место в системе методов обучения, в дидактических системах. В российском образовании он - компонент вполне разработанной структурированной системы образования и как и прежде призван «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний Даутова, 2006: 34.

    1. ^ Проектная технология: понятия и структура

Метод проектов – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи Ермаков, 2005: 34.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению Бычков, 2000: 17.

Прежде всего, определимся с типологическими признаками:

  • доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентированная и т.д;

  • предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;

  • характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

  • характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

  • количество участников проекта;

  • продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

– исследовательскиеэти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

– творческиеследует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Здесь очень тщательно следует продумать о представлении планируемых результатов (статья в газету, спектакль, экспедиция, праздник, видеофильм, дизайн и т.д.);

– ролевые, игровыев таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями;

– ознакомительно-ориентированнные (информационные) этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории Полат, 2000: 63.

Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

– цель проекта, его актуальность.

– источники информации.

– обработка информации.

– результат.

– презентация.

– практико-ориентированные (прикладные)эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, проект зимнего сада и т.д.). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.

По второму признаку – предметно-содержательной области можно выделить следующие два типа.

– Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Типы проектов:

– Литературно-творческие.

  • Естественнонаучные

  • Экологические

  • Языковые (лингвистические)

  • Культуроведческие

  • Спортивные

  • Географические

  • Исторические

  • Музыкальные.

Межпредметные как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XX XX веков и т.д.) Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По количеству участников проектов можно выделить проекты:

  • Личностные

  • Парные

  • Групповые

По продолжительности выполнения проекты бывают:

  • Краткосрочными

  • Средней продолжительности

  • Долгосрочными Сергеев, 2008: 67

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.

  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или заседаниях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и т.д.)

  6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.

  7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов Полат, 1995: 125.


Структура учебного проекта:

Таблица 1

Проект

Этапы деятельности:

Этап 1:

Основная проблема, компоненты которой требуют решения

  1. Постановка проблемы

  1. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы

  1. Планирование деятельности по реализации проекта

Этап 2:

Практически значимый материальный или культурный продукт, подготовка продукта

  1. Сбор информации

  1. Структурирование информации

  1. Изготовление продукта

  1. Оформление продукта

Этап 3:

Презентация продукта

  1. Выбор формы презентации

  1. Подготовка презентации

  1. Презентация

  1. Самооценка и самоанализ


Таблица 2

Циклограмма долгосрочного годичного проекта

Сентябрь – октябрь (Формулировка совместного с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы)

Ноябрь

(Составление развернутого плана работы)

Декабрь

(Проведение исследования)

Февраль

(Проведение исследования)

Март

(Подготовка чистового варианта)

Апрель

(Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада)

Май

(Защита)


  1. ^ Методологические приемы реализации проектной технологии на уроках истории




    1. Технология проектного обучения в современной общеобразовательной школе


Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность. Вот некоторые из них:

Модель №1

  1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (1 – 2 месяца).

  2. Выполнение работы (2 – 3 месяца).

  3. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них

  4. Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца)

  5. Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года

Предложенная схема работы заимствована из практики работы научного общества учащихся (НОУ), которые получили широкое распространение в отечественной школе на рубеже 1980 – 1990-х гг.

Однако, в отличие от проектной деятельности, работа НОУ ограничивалась чисто исследовательским кругом тем, предпочтением монопредметных проблем, не всегда заметной связью с практической внешкольной жизнью учащихся, а также невниманием к творческой форме продукта исследования.

Модель № 2

Работа над проектом начинается с решения школьного парламента о защите проекта. Затем заведующие кафедр обозначают проблемы, создают «мастерские», в которые имеют право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков (заведующие кафедрами) выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятельность.

Предметные индивидуальные проекты приравниваются к сдаче предметного экзамена Сергеев, 2008: 45-46.

Модель № 3

В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных и, как правило, межпредметных проекта (в течение учебной четверти реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждой четверти.

  1. Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы школы на четверть (для административного контроля) (1-я неделя четверти).

  2. Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).

  3. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четверти).

  4. Выполнение практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).

  5. Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших проектов четверти. (Предпоследняя неделя четверти.)

  6. Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделя четверти.)

Модель № 4

Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е. С. Полат.

  1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.

  2. Стендовая информация о проектной работе.

  3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.).

  4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.

  5. Формирование проектных групп.

  6. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

  7. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

  8. Поисковый этап.

  9. Промежуточные отчеты учащихся

  10. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

  11. Обобщающий этап: оформление результатов.

  12. Предзащита проектов.

  13. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений

  14. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

  15. Подготовка к публичной защите проектов

  16. Генеральная репетиция публичной защиты проектов

  17. Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие

  18. Заключительный этап: публичная защита проектов

  19. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

  20. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе Сергеев, 2008; 4647.



    1. ^ Обобщение опыта работы учителя истории Озиевой А.В. МОУ «СОШ № 35» (г. Саранск, РФ)


Приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя истории СОШ № 35 (г. Саранск, РФ), Озиевой А.В., явилось применение проектной технологии. Девиз проектного обучения – «Уметь больше, чем знать». По мнению Озиевой, данная технология активно развивает компетентности ученика. Под компетенцией она понимает комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Проектная деятельность направлена на решение проблем развития и саморазвития личности, что становится особенно актуальным в условиях гуманизации образования. Данная технология способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере соответствует основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. Результатом проектной деятельности учащихся является конкретный «продукт» (видеофильм, видеоролик, альбом, фотоальбом, макет, модель, план-карта, файловый альбом, рекламный проспект, плакат, доклад, мультимедийная презентация, журнал, газета, интервью и т.д.).

  1. Основными этапами работы над проектом являются:

1. Выбор темы, определение цели, проблемы. Формирование рабочих групп, если это коллективный проект.

2. Планирование (логическая последовательность осуществления проекта), распределение ролей (для коллективного проекта).

3. Принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта).

4. Выполнение проекта и его описание.

5. Защита (презентация) проекта.

6. Оценка результатов (анализ выполнения и защиты проекта, выяснение причин неудачи, выводы).

Применение проектной технологии можно начинать с 5 класса, в процессе преподавания пропедевтического курса «Родиноведение». Первым этапом работы являются ознакомление учащихся с основами проектной деятельности, представление готовых проектов, которые выполнялись их предшественниками. При выполнении проектов потребуется помощь со стороны родителей, старших сестёр и братьев, консультация учителя. Со временем ребята, накопив опыт проектной деятельности, будут готовить их уже самостоятельно. Ученики 5 класса получают задание подготовить первые проекты при изучении темы «Моя родословная». Темы предлагает учитель, так как учащимся пока ещё трудно определить проблемы для своих проектов. «Моё генеалогическое древо», «Мой знаменитый предок», «Интервью с родственником», «Семейная реликвия» – эти темы я чаще всего предлагаю пятиклассникам для их первых проектов. Срок выполнения проекта – две недели. Первая неделя уходит на сбор информации, вторая посвящена подготовке конечного «продукта» (альбома, плаката, фотоальбома и т.д.). По прошествии двух недель проводится обязательная презентация проектов. Это очень важный этап, так как представление своего проекта ученик осуществляет самостоятельно. Данные проекты помогают формировать ценностное отношение к своей семье, её традициям и истории, вкладу предков в историю страны и республики, уважительное отношение к традициям других семей. Особенно это становится актуальным в условиях, когда, например, в классе есть представители русских, мордовских, татарских, армянских, еврейских, украинских, азербайджанских и других семей.

  1. Тема «Наша школа и её история» представляет уникальные возможности для подготовки коллективного проекта. Здесь можно предусмотреть работу нескольких рабочих групп, каждая из которых будет собирать материал по определённой тематике («Учителя школы», «Ими гордится наша школа», «Интересное из жизни школы», «Школьные анекдоты», «По школьным этажам» и др.). Итогом работы может стать альбом, фотовыставка, выпуск школьного журнала и т.д.

  2. Тема «Мой город и его история» тоже как нельзя лучше подойдёт для проектной деятельности. Здесь могут быть представлены творческие проекты «Герб Саранска» (учащиеся вышивают, рисуют, выпиливают герб Саранска или придумывают свой собственный герб столицы), исследовательские проекты «Улицы нашего города», «Улицы нашего микрорайона», фотовыставка «Памятники Саранска», план – карта «Достопримечательности нашего города» и многое – многое другое. Тема «Города Мордовии» также может быть изучена с применением проектной деятельности. Пятиклассники с удовольствием рисуют гербы городов своей республики, проводят мини – исследования по топонимике (что означают названия городов), готовят фотовыставку – викторину «Узнай город Мордовии». Зрелищно проходит презентация коллективного проекта «Народное искусство и промыслы», которая оформляется в форме выставки, на которой представляются изделия народных промыслов. Но этим проект не ограничивается. Организуется группа экскурсоводов, которые изучают представленные на выставку экспонаты, с целью умения провести экскурсию. Конечно, это далеко не вся тематика проектной деятельности, которую можно организовать с пятиклассниками. Очень часто ребята сами или по совету родителей предлагают всё новые и новые темы.

  3. Проектная технология также реализуется и в 6 – 9 классах. Проектная деятельность учащихся 9 класса по курсу «История и культура мордовского края в XX веке» включает в себя весь спектр разнообразных форм и видов проектов. Необходимость применения проектной технологии для обучения девятиклассников объясняется ещё и тем, что объём параграфов очень велик (порядка 10 – 18 страниц), что становится для многих учащихся непреодолимым психологическим барьером. И если применять только традиционные формы обучения, то конечно интерес быстро пропадает. А так как к 9 классу у ребят накоплен значительный опыт проектной деятельности, то они с удовольствием в неё включаются. Школьники этого возраста больше тяготеют к информационным и исследовательским проектам, а также к оформлению их в форме мультимедийной презентации. Изучая тему «Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны», девятиклассники получают задание выяснить: отразилась ли история данного периода в названиях улиц Светотехстроя, каким образом? В результате исследования данной проблемы учащиеся выяснили, что таких улиц две: проспект 60 лет Октября и улица Анны Лусс. Затем был проведён социологический опрос среди учащихся школы, родителей, учителей и жителей нашего района по вопросу «Знаете ли вы в честь кого (чего) названы улицы 60 лет Октября и Анны Лусс?» Старшее поколение знает причину наименования проспекта, а вот кто такая Анна Лусс знают единицы. Младшее поколение не знают ни того, ни другого. Как впрочем, не знают, в честь кого названы улицы Веселовского, Коваленко, Войнова и Миронова. Поэтому много ещё «белых пятен» в изучении истории и культуры мордовского края нашими школьниками, а значит, есть много тем и проблем для новых проектов



Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы о проделанной работе.

Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.

В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев, С. Н. Шацкий, А. С. Макаренко). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась.

Однако метод проекта в современном российском образовании активно используется вновь. Сегодня педагоги – ученные и педагоги – практики осознают связь метода проекта с историческими идеями свободного воспитания, но также обновляют его сущностные характеристики и место в системе методов обучения, в дидактических системах.

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Типологические признаки метода проектов:

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентированная и т.д.

  • Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  • Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)

  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)

  • Количество участников проекта

  • Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с признаками можно наметить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентированнные, практико - ориентированные (прикладные), литературно-творческие, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные, личностные, парные, групповые, краткосрочными, средней продолжительности, долгосрочными.

Структура проекта может быть обозначена следующим образом:

– Цель проекта, его актуальность.

– Источники информации.

– Обработка информации.

– Результат.

– Презентация.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность. Вот один из нескольких приведенных мною в работе примеров.

Модель №1

  1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор руководителя (

  2. 1 – 2 месяца).

  3. Выполнение работы (2 – 3 месяца).

  4. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них

  5. Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца)

  6. Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года

Метод проектов активно использовался в работе учителя А. В. Озиевой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Саранска.

Данный опыт необходимо систематизировать и обобщать.

Список использованных источников

    1. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков – М. : 2000. – 97 с.

    2. Волков, И. П. Приобщение школы к творчеству / И. П. Волков – М. : 1992. – 205 с.

    3. Даутова, О. Б. Современные технологии в профильном обучении / О. Б. Даутова – СПб. : 2006. – 176 с.

    4. Ермаков, Д. С. Учить школьников разрешать проблемы // Педагогика. – 2005.  №10.  с. 5 – 15.

    5. Качаров, Е. Г. Метод проектов в трудовой школе / Е. Г. Качаров – Л. :1926. – 320 с.

    6. Петрова, В. А Метод проектов / В. А. Петрова – М. :1929. – 321 с.

    7. Питт, Д. Проекты по технологии: руководство для авторов // Учитель. – 2002.  №2.  с. 610.

    8. Полат, Е. С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат – М. :2000. – 166 с.

    9. Полат, Е. С. Метод проектов в современной школе / М. : МИПКРО, 2000. – 205 с.

    10. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат – М. : 1999. – 130 с.

    11. Полат, Е. С. Как рождается проект / Е. С. Полат – М. :1995.- 340 с.

    12. Полякова, С. Творчество – это исследование // Учитель. – 2002.  №2.  с. 8  12

    13. Попова, Н. И. Метод проектов и школа жизни / Н. И. Попова –

М. :1926. – 234 с.

    1. Прутченков, А. С. Шаг за шагом. Технология разработки и реализации социального проекта / А. С. Прутченков – М. :2001.- 120 с.

    2. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев – М. : АРКТИ, 2008. – 80 с.

    3. Тюрберт, С. В. Метод проектов / С. В. Тюрберг – М. :1925. – 235 с.

    4. Федоряк, Л. М. Как сегодня обучать, чтобы повысить качество жизни // Педагогика. – 2005. - №4.  с. 212

    5. Хохлова, М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика. – 2004.  №5.  с. 36

    6. Янжул Е. Н. Практика метода проектов в американских школах / Е. Н. Янжул – Л. : 1925. – 432с.






Скачать файл (32.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации