Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Прогнозирование и планирование экономики - файл 1.doc


Контрольная работа - Прогнозирование и планирование экономики
скачать (131.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc132kb.18.12.2011 18:57скачать

содержание

1.doc

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра регионального управления

Контрольная работа

по курсу «Прогнозирование и планирование экономики»

Тема №5
Минск

2006

СОДЕРЖАНИЕ:



Вопрос 1. Методологические принципы прогнозирования и планирования. 3

Вопрос 2. Формирование структуры товарооборота. Баланс спроса и предложения, его содержание и назначение. 8

Задача. 14

Список использованной литературы: 16



^

Вопрос 1. Методологические принципы прогнозирования и планирования.


Прогнозирование и планирование экономики является сложным многоступенчатым процессом, который охватывает большой круг вопросов: социально-экономических, научно-технических, организационно-управленческих, инфраструктурных и т.д.

Прогнозирование - это процесс формирования прогноза, то есть научно обоснованного суждения о возможных состояниях рассматриваемого объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения.

Планирование - это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств, путей, сроков их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Таким образом, планирование - это процесс создания модели намечаемого состояния объекта в будущем одновременно с установлением методов, способов и сроков достижения данного состояния. А прогноз является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта. Для планирования используется наиболее рациональный прогнозный вариант.

Планирование и прогнозирование - это функции управления, элементы управленческого цикла. Разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах, то есть на основных исходных положениях, правилах формирования, обоснования и организации разработки прогнозных и плановых документов.

К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести:

  • Научность - предполагает разработку прогнозов и планов на основе познания и использования экономических законов и теорий, достижений НТП и других наук. В процессе разработки прогнозов и планов производится глубокий анализ тенденций и перспектив экономического и социального развития хозяйствующего субъекта, разрабатываются технико-экономические обоснования темпов и пропорций его экономического роста и т.п.;

  • Системность - предполагает учитывать в процессе обоснования, разработки и принятия плановых решений сложный характер функционирования и развития того или иного элемента национальной экономики как определенной социально-экономической системы. Принцип позволяет расчленить большую систему на множество подсистем (экономика делится на комплексы, последние — на подкомплексы и т.д.), и предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития;

  • Непрерывность - определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану (прогнозу) приходит новый, а на смену второму — третий и т.д. Принцип касается прежде всего прогнозов и планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а тот, в свою очередь, — частью долгосрочного. Принцип непрерывности состоит также в систематическом сборе и обработке поступающей дополнительной информации и внесении необходимых коррективов по мере необходимости. Корректировка должна производится на основе результатов реализации прогнозов и планов, уточнения целей, изменения тенденций развития объекта или внешней среды;

  • Целенаправленность – требует, чтобы каждый план был направлен на достижение определенных целей;

  • Приоритетность - позволяет сосредоточить ресурсы на главных направлениях развития экономики и решении проблем общегосударственного значения;

  • Оптимальность - означает ориентацию на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития планируемого объекта, предусматривает максимальное удовлетворение нужд народного хозяйства и населения при имеющихся ресурсах с учетом их рационального использования;

  • Комплексность - предусматривает, что в процессе обоснования и принятия планового решения в расчет необходимо принимать все возможные последствия его реализации, как в самом объекте планирования, так и во внешней по отношению к нему среде;

  • Адаптивность - предусматривает возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям, как в самом объекте планирования, так и во внешней среде. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, то есть их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам. Кроме того, он предполагает наличие определенных резервов, которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности;

  • ^ Пропорциональность и сбалансированность - указывает на необходимость количественного соответствия между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием. При этом все пропорции по характеру и значимости подразделяются на общеэкономические (баланс спроса и предложения), межотраслевые (соотношение отраслей в разрезе экономики), внутриотраслевые (соотношение между отдельными видами сопряженных производств), территориальные (размещение производства по территории страны), внешнеэкономические (соотношение экспорта и импорта). Несоблюдение этих пропорций ведет к нарушению сбалансированности экономики и вызывает такие негативные явления, как инфляция, дефицит, спад производства и пр.;

  • ^ Социальная направленность – требует приоритетного обеспечения решения социальных проблем;

  • Адекватность – требует соответствия разрабатываемых прогнозов и планов объективным закономерностям и реальным социально-экономическим процессам, заключается в оценке вероятностей наступления возможных будущих состояний объекта, в выявлении и оценке устойчивых тенденций и взаимосвязей в его развитии;

  • Определенность - требует обоснованности, детализации и конкретизации плана, его соответствия имеющимся ресурсам. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени реализации плана;

  • ^ Сочетание отраслевого и регионального аспектов – требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов. Соблюдение этого принципа способствует повышению эффективности общественного производства, росту благосостояния населения и улучшению состояния окружающей среды.

Принципы прогнозирования включают принципы планирования и принципы, обеспечивающие обоснованность и актуальность прогноза. К специфическим принципам прогнозирования относится в первую очередь принцип альтернативности, который исходит из сущностных характеристик прогноза и отражает вероятностный характер развития объекта и отдельных его компонентов по разным траекториям в результате воздействия случайных процессов и отклонений при сохранении устойчивости прогнозируемых тенденций. Согласно этому принципу, в основу должен браться наилучший из двух или нескольких возможных вариантов.

Прямоточность - предусматривает строго целесообразную передачу информации от одного исполнителя к другому по кратчайшему пути.

Автоматичность заключается в применении современной электронной техники, программного обеспечения и существующих методов сбора и обработки информации с целью сокращения времени и затрат ресурсов на выполнение прогнозирования.

Таковы важнейшие принципы рыночного прогнозирования и планирования. На их основе в процессе практической деятельности формируются и развиваются общенаучные методы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов, представляющие собой поиск, обоснование и выбор необходимых показателей и результатов.
^

Вопрос 2. Формирование структуры товарооборота. Баланс спроса и предложения, его содержание и назначение.


Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. В динамике товарооборота находят отражение систематический рост производства с одной стороны и непрерывный подъем благосостояния и культуры населения – с другой. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объема и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доход, прибыль, рентабельность, издержки обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятия и др.

Структура товарооборота отражает соотношение товарных групп и отдельных видов товаров в общем их объеме, что связано, во-первых, с их значимостью и, во-вторых, со степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления.

С позиции макроэкономического анализа рыночной ситуации товарная структура товарооборота отражает степень сбалансированности или, наоборот, дисбаланса спроса и предложения. С позиции оценки уровня жизни населения товарная структура розничного товарооборота служит качественным критерием удовлетворения личных потребностей точно так же, как структура реализации товаров производственного назначения выступает в роли качественной характеристики удовлетворения производственных потребностей. С точки зрения бизнес-статистики и маркетинга состав продажи товаров отражает сегментацию рынка, позволяет оценить эффективность диверсификационных процессов, а также характеристики конкурентоспособности фирм.

Формирование структуры товарооборота осуществляется по следующим этапам:

  1. ^ На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. При этом используются матери­алы торговых организаций, статистические данные, научно обоснованные нор­мы потребления и другая необходимая информация, учитывается конкретная потребность в товарах определенного ассортимента и качества, платежеспособ­ность потребителей, уровень потребительских цен.

В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за предшествующие периоды, отклонений заказов и заявок торгующих организаций от ресурсов соответствующих товаров.

Важное значение в обосновании изменения структуры товарообо­рота имеет анализ статистических данных и бюджетов семей. Пос­кольку семьям с различными уровнями доходов соответствует своя структура спроса на товары и услуги, на основе этих данных и дан­ных об изменении уровня денежных доходов на душу населения в прогнозируемом периоде можно определить основные направления изменения платежеспособного спроса населения, а вместе с тем и необходимые изменения в структуре товарооборота.

В связи с происходящими изменениями в структуре спроса, пос­тоянным переключением спроса с одних товаров на другие целесооб­разно прогнозные расчеты спроса начинать с таких агрегированных групп, как продовольственные и непродовольственные товары. За­тем должен прогнозироваться спрос по менее агрегированным груп­пам. Поэтапные расчеты структуры товарооборота позволяют с боль­шей точностью определить, какую часть покупательных фондов на­селение израсходует на удовлетворение спроса по агрегированным группам товаров.

При формировании структуры товарооборота необходимо част­ные прогнозы спроса на конкретные товары увязывать с прогнозами спроса на группы товаров и затем осуществлять увязку с совокуп­ным спросом (покупательными фондами).

В практике прогнозы структуры товарооборота чаще всего разра­батываются на основе среднегодовых темпов изменений реализован­ного спроса, данных прироста или снижения продажи товаров либо изменений удельного веса объема реализации товарных групп в об­щем товарообороте.

В регионах для прогнозирования структуры спроса по группово­му ассортименту используются среднегодовые темпы изменения объ­ема продаж отдельных товаров, темпы изменения объема товарообо­рота и коэффициенты эластичности спроса по общему товарообороту или обороту по макрогруппам товаров (продовольственные, непро­довольственные товары).

Результаты расчетов корректируются на коэффициент неудов­летворенного спроса в предшествующем периоде, и определяется спрос на группу товаров в прогнозируемом периоде.

Подобные расчеты осуществляются по всем группам товаров и путем суммирования результатов находится общий объем спроса.

Однако сумма результатов частных прогнозов не всегда совпа­дает с прогнозом совокупного спроса. Поэтому осуществляется кор­ректировка прогнозов спроса по агрегированным группам товаров с помощью поправочных коэффициентов, которые рассчитываются как отношение общего объема спроса на все товары к сумме частных прогнозов (прогнозов по отдельным группам товаров). Показатели прогноза спроса по отдельным товарам умножаются на найденный коэффициент.

  1. ^ На втором этапе осуществляется прогноз структуры товарного предложения. При этом предложение товаров на потребительском рынке фор­мируется из товаров, произведенных в республике (регионе), за ее пределами (импорта товаров), и товарных запасов. Размеры товар­ного предложения определяются на основе балансов товаров наро­дного потребления.

Следует отметить, что данные о спросе и предложении характе­ризуют наиболее вероятные объемы платежеспособного спроса и пред­ложения при ценах спроса и предложения. При этом под ценой спро­са следует понимать цену, по которой потребитель может купить товар. Под ценой предложения понимается цена, по которой постав­щик продукции намеревается ее продать. Цены спроса и предложения могут не совпадать в связи с намере­ниями покупателей о приобретении товара по более низким ценам, а продавцов — о продаже по более высоким ценам. В этом случае на потребительском рынке будет наблюдаться дефицит или профицит какого-либо товара или группы товаров.

^ 3) На заключительном этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложения (см. табл. №1).

Балансы спроса и предложения разрабатываются по важнейшим товарам согласно определенной номенклатуре. При разработке про­гнозных балансов должны анализироваться данные предшествующих периодов.

^ Таблица №1. Баланс спроса и предложения молока и молокопродуктов в РБ, тыс. т.




Годы




1990

1995

2000

2001

2002

2003

2010 (прогноз)

^ Спрос, всего

7466

5111

4546

4881

4831

4911

6445

в том числе:






















внутренний рынок

5578

4614

3758

3833

3649

3729

4945

экспорт

1888

497

788

1048

1182

1182

1500

^ Предложение, всего

7466

5111

4546

4881

4831

4911

6445

в том числе:






















отечественное производство

7457

5070

4490

4834

4773

4841

6400

импорт

12

41

56

47

58

70

45

Доля импорта в общем объеме внутреннего потребления, %

0,21

0,89

1,5

1,2

1,6

1,9

0,9

Объем продаж товаров, спрос которых удовлетворяется не пол­ностью, определяется их предложением, а но недефицитным това­рам — спросом на них с учетом взаимозаменяемости и сопряженнос­ти товаров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торговые организации согласовывают с промышленными предприятиями путем прямых договоров.

На практике прогнозы структуры товарооборота разрабатываются на основе среднегодовых темпов изменения реализованного спроса и изменения удельного веса продаж отдельных товаров в общем объеме (см. табл. №2).

К примеру, в 2004 году населению продано продовольственных товаров на 11 трлн. рублей, непродовольственных товаров – на 8,5 трлн. рублей, что составляет соответственно 107,9% и 117,6% к уровню 2003 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в 2004 году составил 56%, непродовольственных – 44%, в 2003 году – соответственно 60% и 40%.

^ Таблица №2. Динамика розничного товарооборота продовольственных и непродовольственных товаров в 2004 году.

Период

Продовольственные товары, в % к

^ Непродовольственные товары, в % к

соответствую-щему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

соответствую-щему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

I квартал

113,0

89,0

119,7

100,2

II квартал

104,8

104,6

119,1

112,7

III квартал

105,5

106,3

114,3

112,7

IV квартал

109,1

103,2

119,7

112,9


Существенные различия между фактическими и прогнозными показателями спроса и предложения в натуральном выражении, ценами и стоимостью продукции являются основой для формирования предложений о мерах государственного воздействия на потребительский рынок. Вопросы сбалансированности спроса и предложения решаются путем государственного воздействия на отдельные отрасли с помощью налоговой, кредитной, бюджетной политики.

Задача.


В таблице представлены данные о количестве проданных товаров и ценах на них по периодам.

Товар

Период

1-й

2-й

3-й

кол-во,

шт.

цена,

ден. ед.

кол-во,

шт.

цена,

ден. ед.

кол-во,

шт.

цена,

ден. ед.

1

2

3

4

5

200

700

450

350

500

15

21

12

18

9

220

730

400

320

550

25

35

20

30

15

190

740

980

370

560

33

45

26

35

20

Определить по группе товаров индексы потребительских цен и темп инфляции.
Решение:

Сводные по группе товаров индексы потребительских цен определим по формуле Ласпейреса:

,

где - сводный индекс потребительских цен для периода, следующего за базисным (т.е. принятым за базу сравнения); , - уровень цен i-того товара в отчетном и в базисном периоде соответственно; - количество i-того товара, реализованное в базисном периоде.

Сводный индекс потребительских цен для 2-го периода составит:



Сводный индекс потребительских цен для 3-го периода:



Темп инфляции рассчитаем по следующей формуле:

,

где - темп инфляции для периода, следующего за базисным; , - индексы потребительских цен в отчетном и базисном периоде соответственно.

Так как данные об индексах потребительских цен имеются только за 2-й и 3-й периоды, то определить темп инфляции можно только для 3-го периода:

%
Вывод: во 2-м периоде по сравнению с 1-м периодом потребительские цены возросли на 66,7%, а в 3-м периоде по сравнению со 2-м периодом – на 27,8%; таким образом темп инфляции в 3-м периоде по отношению ко 2-му периоду составил -30,4%, то есть произошло его снижение.

^

Список использованной литературы:




  1. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А. И. Ильин. – Мн.: Новое знание, 2001. – 2-е изд., перераб. – 635 с.

  2. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В. И. Борисевич, Г. А. Кандаурова, Н. Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В. И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. – 432с.

  3. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

  4. Республика Беларусь в цифрах. // Краткий статистический сборник Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, Минск, 2004.

  5. Сак А.В. Прогнозирование и планирование экономики: Метод. пособие к выполнению контр. работы для студ. экон. спец. БГУИР заоч. формы обуч. / А.В. Сак. – Мн.: БГУИР, 2003. - 35 с.





Скачать файл (131.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации