Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Баряева Л.Б. Программа логопедической работы в ДОУ - файл 1.doc


Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Баряева Л.Б. Программа логопедической работы в ДОУ
скачать (319.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc320kb.18.12.2011 18:00скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева
1 СТУПЕНЬ: МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(ориенти­ровочно 3 (3,5) - 4 (4,5) лет)
Содержанием программы 1 ступени предусматривается коррекционно-логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи, первый уровень речевого развития (по Р. Е. Левиной).

Основное внимание на первой ступени логопедической работы на­правлено на создание условий для стимулирования речевой активно­сти детей с ОНР на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в различных формах (индивидуальная и групповая коррекционно-логопедическая работа). Переход к групповой форме рабо­ты осуществляется по мере формирования у детей коммуникативных навыков и устойчивой речевой активности.

Большое значение для коррекции речи имеет создание речевой сре­ды, обеспечивающей формирование способности взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими. Логопед создает условия для общения детей со взрослыми, друг с другом с целью преодоления чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха; стимулирует, поддерживает, поощряет их речевую активность, желание общаться с помощью слова. Логопедические занятия не должны быть построены по типу тренинга в простом повторении слов, а предусматривать разви­тие предметной деятельности с последующим формированием у ре­бенка желания поделиться результатами своей работы.

На всех логопедических занятиях формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности. Формирование речи осуществляется во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления, т. е. развиваются когнитивные предпосылки рече­вой деятельности.

Одной из важных задач обучения детей на первой ступени является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, диф­ференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обоб­щений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий является базой для развития активной речи детей.

Процесс формирования импрессивной речи характеризуется не про­стым пополнением речевого запаса новыми словами, а дифференциаци­ей понятий, значений слов, грамматических форм. Усвоению новых, не­знакомых слов, грамматических форм и связей способствует развитие слухового восприятия, уточнение произношения простых по артикуля­ции звуков и овладение слоговой структурой слов. В процессе логопеди­ческой работы по ознакомлению с окружающим детей учат понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по своей сложности синтаксическими конструкциями.

На логопедических занятиях происходит формирование первич­ных речевых умений и навыков, на основе которых в дальнейшем осу­ществляется развитие коммуникативного аспекта речевой деятельно­сти. Основной задачей формирования экспрессивной речи является обучение ситуативной речи, в процессе которой слова и элементарные фразы могут дополняться жестами. Сформированные на логопедиче­ских занятиях общие речевые умения закрепляются на занятиях, про­водимых другими педагогами.

^ Педагогический замысел:

  • преодолевать речевой и неречевой негативизм (работать над ослаблением чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха),
    формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, разви­вать положительное эмоциональное отношение к занятиям;

  • развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности;

  • работать над расширением понимания речи;

  • развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружа­ющими (со взрослыми и детьми);

  • развивать интерес к окружающей действительности и стимули­ровать познавательную активность;

  • формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, вни­мания, памяти, мышления;

  • работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий);

  • формировать общие речевые умения.

^ Содержание коррекционного обучения подготовительного этапа

Преодоление речевого и неречевого негативизма. Установление кон­такта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса. Включение ре­бенка в совместную деятельность и формирование навыков взаимо­действия ребенок - взрослый, ребенок - ребенок. Формирование у ре­бенка уверенности в своих силах. Формирование интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

Оборудование и материалы:

  • альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, любимых игрушек и т. д.;

  • картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, со­циальный, игровой опыт детей;

— настолько-печатные игры;

  • игры музыкально-дидактические, музыкально-ритмические, кон­структивные, игры с бытовыми предметами-орудиями, игры с природ­ным материалом и т. д.;

  • игрушки-«марионетки».

^ Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти

Привлечение внимания ребенка к предметам. Рассматривание пред­метов, формирование навыка фиксации взгляда на объекте и активно­го его восприятия. Знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет).

Освоение объемных и плоскостных геометрических фигур и форм пред­метов (круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный). Их различение в процессе сопоставления, сравнения (рамки Монтессори с вкладышами, противопоставление предметов по форме по принципу «та­кой - не такой», различение предметов контрастных и близких по форме и т. п.). Развитие стереогноза. Соотнесение формы предмета со словом.

Освоение величины предметов, выделение разных его измерений (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький, длин­ный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий).

Различение предметов по величине и измерениям (противопоставле­ние предметов по величине и измерениям по принципу «такой - не такой», выбор предметов одной величины и измерения из группы одно­родных, группировка разнородных предметов по величине и измере­нию, расположение предметов по словесной инструкции в ряд (в по­рядке увеличения или убывания) и т. п.). Соотнесение величины пред­мета и его измерения со словом.

Освоение цвета предмета (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый). Различение предметов по цвету (противопоставление предметов по цвету по принципу «такой - не такой», выбор предметов одного цвета из группы разных по форме и величине, различение предметов контраст­ных и близких по цвету и т. п.). Соотнесение цвета предмета со словом.

Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирова­ние сосредоточения на звуке, определение местонахождения источни­ка звука. Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Воспитание слухового внимания к речи. Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий-ти­хий), высоты (высокий-низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний.

Развитие основных функциональных уровней памяти от первично­го — узнавания - к более сложному - вопроизведению. Расширение круга узнаваемых предметов на основе сформированных зрительных и слуховых представлений. Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения (запоминание и воспроизведение последовательно­сти и количества предметов (3-4), картинок, геометрических фигур, различных по величине, цвету и форме; запоминание и воспроизведе­ние ряда неречевых звуков (2-х), звукоподражаний (2-х) и т. п.).

Оборудование и материалы:

игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок, мячи разного размера и цвета, кукла и т. д.; звучащие: погремушка, бубен, дудочка, барабан, колокольчик; сборно-разборные: пирамида, матрешки 2-3-х составные, кубики);

картинки с изображением различных предметов и игрушек, кото­рые дети используют в своих играх;

наборы геометрических фигур основных цветов и формы (объем­ных и плоскостных);

коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

рамки Монтессори с вкладышами; мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фи­гур каждого вида: 2 зеленых, 2 красных, 2 синих, 2 белых, 2 черных, 2 желтых;

рисунки с лабиринтами, указка или карандаш;

ленточки разных цветов и размеров (длинные (25хЗсм), короткие (12хЗсм), широкие (8х25см), узкие (2х25см)).

Примерный перечень рекомендуемых игр:

«Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма», «Шарики и воротики», «Чудесный мешочек», «Бабочки и цветы», «Чашки и блюд­ца», «Домино» (различные варианты на соотнесение по форме, цвету, величине), «Подбери пару», «Мозаика», «Закрой окошко», «Принеси и покажи», «Почини коврик», «Приходите на лужок», «Раз, два, три -ищи!», «Поручение», «Шесть картинок», «Лото малышам», и др. на­столько-печатные игры;

«Что звучит?», «Что делает кукла?», «На чем играет Буратино?», «Тихо - громко», «Найди погремушку», «Где звучит колокольчик?», «Угадай, кто позвал», «Угадай, кто в домике живет» и др.;

«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Расставь по местам», «Прят­ки с игрушками», «Что за чем звучало?», «Кто за кем пришел?».

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики

Обогащение двигательного опыта детей в процессе упражнений в ходь­бе, беге, прыжках, в действиях с предметами. Развитие праксиса позы (по подражанию и самостоятельно). Выработка динамической коорди­нации движений: четких и точных движений, выполняемых в опреде­ленном темпе и ритме; удержание двигательной программы в процессе выполнения последовательно организованных движений. Обучение вы­полнению правил в подвижных играх, согласованию своих движений с движениями других детей (при определении содержания работы по раз­витию общей моторики на логопедических занятиях логопед исходит из программных требований раздела «Физическое воспитание»).

Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжи­мание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепен­ным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствова­нием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слу­хового и тактильного анализаторов).

Формирование кинестетической основы движений пальцев рук на основе зрительного восприятия (упражнения и игры на развитие прак­сиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо» и т. д.).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в про­цессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса (игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором; составление узоров из крупной и мелкой мозаики, изображений предметов и геометрических форм из палочек (по образцу, по инструкции), складывание разрезных картинок, обве­дение, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная) трафаретов, «шнуровка» и т. д., упражнения и игры на развитие дина­мической организации движений.

Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формиро­ванию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в иг­ровой форме артикуляторных упражнений по подражанию («Кроко­дил» - широко открыть рот, «Веселый Петрушка» - растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» - вытянуть губы трубочкой, «Дразнил­ка» - высунуть язык вперед).

Формирование движений мимической мускулатуры по подража­нию (зажмуривание глаз, надувание щек).

^ Оборудование и материалы:

мячи, флажки, обручи, бубен, шнур, контуры — следы, изображаю­щие камешки, следы ног; кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, на­стольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, карандаши, ко­робочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус; шнурки и пластиковые карточки (различной формы) с отверстиями для шнуровки; куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; рукавички и перчатки с изображениями мордочек жи­вотных; игрушки; зеркало (большое настенное и индивидуальные).

^ Примерный перечень рекомендуемых игр:

«Самолеты», «Петушки», «Мышки», «Мяч», «Кидаем мячики», «На одной ножке вдоль дорожки», «Птицы и лиса», «Обезьянки», «Паль­чики здороваются», «Человечек», «Коза», «Улитка», «Гнездо», «Мо­стик», «Очки», «Сорока», «Этот пальчик - дедушка», «Веселый язы­чок» и др. игры-потешки и т. п.

^ Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравне­ния, обобщения, классификации

Овладение новыми сведениями об объекте в процессе использова­ния не только знакомых, но и новых способов действия. Развитие про­извольности, опосредованное™, восприятия, пространственных отно­шений, способности создавать целое из частей. Формирование простей­ших обобщений на основе установления сходных признаков.

Формирование операции анализа и способов ее реализации в деятель­ности. Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (разбор и складывание мат­решки 2-ух-4-хсосгавной, пирамиды из 4-6 колец, игры с конструктором, настольно-печатные игры типа «Найди такую же картинку» и т. п.).

Формирование операций анализа и синтеза в различных по степени и трудности условиях, идентификации и моделирования. Развитие нагляд­но-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных спо­собностей, способности соотнесения части и целого и их пространствен­ной организации на предметном уровне. Развитие умения оперировать предметами и образами (доски Сегена с 10— 15 вкладышами, «Заборчик», складывание разрезных фигурок, картинок из 2-3-4 частей по вертика­ли и горизонтали; дополнение до целого, конструктивные игры и т. п.).

Формирование операций сравнения, обобщения, классификации. Развитие способностей мысленного сопоставления объектов, установ­ления сходства или различия предметов по каким-либо признакам, объединения предметов и явлений действительности, имеющих те или иные свойства, в группу по общему признаку, распределение предметов по группам. Формирование понимания содержания и смысла сюжет­ных картинок, способности на основе анализа и синтеза делать простей­шие обобщения (игры в лото, домино, парные картинки; «Почтовый ящик», «Найди лишнее», понимание сюжетных картинок, группировка по темам, например, «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т. п.).

^ Оборудование и материалы:

Матрешки 2-ух-4-хсоставные, пирамиды из 4-8 колец, конструк­тор, полоски из плотной бумаги красного и белого цветов (по 8 полосок размером 10x3 см), счетные палочки, брусочки, коробка высотой 16 см, шириной 12 см, имеющая на верхней крышке 5 прорезей соответствую­щей формы для 10 объемных фигур; доски Сегена с 10-15 вкладыша­ми: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки, точно соответствующие пазам (на первой доске вкладыши представляют со­бой целые элементы высокой степени контрастности с фоном доски, на второй - вкладыши целые, совпадающие по цвету с фоном доски, на третьей - вкладыши разделены на отдельные части); парные картинки, разрезные картинки, сюжетные и предметные картинки и т. д.

^ Примерный перечень рекомендуемых игр:

«Лото», «Домино», «Найдитакую же картинку», «Найди лишнее» ит.п.

Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодей­ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур

Воспитание чувства ритма. Формирование ритмических движений в соответствии с характером звучания музыки, умения изменять ритм движения в соответствии с метрономом. Прохлопывание простого рит­ма по подражанию. Развитие слухового внимания и слуховой памяти на материале из 3-х ритмических сигналов. Отстукивание ритма дет­ских песен.

^ Оборудование и материалы:

деревянные ложки, музыкальные игрушки: погремушки, бубен, ко­локольчик, барабан и т. д., магнитофон с аудиокассетами различных мелодий и детских песен (марш, танцевальные мелодии); песни, напри­мер, «Конь» Е. Тиличеевой, «Цыплята» А. Филипенко.

^ Примерный перечень рекомендуемых игр:

музыкально-ритмические игры: «Птичка летает», «Мишки ходят», «Мишки бегают», «Кормим петушка» и т. п., ритмические игры: «По­смотри и сделай вместе со мной», «Послушай и сделай вместе со мной», «Посмотри и сделай как я», «Послушай и сделай как я».

^ Развитие импрессивной речи

Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержа­ние, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двига­тельные и звуковые реакции. Совершенствование понимания речи с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных действием (с использованием предметов и без них: «Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку» и т. д., «Покажи куклу», «Принеси куклу»). Понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шка­фу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми ку­бики и построй дом» и т. п.). Обучение пониманию вопросов (что? кто? где? («Покажи, что лежит на столе», «Покажи, кто спит?», «Пока­жи, где лежат игрушки?», «Покажи, что гудит, а что звенит?», «Пока­жи, кто спит, а кто сидит?», «Покажи, где кошка лежит, а где умывает­ся?»). Соотнесение слов «один - много» с соответствующим количеством предметов и слов «большой - маленький» с величиной предметов.

^ Оборудование и материалы:

игрушки, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Посуда», «Части тела и лица», «Одежда», «Мебель», геометрические фигуры (разной величины).

^ Примерный перечень игр:

«Кормление куклы», «Построим дом», «Кто пришел в гости», «Прят­ки», «Праздник елки», «Мамины помощники» и т. п.

Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого

Вызывание речевого подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катяпоет:а-а-а;Въютгудит:у-у-у;Петрушкаудивляется:о-о-о;Мышка пищит:и-и-и;Влесукричат:ау;Малышгыачет:уа;Осликкричит:иаит.п.)

Вызывание звукоподражаний ( на материале открытых слогов: ко­рова -му;мышка — пи;палъчик — бо-бо;машина -би-би;гусъ — га-га-га; курица - ко-ко-ко;наматериалезакрытыхслогов:мячик — бух;собака — ав-ав;гномик - ням-ням; чайник — пых-пых; на материале слогов со сте­чением согласных:лягушка - ква, ква-ква;уточка - кря, кря-кря;поросе­нок - хрю, хрю-хрю и т. п.). Удавшиеся звуковые комплексы повторя­ются в игровой форме несколько раз (до 5 повторений).

Формирование первых форм слов, способности называть предмет или действие словом, а не звукоподражанием. Формирование умения назы­вать имена детей ( Тата, Вова, Аня, Ляля, Катя, Нина), членов семьи (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя), просьбы (на, дай), указательные слова (это, тут, там), действия, обозначаемые глаголами повелительного наклоне­ния 2 лица ед. числа (возьми, иди, пей, спи, сиди, положи и т. д.).

Формирование фразовой речи посредством договаривания нача­тых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы (Мама, дай. Дай кису. Папа, иди), предложения сотрудничества (Давай играть) или вы­ражения желания (Хочу пить).

Формирование двухсловных предложений, включающих усвоенные существительные в им. падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + им. падеж существительного: «Где баба?»; ука­зательное слово + им. падеж существительного: «Вот Тата», «Это мама»).

^ Оборудование и материалы:

образные игрушки, предметные картинки, фотографии членов семьи.

Примерный перечень игр:

«Узнай игрушку», «Волшебный сундучок», «Угощаем куклу», «Не­послушные игрушки», «У бабушки в деревне», «Кто как кричит?», «Цирк», «Детский сад», «Помощники», «Экскурсия», «Репка» и т. д.

^ Содержание коррекционного обучения основного этапа

Воспитание общих речевых навыков

Формирование оптимального для речи типа физиологического дыха­ния (диафрагмального). Формирование речевого дыхания (спокойного короткого вдоха и плавного длительного выдоха) без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолиро­ванных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем - постепенно распространяющихся фраз, произноше­ние которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).

Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высо­ко - низко). Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением).

Формирование первичных представлений об интонационной выра­зительности речи посредством эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок. Обучение интонационному подражанию голосам жи­вотных и птиц. Обучение выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.

Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме упражнений по подражанию (например, сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка»). Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы. Обучение воспроизведению интона­ционно-ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.

^ Оборудование и материалы:

снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, дудочка, губная гармошка, флюгер, бумажные кора­блики, стакан с водой и трубочка, бумажные бабочки на цветке и т. д., игрушки, предметные картинки, зеркало.

^ Примерный перечень игр:

«Больной пальчик», «Снежинки», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Вода кипит», «Забей мяч в ворота», «Бабочка летит», «Потянем рези­ночки», «Тихо - громко», «Высоко — низко», «Укладываем куклу спать» и т. д.

^ Литературный материал для формирования интонационной выра­зительности речи:

потешки: «Водичка-водичка», «Ужты, котенька, коток», «Баю-баю-бай», «Как у нашего кота», «Идет коза рогатая», «Тень-тень-потетень», «Ладуш­ки», «Тили-бом», «Аи, ду-ду», «Аи, лады, лады, лады», «Летят гули», «Ва­ленки», «Жили у бабуси», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока» и т. д.;

сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро коз­лят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» и др.; стихотворения: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит» (А. Барто), «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри» (Е. Благинина), «Мяч», «Два котен­ка», «Кошкин дом», «Елка» (С. Маршак), «Песенка друзей» (С. Ми­халков), «Ежик», «Шофер» (Б. Заходер), «Приказ», «Жадина», «Ка­призы» (Э. Мошковская), «Медведь», «Баиньки» (И. Токмакова), «Прятки» (3. Александрова), «Большая кукла», «Бычок», «Котенок» (В. Берестов), «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» (С. Капутикян), «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит» (К. Чуковский) и др.

Развитие импрессивной речи

Дальнейшее развитие предметного, адъективного и глагольного сло­варя. Уточнение значений слов. Закрепление понимания обобщающих понятий («Покажи то, с чем ты будешь играть», «Покажи то, чем ты будешь есть», «Покажи то, что ты наденешь на прогулку»).

Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей— вылей, застегни — рас­стегни, надень - сними, завязывает - развязывает, закрывает - открыва­ет, залезает - слезает), прилагательных (большой - маленький, высо­кий - низкий, длинный - короткий), наречий (впереди - сзади, внизу -вверху, высоко - низко, далеко - близко, справа - слева, много - мало).

Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кому? у кого? чем? куда? и т. д.): «Покажи, кому мама дает молоко?», «Покажи, у кого кук­ла?», «Покажи, чем рисует девочка?», «Покажи, куда спрятался котенок?»

Дифференциация в импрессивной речи форм существительных ед. и мн. числа мужского и женского рода с окончанием -ы (-и), (-а) в им. падеже («Покажи, где стол, где столы?», «Покажи, где мяч, где мячи?», «Покажи, где шар, где шары?», «Покажи, где кубик, где кубики?», «По­кажи, где кукла, где куклы?», «Покажи, где чашка, где чашки?», «Пока­жи, где рыба, где рыбы?», «Покажи, где дом, где дома?», «Покажи, где глаз, где глаза?» и т. д.).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3 лица ед. и мн. числа настоящего времени («Покажи, где мальчик спит, где маль­чики спят?», «Покажи, где девочка поет, где девочки поют?», «Покажи, где собака сидит, где собаки сидят?», «Покажи, где малыш рисует, где малыши рисуют?» и т. д.).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего вре­мени по родам: мужской и женский род («Покажи, где Женя спал, где Женя спала?», «Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чашку?», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала?» и т. д.). Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в; из; на. Формирование понимания предложных конструкций с пред­логами под; за; у; с; около; от; из-под-; из-за (по демонстрации дей­ствий).

Формирование понимания значения продуктивных уменьшитель­но-ласкательных суффиксов существительных -ик, -ок, -чик, -к, -очк-, -ечк- («Покажи, где мяч, где мячик?», «Покажи, где дым, где дымок?», «Покажи, где ягода, где ягодка?», «Покажи, где ложка, где ложечка?», «Покажи, где коза, где козочка?»).

Понимание вопросов по сюжетной картинке, вопросов по про­читанной сказке (с использованием иллюстраций).

Понимание соотношений между членами предложения (Мальчик ловит рыбу удочкой. «Покажи, кто ловит рыбу?», «Покажи, кого ловит мальчик?», «Покажи, чем мальчик ловит рыбу?»).

^ Формирование предметного, предикативного, адъективного сло­варя экспрессивной речи

Расширение, активизация и уточнение словаря (по различным лек­сическим темам) посредством использования в речи слов-действий, слов-названий, слов, обозначающих признаки предметов (цвет: крас­ный, синий, желтый, зеленый, черный, белый; величина и ее измерения: большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий; вкус: кис­лый, сладкий, горький, соленый, вкусный и т. д.), личных и притяжа­тельных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш), наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше), ощущение (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оцен­ку действий (хорошо, плохо, громко, тихо).

Постепенное введение в словарь экспрессивной речи числительных (один, два, три).

^ Формирование грамматических стереотипов словоизменения и сло­вообразования в экспрессивной речи

Обучение стандартным и наиболее продуктивным способам слово­изменения.

Обучение употреблению форм ед. и мн. числа существительных мужского и женского рода в им. падеже с окончанием -ы (шар - шары); -и (кошка - кошки).

Обучение изменению существительных по падежам:

- вин. падеж ед. числа с окончанием -у («Я беру... куклу, зайку, миш­ку» и т. д.);

- род. падеж существительных мужского и женского рода ед. числа без предлога («Чего нет у зайки?») и с предлогом -У («У кого нет мяча?», «У кого есть усы?»);

  • дат. падеж существительных мужского и женского рода ед. числа с окончанием -е («Кому подарили игрушки?»);

  • творит, падеж существительных мужского рода ед. числа с окон­чанием -ом («Чем режут хлеб?»).

Обучение употреблению глаголов в форме повелительного накло­нения 2 лица ед. числа настоящего времени (сиди, лежи, играй, иди и т. д.), глаголов в форме изъявительного наклонения 3 лица ед. и мн. чис­ла настоящего времени (поет - поют, стоит - стоят, лежит - лежат и т. д.)

Обучение согласованию прилагательных с существительными муж­ского и женского рода ед. числа в им. и косвенных падежах по опорным вопросам.

Обучение согласованию местоимений мой, моя с существительны­ми в им. падеже (мой мишка, моя кукла).

Обучение правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел - ушла - ушли).

Обучение образованию существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -ок-, -чик-, -к-, -очк-, -ечк-.

Обучение самостоятельному использованию отработанных грамма­тических форм словоизменительных и словообразовательных моде­лей по демонстрации действий и по сюжетным картинкам.

^ Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтакси­ческих связей в составе предложения

Формирование двусоставного простого предложения, в котором подлежащее выражено формой ед. числа (мн.) числа существительного в им. падеже, а сказуемое - формой изъявительного наклонения 3 лица ед. (мн.) числа настоящего времени в процессе ответов на вопросы по картинкам (Киса спит. Мальчик бежит. Дети поют.)

Формирование простого предложения с прямым или косвенным дополнением и обращением, в котором сказуемое выражено формой повелительного наклонения 2 лица ед. числа настоящего времени (Мама, дай куклу. Тата, возьми чашку) и формой изъявительного наклонения 3 лица ед. числа настоящего времени (Вова ест кашу. Катя машет ру­кой).

Формирование синтаксической конструкции с предложением сотруд­ничества или выражением желания, включающей обращение (Мама, хочу пить. Катя, давай играть).

Формирование синтаксической конструкции, включающей место­имения (Яхочу есть. Он идет гулять).

Усвоение и закрепление правил синтаксических связей слов в со­ставе простого предложения посредством ответов на поставленные воп­росы (по сюжетной картинке, по содержанию небольших сказок, сти­хотворений с опорой на картинки, в процессе диалога).

^ Формирование связной речи

Создание условий для использования детьми ситуативной речи в об­щении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности).

Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотво­рений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

^ Оборудование и материалы:

предметные картинки по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Новый год», «Транспорт», «Зимние забавы», «Посуда», «Продукты питания», «Домашние живот­ные и птицы», «Дикие животные», «Мамин праздник», «Весна», «Лето»;

сюжетные картинки; образные игрушки.

^ Примерный перечень игр:

настолько-печатные игры (типа настольного лото);

игры: «Подскажи словечко», «Наряди елку», «Один - много», «Ска­жи ласково», «Поручение», «Командир», «Послушная Катя», «Семья», «Игрушки», «Магазин», «Скажи правильно», «Одеваем куклу», «На­зови сколько», «Кто в домике живет», «День рождения», «Подарки», «Что у вас?», «Ласковые имена», «Два медведя», «Найди свою картин­ку», «Экскурсия», «Передай флажок», «Чего нет?», «Прятки», «Реп­ка», «Угощаем куклу», «Непослушные игрушки» и др.

^ Литературный материал по описанным направлениям работы:

потешки: «Водичка-водичка», «Уж ты, котенька-коток», «Баю-баю-бай», «Как у нашего кота», «Идет коза рогатая», «Тень-тень-потетень», «Ладушки», «Тили-бом», «Аи, ду-ду», «Аи, лады-лады-лады», «Летят гули», «Валенки», «Жили у бабуси», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока» и т. д.;

сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро коз­лят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» и др.;

стихотворения: «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит» (А. Барто), «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри» (Е. Благинина), «Мяч», «Два котен­ка», «Кошкин дом», «Елка» (С. Маршак), «Песенка друзей» (С. Ми­халков), «Ежик», «Шофер» (Б. Заходер), «Приказ», «Жадина», «Кап­ризы» (Э. Мошковская), «Медведь», «Баиньки» (И. Токмакова), «Прятки» (3. Александрова), «Большая кукла», «Бычок», «Котенок» (В. Берестов), «Кто скорее допьет», «Маша на плачет» (С. Капутикян), «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит» (К. Чуковский) и др.

  1   2   3



Скачать файл (319.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации